Скрайбинг
Скрайбинг (от английского «scribe» – набрасывать эскизы или рисунки) – это визуализация информации при помощи графических символов, просто и понятно отображающих ее содержание и внутренние связи, при этом отрисовка образов происходит в процессе донесения информации, то есть с помощью простых рисунков доносят основной смысл, объясняют собеседнику суть вопроса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skraybing.docx | 19.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Скрайбинг (от английского «scribe» – набрасывать эскизы или рисунки) – это визуализация информации при помощи графических символов, просто и понятно отображающих ее содержание и внутренние связи, при этом отрисовка образов происходит в процессе донесения информации, то есть с помощью простых рисунков доносят основной смысл, объясняют собеседнику суть вопроса.
Данная техника была изобретена британским художником Эндрю Парком. Его выступление в технике скрайбинга – это прежде всего искусство сопровождения произносимой речи «на лету» рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги). Он иллюстрирует ключевые моменты рассказа, показывая взаимосвязи между ними. Создание ярких образов вызывает у слушателя визуальные ассоциации с произносимой речью, что обеспечивает высокий процент усвоения информации.[1] Однако, авторы книги «Скрайбинг. Объяснить просто» пишут, что данная технология не является его уникальным открытием, которая никогда не имела своих аналогов и прообразов. Они утверждают, что «мы все видели наскальные рисунки-истории, сделанные еще до нашей эры. Так, может, именно они и положили начало процессу, который любой способен с легкостью использовать, чтобы донести информацию без текста? Вполне».
Каждый ребенок в детстве мыслит, прежде всего, образами, именно поэтому, дети учатся рисовать гораздо раньше, чем писать или читать. Информация, которая рождается в их головах, переносится на бумагу. Порой на ней изображаются не совсем обычные сюжеты. Однако, с приходом в школу, визуальное восприятие действительности притупляется. Это связано с тем, что, даже в условиях усовершенствования системы образования, многие учителя руководствуются старыми методами ведения урока. В большей части он проходит в виде лекции учителя, что заставляет ребенка отвлекаться, скучать и заниматься отвлеченными от урока делами. Многие ребята пытаются скрасить такие уроки, рисуя на полях своей тетради смешные рисунки или странные иероглифы, однако получают язвительное замечание со стороны учителя в свой адрес. Следовательно, обучение направлено не на развитие визуального мышления, а на механическое запоминание слов и цифр, повторяя их бессчетное количество раз. В такие моменты в ребенке формируется представление того, что на уроках ни в коем случае нельзя рисовать, а взрослые люди и должны выражать свои мысли с помощью языка и конспекта.
Однако, знаками и простыми образами зачастую бывает проще донести информацию, чем текстом. Но мы об этом продолжаем настойчиво забывать. Любое восприятие информации – процесс в первую очередь физиологический. С помощью зрительного канала каждый человек получает наибольший объем информации. Поэтому очевидно: чтобы научиться адекватно воспринимать не только окружающий мир, но и самих себя, свою внутреннюю составляющую, нам нужно развивать внутреннее зрение – воображение. Скрайбинг с легкостью справляется с этой задачей.
В процессе создания рисунков методом скрайбинга не только школьник, но и учитель активно задействует оба полушария мозга: пока правое отвечает за визуальное и эстетическое восприятие, левое определяет логическое мышление. В результате участники образовательного процесса начинают более четко и структурно воспринимать информацию, а благодаря знакам и образам – без труда запоминать ее.[2]
В основе данной техники лежит формирование визуальных образов – знаков и символов, которые мы считываем. Образы окружают нас повсюду: дорожные знаки, бирки на одежде, информационные символы в кафе и ресторанах. Основная часть этих знаков понятна нам без слов и специальных знаний, это универсальный язык общения, с которым мы можем столкнуться в любой день и в любой стране. Например, дорожный знак пешеходного перехода имеет одно и то же значение и изображение. А вот образ человека на нем может отличаться стилистикой исполнения. Однако, чаще всего мы безошибочно определяем значение знака, не обращаясь к путеводителям или справочникам, ведь его смысл, равно как и привязка к человеку, остается неизменным, как бы нам ни изобразили последнего.
В процессе визуализации мы выстраиваем логические связи и формируем иерархию, а когда получаем конкретную картинку, можем не просто оценить конечный результат, но и впоследствии вернуться к нему, детально воспроизводя все моменты, которые видели в процессе отрисовки. Эти детали становятся своего рода опорными точками, по которым в дальнейшем проще понять и воспроизвести информацию.
Скрайбинг нельзя назвать техникой рисования. Это процесс визуализации. И его графическая часть может быть выполнена абсолютно в любой технике. Здесь важен путь рассуждения – то, как рисунок соотносится с изложением. Следуя за рукой скрайбера, мы можем проследить развитие истории от начала до конца, установить связи между элементами, отвечая для себя на вопросы, что, зачем и почему используется.
Во время донесения информации, данная методика позволяет одновременно задействовать зрение, слух и даже воображение человека. Скрайбинг можно использовать на любом уроке и по любой теме. Подойдет он для объяснения нового материала и проверки усвоенного, может быть использован как средство обобщения изученного, как домашнее задание, как "мозговой штурм" и рефлексия на уроке. Наиболее перспективно использование скрайб-презентаций в проектной деятельности.
[1] Кутузова М. А., Петровский П. В., Любецкий Н. С. Скрайбинг. Объяснить просто. URL: https://www.litres.ru/static/trials/17/20/21/17202147.a4.pdf (дата обращения: 20.05.2018).
[2] Кутузова М. А., Петровский П. В., Любецкий Н. С. Скрайбинг. Объяснить просто. URL: https://www.litres.ru/static/trials/17/20/21/17202147.a4.pdf (дата обращения: 20.05.2018).