«Применение компьютерных технологий на уроках химии»

 

Тема: «Применение компьютерных технологий на уроках химии»

                                     

 

                                         ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

  • Введение………………………………………………………. 2

 

  • Формирование информационной культуры педагога……...  3

 

 

  • Применение сети Интернет в учебном процессе…………..   5

 

  • Информационные технологии на уроках химии…………..    7

 

 

  • Создание и использование тематических

компьютерных презентаций   ………………………………    9

 

         *   Заключение…………………………………………………...    11

 

         *    Литература…………………………………………………..     12

       

         *   Приложение…………….…………………………………..      13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               ВВЕДЕНИЕ

 

       Проблема повышения эффективности обучения постоянно находится в центре внимания учителей. В современных условиях решение этой проблемы органично связано с перспективой реализации научно обоснованных новых педагогических технологий и систем организации учебно-воспитательного процесса.

       Термин «педагогическая технология» означает такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятный прогнозируемый характер.

       Технология обучения химии – это предметная технология, задача которой – вооружить учителя способами и средствами создания собственной системы обучения. Это совокупность средств и методов проектирования предметной системы обучения, основанной на современных технике, инновациях, требованиях к уровню знаний и умений учащихся.

       Массовая компьютеризация, внедрение и развитие новейших информационных технологий привели к впечатляющим изменениям в сферах образования. Информация превратилась в глобальный неистощимый ресурс человечества, вступившего в новую эпоху развития цивилизации, которую позволительно назвать информационной.

      Развитие «микрокомпьютерной  революции» привело к тому, что персональные компьютеры стали доступнее. Более того, технические характеристики и программное обеспечение непрерывно совершенствуется, что превращает их во все более привлекательный и эффективный инструмент исследований в науке, создает реальные возможности для применения новейших информационных технологий в работе педагогов. Стало очевидным, что персональный компьютер не только незаменимое средство для редактирования и печатания каких-либо работ, но и удобный инструмент для реализации «тонких» исследовательских методик, позволяет осуществить оптический ввод в память компьютера изобразительного материала и многое другое.

      Новые возможности в последние годы появились  в традиционной сфере применения компьютерных технологий при обучении химии в школе. Выпускаются оптические диски, имеющие сертификаты Министерства Образования России по всему школьному курсу: теоретическая химия, неорганическая химия, органическая химия.

      Сегодня учитель должен в совершенстве владеть не только содержанием предмета, методом, средством и формами организации учебного процесса, но и современными технологиями обучения.

     Предлагаемая работа включает  главы, в которых рассмотрены следующие вопросы: методологические подходы к формированию информационной культуры педагога, применение сети Интернет в учебном процессе, информационная технология на уроках химии, создание компьютерных презентаций.

                         

                                          Глава 1

        Формирование информационной культуры педагога.

 

      Глобализация экономики, переход от индустриального к постиндустриальному(информационному) обществу в мировом масштабе неизбежно ведут к глубокому реформированию образования.

      Кардинальные изменения в культуре информационного общества, связанные с приданием информации статуса стратегического ресурса, выдвигают на первый план проблемы формирования информационной культуры личности. Использующей данный ресурс на тактическом и операционном уровнях в процессе реализации различных видов деятельности, в том числе и в процессе образования.

      Культурный уровень человека проявляется только в деятельности, поэтому формирование информационной культуры как качества личности целесообразно рассматривать с позиций компетентного подхода.

      Рассмотрим возможности формирования и повышения уровня информационной культуры педагога с позиций профессиональной компетентности. Профессиональная компетентность педагога является средством, обеспечивающим сознательное решение профессиональных задач, и критерием становления педагога-профессионала. Профессиональная компетентность представляет собой обобщенное личностное образование, заключающее в себе теоретико-методологическую, культурологическую, предметную, психолого-педагогическую, методическую и технологическую готовность к продуктивной педагогической деятельности.

      Информационная компетентность предполагает освоение обобщенных видов информационной деятельности человека ( сбор, поиск, хранение, обработка) на основе использования ИКТ.

      Различают следующие уровни проявления информационной компетентности педагога:

  • элементарный (репродуктивная деятельность);
  • функциональный (репродуктивная деятельность с элементами творческой деятельности);
  • системный ( индивидуально-творческая деятельность)                            

      При этом переход с одного уровня на другой затрудняется в связи с постоянным развитием ИКТ, развитием педагогической науки по проблемам использования ИКТ в образовательном процессе.

      Интеграция информологического и ИКТ-компонентов информационных компетенций возможна на основе реализации одной из триад компетентностного подхода: знания – задача – деятельность.

      В структуре уровневой модели профессиональной компетентности можно выделить три основных компонента: мотивационно-ценностный, содержательно-операционный, исследовательско-рефлексивный.

       Решение учебных задач или задач профессиональной деятельности позволяет обеспечить формирование мотивационно-ценностного компонента компетентности. Демонстрация образцов преподавателем по управлению и организации деятельности обучающихся в процессе решения задачи позволяет обеспечить формирование содержательно-операционного компонента компетентности на различных уровнях. Самостоятельная деятельность учащихся по решению задач формирует исследовательско-рефлексивный компонент компетентности.

      Использование триады «знания – задача – деятельность» при формировании всех видов профессиональной компетентности позволит существенным образом повысить влияние информационных компетенций на другие компоненты компетентности метапредметного уровня.

 

Компетенции

Политические и социальные

 

Межкультурные

Коммуника-тивные

Установка на успех

Информацион-

ные

Принятие ре-

шений и ответ-

ственности на

основе инфор-

мации, полученной из различных источников и с помощью различных информацион-ных каналов

 

Использование различных каналов информации для передачи культурных образцов и норм. Освоение языков как средства формализации и передачи информации

Освоение и использование различных каналов передачи информа-ции

Осмысление информации, получаемой из различных источников, направленной на духовно-интелектуальное развитие личности

 

 

         Одновременный процесс освоения информационной компетентности всех видов (ключевых, базовых, специальных) организовать сложно. Очевидно, что наибольшая продуктивность может обеспечиваться реализацией принципа дидактической спирали при повышении уровня компетенции для каждого вида по отдельности и их взаимном обогащении в целом одновременно.

      Поступательное движение по выбранному направлению будет отвечать личной заинтересованности уже сформировавшегося педагога, обеспечивая мотивационно-ценностный компонент готовности к самообразованию и повышению квалификации. Качество продвижения вперед будет усиливать целостную готовность, обогащая содержательно-оперативный компонент. Возможность поделиться накопленным опытом и достижениями по своему направлению с коллегами позволит реализовать исследовательско-рефлексивный компонент готовности к профессиональной деятельности и самосовершенствованию в ней. Таким образом, компетентностный подход позволит обеспечить формирование необходимого уровня информационной культуры педагога и учащегося в соответствии с новой информационной культурой общества                                        

 

 

                                                  Глава 2

              Применение сети Интернет в учебном процессе

 

      Если взять за точку отсчета утверждение российской Концепции дистанционного обучения, то в этом году 11 лет российскому дистанционному обучению и 12 лет исполнилось российскому Интернету.

      Что можно сказать о дистанционном обучении на базе Интернет-технологий? Готовность российского образования к этой экспансии Интернета можно проиллюстрировать цифрами, взятыми из аналитического доклада Всемирного банка «Готовность России к информационному обществу» (М.: ИРИО, 2004):

 

 

Средняя школа

Вузы

Образовательные учреждения, имеющие подключение к Интернету

13%

81%

Образовательные учреждения, использующие  Интернет в учебном процессе

5%

27%

Преподаватели, имеющие компьютер дома

24%

93%

Преподаватели, имеющие доступ в Интернет

6%

46%

 

      Как видно из таблицы, в высших учебных заведениях дело обстоит несколько лучше, чем в средней школе, хотя в многие школы достаточно продвинуты в области Интернет-обучения (судя, например, по работе Интернет-школы www.internet-school.ru). По мнению многих отечественных и зарубежных экспертов, при всей популярности Интернета речь в ближайшей перспективе может идти преимущественно о смешанном обучении (blendedlearning), В котором рационально сочетаются технологии очного и Интернет-обучения.

      Прогресс использования Интернета обусловлен следующими его дидактическими свойствами:

  • публикацией учебно-методической информации в гипермедийном варианте;
  • педагогическим общением в реальном и отложенном времени между субъектами и объектами учебного процесса;
  • открытым во времени и пространстве дистанционным доступом к информационным ресурсам.

      Интернет-обучение не насильственный, а постепенный объективный процесс интеграции Интернет-технологий в традиционную систему образования.

      Рассмотрим пример Интернет-обучения в среднем образовании, а именно сетевой процесс в Интернет-школе.

 

 

Педагогические услуги представлены с помощью самодельной оболочки на базе бесплатно распространяемого Минобразования конструктора сайтов.

 Поступающий на обучение в Интернет-школу ученик Х – ХIкласса получают широкий спектр педагогического

сервиса, а именно доступ к чтению учебного материала в мультимедийном исполнении, тестирование, консультации. Проект предполагает построение системы дистанционного обучения, включающий получение информации по всем предметам, представленным в Федеральном базисном учебном плане, методическое сопровождение учебного процесса, текущий контроль знаний, электронный журнал, планировщик занятий, позволяющий учащимся самостоятельно строить индивидуальную программу изучения учебных курсов, и т.д.

      Интернет-технологии часто встраиваются в традиционно существующий учебный процесс образовательного учреждения. В этом случае Интернет-обучение существует как некий дополнительный или альтернативный вариант обучения наряду с традиционно присущей данному учебному заведению.

        Муниципальная система образования старается повысить качество информационного обслуживания и расширяет доступ к информационным ресурсам. Создается и развивается муниципальная система единого информационного пространства. Главным принципом создания единого информационного пространства стало обеспечение комфортности информационной среды для потребителей информации, взаимодействие всех субъектов информационного пространства (используются современные технологии – Интернет). Основными направлениями деятельности по созданию единого информационного пространства в системе образования явились:

- Создание системы информационного обеспечения управленческой деятельности в службах городского образования.

- Организация информационных потоков (в городской сети Интернет создается веб-страница «Муниципальное образование», создается единая компьютерная сеть между образовательными учреждениями и органами управления).

- Совершенствование банка педагогической информации (на электронных носителях).

- Формирование информационных компьютерных баз данных, поиск информации в Интернете.

      Создание единого информационного пространства не только позволяет реализовать единую стратегию развития, но и является фактором модернизации образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              ГЛАВА 3

              Информационные технологии на уроках химии

 

      Основной вклад в развитие современного общества вносят информационно-коммуникативные технологии (ИКТ). В связи с этим возникает острая необходимость использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

      Информационно-коммуникативные технологии способны решать многие педагогические задачи, представляют совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. Использование информационных технологий в учебном процессе способствует его интенсификации и индивидуализации, росту профессионального мастерства учителя, повышению эффективности овладения умениями самостоятельного извлечений знаний, развитию личности обучаемого и подготовке ученика к комфортной жизни в условиях информационного общества.

      Для внедрения информационных технологий в процесс обучения педагогу необходимо самому обучиться пользовательским навыкам работы на компьютере, познакомиться с современными информационными технологиями. При изучении обязательно рассмотреть:

  • устройство персонального компьютера;
  •  основы работы в операционной системе Windows;
  • Текстовый редактор Microsoft Word;
  • Работа с  PowerPoint;
  • Работа с медиаресурсами.

      Все новинки технологического прогресса с особым восторгом встречают именно дети. И конечно, необходимо использовать любознательность и высокую познавательную активность школьников для целенаправленного развития их личности. Применение новых информационных технологий в учебном процессе позволяет направить интеллектуальный потенциал учащегося на позитивное развитие, иначе жажда познания иссякнет во время бесцельного времяпровождения в Интернете. На уроках под руководством учителя школьники могут научиться использовать компьютерные технологии в образовательных целях для всестороннего развития своего интеллекта, овладеть способами получения информации для решения учебных, а впоследствии и производственных задач, приобрести навыки, которые помогут продолжать образование в течение всей жизни.

      Использование компьютера на уроке должно быть целесообразно и методически обосновано, а не служить данью велению времени. Не стоит использовать компьютер там, где более эффективны другие средства обучения. К информационным технологиям необходимо обращаться лишь в том случае, если они обеспечивают более высокий уровень образовательного процесса по сравнению с другими методами обучения.

      При изучении химии использование компьютерных технологий эффективно на уроках изучения нового материала ( презентации для лекций), при обработке умений и навыков (Обучающее тестирование), а также во время проведения химического практикума.

      Применение слайд-фильмов во время лекций обеспечивает динамичность, наглядность, более высокий уровень и объем информации по сравнению с традиционными методами. При подготовке материала к уроку можно использовать электронные учебники, информацию сети Интернет.

           Используя слайд-фильмы, можно реализовать дифференцированный подход в работе с разнопрофильными классами. Так, слайды, подготовленные к уроку в классе с углубленным изучением химии и содержащие гораздо более сложный, чем обычно, материал, в классах гуманитарного профиля можно пропустить.

      Если сохранить слайд-фильм в режиме редактирования, то всегда остается возможность вносить в него новую информацию или изменять программный материал.

       Помимо лекционных уроков, использование компьютера эффективно при закреплении знаний. На промежуточном этапе между получением новой информации и контролем знаний необходимо организовать работу учащихся по освоению материала темы, освоению на самоконтроле. Один из эффективных способов – обучающее тестирование. Данная деятельность предполагает индивидуальную работу каждого ученика с компьютерной программой, предложенной учителем. Учащийся получает возможность работать в удобном ему темпе и обращать особое внимание на те вопросы темы, которые вызывают затруднения именно у него. А учитель проводит индивидуальную работу с теми учащимися, кто нуждается в помощи. Программы обучающего тестирования составляют не для контроля знаний, а с целью детального изучения, освоения темы и подготовки к итоговому контролю знаний.

      При проведении обучающего тестирования учащемуся, как в традиционных тестах, предлагаются вопрос по теме и четыре варианта ответа, среди которых лишь один верный. Чтобы перейти к следующему вопросу теста, надо указать правильный ответ. Если учащийся выбирает неверный ответ, то по гиперссылке программа открывает слайд теоретической части темы, который содержит информацию для правильного ответа. Работая с обучающей программой, которая помогает ликвидировать пробелы в знаниях и не наказывает за неправильный ответ снижением оценки, школьники испытывают положительные эмоции, что очень важно для успешного усвоения изучаемого материала.

Изучение химии специфично по сравнению с другими дисциплинами, поскольку предполагает проведение эксперимента. При организации практических работ компьютер может стать эффективным помощником учителя. Конечно, проведение опытов в лаборатории обладает неоспоримым преимуществами, но при изучении токсичных веществ (бензол, галогены и др.) виртуальный мир дает возможность проводить химический эксперимент без риска для здоровья учащихся. На практических занятиях каждый учащийся работает индивидуально со слайдами. Он может неоднократно просмотреть клип с демонстрацией опыта.

     Создание слайд-фильма – это увлекательный творческий процесс, который обогащает профессиональную палитру учителя. Конечно, подготовка уроков с использованием современных информационных технологий – это удел энтузиастов, поскольку требует много времени для поиска, систематизации и оформления информации. Реализация этих задач требует, в первую очередь, наличия желания у самих педагогов заниматься этой проблемой.

      Вложенный труд накапливается в виде целых циклов уроков с  и практикумов, которые составляют интеллектуальное мастерство учителя. А лучшей наградой служат возрастающий интерес ребят к предмету, радостное ожидание ими каждого урока химии, их успехи на олимпиадах и при поступлении в вузы.

 

 

 

 

                                                   ГЛАВА  4

           Создание и использование тематических компьютерных  

                                          презентаций

      Под созданием презентации понимается разработка ее основных элементов, т.е. в первую очередь подготовка сценария – структурного плана и слайдов, которые будут последовательно демонстрироваться в процессе выступления в порядке, предусмотренном сценарием.

       Компьютерные презентации – эффективный метод представления изучения любого материала.

      При представлении материала в графиках, картинках, таблицах, тезисах, виртуальных моделях включаются механизмы не только звуковой, но и зрительной и ассоциативной памяти. Возможность вставлять в презентацию любые объекты делает её особенно привлекательной при изучении сложных тем, если необходимо показать модели (модели молекул, строение атома, строение кристаллических решеток), процессы (механизмы реакций, ход реакции, растворение веществ, явление гибридизации и т.д.).

      На первых этапах изучения органической химии большую трудность представляет пространственное строение молекул. В учебниках химии приведено лишь несколько рисунков по строению молекул органических веществ. Так как рисунок плоский и двухмерный, то пространственный образ приходится додумывать, воображать.

      В случае использования компьютерных технологий любой объект может быть представлен не только в строго определенной, зафиксированной форме на плоскости, его можно перемещать в пространстве и рассматривать под разными углами.

      Технология интерактивного трехмерного представления объектов позволяет производить необходимые действия не в голове, а прямо на экране и тут же видеть результат, а не представлять его. Неоценима роль такой технологии в процессе обучения для понимания учащимися ключевых понятий.

      При изучении темы «Изомерия органических соединений» я предлагаю учащимся обратить внимание на пары слов, записанных на доске: колба – бокал, сокол  - колос, мода – дома, ром – мор. На вопрос чем же слова, объединенные в пары, отличаются друг от друга, учащиеся отвечают: «Порядком расположения букв». Затем по аналогии без особых сложностей у учащихся формируется представление об изомерии и ее видах. Группа учащихся предложили мне создать видео-ролик (ролик создан с помощью программы 3dmax) на данный пример и с этим элементом на уроке стало гораздо интереснее. (См. электронное приложение 1)

      На слайдах размещают необходимые формулы, уравнения реакций, схемы химических опытов в соответствии с последовательностью изучения материала на уроке. В целях своевременного устранения пробелов в знаниях и закрепления наиболее важных вопросов темы на последнем слайде помещают контрольные вопросы. Их учитель предлагает по завершению лекции. Если учащиеся не могут ответить на какой-либо вопрос, то учитель, используя специальную управляющую кнопку с гиперссылкой, возвращает тот слайд, где есть сведения для правильного ответа. Таким образом, осуществляется повторение материала, оказавшегося трудным для школьника.

      Кроме создания компьютерных презентаций для уроков по различным темам, мною созданы слайды-фильмы для проведения внеклассных мероприятий, например разработан мини-урок (мастер-класс) по теме «Натуральный мёд», а также конкурсная программа для учащихся 8 классов «Посвящение в химики», для этих мероприятий созданы слайды-фильмы с использованием программ 3dmaxи AdobePremierePro1,5 ( см. печатные приложения и электронные 2 и 3).

      Использование компьютерных презентаций на уроках позволяет сделать преподавание химии содержательнее, интереснее, зрелищнее, эмоциональнее, нагляднее, эффективнее. Презентация органично вписывается в структуру урока, сопровождая лекцию.

 

       

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Заключение

 

      Информационные технологии являются одним из наиболее перспективных и популярных направлений в современной педагогике; они имеют целью создания продукта, содержащего коллекции изображений, текстов и данных, сопровождающихся звуком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами. В отличие от видео-, теле-, и стандартной аудиоаппаратуры в компьютерах вся информация хранится в цифровой форме.

    Выделяются основные цели применения продуктов, созданных в мультимедиа-технологиях:

  • популяризаторская (развлекательная) – в качестве домашних библиотек;
  • научно-просветительная, или образовательная, - в качестве методических пособий;
  • Научно-исследовательская – в качестве одного из наиболее совершенных носителей информации.

      Для внедрения информационных технологий в процессе обучения необходимо организовывать обучение педагогических кадров пользовательским навыкам работы на компьютере. Освоение учителями информационных технологий с учетом их профессиональной деятельностью.

          

 

Проведение эксперимента

  

      Информационные

          технологии

Создание слайд-фильмов

Презентации для лекций

Слайды по обучающему

        тестированию

Тестовый контроль

image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Необходимо внедрение Интернет-технологий в образовательные учреждения, т.к. задача обучения школьников применению программных средств Интернет-обучения удовлетворительно решается внедрением пропедевтической дисциплины «Электронное обучение в современной школе».

                                   ЛИТЕРАТУРА

  1. Машарова Т.В. Педагогические технологии, системы и методы обучения. – Киров: из-во ВГПУ, 1998.

 

  1. Береснева Е.В. Современные технологии обучения химии. – Москва: «Центрхимпресс»,2004.

 

 

  1. Тихомиров О.К. Теория деятельности, измененной информационной технологией // Вестник Московского университета (психология). – 1993 - № 2 – стр.31

 

  1. Холмогоров В.И. Работа на компьютере – СПб.: Питер, 2005.

 

 

  1. Акимова В.Л., Арсентьева Л.И. Информационные технологии для гуманитариев. – Москва-Саранск , 1998.

 

  1. Андреев А.А. Применение сети Интернет в учебном процессе // Информатика и образование. – 2005. - № 9 – стр.6

 

 

  1. Адольф В.А., Степанова И.Ю. Методологические подходы к формированию информационной культуры педагога // Информатика и образование. – 2006. - № 1 – стр.3

 

  1. Гаммерштмид И.И., Гаммерштмид Д.А. Информационные технологии в сельской школе // Информатика и образование. – 2005. - № 7 – стр. 49

 

 

  1. Нечитайлов Е.В. Информационные технологии на уроках химии // Химия в школе. – 2005. - № 4 – стр. 13

 

  1. Фельдман И.Д. Создание и использование тематических компьютерных презентаций //  Химия в школе. – 2006 - № 1 – стр. 36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Приложение

 

      Видеоурок состоящий из видеороликов, далек от мультимедийных обучающих приложений, однако является полноценным информационным материалом для многократного использования в образовательном процессе.

      Цикл видеоуроков по предмету переводит учебный процесс в новое состояние, облегчая труд учителя и ученика. Учитель имеет возможность добавить новые элементы или убрать лишнее, усилить слабые звенья видеоурока, редактируя его в дальнейшем.

 

 

 

 

                                         «Посвящение в химики»

                                           внеклассное мероприятие

 

Цель: Развитие познавательного интереса учащихся к предмету химии. Обобщение, закрепление и систематизация знаний учащихся о химических элементах, расстановке коэффициентов в уравнениях. Развитие умений и навыков при работе с периодической системой, умений работать в группе.

 

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент.
  2. Вводное слово учителя.
  3. Выступление членов секции «химия» НО «Эрудит» на фоне видеоролика:

                 imageimage

Ведущая 1 – (разочарованно) Мы – химики, а химия – это бессонные ночи, это постоянные разговоры о химии, это лабораторные и практические работы и это родители, которые говорят: « Тьфу, наш ребенок – химик!» И это счастье, и это жизнь! Вы хотите спросить, почему же становятся химиками?

Ведущая 2 – (торжественно)  Да потому что, химия – это бессонные ночи, это постоянные разговоры о химии, это лабораторные и практические работы и это родители, которые говорят: « Наш ребенок – химик!» И это счастье, и это жизнь!

1 чтец: Другого ничего в природе нет

             Ни здесь ни там в космических глубинах

2 чтец: Всё от песчинок малых до планет

             Из элементов состоит единых.

3 чтец: Как формула, как график деловой

             Строй менделеевской системы строгой,

4 чтец: Вокруг тебя творится мир живой

             Входи в него, вдыхай, руками трогая

5 чтец: Есть просто газ - летучий водород,

             Есть просто кислород, и вместе это

6 чтец: Июньский дождь от всех своих широт,

             Сентябрьские туманы на рассветах.

7 чтец: Кипит железо, серебро, сурьма

             И темно-бурые растворы брома

8 чтец: И кажется вселенная сама

             Одной лабораторией огромной.

Ведущая 1- Наука, из которой выросла химия, - алхимия. Алхимики верили в магическую силу философского камня, который по их убеждению, способен превращать различные неблагородные металлы в золото.

Ведущая 2 – Они также занимались поисками эликсира долголетия и проводили различные опыты. Некоторые из них мы вам сейчас продемонстрируем.

Д/о: 1. Могу зажечь спиртовку без спичек!

        2. Несгораемый платок.

        3. Дым без огня.

       4. Костер разожгу водой

       5. Фиолетовые клубы дыма.

       6. Оперирую без боли

       7. Змея из сахара.

 

Учитель представляет команды, жюри.

(команды называют свои девизы)

Например « Мы будем стараться на совесть

                     И старт своим знаньям дадим,

                     И если сейчас проиграем.

                     То в следующий раз победим»

 

- «Упорный всегда побеждает,

     Позиций своих не сдаёт».

 

Конкурсная программа:

  1. Визитная карточка команды.
  2. Разминка. Расшифровать послание агента 007 с помощью Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. Буквы текста зашифрованы порядковыми номерами химических элементов.
  3. Сценка «незадачливый лаборант», ребята специально допускают ошибки по правилам т/б, задача команд как можно больше и точнее назвать допущенные ошибки.
  4. Видеосюжет о химической лаборатории и химическом оборудовании.

                    imageimage

imageimage       5. Еще одно послание. «Правила выживания»

              Каждой команде выдается «таинственное послание» прочтите это  

              зашифрованное послание через букву, и вы узнаете «правила выживания».

8 А  -   епсплгилврыгонтекпуапвоырлиолриачетшон-елкиубцон –езладкжуэпаоориьмтьеэ.

        -   егслнивлрпуакваухцумвуацсежуиодпкаоыеф – гннедрэадзллрепйатвем,б пшоэрпоашвкыофочбиртаззщншогед – книетркансгсшыщпзьхтъеб,жгеашзбощоюбьрнадзшнэокен –ннжегвоылпоубсттжинтдекнеакрлухжеуз.

8 Б  - Енсрльиквыкщлэюнчкиулцит,звэыжкдллюнчэиутиез.

          кЕгсблзиаоютбкьртыилмис – кзаавкырфонйщтжеэ.

          Ексдллиррганзеокбурцайлфиы – всаопбреорлидтжеэ.

          уЕнсглдижврыюнкепмйоцжуектеенслогбшрщахтльх –кпхогзноевпиетоекнеа кпгощмжохщэькуцмнеолпьгцбац.

8В   - Енсрлтиьвйыцпцоулкькзеунегтнегсшьщчшещмз-хлъиэбжод –лдоеррпжпиатвеы внчнирсттпоеткеаижпйоцруякдекнеш.         Ефсылвиавпырныевзанпареотлед,лкдажкэцэктношдреойлсдтжвдулеотр,ароаддщиз бношгщазншещтиртоьгбаюйжтлее.

          Екселнигншещзгнлаоентнек,гкнарктэттноедпеолшалещтдсжяш, гсгрдашзнуб сйпцруоксеинтгеш.

8 Г  - Ексалмиинрепмвоажвеатмеичвтпот-алкишбщозпйоцнуяктеьн –шпеончгешшщизтхеъвфзыавтаыплркоел.

          Ефсылвиауавпарсочотлод-жлэиябчосвмзиотрьвбаюлэожсдьл,йпцруоквеенргьштщез:гошсщтзахлъихсзьщлгин вйыцжкиевныг.

          Ефсылвиануекуаспврооиллидэртоилхдппрраовлидлж,фныевввхвоадпиртоеов йлцаубкоернагтшощрзихюъ.

 

         На экране после ответов появляются «правила»

8 А  -   если вы откупорили что-либо – закупорьте.

        -   если в руках у вас жидкое – не разлейте, порошкообразное – не рассыпьте, 

             газообразное – не выпустите наружу.

8 Б  - Если включили, выключите.

          Если открыли – закройте.

          Если разобрали – соберите.

          Если вы не можете собрать – позовите на помощь умельца.

8В   - Если вы пользуетесь чем-либо – держите в чистоте и порядке.

           Если вы не знаете, как это действует, ради бога не трогайте.

          Если не знаете, как это делается, сразу спросите.

8 Г  - Если не можете что-либо понять – почешите в затылке.

          Если у вас что-либо взорвалось, проверьте: остались ли вы живы.

          Если не усвоили этих правил, не входите в лабораторию.

  1. Видеосюжет о приемах работы с веществами.

       imageimage

 

  1. Конкурс уравняй, и классифицируй вещества.
  2. «Загадки и ребусы Старца из форта Баярд»

Я – графит, антрацит и алмаз.

Я – на улице, в школе и в поле,

Я – в деревьях и в каждом из вас.

                         (углерод)

 

Я – металл серебристый и легкий.

Я зовусь «самолетный металл».

И покрыт я оксидною пленкой,

Чтоб меня кислород не достал.

                    (алюминий)

Какой русский химик был знаменитым композитором?

                                          (Бородин)

 

Какое молоко не пьют?

                                    (известковое)

 

Какой элемент наиболее распространен во Вселенной?

                                              (водород)

Какой металл жидкий при комнатной температуре?

Какой элемент всегда рад? (радон)

Какой элемент является лесом? (бор)

Какой элемент состоит из двух животных? (мышьяк)

Какой элемент настоящий -  гигант? (титан)

Какой газ утверждает, что он – это не он? (неон).

 

 

Номер художественной самодеятельности (частушки)

- Ой, подружка, без сомненья,                 - Надо лучше успевать,

  Надо химию учить,                                   Девочки, в учении

  Без признанья всех явлений                     И не следует вздыхать,

  Невозможно больше жить.                       Что химия мучение.

 

- Много есть ребят пассивных,             - Вышел к речке, примечаю:

  Как воды набрали в рот.                         Что-то дышится легко,

  Наш совет – быть поактивней                Плещет в берег, набегая

  Например, как кислород.                        Мне на ноги АШ два О.

 

- Сера в воздухе горит,                         - Подмигнув лиловым глазом,

   Получаем ангидрид.                            Сера сразу стала газом,

  Ангидрид да плюс вода -                      Газ такой найдешь ты редко,

  Получилась кислота.                            Он удушливый и едкий.

 

- Загорелся всем на диво                     - Мы пропели « до свиданья»,

  Фосфор в колбочке красиво.               Вам спасибо за вниманье.

  Получилось (надо знать)                     Ждите в следующий раз,

  Ангидрид Р2О5.                                     Пропоем ещё для вас.

 

  1. Конкурс капитанов. В аквариуме с раствором фенолфталеина маленький стаканчик в нем немного щелочи. Капитаны называют известные металлы и кладут монетки в стакан, пока тот не утонет.

 

         10. Практикум: Что произойдет если на мел подействовать раствором соляной

кислоты?   (команды представляют свои версии) затем демонстрируется опыт.

Перед объявлением результатов все поют «Гимн химиков». Все посвященные в химики опрыскиваются дистиллированной водой. Объявляют результаты.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rjv.doc436 КБ

Предварительный просмотр:

            Тема: «Применение компьютерных технологий на уроках химии»

                                     

                                         ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Введение………………………………………………………. 2

  1. Формирование информационной культуры педагога……...  3

  1. Применение сети Интернет в учебном процессе…………..   5

  1. Информационные технологии на уроках химии…………..    7

  1. Создание и использование тематических

компьютерных презентаций   ………………………………    9

         *   Заключение…………………………………………………...    11

         *    Литература…………………………………………………..     12

       

         *   Приложение…………….…………………………………..      13

                                               ВВЕДЕНИЕ

       Проблема повышения эффективности обучения постоянно находится в центре внимания учителей. В современных условиях решение этой проблемы органично связано с перспективой реализации научно обоснованных новых педагогических технологий и систем организации учебно-воспитательного процесса.

       Термин «педагогическая технология» означает такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятный прогнозируемый характер.

       Технология обучения химии – это предметная технология, задача которой – вооружить учителя способами и средствами создания собственной системы обучения. Это совокупность средств и методов проектирования предметной системы обучения, основанной на современных технике, инновациях, требованиях к уровню знаний и умений учащихся.

       Массовая компьютеризация, внедрение и развитие новейших информационных технологий привели к впечатляющим изменениям в сферах образования. Информация превратилась в глобальный неистощимый ресурс человечества, вступившего в новую эпоху развития цивилизации, которую позволительно назвать информационной.

      Развитие «микрокомпьютерной  революции» привело к тому, что персональные компьютеры стали доступнее. Более того, технические характеристики и программное обеспечение непрерывно совершенствуется, что превращает их во все более привлекательный и эффективный инструмент исследований в науке, создает реальные возможности для применения новейших информационных технологий в работе педагогов. Стало очевидным, что персональный компьютер не только незаменимое средство для редактирования и печатания каких-либо работ, но и удобный инструмент для реализации «тонких» исследовательских методик, позволяет осуществить оптический ввод в память компьютера изобразительного материала и многое другое.

      Новые возможности в последние годы появились  в традиционной сфере применения компьютерных технологий при обучении химии в школе. Выпускаются оптические диски, имеющие сертификаты Министерства Образования России по всему школьному курсу: теоретическая химия, неорганическая химия, органическая химия.

      Сегодня учитель должен в совершенстве владеть не только содержанием предмета, методом, средством и формами организации учебного процесса, но и современными технологиями обучения.

     Предлагаемая работа включает  главы, в которых рассмотрены следующие вопросы: методологические подходы к формированию информационной культуры педагога, применение сети Интернет в учебном процессе, информационная технология на уроках химии, создание компьютерных презентаций.

                         

                                          Глава 1

        Формирование информационной культуры педагога.

 

      Глобализация экономики, переход от индустриального к постиндустриальному(информационному) обществу в мировом масштабе неизбежно ведут к глубокому реформированию образования.

      Кардинальные изменения в культуре информационного общества, связанные с приданием информации статуса стратегического ресурса, выдвигают на первый план проблемы формирования информационной культуры личности. Использующей данный ресурс на тактическом и операционном уровнях в процессе реализации различных видов деятельности, в том числе и в процессе образования.

      Культурный уровень человека проявляется только в деятельности, поэтому формирование информационной культуры как качества личности целесообразно рассматривать с позиций компетентного подхода.

      Рассмотрим возможности формирования и повышения уровня информационной культуры педагога с позиций профессиональной компетентности. Профессиональная компетентность педагога является средством, обеспечивающим сознательное решение профессиональных задач, и критерием становления педагога-профессионала. Профессиональная компетентность представляет собой обобщенное личностное образование, заключающее в себе теоретико-методологическую, культурологическую, предметную, психолого-педагогическую, методическую и технологическую готовность к продуктивной педагогической деятельности.

      Информационная компетентность предполагает освоение обобщенных видов информационной деятельности человека ( сбор, поиск, хранение, обработка) на основе использования ИКТ.

      Различают следующие уровни проявления информационной компетентности педагога:

  1. элементарный (репродуктивная деятельность);
  2. функциональный (репродуктивная деятельность с элементами творческой деятельности);
  3. системный ( индивидуально-творческая деятельность)                            

      При этом переход с одного уровня на другой затрудняется в связи с постоянным развитием ИКТ, развитием педагогической науки по проблемам использования ИКТ в образовательном процессе.

      Интеграция информологического и ИКТ-компонентов информационных компетенций возможна на основе реализации одной из триад компетентностного подхода: знания – задача – деятельность.

      В структуре уровневой модели профессиональной компетентности можно выделить три основных компонента: мотивационно-ценностный, содержательно-операционный, исследовательско-рефлексивный.

       Решение учебных задач или задач профессиональной деятельности позволяет обеспечить формирование мотивационно-ценностного компонента компетентности. Демонстрация образцов преподавателем по управлению и организации деятельности обучающихся в процессе решения задачи позволяет обеспечить формирование содержательно-операционного компонента компетентности на различных уровнях. Самостоятельная деятельность учащихся по решению задач формирует исследовательско-рефлексивный компонент компетентности.

      Использование триады «знания – задача – деятельность» при формировании всех видов профессиональной компетентности позволит существенным образом повысить влияние информационных компетенций на другие компоненты компетентности метапредметного уровня.

Компетенции

Политические и социальные

Межкультурные

Коммуника-тивные

Установка на успех

Информацион-

ные

Принятие ре-

шений и ответ-

ственности на

основе инфор-

мации, полученной из различных источников и с помощью различных информацион-ных каналов

Использование различных каналов информации для передачи культурных образцов и норм. Освоение языков как средства формализации и передачи информации

Освоение и использование различных каналов передачи информа-ции

Осмысление информации, получаемой из различных источников, направленной на духовно-интелектуальное развитие личности

         Одновременный процесс освоения информационной компетентности всех видов (ключевых, базовых, специальных) организовать сложно. Очевидно, что наибольшая продуктивность может обеспечиваться реализацией принципа дидактической спирали при повышении уровня компетенции для каждого вида по отдельности и их взаимном обогащении в целом одновременно.

      Поступательное движение по выбранному направлению будет отвечать личной заинтересованности уже сформировавшегося педагога, обеспечивая мотивационно-ценностный компонент готовности к самообразованию и повышению квалификации. Качество продвижения вперед будет усиливать целостную готовность, обогащая содержательно-оперативный компонент. Возможность поделиться накопленным опытом и достижениями по своему направлению с коллегами позволит реализовать исследовательско-рефлексивный компонент готовности к профессиональной деятельности и самосовершенствованию в ней. Таким образом, компетентностный подход позволит обеспечить формирование необходимого уровня информационной культуры педагога и учащегося в соответствии с новой информационной культурой общества                                        

 

                                                  Глава 2

              Применение сети Интернет в учебном процессе

      Если взять за точку отсчета утверждение российской Концепции дистанционного обучения, то в этом году 11 лет российскому дистанционному обучению и 12 лет исполнилось российскому Интернету.

      Что можно сказать о дистанционном обучении на базе Интернет-технологий? Готовность российского образования к этой экспансии Интернета можно проиллюстрировать цифрами, взятыми из аналитического доклада Всемирного банка «Готовность России к информационному обществу» (М.: ИРИО, 2004):

Средняя школа

Вузы

Образовательные учреждения, имеющие подключение к Интернету

13%

81%

Образовательные учреждения, использующие  Интернет в учебном процессе

5%

27%

Преподаватели, имеющие компьютер дома

24%

93%

Преподаватели, имеющие доступ в Интернет

6%

46%

      Как видно из таблицы, в высших учебных заведениях дело обстоит несколько лучше, чем в средней школе, хотя в многие школы достаточно продвинуты в области Интернет-обучения (судя, например, по работе Интернет-школы www.internet-school.ru). По мнению многих отечественных и зарубежных экспертов, при всей популярности Интернета речь в ближайшей перспективе может идти преимущественно о смешанном обучении (blended learning), В котором рационально сочетаются технологии очного и Интернет-обучения.

      Прогресс использования Интернета обусловлен следующими его дидактическими свойствами:

  1. публикацией учебно-методической информации в гипермедийном варианте;
  2. педагогическим общением в реальном и отложенном времени между субъектами и объектами учебного процесса;
  3. открытым во времени и пространстве дистанционным доступом к информационным ресурсам.

      Интернет-обучение не насильственный, а постепенный объективный процесс интеграции Интернет-технологий в традиционную систему образования.

      Рассмотрим пример Интернет-обучения в среднем образовании, а именно сетевой процесс в Интернет-школе.

Педагогические услуги представлены с помощью самодельной оболочки на базе бесплатно распространяемого Минобразования конструктора сайтов.

 Поступающий на обучение в Интернет-школу ученик Х – ХI класса получают широкий спектр педагогического

сервиса, а именно доступ к чтению учебного материала в мультимедийном исполнении, тестирование, консультации. Проект предполагает построение системы дистанционного обучения, включающий получение информации по всем предметам, представленным в Федеральном базисном учебном плане, методическое сопровождение учебного процесса, текущий контроль знаний, электронный журнал, планировщик занятий, позволяющий учащимся самостоятельно строить индивидуальную программу изучения учебных курсов, и т.д.

      Интернет-технологии часто встраиваются в традиционно существующий учебный процесс образовательного учреждения. В этом случае Интернет-обучение существует как некий дополнительный или альтернативный вариант обучения наряду с традиционно присущей данному учебному заведению.

        Муниципальная система образования старается повысить качество информационного обслуживания и расширяет доступ к информационным ресурсам. Создается и развивается муниципальная система единого информационного пространства. Главным принципом создания единого информационного пространства стало обеспечение комфортности информационной среды для потребителей информации, взаимодействие всех субъектов информационного пространства (используются современные технологии – Интернет). Основными направлениями деятельности по созданию единого информационного пространства в системе образования явились:

- Создание системы информационного обеспечения управленческой деятельности в службах городского образования.

- Организация информационных потоков (в городской сети Интернет создается веб-страница «Муниципальное образование», создается единая компьютерная сеть между образовательными учреждениями и органами управления).

- Совершенствование банка педагогической информации (на электронных носителях).

- Формирование информационных компьютерных баз данных, поиск информации в Интернете.

      Создание единого информационного пространства не только позволяет реализовать единую стратегию развития, но и является фактором модернизации образования.

                                              ГЛАВА 3

              Информационные технологии на уроках химии

      Основной вклад в развитие современного общества вносят информационно-коммуникативные технологии (ИКТ). В связи с этим возникает острая необходимость использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

      Информационно-коммуникативные технологии способны решать многие педагогические задачи, представляют совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. Использование информационных технологий в учебном процессе способствует его интенсификации и индивидуализации, росту профессионального мастерства учителя, повышению эффективности овладения умениями самостоятельного извлечений знаний, развитию личности обучаемого и подготовке ученика к комфортной жизни в условиях информационного общества.

      Для внедрения информационных технологий в процесс обучения педагогу необходимо самому обучиться пользовательским навыкам работы на компьютере, познакомиться с современными информационными технологиями. При изучении обязательно рассмотреть:

  1. устройство персонального компьютера;
  2.  основы работы в операционной системе Windows;
  3. Текстовый редактор Microsoft Word;
  4. Работа с  PowerPoint;
  5. Работа с медиаресурсами.

      Все новинки технологического прогресса с особым восторгом встречают именно дети. И конечно, необходимо использовать любознательность и высокую познавательную активность школьников для целенаправленного развития их личности. Применение новых информационных технологий в учебном процессе позволяет направить интеллектуальный потенциал учащегося на позитивное развитие, иначе жажда познания иссякнет во время бесцельного времяпровождения в Интернете. На уроках под руководством учителя школьники могут научиться использовать компьютерные технологии в образовательных целях для всестороннего развития своего интеллекта, овладеть способами получения информации для решения учебных, а впоследствии и производственных задач, приобрести навыки, которые помогут продолжать образование в течение всей жизни.

      Использование компьютера на уроке должно быть целесообразно и методически обосновано, а не служить данью велению времени. Не стоит использовать компьютер там, где более эффективны другие средства обучения. К информационным технологиям необходимо обращаться лишь в том случае, если они обеспечивают более высокий уровень образовательного процесса по сравнению с другими методами обучения.

      При изучении химии использование компьютерных технологий эффективно на уроках изучения нового материала ( презентации для лекций), при обработке умений и навыков (Обучающее тестирование), а также во время проведения химического практикума.

      Применение слайд-фильмов во время лекций обеспечивает динамичность, наглядность, более высокий уровень и объем информации по сравнению с традиционными методами. При подготовке материала к уроку можно использовать электронные учебники, информацию сети Интернет.

           Используя слайд-фильмы, можно реализовать дифференцированный подход в работе с разнопрофильными классами. Так, слайды, подготовленные к уроку в классе с углубленным изучением химии и содержащие гораздо более сложный, чем обычно, материал, в классах гуманитарного профиля можно пропустить.

      Если сохранить слайд-фильм в режиме редактирования, то всегда остается возможность вносить в него новую информацию или изменять программный материал.

       Помимо лекционных уроков, использование компьютера эффективно при закреплении знаний. На промежуточном этапе между получением новой информации и контролем знаний необходимо организовать работу учащихся по освоению материала темы, освоению на самоконтроле. Один из эффективных способов – обучающее тестирование. Данная деятельность предполагает индивидуальную работу каждого ученика с компьютерной программой, предложенной учителем. Учащийся получает возможность работать в удобном ему темпе и обращать особое внимание на те вопросы темы, которые вызывают затруднения именно у него. А учитель проводит индивидуальную работу с теми учащимися, кто нуждается в помощи. Программы обучающего тестирования составляют не для контроля знаний, а с целью детального изучения, освоения темы и подготовки к итоговому контролю знаний.

      При проведении обучающего тестирования учащемуся, как в традиционных тестах, предлагаются вопрос по теме и четыре варианта ответа, среди которых лишь один верный. Чтобы перейти к следующему вопросу теста, надо указать правильный ответ. Если учащийся выбирает неверный ответ, то по гиперссылке программа открывает слайд теоретической части темы, который содержит информацию для правильного ответа. Работая с обучающей программой, которая помогает ликвидировать пробелы в знаниях и не наказывает за неправильный ответ снижением оценки, школьники испытывают положительные эмоции, что очень важно для успешного усвоения изучаемого материала.

Изучение химии специфично по сравнению с другими дисциплинами, поскольку предполагает проведение эксперимента. При организации практических работ компьютер может стать эффективным помощником учителя. Конечно, проведение опытов в лаборатории обладает неоспоримым преимуществами, но при изучении токсичных веществ (бензол, галогены и др.) виртуальный мир дает возможность проводить химический эксперимент без риска для здоровья учащихся. На практических занятиях каждый учащийся работает индивидуально со слайдами. Он может неоднократно просмотреть клип с демонстрацией опыта.

     Создание слайд-фильма – это увлекательный творческий процесс, который обогащает профессиональную палитру учителя. Конечно, подготовка уроков с использованием современных информационных технологий – это удел энтузиастов, поскольку требует много времени для поиска, систематизации и оформления информации. Реализация этих задач требует, в первую очередь, наличия желания у самих педагогов заниматься этой проблемой.

      Вложенный труд накапливается в виде целых циклов уроков с  и практикумов, которые составляют интеллектуальное мастерство учителя. А лучшей наградой служат возрастающий интерес ребят к предмету, радостное ожидание ими каждого урока химии, их успехи на олимпиадах и при поступлении в вузы.

                                                   ГЛАВА  4

           Создание и использование тематических компьютерных  

                                          презентаций

      Под созданием презентации понимается разработка ее основных элементов, т.е. в первую очередь подготовка сценария – структурного плана и слайдов, которые будут последовательно демонстрироваться в процессе выступления в порядке, предусмотренном сценарием.

       Компьютерные презентации – эффективный метод представления изучения любого материала.

      При представлении материала в графиках, картинках, таблицах, тезисах, виртуальных моделях включаются механизмы не только звуковой, но и зрительной и ассоциативной памяти. Возможность вставлять в презентацию любые объекты делает её особенно привлекательной при изучении сложных тем, если необходимо показать модели (модели молекул, строение атома, строение кристаллических решеток), процессы (механизмы реакций, ход реакции, растворение веществ, явление гибридизации и т.д.).

      На первых этапах изучения органической химии большую трудность представляет пространственное строение молекул. В учебниках химии приведено лишь несколько рисунков по строению молекул органических веществ. Так как рисунок плоский и двухмерный, то пространственный образ приходится додумывать, воображать.

      В случае использования компьютерных технологий любой объект может быть представлен не только в строго определенной, зафиксированной форме на плоскости, его можно перемещать в пространстве и рассматривать под разными углами.

      Технология интерактивного трехмерного представления объектов позволяет производить необходимые действия не в голове, а прямо на экране и тут же видеть результат, а не представлять его. Неоценима роль такой технологии в процессе обучения для понимания учащимися ключевых понятий.

      При изучении темы «Изомерия органических соединений» я предлагаю учащимся обратить внимание на пары слов, записанных на доске: колба – бокал, сокол  - колос, мода – дома, ром – мор. На вопрос чем же слова, объединенные в пары, отличаются друг от друга, учащиеся отвечают: «Порядком расположения букв». Затем по аналогии без особых сложностей у учащихся формируется представление об изомерии и ее видах. Группа учащихся предложили мне создать видео-ролик (ролик создан с помощью программы 3d max) на данный пример и с этим элементом на уроке стало гораздо интереснее. (См. электронное приложение 1)

      На слайдах размещают необходимые формулы, уравнения реакций, схемы химических опытов в соответствии с последовательностью изучения материала на уроке. В целях своевременного устранения пробелов в знаниях и закрепления наиболее важных вопросов темы на последнем слайде помещают контрольные вопросы. Их учитель предлагает по завершению лекции. Если учащиеся не могут ответить на какой-либо вопрос, то учитель, используя специальную управляющую кнопку с гиперссылкой, возвращает тот слайд, где есть сведения для правильного ответа. Таким образом, осуществляется повторение материала, оказавшегося трудным для школьника.

      Кроме создания компьютерных презентаций для уроков по различным темам, мною созданы слайды-фильмы для проведения внеклассных мероприятий, например разработан мини-урок (мастер-класс) по теме «Натуральный мёд», а также конкурсная программа для учащихся 8 классов «Посвящение в химики», для этих мероприятий созданы слайды-фильмы с использованием программ 3d max и Adobe Premiere Pro 1,5 ( см. печатные приложения и электронные 2 и 3).

      Использование компьютерных презентаций на уроках позволяет сделать преподавание химии содержательнее, интереснее, зрелищнее, эмоциональнее, нагляднее, эффективнее. Презентация органично вписывается в структуру урока, сопровождая лекцию.

       

     

                                               Заключение

      Информационные технологии являются одним из наиболее перспективных и популярных направлений в современной педагогике; они имеют целью создания продукта, содержащего коллекции изображений, текстов и данных, сопровождающихся звуком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами. В отличие от видео-, теле-, и стандартной аудиоаппаратуры в компьютерах вся информация хранится в цифровой форме.

    Выделяются основные цели применения продуктов, созданных в мультимедиа-технологиях:

  1. популяризаторская (развлекательная) – в качестве домашних библиотек;
  2. научно-просветительная, или образовательная, - в качестве методических пособий;
  3. Научно-исследовательская – в качестве одного из наиболее совершенных носителей информации.

      Для внедрения информационных технологий в процессе обучения необходимо организовывать обучение педагогических кадров пользовательским навыкам работы на компьютере. Освоение учителями информационных технологий с учетом их профессиональной деятельностью.

           

Проведение эксперимента

        Информационные

          технологии

Создание слайд-фильмов

Презентации для лекций

Слайды по обучающему

        тестированию

Тестовый контроль

      Необходимо внедрение Интернет-технологий в образовательные учреждения, т.к. задача обучения школьников применению программных средств Интернет-обучения удовлетворительно решается внедрением пропедевтической дисциплины «Электронное обучение в современной школе».

                                   ЛИТЕРАТУРА

  1. Машарова Т.В. Педагогические технологии, системы и методы обучения. – Киров: из-во ВГПУ, 1998.

  1. Береснева Е.В. Современные технологии обучения химии. – Москва: «Центрхимпресс»,2004.

  1. Тихомиров О.К. Теория деятельности, измененной информационной технологией // Вестник Московского университета (психология). – 1993 - № 2 – стр.31

  1. Холмогоров В.И. Работа на компьютере – СПб.: Питер, 2005.

  1. Акимова В.Л., Арсентьева Л.И. Информационные технологии для гуманитариев. – Москва-Саранск , 1998.

  1. Андреев А.А. Применение сети Интернет в учебном процессе // Информатика и образование. – 2005. - № 9 – стр.6

  1. Адольф В.А., Степанова И.Ю. Методологические подходы к формированию информационной культуры педагога // Информатика и образование. – 2006. - № 1 – стр.3

  1. Гаммерштмид И.И., Гаммерштмид Д.А. Информационные технологии в сельской школе // Информатика и образование. – 2005. - № 7 – стр. 49

  1. Нечитайлов Е.В. Информационные технологии на уроках химии // Химия в школе. – 2005. - № 4 – стр. 13

  1. Фельдман И.Д. Создание и использование тематических компьютерных презентаций //  Химия в школе. – 2006 - № 1 – стр. 36

                                          Приложение

      Видеоурок состоящий из видеороликов, далек от мультимедийных обучающих приложений, однако является полноценным информационным материалом для многократного использования в образовательном процессе.

      Цикл видеоуроков по предмету переводит учебный процесс в новое состояние, облегчая труд учителя и ученика. Учитель имеет возможность добавить новые элементы или убрать лишнее, усилить слабые звенья видеоурока, редактируя его в дальнейшем.

                                         «Посвящение в химики»

                                           внеклассное мероприятие

Цель: Развитие познавательного интереса учащихся к предмету химии. Обобщение, закрепление и систематизация знаний учащихся о химических элементах, расстановке коэффициентов в уравнениях. Развитие умений и навыков при работе с периодической системой, умений работать в группе.

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент.
  2. Вводное слово учителя.
  3. Выступление членов секции «химия» НО «Эрудит» на фоне видеоролика:

                 

Ведущая 1 – (разочарованно) Мы – химики, а химия – это бессонные ночи, это постоянные разговоры о химии, это лабораторные и практические работы и это родители, которые говорят: « Тьфу, наш ребенок – химик!» И это счастье, и это жизнь! Вы хотите спросить, почему же становятся химиками?

Ведущая 2 – (торжественно)  Да потому что, химия – это бессонные ночи, это постоянные разговоры о химии, это лабораторные и практические работы и это родители, которые говорят: « Наш ребенок – химик!» И это счастье, и это жизнь!

1 чтец: Другого ничего в природе нет

             Ни здесь ни там в космических глубинах

2 чтец: Всё от песчинок малых до планет

             Из элементов состоит единых.

3 чтец: Как формула, как график деловой

             Строй менделеевской системы строгой,

4 чтец: Вокруг тебя творится мир живой

             Входи в него, вдыхай, руками трогая

5 чтец: Есть просто газ - летучий водород,

             Есть просто кислород, и вместе это

6 чтец: Июньский дождь от всех своих широт,

             Сентябрьские туманы на рассветах.

7 чтец: Кипит железо, серебро, сурьма

             И темно-бурые растворы брома

8 чтец: И кажется вселенная сама

             Одной лабораторией огромной.

Ведущая 1- Наука, из которой выросла химия, - алхимия. Алхимики верили в магическую силу философского камня, который по их убеждению, способен превращать различные неблагородные металлы в золото.

Ведущая 2 – Они также занимались поисками эликсира долголетия и проводили различные опыты. Некоторые из них мы вам сейчас продемонстрируем.

Д/о: 1. Могу зажечь спиртовку без спичек!

        2. Несгораемый платок.

        3. Дым без огня.

       4. Костер разожгу водой

       5. Фиолетовые клубы дыма.

       6. Оперирую без боли

       7. Змея из сахара.

Учитель представляет команды, жюри.

(команды называют свои девизы)

Например « Мы будем стараться на совесть

                     И старт своим знаньям дадим,

                     И если сейчас проиграем.

                     То в следующий раз победим»

- «Упорный всегда побеждает,

     Позиций своих не сдаёт».

Конкурсная программа:

  1. Визитная карточка команды.
  2. Разминка. Расшифровать послание агента 007 с помощью Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. Буквы текста зашифрованы порядковыми номерами химических элементов.
  3. Сценка «незадачливый лаборант», ребята специально допускают ошибки по правилам т/б, задача команд как можно больше и точнее назвать допущенные ошибки.
  4. Видеосюжет о химической лаборатории и химическом оборудовании.

                   

       5. Еще одно послание. «Правила выживания»

              Каждой команде выдается «таинственное послание» прочтите это  

              зашифрованное послание через букву, и вы узнаете «правила выживания».

8 А  -   епсплгилврыгонтекпуапвоырлиолриачетшон-елкиубцон –езладкжуэпаоориьмтьеэ.

        -   егслнивлрпуакваухцумвуацсежуиодпкаоыеф – гннедрэадзллрепйатвем,б пшоэрпоашвкыофочбиртаззщншогед – книетркансгсшыщпзьхтъеб,жгеашзбощоюбьрнадзшнэокен –ннжегвоылпоубсттжинтдекнеакрлухжеуз.

8 Б  - Енсрльиквыкщлэюнчкиулцит,звэыжкдллюнчэиутиез.

          кЕгсблзиаоютбкьртыилмис – кзаавкырфонйщтжеэ.

          Ексдллиррганзеокбурцайлфиы – всаопбреорлидтжеэ.

          уЕнсглдижврыюнкепмйоцжуектеенслогбшрщахтльх –кпхогзноевпиетоекнеа кпгощмжохщэькуцмнеолпьгцбац.

8В   - Енсрлтиьвйыцпцоулкькзеунегтнегсшьщчшещмз-хлъиэбжод –лдоеррпжпиатвеы внчнирсттпоеткеаижпйоцруякдекнеш.         Ефсылвиавпырныевзанпареотлед,лкдажкэцэктношдреойлсдтжвдулеотр,ароаддщиз бношгщазншещтиртоьгбаюйжтлее.

          Екселнигншещзгнлаоентнек,гкнарктэттноедпеолшалещтдсжяш, гсгрдашзнуб сйпцруоксеинтгеш.

8 Г  - Ексалмиинрепмвоажвеатмеичвтпот-алкишбщозпйоцнуяктеьн –шпеончгешшщизтхеъвфзыавтаыплркоел.

          Ефсылвиауавпарсочотлод-жлэиябчосвмзиотрьвбаюлэожсдьл,йпцруоквеенргьштщез:гошсщтзахлъихсзьщлгин вйыцжкиевныг.

          Ефсылвиануекуаспврооиллидэртоилхдппрраовлидлж,фныевввхвоадпиртоеов йлцаубкоернагтшощрзихюъ.

 

         На экране после ответов появляются «правила»

8 А  -   если вы откупорили что-либо – закупорьте.

        -   если в руках у вас жидкое – не разлейте, порошкообразное – не рассыпьте,  

             газообразное – не выпустите наружу.

8 Б  - Если включили, выключите.

          Если открыли – закройте.

          Если разобрали – соберите.

          Если вы не можете собрать – позовите на помощь умельца.

8В   - Если вы пользуетесь чем-либо – держите в чистоте и порядке.

           Если вы не знаете, как это действует, ради бога не трогайте.

          Если не знаете, как это делается, сразу спросите.

8 Г  - Если не можете что-либо понять – почешите в затылке.

          Если у вас что-либо взорвалось, проверьте: остались ли вы живы.

          Если не усвоили этих правил, не входите в лабораторию.

  1. Видеосюжет о приемах работы с веществами.

       

  1. Конкурс уравняй, и классифицируй вещества.
  2. «Загадки и ребусы Старца из форта Баярд»

Я – графит, антрацит и алмаз.

Я – на улице, в школе и в поле,

Я – в деревьях и в каждом из вас.

                         (углерод)

Я – металл серебристый и легкий.

Я зовусь «самолетный металл».

И покрыт я оксидною пленкой,

Чтоб меня кислород не достал.

                    (алюминий)

Какой русский химик был знаменитым композитором?

                                          (Бородин)

Какое молоко не пьют?

                                    (известковое)

Какой элемент наиболее распространен во Вселенной?

                                              (водород)

Какой металл жидкий при комнатной температуре?

Какой элемент всегда рад? (радон)

Какой элемент является лесом? (бор)

Какой элемент состоит из двух животных? (мышьяк)

Какой элемент настоящий -  гигант? (титан)

Какой газ утверждает, что он – это не он? (неон).

Номер художественной самодеятельности (частушки)

- Ой, подружка, без сомненья,                 - Надо лучше успевать,

  Надо химию учить,                                   Девочки, в учении

  Без признанья всех явлений                     И не следует вздыхать,

  Невозможно больше жить.                       Что химия мучение.

- Много есть ребят пассивных,             - Вышел к речке, примечаю:

  Как воды набрали в рот.                         Что-то дышится легко,

  Наш совет – быть поактивней                Плещет в берег, набегая

  Например, как кислород.                        Мне на ноги АШ два О.

- Сера в воздухе горит,                         - Подмигнув лиловым глазом,

   Получаем ангидрид.                            Сера сразу стала газом,

  Ангидрид да плюс вода -                      Газ такой найдешь ты редко,

  Получилась кислота.                            Он удушливый и едкий.

- Загорелся всем на диво                     - Мы пропели « до свиданья»,

  Фосфор в колбочке красиво.               Вам спасибо за вниманье.

  Получилось (надо знать)                     Ждите в следующий раз,

  Ангидрид Р2О5.                                     Пропоем ещё для вас.

  1. Конкурс капитанов. В аквариуме с раствором фенолфталеина маленький стаканчик в нем немного щелочи. Капитаны называют известные металлы и кладут монетки в стакан, пока тот не утонет.

         10. Практикум: Что произойдет если на мел подействовать раствором соляной

кислоты?   (команды представляют свои версии) затем демонстрируется опыт.

Перед объявлением результатов все поют «Гимн химиков». Все посвященные в химики опрыскиваются дистиллированной водой. Объявляют результаты.