Модуль по теме Железо

Разработка модуля по теме "Железо и его соединения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modul_po_teme_zhelezo.docx27.42 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока (технология модульного обучения)

Железо (9 класс, химия. 2 урока)

Учебные

элементы

Дидактические цели

Руководство по усвоению

учебного содержания

УЭ0

Комплексная дидактическая цель: 

Изучить особенности строения атомов элементов побочных подгрупп на примере железа, свойства простых и сложных веществ, образованных железом  

Требования к уровню обученности:

Знать:

положение элементов побочных подгрупп в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и железа, строение атомов железа, простые и сложные вещества, образованные железом и их свойства;

Уметь:

характеризовать простые и сложные вещества, записывать уравнения реакций, характеризующие химические свойства железа, определять характер его оксидов и гидроксидов, распознавать соединения Fe+2;  Fe+3;  

Владеть:

химической терминологией темы, способами проведения  экспериментальной работы по качественному определению катионов железа

УЭ1

Дидактическая цель:

Выяснить местоположение железа в  ПСХЭ Д. И. Менделеева и особенности его строения.

Задание 1. Изучите текст учебника, ПСХЭ Д. И. Менделеева и дайте характеристику железа

Составьте краткий конспект текста учебника по поводу строения железа.

Составьте схему строения атома железа и его электронную конфигурацию.

Пользуясь ПСХЭ Д.И. Менделеева предположите и запишите в тетрадях свойства железа

Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль):

1. Если Вы выполнили полно и правильно три части Задания 1, то поставьте себе отметку «5»;

2. Если Вы выполнили полно и правильно две части Задания 1, то поставьте себе отметку «4»;

3. Если Вы выполнили полно и правильно одну часть Задания 1, то поставьте себе отметку «3»;

4. Если Вы не выполнили  Задание 1 или допустили во всех частях ошибки, то исправьте их, оценив себя на «3»

УЭ2

Дидактическая цель: 

Изучить железо как простое вещество, его физико-химические свойства.

Задание 1. Используя текст учебника и собственный эмпирический опыт выясните физические свойства железа как простого вещества.

Задание 2. Выясните химические свойства железа как простого вещества.

Составьте краткое описание физических свойств железа. Обсудите их в микрогруппах. Дополните собственные записи.

Заполните текстовую таблицу «Химические свойства железа»:

Общие свойства металлов

Специфические свойства железа как металла

Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль):

Эталонный ответ на Задание 1. Железо — типичный металл, в свободном состоянии — серебристо-белого цвета с сероватым оттенком. Чистый металл пластичен, различные примеси (в частности — углерод) повышают его твёрдость и хрупкость. Обладает ярко выраженными магнитными свойствами. Железо относится к умеренно тугоплавким металлом. Температура плавления железа 1539 °C, температура кипения — 2862 °C.

Эталонный ответ на Задание 2.

Общие свойства металлов

Специфические свойства железа как металла

Взаимодействие с неметаллами

Со слабыми окислителями образуются соединения железа со степенью окисления +2, а с сильными окислителями -  +3. С кислородом образуется смесь оксидов.

Взаимодействие с кислотами  с учетом ряда активности металлов.

Железо на холоде пассивируется концентрированными  азотной и серной кислотами.

Взаимодействие с растворами солей.

Железо вытесняет из растворов солей металлы, стоящие в ряду стандартных электродных потенциалов после  него.

УЭ3

Дидактическая цель:

Усвоить химические свойства железа в реакциях с простыми и сложными веществами.

Задание 1. Допишите уравнения реакций железа с фтором, селеном, нитратом меди (II), бромоводородной кислотой:

Fe + F2

Fe + Se →

Fe + Cu(NO3)2 →

Fe + HBr →

Задание 2. Осуществите ряд превращений:

а) железо → хлорид железа(II) → гидроксид железа (II)  → оксид железа (II);

б) железо → бромид железа (III) → гидроксид железа (III)  → оксид железа (III)  

В рабочих тетрадях допишите уравнения реакций и расставьте коэффициенты.

По одной из цепи превращений составьте уравнения реакций. Расставьте коэффициенты

Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль):

1. Если Вы выполнили полно и правильно Задания 1,2 (для всех уравнений реакций),   то поставьте себе отметку «5»;

2. Если Вы выполнили полно и правильно Задания 1,2 (по 3  уравнения реакций), то поставьте себе отметку «4»;

3. Если Вы выполнили полно и правильно Задания 1,2 (по 2  уравнения реакций) то поставьте себе отметку «3»;

4. Если Вы не выполнили  Задание 1,2 или допустили во всех частях ошибки, то исправьте их, оценив себя на «3»

УЭ4

Дидактическая цель:

Изучить качественные реакции на катионы железа (Fe+2,  Fe+3). 

Лабораторная работа 1. Выполните работу «Определение катионов Fe+2».

Лабораторная работа 2. Выполните работу «Определение катионов Fe+3»

Инструкция 1. «Железо (II и III). В две пробирки внести по 3 мл растворов солей железа (II) и (III). В первую пробирку прилить несколько капель раствора красной кровяной соли       K3[Fe(CN)6], во вторую - несколько капель 10%-ного раствора роданида аммония или калия NH4SCN или KSCN. Появившееся синее окрашивание в первой пробирке и красное во второй свидетельствует о наличии соединений железа (II) и железа (III).»

 Инструкция по технике безопасности при проведении лабораторных  работ: 

  1. Работая в химической лаборатории, необходимо соблюдать большую осторожность.
  2. Химические реакции выполнять с такими количествами и концентрациями веществ, в таких приборах и посуде, как указано в описаниях работ.
  3. Производить опыты в чистой посуде.
  4. Внимательно прочесть надпись на этикетке, прежде чем взять вещество для опыта.
  5. Реактивы не пробовать на вкус, так как большинство из них ядовиты.

Опираясь на инструкцию 1, выполните лабораторные работы согласно прилагаемым инструкциям по технике безопасности. Оформите отчеты по работам

Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль):

Эталонный отчет лабораторной работы 1.

 3Fe2+ + [Fe(CN)6 ]3- = КFe[Fe(CN)6]  - турнбулева синь

Эталонный отчет лабораторной работы 2.

Fe3+ + 3CNS- = Fe(CNS)3

1. Я все понял (а), смогу объяснить этот материал другому. Оценка «5»

2. Я понял (а) материал, могу объяснить, но при помощи учителя. Оценка «4»

3. Я понял (а) материал частично. Оценка «3»

УЭ5

Дидактическая цель:

Обобщение знаний и умений по теме «Железо».

Задание 1. Составьте краткие выводы об особенностях строения атома железа и его свойствах.

Задание 2. Сравните свойства простого ранее изученного вещества алюминия с железом

Запишите выводы в рабочих тетрадях.

Заполните текстовую таблицу «Сравнительная характеристика алюминия и железа»:

Алюминий

Железо

а) физические свойства

б) химические свойства

в) применение

Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль):

Эталонный ответ на Задание 1. Железо расположено в побочной подгруппе VIII группы, в 4-ом периоде. На последнем уровне атомы железа содержат 2 электрона. Как и все металлы, атомы железа проявляют восстановительные свойства, отдавая при химических взаимодействиях не только 2 электрона с последнего уровня и приобретая степень окисления +2, но и электрон с предпоследнего уровня, при этом степень окисления атома повышается до +3.

Эталонное заполнение таблицы Задания 2.

Алюминий

Железо

а) физические свойства

Серебристо-белый, имеет металлический блеск, проводит электрический ток, легкоплавкий

Серебристо-серый, имеет металлический блеск, проводит электрический ток, обладает магнитными свойствами, тугоплавкий

б) химические свойства

Металл средней активности, концентрированными  азотной и серной кислотами на холоде  пассивируется, реагирует с раствором щелочей

Металл средней активности,  концентрированными  азотной и серной кислотами на холоде  пассивируется

в) применение

применяют для изготовления проволоки и фольги.  Сплавы алюминия находят широкое применение в быту, в строительстве и архитектуре, в автомобилестроении, в судостроении, авиационной и космической технике и в производстве взрывчатых веществ.  Смесь порошка алюминия с оксидами металлов (термит) применяют для получения некоторых металлов и сплавов, для сварки рельсов, в зажигательных боеприпасах.

 является основным компонентом сталей и чугунов — важнейших конструкционных материалов. Ферромагнитные свойства ряда сплавов на основе железа способствуют их широкому применению в электротехнике для магнитопроводов трансформаторов и электродвигателей. Магнитная окись железа (магнетит) — важный материал в производстве устройств долговременной компьютерной памяти: жёстких дисков, дискет .

1. Я все понял (а), смогу объяснить этот материал другому. Оценка «5»

2. Я понял (а) материал, могу объяснить, но при помощи учителя. Оценка «4»

3. Я понял (а) материал частично. Оценка «3»

УЭn

Дидактическая цель:

Контроль знаний и умений по теме «Железо».

Задание 1. Выполните тестовую работу

Блок А.

1. Сколько d-электронов содержит атом железа?

1) 26;  2) 8;  3) 6;  4) 56.

2. При взаимодействии железа с раствором соляной кислоты образуется соль состава:

1) FeCl3;  2) FeCl2

3. Какие из указанных металлов являются более активными, чем железо?

1) Cu;  2) Ca;  3) Hg;  4) K.

Блок Б.

 При взаимодействии раствора серной кислоты с 56 г железа образуется водород объёмом:
1. 11,2 л ; 2. 22,4 л;  3. 33,6 л; 4. 44,8 л.

Блок С.

 Расставьте коэффициенты методом электронного баланса. Укажите окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления:
FeS + O
2 → Fe2O3 + SО2

Заполните бланки ответов по тестовой работе

Итоговый контроль по результатам промежуточного контроля каждого учебного элемента:

1. Я все понял (а), смогу объяснить этот материал другому. Оценка – «5»

2. Я понял (а) материал, могу объяснить, но при помощи учителя. Оценка – «4»

3. Я понял (а) материал частично. Оценка - «3»

4. Я ничего не понял (а), но проработаю этот же материал самостоятельно дома