Определение среды раствора с помощью индикаторов

Урок-лабораторная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opredelenie_sredy_rastvora_s_pomoshchyu_indikatorov.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Лабораторная работа

 «Определение среды раствора с помощью индикаторов»

8 класс

Тема урока

Индикаторы

Тип урока

Повторение, обобщение знаний с введением нового понятия

Вид урока

Лабораторная работа

Цель:

Сформировать представления об индикаторах, закрепить и обобщить знания об основных классах неорганических соединений.

Методы и методические приемы

Лабораторная работа,  самостоятельная практическая работа учащихся.

Оборудование и реактивы

Мультимедийная установка, растворы индикаторов  (фенолфталеин, метилоранж), щелочи, хлорида натрия, кислоты, вода,  индикаторная бумага, штатив с пробирками, 2 стакана, цветы фиалки фиолетового или темно-сиреневого цвета.

Ход урока

1.Организационный момент

Организация учащихся на усвоение новых знаний.

2. Актуализация знаний

       Урок  я хочу начать с одной истории…

СЛАЙД 2  (щелчок)      В лаборатории горели свечи, в ретортах что-то кипело, когда некстати вошел садовник. Он принес корзину с фиалками.
     
(щелчок) Роберт Бойль очень любил цветы, но предстояло начинать опыт. Он взял несколько цветков, понюхал и положил их на стол.
      Опыт начался. Открыли колбу, из нее повалил едкий пар. Пар быстро расползался по столу. Глаза Роберта Бойля оживились, ученый принялся за работу…
      Когда же опыт кончился, Бойль случайно взглянул на цветы  - они дымились.
      Чтобы спасти цветы, он опустил их в стакан с водой.

СЛАЙД 3 (щелчок) И – что за чудеса! – фиалки, их темно-фиолетовые лепестки, стали красными.

 Но это было не сказочное чудо, а чудо химии!
       Случайный опыт? Случайная находка? Ну, нет! Роберт Бойль не был бы настоящим ученым, если бы прошел мимо такого счастливого случая.
      Ученый велел помощнику смешивать различные вещества с водой – готовить растворы.
      Потом растворы перелили в стаканы и в каждый опустили по цветку.
      В некоторых стаканах цветы медленно начали краснеть. Они будто бы подсказывали что-то неизвестное.
      Здесь скрывалась тайна…
      Наконец ученый понял, что цвет фиалок зависит от того, какой раствор находится в стакане, какие вещества в этом растворе содержатся.

СЛАЙД 4 (щелчок)       Затем Бойль заинтересовался, что покажут не фиалки, а другие растения. Он использовал множество трав, корни и кору деревьев, мхи, лишайники и смотрел, как они поведут себя в различных растворах.
      Эксперименты следовали один за другим. Лучшие результаты дали опыты с лакмусовым лишайником, Он мгновенно менял цвет.
      Тогда Роберт Бойль решил опустить в настой лакмусового лишайника обыкновенные бумажные полоски. Дождался, когда они пропитаются настоем, а затем высушил их.
(щелчок)       Получилось простейшее приспособление, которое позволяло распознать, что имеется в растворе. Живые фиалки ведь не всегда есть под рукой у химика, а лакмусовые бумажки – всегда.
      Эти «хитрые» бумажки Роберт Бойль назвал индикаторами, что в переводе с латинского означает «указатель».

Итак, тема урока «Индикаторы» (щелчок)

- Что в переводе с  латинского означает «индикатор»? (Указатель)

- Как действуют индикаторы? (Меняют свою окраску в различных растворах).

Попробуйте воспроизвести опыт Роберта Бойля. Возьмите два стакана. В один налейте раствор кислоты, в другой – раствор щелочи. Опустите в каждый по цветку. Что наблюдаете?
(в растворе кислоты фиолетовый цветок стал красным  
СЛАЙД 5, в растворе щелочи – желто-зеленым СЛАЙД 6

  • Работая с различными растворами, мы сталкиваемся с необходимостью определить, что содержится в растворе, какова среда раствора.  На помощь приходят вещества, которые меняют свой цвет в зависимости от среды  – индикаторы (от лат. indicator – указатель).

С некоторыми из них можно познакомиться в школьной химической лаборатории. Больше всего распространены лакмус , метиловый оранжевый (метилоранж), фенолфталеин.

Познакомимся с ними.

3.Изучение нового материала

- Какое растение в опытах Роберта Бойля давало лучший результат? (Лакмусовый лишайник)

СЛАЙД 7  Лакмусовыми индикаторами пользуются и поныне. И в виде раствора, и в виде бумажных полосок. Они удобны и действительно очень просты в употреблении – в этом вам предстоит убедиться.

Найдите  на столах индикатор лакмус, лакмусовые полоски.

СЛАЙД 8 Два других индикатора, используемых в химических лабораториях  – метиловый оранжевый, или метилоранж, и фенолфталеин СЛАЙД  9. Используются они также в виде растворов, и в виде бумажных полосок.

Найдите их среди реактивов.

 В своей практике мы встречаем растворы с нейтральной, кислотной и щелочной средой.  Как вы думаете, растворы каких веществ будут иметь кислотную среду? (Кислоты), щелочную? (щелочи),  нейтральную? (вода, возможно растворы солей).

Правильно. СЛАЙД 10

Сегодня вам предстоит познакомиться с тем, как «работают» индикаторы.

Инструкция по выполнению лабораторной работы находится на столах. Не забывайте о ТБ при работе с растворами кислот и щелочей. Будьте внимательны и аккуратны.

1. При работе с агрессивными веществами будьте крайне аккуратны.

2. Не разбрызгивайте и не разливайте реактивы.

3. Работу выполняйте только над подносом.

4. Не направляйте пробирку на себя или на соседа.

6. Свое рабочее место оставляйте в чистоте.

Результаты опытов заносите в таблицу. СЛАЙД 11

Лабораторная работа №1

Проверим ваши результаты СЛАЙД 12

4.Закрепление материала

В пробирках под №№ 1, 2, 3 находятся вода, кислота и щелочь. Определите, в какой пробирке что находится, с помощью любого индикатора. Запишите полученные результаты.  

Поделитесь своими результатами, как вы работали, какие выбрали индикаторы, что получили.

СЛАЙД 13

1 пробирка – кислотная

2 пробирка -  щелочная

3 пробирка -  нейтральная

5.Заключительная часть

  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?  (Познакомились с веществами индикаторами; узнали об английском ученом Роберте Бойле; увидели, как фиалки меняют свой цвет в кислотах и щелочах; узнали об индикаторных полосках, которыми очень быстро можно определить  среду раствора) 
  • Что это за вещества?  (Вещества, которые меняют свою окраску в зависимости от среды раствора).
  • С каким индикатором удобнее всего работать?  (С лакмусом)
  • С помощью какого индикатора можно определить только щелочную среду?   (С помощью фенолфталеина, в щелочах он становится малиновым.)
  • Давайте вместе отгадаем загадки:
  1. Смущает меня щелочная среда;

      Краснею…Но если вокруг кислота  

      И если в воде растворен я один,                  

      Не видно меня. Я – ?            

  1. Ах, что же я поделаю с собой –

      Ведь в щелочи я сине-голубой.

      А в кислоте быть синим я не смею:

      Я – ?, и  в кислотах я краснею!        

   3)   Как на прогулке от мороза,

         От кислого я стану розов.

         Но вид мой в щелочи смешон:

                     Я сразу желтый как лимон.

                                                   

                               

  • Где индикаторы могут быть необходимы в повседневной жизни?

(Можно с их помощью определить кислотной, щелочной или нейтральной является среда растворов, которыми пользуемся дома

Которые употребляем в пищу или для ее приготовления.

Можно узнать среду растворов лекарства или шампуня.)

Этим вы и займетесь дома, выполняя домашнюю лабораторную работу:

1.Выберите в качестве индикатора лепесток цветка, кусочек моркови, кусочек свеклы, кожуру красного яблока.
2. Поместите свой индикатор в раствор уксусной кислоты и запишите результаты наблюдения.
3. Затем поместите индикатор в раствор нашатырного спирта  и запишите наблюдения.
4.  С помощью выбранного вами индикатора определите среду растворов, имеющихся в доме (мыльный раствор, отбеливатель, шампунь, бальзам для волос, лимонад, средства бытовой химии и другие). Наблюдения занесите в таблицу:

Название раствора

Цвет индикатора

Какая среда раствора

СЛАЙД 14

В нашей жизни мы часто сталкиваемся с вопросами, на которые пытаемся найти ответ:
- Почему соль соленая?
- Почему трава зеленая?
- Почему мыло мылится?

Химия на все найдет ответ. Раскроет тайны не только привычных нам вещей, но и далеких звезд.