Рабочая программа по дисциплине "Культура России"
Вопросы культуры объемны по содержанию и времени. Данная дисциплина, как дисциплина по выбору, была вынесена для отдельного изучения. Такой подход позволяет более глубоко изучить формирование культуры российского государства на разных исторических этапах и воспитывает духовно-нравственную основу обучающихся. Данная программа была опробирована в учебном процессе и показала положительную динамику. Имеет внешнюю рецензию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_kulture_rossii.doc | 152.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Новороссийский колледж радиоэлектронного приборостроения»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины «____Культура России___»
Для специальности (группы специальностей):_220301, 190604, 230109, 210311, 080108, 210308________________
(код и наименование специальности)
Новороссийск
2012 год
Одобрена Цикловой комиссией Социально-гуманитарных дисциплин Председатель ЦК: ______________Л.В. Рузмикина «___» __________ 2012 г. | Утверждаю Зам. директора по УР ___________ Т.В. Трусова «___» _________ 2012 г. Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников Зам. директора по НМР __________ Е.В. Заслонова «___» _________ 2012 г. |
Авторы: Рузмикина Л.В. – председатель НКРП
Рецензенты:
Анцырева М.Е. – доцент АГУ. Кандидат исторических наук.
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу дисциплины
_Культура России_______________________________________________
для специальности_220301, 190604, 230109, 210311, 080108, 210308_____
преподавателя _Рузмикиной Л.В.__________________________________
Рабочая программа по дисциплине «Культура России» предназначена для обучения студентов всех специальностей. Содержание программы соответствует Государственному стандарту среднего профессионального образования для подготовки выпускников.
В программе курса рассматриваются основные вехи развития русской культуры, начиная с IX века и заканчивая нашими днями. На протяжении всего -государственным строем соответствующего периода, что позволяет понять причины тех или иным изменений, которым подвергалась русская культура.
В программе поставлены следующие задачи:
— познакомить с основными вехами русской культуры, ее шедеврами, мастерами;
— сформировать понимание важности духовной культуры и величия наследия русской культуры;
— продемонстрировать пагубность чрезмерного вмешательства государства в творческий процесс.
Одной из важных задач программы данного курса является изучение культуры не только государства в целом, но и так называемой малой Родины, то есть Кубани и Новороссийска. Таким образом, в программе выполняется одна из важнейших тенденций образования (в соответствующих дисциплинах) наличие регионального компонента.
Рабочая программа соответствует всем требованиям и представлениям о знаниях и умениях студентов, изучающих дисциплину «Культура России».
Рабочая программа по дисциплине «Культура России» может быть рекомендована для использования в преподавании данной дисциплины.
Рецензент: _____________________ ___________________________
подпись расшифровка
___________________________
___________________________
"_____" _________________200____г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемая программа охватывает период развития культуры нашей страны с IX века по современный период.
Помимо огромной воспитательной функции изучение истории культуры даёт возможность на ярком, доступном учащимся материале конкретно представить прошлые эпохи, способствует возбуждению живого интереса к истории - предмету, играющему исключительную роль в формировании мировоззрения учащихся.
Многими веками создавалась богатая и разнообразная культура человеческого общества, достигшая в наше время удивительных успехов в тысячелетней истории человеческого общества. Сменилось много эпох. Изменились строй жизни и воззрения людей. Но, как и много сотен лет тому назад, современного человека волнуют и радуют дивные творения материальной и духовной культуры, созданные давным-давно.
Данная программа освещает все этапы развития культуры русского народа с глубокой древности, когда закладывались основы неповторимой самобытной культуры, а затем её последовательное, поступательное развитие в последующие этапы, неразрывно связанное с созданием единого Российского государства.
У истории культуры есть свой предмет исследования. Она изучает результаты человеческой деятельности в сфере материальной и духовной культуры в том виде, как они сложились и дошли до нашего времени. Мы изучаем быт, традиции, просвещение, развитие науки и общественной мысли, литературы, архитектуры, живописи, скульптуры, музыкальное искусство от эпохе к эпохе.
В обучении вырабатывается система теоретических знаний об искусстве, как своеобразной художественно-образной форме познания действительности. Студенты изучают, что искусство:
- выступает как своеобразное средство общения;
- передаёт от поколения к поколению, от человека к человеку накопленный опыт, обогащает личный опыт воспринимающего;
- расширяет видение мира, обогащает сферу чувств человека;
- несёт людям эстетическое наслаждение;
- выступает средством преобразования человека и окружающей его действительности.
Изучение отечественной культуры позволяет показать учащимся такие важные положения как:
- движение культуры от культуры племён к культуре народностей, складывание общерусской культуры;
- высокие достижения культуры русского и других народов нашей страны;
- место и роль отечественной культуры в развитии мировой цивилизации.
Решению этих задач способствуют межпредметные и межкурсовые связи. Интеграция разных видов искусства способствует обогащению эстетического воспитания.
Программа учитывает возрастные особенности восприятия искусства студентами II и III курсов. В ней также заложен принцип вариативности. Внутри тем можно сокращать материал разделов, выделять наиболее значимые, углублять знания за счет проведения практических работ. Обязательно использование иллюстраций и самостоятельной творческой работы студентов.
Целенаправленное изучение в определённой методической системе культурно-исторического материала в обучении способствует овладению духовным богатством человечества, вносит значимый вклад, в формирование внутренней культуры учащихся.
\
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Введение
Студенты должны иметь представление:
- о историческом развитии государства и культуры
Знать:
- главные особенности русской культуры в изучаемый период
- основные достижения в области просвещения и науки
- стили и направления в антологии развития культуры и искусства
- развитие литературы, драматургии, архитектуры, живописи, скульптуры в разные периоды развития государства.
Уметь:
- работать с историческими источниками, литературными произведениями
- определять художественные достоинства произведений архитектуры, живописи, музыки
Преподаватель должен в хронологической последовательности познакомить с важнейшими событиями в истории государства, общественной жизни, культурного развития от древней Руси до наших дней. В ходе изучения тем обязательно включается региональный компонент- это история и культура Кубани с древнейших времён до современности.
Тема 1 Предмет и его задачи. Древнерусская культура (IX-XIIIвека). Кубань в древности.
Начало русской государственности в IX веке. Династия Рюриковичей и Киев – центр единого Древнерусского государства.
Принятие христианства и влияние этого процесса на последующее духовное развитие. Первые архитектурные памятники. Становление русской иконописной школы. Рост городов – центров торговли, культуры. Появление письменности, распространение грамотности. Первые летописи и светские литературные произведения; «Повести временных лет», «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве». Культурные контакты с Византией, странами Центральной и Западной Европы. Особенности византийского влияния на древнерусскую культуру Х-ХIII веков.
Процесс расселения древнего человека на Кубани. Развитие ремёсел, освоение природных богатств. Боспорское царство. Болгарские имена. Тмутараканское княжество.
Самостоятельная работа.
Кубань в древности. Заполнить таблицу, отражающую процесс заселения земель, формирование общественных отношений, род занятие, развитие ремесел и культуры.
Тема 2 Материальная и духовная культура периода монголо-татарского ига. Сохранение самобытности русского этноса.
Монгольское нашествие и золотоордынское иго. Губительные последствия двухсот пятидесятилетнего владычества Золотой Орды. Сохранение и продолжение традиций русской культуры в Пскове и Новгороде. Демократизация культуры. Русская Православная церковь как важная политическая сила в сохранении духовности русского народа.
Тема 3 Культура и быт XIY - XY веков. Формирование централизованного государства и возрождение духовности.
Развитие культуры обусловлено раздроблённостью и ордынским игом. Начало возрождения культуры после Куликовской битвы. Укрепление светской культуры, отражение статуса независимости единого русского государства в памятниках культуры. Первый каменный Кремль в Москве. Феофан Грек, Андрей Рублёв. Устное народное творчество. Житийная литература. Епифаний Премудрый. А. Фиорованти, Алевиз Новый, Соборы Московского Кремля.
Самостоятельная работа.
Доклады «Архитектура Московского Кремля»
Тема 4 Российское государство в XYI веке. Просвещение, научные знания.
Образование единого государства. «Домострой». Летописание «Сказание о великих князьях Владимирских», «Никоновская летопись». Книгопечатание. Иван Фёдоров.
Шатровая архитектура. Церковь Вознесения в Коломенском, Покровский Собор на Красной площади.
Русский быт. Ремёсла. Новые традиции. Формирование великорусской народности. Стоглавый Собор.
Практическая работа №1
«Архитектура Московского Кремля»
Дать характеристику особенности развития русской культуры в данной период, показать процесс возрождения культуры после ордынского господства. Охарактеризовать основные архитектурные сооружения Московского Кремля
Тема 5 Народы Северо-Западного Кавказа в XYI – XYIII веках.
Племена, быт, одежда, жилища, религия, культурное наследие адыгов, ногайцев. Прикубанье в системе международных отношений. Церковный раскол в России и начало освоения Кубани русскими переселенцами. Старообрядцы. Казаки – Некрасовцы.
Самостоятельная работа.
«Народы Кавказа в XVI – XVIII веках. Основные события» Опорный конспект.
Тема 6 Кубань в XYIII – XIX веках. Становление казачества. Основание г.Новороссийска.
Русско-Турецкие войны. Правление Екатерины II. Укрепление казачьих поселений. Служба, организация, снаряжение. Казачьи хутора, быт, традиции, мировоззрение.
Укрепление позиций на Черном море. Новороссийск. Серебряков, Лазарев, Раевский – основатели укрепления на берегу Цемесской бухты.
Самостоятельная работа.
Доклады по темам: «Кубань в XVIII – XIX веках», «Становление казачества, основание Новороссийска»
Тема 7 Государство и культура России в XYIII веке
Основные достижения и направления духовной жизни русского народа. Петровские реформы и государственная политика в области просвещения. Организация специализированных высших учебных заведений. Организация Академии наук и открытие Московского Университета. Введение гражданского шрифта и издание печатной газеты «Ведомости». Общественно-политическая мысль в России. Новые открытия в науке. М.В. Ломоносов, Л.Ф. Магницкий, Н.М. Карамзин, В.Н. Татищев.
Новые архитектурные стили; барокко, классицизм. К.Б. Растрелли, А.Н. Воронихин. В.И. Баженов. Русские живописцы: Ф.Рокотов, В.Боровиковский. Скульптура Э.Фальконе.
Тема 8 «Золотой век» русcкой культуры
Развитие науки. Географические открытия. Становление культуры мирового уровня. Классицизм, академизм, реализм, романтизм. Архитектура. А.Д. Захаров- Адмиралтейство и здание Биржи на стрелке Васильевского острова. А.Воронихин. Казанский Собор. Большой театр – О.Бове. О.Монферан - Исакиевский Собор – шедевры мирового зодчества. Русские живописцы: П.Федотов, К.Брюллов. Становление русского театра. М.С. Щепкин. Гений русской литературы и журналистики – А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев.
Отечественная война 1812 г. дала импульс развитию русского национального самосознания. В значительной степени культура приобретает выраженную национальную окрашенность, делается именно русской.
Практическая работа №2
«Золотой век» русской культуры»
Охарактеризовать условия развития государства, способствовавшие развитию культуры страны. Дать характеристику развитию образования, науки, культуры первой половине XIX века
Самостоятельная работа.
Доклады: «Архитектура, скульптура, живопись «золотого века» русской культуры», «Вклад русской литературы в мировую художественную культуру»
Тема 9 Русская культура второй половины XIX
Развитие системы образования. Наука, техника. Географические открытия. П.Чебышев, А.Попов, Д.Менделеев, И.Сеченов, П.П. Семенов-Тянь-Шанский, Н.М.Пржевальский.
Эклектика в архитектуре. Русский профессиональный театр. А.Н. Островский, М.Н.Ермолова. Музыкальное искусство. «Могучая кучка», М.Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, М.А. Балакирев.
Художники передвижники. Русские портретисты, И.Репин, И.Крамской. Пейзажная живопись, А.Саврасов, И.Шишкин. Историческая и батальная живопись, В.Суриков, В.Васнецов.
Тема 10 «Серебряный век» русской культуры. Общий кризис самодержавия.
Новые направления в культуре: декаданс, импрессионизм, модерн, символизм, футуризм. М.Горький, А.Блок, Н.Гумилёв. Мир искусства. В.Серов, М.Врубель. Музыкальное искусство. С.Рахманинов, А.Скрябин. Русская архитектура модерна. Культура поражающая своей яркостью. Богатством, обилием талантов в самых разных сферах. И в тоже время культура общества, обреченного на гибель.
Самостоятельная работа.
Заполнить таблицу: «Основные достижения «серебряного века» русской культуры»
Тема 11 Духовные достижения и потери
Политика и культура. Борьба с неграмотностью. Строительство новой школы. Положение научно-технической интеллигенции. Творцы Серебряного века в Советской России. Первая волна эмиграции. «Сменовеховство». Власть и церковь в 20-е годы. Начало нового искусства. Жизнь, быт и психология людей в 20-е годы. Наш край в пореформенной России. Трагедия казачества.
Тема 12 «Свет и тени» духовной жизни Советского общества.
«Культурная революция». Усиление роли идеологии в жизни общества. Развитие системы образования. Достижения и противоречия развития советской науки; формирование и деятельность творческих союзов. Утверждение социалистического реализма в литературе и искусстве. Развитие кинематографа, музыкального и изобразительного искусства, литературы, театра, архитектуры и живописи. Социалистический реализм.
Тема 13 Вклад культуры в укрепление патриотизма в годы Великой Отечественной войны
Морально-психологическое состояние советского общества в годы Великой Отечественной войны. Церковь в период войны. Наука и образование в годы войны. Художественная культура – единство фронта и тыла. Фронтовые бригады, выступления в госпиталях. Концерты симфонического оркестра в блокадном Ленинграде, новые художественные фильмы, песни, стихи, литературные произведения. Образ солдата победителя.
Тема 14 «Оттепель» в духовной жизни (сер. 60-х – сер. 80-х годов)
Преодоление сталинизма в области духовной жизни. Пределы «оттепели». Особенности развития отечественной науки. Политика властей в области образования. Достижения в области советской литературы, музыкального искусства, кино, живописи, архитектуры. Социалистический реализм. М.Шолохов «Поднятая целина», В.Померанцев «Об искренности в литературе», В.Панова «Времена года», Б.Пастернак «Доктор Живаго». Диссидентское движение. А.И.Солженицын, А.Д.Сахаров, И.Бродский, В.Высоцкий.
Раскрывая противоречивость данного периода, необходимо отметить, что несмотря на ограничения, контроль за культурой, развитие самых различных её направлений не остановилось. С.Бондарчук «Война и мир», «Они сражались за Родину», С.Ростоцкий «А зори здесь тихие» и др. Успехи Советского балета, оперы, живописи. Е.Образцова, И.Глазунов, Г.Уланова и др. Скульптурные композиции на Мамаевом Кургане, в Новороссийске, Бресткой Крепости и др.
Тема 15 Развитие культуры на современном этапе. Кубань литературная и музыкальная
Изменение взаимоотношений с властью. Свобода творчества. Создание новых киностудий, театров, развитие массовой культуры. Усиление традиций народности. Плюрализм. Глубокий кризис в 90-е годы и постепенное возрождение. Возрождение национальной культуры казачества. Фольклор. Кубанский казачий хор. Краснодарская филармония, драматический и музыкальный театры. Пробуждение интереса к историческим корням, традициям, быту. Современные культурные связи Кубани
Практическая работа №3
«Развитие культуры Кубани на современном этапе»
Дать подробный анализ развития культуры Краснодарского края, отражающую основные тенденции сохранения самобытной культуры региона.
Тематический план учебной дисциплины для специальностей 220301, 230109, 210311, 080108
Наименование разделов и тем | Максим. учебная нагрузка студента, час. | Количество аудиторных | Самостоятельная работа студента | ||
Всего | Лаб. работы | Практ. занятия | |||
1 Предмет и его задачи. Древнерусская культура (IX-XIIIвека). Кубань в древности | 4 | 2 | 2 | ||
2 Материальная и духовная культура периода монголо-татарского ига. Сохранение самобытности русского этноса. | 2 | 2 | |||
3 Культура и быт XIY - XY веков. Формирование централизованного государства и возрождение духовности. | 3 | 2 | 1 | ||
4 Российское государство в XYI веке. Просвещение, научные знания. | 4 | 4 | 2 | ||
5 Народы Северо-Западного Кавказа в XYI – XYIII веках. | 3 | 2 | 1 | ||
6 Кубань в XYIII – XIX веках. Становление казачества. Основание г.Новороссийска. | 4 | 2 | 2 | ||
7 Государство и культура России в XYIII веке | 2 | 2 | |||
8 «Золотой век» русской культуры | 6 | 6 | 2 | 2 | |
9 Русская культура второй половины XIX | 2 | 2 | |||
10 «Серебряный век» русской культуры. Общий кризис самодержавия. | 3 | 2 | 1 | ||
11 «Свет и тени» духовной жизни Советского общества. | 2 | 2 | |||
12 Вклад культуры в укрепление патриотизма в годы Великой Отечественной войны | 2 | 2 | |||
13 «Оттепель» в духовной жизни (сер. 60-х – сер. 80-х годов) | 2 | 2 | |||
14 Развитие культуры на современном этапе. Кубань литературная и музыкальная | 2 | ||||
Всего по дисциплине: | 41 | 32 | 4 | 9 |
Тематический план учебной дисциплины 190604
Наименование разделов и тем | Максим. учебная нагрузка студента, час. | Количество аудиторных | Самостоятельная работа студента | ||
Всего | Лаб. работы | Практ. занятия | |||
1 Предмет и его задачи. Древнерусская культура (IX-XIIIвека). Кубань в древности | 2 | 2 | 2 | ||
2 Материальная и духовная культура периода монголо-татарского ига. Сохранение самобытности русского этноса. | 2 | 2 | |||
3 Культура и быт XIY - XY веков. Формирование централизованного государства и возрождение духовности. | 3 | 2 | 1 | ||
4 Российское государство в XYI веке. Просвещение, научные знания. | 4 | 2 | |||
5 Народы Северо-Западного Кавказа в XYI – XYIII веках. | 3 | 2 | 1 | ||
6 Кубань в XYIII – XIX веках. Становление казачества. Основание г.Новороссийска. | 4 | 2 | 2 | ||
7 Государство и культура России в XYIII веке | 2 | 2 | |||
8 «Золотой век» русской культуры | 8 | 6 | 2 | 2 | |
9 Русская культура второй половины XIX | 2 | 2 | |||
10 «Серебряный век» русской культуры. Общий кризис самодержавия. | 6 | 4 | 2 | 2 | |
11 Духовные достижения и потери (1917 – 1927) | 2 | 2 | |||
12 «Свет и тени» духовной жизни Советского общества. | 2 | 2 | |||
13 Вклад культуры в укрепление патриотизма в годы Великой Отечественной войны | 2 | 2 | |||
14 «Оттепель» в духовной жизни (сер. 60-х – сер. 80-х годов) | 2 | 2 | |||
15 Развитие культуры на современном этапе. Кубань литературная и музыкальная | 2 | 2 | |||
16 Культурные связи со странами ближнего и дальнего зарубежья | 2 | 2 | |||
Всего по дисциплине: | 48 | 38 | 4 | 10 |
Тематический план учебной дисциплины 210308
Наименование разделов и тем | Максим. учебная нагрузка студента, час. | Количество аудиторных | Самостоятельная работа студента | ||
Всего | Лаб. работы | Практ. занятия | |||
1 Предмет и его задачи. Древнерусская культура (IX-XIIIвека). Кубань в древности | 2 | 2 | |||
2 Материальная и духовная культура периода монголо-татарского ига. Сохранение самобытности русского этноса. | 2 | 2 | |||
3 Культура и быт XIY - XY веков. Формирование централизованного государства и возрождение духовности. | 4 | 2 | 2 | ||
4 Российское государство в XYI веке. Просвещение, научные знания. | 4 | 4 | 2 | ||
5 Народы Северо-Западного Кавказа в XYI – XYIII веках. | 2 | 2 | |||
6 Кубань в XYIII – XIX веках. Становление казачества. Основание г.Новороссийска. | 4 | 2 | 2 | ||
7 Государство и культура России в XYIII веке | 4 | 4 | |||
8 «Золотой век» русской культуры | 8 | 6 | 2 | 2 | |
9 Русская культура второй половины XIX | 4 | 4 | |||
10 «Серебряный век» русской культуры. Общий кризис самодержавия. | 6 | 4 | 2 | ||
11 Духовные достижения и потери (1917 – 1927) | 2 | 2 | |||
12 «Свет и тени» духовной жизни Советского общества. | 2 | 2 | |||
13 Вклад культуры в укрепление патриотизма в годы Великой Отечественной войны | 2 | 2 | |||
14 «Оттепель» в духовной жизни (сер. 60-х – сер. 80-х годов) | 4 | 4 | |||
15 Развитие культуры на современном этапе. Кубань литературная и музыкальная | 6 | 4 | 2 | 2 | |
16 Культурные связи со странами ближнего и дальнего зарубежья | 2 | 2 | |||
Всего по дисциплине: | 57 | 48 | 6 | 9 |
Виды самостоятельных работ
- Сообщения
- Рефераты
- Доклады
- Стихи
Литература
- Н.М. Карамзин «История государства Российского», 1830
- Б.А. Алмазов «Казаки», 1999
- А. Герасименко «История Новороссийска», 1998
- И. Платонов «Новороссийск», 1998
- Л. Наумов, В. Лосев «Путеводитель. Черноморское побережье Кавказа от Тамани до Сочи», 2000
- Л.В. Муравьёв, А.М. Сахаров «Очерки истории культуры IX – XYII в.в М.1991
- С.С. Дмитриев «Очерки истории русской культуры начала ХХ века. М. 1985
- Б.А. Трехбратов «История Кубани с древнейших времён до конца XYIII века»
- А.П. Гусаров «Мир искусства» Л. 1972
- В.Н. Иванов «Московский Кремль» М. 1971
- Искусство. Книга для чтения М. 1969
- История русского искусства. М. 1978 т.1
- Б.И. Краснобаев Очерки истории русской культуры Л. 1967
- Краткий очерк истории русской культуры Л. 1967
- Д.С. Лихачёв Человек в литературе древней Руси. М. 1970
- Л. Любимов Искусство древней Руси. Книга для чтения. М. 1974
- В.В. Познанский Очерки истории русской культуры первой половины XIX в. М. 1971