Музей

Слесарева Юлия Викторовна

Данная программа направлена на приобщение детей к историческому прошлому и настоящему родного края, что имеет большое воспитательное значение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzey.docx272.62 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Desktop\2021-04-30\006.jpg

Пояснительная записка

Данная программа направлена на приобщение детей к историческому прошлому и настоящему родного края, что имеет большое воспитательное значение. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперёд. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Школьный музей своей программой внесёт достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и поможет воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскроет истинные ценности семьи, историю героического прошлого народов России. Ребёнок, подросток, который будет знать историю своего села, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Школьный музей создаёт особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребёнка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств.

Рабочая программа кружка «Музей» составлена на основе:

•        «Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования»;

•        Авторской программы дополнительного образования «Музейное дело» А. В. Барабановой, О. Я. Саютиной  и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

•        Преподавание основ музейного дела в школе Малиновская М.В., Стрелкова Г.Г /дополнительное образование, УЦ «Преспектива», М., 2011г./

Актуальность программы.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет важнейшую цель современного отечественного образования как одну из приоритетных задач общества и государства: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Одним из направлений решения задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития является внеурочная деятельность.

Отличительные особенности программы 

        Данная программа отличается от уже существующих развитием научно-исследовательских навыков у учащихся, т.е. способность детей изучить прошлое и настоящее исходя из материальных, фольклорных, литературных, художественной культуры родного народа и материала, собранного учащимися и учителями о родном крае и хранящемся  в музее. Программа предусматривает подготовку экскурсоводов и проведению экскурсий как для учеников школы так и для гостей.

Программа дополнительного образования соответствует примерным требованиям, предъявляемым к образовательным программам дополнительного образования детей, опубликованных в приложении к письму Департамента Молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.06 № 06-1844.

Программа предусматривает работу с краеведческим теоретическим и практическим материалом. Основным содержанием является открытие, изучение и описание известных или малоизвестных фактов истории Смоленщины. Проведение тематических уроков, экскурсий и других видов краеведческой деятельности.

 Деятельность школьников и педагогов по ведётся по следующим направлениям:

•        Предмет краеведение.

•        Летопись родных мест.

•        Поисковое движение.

•        Военные события.

•        Родословие.

•        Знакомство с духовно-нравственной культурой.

•        Изучение традиций народа.

Цель: Формирование патриота неравнодушного к прошлому и настоящему   своей Родины через деятельность школьного музея, содействовать       повышению эффективности учебно – воспитательной работы.

Задачи:

•        Сохранение музейных экспонатов и расширение экспозиции

•        Изучение истории родного края

•        Поиск новых материалов для экспозиции

•        Организация мероприятий краеведческой направленности на базе школьного музея

•        Подготовка экскурсоводов

Планируемые результаты:

•        Приобретение учащимися углубленных знаний по истории малой родины

•        Повышение интереса к деятельности школьного музея

•        Становление школьного музея, как методического центра по изучению истории родного края

Формы организации работы с музейной аудиторией:

•        лекции;

•        экскурсии;

•        консультации;

•        литературные и исторические гостиные;

•        киносеансы;

•        встречи с интересными людьми; ;

•        использование интернет – технологий;

•        создание мультимидийных презентаций;  

•        оформление выставок

•        встречи с ветеранами войны, тружениками тыла, свидетелей войны, военнослужащими, учителями-ветеранами труда.

Прогнозируемые результаты:

Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся

Работу по привлечению учащихся к краеведческой работе можно разделить на несколько этапов (блоков). К работе в школьном музее учащиеся привлекаются только на добровольной основе. Программа рассчитана на учеников 5-11 классов, с 10 до 18 лет. В зависимости от возраста предполагаются различные по трудности задания.

        Форма организации образовательного процесса: очная

        Уровень программы – базовый

Срок реализации программы: 1 год, программа рассчитана на 74 часа, 2 часа в неделю.

        Программа способствует социальной адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Так же доступна для детей: 

        - Проживающих в сельской местности и на труднодоступных и отдаленных территориях

        - С ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

        Программа может быть реализована в сетевой и дистанционной форме.

Формы организации и содержание краеведческого образования определяют многообразие форм и методов проведения занятий: исследовательские методы в обучении; игровые методы; наглядные и практические методы; информационно-коммуникативные технологии.

Личностные, метапредметные результаты изучения программы

Личностные результаты изучения программы являются:

-        Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств, важных для деятельности человека.

-        Воспитание чувства справедливости, ответственности.

-        Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышлений.

-        Формирование гражданского мировоззрения, воспитания чувства любви к «малой родине», бережного отношения к историческому наследию.

-        Воспитание потребности в здоровом образе жизни.

-        Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о малой родине.

-        Развитие потребности к самостоятельному изучению истории малой родины.

-        Формирование навыков работы с историческими источниками, научно-популярной литературой и периодической печатью.

Метапредметные результаты:

-        Применять изученные способы работы с дополнительной  литературой.

-        Анализировать учебный материал. Действовать в соответствии с заданными правилами.

-        Включаться в групповую работу. Участвовать в решении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

-        Выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднения в пробных учебных действий.

-        Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

-        Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

-        Контролировать свою деятельность (обнаруживать и исправлять ошибки).

-        Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в литературе для ответа на заданные вопросы.

-        Моделировать ситуацию, описанную в литературе. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

-        Обосновывать выполняемые и выполненные действия.

-        Воспроизводить способ решения задачи.

-        Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска решения задачи.

Техническое оснащение занятий:

1. Компьютер, проектор.

2. Фотоаппарат.

3.Всешние носители

Содержание программы

1.Предмет краеведение.

1.1. Предмет, определение; цели и задачи, содержание курса.  

Перед кружковцами ставятся задачи:

•        научиться брать интервью,

•        уметь составить опросник для беседы,

•        быстро и грамотно записать все ответы.

Предполагаемые результаты по уровню обучения:

1)        Высокий уровень: 

ученик знает историю становления  и развития района в контексте  основных исторических событий; производства и промыслы,  издавна развивавшиеся на территории района, современное состояние промышленности и сельского хозяйства; основные исторические события, происходившие на территории района в годы Великой Отечественной войны; поэтов и писателей, посетивших наш край, поэтов и писателей, уроженцев района; умеет описывать основные этапы развития района;

 систематизировать знания о Починковском районе; анализировать основные этапы развития района, соотносить его с основными историческими событиями; подбирать литературу по заданной теме,  пользоваться ей для выполнения творческих заданий; проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам.

2) Средний уровень:

ученик частично знает историю становления  и развития района, основные исторические события, происходившие на территории района в годы Великой Отечественной войны; слабо систематизирует  знания о Починковском районе; с трудом анализирует основные этапы развития района; может подбирать литературу по заданной теме,  пользоваться ей для выполнения несложных творческих заданий; проводить простейшие исследовательские и поисковые работы по заданным темам.

3) Допустимый уровень:

ученик частично знает историю становления  и развития района, основные исторические события, происходившие на территории района в годы Великой Отечественной войны; слабо систематизирует знания о Починковском районе; не может анализировать

основные этапы развития района; не умеет литературу по заданной теме, чтобы пользоваться ей для выполнения несложных творческих заданий; не проводит простейшие исследовательские и поисковые работы по заданным темам.

Дидактическое и техническое оснащение:

Материально-технические:

ноутбук;

видеопроектор;

демонстрационный экран;

фотоаппарат

Дидактические:

материалы музея;

мультимедийные презентации;

методическая литература.        

        Формы контроля: К числу важнейших элементов работы по данной программе относится отслеживание результатов. Способы и методики определения результативности образовательного и воспитательного процесса разнообразны и направлены на определение степени развития творческих способностей каждого ребенка, сформированности его личностных качеств.

 На протяжении всего учебного процесса предлагается проводить следующие виды контроля знаний:

  • Беседа в форме «вопрос – ответ» с ориентацией на сопоставление, сравнение, выявление общего и особенного. Такой вид контроля развивает мышление ребенка, умение общаться, выявляет устойчивость его внимания.
  • Диалог
  • Участие в районных и областных конкурсах, представляет собой форму контроля, направленную на повышение уровня мотивации, активизацию познавательной, творческой активности учащихся, развитие и реализацию индивидуальных способностей каждого воспитанника.
  • Практическая деятельность – её целью является применение теоретических знаний обучающихся на практике.
  • Тематический контроль

Оценочные материалы: Оценка результатов работы осуществляется в ходе наблюдения, собеседования и анкетирования обучающихся, анализа и качественной оценки подготовленных мероприятий, анализа информации о дальнейшем самоопределении обучающихся.

Учебный план

Название раздела, темы

Количество часов

Формы
аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Предмет краеведение, цели и задачи, содержание, правила безопасности.

1

1

-

Устный опрос

2.

Что такое музей. Правила поведения в музеях.

1

1

-

Беседа

3.

Экскурсии

26

10

16

Практическая работа

4.

М.Н. Тоболенко

1

1

-

Устный опрос

5.

История школы

2

2

-

Устный опрос

6.

Знаменитые земляки

2

2

-

Устный опрос

7.

История развития поселка

1

1

-

Беседа

8.

Исторические памятники области

1

1

-

Устный опрос

9.

История поискового движения

1

1

-

Беседа

10.

Поисковое движение на Смоленщине

2

2

-

Устный опрос

11.

Изучение традиций народа

1

1

-

Устный опрос

12.

Семейные традиции и обряды. Древо жизни

1

-

1

Практическая работа

13.

Захаров- первый директор Шаталовской школы

1

1

-

Устный опрос

14.

История полка

1

1

-

Устный опрос

15.

Воины -

интернационалисты

2

2

-

Устный опрос

16.

Чечня, А.Бычковский

2

2

-

Устный опрос

17.

Традиции Смоленщины

6

2

4

Практическая работа

18

Колядки

2

-

2

Практическая работа

19.

ВОВ в Починковском районе

2

2

-

Беседа

20.

Партизанские движения на Смоленщине

2

2

-

Устный опрос

21.

«И здесь, в Шаталово, война оставила свой след...»

6

3

-

Беседа

22.

«Детство, опаленное войной...»

2

2

-

Беседа

23.

Мемориал

2

1

1

Беседа

24.

Братская могила

2

1

1

Беседа

25.

Охрана и реставрация памятников

3

1

2

Практическая работа

26.

Подвиг Качаловцев

1

1

-

Устный опрос

итого

74

44

30

Содержание учебного плана

1. Работа с живыми источниками краеведческой информации. Сбор информации: биографии, награды, профессия, стаж работы, состав семьи, кем стали дети, какой вклад, данный человек и его семья внесли в развитие села, сбор фотоматериала.

Организация поиска материалов для пополнения музейного фонда. Учет и хранение собранных документов, предметов, материалов, их научная проверка, систематизация и методическая обработка. Оформление и экспонирование материалов. Организация экскурсий для детей, как обзорных для группового посещения, так и индивидуальных. Проведение экскурсий для взрослых, посещающих школьный музей. Организация научно-исследовательской работы.

2. Летопись родных мест:

- «История развития поселка».

- «История школы».

3. Поисковое движение.

 - «История поискового движения».

 - «Поисковое движение на Смоленщине».

 4. Военные события.

-  «Великая Отечественная война».

- «Мемориал».

 - «Современные военные конфликты».

Великая Отечественная война, оккупация района; на оккупированной территории, фашистский режим, основные события, произошедшие в годы войны на территории района; части и соединения, воевавшие на территории района; партизанское подполье и партизанское движение в Починковском районе; полное освобождение района, знаменитые полководцы на территории района; восстановление района, разрушенных предприятий, возрождение хозяйства. Части и соединения, воевавшие на территории нашего района.

Участие в проведении поисковых экспедиций; создание музейных экспозиций; проведение мероприятий, связанных с памятными датами; оказание помощи ветеранам, труженикам тыла; уход за памятником воинской славы в селе; увековечивание памяти земляков, погибших при исполнении воинского долга; подготовка молодого поколения к военной службе и использование краеведческого материала в образовательном процессе.

5. Родословие.

5.1. «Древо жизни».

5.2. «Семейные традиции и обряды».

Приобщение учащихся к научно – исследовательской работе через изучение исторического родословия, ознакомление с возможностью изучения истории через историко-генеалогические исследования. Обучение учащихся методами исследовательской работы: приёмам работы с генеалогическими источниками, развитие интереса к истории своего рода, составлению своей родословной, написанию летописи рода, созданию домашнего (семейного, родословного) архива. Составление родословной своей семьи; формирование семейных архивов, составление семейных летописей.

6. Знакомство с духовно-нравственной культурой.

Исторические памятники района; обряды, обычаи и традиции; фольклор, игры, танцы; знаменитые земляки, выдающиеся люди района; писатели, поэты, музыканты, их вклад в развитие края и страны. Охрана и реставрация памятников культурного наследия: нравственные, социальные, экономические, технологические аспекты.

7. Изучение традиций народа.

Понятия быт, традиции. Жизнь людей в далеком прошлом и настоящем, особенности бытовых условий, предметов обихода, одежды, игрушек прошлого века и настоящего века. Изучение традиций народа:

Сбор материала о народных праздниках: "Святки","Рождество", "Троица" и другие.

Сбор материала по народным обрядам.

Сбор легенд нашего района.

Проведение мастер-классов по сбору тряпичных кукол

Основные методы обучения:

• Практические

• Рассказ педагога и рассказы детей

• Беседы

• Походы, экскурсии

• Конкурсы, викторины

• Составление презентаций

Календарный учебный график

№ п/п

Тема

Форма занятия

Приемы и методы

Дидактические

материалы

Техническое оснащение

Формы подведения итогов

Дата

Кол-во часов

Предмет краеведение, цели и задачи, содержание, правила безопасности.

групповая

словестный

Методические пособия

беседа

08.09

1

Что такое музей. Правила поведения в музеях

групповая

Словестный, наглядный

Методические пособия, мультимедийная презентация

Компьютер с экраном и проектором

беседа

08.09

1

Экскурсии

индивидуальная

Словестный, наглядный

Материалы музея

Устный опрос

15.09

1

Экскурсии

индивидуальная

Словестный, наглядный

Материалы музея

Устный опрос

15.09

1

Экскурсии

индивидуальная

Словестный, наглядный

Материалы музея

Устный опрос

22.09

2

М.Н. Тоболенко

групповая

Словестный, наглядный

мультимедийная презентация

Компьютер с экраном и проектором

Устный опрос

29.09

2

Экскурсии

индивидуальная

Словестный, наглядный

Материалы музея

Устный опрос

06.10

2

Экскурсии

индивидуальная

Словестный, наглядный

Материалы музея

Устный опрос

13.10

2

Экскурсии

индивидуальная

Словестный, наглядный

Материалы музея

Устный опрос

20.10

2

История школы

групповая

Словестный, наглядный

мультимедийная презентация

Компьютер с экраном и проектором

Устный опрос

27.10

2

Знаменитые земляки

групповая

Словестный,

Материалы музея

Устный опрос

03.11

2

История развития поселка

групповая

Словестный

Материалы музея

Устный опрос

10.11

1

Исторические памятники области

групповая

Словестный, наглядный

мультимедийная презентация

Компьютер с экраном и проектором

Устный опрос

10.11

1

История поискового движения

групповая

Словестный, наглядный

мультимедийная презентация

Компьютер с экраном и проектором

Устный опрос

17.11

1

Поисковое движение на Смоленщине

групповая

Словестный, наглядный

мультимедийная презентация

Компьютер с экраном и проектором

Устный опрос

17.11

1

Изучение традиций народа

групповая

Словестный, наглядный

мультимедийная презентация

Компьютер с экраном и проектором

беседа

24.11

1

Семейные традиции и обряды. Древо жизни

Групповая, индивидуальная

Словестный, наглядный

Методические пособия

Самостоятельная работа

24.11

1

Захаров- первый директор Шаталовской школы

групповая

Словестный,

Материалы музея

Устный опрос

01.12

1

История полка

групповая

Словестный,

Материалы музея

Устный опрос

01.12

1

Воины -

интернационалисты

групповая

Словестный, наглядный

мультимедийная презентация

Компьютер с экраном и проектором

беседа

08.12

2

Чечня, А.Бычковский

групповая

Словестный,

Материалы музея

Устный опрос

15.12

2

Традиции Смоленщины

групповая

Словестный,

Методические пособия

беседа

22.12

1

Традиции Смоленщины

Групповая, индивидуальный

Словестный, наглядный

Методические пособия

Практическая работа

22.12

1

Традиции Смоленщины

Групповая, индивидуальная

Словестный, наглядный

Методические пособия

Практическая работа

29.12

2

Колядки

групповая

практический

Методические пособия

Практическая работа

06.01

2

ВОВ в Починковском районе

групповая

Словестный, наглядный

мультимедийная презентация

Компьютер с экраном и проектором

Устный опрос

12.01

2

Партизанские движения на Смоленщине

групповая

Словестный, наглядный

мультимедийная презентация

Компьютер с экраном и проектором

Устный опрос

19.01

2

«И здесь, в Шаталово, война оставила свой след...»

групповая

Словестный, наглядный

Материалы музея

Устный опрос

26.01

02.02

09.02

2

2

2

«Детство, опаленное войной...»

групповая

Словестный

Материалы музея

Беседа

23.02

2

Мемориал

групповая

Словестный, наглядный

мультимедийная презентация

Компьютер с экраном и проектором

Устный опрос

02.03

2

Братская могила

групповая

Словестный

Материалы музея

Беседа

09.03

2

Охрана и реставрация памятников

групповая

Словестный, наглядный

мультимедийная презентация

Компьютер с экраном и проектором

Устный опрос

16.03

1

Подвиг Качаловцев

групповая

Словестный

Материалы музея

Беседа

16.03

1

Экскурсии

индивидуальная

Словестный, наглядный

Материалы музея

Устный опрос

23.03

30.03

06.04

13.04

2

2

2

2

Охрана и реставрация памятников

Групповая, индивидуальная

практический

Практическая работа

20.04

2

Экскурсии

индивидуальная

Словестный, наглядный

Материалы музея

Устный опрос

27.04

04.05

11.05

18.05

2

2

2

2

Охрана и реставрация памятников

Групповая, индивидуальная

практический

Практическая работа

22.05

2

Итого

74

Методическое обеспечение программы:

Основной вид занятий – практический.

Используются следующие методы обучения:

- объяснительно-иллюстративный;

- репродуктивный;

- проблемный;

- частично-поисковый или эвристический;

- исследовательский.

Педагогические приѐмы:

- формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);

- организация деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);

- стимулирование и коррекция (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и

т.д.);

- сотрудничество, позволяющее педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном

процессе образования;

- свободный выбор, когда детям предоставляется возможность выбирать для себя

направление специализации, педагога, степень сложности задания и т.п.

Методы проведения занятий

        Словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание. Теоретические сведения –

это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного

характера. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме

рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. Использование

наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления.

Практические занятия – это форма учебного занятия, на котором педагог организует

детальное рассмотрение отдельных теоретических положений учебной дисциплины и

формирует умения и навыки их практического применения путем выполнения соответствии

поставленных задач.

        В процессе работы с различной техникой педагог постоянно напоминает учащимся о

правилах пользования и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники безопасности.

        Формы организации образовательного процесса: групповая, индивидуальная.

Педагогические технологии: технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности.

Список литературы

  1. Работа со школьниками в краеведческом музее. Изд. Владос, 2001 год.
  2. Музей и дети. Изд. Академия, М. 2000 год.
  3. Музей воспитывает юных, изд. Просвещение, 1988 год.
  4. Методика историко-краеведческой работы в школе. Изд. Просвещение, М. 1982г.
  5. Шестаков А,Н. “Мой край родной”
  6. Материалы школьного музея.
  7. Н.Г.Куликовский. Отдавая долги… (Из истории поискового движения на Смоленщине).- Смоленск, 2006г.
  8. Материалы школьного музея.
  9. Емельянов Б.В. Экскурсоведение /.Емельянов Б.В. - М.,2000.
  10. Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Кудриной Т.А..-М.,1985.
  11. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/(Горский В.А, Тимофеев А.А.); под ред. Горского В.А.-М.:Просвещение,2010г.
  12. Столяров Б.А.Основы экскурсионного дела/Столяров Б.А., Соколова Н.Д.-СПб.,2002.