Внеклассное мероприятие по истории Литературно – музыкальная композиция «Дети войны»

Обухова Татьяна Ивановна

 

Внеклассное мероприятие по истории

Литературно – музыкальная композиция

«Дети войны»

Цель мероприятия: более глубокое изучение фактического материала, отражение данной темы в художественно- эстетических произведениях,

демонстрация детям тесной взаимосвязи исторических судеб и поколений прошлого, настоящего и будущего, формирование духовно – нравственных ценностей, развитие творческих способностей учеников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti_i_voyna_dlya_5_-_7_klassov.doc103.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно – музыкальная композиция

«Дети войны»

Цель мероприятия: более глубокое изучение фактического материала, отражение данной темы в художественно- эстетических произведениях,

демонстрация детям тесной взаимосвязи исторических судеб и поколений прошлого, настоящего и будущего, формирование духовно – нравственных ценностей, развитие творческих способностей учеников. 

Оформление:

На доске плакаты «Великая Отечественная война» (1941-1945 гг.)

«Дети войны»,

краткие статистические данные Вов, расставлены, увеличены фотографии детей на войне: дети блокадного Ленинграда, дети-партизаны, герои-пионеры, дети у станка, в поле, с малышами на руках…              

Оборудование: песочница, детские игрушки, магнитофон, фонари, чтецы сидят группами, рядом с предметами-атрибутами тех стихотворений, которые читают.

В зале развешены рисунки школьников о войне, о детях на войне.

Учитель: Здравствуйте, ребята, уважаемые коллеги и гости! Мы рады видеть вас на нашем мероприятии «Дети войны».Мы родились и выросли в мирное время.Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленное жилище и скудный военный паёк. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать также просто как утренний сон.Для нас война – это история.

 Звучит  музыка.                                                                                                         (Входят смеющиеся дети  на фоне музыки)

1-й Вед. Такою всё дышало тишиной,

         Что вся земля ещё спала, казалось.

          Кто знал, что между миром и войной

          Всего каких-то пять минут осталось.

        

(Свет выключается, раздаются взрывы. Дети освещаются фонарями.

Дети разбегаются с криками «мама». Включается нижний свет.

                       Голос Левитана.)

2-й Вед. В воскресенье 22 июня 1941 года утреннюю тишину разорвали взрывы бомб и снарядов. Началась невиданная доселе война.

                        Музыка «Вставай страна огромная»

1-й Вед. И встала страна огромная на смертный бой. Повзрослели мальчишки и девчонки.

1уч. Мне на веку запомнилось немало,

        И только детства вспомнить не могу:

        Его война, как стебелёк, сломала

        Июньским днём за речкой, на лугу.

2 уч. Великая Отечественная война – великое испытание для русского народа. В годы войны наша страна делала всё, чтобы уберечь детей от боли, страданий, ведь дети – это будущее страны. Выживут они – выживет страна: её идеалы, история, будущее.

3 уч. Война не пощадила никого, она обрушилась на детей также, как на взрослых, - бомбами, голодом, холодом. В жестокой слепоте своей она соединила несоединимое: дети и кровь, смерть…                                                             Но дети в это страшное время были не только жертвами, они становились воинами, храбро шли защищать свою Родину, своих матерей, братьев и сестёр.                                                                                                                                       4 уч. Они отдали своё детство за победу, детство – солнечное, с книгами, смехом, праздниками. Отдали, чтобы земля осталась землёй людей, где жизнь обязательно начинается с солнечной, праздничной весны человеческой жизни.                                                                                                                                           5 уч. По нашему детству

         Война прокатила.

         Страданья и горе

         Мы знали в лицо.

         На прочность нас также

         Война испытала,

         Как наших ушедших

         В сраженье отцов.

« ДЕТИ – СЫНЫ ПОЛКА»  

1-й Вед.

 Мальчишки и девчонки рвались на фронт, многие приписывали себе лишние годы, чтобы доказать свое право на борьбу. Много детей воевало на фронте в составе действующих армий, многие уходили в партизаны. Они хотели стоять в одном строю с отцами и старшими братьями, ведь они мужчины, а Родина в опасности! Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, подпольщиками, партизанами, отдавшие жизнь за то, чтобы вы могли спокойно расти, учиться и жить.                                                                                

2-й Вед.   Некоторые из ребят попадали в армию в возрасте 9 – 11 лет, и остались со своим полком на всех фронтах, от России до Германии, до конца войны. К своему 14 или 16-летию большинство из них возвращались домой с медалями чести.

Лишённые родителей, многие дети и подростки нашли приют в армейских штабах. На что только они не шли, чтобы попасть на фронт.

Голодных и промерзших, этих мальчишек привозили в штабные землянки. Командиры и солдаты кормили их горячей похлебкой и часами терпеливо убеждали вернуться домой. Но многим из них некуда было вернуться – война отняла у них дом, родных. И суровые командиры сами или по настоянию бывалых солдат сдавались, нарушая инструкции. "Они дошли с победой до рейхстага - сыны полков своей страны".

1-й Вед.

Как много пришлось им испытать в те годы!

 На глазах у подростков убивали их родных и товарищей.

Как быстро взрослели дети! Ненависть к врагу, желание отомстить за своих родных и близких заставляли детей сражаться вместе  со взрослыми.

6 уч. Горнили к бою трубы полковые.

 Военный гром катился над страной.

 Вставали в строй мальчишки боевые

 На левый флаг, в солдатский строй.

 Великоваты были им шинели,

 Во всем полку сапог не подобрать,

 Но все равно в бою они умели

 Не отступать, а побеждать.

 Жила в сердцах их взрослая отвага,

 В двенадцать лет по-взрослому сильны,

 Они дошли с победой до рейхстага –

 Сыны полков своей страны.

 « ДЕТИ В ТЫЛУ»

2-й Вед.   Сегодня нельзя сказать, кому было тяжелее, тем, кто был на передовой или тем, кто остался в тылу, но не спрятался за чужие спины, а работал и отдавал всё фронту, стране. Отцы на фронт – дети на завод.

1-й Вед.

 Подростки работали на заводах по 12-14 часов. Многие ребята были малы ростом и не доставали до станка. Они подставляли к станку ящики, вставали на них и работали, забывая про сон и отдых.Дети в короткие сроки приобретали рабочие профессии, становились токарями, слесарями, фрезеровщиками. Подростки работали и на авиамоторных заводах, на которых производились моторы для самолетов-истребителей и бомбардировщиков. В годы войны на Пермском моторном заводе работало 7 тысяч подростков в возрасте от 11 до 16 лет. В некоторых цехах они составляли 80 % состава рабочих. Дети стояли за станками наравне с взрослыми рабочими. Не только на заводах ребята помогали старшим.

 Совершенно справедливо сказал когда-то маршал Жуков: «Тыл - это половина победы!». Тот самый тыл, который обеспечивал фронт свинцом, углем, зимней одеждой, хлебом, мясом.

7 уч.

 Мне на веку запомнилось немало,

И только детства вспомнить не могу:

 Его война, как стебелёк, сломала

 Июньским днём за речкой, на лугу.

Была земля и жесткой, и метельной.

 Была судьба у всех людей одна.

У нас и детства не было отдельно,

 А были вместе детство и война.

8 уч.

 Зачем ты, война,

 у мальчишек их детство украла –

 И синее небо, и запах простого цветка?

Пришли на заводы работать  мальчишки с Урала,

Подставили ящики, чтобы достать до станка.

И вот неподкупной зимою военного года,

 Когда занимался над Камой холодный рассвет,

 Собрал самых лучших рабочих завода,

А было рабочим – всего по одиннадцать лет.

9 уч.

 Меня война пахать учила.

 Как мальчик с пальчик, так и я

 Ходил за плугом молодчиной,

 Пахал военные поля.

И точно помню: знал я точно,

Что надо фронту помогать,

 Что надо срочно и досрочно,

И безогрешисто пахать.

 И я пахал, пахал и сеял.

И мать, забыв и мор и глад,

 Шептала богу и соседям

Про мой крестьянственный талант.

2-й Вед.   

  Дети войны. Ведь это они, 9-15-летние, заготавливали дрова, собирали наравне с взрослыми урожай и даже перегоревшие лампочки сдавали в «ремонт», чтобы продлить им жизнь.

Но не все дети могли работать на заводах. В деревнях и селах подростки помогали взрослым растить хлеб, овощи и кормить фронт и тыл.

 Учитель: Ребята, давайте подумаем, а чем еще могли помочь дети во время войны?

 (ответы детей)

1-й Вед.  Война поставила ребёнка на одну ступень со взрослыми, и дети не только выживали сами, но и растили своих братьев и сестёр, помогали своим семьям, своему колхозу, помогали своей стране выжить. Работали дети наравне со взрослыми от зари до зари: и коров доили, и сеяли, и сено косили. Собирая колоски на полях или лекарственные растения в тайге, шефствуя над ранеными фронтовиках в госпиталях или над семьями погибших воинов, будучи связными в партизанских отрядах или пастушьим кнутом подгоняя коров к грузовым вагонам, идущим на фронт, они чувствовали себя маленькими солдатами Советской армии, которая борется с фашизмом.

  Поэтому эти дети, маленькие и незащищенные сумели выстоять наравне со взрослыми. Не просто выжить, но и снести все невзгоды и тяжести, выпавшие на долю их поколения.

  2-й Вед.   Девочки шили кисеты для фронтовиков, собирали в тайге орехи, грибы, ягоды, ходили в госпиталь, помогали медицинским работникам ухаживать за ранеными, устраивали концерты и  писали письма. Да, те самые письма, которые с нетерпением, со слезами, с надеждой ждали матери, жены, сестры, дочери и все родные. Эти маленькие , тревожные, военные  треугольники…    

10 уч.

 Страшно и больно подумать о том,

Что будет завтра, за пройденным днем,

С ужасом все почтальона встречают

 И треугольный конверт открывают.

 Слезы струятся с морщинистых глаз,

Умер, погиб он, оставил он нас.  

«Дети в блокаде»

1-й Вед.   Блокада... Далеко как это слово

 От наших мирных светлых дней.

Произношу его и вижу снова

 Голодных умирающих детей.                      

2-й Вед. 

  «Ленинградские дети»... Когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце..      «Ленинградские дети»...  Это холод, голод, слезы, стоны.                    

 «Ленинградские дети»...  Это крики, бомбежки, разруха и смерть…

Это звучало как пароль: «Ленинградские дети».

Зима 1941-1942 гг. была на редкость суровой. Блокада…

Несмотря на это, осаждённый город, погружённый во тьму , голод, холод, подвергаемый бомбёжкам и артобстрелам, жил, работал, боролся.

1-й Вед.   Вместе со взрослыми к станкам встали подростки.                      

За этот период было изготовлено:

95 тыс. корпусов снарядов и мин;

380 тыс. гранат;

435 тыс. взрывателей.

 2-й Вед. 

Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе.

Урок продолжался 20-25 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила.  Сидели в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах...                                                                                                        В Ленинграде начался голод.

 

1-й Вед.   А в голод спасала лишь корочка хлеба,

 очистки картофеля, жмых.

И падали бомбы на головы с неба,

 не всех оставляя в живых.

2-й Вед. 

Пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба

 Блокадный паек – 125 граммов хлеба из смеси опилок и пшеничной пыли с мельницы... Люди пекли печенье из столярного клея и сдирали со стен обои, чтобы съесть клейстер.

Ленинградские дети в разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода. У всех была общая болезнь дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Школьники умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.

12 уч.

 Стоит мальчишка лет пяти.

 В глазах расширенных истома,

И щёки белые, как мел.

 -Где твоя мама, мальчик?

- Дома.

- А где твой дом, сынок?

 -Сгорел.

 Он сел. Его снежком заносит.

 В его глазах мутится свет.

Он даже хлеба не попросит.

 Он тоже знает: Хлеба нет.

 1-й Вед.   Всему миру известен дневник одиннадцатилетней ленинградской школьницы Тани Савичевой, в котором она делала краткие записи о том, как у нее на глазах умирали ближайшие родственники.                                                          

13 уч.

Эта тонкая тетрадка

 Стоит многих толстых книг.

 Пионерка-ленинградка,

 Потрясает твой дневник!

 Таня Савичева, Таня,

 Ты в сердцах у нас жива.

Затаив на миг дыханье,

Слышит мир твои слова.

2-й Вед.   Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой.

           В те жуткие дни Таня вела в записной книжке страшный дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принёс фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям.        

14 уч.

 Будьте бдительными, люди.

Люди, вслушайтесь в дневник –

 В нем звучит сильней орудий

Тот безмолвный детский крик:

 15 уч.

 «Из дневника  Тани Савичевой».                          

 "Женя умерла 28 декабря в 12.00 час. утра 1941 г..

Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г.

Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942

 Дядя Вася умер 13 апр. 2 ч. ночь 1942

Дядя Леша 10 мая в 4 ч. дня 1942

Мама 13 мая в 7.30 утра 1942

Савичевы умерли. Умерли все".

 Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.

Всю семью унесла блокада. Не выжила и Таня. Её, правда, успели вывезти из Ленинграда, но голод настолько подорвал здоровье девочки, что она умерла.

16 уч.

Всё ярче звезды, небо голубей,

Но отчего-то вдруг сжимает сердце,

 Когда мы вспоминаем всех детей,

Которых та война лишила детства.

Их защитить от смерти не смогли

Ни сила, ни любовь, ни состраданье.

Они остались в огненной дали,

Чтоб мы сегодня их не забывали.

И память эта прорастает в нас,

И никуда нам от нее не деться.

то, если вдруг опять придет война,

Вернется к нам расстрелянное детство...

Учитель:

Через всю жизнь пронесли люди, пережившие блокаду, трепетное отношение к каждой крошке хлеба, стараясь, чтобы их дети и внуки никогда не испытали голода и лишений. Это отношение оказывается красноречивее слов.

 -Ребята, как вы думаете, почему у людей, переживших блокаду, было особое отношение к хлебу?

 -Подумайте, а  всегда ли вы правильно поступаете, когда так небрежно относитесь к хлебу?

 -Задумайтесь, изменилось ли ваше отношение к хлебу после услышанного и увиденного?

  - О    ЧЕМ ЗАСТАВИЛА  ВАС ЗАДУМАТЬСЯ  ЭТА ФРАЗА «ЛЕНИНГРАДСКИЕ ДЕТИ…БЛОКАДНЫЙ ХЛЕБ»?

 (ответы детей)

 «ДЕТИ  В ФАШИСТСКИХ ЗАСТЕНКАХ»

  1-й Вед.   Любая война – это боль, слезы, потери и смерть. Любая война не разбирает свои жертвы, уничтожает самое святое – жизнь детей.

1 уч.

Самые обездоленные дети войны - малолетние узники фашистских концлагерей и  гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли родину и свободу.  Невозможно простому человеку, не видевшему войны, представить даже маленькую долю того, что видели дети, оказавшиеся в оккупации и в лагерях смерти.

2 уч.

Освенцим ,Дахау, Майданек, Бухенвальд ,Треблинка, Ора-дур , Лидице, Бабий Яр, Хатынь  - это названия концлагерей, созданных фашистами.

3 уч.

В фашистских концлагерях содержалось более 20 миллионов человек из 30 стран мира. Среди них около 2  миллионов детей…

4 уч.

 Их расстреляли на рассвете,

Когда вокруг редела мгла…

Там были женщины и дети,

И эта девочка была…

Сперва велели им раздеться

И стать затем ко рву спиной.

Но прозвучал тут голос детский,

Наивный, чистый и живой:

«Чулочки тоже снять мне, дядя?»-

  Не осуждая, не грозя,

Смотрели, прямо в душу глядя,

Трехлетней девочки глаза.

 - Чулочки тоже снять  мне, дядя?

На миг эсэсовец обмяк,

Рука сама с собой, с волненьем,

Вдруг опускает автомат.

Он словно скован взглядом синим.

И, кажется,  он в землю врос:

Глаза как у моей  Неминьи –

Во мраке смутно пронеслось.

Охвачен он невольной дрожью,

Проснулась в ужасе душа.

Нет! Не убить её не может…

И дал он очередь,  спеша.

Упала девочка в чулочках,

Снять не успела, не смогла.

Солдат,  солдат, что если б дочка

Твоя  вот также здесь легла.

Вот это маленькое сердце

Пробито пулею твоей.

Ты – человек, не только немец;

Или ты зверь среди людей?

Шагал эсэсовец угрюмо,

Не поднимая волчьих глаз…

Впервые, может, это дума

В мозгу отравленном зажглась.

И всюду взгляд её светился,

И всюду чудилось опять,

И не забудется отныне:

-Чулочки тоже, дядя,   снять?

 Разве погибнуть ты нам завещала,
Родина?
Жизнь обещала,
Любовь обещала,
Родина?
Разве для смерти рождаются дети,
Родина?
Разве хотела ты нашей смерти,
Родина?
Пламя ударило в небо-
Ты помнишь, Родина?

«ДЕТИ  -ПАРТИЗАНЫ»

2-й Вед.

 В те страшные горестные годы Великой отечественной войны дети быстро взрослели. В тяжкое для страны время они в свои 10-14 лет уже сознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, сознавали себя частицей своего народа. Они старались ни в чем не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью.

 1-й Вед.

Ближайшими помощниками партизанских оружейников, пекарей, врачей, портных, кузнецов, землепашцев были подростки. Дети сельских местностей рано привыкают к труду, и неудивительно, что 7-8-летние мальчишки и девчонки вместе с более старшими подростками становились настоящими  бойцами . Буквально под носом фашистов подростки собирали патроны, гранаты, пистолеты, винтовки. Им приходилось прятать оружие, а затем тайком передавать его партизанам.

 2-й Вед.

Дети войны... Сколько их, маленьких отважных сер дец, сколько любви и преданности своей Родине... Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои... Орлята Великой Отечественной войны!

За героизм и отвагу при защите Родины 4 пионера были удостоены звания Героя Советского Союза.

(По очереди выходят ребята. На фоне музыки они рассказывают о

пионерах – героях. У каждого из них в руках портрет юного героя)

5 уч. Лёня Голиков из деревни Лукино Новгородской области стал партизаном в 1941 году. Он участвовал в 26 боевых операциях. Лёня вёл разведку, взрывал с товарищами мосты, уничтожил 78 фашистов.                                                                                                                     Однажды, находясь в засаде, он подорвал гранатой немецкую легковую машину, в которой ехал гитлеровский генерал, и захватил важные документы – карту оборонительных сооружений и чертёж новой мины. Они были переданы командованию. В январе 1943 года в бою у села Станки Псковской области Лёня погиб.

6 уч.

 Марат Казей родился в белорусской деревне Станьково. Его мать фашисты повесили за связь с партизанами. Марат стал разведчиком партизанской бригады. Однажды бригада была окружена эсэсовцами, но мальчик сумел пробраться к партизанам соседней бригады, и они помогли выйти из окружения. В мае 1944 года Марат попал в засаду. Он стрелял до последнего патрона, а потом подорвал себя и врагов гранатой.

7 уч.

Валя Котик, пионер из украинского города Шепетовки, в 11 лет стал подпольщиком. Он распространял листовки, добывал оружие, гранатой уничтожил группу офицеров жандармерии. Однажды Валя неожиданно наткнулся на отряд карателей, тайно пробиравшийся к партизанской базе. Он бросил гранату, но сам был при этом тяжело ранен. Партизаны отбили нападение врага. Второй раз Валя был ранен, спасая командира.

В феврале 1944 года при освобождении города Изяславля юный партизан пал смертью храбрых.

8 уч.

Ленинградскую пионерку Зину Портнову война застала в Белоруссию.Она стала членом подпольной комсомольской организации «Юные мстители» в г. Оболи Витебской области. Поступив на работу в офицерскую столовую, Зина передавала партизанам через сестрёнку ценные сведения. Затем её переправили в партизанский отряд. Однажды фашисты схватили юную разведчицу. Во время допроса в витебском гестапо она сумела застрелить начальника гестапо и дежурного офицера. Зина бежала, но гитлеровцы снова схватили её. Она выдержала все пытки и ничего не сказала врагам.

 Музыка (колокол).

9 уч. На фотографии в газете                                                                                                        нечётко изображены                                                                                                бойцы, ещё немножко дети,                                                                                                                герои мировой войны.

          Они снимались перед боем –

           в обнимку, четверо у рва.

           И было небо голубое,

           была зелёная трава.

           Никто не знает их фамилий,

           о них ни песен нет, ни книг,

           Здесь чей-то сын, и чей-то милый,

           и чей-то первый ученик.

           Они легли на поле боя,-

            жить начинавшие едва.

            И было небо голубое,

            была зелёная трава.

            Забыть тот горький год неблизкий

            мы никогда бы не смогли.

            По всей России обелиски,

            как души, рвутся из земли.

            …Они прикрыли жизнь собою,-

            жизнь начинавшие едва,

            чтоб было небо голубое,

            была зелёная трава.

10 уч. В наших сердцах всегда будет жива память о тех, кто погиб на этой безжалостной суровой войне.

Мы помним всех: героев и рядовых, солдат и офицеров, мальчишек и девчонок, погибших за нашу святую землю, за Россию.

11 уч. Во время Вов немало детей за подвиги получили ордена и медали.

12 уч. Более 35 тысяч пионеров были награждены медалями «ЗА оборону Москвы» и «За оборону Ленинграда».

13 уч.  В далёком, тревожном военном году

        Под гром батарей, у страны на виду

        Стояли со взрослыми рядом

        Мальчишки у стен Ленинграда.

       На парте осталась раскрыта тетрадь –

       Не выпало им дописать, дочитать,

       Когда навалились на город

       Фугасные бомбы и голод.

        И мы никогда не забудем с тобой,

        Как смело тогда они приняли бой,

        Им было всего лишь тринадцать…

               ( Музыка «Журавли»)    

1-й Вед. Свыше 27 миллионов людей потеряла наша страна во Второй мировой войне. Язык цифр скуп. Но вы все же вслушайтесь и представьте… Если бы мы посвятили каждой жертве по одной минуте молчания, то нам пришлось бы молчать 27 миллионов минут, а это 50 с лишним лет поминальных мгновений.

2-й Вед. Во время Второй мировой войны на земле погибло около 15 миллионов детей. Кто теперь скажет, сколько среди них было русских, сколько польских, а сколько белорусских или французских. Погибали дети – граждане мира.

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

(Минута  молчания)

1-й Вед.

Почти  68  лет, как закончилась война. Для огромной мировой истории это, может быть, и вовсе краткий миг. Но для людей это целая жизнь. Отгремели бои пожаром. Время бежит, как ветер. Годы текут, как реки. Как утесы, как скалы стоят герои. Бессмертен их славный подвиг. Память хранит былое. Память нужна не пожилым, кто выстоял, она нужна нам, молодым, чтобы мы знали, что такое жизнь и смерть, война и мир, какой ценой достигается свобода, чтобы мы берегли и сохраняли эту свободу. Ведь когда приходит беспамятство, оно порождает людей без роду и племени, без памяти и родства. Пока память жива – будет мир.

14 уч.  Помните! Через века, через года!

Помните! О тех, кто уже не придет никогда!

Помните! Не плачьте!

В горле сдержите стоны, горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны,

Вечно достойны!

Люди! Покуда сердца стучатся, –

Помните! Какой ценой завоевано счастье,

Пожалуйста, помните!

Встречайте трепетную весну, люди Земли!

Убейте войну, прокляните войну!

Люди Земли!

Мечту пронесите через года

И жизнью наполните!…

Но тех, кто уже не придет никогда,

Заклинаю: помните!

2-й Вед. О героях читаем книги, смотрим фильмы и телепередачи. Но бывает так, что человек – легенда живёт рядом с нами. Человек обычный, на первый взгляд, ничем не отличающийся от вас, ото всех людей.

1-й Вед. И мы порой, живя рядом с ними, не знаем об их детстве, их юности.

2-й Вед. Всё больше и больше дней проходит со времён Великой Отечественной войны, всё дальше время отдаляет от нас события тех лет.

1-й Вед. Но, к счастью, среди нас есть ещё свидетели того времени, которые могут рассказать о своём повседневном героизме – это дети войны.

        (Слово предоставляется приглашённым ветеранам)

15 уч. Прошла война, прошла страда,

           Но боль взывает к людям:

           «Давайте, люди, никогда

           Об этом не забудем.

           Пусть память верную о ней

           Хранят, об этой муке,

           И дети нынешних детей,

           И наших внуков внуки…

           Затем, чтоб этого забыть

           Не смели поколенья.

           Затем, чтоб нам счастливей быть,

           А счастье – не в забвенье!

2-й Вед. Я хочу, чтобы новые поколения детей знали о героизме своих ровесников, вдохновлялись их подвигами, чтобы те мальчишки и девчонки стали для них не только легендой, но и высоким образцом человеческой души, достойными восхищения и подражания.

1-й Вед. Я надеюсь, что детям никогда не придется испытать те ужасы, которые обрушивает на людей война.

Самое большое, что мы можем сделать в благодарность,- это сохранить в памяти историю наших дедушек и бабушек, передавая её из поколения в поколение.

                              (Звучить песня «Здравствуй, мир!»)

Учитель. Спасибо нашим гостям за их рассказы. (Дети дарят подарки)

Желаем им крепкого здоровья, оптимизма и большого человеческого счастья!

Если наше мероприятие заставило кого-то задуматься о смысле жизни, о людях, которые окружают, любят и берегут нас, значит не напрасно прошло время.

Так радуйтесь солнцу, любите жизнь и творите добро!