ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ обучающихся по специальности «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» ДИСЦИПЛИНА «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
Данный материал представлен шестью практическими работами, которые содержат по пять заданий (от простого к сложному). Упражнения подобраны с учетом специальности " Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем" дисциплина "Русский язык и Культура речи".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskie_raboty.docx | 30.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ обучающихся по специальности
«Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем»
ДИСЦИПЛИНА «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
№ п./п | Наименование темы | Кол-во ча сов |
Введение. | ||
1. | Преобразование монологической речи в диалогическую и на оборот. | 1 |
Фонетика. | ||
Упражнение по определению ударения в слове. | 1 | |
Лексика и фразеология. | ||
2. | а). Происхождение, строение и значение фразеологизмов, б). Лексические ошибки и их строение. | 1 |
Словообразование. | ||
| Словообразовательный анализ общеупотребительной и про фессиональной лексики. | 1 |
Части речи. | ||
3. | Морфологический разбор частей речи. | 1 |
Синтаксис. Нормы правописания. Текст. Стили речи. | ||
Синтаксический разбор. | 1 | |
Орфографический и пунктуационный разбор. | ||
Стилистический разбор. Выявление ошибок, нарушающих единство текста. | ||
Итого: | 6 | |
Практическая работа №1.
Тема: Преобразование монологической речи в диалогическую и на оборот.
Задание №1.
Преобразуйте монолог в диалог:
Вообще-то автор сперва собирался назвать эту книгу «Самоучитель игры на ком пьютере». Имел он в виду тот несомненный факт, что в умелых руках компьютер - это могучий (наподобие рояля или органа) и послушный инструмент. Но вскоре выясни лось, что слова «игра» и «компьютер», будучи поставлены рядом, настолько прочно связаны с понятием «компьютерные игры», что никто тонких ассоциаций автора уже не улавливает. Даже те, кто улавливает, уточняют: «Это про игры или про что?»
Так вот, речь в книге не столько об играх, сколько - о деле.
«Что ж поделаешь, - подумал автор, - не все же учились музыке! Пусть книжка на зывается не так замечательно, зато точно. По крайней мере, те, кто хотел купить книгу, повествующую исключительно об играх, не будут потом проклинать автора и издате лей, которые ввели их в заблуждение. А те, кому вообще не до игр (надо срочно на учиться работать на этом чертовом компьютере, а хоть бы кто объяснил, что это и как с ним бороться!..), не пройдут с презрением мимо прилавка».
Подумал автор, подумал - и переименовал. Вот и все предуведомление.
Задание №2.
Преобразуйте диалог в монолог и ответьте на вопрос:
- Любой мультимедийный файл по двойному щелчку попадает в стандартный виндоузовский плеер и сразу начинает проигрываться?
- Да! Диски некоторых (аудио-CD, видео-DVD) тоже могут автоматически воспроизводиться программой, едва только раскрутятся - все зависит от настроек системы.
- А,правда, изначально DVD-фильмы плеер не воспроизводит (там какие-то сложности с патентами, надо кому-то платить за лицензию, а даже корпорации Microsoft не хочется этого делать)? Кроме DVD не проигрываются некоторые хитрые разновидности стандартного формата видеофайлов AVI. А разновидности такие возникают едва ли не каждую неделю.
…ваш ответ.
Задание №3.
Исправьте пунктуационные ошибки, возникшие при составлении прямой речи:
Короче говоря берете эффект мышкой и тащите на клип к которому хотите его применить говорил программист тут же в окошке просмотра проверяете как работает эффект не с какой-то вообще красивой картинкой а с этим конкретным видеофрагментом или фотографией Если что-то не понравится щелкнете правой кнопкой по квадратику со звездой в левом нижнем углу и запустите команду Удалить эффекты.
Задание №4.
Составьте на основе предложенного текста диалог и монолог:
Я не смогу поведать вам обо всех чудесах, доступных художнику-дизайнеру и любителю-рисовальщику в серьезных графических пакетах вроде Photoshop или Corel, но в соответствующих главах мы с вами затронем подробнее корректор фотоизображений из Фотоальбома Windows Vista, а также стандартную виндоузовскую программу Paint, а на ее примере расскажем о тех функциях, которые умеют выполнять другие графические растровые программы. Ну, и в разделе, посвященном Microsoft, рассмотрим простейшую векторную рисовалку, которая в этот пакет встроена. Тем же, кому захочется заняться компьютерной графикой всерьез, могу посоветовать…
Задание №5.
Напишите свой диалог и монолог на тему: «Видеомонтаж в домашних условиях».
Практическая работа №2.
Тема: Упражнение по определению ударения в слове.
Задание №1.
Подчеркните согласные мягкие звуки:
дизайнер, архитектор, популярными, графики, вектор, редактор, флэшка, мастер, кнопка, бэкап.
Задание №2.
Выпишите слова в которых происходят позиционные изменения:
Прогрессия, диаграмма, адрес, формула, фильтрация, виды ошибок, закладки, игры, файлы, автозапуск, шрифт, модем, восстановление, чат, символ, просмотр, печать, папки, стопки, звук, плеер, сеть, мастер, качество.
Задание №3.
Расставьте ударение в словах:
Аналог, аргумент, алфавит, бензопровод, боязнь, документ, добыча, договор, досуг, жалюзи, завсегдатай, заговор, значимость, индустрия, каталог, квартал, километр, маркетинг, мышление, нормирование, обеспечение, озвучение, ознакомление, случай, сосредоточение, украинец, таможня, упрочение, факсимиле, эксперт; августовский, авизо, валовой, единовременный, избалованный, красивее, килограммовый, нормированный, оптовый, переходный, примкнутый, сливовый, титульный, премированный, подростковый, узаконенный; вчистую, донельзя, завидно, задолго, издавна, издалека, издали, издревле, изредка, втридорога; закупорить, копировать, нормировать, облегчить, подбодрить, принудить, принять, присовокупить, премировать, пломбировать, убыстрить, уведомить, углубить, усугубить, формировать, ходатайствовать, черпать.
Задание №4.
Составьте предложения с предложенными словами, чтобы получился текст, укажите границы фразы:
Метаданные ввод и редактирование, название рабочей группы в локальной сети, пароль администратора, регистрация нового типа файла, символы, теневое копирование файлов.
Задание №5.
Пользуясь орфоэпическим словарем, разделите слова на две группы, в зависимости от произношения мягкого или твердого согласного в позиции перед [е].
Специальный, панель, центр, модем, размер, печать, дефрагментация, диспетчер, квесты, стратегические, интерфейс, гибернация, интернет, шутеры, операция, перенос, мастер, режим, адрес, объединение ячеек, общение, процентный.
Практическая работа №3.
Тема: Происхождение, строение и значение фразеологизмов. Лексические ошибки и их строение.
Задание №1.
Определите, с какими из слов в скобках сочетаются приведенные ниже паронимы. Вспомните, что такое паронимы.
Архаический — архаичный (облик, взгляд, речь, костюм), главный — заглавный (роль, страница, буква, вывод), длинный - длительный (доклад, отпуск, переговоры, день), занять — одолжить (я, мне), комический — комичный (вид, роль, рассказ, жест), критический — критичный (отзыв, ум, подход, ситуация), логический - логичный (поступок, ответ, мышление), надеть — одеть (пальто, ребенка, шляпу, очки), нестерпимый — нетерпимый (человек, боль, обида) подпись — роспись (поставить, древнерусская), проблематичный - проблемный (вопрос, вывод, статья), туристический — туристский (круиз, снаряжение, агентство), явный — явственный (признак шепот, обман, очертания).
Задание №2.
Постройте антонимические пары из данных фразеологизмов.
Сердце кровью обливается; распускать нюни; сбиться с пути; от сердца отлегло; взять себя в руки; слово в слово; найти верный путь; с пятого на десятое; врезаться в память; двух слов связать не может; яблоку негде упасть; язык хорошо подвешен; как сельдей в бочке; спустя рукава; вылетело из головы; засучив рукава; забубённая голова; лясы точить; тише воды ниже травы; в рот воды набрать.
Задание №3.
Исправьте ошибки в глагольно - именных сочетаниях.
Дать помощь, сделать впечатление, оказать вред, предпринять меры, сделать подвиг, дать предложение, оказать большую роль, уделять большое внимание, внести огромную роль в развитие литературы.
Задание №4.
Найдите допущенные ошибки, исправьте их. Запишите исправленный вариант, укажите, какие нормы были нарушены. Проанализируйте подчеркнутые слова по плану: однозначное – многозначное; исконно русское – заимствованное; общеупотребительное – необщеупотребительное и вид : диалектизм, профессионализм, неологизм, историзм…
Двое носок, пять килограмм апельсин, отзыв на книгу, аннотация о статье, самое ближайшее, одеть платье, семеро девочек, скучать по вас, узнать по приезду, по окончанию школы, в течении месяца, около двести рублей.
Задание №5.
Определите происхождение фразеологических оборотов. Выпишите их по группам в зависимости от происхождения. Дайте их толкование.
Попал как кур во щи; без году неделя; овчинка выделки не стоит; зубы заговаривать; играть первую скрипку; в здравом уме и твердой памяти; а ларчик просто открывался; исчадие ада; что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку; быть или не быть; ищите и обрящете; попасть впросак; по образу и подобию; еле-еле душа в теле; блажен, кто смолоду был молод; тяжела ты, шапка Мономаха; хоть кол на голове теши; тридцать сребреников; вавилонское столпотворение; а Васька слушает да ест; мавр сделал свое дело, мавр может удалиться; альфа и омега; Содом и Гоморра; ахиллесова пята; во время оно; лет до ста расти нам без старости; сама себя высекла; без руля и без ветрил.
Практическая работа №4.
Тема: Словообразовательный анализ общеупотребительной и про фессиональной лексики.
Задание №1.
Образуйте слова по следующим схемам:
Корень +О (е)+ корень
Корень + корень
Приставка + корень + суффикс
Корень + окончание
Корень + суффикс + окончание
Приставка + корень + суффикс + окончание.
Задание №2.
Выполните словообразовательный разбор слов.
Установщики, диск, программа-архиватор, компакт-диск, Веб-пейджеры, расширениями, флэшка, переходничок, форма, прогрессия, ячейка, задание, Яндекс, ПК, С-1, поток, открывание, заблокировать.
Задание №3.
Выпишите термины и объясните их значение и способ образования:
Стандарт, голосовое общение, удаление, сервер, изображение, спел-чекер, форматирование, поиск, настройка, окно.
Задание №4.
Из данного текста выпишите слова образованные Безаффиксным способом.
Здесь есть еще одна особенность. Перетаскивая файлы из папки в папку в пределах одного диска, вы всегда их перемещаете. Сделано это для того, по-видимому, чтобы файлы ваши не размножались, как кролики теплым летом и при хорошей кормежке. Многочисленные копии одних и тех же документов (частенько в разных вариантах) -это просто бич начинающих, да и не только начинающих компьютерщиков. Не позволяйте своим файлам чрезмерно размножаться!
Задание №5.
Определите способ словообразования приведенных ниже слов. Распределите их по следующим группам согласно способу образования. Какие из них образованы: 1) сложением слов; 2) сложением слова и основы другого слова без использования суффиксов; 3) сложением с использованием суффиксов; 4) сложением основ с соединительной гласной и без нее; 5) сложением частей основ?
Черноморский, рыболов, кареглазый, железобетон, техпомощь, громоотвод, АПН, змеелов, железнодорожник, зверосовхоз, МВТУ, ВТО, землеройка, картофелеуборочный, газопровод, платье-костюм, соковарка, снегопад, широкоплечий, кафе-клуб, плодоовощной, скороспелый, самовар.
Практическая работа №5.
Тема: Морфологический разбор частей речи.
Задание №1.
Напишите слова в родительном падеже множественного числа.
Отпуск, тема, пересылка, музыка, интерфейс, домен, копия, макросов, нумерация, табулятор, пейджер, кегль, спам.
Задание №2.
Поставьте слова в нужной грамматической форме.
А кстат.., можн.. ли узнать, куда хочет нас отослать данная ссылка?
Запрост... Когда мы указыва..м мышью на ссылку, в строке состояния, самой нижней строке IE, всегда написан.. пункт назначения.
Правд.., глядя на адрес, понять, что это за место и чем нас там порадуют, удается далек..(не) всегда. А иногда адрес.. переход.. формируется специальной программой на сервере (скрипт..м..), тогда в строке состоянии.. вообще (ни)чего внятно….не будет.
Задание №3.
Образуйте соответствующие падежные формы числительных. Просклоняйте числительное 195%.
Окошко-список, которое всплывающая подсказка называет Масштаб, позволяет увеличивать и уменьшать изображение. Кроме стандартных значений (100 %, 150 %, 75 % и пр.), которые значатся в списке, можно встать в это окно мышкой и вписать, к примеру, 195 %. Так Word тоже умеет.
Задание №4.
Исправьте ошибки и определите часть речи каждого слова.
Позавчера основной OCR-программой в России является Abbyy. Эта программа просто считывает с иллюстрированных текстов (в том числе и двуязычная), а и определяет черчение - ненормальное, полукурсивное, не совсем жирное или подчерка бывшие набраны в тот или иной кусок, и воспроизводит шрифтовое оформление несозданном текстовом супер файле. Она понимает многоколонное расположение текст, но неспособна перенести в текстовый документ фотографии, логотипы, иные графически оформления исходного текста.
К сожалению, в этой книге не хватит места словарям, переводчикам распознавания текстов. Если вас эта тема заинтересует, почитаете раздел « Программы для работы с текстами» в «Учителе неполезных программов».
Задание №5.
Выполните морфологический разбор слов: запустите, ввод, типовой, всех, ново.
Практическая работа №6.
Тема: Синтаксический разбор. Орфографический и пунктуационный разбор.
Стилистический разбор. Выявление ошибок, нарушающих единство текста.
Задание№1Расставьте недостающие знаки препинания и буквы.
Кроме того если оформле..ый документ предпол..гает..ся в конце концов отправить кому(то) заказчику начальнику редактору налоговому инспектору в виде файла надо быть увере..ым что у адр..сата есть точно такие же шри..ты. Иначе его комп..ютер (не)найдя у себя вашего замечател..но краси..ого шри..та заменит его в тексте...чем Да чем угодно Не факт что это будет такой же замечател..ный шри..т. Не факт поплывет текст ширина символа в каждом шри..те своя не сползут со своих мест графики диагра..ы и прочие и..юстрации. Не факт что текст будет на русском языке а не (в)виде пустых квадратиков на месте букв.
Так что документы предназначе..ые для просмотра на других (на)перед (не)извес..ных комп..ютерах стоит для верности оформлять самыми широко распростране..ыми шри..тами.
Задание№2 Исправьте ошибки в предложениях.
Стоя по горло в воде, фригийской царя ждало наказание.
Выбрав пьесу, началось распределение ролей.
Роман «Евгений Онегин» знали и восхищались им.
Образ Кутузова появляется в романе Л.Н. Толстого, восхищаясь и обдумывая его.
Задание№3. Определите вид связи в словосочетаниях.
Режимы просмотра, панель быстрого доступа, диалоговое окно, делает неумышленно, перевести в режим, намного удобнее, обычно выпадает, происходит по команде, новые ленты.
Задание№4. Выполните синтаксический разбор предложений.
Чтобы быстрее отыскать нужный символ в обширном многостраничном списке, можете воспользоваться списком набор.
В Ворде 2007для вставки всяких непечатных выражений, отсутствующих на клавиатуре, надо перейти на ленту вставка и обратиться к секции символы.
Просто подберите в списке шри..тов что-нибудь другое, и дальше все будет печататься нормально.
Задание№5.Составьте текст (употребив инверсию), тема: Добавление новых пунктов в меню Пуск (опишите последовательно шаг за шагом ваши добавления).