Классификация наглядных средств обучения
В основе визуализации учебной информации лежит использование врожденной способности человеческого мозга эффективно работать со зрительными образами и особенностей зрительной системы. Для человека она является доминантной, причем не только потому, что выступает самым важным источником информации об окружающем мире, но и потому, что она играет роль внутреннего канала связи между всеми анализаторными системами, является функциональным органом-преобразователем сигналов. Визуализация информации позволяет переводить учебную информацию, поступающую по разным каналам восприятия, в визуальную форму, что повышает скорость обработки и усвоения материала за счет наиболее эффективных способов работы с ним
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassifikatsiya_naglyadnyh_sredstv_obucheniya.docx | 17.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Классификация наглядных средств обучения
В основе визуализации учебной информации лежит использование врожденной способности человеческого мозга эффективно работать со зрительными образами и особенностей зрительной системы. Для человека она является доминантной, причем не только потому, что выступает самым важным источником информации об окружающем мире, но и потому, что она играет роль внутреннего канала связи между всеми анализаторными системами, является функциональным органом-преобразователем сигналов. Визуализация информации позволяет переводить учебную информацию, поступающую по разным каналам восприятия, в визуальную форму, что повышает скорость обработки и усвоения материала за счет наиболее эффективных способов работы с ним.[1]
Визуализация может быть комплексной или фрагментарной, образной или графической, составной или единичной. На практике, используются более сотни методов визуального структурирования. Широкое многообразие обусловлено существенными различиями в природе, особенностях и свойствах знаний различных предметных областей. Существуют разные способы ее использования: рисунки (репродукции известных картин, комиксы, сюжетные наброски), таблицы, схемы, диаграммы, графики, гистограммы, цепочка символов и т.д.[2]
В структуре занятия наглядные образы могут использоваться в ходе мотивации, при структурировании информации, проведении рефлексии (в виде мишени), для организации занятия (визуальные образы правил работы).[3]
В процессе образования школьников долгое время применяли и будут применять самые разные виды наглядности. Безусловно, их роль в процессе обладает особенным качеством, которое проявляется очень явно. Использование наглядных средств не должно с сводится к простому иллюстрированию для того, чтобы сделать учебный процесс более понятным и легким в усвоении. Наглядные методы должны быть органичной частью познавательной деятельности учащихся. Именно с их помощью происходит формирование и развитие не только наглядно-образного, но и абстрактно-логического мышления.
В связи с этим особый интерес вызывает использование визуальных методов в обучении истории в школе с помощью компьютера, проектора или интерактивной доски. Благодаря им можно наглядно продемонстрировать на экране объекты и процессы во всевозможных ракурсах и в подробностях. Обеспечивается компьютерная визуализация учебной информации специфическими наглядными средствами обучения , которые созданы на основе современных мультимедийных технологий. Это, например, интерактивные карты, графика, анимации, видеоизображения, анимированные (динамические) опорные конспекты, интерактивные плакаты и пр.
Из-за многообразия визуальных методов в обучении, явной становится потребность их классификации. Наиболее распространенной является объединение средств наглядности по содержанию и характеру изображаемого материала. Она делит ее на три группы:
1. Изобразительная наглядность, в которой значительное место
занимают:
• работа с мелом и доской;
• репродукции картин;
• фоторепродукции памятников архитектуры и скульптуры;
• учебные картины - специально созданные художниками или иллюстраторами для учебных текстов;
• рисунки и аппликации;
• видеофрагменты;
• аудиофрагменты;
• видеофильмы (в т.ч. аудио и видеосюжеты).
2. Условно-графическая наглядность, которая представляет собой своеобразное моделирование, куда входят:
• таблицы;
• схемы;
• блок-схемы
• диаграммы;
• графики;
• карты;
• картосхемы;
• планшеты.
3. Предметная наглядность, которая включает:
• музейные экспонаты;
• макеты;
• модели.
[1] Садовская И. Л. К вопросу о классификации и структуре методов обучения / И. Л. Садовская //Материалы сайта «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций». 2011. URL : https://www.altspu.ru/Journal/pedagog/pedagog_11/kvok.htm (дата обращения: 07.05.2018).
[2] Иоффе А. Н. Визуализация в истории и обществознании – способы и подходы // Преподавание истории в школе. С. 5.
[3] Там же. С. 5.