Основы курса "Педагогики Олонхо" для педагогов
Основы курса «Педагогика Олонхо» для педагогов дополнительного образования.
Доклад учителя МОБУ Мархинской СОШ №2 Борисовой Раисы Николаевны.
В наше время, когда якутский эпос олонхо призван шедевром мирового масштаба, естественно, повышается высокий интерес к национальной культуре, к устному народному творчеству и в культуре в целом.
Наши предки, в далеком прошлом, ставили перед собой важнейшие жизненные и нравственные проблемы. Главной идеей, которая развивается в олонхо, идея установления счастливой жизни и устранения зла на земле, воспитания молодого поколения в духе преданности, любви к родной земле. Как отметил, И.С.Портнягин в работе «Этнопедагогика кут-сюр» (педагогические воззрения народа Саха): «Олонхо, сокровищница якутов, носит ярко выраженный педагогический характер. Олонхо отражены такие явления, как рождение и воспитание детей, многосторонняя подготовка молодежи к жизни, закономерности формирования личности в сфере деятельности и борьбе с темными силами» (стр.41 1998 г.). Идеи и мысли народной педагогики мы находим в героическом эпосе – олонхо, народных песнях- ырыалар, сказках – кэпсээннэр, исторических преданиях – сэьэннэр, представляющих собой своеобразную устную летопись минувшего, а также скороговорках – чабыр5ах, загадках, пословицах.
В связи с этим для нас, педагогов дополнительного образования –направление – якутский фольклор, главным принципом воспитания является приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа через популяризации героического эпоса – олонхо.
В нашей статье рассматривается программа практического курса «Педагогика Олонхо» для педагогов дополнительного образования средних общеобразовательных школ. Программа направлена на то, чтобы дать детям широкий круг представлений, знаний и умений в области материальной и духовной культуры народа Саха; а затем, выявление и описание символов родной культуры, содержащихся в эпическом наследии – олонхо.
Олонхо отражает образную картину мира, обрядовые комплексы и ритуалы архаического типа. Олонхо, как крупный жанр якутского фольклора, содержит сложную разнообразную систему символов, воплощающих своеобразие и богатство духовной культуры народа Саха. Система символов в олонхо – многовековое наследие, заключающее в себе многоуровневую, многослойную информацию о среде обитания, образе жизни, мировоззрении, психологии, стили поведения древнего человека, сложившемся этикете эпического социума, в целом об этике и эстетике предков.
Целью программы является: привитие ребенку духовно-нравственной культуры и усвоение ценностей через обучение эпосу – олонхо.
Задачи программы – это: знакомство с культурой якутского народа; обучение исполнительским навыкам якутского народного пения, игры на хомусе, чтении скороговорки, исполнении олонхо и танца осуохай; обучение практическому выполнению народных обрядов; развитие эстетические, музыкальные, творческие способности, фантазии и воображение через эпос олонхо.
Программа практического курса апробируется в фольклорной студии «Ай-туой» МОБУ ДОД Д(П)Ц г. Якутска, где занимаются дети от 6 до 16 лет. В программе предусмотрены занятия групповые, индивидуальные и практические, в основном, разучивание текстов пения, игры на народных музыкальных инструментах, исполнения благопожелание «Алгыс» и традиционные обряды.
Программа предусматривает три ступени образовательного процесса первая ступень: «Якутский фольклор – часть духовной культуры народа Саха»; вторая ступень- «Олонхо как крупный жанр якутского фольклора»; третья – «Олонхо вершина духовного и материального творения народа Саха».
Таким образом, основой практического курса «Педагогики олонхо» является раскрытие творческих способностей и таланта детей, формирование мировоззрения, расширение словарного запаса обучающихся, тем самым, повышается уровень духовно- нравственной культуры в целом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Основы курса «Педагогика Олонхо» для педагогов дополнительного образования.
В наше время, когда якутский эпос олонхо призван шедевром мирового масштаба, естественно, повышается высокий интерес к национальной культуре, к устному народному творчеству и в культуре в целом.
Наши предки, в далеком прошлом, ставили перед собой важнейшие жизненные и нравственные проблемы. Главной идеей, которая развивается в олонхо, идея установления счастливой жизни и устранения зла на земле, воспитания молодого поколения в духе преданности, любви к родной земле. Как отметил, И.С.Портнягин в работе «Этнопедагогика кут-сюр» (педагогические воззрения народа Саха): «Олонхо, сокровищница якутов, носит ярко выраженный педагогический характер. Олонхо отражены такие явления, как рождение и воспитание детей, многосторонняя подготовка молодежи к жизни, закономерности формирования личности в сфере деятельности и борьбе с темными силами» (стр.41 1998 г.). Идеи и мысли народной педагогики мы находим в героическом эпосе – олонхо, народных песнях- ырыалар, сказках – кэпсээннэр, исторических преданиях – сэьэннэр, представляющих собой своеобразную устную летопись минувшего, а также скороговорках – чабыр5ах, загадках, пословицах.
В связи с этим для нас, педагогов дополнительного образования –направление – якутский фольклор, главным принципом воспитания является приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа через популяризации героического эпоса – олонхо.
В нашей статье рассматривается программа практического курса «Педагогика Олонхо» для педагогов дополнительного образования средних общеобразовательных школ. Программа направлена на то, чтобы дать детям широкий круг представлений, знаний и умений в области материальной и духовной культуры народа Саха; а затем, выявление и описание символов родной культуры, содержащихся в эпическом наследии – олонхо.
Олонхо отражает образную картину мира, обрядовые комплексы и ритуалы архаического типа. Олонхо, как крупный жанр якутского фольклора, содержит сложную разнообразную систему символов, воплощающих своеобразие и богатство духовной культуры народа Саха. Система символов в олонхо – многовековое наследие, заключающее в себе многоуровневую, многослойную информацию о среде обитания, образе жизни, мировоззрении, психологии, стили поведения древнего человека, сложившемся этикете эпического социума, в целом об этике и эстетике предков.
Целью программы является: привитие ребенку духовно-нравственной культуры и усвоение ценностей через обучение эпосу – олонхо.
Задачи программы – это: знакомство с культурой якутского народа; обучение исполнительским навыкам якутского народного пения, игры на хомусе, чтении скороговорки, исполнении олонхо и танца осуохай; обучение практическому выполнению народных обрядов; развитие эстетические, музыкальные, творческие способности, фантазии и воображение через эпос олонхо.
Программа практического курса апробируется в фольклорной студии «Ай-туой» МОБУ ДОД Д(П)Ц г. Якутска, где занимаются дети от 6 до 16 лет. В программе предусмотрены занятия групповые, индивидуальные и практические, в основном, разучивание текстов пения, игры на народных музыкальных инструментах, исполнения благопожелание «Алгыс» и традиционные обряды.
Программа предусматривает три ступени образовательного процесса первая ступень: «Якутский фольклор – часть духовной культуры народа Саха»; вторая ступень- «Олонхо как крупный жанр якутского фольклора»; третья – «Олонхо вершина духовного и материального творения народа Саха».
Таким образом, основой практического курса «Педагогики олонхо» является раскрытие творческих способностей и таланта детей, формирование мировоззрения, расширение словарного запаса обучающихся, тем самым, повышается уровень духовно- нравственной культуры в целом.