Главные вкладки
История одного открытия
история открытия периодического закона Д.И. Менделеевым, презентация, фрагменты учебного фильма Периодический Закон Менделеева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka.doc | 44.5 КБ |
istoriya_odnogo_otkrytiya.pptx | 2.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, ребята и уважаемые коллеги.
Сегодня в нашей школе проходит большой праздник – День науки, посвящённый юбилею Менд. Его день рождения – 8 февраля 1834г - совпал с днём основания РАН (основанной за 110 лет до его рождения Петром I)
Мне кажется - это неслучайное совпадение.
Имя Менделеева известно каждому, кто изучал химию в школе. Он - автор Периодического закона, который связал воедино все элементы, существ в природе.
Тема нашего урока сегодня - «День творения».слайд1
Мне хочется, чтобы вы узнали, какой путь проходит учёный, совершая открытие; почувствовали, лёгок ли «хлеб» учёного.
К сожалению, очень часто приходится слышать, что Ньютон открыл закон всемирного тяготения, когда ему на голову упало яблоко, Уатт изобрёл паровой двигатель, заметив, как подпрыгивает крышка на кипящем чайнике. Ну а Менделееву повезло ещё больше – он «просто увидел» свою таблицу во сне.
«Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная»,- заметил А.С.Пушкин.
Но прежде чем следовать за мыслями ученого, надо знать те этапы, которые должен пройти любой учёный на пути к открытию.
1 задание Работая в группе, Слайд 2
расположите в логическом порядке представленные 4 этапа , из которых состоит процесс научного познания. Обоснуйте ваш выбор (1-2 мин)
Теперь мы знаем путь, по которому шёл Менделеев. Чтобы убедиться в том, как непросто бывает увидеть, найти решение проблемы, предлагаю решить следующую задачу:Слайд 3
Задача 1. Через четыре точки проведите три прямые линии
(не отрывая карандаша от бумаги) так, чтобы он вернулся в исходную точку.(1-2 мин)
Изобразить решение на доске.
А теперь задачка потруднее.
Задача 2. Из шести спичек составьте четыре одинаковых треугольника.
Вывод: если не получается решить задачу по шаблону, привычному алгоритму, надо выйти «за рамки» привычного способа мышления, сломать стереотип, выскочить из «замкнутого круга»
В такой «замкнутый круг» попал и Д.И.Менделеев в феврале 1869 года
С гимназических лет его кумиром был Ньютон, слайд 4 его поражала гениальная простота закона Всемирного тяготения, которому подчинялись все тела - от мельчайших песчинок до планет. И он хотел найти такую же простую формулу, связывающую воедино все химические элементы, из которых и состоят все тела.
С 1867 года он начал читать свой новый курс лекций по общей химии студентам Университета, но настоящая система курса всё ещё не складывалась.
Он начал с известного каждому: с воды (рассказал о водороде и кислороде), воздуха, угля и соли. Слайд5 Рассказал об элементах, её составляющих – хлоре и его химических родственниках и о натрии и других щелочных металлах и – застрял. Он не знал, куда дальше вести студентов.
Слайд 6 Каждый элемент имеет свой атомный вес, через который выражается его химическая индивидуальность, но вступая во взаимодействие с другими элементами, он проявляет определенную валентность (известно семь групп элементов, проявляющих валентность от I до VII).
Как связать вместе индивидуальность и общее? Слайд 7
Об этом Менделеев думал беспрестанно. Видео классификация 8
Ему надо было в кратчайший срок, за зимние каникулы, найти компас, указывающий дальнейший путь. С 17 февраля в Университете начались каникулы, и Менделеев должен был вечером этого дня ехать по делам Вольного экономического общества в Тверскую губернию.
Видео наблюдение 9(1 мин) Как вспоминал потом Менделеев: «Поймал тигра за хвост» И он решил проверить остальные пары щелочных металлов и галогенов. Видео построение гипотезы10( 20 секунд) Оставить последний кадр!!!
И он начал пристраивать остальные элементы, перепортил кучу бумаги, но результата не было «В голове всё сложилось, а выразить таблицей не могу!»
Угнетала не столько заминка в мощном движении мысли, сколько необходимость прервать на полдороги так счастливо начавшуюся работу.
Он решил отложить поездку и сдать билет. Он вышел из цейтнота.
Как пришла ему в голову мысль написать каждый элемент на отдельной карточке? Может быть, чтобы успокоить нервы, разложил свой любимый пасьянс? В итоге это оказалось ещё одним выходом из замкнутого круга.
Попробуйте и вы(групповая работа) разложить «пасьянс», как и Менделеев Слайд 11
Бериллий не зря помечен знаком ?
(после того, как повесим металлическую доску на стену, включить видео 12). Тут глаза Менделеева начали слипаться, он бросился на диван и крепко заснул. На этот раз он спал недолго — может быть, несколько часов, но может быть, и несколько минут. Точных свидетельств об этом не осталось. Он проснулся оттого, что увидел во сне свой пасьянс, причем не в том виде, в каком он оставил его на конторке, а в другом, более стройном и логичном.
И тут же вскочил на ноги и принялся составлять на листке бумаги новую таблицу. Первым отличием ее от предыдущего варианта было то, что элементы выстраивались теперь не в порядке уменьшения, а в порядке возрастания атомных весов Слайд 13
В набросанную тут же картину привидевшегося во сне Дмитрий Иванович внес некоторые коррективы. Зачеркнул предполагаемый элемент между водородом и литием.
Написал название «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве» — по-русски и по-французски. Поставил дату:. Слайд 15
Давайте посмотрим, на каком основании Менделеев исправил атомный вес бериллия видео 14 Слайд 16 (учитель читает его вслух)
День пик завершился, и началась неделя пик.
Теперь можно было получше вглядеться в только что родившееся существо, попробовать понять, отчего оно такое — такое прекрасное и такое еще во многих отношениях несовершенное. И подумать о том, чем оно может стать. Наконец, надлежало попросту запротоколировать ход событий, ход мыслей, приведших к появлению «Опыта системы элементов».
Первое,- он послал листок с таблицей в типографию, а несколько десятков таких листков разослал знакомым химикам — отечественным и в Европу.
Второе,— это засел за статью. На нее ушло пять дней. 22 февраля статья «Соотношение свойств с атомным весом элементов «была закончена Слайд 17
Гипотезу надо было доказывать. Слайд 18
И в течение следующих двух лет он этим и занимался, проводя эксперимент – не химический, а, скорее, математический. Слайд 19, видео 20.
В конце 1870 г он переименовывает свой «Опыт системы элементов» в «Естественную систему элементов». Проверка Гипотезы закончилась,
родился Закон. Слайд 21. Видео 22. Слайд 23. Видео 24.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гипотеза Закон Наблюдение Эксперимент Расположите в логическом порядке представленные четыре этапа процесса научного познания .
Наблюдение Гипотеза Эксперимент Закон
Через четыре точки проведите три прямые линии (не отрывая карандаша от бумаги) так, чтобы он вернулся в исходную точку.
Надо выйти за рамки; расширить границы!
Как из шести спичек сложить четыре одинаковых треугольника? 1. Выйдите за рамки, вопрос: за рамки чего? 2 Выйдите из плоскости!
F=G m 1 m 2 r 2 Исаак Ньютон
Химический элемент Атомная масса(вес) ( индивидуальная характеристика, химическая индивидуальность ) Валентность (атомность) - способность присоединять атомы других элементов ( общая характеристика) Водород ( H ) А r = 1 Валентность - I Как связать А r и валентность , как учесть их одновременно?
Щелочные металлы Галогены Na Cl Li K Cs F Br I
I Валентные II Валентные Щелочные металлы Галогены Щелочно – земельные Ag, Cu ( I и II валентные) Li F Na K Cl Br «Кадриль», а не система!
Попробуйте, как и Д. И. Менделеев, разложить «химический пасьянс» из выданных вам карточек (символ элемента и его масса)
К 1869 году из 92 элементов было известно 62, атомные веса у 10 элементов были определены неверно. В распоряжении Менделеева, верных данных имелось 57%. Много это или мало? Для его предшественников оказалось мало, а Менделееву - достаточно.
В «Опыте» из 66 расставленных элементов правильное положение имели 48 элементов, а 18 – неправильное. А если к ним прибавить ещё 26 элементов, о существовании которых в то время невозможно было и предполагать, то соотношение верных к неверным составляло 48 : 44. Но наполовину неправильный первый опытный образец периодической системы работал! Что же представляла собой эта первая таблица?
1869 (февраль) – публикация в мае 1869 «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве» 1.Элементы, расположенные по величине их атомной массы, представляют явственную периодичность свойств. ………. 6.Нужно ждать открытия ещё многих неизвестных элементов, например сходных с Al и Si с атомной массой 65-75. 7. Величина атомной массы иногда может быть исправлена, если знать аналоги данного элемента.
1869 (июнь) «Об атомном объёме простых тел» 1870 «О количестве кислорода в соляных окислах и об атомности элементов»
1870(декабрь) «Естественная система элементов и применение её к указанию свойств неоткрытых элементов» подробно предсказаны и описаны свойства экаалюминия , который был открыт в 1875г Леккок де Буабодраном и назван галлием ; экабора – открыт в 1879 годуНильсоном и назван скандием; экасилиция – открыт в 1886 Винклером и назван германием
В 1871 году во втором издании «Основ химии» в заключительной главе Менделеев сформулировал периодический закон: «Физические и химические свойства элементов, проявляющиеся в свойствах простых и сложных тел, ими образуемых, стоят в периодической зависимости (образуют периодическую функцию, как говорят в математике) от их атомного веса»