Рабочая учебная программа по обществознанию 8 класс
Базовый уровень. Рассчитана на 34 часа. В основе программа Л.Н.Боголюбова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._programma_obshchestvoznanie_8.doc | 142 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 600
с углубленным изучением английского языка Приморского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО
На заседании педагогического совета
Протокол № 1 от 31.08.2012г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
Обществознание
Класс 8
Учитель: Князева Ольга Владимировна
Учебный год: 2012-2013
Количество часов по программе: 34 часа
Количество часов в неделю: 1 час
Санкт-Петербург
2012
- Пояснительная записка к программе курса обществознание в 8 классе.
Программа представляет содержание обществоведческого курса, основой которого является обязательный минимум содержания обществоведческого образования, утвержденный Министерством Образования РФ. В отличие от 6 и 7-го класса, в 8 классе обществоведческий курс ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся.
Последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся.
При составлении программы были использованы:
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования и среднего (полного) общего образования// Сборник нормативных документов. Обществознание // Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2005
- Примерная программа основного общего образования по обществознанию // Сайт Минобразования РФ: www.ed.gov.ru.
- Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. М.: Дрофа, 2005
- Оценка качества подготовки выпускников основной и средней школы по обществознанию / сост. Л.Н. Боголюбов. М.: Дрофа, 2005
- Программа курса “Обществознание” для 5-9 классов / Кравченко А.И. М.: ТИД “Русское слово”, 2006
Место программы по обществознанию в базисном учебном плане:
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часов, из расчета 1 час в неделю.
На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом «История» и другими учебными дисциплинами, такими как право, экономика, социология, философия и др.
УМК программы:
Базовый учебник для учащихся: «Введение в обществознание» Боголюбов Л.Н, Иванова Л. Ф, Матвеев А.И. – М: Просвещение, 2006.
КИМ: Лобанов. И.А. Обществознание. Тематический контроль- М:Национальное образование, 2012.
Литература для учителя:
- Е.А. Певцова Обществознание: книга для учителя – М.: Русское слово, 2000
- О.А.Чернышева, Р.В.Пазин Обществознание 8 класс: подготовка к государственной итоговой аттестации 2010 – Ростов-на- Дону: Легион, 2009
- А.В.Поздеев Поурочные разработки по обществознанию: в помощь школьному учителю – М.:ВАКО, 2009
- П.А. Баранов Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА. Обществознание 8класс – Москва-Владимир: Астрель, 2009
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на данном этапе являются:
• умение учеников сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• владение учащимися такими видами публичных выступлений как: высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
• выполнение учащимися познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности, на уроках и в доступной социальной практике, рассчитанных на:
— использование элементов причинно-следственного анализа;
— исследование несложных реальных связей и зависимостей;
— определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
— выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
— поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
— перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
— объяснение изученных положений на конкретных примерах;
— оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, следование в повседневной жизни этическим и правовым нормам, выполнение экологических требований;
— определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Курс призван помочь учащимся сделать осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
- сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися
- извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
- формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
- наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
- оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
- конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;
- совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.
2.1. Содержание курса
Общество
Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества.
Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.
Человек
Биологическое и социальное в человеке. Мышление и речь. Половозрастные роли в современном обществе. Феминизм и эмансипация. Особенности подросткового возраста.
Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Познание мира и самого себя. Пути познания. Ограниченность человеческого знания. Самопознание.
Социализация индивида. Личность. Факторы ее формирования. Мировоззрение. Духовный мир человека. Мысли и чувства. Поиск смысла жизни. Жизненные ориентиры и ценности. Ценность человеческой жизни. Свобода и ответственность.
Сфера духовной культуры
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России. Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и гражданственность.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Ответственность ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире. Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Самообразование.
Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Экономика
Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора). Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля.
Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике. Производство и труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда.
Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.
Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Семейный бюджет. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги).
Экономические цели и функции государства. Экономическое развитие России в современных условиях. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки. Пенсии, пособия, дотации. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Социальная сфера
Социальная роль и социальный статус. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Взаимосвязь «Я» и социальной роли. Социальное неравенство.Социальная мобильность. Школа как стартовая площадка для дальнейшей карьеры. Высокий уровень мобильности как признак современного общества. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества.
Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания. Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.
Семья как малая группа. Брак и развод. Неполная семья. Межличностные отношения в семье. Психологический климат в семье. Этика семейных отношений. Семейный долг, забота о членах семьи. Отношения между поколениями.
Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ.
3.1. Тематическое (поурочное) планирование
№ п\п | Тема урока | Элементы содержания урока | Тип урока | Вид контроля | Домашнее задание |
Введение в обществознание | Что такое обществознание. Повторение за 7 класс. | урок изучения нового материала | опрос, тест по остаточным знаниям | стр. 5 - 6, написать эссе по теме | |
Что делает человека человеком | Понятие человек. Отличительные черты человека от животного. | комбинированный | проверка эссе, опрос | стр. 8- 13, выполнить задания на стр. 13 - 14 | |
Что человеку нужно | Потребности человека. Иерархия потребностей по Маслоу. | практикум | защита группового проекта | стр. 15 - 18, сделать коллаж желаний | |
Способности человека | Понятие способности, гениальность, талант. | комбинированный | защита коллажа, опрос | стр. 19 -23, выучить понятия п.1-3, подготовиться к понятийному диктанту | |
Человек и человечность | Содержание понятия человечность. Анализ примеров из жизни. | урок изучения нового материала | понятийный диктант | стр. 24 - 26, написать рецензию на х.ф. | |
Человек и культура | Что такое культура? Функции, виды, значение культуры. | комбинированный | проверка рецензий | стр. 27 - 30, выполнить задания на стр. 30 - 31 | |
Человек познает мир | Что такое познание? Виды познания. Примеры. | комбинированный | опрос | стр. 31 - 35, написать эссе к высказываниям на стр. 36- 37 | |
Вечные вопросы | Основные вечные вопросы. Анализ философских трактатов. | комбинированный | опрос | стр. 37 - 41, повторить главу 1, подготовиться к тесту | |
Что такое человек | Повторение по теме «человек». | повторительно-обобщающий | тест | написать тезисы | |
Природа, общество, человек | Понятия природа, общество. Взаимосвязь человека и природы. | урок изучения нового материала | проверка тезисов | стр. 45 - 51, ответить на вопросы на стр. 50 -51 | |
Цена прогресса | Что такое прогресс? Последствия НТР для природы. | комбинированный | опрос | стр. 52 - 55, выполнить задания на стр. 55 - 56 | |
Природа под охраной закона | Анализ экологического законодательства РФ и Европы. | урок изучения нового материала | проверка заданий | повторить главу 2, подготовиться к тесту | |
Межличностные отношения | Что такое межличностные отношения. Виды. | комбинированный | тест | стр. 64 - 67, написать эссе по теме: "как я общаюсь" | |
Радости и сложности общения | Что такое общение? Его роль и значение. | комбинированный | проверка эссе | стр. 68 -72, ответить на вопросы на стр. 72 - 73 | |
Малая группа | Понятие малая группа, конфликт, социальный статус, социальная роль. | урок - практикум | опрос | стр. 73 - 79, заполнить таблицу | |
Бесценный дружеский коллектив | Роль и значение коллектива в жизни человека. | комбинированный | проверка таблиц | стр. 79 - 83, письменно ответить на 1 вопрос на стр. 83 | |
Про любовь | Определение любви. Мир спасет любовь. | игра | опрос | стр. 84 - 88, написать рецензию на ролики | |
Психологический климат в семье | Понятие семьи, ее виды. Значение семьи в жизни человека. | урок изучения нового материала | проверка рецензий | стр. 88 - 93, подготовить доклад на тему "Моя семья" | |
Человек среди людей | Принципы морали, нравственности. | комбинированный | проверка докладов | повторить главу 3, подготовиться к опросу | |
Человек и общество | Повторение по теме «Человек и общество» | повторительно-обобщающий | опрос | стр. 96 - 100, аргументируйте высказывания философов на стр. 101 | |
Что такое экономика | Экономика как наука и как хозяйство. Ее роль в жизни общества. | урок изучения нового материала | опрос | стр. 102 -107, подготовиться к аукциону пословиц о труде | |
Человек в мире экономических отношений | Экономические отношения. Человек как субъект экономики. | комбинированный | аукцион | стр. 108 - 113, ответить письменно на вопрос: "зачем нужна конкуренция?" | |
Государство и экономика | Государственное регулирование экономики. Рыночная экономика. | комбинированный | опрос | стр. 114 - 119, выполнить задания на стр. 119 -120 | |
Социальная сфера жизни общества | Социальная структура общества. Страты, классы. | комбинированный | проверка заданий | стр. 120 - 127, ответить на вопросы на стр. 127 | |
Нации и межнациональные отношения | Понятие нация и национальность, этнос, раса. Межнациональные конфликты. | урок изучения нового материала | опрос | стр. 128 - 133, подготовить доклад о межнациональных конфликтах | |
Связь поколений | Понятие поколение. Взаимосвязь поколений. Конфликт отцов и детей. | комбинированный | проверка докладов | стр. 135 - 138, работа с Конституцией РФ | |
Политика и политическая жизнь | Роль политики в жизни человека. Выборы. | практикум | опрос, выполнение заданий | стр. 139 - 145, выучить понятия | |
Гражданин и государство | Определение государство, гражданин. Права граждан в РФ. | комбинированный | понятийный диктант | стр. 146 - 153, работа с Конституцией РФ | |
Культура. Наука. Искусство. | Определение понятий культура, наука, искусство. Взаимосвязь их друг с другом. Значение. | комбинированный | опрос | стр. 155 - 159, заполнить таблицу | |
Человек и выбор жизненного пути | Смысл жизни. Выбор и ответственность. | семинар | проверка таблиц | стр. 161 - 166, написать эссе по высказываниям на стр. 167 | |
Современный мир | Тенденции развития современного мира. | комбинированный | проверка эссе | стр. 167 - 172, подготовить презентации | |
Глобальные проблемы человечества | Анализ основных проблем человечества. Что такое глобальные проблемы. Как их преодолеть? | комбинированный | защита презентаций | повторить главу 4, подготовиться к тесту | |
Сферы жизни общества | Политическая, социальная, Экономическая, духовная сферы жизни общества. Их особенности, значение. | повторительно-обобщающий | тест | повторить главу 1 - 4, подготовиться к итоговой контрольной работе | |
Человек. Природа. Общество. | Повторение по всему курсу обществознания в 8 классе. | повторительно-обобщающий | контрольная работа | Не задано. |
4.1. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В завершении курса учащийся должен уметь:
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации.
5.1. Критерии и нормы оценки результатов освоения основной образовательной программы обучающихся
Устный ответ учащегося должен соответствовать следующим требованиям:
- Знание фактического программного материала: основные понятия, определения, факты.
- Поставленные вопросы необходимо освещать логично, применять системный и сравнительно – исторический подходы, метод аналогии при характеристике социальных объектов.
- Ответ самостоятельный, осмысленный, а не пересказ учебника.
- Хорошо развита устная речь; отвечающий свободно владеет терминологией, умеет точно и лаконично выразить свои мысли.
- Учащийся даёт различие фактов, интерпретаций и оценок общественного познания, приводит свои аргументы по наиболее актуальным проблемам различных сфер общественного развития.
Устные и письменные ответы учащихся оцениваются следующим образом:
«5» - ученик свободно владеет фактическим материалом в полном объёме, речь грамотная, научная; ответ изложен логично, не требует дополнительных вопросов; выводы опираются на теоретические знания, доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; приводятся при необходимости различные точки зрения и оценки общественных явлений, аргументирована собственная точка зрения.
«4» - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение экзаменационного материала недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретически знания и умения.
«3» - в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное (пересказ учебника), не систематизированное и не последовательное, содержит существенные ошибки, в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявляет, речь бедная.
«2» - главное содержание материала не раскрыто, ученик отказывается отвечать по теме или обнаруживает незнание её основных положений.
6.1. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Материально- техническое обеспечение ученого предмета.
- DVD- диски.
- Компьютер.
- Проектор
Учебно-методическое обеспечение предмета.
1. Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы - М: Просвещение, 2006.
2. Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание «Академический учебник» 5-11кл. - М: Просвещение, 2008.
Интернет-ресурсы:
- http://www.kremlin.ru - Официальный веб-сайт Президента Российской Федерации
- http://www.patriotica.ru/subjects/stalinism.html- Библиотека думающего о России
- http://old.russ.ru/ist_sovr/express- «Век в зеркале прессы»: ретроспектива газет от «Биржевых новостей» и «Правды» до «Независимой газеты» и «Завтра» по каждому десятилетию ХХ века
- http://www.idf.ru/almanah.shtml- электронный альманах «Россия. ХХ век».
- http://praviteli.narod.ru- сайт-информация о главах Российского государства, правительства, компартии с 1917 г. по 2000 г., материалы съездов КПСС.
- http://www.warheroes.ru- биографии Героев Советского Союза и России
- http://lcweb2.loc.gov/frd/cs/sutoc.html- Сайт Библиотеки Конгресса «Всесторонний анализ бывшего Советского Союза»
- http://www.wciom.ru - Всероссийский Центр изучения общественного мнения
- http://www.levada.ru - Левада – Центр
- http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»
- http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение» http://www.internet-school.ru – Интернет-школа издательства «Просвещение»: «Обществознание»
- http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание обществознания в школе»
- http://it-n.ru- российская версия международного проекта Сеть творческих учителей и др.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ школы № 600
Ореханова Н.М.
_____________________________