«Развитие исторической личности в процессе социализации на примере Михаила Романова».
Цель – создание комплексной картины развития исторической личности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2.docx | 25.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Шаталовская средняя школа
Проект
Тема: «Развитие исторической личности
в процессе социализации на примере Михаила Романова».
Подготовила: ученица 9 А класса Щелканова Екатерина
Руководитель: учитель истории Слесарева Ю.В
2020
Тема проекта – «Развитие исторической личности
в процессе социализации на примере Михаила Романова».
Цель – создание комплексной картины развития исторической личности
Задачи проекта:
- Выделение стадий формирования личности в процессе социализации;
- Влияние агентов социализации на стадиях формирования (выделение доминантной адресной группы)
- Формулирование итогового статусно-ролевого набора
- Выявление ресоциализационных влияний
- Составление вывода о соответствии имевшегося статуса исторической личности.
Тип проекта: учебный, межпредметный (история, обществознание),групповой.
Этапы разработки учебного проекта:
- Подготовительный. В ходе данного этапа происходит погружение в тему, сбор материала о конкретной исторической личности, формируется представление о проектной схеме выполнения работы;
- Конструкторский. Происходит организация деятельности – определяются роли участников проекта (сбор информации, обработка информации, создание портфолио проекта, вырабатывается совместный план действий).
- Технологический. Выполняется исследование. Происходит оформление проекта.
- В рамках урока предъявляется презентация проекта, происходит его защита.
- Самоанализ и рефлексия.
Действия учителя и учеников в рамках проекта
Действия учителя | Действия учеников(а) |
Первый этап: предлагает историческую личность для анализа, объясняет смысл цели проекта, объясняет с какими понятиями необходимо работать | Соглашаются с предложенной личностью или выбирают свою, собирают информацию по данной личности, размещают информацию по периодам жизни. |
Второй этап: в ходе реализации проекта координирует действия групп или отдельного ученика(цы), | Вырабатывают групповые роли (кто, чем должен заниматься), распределяют информацию по определенной схеме (как предложенной, так возможно и собственной) |
Третий этап: координирует деятельность, в случаи необходимости разъясняет определенные сложности, возникающие при реализации проекта. Если работа осуществляется несколькими группами, создает условия для оценки проекта другой группы. | Работают с историческим материалом, создают схему (таблицу), показывающую, каким образом, происходила социализация исторической личности. Оформляют проект. В случаи рецензирования проекта другой группы вырабатывают критерии оценки. |
Четвертый этап: предоставляет время для показа презентации и защиты проекта. | Презентуют проект. Отвечают на вопросы группы-рецензента. |
Пятый этап: предоставляет время создателям проекта для составления короткого самоанализа. | Анализирует реализацию цели и задач своего проекта. |
Терминологическо-понятийный словарь проекта:
- Личность − устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
- Социализация – процесс становления (формирования) личности.
- Агенты социализации – общественные институты, оказывающие влияния на становление личности.
- Статусно-ролевой набор личности – позиции индивида в социальной системе и возникающие в связи с этим ожидания определенного поведения.
- Ресоциализация – развитие личностных качеств в процессе новых жизненных обстоятельств или восстановление определенных утерянных личностных ориентиров.
- Исторические термины, которые будут применяться в исследовании (термины зависят от эпохи и конкретной личности).
Рекомендации к проекту:
- Создать поэтапный план развития личности
- Определиться с влиянием тех или иных агентов социализации
- При исторической оценке поступков и действий, соотносить их с требованиями эпохи (в разные исторические эпохи оценки поступков могут различаться)
- При определении соответствия личности занимаемому статусу учитывать историческую конъюнктуру и оценки, существующие в литературе.
Пример реализации проекта –
«Михаил Романов – становление и развитие личности»
Первый этап – детство от рождения до воцарения на престол
Годы | Основные исторические события | Агенты социализации | Формирующиеся качества | Статусно-ролевой набор |
1596-1600 | Отец Михаила Федор пострижен в монахи Борисом Годуновым | Отец- Федор (Филарет) Романов, мать – Ксения Романова | Отмечают – спокойствие, чинность, желание больше слушать, чем делать, покорность. | Боярский сын, соответствует предписанному статусу |
1600 - 1605 | Отец стал Ростовским митрополитом | Тетка Марфа Черкасская | Боялся перечить, так как родители в опале – покорность. Попал под лошадь из-за этого хромота – определенный комплекс неполноценности. | Сын ссыльного боярина – судьба неопределенна |
1605-1612 | Польский плен, Филарет в плену, Михаил тоже | Мать теперь инокиня Марфа | Боязливость, стремление уйти от реальности, учился плохо, малограмотен. | По-прежнему боярский сын с неопределенным будущим |
1612-1613 | Москва освобождена от поляков, поездка в Ипатьевский монастырь, воцарение на престол | Мать инокиня Марфа, послы Земского собора (бояре Салтыковы и казаки) | Личностные качества практически не развиваются, пугает возможность делать выбор, несамостоятельность. | Сын патриарха (должен показывать образец благочиния), молодой царь (явное несоответствие поставленным задачам). |
Второй этап – молодость от воцарения на престол
до свадьбы с Евдокией Стрешневой
Годы | Основные исторические события | Агенты социализации | Формирующиеся и ресоциализированные качества | Статусно-ролевой набор |
1613-1619 | Заключен мир со Швецией, с Речью Посполитой, отбито нападение поляков на Москву | Мать, члены семьи Салтыковых | Вырабатывает способность принимать решения, по-прежнему несамостоятелен, строптивость при выборе невесты, не одобряет выбор матери. Послушность воле родственников (вокруг Салтыковы). | Царь – не соответствует в полной мере. Новая роль –жених, конфликт с матерью. |
1619-1626 | Возвращение из плена Филарета. Свадьба сначала с Марией Долгорукой, после её смерти с Евдокией Стрешневой | Отец – патриарх Филарет | По-прежнему не может быть самостоятелен. Теперь все решения принимает отец. Прогрессирует болезнь ног, иногда носят на руках. | Теперь муж и отец (выжило 4 детей из 10). Отмечают бережное отношение к семье. Главному статусу – царскому соответствует только внешне и то, пока не болеет. |
1626-1633 | Смоленская война. Смерть патриарха Филарета. | Отец – патриарх Филарет | Личностные качества практически неизменны. Отмечают сильную меланхолию, вызванную видимо потерей близких людей: отца и матери (умерла в 1631 г.). | Статусно-ролевой набор неизменен. |
Третий этап зрелость с 1633 по 1645 года.
Годы | Основные исторические события | Агенты социализации | Формирующиеся и ресоциализированные качества | Статусно-ролевой набор |
1633-1644 | Взятие Азова казаками, сватовство датского принца Вольдемара к дочери царя | Боярская дума и ближние бояре, особенно Морозов | Проявляет самостоятельность в принятии решений, настоял на переходе Вольдемара в православие (тот не согласился). | Неизменен, но необходимость принимать решения без совета родных. |
1644-1645 | Болезнь царя | Неизменны | - | - |
В заключении, вот что говорит автор Псковского сказания: «Был царь молод, но был добр, тих, кроток, смирен и благоуветлив, всех любил, всех миловал и щедрил, во: всем был подобен прежнему благоверному царю и дяде своему Федору Ивановичу».
К этому можно добавить и мнение С. М. Соловьева: «Наконец, должно заметить, что личность царя Михаила как нельзя более способствовала укреплению его власти: мягкость, доброта и чистота этого государя производила на народ самое выгодное для верховной власти впечатление».
В процессе рефлексии и анализа проекта необходимо ответить на следующие вопросы:
- Насколько выполнена цель проекта
- Насколько реализованы задачи проекта
- С какими трудностями пришлось столкнуться при реализации проекта
- Как данный проект может помочь при изучении истории и обществознания.
В заключении хочу сказать, что данный проект может применяться не только на уроке истории или обществознания, но и на уроках других гуманитарных дисциплин (литературы, иностранного языка).
Литература по теме проекта
Морозова Л.Е. Михаил Федорович// Вопросы истории 1992 №1
Козляков В.Н. Михаил Федорович/ Вячеслав Козляков М., Молодая гвардия 2010
Григорян В. Г. Романовы. Биографический справочник. — М., АСТ, 2007.
Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописании её главнейших деятелей – М., Просвещение 1999
Ключевский В.О. Курс русской истории М., 1909
Соловьев С.М. Обзор царствования Михаила Федоровича СПб 1859