Работа с изобразительной наглядностью: историко-событийная картина, как важнейший способ визуализации информации на уроках отечественной истории.

Гаврилова Елена Сергеевна

Особой популярностью среди преподавателей истории в школе пользуется изобразительная наглядность. С помощью нее художники изображали события в развитии общества, происходящие не только в далеком прошлом, но и в современной для него жизни. Так же, они представляли деяния выдающихся личностей, исторических процессов, достоверно изображая быт и нравы далекого прошлого. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_izobrazitelnoy_naglyadnostyu.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с изобразительной наглядностью: историко-событийная картина, как важнейший способ визуализации информации на уроках отечественной истории.

Особой популярностью среди преподавателей истории в школе пользуется изобразительная наглядность. С помощью нее художники изображали события в развитии общества, происходящие не только в далеком прошлом, но и в современной для него жизни. Так же, они представляли деяния выдающихся личностей, исторических процессов, достоверно изображая быт и нравы далекого прошлого.[1] 

Исторический жанр в живописи имеет глубокие корни. Общество всегда интересовалось минувшим. Многие люди пытались найти ответы на интересующие их вопросы, которые выдвинуты условиями современности.

С помощью исторической картины человек способен увидеть подлинный след ушедших времен, задуматься над тем, какими качествами личности обладали люди прошлого, поразмышлять о героических подвигах, совершенных ими, об острейших столкновениях и общественных конфликтах. Но думается, что стоит ценить те исторические полотна, в которых авторы пытались проанализировать прошлое. Именно по таким произведениям можно судить об уровне мышления общества, о характере взглядов на различные исторические процессы, о роли и позиции автора, о его симпатиях и пристрастиях.

Исторический жанр формировался и изменял свой вид вместе с развитием живописи. В различные периоды времени в понятие «историческая живопись» вкладывался разный смысл. Это зависело от того состояния, в котором находилась историческая наука, взглядов времени на этику и эстетику.[2]

Древнерусское искусство по своему характеру было религиозным. Оно было подчинено идеологии церкви, не знало жанрового деления. Однако, в XI-XII веках в русской живописи появляются изображения князей-воинов, которые воплощали воинскую честь и отвагу, а уже в XV веке мы встречаем произведения, которые изображают конкретные исторические события. Несмотря на это, мы можем отметить, что с XI по XVIII века русская живопись не являлась самостоятельной. Она была подчинена религиозному жанру. Кузнецова Э. В. отмечает, что «исторические события трактовались здесь не на основе научных исторических и археологических источников, а на почве народных легенд, былин, песен и преданий».[3] Именно поэтому начало русской исторической живописи принято относить к XVIII веку. Художники стараются воплотить в картинах историческую достоверность изображения. Они стремятся показать правду отношений между людьми, выразить их чувства.

В XIX веке все более становится очевиден процесс повышения интереса общественности к истории своей страны. Это было связано с тем, что особо острым стал вопрос о дальнейшем пути ее развития. Живописцы видели суть исторического процесса в борьбе народа за освобождение, выступали с резкой критикой ученых, которые предполагали, что история творима лишь отдельными людьми, государственной властью.  По мнению Кузнецовой Э. В. взгляды художников того времени подчеркивали решающую роль народных масс в истории и это является «теоретической основой для глубокого воссоздания национального прошлого в лучших исторических картинах второй половины XIX века». Этот период являлся расцветом русского реалистического искусства. Это был период высокого подъема русской живописи, когда жили и работали такие замечательные художники, как Перов, Верещагин, Крамской, Репин, Левитан, Суриков, Серов и другие выдающиеся личности.[4] 

В настоящее время картины этих художников активно используют преподаватели истории в школе, так как с помощью них обучающиеся могут погрузиться в изучаемую ими историческую эпоху, воспитать в себе активную жизненную позицию. С помощью данного вида визуализации  происходит постепенное формирование в детях патриотических чувств, развитие эстетического вкуса, повышение мотивации к обучению истории.

По мнению Вагина А. А исторические картины различаются характером сюжета. Он выделяет четыре группы исторических картин:

1) типологические;

2) описательные;

4) историко-событийные.

Типологические картины представляют собой типичные для определенной исторической эпохи явления, которые многократно повторяются («Полюдье», «Партизаны»). К описательным картинам относятся исторические пейзажи, которые изображают древние города, сооружения, архитектурные памятники и ансамбли («Софийский собор в Киеве », «Немецкая слобода под Москвой» «Кремль при Дмитрии Донском»), а так же картины-портреты, которые помогают восстановить образы выдающихся деятелей истории.[5]

Особого внимания заслуживают историко-событийные картины, которые дают представление о конкретных истрических событиях, отражают неповторимые факты общественной жизни. Чаще всего они воссоздают решающий момент в истории и требуют сюжетного рассказа. Еще в дореволюционное время такие картины были созданы К. В. Лебедевым; среди них – «Князь Игорь собирает дань с древлян в 945 году», «Царь Иван Грозный просит игумена Кирилла постричь его в монахи», «Освоение русскими новых земель» и другие. Они могут служить отправным моментом урока (завязка урока). Картины могут быть включены в процесс изучения нового материала в ходе урока, привлечены на заключительном этапе изучения материала урока – для закрепления, для применения полученных знаний.

При любом способе использования историко-событийной картины на любом этапе урока одна из важнейших задач учителя состоит в том, чтобы сделать картину источником активного извлечения знаний самими учащимися. Ее применение, как и любого средства наглядности, активизирует восприятие и мышление учащихся даже в том случае, если рассказ по картине ведет учитель. Но рассказ преподавателя может стать средством развязывания исключительной познавательной деятельности учащихся, во-первых, путем попутной постановки вопросов по картине в ходе рассказа; во-вторых, путем организации работы над выводами по картине; в-третьих, путем постановки проблемно-познавательных задач перед рассказом по картине. 

Характер такой беседы значительно меняется с возрастом. В младших классах она строится на самых простых вопросах, выводы формулируются при непосредственной помощи учителя. Иной характер носит беседа в старших классах: сложные выводы учащиеся формулируют самостоятельно.

Картина может быть использована в самом начале урока не только в том случае, когда она является исходным источником активного извлечения знаний по основным узлам содержания урока. Она может служить наглядным средством мобилизации знаний, необходимым для усвоения нового материала. Работа по картине в этом случае является подготовкой к восприятию содержания урока.

Гиттис И. В. отмечает, что для того, чтобы школьники правильно восприняли историко-событийную картину на уроках отечественной истории, необходима подготовка. Он говорит о том, что включая картину в тот или иной урок, учитель должен взвесить целый ряд обстоятельств, таких как характер содержания урока, характер картины, построение данного урока и, конечно же, уровень навыков работы детей с картиной. Подготовка детей к восприятию картины, по его мнению, должна обязательно обеспечиваться предшествующим изложением учителя или беседой. «Картина вывешивается или открывается лишь в тот момент, когда она уже нужна по ходу работы, когда учащиеся подведены к восприятию ее содержания».[6] Никифоров Д. Н. пишет о том, что отсутствие подготовки может грозить отрицательными последствиями. В большинстве случаев обучающиеся могут неправильно истолковать содержания картины, которое будет закреплено зрительным образом и приведет детей к неправильным выводам.[7] 

Вывешивание картины в начале урока или перед уроком, до того, как она нужна для работы, приводит к печальным результатам. Дети начинают рассматривать картину и невнимательны к тому, что делается в классе в начале урока. Когда учитель доходит до работы с картиной, то оказывается, что интерес к ней уже пропал. Кроме того, при первом и неподготовленном рассмотрении дети видят в картине вовсе не то, что на ней изображено. Эти неверные представления могут оказаться настолько прочными, что учителю впоследствии трудно их исправить. Гиттис И. В. приводит весьма убедительный пример. Молодой, неопытный учитель принес на урок о славянах картину «Славянский поселок». Учащиеся обратили на нее внимание еще до начала урока и решили, что на картине изображены первобытные люди., так как о славянах они еще ничего не знали. Учителю пришлось потратить много труда, чтобы искоренить неверные представления детей.[8]

Таким образом, следует вывод о том, что первым элементом работы с картиной является подготовка детей к ее восприятию. Она должна быть открыта для обозрения лишь в тот момент, когда она нужна по ходу работы, когда дети готовы к ее восприятию. Эту же мысль высказывает и Андреевская Н. В. Она утверждает, что разбору учебной картины, предшествует подготовка учащихся к ее рассмотрению. Она сводится к мобилизации тех знаний, которые нужны для правильного и глубокого восприятия картины.[9] Вагин А. А. и Сперанская Н. В. отмечают, что формирование представлений совершается при участии речи, т. е. в сложном единстве двух сигнальных систем, путем восприятия наглядного образа и слова.[10] 

Никифоров Д. Н. и Скляренко С. Ф. пишут о том, что в основу картины может быть положен документ и прочитан еще до ее разбора, в таком случае она будет служить иллюстрацией к документу. Картина может быть разобрана раньше – в этом случае документ будет подтверждать и закреплять знания, полученные в результате работы с ней, а так же сообщать новые сведения, которые не могли быть даны средствами живописи, как например рассказ о последующих событиях. В каждом конкретном случае учитель должен самостоятельно определять способы сочетания документального и зрительного материала.[11]

Существуют приемы работы с историко-событийной картиной на уроке: 1) рассказ по картине; 2) описание и объяснение на основе учебной картины; 3) рассказ по картине с использованием художественной литературы; 4) беседа по картине; 5) сравнение учебных картин; 6) постановка вопроса к содержанию картины.

Историко-событийная картина на уроках истории выступает и как средство, необычайно усиливающее эмоциональное воздействие рассказа учителя и усиливает нравственное значение изучаемого материала. Но, картина, как и любое наглядное пособие, помогает закреплению излагаемого материала уже в процессе его изложения. Кроме того, по картине организуется специальная работа по первичному закреплению материала в конце урока. Помимо текущего повторения, картина широко используется на повторительно-обобщающих уроках. В старших классах картина может быть использована как наглядный материал для итоговой беседы по вопросам содержания урока.

Таким образом можно сделать вывод о том, что роль исторической картины в учебном процессе заключается в следующем: 1. Она может являться зрительной опорой для учащихся; 2. Конкретизирует теоретический материал; 3. Служит источником активного извлечения знаний самими учащимися, а также наглядным средством мобилизации знаний; 4. Является средством, которое усиливает эмоциональное воздействие рассказа учителя; 5. помогает закреплению излагаемого материала; 6. открывает возможность для организации активной работы учащихся по применению их знаний к анализу картины; 7. служит средством проверки усвоения изученного материала.

Помимо изобразительной наглядности многие педагоги используют и предметную наглядность – различные макеты и модели, например макет феодального замка, макет древнего Кремля, модель ручного ткацкого станка, катапульты и пр.[12]

Особый вид наглядности представляет условно-графическая наглядность, т.е. выражение исторических явлений на языке условных знаков. Сюда относятся карты, схематические планы, рисунки, схемы, диаграммы, графики, таблицы.


[1] Кузнецова Э. В. Исторический и батальный жанр. Беседы о русской и советской живописи.. М., 1982.  С. 3.

[2] Там же. С. 4.

[3]  Там же. С. 4.

[4] Там же. С. 39.

[5] Вагин А.А. Методика обучения истории в школе. М., 1972. С. 149-152.

[6] Гиттис И. В. Методика начального обучения истории. Учебник для педагогических училищ. С. 57.

[7] Никифоров Д.Н. Скляренко С.Ф. Наглядность в преподавании истории и обществоведения. С. 60.

[8] Гиттис И.В. Методика начального обучения истории. Учебник для педагогических училищ. С. 58.

[9] Андреевская Н.В. Очерки методики истории. V-VII классы. М.,1958, С.206.

[10] Вагин А.А. Методика обучения истории в школе. С.160.

[11] Никифоров Д.Н. Скляренко С.Ф. Наглядность в преподавании истории и обществоведения. С. 72.

[12] Гиттис И. В. Методика начального обучения истории. Учебник для педагогических училищ. С. 51.