Кроссенс
Идея «кроссенса» разработана нашими соотечественниками: Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом. Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд", которое в переводе с английского означает "пересечение слов".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krossens.docx | 54.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Кроссенс- этот термин означает «пересечение смыслов» и придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского означает «пересечение слов».
Идея «кроссенса» разработана нашими соотечественниками: Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом. Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд", которое в переводе с английского означает "пересечение слов". Кроссенс впервые был опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь".[1]
Головоломка представляет собой ассоциативную цепочку из девяти картинок, замкнутых в стандартное поле как для игры в «Крестики-нолики».
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 |
Девять изображения расставлены таким образом, что каждая из картинок имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Задача разгадывающего «кроссенс» методом ассоциаций найти взаимосвязь между соседними изображениями, которые имеют общую сторону. Связи в головоломке могут быть как поверхностными, так и глубинными. Суть приема заключается в том, что рисунки, которые обычно уходят из поля зрения обучающегося, не забываются сразу, так как разгадывать головоломку следует шаг за шагом, постепенно дополняя смыслы. В поле зрения учеников остаются визуальные образы. Кроссенс можно усложнить. За каждой картинкой может содержаться информация, изучив которую, дети будут готовы создать ассоциативную цепочку.
Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо, далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом, чтобы получилась цепочка, завернутая «улиткой».
Начать разгадывать его можно с первой или любой узнаваемой учеником картинки. Центральная картинка, по желанию автора, может быть связана по смыслу со всеми изображениями в «кроссенсе». Но обычно нужно установить связи по периметру между квадратами 1-2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8 8-7, 7-4, 4-1 («основа»), а также по центральному кресту между квадратами 2-5, 6-5, 8-5 и 4-5 («крест»). Конечно же, ответ не всегда может быть однозначным. Иногда трактовка изображений может оказаться не совсем понятной. В данном случае, стоит дать обучающимся дополнительную подсказку в виде текста, на котором указано кто или что изображено на каждой картинке, а задание - найти связи между соседними изображениями или дать название кроссенсу. Однако, в большинстве случаев, школьникам удается быстро справиться с заданием, составить приблизительно похожие ассоциативные ряды.
В журнале «Наука и жизнь» за 2012 год приведены следующие примеры «кроссенса».[2] Допустим, если на одной картинке изображена статуя Геракла, а на другой - овес, то ассоциативная цепочка будет такой: Геракл - Геркулес (римское имя Геракла) - овсяная каша "Геркулес" - овес.
Если же соседями оказались колорадский жук и картина "Красные виноградники в Арле", связь будет более замысловатой, но не менее убедительной: "Красные виноградники в Арле" - Ван Гог (автор) - "Едоки картофеля" (первый шедевр Ван Гога) - колорадский жук (он тоже "едок картофеля"!).
Конечно же, последнее десятилетие многие учителя активно пользуются этим методом на уроках истории в школе. Например, учитель истории и обществознания Погосова А. В. предложила свою головоломку на тему «Дворцовые перевороты» для учащихся 10 класса.[3] Ученикам было предложено задание определить тему кроссенса и найти взаимосвязь между картинками, находящимися рядом.
Для того, чтобы справиться с предложенным учителем заданием, вначале учащимся необходимо определить общую тему головоломки, далее называть правителей по порядку с верхней левой картинки по часовой стрелке - Екатерина I, Пётр II, Анна Иоановна, Анна Леопольдовна, Иван VI, Елизавета Петровна, Пётр III, Екатерина II. Пётр Первый помещён в середину как способствовавший началу этой эпохи, создавший предпосылки для неё своей политикой и указом о порядке престолонаследия.
Вместе с тем, задание можно усложнить, сделать его более разнообразным и символичным. Оно может заключать в себе не один правильный вариант ответа, поэтому становится чрезвычайно важным помочь обучающимся найти всевозможные варианты, а так же рассмотреть с ребятами свою точку зрения по этому вопросу, объяснить свою трактовку.
Например, еще один кроссенс на тему «Дворцовые перевороты». В данном случае представлены не изображения государственных деятелей, а некоторые символические символы, олицетворяющие их или черты их правления и требующие определенной трактовки. Итак, снова начинаем с верхнего левого угла: 8 марта – Марта Скавронская (настоящее имя Екатерины I); охота – любимое занятие Петра II(собаки и лошади); Ледяной дом – самая эксцентричная постройка Анны Иоановны; карта Архангельской области (Холмогоры) – место ссылки и смерти Анны Леопольдовны; орех – Шлиссельбургская крепость (Орешек), место заключения Ивана VI; гардемарины – опора Елизаветы Петровны (в фильме её эпоха); солдатики – хобби Петра III, прусские порядки и дисциплина в армии; двуглавый орёл – герб времён Екатерины II, фавориты братья Орловы. Центр – новая столица Петербург и окно в Европу, открытое Петром I и впустившее новую эпоху и новые традиции.[4]
[1] Кроссенс - игра для эрудитов URL: http://www.nkj.ru/archive/articles/5105/ (дата обращения: 23.06.2018).
[2] Бусленко В., Федин С. «Семейный кроссворд, и новая интеллектуальная игра «Кроссенс»». С.12.
[3] Погосова А.В. Технология «Кроссенс». URL: http://one-school.ru/assets/files/experience/pogosova/krossens.pdf (дата обращения: 19.05.2018)
[4] Там же. URL: http://one-school.ru/assets/files/experience/pogosova/krossens.pdf (дата обращения: 19.05.2018).