Программа учебного курса "Религиоведение..." для СПО медицинского профиля
Курс религиоведения является элективом, включает в себя 10 лекций. 5 семинаров и 1 практическое занятие - викторину.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma__religioved.__2011.doc | 145 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ И СЛУЖБА ХОСПИСА
2011
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 060501 - СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО и 60101 - ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО и предлагается для реализации в учебном процессе в качестве дисциплины из резерва времени (РВ).
Организация-разработчик: ГОУ СПО «Санкт-Петербургский Медицинский колледж №2»
Разработчики: Королева А.П.
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета № ______________ от «» _________ 2010 г.
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
СТР.
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСИЦПЛИНЫ 5 - 7
- СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 8
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9 - 12
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 18 - 22
I. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
- Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью дополнительной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 060501 – сестринское дело СПО / профессии медицинская сестра и специальности 60101 - лечебное дело СПО / профессия фельдшер, составленной из часов резерва времени.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при профессиональной подготовке и переподготовке медицинских сестер и фельдшеров.
- Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Религиоведение и служба» принадлежит к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа предназначена для реализации в рамках подготовки медицинских сестер и фельдшеров в средних профессиональных образовательных учреждениях статуса колледжи. Предмет «Религиоведение и служба хосписа» может быть включен в состав дисциплин из резерва времени (РВ).
Религия является неотъемлемой частью мировой культуры человечества. Следовательно, культурным является человек не обязательно верующий, но непременно уважающий веру других и знающий основные постулаты великих религиозных учений.
Сегодня многие ученые, анализируя религию, сводят ее суть не только к вере в Бога, но к некоей общечеловеческой совести. Религиоведы и философы часто трактуют религию как «совестливое отношение к чему бы то ни было». Поэтому, говоря о религии, не возможно обойти стороной нравственный ракурс этого явления культуры. Проповедь добра, милосердия, чуткости, сострадания – вот единая морально-нравственная основа большинства мировых религий. Эти же принципы человеческих отношений лежат в основе медицинской практики. Следовательно, у медицины и религии, при существенном их различии, есть много точек соприкосновения. Поэтому, обращение к вопросам веры может помочь студентам по-новому осмыслить суть своей будущей профессии, сформировать приоритеты деятельности и принципы отношений к пациентам, исходя из того, что дело исцеления болящих есть занятие богоугодное, милосердное и праведное, обращенное к личности, то есть и к телу, и к душе человека. Вера, несомненно, может помочь медику воспитать в себе профессионала в деле целительства, ибо еще Л.Н. Толстой говорил: «Вера есть понимание смысла жизни и признание вытекающих из этого понимания обязанностей».
Основное содержание курса сообразовано с положениями международных правовых актов о свободе мысли, совести, религии и убеждений. Используются результаты, полученные в мировом религиоведении. Рассмотрение религии ведется в контексте развития духовной культуры. Анализ различных типов мировоззрений дается в свете бытия человека, его сущности и существования, цели и смысла жизни, смерти и бессмертия. Все проблемы курса излагаются под углом зрения обеспечения прав человека, достижения гражданского мира и межнационального согласия и общечеловеческой толерантности.
В связи с этим актуальность изучения религиоведения в деле подготовки специалистов среднего медицинского звена растет. И обусловлено это целым рядом причин:
- Значимостью гуманистической основы профессии медработника.
- Ростом значимости веры и религии в современном мире.
- Необходимостью использования в медицине комплексного подхода к человеку как самостоятельной высшей ценности бытия, как к единству телесного и духовного, биологического и социального, субъективного и объективного, без учета которого сестринская помощь будет однобокой и мало эффективной.
- Необходимостью формирования гуманного отношения к человеку.
- Важностью духовных качеств личности медработника.
Таким образом, освоение религиоведения вносит большой вклад в свободное самоопределение личности, в обладание ею достижениями мировой и отечественной культуры, в формирование духовных интересов и ценностей. Наряду с такими обществоведческими дисциплинами, как история и философия религиоведение конкретизирует гуманитарные знания студентов применительно к анализу религии, способствует развитию исторической памяти народов.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- разбираться в содержании религиозных традиций, понимать их мировоззренческое и социально-нравственное значение;
- владеть ключевыми понятиями конфессиональной и религиоведческой терминологии.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- существенные и общие черты основных мировых религий;
- структуру и типы религиозных верований;
- особенности религиозного взгляда на мир и человека;
- основные характеристики и особенности наиболее распространенных религиозных учений;
- разнообразие религиозных подходов к осмыслению жизни и смерти;
- основные нравственные нормы, закрепленные в религиях мира.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 42 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов;
самостоятельной работы обучающегося 10 часов.
- СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСИЦПЛИНЫ
- Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 42 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
В том числе: | |
Лабораторные занятия | |
Практические занятия | 10 |
Контрольные работы | 1 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 10 |
В том числе: | |
Сообщение, творческий отчет (презентация), домашняя работа, подготовка к контрольным | 4 3 2 1 |
Итоговая аттестация в форме зачета |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
- – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарно-общественных дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
Карты, таблицы, иллюстрации (в т. ч. на электронных носителях).
Технические средства обучения:
Система мультимедиа
- Информационное обеспечение обучения:
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы, раздаточный информационный и проверочный материал.
Основные источники:
- В.В. Дмитриев, Л.Д. Дымченко. Основы религиоведения. СПб., 2001.
- История религии. Учебное пособие. СПб., 1995.
- Кислюк К.В., Кучер О.Н. Религиоведение. Ростов-на-Дону, «Феникс», Харьков, «Торсинг» 2004.
- Кислюк К.В. Религиоведение. Ростов-на-Дону «Феникс», 2004.
- Лобазова О.Ф. Религиоведение. Ростов-на-Дону «Феникс» 2004.
- Муза Н.И. История религий. Ростов-на- Дону «Феникс» 2004.
- Религии мира 10-11 классы. М. «Дрофа» 1997.
Дополнительные источники:
- Аксенова Т. Ваша защита – православная молитва. ООО «Центральный книжный двор» «Издательство АСТ» 2001.
- Андреева Н.И. Мировая художественная культура. Ростов-на-Дону «Феникс», 2005.
- Анке Шифер. Религии мира. История святыни. Контэнт, 2010 г. – 176 стр.
- Атеистические чтения. Выпуск 13.
- Атеистические чтения. Сборник 1988г. С.А. Арутюнов, Н.Л. Жуковский Святые” реликвии: миф и действительность. М. 1987.
- Бдайе Ж.Ф. Империя Муна. Минск, 1990.
- Бурова Ловушка для наивных душ. Журнал «СПИД, секс, здоровье» 2004 №3. стр.24-25. Виктор фон Хаген Ацтеки, Майя, Инки. М. «Вече» 2004.
- Всеобщая история религий мира. Эксмо. 2006 г. – 736 стр.
- Голосовкер Я.Э. Сказания о титанах. М. 1993.
- Гикертон Ч.У. Тайные общества всех веков и всех стран. М. 1993.
- С.А. Горохов, Т.Т. Христов. Религии народов мира. КноРус, 2010 г. – 432 стр.
- Грекова Т.И, Болезнь и смерть – зло или благо? Л. 1983.
- Джон Янг Христианство. М. 2005. Дубровская О. Древние религии мира. М.2003.
- Дуглас Хардиг. Религии мира. Открытый мир. Ганга, 2008 г.- 176 стр.
- Еремеев Д.Е. Ислам – образ жизни и стиль мышления. М. 1990.
- Журнал «Наука и религия» 2003 №3.
- Журнал «Наука и религия» 2003 №12.
- Журнал «Наука и жизнь» 2004, №7.
- Журнал «Наука и религия» 2004, №11.
- Журнал «Наука и религия» 2004, №12.
- Игнатьев И.П. Как стать Буддой. Л. 1991
- Кочетов А. Ламаизм. М. 1973 Крымский К. История мусульманства. М. 1993.
- Лучшие рефераты по религиоведению. Ростов-на-Дону «Феникс», 2001.
- Лучшие рефераты по культурологии. Ростов-на-Дону «Феникс», 2001.
- Мень А. Тайна жизни и смерти. М. 1992.
- Митрохин Л.Н. Религии “Нового века”. М. 1985.
- Мифы Древнего Египта. СПб., 1995.
- Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 томах. М., 1991.
- Мифы Древней Греции. СПб., 1995.
- Мифы и предания. (Словарь). М., 1993.
- Новейший словарь религиоведения. Феникс, 2010 г.- 448 стр.
- О вере и нравственности по учению православной церкви. М.1991.
- О происхождении богов. М., 1990.
- Официальный сайт Московского патриархата Русской православной церкви - http://www.patriarchia.ru/
- Олег Мороз. От имени науки (о суевериях ХХ века). М. 1989.
- Основы религиоведения: Рабочая книга преподавателя и студента.
- Православный календарь. Минск 2006.
- Праздники и знаменательные даты православного и народного календаря. Жизнеописания святых. Обычаи, гадания, поверья, приметы. СПб.1993.
- Праздников праздник. Христос Воскресе! М.1993.
- Привалов К. Секты: досье страха. М. 1987.
- Протоиерей М. Дронов. Таинство исповеди. Таинство причащения. М.1991.
- Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. СПб., 1995.
- 50 религиозных идей, которые не понравятся Богу. Эксмо, 2009 г. – 352 стр.
- Рассказовский С. Основы православного учения. СПб. 1993.
- Римский Папа on-line – Бенедикт XVI – жизнь и работа понтифика - http://www.benediktxvi.ru/
- Руднев В.А. Древо жизни. Л.1989.
- Н.В. Румянцев. Православные праздники. Их происхождение и классовая сущность. Русская правда. 2011 г. – 464 стр.
- Русские обряды и обычаи. М. «Вече» 2005.
- Самир Сельманович Это все о Боге. История мусульманина атеиста иудея христианина. Эксмо, 2010 г. – 336 стр.
- Самые знаменитые святые и чудотворцы России. М. «Вече» 2000.
- Светлов Р.В. Древняя языческая религиозность. СПб., 1993.
- Сергеев В. Русские православные праздники. М. «Знание» 1991.
- Современное русское Православие. Л.1988.
- Современный этикет и русские традиции. М. «Вече» 2005.
- 100 великих праздников. М. «Вече» 2006.
- Субботин Ю.К. Православные таинства. М.1990.
- Таевский Синкретические религии и секты. М. 2001.
- Л. Тарасов Чудо в зеркале разума. Л. 1989.
- Успенские В. и Л. Мифы Древней Греции. М. 1993.
- Физа М. Хасснайн. В поисках исторического Иисуса. Из апокрифических, буддийских, исламских и санскритских первоисточников. Саттва, 2006 г. – 288 стр.
- Филлипов Л.А. Крещение. М.1973.
- Христианство. М.2000.
- Чумакова Т. Православие. «Питер» 2006.
- Чернов А. Пасха.М.1973.3) Филлипов Л.А. Крещение. М.1973.
- В.М. Чернышев. Религиоведение. Общество любителей православной литературы им. Святителя льва, Папы Римского, 2010 г.- 336 стр.
- В.Б. Шапарь. Угроза национальной безопасности России. Феникс, 2007 г. – 352 стр.
- В. Шаров. А. Ниязи, А. Штейнзальц, К. Куксин. Жить со смыслом. Как обретать помогая и получать отдавая. Эксмо, 2010 г. – 352 стр.
- В.Н. Шутов. Анатомия мировых религий. Прошлое, настоящее, будущее. Этерна, 2009 г. – 608 стр.
- Штереншис М. три веры в одного Бога. Связь иудаизма, христианства и ислама. ИсраДон, 2008 г. – 336 стр.
- Е.С. Элбакян. Религиоведение. Словарь. Академический проект, 2007 г. – 640 стр.
- И.Н. Яблоков. Религиоведение. Гардарики, 2010 г. – 320 стр.
- Янг Дж. Христианство. М. «Фаир-Пресс» 2000.
- ru.wikipedia.org Википедия Свободная энциклопедия.
- www.gumer.info Миронов А., Бабинов Ю. Основы религиоведения.
- http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/mir/index.php - электронная библиотека Гумер – раздел Религиоведение.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Внеауди-торная работа | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Введение. 1. Религия как историко- культурный феномен | Понятия: вера и религия. Возникновение религиозной веры в истории человечества. Структура, формы и типы религии. Единые черты религиозных учений. Религиозная символики. Науки о религии. Функции религии. | 2 | 1 | |
Основная часть. | 30 | 10 | ||
2. Зарождение религии. | Примитивные формы верований: тотемизм, фетишизм, анимизм, магия, погребальный культ. Ранние формы религиозных верований: культ священных вождей, аграрный культ, шаманизм. | 2 | 1 | |
3. Религиозный опыт древних. | Семинарское (практическое) занятие: Вопросы:
| 2 | 2 | |
Самостоятельная работа студентов по теме: Подготовка докладов, презентаций, на примерах рассказывающих об одной из дорелигиозных форм верований:
| 2 | 3 | ||
4.Политеистические религии древности. | Религия Древнего Египта: космогония, боги, представление о человеке, значение египетской культуры для современности. Религия Древней Греции: олимпийский пантеон богов, особенности религии греков. | 2 | 1 | |
5. Религии древних цивилизаций. | Семинарское (практическое) занятие: Вопросы:
| 2 | 2 | |
Самостоятельная работа студентов по теме: Студенты по выбору преподавателя и собственному желанию готовят сообщения по темам:
| 2 | 3 | ||
6. Буддизм | Зарождение буддизма, основоположник, учение Будды, буддистская община, значение и особенности буддизма. | 2 | 1 | |
7. Великие религии Востока. | Семинарское (практическое) занятие: Вопросы:
| 2 | 2 | |
Самостоятельная работа студентов по теме: Студенты по выбору преподавателя и собственному желанию готовят сообщения по следующим темам:
- конфуцианство, - даосизм. | 2 | 3 | ||
8. Иудаизм. | Понятие иудаизма, письменные источники, исторические этапы становления, обряды и запреты, особенности и значение. | 2 | 1 | |
9. Христианство – становление и развитие. | Происхождение христианства. Источники. Исторические условия становления. Иудейское христианство. Личность Иисуса. Становление церковной организации. Распространение христианства. | 2 | 1 | |
10. Христианство – основные идеи и направления. | Христианская догматика. Раскол христианской церкви на западное и восточное направления. Причины раскола. Разница в догматах и таинствах. Протестантское движение. | 2 | 1 | |
11. История Христианства. | Семинарское (практическое) занятие: Вопросы: 1. Уникальные черты и особенности иудаизма? 2. Почему иудаизм называют духовной основой христианства? 3. Религии, каких древних цивилизаций получили отражение в христианстве? 4. Часто критики идеологии христианства называют эту религию “рабской”- это можно понимать и в буквальном, и в переносном смысле. Объясните – почему? 5. Раскройте смысл центральной идеи христианства. В чем ее уникальное значение? 6. С чем связан раскол единой Христианской Церкви? Каковы его последствия? 7. Основные догматические и обрядовые различия Католицизма и Православия? 8. Попробуйте объяснить - почему при выборе единой русской религии князь Владимир Святославович остановился на Христианстве по Византийскому образцу? 10. В чем состоит уникальность русского православия? 11. Какие еще направления сложились внутри Христианства, их основные черты и отличия? | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа студентов по теме: Студенты по выбору преподавателя и собственному желанию готовят сообщения по темам:
- таинство крещения и евхаристии (причащения). - таинство покаяния (исповеди). - таинство рукоположения. - таинство елеосвящения (соборования). - таинство венчания.
| 2 | 3 | ||
12. Религия – историко-культурные аспекты (Викторина). | Викторина. Содержание: 1-й. тур – История религии (ответы на вопросы). 2-й. тур – Христианство (ответы на вопросы). 3-й тур – Христианская церковь (ответы на вопросы). 4-й тур - Лингвистический конкурс: (задание для капитанов и задание для команд). 5-й тур – Конкурс «Пантомима». 6-й тур – Конкурс «Перевертыши». | 2 | 2 | |
| История становления ислама: доисламская эпоха, посланник Аллаха Мухаммед, его жизнь и учение, начало мусульманской эры. Священные книги. Основные принципы ислама. | 2 | 1 | |
| Нетрадиционные религии Нового времени: причины появления и распространения, общая характеристика, классификация сект, типичные и уникальные черты, техники воздействия на людей. | 2 | 1 | |
| Семинарское (практическое) занятие: Вопросы:
| 2 | 2 | |
Самостоятельная работа студентов по теме: Студенты по выбору преподавателя и собственному желанию готовят сообщения по темам:
| 2 | 3 | ||
| Семинарское (практическое) занятие: Вопросы:
Итоговое тестирование. | 2 | 2 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения семинарских занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, презентаций, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
- разбираться в содержании религиозных традиций, понимать их мировоззренческое и социально-нравственное значение; | Экспертная оценка выполнения индивидуальных или групповых заданий, интеллект карт, исследований, презентаций, умения использовать информационно-коммуникационные технологии в учебной деятельности. |
- владеть ключевыми понятиями конфессиональной и религиоведческой терминологии. | Устный опрос. Экспертная оценка умения решать логические ситуативные задачи. Тестирование. |
Знания: | |
| Устный опрос; Экспертная оценка выполнения индивидуального или группового задания (исследования): - сравнительные таблицы; - интеллект карты; - графологические структуры. |
| Устный опрос; Экспертная оценка выполнения индивидуального или группового задания (исследования): - сравнительные таблицы; - интеллект карты; - графологические структуры. Тестирование. |
| Экспертная оценка умения анализировать, сравнивать виды мировоззрения. Экспертная оценка умения решать логические ситуативные задачи. |
| Устный опрос; Экспертная оценка выполнения индивидуального или группового задания (исследования): - сравнительные таблицы; - интеллект карты; - графологические структуры; - сообщений. Тестирование. |
| Экспертная оценка умения анализировать, сравнивать виды мировоззрения. Экспертная оценка умения решать логические ситуативные задачи. |
| Экспертная оценка умения анализировать, сравнивать виды мировоззрения. Экспертная оценка выполнения индивидуального или группового задания (исследования): - сравнительные таблицы; - интеллект карты; - графологические структуры. |