Приложение к рабочей программе по истории 5 класс
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Шаталовская средняя школа
РАССМОТРЕНО Протокол заседания ШМО наук гуманитарного цикла № 1 от 29.08.2022 года ___________О.В. Егорова | ПРИНЯТО Протокол заседания педагогического совета № 1 от 30.08.2022 года | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ________________ И.С. Мамичева Приказ № 215 а от 31.08.2022 года |
ПРИЛОЖЕНИЯ
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ИСТОРИИ
ДЛЯ 5 КЛАСС (ФГОС-2021)
Составители: | |
Игнащенков В.Н. | учитель истории и обществознания |
Слесарева Ю.В. | учитель истории и обществознания |
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
_____________ Т.Д. Прокофьева
«31» августа 2022 года
2022
Приложение 1. Аннотация к рабочей программе основного общего образования по истории
Рабочая программа по истории для 5 класса составлена на основе следующих документов:
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 N 287;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 568 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287";
- основная образовательная программа основного общего образования (5-9 классы) ФГОС 2021.
- основная образовательной программы основного общего образования МБОУ Шаталовской СШ;
- Положение о рабочей программе учебного предмета МБОУ Шаталовской СШ;
- учебный план МБОУ Шаталовской СШ;
- Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, образовательной программы основного общего образования школы и примерной программы по истории. В ней учитываются основные идеи и положения образовательной программы основного общего образования, преемственность с программой начального общего образования. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
УМК
Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. А.А. Вигасин, Г.И. Годер. И.С. Свенцицкая, М., Просвещение, 2014
Количество часов, отводимое на изучение предмета:
5 класс –68 часа (2 часа в неделю),
Общая характеристика учебного предмета.
Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами; овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации; формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Рабочая программа включает следующие разделы:
- Пояснительная записка.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета: личностные, метапредметные, предметные.
- Содержание учебного предмета.
- Календарно –тематическое планирование.
Рабочая программа по истории определяет цели изучения предмета в школе, содержание тем курса, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
При изучении предмета используются следующие ЦОР (цифровые образовательные ресурсы):
Учительский портал http://www.uchportal.ru
Портал готовых презентаций http://prezentaci.com/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
Завуч-инфо http://www.zavuch.info/
Приложение 2. Модуль "Школьный урок". Воспитательные задачи
Урок находится в пространстве воспитания, а вместе они являются одним целым и решают одну ключевую задачу - развитие ребенка.
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ (в редакции от 31 июля 2020 г.) воспитание должно стать составной частью всех образовательных программ, включая программы учебных курсов и дисциплин.
Рабочая программа воспитания МБОУ Шаталовской СШ содержит модуль «Школьный урок», в котором представлены виды и формы деятельности, обеспечивающие реализацию воспитательного потенциала урока.
Воспитательные задачи, решаемые во время уроков истории представлены в таблице:
класс | № Раздела, название | Вопросы воспитания |
5 класс | ||
Раздел 1. Введение | - осознание важности изучения истории; - понимание роли истории в жизни человечества | |
Раздел 2. Первобытность | - осознание важности открытия земледелия и скотоводства для развития общества; роли огня в жизни племен; - понимание роли первобытного искусства для формирования человека разумного | |
Раздел 3 Древний Восток | - воспитание эстетических чувств на примерах культурных достижений Древнего Востока | |
Раздел 4 Древняя Греция. Эллинизм | - осознание роли первых демократий в истории на примере Афинской демократии; - формирование чувства героизма на примерах героев из мифов Древней Греции; готовности защищать свою родину на примерах героев греко-персидских войн; - воспитание эстетических чувств на примерах поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея», искусства Древней Греции | |
Раздел 5 Древний Рим | - формирование гуманистических, демократических ценностей при изучении военно-политической истории Древнего Рима; - воспитание эстетических чувств на примерах культурных достижений Древнего Рима | |
Раздел 6 Обобщение | - воспитание уважительного и доброжелательного отношения к культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира; - усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей, созданных народами мира |
Приложение 3. Календарно-тематическое планирование уроков истории
в 5 классе
Поурочное планирование уроков истории 5 класса
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля | |||
всего | контрольные работы | практические работы | |||||
5А | 5Б | ||||||
1. | Что изучает история. Источники исторических знаний. Специальные (вспомогательные) исторические дисциплины | 1 | 0 | 0 | 02.09 | 01.09 | Устный опрос; |
2. | Историческая хронология(счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта | 1 | 0 | 1 | 06.09 | 02.09 | Практическая работа; |
3. | Происхождение и расселение древнейшего человека. Условия жизни и занятия первобытных людей. Овладение огнем | 1 | 0 | 0 | 09.09 | 08.09 | Устный опрос; |
4. | Появление человека разумного. Охота и собирательство. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей | 1 | 0 | 0 | 13.09 | 09.09 | Устный опрос; карточки; |
5. | Древнейшие земледельцы и скотоводы. Род и племя. Изобретение орудий труда. Появление ремесел | 1 | 0 | 0 | 16.09 | 15.09 | Устный опрос |
6. | От первобытности к цивилизации. Использование металлов. Развитие обмена и торговли. От родовой общины к соседской общине. Появление знати. Возникновение древнейших цивилизаций | 1 | 0 | 0 | 20.09 | 16.09 | Устный опрос; карточки; |
7. | Природа Египта. Занятия населения. Развитие земледелия, скотоводства, ремесел | 1 | 0 | 0 | 23.09 | 22.09 | Устный опрос; карточки; |
8. | Возникновение государственной власти. Образование единого государства | 1 | 0 | 0 | 27.09 | 23.09 | Устный опрос; карточки; |
9. | Фараон, чиновники, жрецы | 1 | 0 | 0 | 30.09 | 29.09 | Устный опрос; карточки; |
10. | Жители Древнего Египта. Условия жизни, положение, повинности древних египтян. Рабы | 1 | 0 | 0 | 04.10 | 30.09 | Устный опрос; карточки; |
11. | Египетское войско. Завоевательные походы фараонов Египта; Тутмос III. Могущество Египта при Рамcесе II | 1 | 0 | 0 | 07.10 | 06.10 | Устный опрос; |
12. | Религиозные верования египтян. Боги Древнего Египта. Храмы и жрецы. Пирамиды и гробницы. Фараон-реформатор Эхнатон | 1 | 0 | 0 | 11.10 | 07.10 | Устный опрос; карточки; |
13. | Познания древних египтян. Изобретения древних египтян. Письменность (иероглифы, папирус); открытие Ж. Ф. Шампольона. Искусство Древнего Египта (архитектура, рельефы, фрески) | 1 | 0 | 0 | 14.10 | 13.10 | Устный опрос |
14. | Природные условия Месопотамии (Междуречья). Занятия населения. Образование древнейших городов-государств. Письменность. Мифы и сказания | 1 | 0 | 0 | 18.10 | 14.10 | Устный опрос; карточки; |
15. | Объединение городов- государств под властью Вавилона. Царь Хаммурапи и его законы | 1 | 0 | 0 | 21.10 | 20.10 | Устный опрос; карточки; |
16. | Начало обработки железа. Создание сильной державы. Завоевания ассирийцев. Культурные сокровища Ниневии. Падение Ассирии | 1 | 0 | 0 | 25.10 | 21.10 | Устный опрос; карточки; |
17. | Создание сильной державы. Легендарные памятники города Вавилона. Падение Вавилона | 1 | 0 | 0 | 29.10 | 27.10 | Устный опрос; карточки; |
18. | Природные условия, их влияние на занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Города-государства. Финикийская колонизация. Финикийский алфавит | 1 | 0 | 0 | 08.11 | 28.10 | Устный опрос; карточки; |
19. | Палестина и ее население. Возникновение Израильского государства. Царь Соломон. Религиозные верования. Ветхозаветные предания | 1 | 0 | 0 | 11.11 | 10.11 | Устный опрос; карточки; |
20. | Завоевания персов. Государство Ахеменидов. Великие цари: Кир II Великий, Дарий I. Расширение территории державы | 1 | 0 | 0 | 15.11 | 11.11 | Устный опрос; |
21. | Государственное устройство. Центр и сатрапии. Управление империей. Религия персов | 1 | 0 | 0 | 18.11 | 17.11 | Устный опрос; |
22. | Религиозные верования древних индийцев. Легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии | 1 | 0 | 0 | 22.11 | 18.11 | Устный опрос; карточки; |
23. | Религиозные верования древних индийцев. Легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии | 1 | 0 | 0 | 25.11 | 24.11 | Устный опрос; карточки; |
24. | Природные условия Древнего Китая. Хозяйственная деятельность и условия жизни населения. Древнейшие царства. Создание объединенной империи. Цинь Шихуанди. Возведение Великой Китайской стены | 1 | 0 | 0 | 29.11 | 25.11 | Устный опрос | ||
25. | Правление династии Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь | 1 | 0 | 0 | 0212 | 01.12 | Устный опрос; карточки; | ||
26. | Религиозно-философские учения. Конфуций. Научные знания и изобретения древних китайцев. Храмы | 1 | 0 | 0 | 06.12 | 02.12 | Устный опрос; карточки; | ||
27. | Природные условия Древней Греции. Основные области расселения древних греков. Занятия населения | 1 | 0 | 0 | 09.12 | 08.12 | Устный опрос; карточки; | ||
28. | Древнейшие государства на Крите. Расцвет и гибель Минойской цивилизации. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф) | 1 | 0 | 0 | 13.12 | 09.12 | Устный опрос | ||
29. | Троянская война. Вторжение дорийских племен | 1 | 0 | 0 | 16.12 | 15.12 | Устный опрос; карточки; | ||
30. | Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» | 1 | 0 | 0 | 20.12 | 16.12 | Устный опрос; карточки; | ||
31. | Подъем хозяйственной жизни после «темных веков». Развитие ремесла и торговли | 1 | 0 | 0 | 23.12 | 22.12 | Устный опрос; карточки; | ||
32. | Образование городов- государств. Политическое устройство полисов. Аристократия и демос | 1 | 0 | 0 | 27.12 | 23.12 | Устный опрос | ||
33. | Греческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. Метрополии и колонии | 1 | 0 | 0 | 30.12 | 29.12 | Устный опрос; карточки; | ||
34. | Афины: утверждение демократии. Законы Солона. Реформы Клисфена, их значение | 1 | 0 | 0 | 30.12 | Устный опрос; карточки; | |||
35. | Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Организация военного дела. Спартанское воспитание | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; карточки; | ||||
36. | Причины войн. Походы персов на Грецию. Битва при Марафоне | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | ||||
37. | Усиление афинского могущества; Фемистокл. Битва при Фермопилах. Захват персами Аттики. Победы греков в Саламинском сражении, при Платеях и Микале. Итоги греко-персидских войн | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; карточки; | ||||
38. | Расцвет Афинского государства. Развитие демократии. Афины при Перикле | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; карточки; | ||||
39. | Развитие торговли, ремесла, сельского хозяйства. Рабство | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; карточки; | ||||
40. | Пелопоннесская война. Упадок Эллады | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | ||||
41. | Верования древних греков. Сказания о богах и героях. Пантеон богов. Храмы и жрецы | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; карточки; | ||||
42. | Школа и образование. Развитие наук. Греческая философия | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; карточки; | ||||
43. | Литература. Архитектура и скульптура. Театр. Спортивные состязания; общегреческие игры в Олимпии | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; карточки; | ||||
44. | Возвышение Македонии. Политика Филиппа II. Главенство Македонии над греческими полисами | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | ||||
45. | Александр Македонский и его завоевания на Востоке | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; карточки; | ||||
46. | Распад державы Александра Македонского. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; карточки; | ||||
47. | Природа и население Апеннинского полуострова в древности. Этрусские города- государства. Легенды об основании Рима | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; карточки; | ||||
48. | Управление в древнейшем Риме. Сенат | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | ||||
49. | Республика римских граждан. Патриции и плебеи. Управление и законы | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; карточки; | ||||
50. | Верования древних римлян. Боги. Жрецы | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; карточки; | ||||
51. | Римское войско. Завоевание Римом Италии | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; карточки; | ||||
52. | Причины войн. Ганнибал; битва при Каннах | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | ||||
53. | Поражение Карфагена. Установление господства Рима в Средиземноморье. Римские провинции | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; карточки; | ||||
54. | Подъем сельского хозяйства. Латифундии. Рабство. Восстание Спартака | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; карточки; | ||||
55. | Борьба за аграрную реформу. Реформы Гракхов: проекты реформ, мероприятия, итоги | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; карточки; | ||||
56. | Гражданская война и установление диктатуры Суллы | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | ||||
57. | Первый триумвират. Участие армии в гражданских войнах. Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; карточки; | ||||
58. | Борьба за власть между наследниками Цезаря. Победа Октавиана | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; карточки; | ||||
59. | Установление императорской власти. Октавиан Август | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; карточки; | ||||
60. | Императоры Рима: завоеватели и правители | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | ||||
61. | Римская империя: территория, управление. Римское гражданство. Повседневная жизнь в столице и провинциях | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; карточки; | ||||
62. | Возникновение и распространение христианства. Преследование христиан римскими властями | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; карточки; | ||||
63. | Император Константин I, перенос столицы в Константинополь. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; карточки; | ||||
64. | Начало Великого переселения народов. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | ||||
65. | Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство. Цицерон | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; карточки; | ||||
66. | Развитие наук. Римские историки | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; карточки; | ||||
67. | Архитектура и скульптура. Пантеон | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; карточки; | ||||
68. | Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | ||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 7 | 0 |