Разработка урока: Эпоха дворцовых переворотов
Методическая разработка урока на тему "Эпоха дворцовых переворотов"
Тип урока: урок сообщения новых знаний.
Цели урока:
1. изучить причины и последствия дворцовых переворотов 18 века для развития страны.
2. развивать умение анализировать и оценивать исторические события, умение работать в группе, развивать навыки работы с документами.
3. определить свое отношение к событиям 18в.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_dvortsovye_perevoroty.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока : Эпоха дворцовых переворотов.
Цели урока:
- изучить причины и последствия дворцовых переворотов 18 века для развития страны.
- развивать умение анализировать и оценивать исторические события, умение работать в группе, развивать навыки работы с документами.
- определить свое отношение к событиям 18в.
Тип урока: урок сообщения новых знаний.
Методы преподавания: метод проблемного обучения, частично-поисковый метод
Форма работы: групповая.
Применяемые педагогические технологии: технология проблемного обучения, технология критического мышления.
Ресурсы урока:
О.Н.Журавлева .История России. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.М., Вентана-Граф, 2012.
О.Н.Журавлева.Истории России. Практикум.Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.М., Ветана-Граф, 2013.
Портретная галерея правителей эпохи дворцовых переворотов.
Цитаты А.С.Пушкина «Ничтожные наследники северного исполина».
Ф.И.Тютчев «Русская история до Петра Великого – сплошная панихида, а после Петра Великого – сплошное уголовное дело».
Ход урока.
1. Вступительное слово преподавателя.
Внимание учащихся обращается на портреты правителей эпохи дворцовых переворотов (Екатерина 1, Петр П, Анна Иоанновна, Иоанн Антонович,Елизавета Петровна, Петр Ш) - портреты могут быть вывешены на доске или показаны при помощи ИКТ.
Изображенные на портретах дамы и господа управляли нашим государством в 18 веке после смерти Петра 1. Эти правители не отличались талантом государственного деятеля. Большинство из них оказались на троне по воле случая. Престол в эту эпоху занимали в основном женщины и дети, при которых огромную роль играли фавориты, временщики. Историк В.О Ключевский назвал этот период истории «эпохой дворцовых переворотов».
Наша задача: проанализировать, как происходили дворцовые перевороты, кто в них участвовал, дать личностную оценку деятельности правителей эпохи дворцовых переворотов.
2. Формулируется проблемный вопрос: Почему в эпоху Московской Руси и допетровской России не известно случаев покушения на государя и стремления свергнуть его с престола со стороны подданных, а в 18 веке наступает эпоха дворцовых переворотов? Что изменилось? Вчем причины дворцовых переворотов?
3. Работа над термином «дворцовые перевороты» ( в результате беседы формулируется и записывается определение ).
Учащиеся делятся на шесть групп, каждая из которых получает задание и работает с материалом об одном из деятелей эпохи дворцовых переворотов.
Группа № 1 - Екатерина I
Отметьте события внутренней политики периода правления Екатерины I.
Отметьте события внешней политики периода правления Екатерины I.
Сформируйте своё отношение к личности Екатерины I используя материал параграфа и текст документа
«При Петре она светила не собственным светом, но заимствованным от великого человека, которого она была спутницею; у нее доставало уменья держать себя на известной высоте, обнаруживать внимание и сочувствие к происходившему около нее движению; она была посвящена во все тайны, тайны личных отношений окружающих людей. Ее положение, страх за будущее держали ее умственные и нравственные силы в постоянном и сильном напряжении. Но вьющееся растение достигало высоты благодаря только тому великану лесов, около которого обвивалось; великан сражен — и слабое растение разостлалось по земле. Екатерина сохранила знание лиц и отношений между ними, сохранила привычку пробираться между этими отношениями; но у нее не было ни должного внимания к делам, особенно внутренним, и их подробностям, ни способности почина и направления».
Из «Истории России» С.М. Соловьева.
Группа № 2 - Петр II
Отметьте события внутренней политики периода правления Петра II.
Отметьте события внешней политики периода правления Петра II.
Сформируйте своё отношение к личности Петра II, используя материал параграфа и текст документа
«Ему исполнилось только 12 лет, а он уже почувствовал, что рождён самодержавным монархом, и при первом представившемся случае показал сознание своего царственного происхождения над самим Меншиковым. Петербургские каменщики поднесли малолетнему государю в подарок 9000 червонцев. Государь отправил эти деньги в подарок своей сестре, великой княжне Наталье, но Меншиков, встретивши идущего с деньгами служителя, взял у него деньги и сказал: «Государь слишком молод и не знает, как употреблять деньги». Утром на другой день, узнавши от сестры, что она денег не получала, Пётр спросил о них придворного, который объявил, что деньги у него взял Меншиков. Государь приказал позвать князя Меншикова и гневно закричал:
— Как вы смели помешать моему придворному исполнить мой приказ?
— Наша казна истощена, — сказал Меншиков, — государство нуждается, и я намерен дать этим деньгам более полезное назначение; впрочем, если вашему величеству угодно, я не только возвращу эти деньги, но дам вам из своих денег целый миллион.
— Я император, — сказал Пётр, топнув ногой, — надобно мне повиноваться».
Н. Костомаров, «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей».
Из донесений иностранных послов:
«Монарх говорит со всеми в тоне властелина и делает, что захочет. Он не терпит пререканий, постоянно занят беготнёю; все кавалеры, окружающие его, утомлены до крайности…Царь похож на своего деда в том отношении, что он стоит на своём, не терпит возражений и делает, что хочет».
«Прежде можно было противодействовать всему этому, теперь же нельзя и думать об этом, потому что государь знает свою неограниченную власть и не желает исправляться. Он действует исключительно по своему усмотрению, следуя лишь советам своих фаворитов».
«Нельзя не удивляться умению государя скрывать свои мысли; его искусство притворяться — замечательно. На прошлой неделе он два раза ужинал у Остермана, над которым он в то же время насмехался в компании Долгоруких. Перед Остерманом он же скрывает свои мысли: ему он говорит противоположное тому, в чём уверял Долгоруких…Искусство притворяться составляет преобладающую черту характера императора».
«Хотя и трудно сказать что-либо решительное о характере 14-летного государя, но можно догадываться, что он будет вспыльчив, решителен и жесток».
Группа № 3 - Анна Иоанновна
Отметьте события внешней политики периода правления Анны Иоанновны.
Подведите итоги правления Анны Иоанновны.
Сформируйте своё отношение к личности Анны Иоанновны используя материал параграфа и текст документа
Из донесений иностранных послов:
«Императрица Анна толста, смугловата, и лицо у нее более мужское, нежели женское. В обхождении она приятна, ласкова и чрезвычайно внимательна. Щедра до расточительности, любит пышность чрезмерно, отчего ее двор великолепием превосходит все прочие европейские. Она строго требует повиновения себе и желает знать все, что делается в ее государстве, не забывает услуг, ей оказанных, но вместе с тем хорошо помнит и нанесенные ей оскорбления. Говорят, что у нее нежное сердце, и я этому верю, хотя она и скрывает тщательно свои поступки. Вообще могу сказать, что она совершенная государыня…»
«Природное любопытство и склонность царицы к сплетням дают ей сведения обо всех пустяковатых делах и мелких случаях, происходящих в семьях придворных. Что же до важных дел и вещей значительных, то благородный граф Бирон (осуществляющий у неё главное управление) заботиться, чтобы о них она ничего не ведала».
«Француз, привыкший заходить в королевские покои, чувствовал бы себя неуютно при петербургском дворе, где и по самым торжественным праздникам следует держаться на известной дистанции от персоны её величества, рядом с которой стоят только знатнейшие. Несколько странно также, что каждый, кто мимо дворца идёт, едет или плывёт на судне, должен обнажить голову».
Группа № 4 - Иван Антонович
Отметьте события внутренней политики периода правления Ивана Антоновича.
Отметьте события внешней политики периода правления Ивана Антоновича.
Подведите итоги правления Ивана Антоновича.
Сформируйте своё отношение к личности Ивана Антоновича используя материал параграфа и текст документа
«Родился он в самом конце царствования Анны Иоанновны, поэтому вопрос о том, кого назначить регентом, долго мучил и находившуюся при смерти императрицу. Анна Иоанновна хотела оставить трон за потомками своего отца Ивана V и очень беспокоилась, как бы он не перешел в будущем к потомкам Петра I. Поэтому в завещании она оговорила, что наследником является Иоанн Антонович, а в случае его смерти — другие дети Анны Леопольдовны в порядке старшинства, если они родятся. Иван Антонович был провозглашён императором при регентстве герцога Курляндского Бирона.
Через две недели после воцарения младенца в стране произошел переворот, в результате которого гвардейцы, возглавляемые фельдмаршалом Минихом, арестовали Бирона и отстранили его от власти. Новым регентом была объявлена Анна, мать императора. Неспособная управлять страной и живущая в иллюзиях Анна постепенно передала всю свою власть Миниху, а после ею завладел Остерман, отправивший фельдмаршала в отставку. Но спустя год произошел новый переворот. Дочь Петра Великого Елизавета с преображенцами арестовала Остермана, императора, его родителей и всех их приближенных.
Сначала Елизавета намеревалась выдворить «Брауншвейгскую семью» из России (так было официально указано в манифесте, обосновывающем её права на престол), но передумала, испугавшись, что за границей она будет опасна, и приказала посадить в тюрьму бывшую регентшу и её мужа.
31 декабря 1741 года был объявлен указ императрицы о сдаче населением всех монет с именем Иоанна Антоновича для последующей переплавки.
Позже, был опубликован указ об уничтожении портретов с изображением Иоанна Антоновича, а также о замене деловых бумаг, паспортов и прочих документов с именем императора на новые.
В 1742 году, в тайне от всех, вся семья была переведена в предместье Риги — Дюнамюнде, затем, в 1744 году, в Ораниенбург, а после подальше от границы, на север страны — в Холмогоры, где маленький Иван был полностью изолирован от родителей. Долгие северные походы сильно отразились на здоровье Анны Леопольдовны: в 1746 году она умерла. В 1756 году его перевезли из Холмогор в одиночную камеру в Шлиссельбургской крепости. В крепости «известный арестант» находился в полной изоляции, ему не разрешалось никого видеть, даже крепостных служителей. За все время заключения он так и не увидел ни одного человеческого лица. Однако документы свидетельствуют, что узник знал о своем царском происхождении, был обучен грамоте и мечтал о жизни в монастыре.
С 1759 года у Ивана стали наблюдать признаки неадекватного поведения. Об этом с полной уверенностью утверждала и видевшая Ивана VI в 1762 году императрица Екатерина II; но тюремщики полагали, что это лишь жалкая симуляция. Пока Иван был в заточении, предпринималось много попыток освободить свергнутого императора и вновь возвести на престол. Последняя попытка обернулась для молодого заключенного гибелью в 1764г. В возрасте 23 лет».
Группа № 5 - Елизавета Петровна
Отметьте события внутренней политики периода правления Елизаветы Петровны.
Отметьте события внешней политики периода правления Елизаветы Петровны.
Подведите итоги правления Елизаветы Петровны.
Сформируйте своё отношение к личности Елизаветы Петровны используя материал параграфа и текст документа
«Мирная и беззаботная, она была вынуждена воевать чуть не половину своего царствования, побеждала первого стратега того времени Фридриха Великого, брала Берлин, уложила пропасть солдат на полях Цорндорфа и Кунерсдорфа; но с правления царевны Софьи никогда на Руси не жилось так легко, и ни одно царствование до 1762 г. не оставляло по себе такого приятного воспоминания».
«Елизавета была умная и добрая, но беспорядочная и своенравная русская барыня XVIII в., которую по русскому обычаю многие бранили при жизни и тоже по русскому обычаю все оплакали по смерти».
«Весёлая царица была Елисавет: Поёт и веселится, порядка только нет».
Обозревая царствование императрицы Елисаветы Петровны, нельзя не отметить двух важных дел этого царствования в области внутреннего управления: распространения просвещения, которому много содействовало учреждение университета и гимназий и уничтожение внутренних таможен, сильно парализовавших русскую торговлю в продолжение долгого времени. И то, и другое дело, как мы видели, устраивалось представлениями и трудами Шуваловых. Что касается до внешней политики, то вмешательство России в Семилетнюю войну ничего не принесло ей, кроме истощения, и возбуждало всеобщее неудовольствие даже в войске.
«Обыкновенно ставят в заслугу Елисавете Петровне уничтожение смертной казни и некоторое смягчающее движение в законодательстве относительно употребления пыток при расследованиях; но мы не видим тут смягчения нравов и проявления человеколюбия, потому что в рассматриваемую эпоху продолжались страшные пытки - рвание ноздрей, битье кнутом, урезанье языка и тяжелые ссылки, часто даже людей совершенно невинных... Народные массы не наслаждались довольством, спокойствием и безопасностью: несомненным свидетельством этому служат разбойничьи шайки, препятствовавшие не только торговле и промыслам, но даже мирному состоянию обывателей, - а крестьянские возмущения, постоянно требовавшие укрощения воинскими командами, разразились народными волнениями в близкое этому царствованию время императрицы Екатерины Второй.
Группа № 6 - Петр III
Отметьте события внутренней политики периода правления Петра III.
Отметьте события внешней политики периода правления Петра III.
Подведите итоги правления Петра III. .
Сформируйте своё отношение к личности Петра III используя материал параграфа и текст документа
«Екатерина: «Время он проводил в ребячествах неслыханных...Он был упрям и вспыльчив, был слабого и хилого сложения…С десятилетнего возраста он пристрастился к пьянству… Он большей частью проявлял неверие... Его ум был ребяческим... Он приходил в отчаяние. Это часто с ним случалось. Он был труслив сердцем и слаб головой. Он любил устриц...»
«Общество чувствовало в действиях правительства шалость и каприз, отсутствие единства мысли и определённого направления. Всем было очевидно расстройство правительственного механизма. Всё это вызывало дружный ропот, который из высших сфер переливался вниз и становился всенародным. Языки развязались, как бы не чувствуя страха полицейского; на улицах открыто и громко выражали недовольство, безо всякого опасения порицая государя»
«Уже с утра он был в своём рабочем кабинете, где заслушивал доклады <…>, потом спешил в Сенат или коллегии. <…> В Сенате за наиболее важные дела он брался сам энергично и напористо»
«За время 186-дневного царствования, если судить по официальному «Полному собранию законов Российской империи», было принято 192 документа»
4. Закрепление пройденного материала в форме беседы:
- Каковы, на ваш взгляд, причины дворцовых переворотов?
Причины дворцовых переворотов: отсутствие широкой народной опоры режима (такая опора в виде института Земского собора была упразднена); отсутствие четких механизмов передачи власти, а соответственно, неоднозначность трактовок о легитимной фигуре преемника; зависимость правительства в принятии политических решений от позиции гвардии. |
5. Подведение итогов, выставление оценок
6. Домашнее задание:
Составление сюжетной таблицы «Кто? Где? Когда?»
Кто? | Годы правления | Кто поддержал? | Основное содержание правления | Итоги |
Написать сочинение - рассуждение (тема по выбору)
- «Женщины на русском престоле»
- «Не царствуют, но правят: взлеты и падения фаворитов»
- «Загадка российской «железной маски»»