Роль Ивана IV Грозного в российской истории: реформы и их цена.
Роль Ивана IV Грозного в российской истории: реформы и их цена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_ivana_iv_groznogo_v_rossiyskoy_istorii.ppt | 2.8 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В. М. Васнецов. Царь Иван Грозный, 1897
Н. М. Карамзин (1766-1826). Н. М. Карамзин стремился в первую очередь к моральной оценке исторических событий и деятелей, «отношение к Ивану Грозному однозначно: «герой» в первый период своего царствования, он превращается в тирана во втором». Так Н. М. Карамзин выдвинул концепцию «двух Иванов» - героя и мудрого государя в первую половину царствования и тирана-деспота - во вторую. Кобрин В. Б. Иван Грозный. М., 1989. С. 98.
Соловьев С. М. (1820-1879) По мнению С. М. Соловьева, Иоанн IV был первым царем не потому только, что первый венчался на царство, но потому, что «первый осознал вполне все значение царской власти, первый, так сказать, составил себе ее теорию, тогда как его отец и дед усиливали свою власть только практически». В связи с этим, С. М. Соловьев определяет его эпоху как «шаг вперед, к победе государственных начал». Соловьев С . М . История России с древнейших времен.
В. Б. Кобрин (1930 – 1990) Контекст эпохи, по мнению В. Б. Кобрина, позволяет «изучить некоторые общие особенности механизма личной власти. Режим индивидуальной диктатуры не может не опираться на террор, на всеобщий страх перед диктатором. Иначе не подавить думающих и рассуждающих. Террор этот должен носить тотальный характер, касаться не только подлинных врагов тирана, но и людей, которые ничего против него не замышляли и, более того, до момента своей гибели искренне верили (или старались верить), что властитель ведет страну к процветанию». Кобрин В. Б. Иван Грозный. Указ. соч. С. 163
С. В. Перевезенцев Современный историк считает, что именно с опричнины Ивана Грозного начался исторический путь царизма, уже в XVI в, формируется представление о «самодержавстве» как неограниченной власти монарха. Изучая переписку Ивана Грозного с Андреем Курбским, где, как пишет автор, сам государь полностью, в законченном виде сформулировал, исторически и религиозно-философски обосновал основные принципы самодержавной власти русских монархов, выделив принцип: «полнота самодержавной власти», «Божественное происхождение самодержавной власти» и «главный смысл власти русского самодержавного государя состоит в том, чтобы нести свет истины по всему миру, устроить и свою страну, а то и весь мир по Божественным Заповедям». Перевезенцев С. В. Иван Грозный. М., 2003 .
Рассматривает модель поведения царя и сценарий его власти в контексте эсхатологических ожиданий эпохи. Современники связывали действия царя с приближением Страшного Суда. В эсхатологических религиях и верованиях, Страшный Суд - это «последний суд, определения награды первым и наказания последним» . По мнению А. Л. Юрганова, Грозный и его власть органична для этой эпохи, проникнутой эсхатологическим временем и, вместе с этим сложна для понимания как современниками так и исследователями. Царь, как представитель Бога на земле, помазанник Божий берет на себя функцию «наказания». Он не только имеет право, но и обязан это сделать, так как в наказании и есть спасение. Но перед Судом Божьим, он предстанет не только как царь, но и как человек. А. Л. Юрганов (род. 4 апреля 1959)