Рабочие программы
Материалы к рабочим программам по истории, обществознанию, экономике, праву из личного архива и Интернета
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp13-14.rar | 995.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа с. Зоркино
«Утверждаю» Руководитель МО __________ (Шавенкова Л.Н.) Протокол №____ от _____09.2011г | «Утверждаю» Заместитель директора по ВР МОУ-СОШ с. Зоркино ____________(Гришина Л.С.) _____ 09.2011г | «Утверждаю» Директор школы МОУ-СОШ с. Зоркино _________________(Власова В.В.) _______09.2011г |
Марксовского района Саратовской области
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Культура края» разработана на основе авторской программы для 8 класса общеобразовательных школ (авторы: Гаврилова Г.Н., Колесова Е.В.) Программа рассчитана на 34 ч., 1 ч. в неделю.
Главным объектом изучения является культура края. Через краеведение осуществляется связь школы с жизнью малой родины, с его художественной культурой, с людьми, созидающими художественные и эстетические ценности. В ходе изучения курса у учащихся развиваются познавательные интересы, любовь к историческим и художественным памятникам, нравственная и гражданственная ответственность за судьбу родного края и Родины.
Цель курса — сформировать у учащихся представления о культуре края как о части отечественной культуры.
Задачи курса:
изучить художественное наследие в аспекте общественной и культурной жизни края;
расширить образовательный и мировоззренческий кругозор школьников, повысить общую и эстетическую культуру, воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине;
выявить связи народного искусства с бытом и культурными традициями края, обычаями, образом жизни;
на материале конкретных произведений живописи, зодчества, музыки, театра и других видов искусства раскрыть особенности художественно-образного мышления мастеров родного края.
Огромные возможности в применении регионального компонента раскрываются в русле повышения эмоциональности предмета, образности раскрытия исторического прошлого, выхода на темы культуры повседневности, обращение к памятникам материальной и духовной культуры региона.
Принципиальным отличием курса от других культурологических дисциплин является воспитательная, мировоззренческая направленность содержания. Она выражается прежде всего в том, чтобы увидеть «большое в малом», постичь высокий нравственный смысл национальных художественных традиций в разных его проявлениях.
Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении курса изобразительное искусство, музыка и мировая художественная культура. Вопросы культуры как совокупности художественных ценностей, воплощенных в народном творчестве и профессиональном искусстве, стоят в центре краеведческой линии 8 класса.
На территории Саратовской области располагаются уникальные культурные объекты, созданные поколениями проживающих народов. Памятниками архитектуры интересны города: Вольск, Хвалынск, Петровск, Аткарск, Красноармейск, Энгельс, Новоузенск, Балаково, Пугачев, Маркс. Саратовская область располагает огромным культурным потенциалом, который может служить основой возрождения и активизации культурной жизни всего региона.
Главным смысловым стержнем программы является связь искусства с жизнью человека. Вопросы культуры края решаются через ученическую исследовательскую деятельность, через метод учебных проектов. Формами работы являются заочные экскурсии в музеи, создание презентаций, творческих практических работ.
В перечень объектов художественной культуры включены памятники, предметы, объекты искусства и других достопримечательности г. Маркса. и поселений муниципального района
Общие требования к знаниям и умениям по курсу «Культура края»:
1.Знать местные памятники истории и культуры, наиболее ценные в художественном отношении объекты каменной архитектуры, деревянного зодчества, монументальной скульптуры.
2. Знать имена художников и архитекторов, творческая деятельность которых связана с местным краем.
3. Знать мемориалы, связанные с жизнью и творческой деятельностью выдающихся художников и других деятелей культуры.
4. Иметь представление о культурно-просветительной и научно-исследовательской деятельности местных краеведческих и художественных музеев и их филиалов.
5. Уметь составлять краткую характеристику современного состояния художественной жизни города или отдельно взятого района, поселка. Главным условием реализации программы является наличие большого качества краеведческой, библиографической литературы. Для решения познавательных и воспитательных задач необходимо научить правильному отбору материала, самостоятельному творческому отношение к делу.
Основными методическими приемами являются:
Исследовательская деятельность.
Поисковая деятельность.
Организационная деятельность. (Организация и проведение экскурсий, тематических лекций, праздников, конкурсов).
УМК по данному предмету представлен следующим образом:
Культура края. /Сост. Г.Н.Гаврилова, Е.В.Колесова, Ю.Б. Пушнова.- Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея», 2010.
Колесова Е.В., Гаврилова Г.Н. культура края:Рабочая тетрадь для 8 класса Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея», 2010.
Тематическое планирование
«Культура края» 8 класс
| Тема урока . | тип | элементы | требования | виды | Домаш задан. | Дата пров. | |||
п л а н | ф а к т | |||||||||
1 | Что изучает курс «Культура края» | Введение | Знакомство с курсом. Цели, задачи изучения предмета. Структура, особенности содержания методического аппарата учебника | Знать назначение предмета, ориентироваться в различных заданиях, предложенных на страницах учебника, выражать собственное отношение к изучению предмета | Диагностическое тестирование на знание памятников культуры родного края. | Мини –сочинение « Визитная карточка Саратова» | ||||
РАЗДЕЛ I. Каменная летопись края- 5 часов | ||||||||||
2 | Каменная летопись края | Лекция с элементами игры. | Памятники градостроительного искусства: архитектурные комплексы и ансамбли.др.) Памятники жилой архитектуры: городские и сельские жилые дома, усадьбы, особняки. | Объяснять значения терминов архитектура, тектоника, реконструкция. | Составить словарь темы | Учебник:С.3-4, р /т № 1-2, сообще ния по теме | ||||
3 | Ода классике | Комбинирован ный | .Памятники гражданской общественной архитектуры: театры, музеи, библиотеки, вокзалы и т.д. Памятники культовой архитектуры- монастыри, соборы, часовни и т.д. | Умение по описанию определять архитектурный стиль | Характеристика памятни ков архитекту ры | Учебник:С.4-12, сообще ния, по теме | ||||
4 | Культовые сооружения Саратова | Комбинирован ный | В.П. Стасов Александро- Невский собор на Соборной площади, арх. Г.В. Петров – церкви Нерукотворно- Спасская, Вознесенско-Горянская, арх. П.М. Зыбин – церковь «Утоли моя печали» | Уметь использовать языковые средства для создания образа. | Задания в р /т 7-13 | Учебник:С.13-18 сообще ния, по теме, презен тация | ||||
5 | Русский классицизм в архитектуре | Урок -практикум | Русский классицизм в архитектуре. Дворянские и купеческие особняки, культовые здания, Архитекторы ( арх., С.А. Каллистратов, В.А. Люкшин, К.С. Мельников, А.М. Салько, Ф.О. Шехтель | Умение работать со справочной литературой. | Задания в р /т 13-18 | Учебник:С.18-20 Р/ т: задания сообще ния, по теме | ||||
6 | Архитектура г. Маркса. Архитектурный стиль нашего поселка. | Изучение нового материала | Русский классицизм в архитектуре. | Развитие умений логического построения рассказа | Описание архитектурных стилей | Мини –сочине ние»На этой улице стоит мой дом» | ||||
Художественная культура края -6 часов | ||||||||||
Знать принципы и правила составления родословной. | ||||||||||
7 | Мастера живописи края. Петров – Водкин К.С. | Изучение нового материала | Саратовская школа живописи, направления в живописи в начале ХХ века Влияние символизма и модерна на творчество художника. Последователь ность художника в обращении к образам древнерусского искусства. | Уметь работать с различными источниками информации | Работа с историческими источниками: картина как отражение реальных событий. | Учебник:С.21-22, 25-28, Р/ т: задания 1-2, сообще ния по теме | ||||
8 | Творчество В.Э. Борисова-Мусатова. | Урок - вернисаж | Смешанная техника Живописная манера художника; изысканная гармония приглушённого колорита, роль пейзажа в произведениях художника. Влияние живописи художника на становление символизма в живописи начала 20 века. | Умения подбирать материал по теме из разных источников | Предание, сказание, легенда, миф по сюжету картины. | Учебник:С.22 -25 Р/ т: задания 3-4 сообще ния, презента ции по теме | ||||
9 | Творчество Савинова А. Е. Карева, П. С. Уткина П.В. Кузнецова. | Урок - вернисаж | Ксилография, пленэр, линогравюра офорт символизм | Умение работать с различными источниками информации. Умение анализировать источник. | Творческая работа «О чём рассказыва ют картины?» | Учебник:С.29-32, Р/ т: задания 5-6, сообще ния по теме | ||||
10 | Скульптор Матвеев А.Т Советская скульптура | Урок - вернисаж | Монументальная скульптура | Знать понятие нравственный идеал, уметь определять близость нравственных идеалов в различных | Творческая работа. «История в скульптуре» | Учебник:С33 Р/ т: задания 7- 13,сооб щения, по теме | ||||
11 | Живопись в г. Марксе. | Изучение нового материала | Основные направления в живописи местных художников. | Умение выделять отличительные черты живописи | Литературно-изобразительный проект "Мы на карте области" | Р/ т: задания 14-17 сообще ния по теме | ||||
12 | Основные этапы развития саратовской школы и её влияние на отечественную культуру. | Защита проекта | Основные понятия раздела | Умение самостоятельно планировать работу, выстраивать доказательства.. | Литературно-изобразитель ный проект "Мы на карте области" | Р/ т: задания 18 -22,сообще ния, презента ции по теме | ||||
Мир музея- 5 часов | Умение классифицировать и паспортизировать записи. | Подготовить иллюстрацию по выбору обучающегося | ||||||||
13 | Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева | Урок –заочная экскурсия. | Профиль музея | Умение составлять библиографическое описание | Сочинение-коллаж : какой бывает музей? | Учебник:С34-36 Р/ т: задания 1-3, сообще ния по теме | ||||
14 | Филиалы: музей П.В. Кузнецова, музей В.Э. Борисова- Мусатова. | Изучение нового материала | Художественные музеи Саратова и области. Их особенности | Живопись как средство познания и эстетического восприятия мира. Уметь излагать представления об окружающем мире на основе иллюстраций | Составление коллажа « Какой бывет музей?» | Учебник:С36, Р/ т: задания 4- 5, рефераты по теме | ||||
15 | Саратовский областной музей краеведения Саратовский этнографический музей | Комбинирован ный урок | Роль музеев в сохранении и развитии традиций | Уметь находить средства художественной выразительности. | Составление опросника и запись со слов рассказчика для этнографического музея | Учебник:С.37-38. Р/ т: задания 6-8 сообще ния по теме | ||||
16 | Музей боевой славы на Соколовой горе Мемориальный комплекс «Журавли | Изучение нового материала | Военные музеи как центр патрио тического воспитания. | Умение составления коллективного рассказа, составление заметки для газеты | Составление описания памятника.. | Учебник:С.39-41 Р/ т: задания 9,сообще ния по теме | ||||
17 | Жизнь музеев в наши дни. Музей г. Маркса | Изучение нового материала | Музей как основная форма общения с произведениями искусства | Умение анализировать выступление, умение вести полемику | Дискуссия.»Нужен ли домашний архив?» | Учебник:С41-42, Р/ т: задания рефераты, презента ции по теме | ||||
Из истории саратовских театров -4 | Умение анализировать ответ одноклассника | Информационный бюллетень «Волга в мордовском фольклоре» | ||||||||
18 | Развитие театрального искусства в Саратовском крае. История создания и оформления театрального движения в Саратовском крае. Первый общедоступный театр. Театры Саратова и области | Изучение нового материала | История развития театрального искусства.. | Знать историю возникновения театра | Работа с энциклопе диическими словарями. | Учебник:С.43 -44 сообще ния по теме | ||||
19 | Детские театры («Теремок», ТЮЗ). Цирк Никитиных | Изучение нового материала | Специфика детских театров | Знать жанры театрального искусства. | Сочинение о цирковых артистах. | Учебник:С.48-51, Р/ т: задания1-2 | ||||
20 | Академический театр оперы и балета. (Актер, режиссер, драматург, художник, композитор-создатель сценического действия, знаменитые имена). | Урок – конкурс творческих профессий | Роль театра в культурно –нравственном становлении личности | Выделять общие и отличительные черты театра и детского театра | Синквейн «Театр» | Учебник:С25-46., 51 Р/ т: задания 3-5 сообще ния по теме | ||||
21 | Мастера саратовской сцены. Роль режиссера в развитии и становлении театральной труппы. Творчество режиссёров Киселёва Ю.П., Дзекуна А.И. и др. «Золотые голоса оперной сцены»: Сметанников Л., Брятко Н.А., Бардина О.В. и др. Музыка и театр: история и современность. | Урок- конференция. | Роль театра в развитии музыкальной культуры города и края | Умение анализировать ответ одноклассника | Составление плана выступления на конференции | Учебник с.52-53, Р/ т: задания 8 рефераты, презента ции по теме | ||||
Музыкальная культура Саратова-6 часов | Рассказ о развитии колоний на Волге | |||||||||
22 | История становления музыкального образования в Саратове. | Уроки-практикумы | Выделять общие и отличительные черты становления отдельных жанров культуры | Творческая работа. Как музыка в Саратов пришла (жанр выбирают обучаю щиеся). | Учебник:С.55-58 Р/ т: задания 1,сообще ния по теме | Знать виды сказок: волшебные, бытовые, о животных | ||||
23 | Знаменитые имена: Паницкий И.Я., Русланова Л.А., Селянин В.В. | Защита творческих проектов | Умение представления творческого портрета | Записать беседу с | Учебник: С62-63 Р/ т: задания 2-4 сообще ния по теме | |||||
24 | Творчество композиторов: А.Г. Шнитке, Е.В. Гохман, Е.М. Бикташева, В.В. Ковалёва | Изучение нового материала | Умение составления презентаций | Волжские просторы в музыке (жанр выбирают учащиеся, обосновывая свой выбор). | Учебник:С.63-65. Р/ т: задания 5-7 сообще ния | |||||
25 | Музыканты музыкальные коллективы Известные коллективы: ансамбль старинной музыки «Трио- соната», фольклорные коллективы «Лель», «Кристалл-балалайка». | Изучение нового материала | Место популярной музыки в жизни современного человека | Умение составления синквейна | Подобрать. | Учебник:С59-60 Р/ т: задания 8 сообще ния по теме | ||||
26 | Фестиваль оперного искусства им. Собинова, Фестиваль оперного искусства Л.В. Собинова, фестиваль джазовой музыки Заволжье». Фестиваль бардовской песни в Марксе. | Изучение нового материала | Знать музыкальные направления | Умение различать музыкальные направления Представлять результаты индивидуальной работы в форме тезисного плана | Подготовить рассказ о фестивале | Учебник:С.61 Р/ т: задания 9сообще ния по теме | ||||
27 | Саратовская государственная консерватория. Музыкальные традиции города | Изучение нового материала | Соотношение новаторства и традиций в музыке | Уметь определять влияние личности на развитие культуры. Умение вести дискуссию | Составление буклета «Пригла шаем в музыкальный Саратов» | Р/ т: с.38-39, рефераты, презента ции по теме | ||||
Исторический костюм 4 часа | Составление буклета «Приглашаем в Калмыкию» | |||||||||
28 | Костюмы народов Поволжья. Русские. | Урок -практикум | Одежда народов Саратовского Поволжья. | Уметь описывать детали праздничного и будничного костюма | Групповая работа Работа с иллюстра циями. Практическая деятель ность | Учебник:С Р/ т: задания сообще ния, презента ции по теме | ||||
29 | Костюмы народов Поволжья Украинцы. Немцы | Урок -практикум | Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма. | знать формы и украшения народного праздничного костюма. Уметь определять общее и различное в колорите, декоре. | Групповая работа Работа с иллюстра циями. Практическая деятель ность | Учебник:С Р/ т: задания презента ции сообще ния по теме | ||||
30 | Костюмы народов Поволжья. Мордва..Чуваши | Урок -практикум | Северорусский и южнорусский комплекс. Общее и различное в колорите, декоре. Форма и декор женских головных уборов. | Знать предназначение Форма и декора женских головных уборов.. | Групповая работа Работа с иллюстра циями. Практическая деятель ность | Учебник:С Р/ т: задания сообще ния, презента ции по теме | ||||
31 | Костюмы народов Поволжья. Казахи.Татары. | Урок -практикум | Костюм как модель вселенной | Уметь описывать назначение костюма по деталям | Групповая работа Работа с иллюстра циями. Практическая деятель ность | Учебник:С Р/ т: задания рефераты, презента ции по теме | ||||
32 | Урок контроля знаний. | Контрольная работа. | Знать основные понятия курса | Уметь распределять рабочее время | Тестирова ние, индивиду альные задания | Не задано | ||||
33 | Обобщение Взаимопроникновение культур народов Поволжья | Защита проектов | Основные понятия курса | Умение аргументировать свою точку зрения. Умение оппонировать | Защита проектов | Не задано | ||||
34 | Толерантность в современном обществе | Защита проектов | Основные понятия курса | Умение аргументировать свою точку зрения. Умение оппонировать | Защита проектов | Не задано |
Учебно – методическое обеспечение.
Малинин Г.А. Памятники и памятные места Саратовской области (любое издание).
Энциклопедия русской живописи / Под ред. Т.В. Калашниковой. М., 1999
Литература для учителя.
Арндт Е.А. Национальный костюм немцев Поволжья (Конец ХVIII - начало ХХ вв.) [Text] : Пособие с методическими рекомендациями / Арндт Е.А., 2000- 127 с.
Бикташев Е.М. Саратовский вальс. Саратов, 2005
Жилкина З., Маркушкина С. Два века классицизма// Памятники Отечества: Альманах. 1998. №3/4 (40). «Вольная губерния».
Максимов Е. Музейная площадь// Памятники Отечества: Альманах. 1998. №1/2 (39). «Сердце Поволжья».
Манжора Б.Г. Саратовский государственный театр оперы и балета. Саратов.1996
5. Минх А. Н. Народные обычаи, суеверия, предрассудки и обряды крестьян Саратовской губернии [Text] : Собраны 1861- 1888 годах / Минх А. Н., 1994. - 153 с.
6 Памятники Отечества. Иллюстрированный альманах ВООПИК. М., 1988. № 40 (3-4/1998).
7. По залам Радищевского музея:Альбом [Text] : Рассказ о коллекции Саратовского государственного художественного музея им.А.Н.Радищева, 1985. - 192 с.
8. По музейным залам Саратова. Очерк-путеводитель. Саратов, 1977
9.Саратовской губернии черты. Саратов, 1997 10. Хвалынск.Портрет города [Text] : Краеведческие очерки, 2001. - 288 с.
Литература для обучающихся.
1. Булычев М.В., Воронежцев А.В., Максимов Е.К., Тотфалушин В.П. История Саратовского края. Саратов, 1996
2.Твои четыре века, город. Саратов, 1990.
3.Энциклопедия Саратовского края в очерках, событиях, фактах и именах. Саратов, 2002
4 Энциклопедия Саратовского края в очерках, событиях, фактах и именах. Саратов, 2002
5 Энциклопедия русской живописи / Под ред. Т.В. Калашниковой. М., 1999
6 Энциклопедия Саратовской области. - Саратов. Приволжское издательство, 2002.