«Развитие исторической личности в процессе социализации на примере Михаила Романова».

Слесарева Юлия Викторовна

Цель – создание комплексной картины развития исторической личности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2.docx25.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Шаталовская средняя школа

Проект

Тема: «Развитие исторической личности

в процессе социализации на примере Михаила Романова».

Подготовила: ученица 9 А класса Щелканова Екатерина

Руководитель: учитель истории Слесарева Ю.В

2020

Тема проекта – «Развитие исторической личности

в процессе социализации на примере Михаила Романова».

Цель – создание комплексной картины развития исторической личности

Задачи проекта:

  1. Выделение стадий формирования личности в процессе социализации;
  2. Влияние агентов социализации на стадиях формирования (выделение доминантной адресной группы)
  3. Формулирование итогового статусно-ролевого набора
  4. Выявление ресоциализационных влияний
  5. Составление вывода о соответствии имевшегося статуса исторической личности.

Тип проекта: учебный, межпредметный (история, обществознание),групповой.

Этапы разработки учебного проекта:

  1. Подготовительный. В ходе данного этапа происходит погружение в тему, сбор материала о конкретной исторической личности, формируется представление о проектной схеме выполнения работы;
  2. Конструкторский. Происходит организация деятельности – определяются роли участников проекта (сбор информации, обработка информации, создание портфолио проекта, вырабатывается совместный план действий).
  3. Технологический. Выполняется исследование. Происходит оформление проекта.
  4. В рамках урока предъявляется презентация проекта, происходит его защита.
  5. Самоанализ и рефлексия.

Действия учителя и учеников в рамках проекта

Действия учителя

Действия учеников(а)

Первый этап: предлагает историческую личность для анализа, объясняет смысл цели проекта, объясняет с какими понятиями необходимо работать

Соглашаются с предложенной личностью или выбирают свою, собирают информацию по данной личности, размещают информацию по периодам жизни.

Второй этап: в ходе реализации проекта координирует действия групп или отдельного ученика(цы),

Вырабатывают групповые роли (кто, чем должен заниматься), распределяют информацию по определенной схеме (как предложенной, так возможно и собственной)

Третий этап: координирует деятельность, в случаи необходимости разъясняет определенные сложности, возникающие при реализации проекта. Если работа осуществляется несколькими группами, создает условия для оценки проекта другой группы.

Работают с историческим материалом, создают схему (таблицу), показывающую, каким образом, происходила социализация исторической личности. Оформляют проект. В случаи рецензирования проекта другой группы вырабатывают критерии оценки.

Четвертый этап: предоставляет время для показа презентации и защиты проекта.

Презентуют проект. Отвечают на вопросы группы-рецензента.

Пятый этап: предоставляет время создателям проекта для составления короткого самоанализа.

Анализирует реализацию цели и задач своего проекта.

Терминологическо-понятийный словарь проекта:

  1. Личность  устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
  2. Социализация – процесс становления (формирования) личности.
  3. Агенты социализации – общественные институты, оказывающие влияния на становление личности.
  4. Статусно-ролевой набор личности – позиции индивида  в социальной системе и возникающие в связи с этим ожидания определенного поведения.
  5. Ресоциализация – развитие личностных качеств в процессе новых жизненных обстоятельств или восстановление определенных утерянных личностных ориентиров.
  6. Исторические термины, которые будут применяться в исследовании (термины зависят от эпохи и конкретной личности).

Рекомендации к проекту:

  1. Создать поэтапный план развития личности
  2. Определиться с влиянием тех или иных агентов социализации
  3. При исторической оценке поступков и действий, соотносить их с требованиями эпохи (в разные исторические эпохи оценки поступков могут различаться)
  4. При определении соответствия личности занимаемому статусу учитывать историческую конъюнктуру и оценки, существующие в литературе.

Пример реализации проекта –

 «Михаил Романов – становление и развитие личности»

Первый этап – детство от рождения до воцарения на престол

Годы

Основные исторические события

Агенты социализации

Формирующиеся качества

Статусно-ролевой набор

1596-1600

Отец Михаила Федор пострижен в монахи Борисом Годуновым

Отец- Федор (Филарет) Романов, мать – Ксения Романова

Отмечают – спокойствие, чинность, желание больше слушать, чем делать, покорность.

Боярский сын, соответствует предписанному статусу

1600 - 1605

Отец стал Ростовским митрополитом

Тетка Марфа Черкасская

Боялся перечить, так как родители в опале – покорность. Попал под лошадь из-за этого хромота – определенный комплекс неполноценности.

Сын ссыльного боярина – судьба неопределенна

1605-1612

Польский плен, Филарет в плену, Михаил тоже

Мать теперь инокиня Марфа

Боязливость, стремление уйти от реальности, учился плохо, малограмотен.

По-прежнему боярский сын с неопределенным будущим

1612-1613

Москва освобождена от поляков, поездка в Ипатьевский монастырь, воцарение на престол

Мать инокиня Марфа, послы Земского собора (бояре Салтыковы и казаки)

Личностные качества практически не развиваются, пугает возможность делать выбор, несамостоятельность.

Сын патриарха (должен показывать образец благочиния), молодой царь (явное несоответствие поставленным задачам).

Второй этап – молодость от воцарения на престол

до свадьбы с Евдокией Стрешневой

Годы

Основные исторические события

Агенты социализации

Формирующиеся и ресоциализированные качества

Статусно-ролевой набор

1613-1619

Заключен мир со Швецией, с Речью Посполитой, отбито нападение поляков на Москву

Мать, члены семьи Салтыковых

Вырабатывает способность принимать решения, по-прежнему несамостоятелен, строптивость при выборе невесты, не одобряет выбор матери. Послушность воле родственников (вокруг Салтыковы).

Царь – не соответствует в полной мере. Новая роль –жених, конфликт с матерью.

1619-1626

Возвращение из плена Филарета. Свадьба сначала с Марией Долгорукой, после её смерти с Евдокией Стрешневой

Отец – патриарх Филарет

По-прежнему не может быть самостоятелен. Теперь все решения принимает отец. Прогрессирует болезнь ног, иногда носят на руках.

Теперь муж и отец (выжило 4 детей из 10). Отмечают бережное отношение к семье. Главному статусу – царскому соответствует только внешне и то, пока не болеет.

1626-1633

Смоленская война. Смерть патриарха Филарета.

Отец – патриарх Филарет

Личностные качества практически неизменны. Отмечают сильную меланхолию, вызванную видимо потерей близких людей: отца и матери (умерла в 1631 г.).

Статусно-ролевой набор неизменен.

Третий этап зрелость с 1633 по 1645 года.

Годы

Основные исторические события

Агенты социализации

Формирующиеся и ресоциализированные качества

Статусно-ролевой набор

1633-1644

Взятие Азова казаками, сватовство датского принца Вольдемара к дочери царя

Боярская дума и ближние бояре, особенно Морозов

Проявляет самостоятельность в принятии решений, настоял на переходе Вольдемара в православие (тот не согласился).

Неизменен, но необходимость принимать решения без совета родных.

1644-1645

Болезнь царя

Неизменны

-

-

В заключении, вот что говорит автор Псковского сказания: «Был царь молод, но был добр, тих, кроток, смирен и благоуветлив, всех любил, всех миловал и щедрил, во: всем был подобен прежнему благоверному царю и дяде своему Федору Ивановичу».

К этому можно добавить и мнение С. М. Соловьева: «Наконец, должно заметить, что личность царя Михаила как нельзя более способствовала укреплению его власти: мягкость, доброта и чистота этого государя производила на народ самое выгодное для верховной власти впечатление».

В процессе рефлексии и анализа проекта необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Насколько выполнена цель проекта
  2. Насколько реализованы задачи проекта
  3. С какими трудностями пришлось столкнуться при реализации проекта
  4. Как данный проект может помочь при изучении истории и обществознания.

В заключении хочу сказать, что данный проект может применяться не только на уроке истории или обществознания, но и на уроках других гуманитарных дисциплин (литературы, иностранного языка).

Литература по теме проекта

Морозова Л.Е. Михаил Федорович// Вопросы истории 1992 №1

Козляков В.Н. Михаил Федорович/ Вячеслав Козляков М., Молодая гвардия 2010

Григорян В. Г. Романовы. Биографический справочник. — М., АСТ, 2007.

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописании её главнейших деятелей – М., Просвещение 1999

Ключевский В.О.  Курс русской истории М., 1909

Соловьев С.М. Обзор царствования Михаила Федоровича СПб 1859