Музей
Данная программа направлена на приобщение детей к историческому прошлому и настоящему родного края, что имеет большое воспитательное значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzey.docx | 272.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная программа направлена на приобщение детей к историческому прошлому и настоящему родного края, что имеет большое воспитательное значение. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперёд. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Школьный музей своей программой внесёт достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и поможет воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскроет истинные ценности семьи, историю героического прошлого народов России. Ребёнок, подросток, который будет знать историю своего села, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Школьный музей создаёт особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребёнка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств.
Рабочая программа кружка «Музей» составлена на основе:
• «Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования»;
• Авторской программы дополнительного образования «Музейное дело» А. В. Барабановой, О. Я. Саютиной и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
• Преподавание основ музейного дела в школе Малиновская М.В., Стрелкова Г.Г /дополнительное образование, УЦ «Преспектива», М., 2011г./
Актуальность программы. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет важнейшую цель современного отечественного образования как одну из приоритетных задач общества и государства: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Одним из направлений решения задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития является внеурочная деятельность.
Отличительные особенности программы
Данная программа отличается от уже существующих развитием научно-исследовательских навыков у учащихся, т.е. способность детей изучить прошлое и настоящее исходя из материальных, фольклорных, литературных, художественной культуры родного народа и материала, собранного учащимися и учителями о родном крае и хранящемся в музее. Программа предусматривает подготовку экскурсоводов и проведению экскурсий как для учеников школы так и для гостей.
Программа дополнительного образования соответствует примерным требованиям, предъявляемым к образовательным программам дополнительного образования детей, опубликованных в приложении к письму Департамента Молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.06 № 06-1844.
Программа предусматривает работу с краеведческим теоретическим и практическим материалом. Основным содержанием является открытие, изучение и описание известных или малоизвестных фактов истории Смоленщины. Проведение тематических уроков, экскурсий и других видов краеведческой деятельности.
Деятельность школьников и педагогов по ведётся по следующим направлениям:
• Предмет краеведение.
• Летопись родных мест.
• Поисковое движение.
• Военные события.
• Родословие.
• Знакомство с духовно-нравственной культурой.
• Изучение традиций народа.
Цель: Формирование патриота неравнодушного к прошлому и настоящему своей Родины через деятельность школьного музея, содействовать повышению эффективности учебно – воспитательной работы.
Задачи:
• Сохранение музейных экспонатов и расширение экспозиции
• Изучение истории родного края
• Поиск новых материалов для экспозиции
• Организация мероприятий краеведческой направленности на базе школьного музея
• Подготовка экскурсоводов
Планируемые результаты:
• Приобретение учащимися углубленных знаний по истории малой родины
• Повышение интереса к деятельности школьного музея
• Становление школьного музея, как методического центра по изучению истории родного края
Формы организации работы с музейной аудиторией:
• лекции;
• экскурсии;
• консультации;
• литературные и исторические гостиные;
• киносеансы;
• встречи с интересными людьми; ;
• использование интернет – технологий;
• создание мультимидийных презентаций;
• оформление выставок
• встречи с ветеранами войны, тружениками тыла, свидетелей войны, военнослужащими, учителями-ветеранами труда.
Прогнозируемые результаты:
Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся
Работу по привлечению учащихся к краеведческой работе можно разделить на несколько этапов (блоков). К работе в школьном музее учащиеся привлекаются только на добровольной основе. Программа рассчитана на учеников 5-11 классов, с 10 до 18 лет. В зависимости от возраста предполагаются различные по трудности задания.
Форма организации образовательного процесса: очная
Уровень программы – базовый
Срок реализации программы: 1 год, программа рассчитана на 74 часа, 2 часа в неделю.
Программа способствует социальной адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Так же доступна для детей:
- Проживающих в сельской местности и на труднодоступных и отдаленных территориях
- С ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
Программа может быть реализована в сетевой и дистанционной форме.
Формы организации и содержание краеведческого образования определяют многообразие форм и методов проведения занятий: исследовательские методы в обучении; игровые методы; наглядные и практические методы; информационно-коммуникативные технологии.
Личностные, метапредметные результаты изучения программы
Личностные результаты изучения программы являются:
- Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств, важных для деятельности человека.
- Воспитание чувства справедливости, ответственности.
- Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышлений.
- Формирование гражданского мировоззрения, воспитания чувства любви к «малой родине», бережного отношения к историческому наследию.
- Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о малой родине.
- Развитие потребности к самостоятельному изучению истории малой родины.
- Формирование навыков работы с историческими источниками, научно-популярной литературой и периодической печатью.
Метапредметные результаты:
- Применять изученные способы работы с дополнительной литературой.
- Анализировать учебный материал. Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу. Участвовать в решении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднения в пробных учебных действий.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность (обнаруживать и исправлять ошибки).
- Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в литературе для ответа на заданные вопросы.
- Моделировать ситуацию, описанную в литературе. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
- Обосновывать выполняемые и выполненные действия.
- Воспроизводить способ решения задачи.
- Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска решения задачи.
Техническое оснащение занятий:
1. Компьютер, проектор.
2. Фотоаппарат.
3.Всешние носители
Содержание программы
1.Предмет краеведение.
1.1. Предмет, определение; цели и задачи, содержание курса.
Перед кружковцами ставятся задачи:
• научиться брать интервью,
• уметь составить опросник для беседы,
• быстро и грамотно записать все ответы.
Предполагаемые результаты по уровню обучения:
1) Высокий уровень:
ученик знает историю становления и развития района в контексте основных исторических событий; производства и промыслы, издавна развивавшиеся на территории района, современное состояние промышленности и сельского хозяйства; основные исторические события, происходившие на территории района в годы Великой Отечественной войны; поэтов и писателей, посетивших наш край, поэтов и писателей, уроженцев района; умеет описывать основные этапы развития района;
систематизировать знания о Починковском районе; анализировать основные этапы развития района, соотносить его с основными историческими событиями; подбирать литературу по заданной теме, пользоваться ей для выполнения творческих заданий; проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам.
2) Средний уровень:
ученик частично знает историю становления и развития района, основные исторические события, происходившие на территории района в годы Великой Отечественной войны; слабо систематизирует знания о Починковском районе; с трудом анализирует основные этапы развития района; может подбирать литературу по заданной теме, пользоваться ей для выполнения несложных творческих заданий; проводить простейшие исследовательские и поисковые работы по заданным темам.
3) Допустимый уровень:
ученик частично знает историю становления и развития района, основные исторические события, происходившие на территории района в годы Великой Отечественной войны; слабо систематизирует знания о Починковском районе; не может анализировать
основные этапы развития района; не умеет литературу по заданной теме, чтобы пользоваться ей для выполнения несложных творческих заданий; не проводит простейшие исследовательские и поисковые работы по заданным темам.
Дидактическое и техническое оснащение:
Материально-технические:
ноутбук;
видеопроектор;
демонстрационный экран;
фотоаппарат
Дидактические:
материалы музея;
мультимедийные презентации;
методическая литература.
Формы контроля: К числу важнейших элементов работы по данной программе относится отслеживание результатов. Способы и методики определения результативности образовательного и воспитательного процесса разнообразны и направлены на определение степени развития творческих способностей каждого ребенка, сформированности его личностных качеств.
На протяжении всего учебного процесса предлагается проводить следующие виды контроля знаний:
- Беседа в форме «вопрос – ответ» с ориентацией на сопоставление, сравнение, выявление общего и особенного. Такой вид контроля развивает мышление ребенка, умение общаться, выявляет устойчивость его внимания.
- Диалог
- Участие в районных и областных конкурсах, представляет собой форму контроля, направленную на повышение уровня мотивации, активизацию познавательной, творческой активности учащихся, развитие и реализацию индивидуальных способностей каждого воспитанника.
- Практическая деятельность – её целью является применение теоретических знаний обучающихся на практике.
- Тематический контроль
Оценочные материалы: Оценка результатов работы осуществляется в ходе наблюдения, собеседования и анкетирования обучающихся, анализа и качественной оценки подготовленных мероприятий, анализа информации о дальнейшем самоопределении обучающихся.
Учебный план
Название раздела, темы | Количество часов | Формы | |||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Предмет краеведение, цели и задачи, содержание, правила безопасности. | 1 | 1 | - | Устный опрос |
2. | Что такое музей. Правила поведения в музеях. | 1 | 1 | - | Беседа |
3. | Экскурсии | 26 | 10 | 16 | Практическая работа |
4. | М.Н. Тоболенко | 1 | 1 | - | Устный опрос |
5. | История школы | 2 | 2 | - | Устный опрос |
6. | Знаменитые земляки | 2 | 2 | - | Устный опрос |
7. | История развития поселка | 1 | 1 | - | Беседа |
8. | Исторические памятники области | 1 | 1 | - | Устный опрос |
9. | История поискового движения | 1 | 1 | - | Беседа |
10. | Поисковое движение на Смоленщине | 2 | 2 | - | Устный опрос |
11. | Изучение традиций народа | 1 | 1 | - | Устный опрос |
12. | Семейные традиции и обряды. Древо жизни | 1 | - | 1 | Практическая работа |
13. | Захаров- первый директор Шаталовской школы | 1 | 1 | - | Устный опрос |
14. | История полка | 1 | 1 | - | Устный опрос |
15. | Воины - интернационалисты | 2 | 2 | - | Устный опрос |
16. | Чечня, А.Бычковский | 2 | 2 | - | Устный опрос |
17. | Традиции Смоленщины | 6 | 2 | 4 | Практическая работа |
18 | Колядки | 2 | - | 2 | Практическая работа |
19. | ВОВ в Починковском районе | 2 | 2 | - | Беседа |
20. | Партизанские движения на Смоленщине | 2 | 2 | - | Устный опрос |
21. | «И здесь, в Шаталово, война оставила свой след...» | 6 | 3 | - | Беседа |
22. | «Детство, опаленное войной...» | 2 | 2 | - | Беседа |
23. | Мемориал | 2 | 1 | 1 | Беседа |
24. | Братская могила | 2 | 1 | 1 | Беседа |
25. | Охрана и реставрация памятников | 3 | 1 | 2 | Практическая работа |
26. | Подвиг Качаловцев | 1 | 1 | - | Устный опрос |
итого | 74 | 44 | 30 |
Содержание учебного плана
1. Работа с живыми источниками краеведческой информации. Сбор информации: биографии, награды, профессия, стаж работы, состав семьи, кем стали дети, какой вклад, данный человек и его семья внесли в развитие села, сбор фотоматериала.
Организация поиска материалов для пополнения музейного фонда. Учет и хранение собранных документов, предметов, материалов, их научная проверка, систематизация и методическая обработка. Оформление и экспонирование материалов. Организация экскурсий для детей, как обзорных для группового посещения, так и индивидуальных. Проведение экскурсий для взрослых, посещающих школьный музей. Организация научно-исследовательской работы.
2. Летопись родных мест:
- «История развития поселка».
- «История школы».
3. Поисковое движение.
- «История поискового движения».
- «Поисковое движение на Смоленщине».
4. Военные события.
- «Великая Отечественная война».
- «Мемориал».
- «Современные военные конфликты».
Великая Отечественная война, оккупация района; на оккупированной территории, фашистский режим, основные события, произошедшие в годы войны на территории района; части и соединения, воевавшие на территории района; партизанское подполье и партизанское движение в Починковском районе; полное освобождение района, знаменитые полководцы на территории района; восстановление района, разрушенных предприятий, возрождение хозяйства. Части и соединения, воевавшие на территории нашего района.
Участие в проведении поисковых экспедиций; создание музейных экспозиций; проведение мероприятий, связанных с памятными датами; оказание помощи ветеранам, труженикам тыла; уход за памятником воинской славы в селе; увековечивание памяти земляков, погибших при исполнении воинского долга; подготовка молодого поколения к военной службе и использование краеведческого материала в образовательном процессе.
5. Родословие.
5.1. «Древо жизни».
5.2. «Семейные традиции и обряды».
Приобщение учащихся к научно – исследовательской работе через изучение исторического родословия, ознакомление с возможностью изучения истории через историко-генеалогические исследования. Обучение учащихся методами исследовательской работы: приёмам работы с генеалогическими источниками, развитие интереса к истории своего рода, составлению своей родословной, написанию летописи рода, созданию домашнего (семейного, родословного) архива. Составление родословной своей семьи; формирование семейных архивов, составление семейных летописей.
6. Знакомство с духовно-нравственной культурой.
Исторические памятники района; обряды, обычаи и традиции; фольклор, игры, танцы; знаменитые земляки, выдающиеся люди района; писатели, поэты, музыканты, их вклад в развитие края и страны. Охрана и реставрация памятников культурного наследия: нравственные, социальные, экономические, технологические аспекты.
7. Изучение традиций народа.
Понятия быт, традиции. Жизнь людей в далеком прошлом и настоящем, особенности бытовых условий, предметов обихода, одежды, игрушек прошлого века и настоящего века. Изучение традиций народа:
Сбор материала о народных праздниках: "Святки","Рождество", "Троица" и другие.
Сбор материала по народным обрядам.
Сбор легенд нашего района.
Проведение мастер-классов по сбору тряпичных кукол
Основные методы обучения:
• Практические
• Рассказ педагога и рассказы детей
• Беседы
• Походы, экскурсии
• Конкурсы, викторины
• Составление презентаций
Календарный учебный график
№ п/п | Тема | Форма занятия | Приемы и методы | Дидактические материалы | Техническое оснащение | Формы подведения итогов | Дата | Кол-во часов |
Предмет краеведение, цели и задачи, содержание, правила безопасности. | групповая | словестный | Методические пособия | беседа | 08.09 | 1 | ||
Что такое музей. Правила поведения в музеях | групповая | Словестный, наглядный | Методические пособия, мультимедийная презентация | Компьютер с экраном и проектором | беседа | 08.09 | 1 | |
Экскурсии | индивидуальная | Словестный, наглядный | Материалы музея | Устный опрос | 15.09 | 1 | ||
Экскурсии | индивидуальная | Словестный, наглядный | Материалы музея | Устный опрос | 15.09 | 1 | ||
Экскурсии | индивидуальная | Словестный, наглядный | Материалы музея | Устный опрос | 22.09 | 2 | ||
М.Н. Тоболенко | групповая | Словестный, наглядный | мультимедийная презентация | Компьютер с экраном и проектором | Устный опрос | 29.09 | 2 | |
Экскурсии | индивидуальная | Словестный, наглядный | Материалы музея | Устный опрос | 06.10 | 2 | ||
Экскурсии | индивидуальная | Словестный, наглядный | Материалы музея | Устный опрос | 13.10 | 2 | ||
Экскурсии | индивидуальная | Словестный, наглядный | Материалы музея | Устный опрос | 20.10 | 2 | ||
История школы | групповая | Словестный, наглядный | мультимедийная презентация | Компьютер с экраном и проектором | Устный опрос | 27.10 | 2 | |
Знаменитые земляки | групповая | Словестный, | Материалы музея | Устный опрос | 03.11 | 2 | ||
История развития поселка | групповая | Словестный | Материалы музея | Устный опрос | 10.11 | 1 | ||
Исторические памятники области | групповая | Словестный, наглядный | мультимедийная презентация | Компьютер с экраном и проектором | Устный опрос | 10.11 | 1 | |
История поискового движения | групповая | Словестный, наглядный | мультимедийная презентация | Компьютер с экраном и проектором | Устный опрос | 17.11 | 1 | |
Поисковое движение на Смоленщине | групповая | Словестный, наглядный | мультимедийная презентация | Компьютер с экраном и проектором | Устный опрос | 17.11 | 1 | |
Изучение традиций народа | групповая | Словестный, наглядный | мультимедийная презентация | Компьютер с экраном и проектором | беседа | 24.11 | 1 | |
Семейные традиции и обряды. Древо жизни | Групповая, индивидуальная | Словестный, наглядный | Методические пособия | Самостоятельная работа | 24.11 | 1 | ||
Захаров- первый директор Шаталовской школы | групповая | Словестный, | Материалы музея | Устный опрос | 01.12 | 1 | ||
История полка | групповая | Словестный, | Материалы музея | Устный опрос | 01.12 | 1 | ||
Воины - интернационалисты | групповая | Словестный, наглядный | мультимедийная презентация | Компьютер с экраном и проектором | беседа | 08.12 | 2 | |
Чечня, А.Бычковский | групповая | Словестный, | Материалы музея | Устный опрос | 15.12 | 2 | ||
Традиции Смоленщины | групповая | Словестный, | Методические пособия | беседа | 22.12 | 1 | ||
Традиции Смоленщины | Групповая, индивидуальный | Словестный, наглядный | Методические пособия | Практическая работа | 22.12 | 1 | ||
Традиции Смоленщины | Групповая, индивидуальная | Словестный, наглядный | Методические пособия | Практическая работа | 29.12 | 2 | ||
Колядки | групповая | практический | Методические пособия | Практическая работа | 06.01 | 2 | ||
ВОВ в Починковском районе | групповая | Словестный, наглядный | мультимедийная презентация | Компьютер с экраном и проектором | Устный опрос | 12.01 | 2 | |
Партизанские движения на Смоленщине | групповая | Словестный, наглядный | мультимедийная презентация | Компьютер с экраном и проектором | Устный опрос | 19.01 | 2 | |
«И здесь, в Шаталово, война оставила свой след...» | групповая | Словестный, наглядный | Материалы музея | Устный опрос | 26.01 02.02 09.02 | 2 2 2 | ||
«Детство, опаленное войной...» | групповая | Словестный | Материалы музея | Беседа | 23.02 | 2 | ||
Мемориал | групповая | Словестный, наглядный | мультимедийная презентация | Компьютер с экраном и проектором | Устный опрос | 02.03 | 2 | |
Братская могила | групповая | Словестный | Материалы музея | Беседа | 09.03 | 2 | ||
Охрана и реставрация памятников | групповая | Словестный, наглядный | мультимедийная презентация | Компьютер с экраном и проектором | Устный опрос | 16.03 | 1 | |
Подвиг Качаловцев | групповая | Словестный | Материалы музея | Беседа | 16.03 | 1 | ||
Экскурсии | индивидуальная | Словестный, наглядный | Материалы музея | Устный опрос | 23.03 30.03 06.04 13.04 | 2 2 2 2 | ||
Охрана и реставрация памятников | Групповая, индивидуальная | практический | Практическая работа | 20.04 | 2 | |||
Экскурсии | индивидуальная | Словестный, наглядный | Материалы музея | Устный опрос | 27.04 04.05 11.05 18.05 | 2 2 2 2 | ||
Охрана и реставрация памятников | Групповая, индивидуальная | практический | Практическая работа | 22.05 | 2 | |||
Итого | 74 |
Методическое обеспечение программы:
Основной вид занятий – практический.
Используются следующие методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- проблемный;
- частично-поисковый или эвристический;
- исследовательский.
Педагогические приѐмы:
- формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
- организация деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);
- стимулирование и коррекция (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и
т.д.);
- сотрудничество, позволяющее педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном
процессе образования;
- свободный выбор, когда детям предоставляется возможность выбирать для себя
направление специализации, педагога, степень сложности задания и т.п.
Методы проведения занятий
Словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание. Теоретические сведения –
это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного
характера. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме
рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. Использование
наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления.
Практические занятия – это форма учебного занятия, на котором педагог организует
детальное рассмотрение отдельных теоретических положений учебной дисциплины и
формирует умения и навыки их практического применения путем выполнения соответствии
поставленных задач.
В процессе работы с различной техникой педагог постоянно напоминает учащимся о
правилах пользования и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники безопасности.
Формы организации образовательного процесса: групповая, индивидуальная.
Педагогические технологии: технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности.
Список литературы
- Работа со школьниками в краеведческом музее. Изд. Владос, 2001 год.
- Музей и дети. Изд. Академия, М. 2000 год.
- Музей воспитывает юных, изд. Просвещение, 1988 год.
- Методика историко-краеведческой работы в школе. Изд. Просвещение, М. 1982г.
- Шестаков А,Н. “Мой край родной”
- Материалы школьного музея.
- Н.Г.Куликовский. Отдавая долги… (Из истории поискового движения на Смоленщине).- Смоленск, 2006г.
- Материалы школьного музея.
- Емельянов Б.В. Экскурсоведение /.Емельянов Б.В. - М.,2000.
- Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Кудриной Т.А..-М.,1985.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/(Горский В.А, Тимофеев А.А.); под ред. Горского В.А.-М.:Просвещение,2010г.
- Столяров Б.А.Основы экскурсионного дела/Столяров Б.А., Соколова Н.Д.-СПб.,2002.