Внеклассное мероприятие к 300-летнему юбилею М.В.Ломоносова

Урядченко Татьяна Евгеньевна

Материал включает сценарий игры "За семью печатями".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл scenariy_istoricheskoy_viktoriny.docx30.04 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий исторической викторины "За семью печатями", посвященной 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова

Вступительное слово.

Многими славными именами по праву гордится Россия, но имя героя нашей викторины стоит особняком. За время нашей игры перед нами пройдет целая жизнь замечательного человека. Над ним время не властно. Имя этого человека знают все, но для нас оно скрыто за семью печатями. Чтобы узнать это имя, нам предстоит провести целое историческое исследование. А помогут нам в этом игроки команд 012 группы.

Каждой команде выдается послужной формуляр, куда игроки будут записывать ответ на каждый вопрос игры. Всего вопросов – 7. Печати даются командам за каждый правильный ответ. В течение игры я буду сообщать некоторые сведения о жизни этого замечательного человека, возможно вы узнаете имя героя раньше, чем закончится игра, но назвать его сможет только та команда, которая наберет большее количество печатей. Она же и одержит победу в викторине.

Форму состязания была выбрана неслучайно: ещё А.С. Пушкин говорил, что “вся жизнь этого человека была беспрерывной борьбой и беспрерывной победой”. Хочется пожелать, чтобы среди сегодняшних участников игры тоже не было проигравших.

Итак, мы начинаем наше расследование.

I. Время первой печати.

Ветреным осенним днем 7206 года от сотворения мира на Красную площадь вынесли кресло из Кремлевского дворца. В него порывисто сел царь, чтобы посмотреть на самую кровопролитную казнь, которая когда-либо совершалась на Красной площади. По приказу царя должны были быть отрублены головы 330 мятежных стрельцов. Об этом событии и о последующей эпохе известный историк написал следующее: «Царь рубил головы не только стрельцам, но и ненавистной ему закостенелой России. Отрубив головы одним, царь начал отрезать головы другим и всех переодевать в немецкое платье».  В продолжение этого похода на старую Русь в конце 7207 года царь издает указ: “Отныне Новый год в России будет начинаться, как в Европе, с 1 января, а не с 1 сентября, как было до сих пор”. Вот так, в украшенные еловыми ветками ворота (тоже царское повеление) страна вошла в век, который позже назовут “веком Просвещения”. Главным итогом этого века можно считать следующее: Россия была возведена в ранг великой европейской державы. Она укрепилась на берегах Балтийского моря, заимела “две руки”: армию и флот, мощную мануфактурную промышленность, воспитала целый слой образованных людей, создала новую культуру.

Этот век отличился обилием дворцовых переворотов, борьбой враждовавших группировок высшей знати:

Тут кротко или строго

 Царило много лиц,

 Царей не слишком много,

 А более цариц, -

писал об этом времени А.К. Толстой.

Закончился этот век, как и начался, - убийством. Разница лишь в том, что в начале века царь казнил свою армию, а в конце гвардейцы убили своего царя – Павла I.

Вопрос первой печати:

Назовите век, в котором родился, жил и творил наш герой. (XVIII век)

(Игроки высказывают свои версии, жюри подводит итоги).

II. Время второй печати.

Наш герой покидает родной северный край и отправляется учиться в город, который влечет его своими школами, библиотеками, учеными людьми. Там он и начинает учебу, выдав себя за дворянского сына, ведь крестьянам учиться было запрещено.

Вопрос второй печати:

Сейчас вы посмотрите на фотоколлаж, составленный из гравюр 18 века, на которых изображен этот город  и ответите на вопрос: “ В каком древнем и славном городе получил наш герой первоначальное образование?”. (Москва)

История для болельщиков:

Когда малые ребята увидели великовозрастного 19 летнего юношу, пришедшего обучаться, они подняли его на смех:

- Гляньте, какой болван пришёл с нами учиться!

- Дядь, достань воробушка!

Наш персонаж приподнял одного из них за шиворот, словно котёнка, и, стараясь быть серьёзным, проговорил: "Что с тобой делать? На крышу забросить?". Больше над ним не смеялись. А как начал он отвечать на занятиях, на него и вовсе будто на чудо стали смотреть. Да он лучше учителей всё знает, - шептались школяры.

III. Время третьей печати.

Русское правительство нуждается в специалистах для разработки природных богатств страны, в частности Сибири, поэтому было решено отправить трех молодых людей, отличившихся в учении, за границу для подготовки их по специальности. В числе этих трех и оказался наш герой. Находясь в Германии, он всерьез занялся историей России. Изучив древнерусские летописи, он написал 1 том Российской истории. Наш герой выступил первым критиком существовавшей в то время теории образования государства на Руси. Эта теория гласила, что наши предки – восточные славяне были неспособны самостоятельно создать государство, в их землях царил хаос. Для наведения порядка они призвали на правление варягов.

Вопрос третьей печати:

Назовите эту теорию возникновения государства на Руси, которую наш герой назвал ложной, оскорбительной, ущемляющей достоинство русского человека.

 (Игроки дают ответы, жюри подводит итоги).

История для болельщиков:

Наш герой не просто изучал древнерусскую историю, он всегда боролся со всеми попытками ее исказить, жестко отвечая тем, кто пытался оскорбить Россию или же его лично. Однажды в собрании академиков князь Иван Куракин стал хвастаться: «Я Рюрикович! Мое генеалогическое дерево уходит своими корнями к Владимиру Красное Солнышко. А ты, обратился он к нашему герою, что можешь сказать о своих предках, намекая на его недворянское происхождение?»

Предположите, что ответил герой, учитывая, что ответ не должен быть оскорбительным, но должен быть остроумным.

Наш герой – сын крестьянина – торговца рыбой как ни в чем не бывало ответил: «Увы! Все метрические записи нашего рода пропали во время Всемирного Потопа». Его остроумный ответ вызвал аплодисменты всех, кто слышал этот разговор.

IV. Время четвертой печати.

Наш герой был автором множества афоризмов и мудрых изречений, некоторые из них вы видите здесь на выставке. Он отличался умением четко и хлестко отвечать своим оппонентам. Однажды один вельможа указал на дырку в его кафтане, спросив с издевкой: «Что это у вас, уважаемый, ум из кафтана выглядывает?» «Нет, — отвечал он, — это глупость туда заглядывает».

Наш герой внес большой вклад в развитие русского литературного языка. Среди стихов, написанных им, большинство принадлежит к определенному жанру. За свою жизнь он написал 20 таких произведений. Это обширные торжественные стихотворения, состоящие из многих строф. Обычно написание подобных стихов приурочивалось к официальным торжествам: дням рождениям царствующих особ, восшествию их на престол, военным победам, рождению наследника в царской семье. Большое место в стихах этого жанра занимала восторженная похвала, прославление царствующей особы:

Царей и царств земных отрада  возлюбленная тишина,

Блаженство сел, градов ограда, коль ты полезна и красна! –

писал наш герой, посвящая свое произведение русской императрице, которую гвардейцы возвели  на престол. Она продолжила  реформы своего отца – великого преобразователя.

Вопрос четвертой печати.

Назовите имя этой императрицы.

Вопрос к болельщикам: 

Назовите любимый жанр поэзии нашего героя. (ода)

Действительно в 1748 году наш герой написал оду в честь очередной годовщины со дня восшествия императрицы Елизаветы Петровны на престол, за что был награждён двумя тысячами рублей. Интересен тот факт, что в казне на тот момент были только медные деньги и награда была выдана именно ими. Для того, чтобы доставить награду, нашему персонажу потребовалось два воза.

V. Время пятой печати.

Что же, мы узнали, каков любимый жанр поэзии нашего героя. Какую же историческую личность воспевал он чаще и больше всех?

Поэтическая речь нашего героя становилась исключительно патетической, яркой, убедительной, как только она касалась этого человека. Он был для нашего героя образцом для подражания: труженик, работник на троне, посвятивший свою жизнь служению государству, просветитель, реформатор, отрекшийся от старины, прокладывающий для своей страны новые пути. Наш герой воспевает этого человека в стихах, в которых речь идет и о его борьбе с варварством, и о военных победах, и о постройке города, и о насаждении наук. Величие этого монарха, прославляемое нашим героем, было для последнего символом величия самой России. Своему любимому персонажу и его деятельности он посвящает мозаичные полотна, созданием которых он увлекался. Под одним из них он написал следующие слова:

Се образ изваян прекрасного героя,

Что ради подданных лишив себя покоя,

Последний принял чин, и царствуя служил

Свои законы сам примером утвердил!

Вопрос пятой печати.

Назовите центральный персонаж мозаик нашего героя. (Петр Первый)

Вопрос к болельщикам:

Однажды поздним вечером с нашим героем произошел следующий случай. Уже будучи солидным, уважаемым человеком, он шел к своему дому по петербургской улице. Неожиданно из–за подворотни к нему кинулись три грабителя. Двоих он схватил и так стукнул лбами, что они тут же свалились, потеряв сознание. Третий пустился бежать. Наш персонаж догнал его. — Что вы хотели со мной сделать? — спросил разгневанный герой. — Раздеть, — пролепетал грабитель.  

Как вы думаете что сказал и как поступил наш персонаж в этой ситуации?

Ответ:

— Вон оно что! Ну, так я раздену тебя. Снимай все! Грабитель, дрожа, снял одежду. — Связывай в узел. Тот безропотно исполнил, как было велено. Наш герой взял узел и, подойдя к ближайшему каналу, швырнул трофей в воду – дело было поздней осенью…

Комментарий к ответу команд:

Царь Петр был очень близок по духу нашему герою, он зачастую во многом походил на великого царя в своих поступках. А.С. Пушкин писал о его манерах: «С ним шутить было накладно. Он везде был тот же: дома, где все перед ним трепетали; во дворце, где он драл за уши пажей; и в Академии, где, по свидетельству Шлецера, не смели при нем пикнуть».

VI. Время шестой печати.

Если наш герой воспевал величие России, и ее монарха в искусстве и литературе, то его тезка отстаивал честь России на полях сражений. Военная деятельность тёзки нашего героя началась в 1765 году. В июле 1774 года он был ранен в голову, в результате правый глаз перестал видеть. Во время русско-турецкой войны служил под командованием А. В. Суворова. Но именно в период Отечественной войны 1812 года полностью проявил себя как стратег, государственный деятель, возглавивший народную войну против иноземных захватчиков.

О главном сражении этой войны другой великий тёзка нашего героя писал:

Однако же в преданьях славы

 Всё громче Рымника, Полтавы

 Гремит Бородино.

 Скорей обманет глас пророчий,

 Скорей небес погаснут очи,

 Чем в памяти сынов полночи

 Изгладится оно.

Вопрос шестой печати.

Назовите великого полководца и поэта, тёзок нашего героя. (М. И. Кутузов, М. Ю. Лермонтов)

Вопрос к болельщикам: На основе цитаты нашего героя представьте чем можно прославить Отечество?

(Команды дают ответ, жюри подводит итоги).

Комментируя правильный ответ, ведущий демонстрирует портрет М. И. Кутузова и М. Ю. Лермонтова.

VII. Время седьмой печати.

Велики заслуги нашего героя перед отечественной культурой и наукой. Он боролся с засорением русского языка «иностранщиной», он создал русскую научную терминологию, он заложил основы русского литературного языка. Он сформулировал закон сохранения массы вещества, учение о молекуле (корпускуле), сконструировал термометр, разработал теорию о причине землетрясений, о возникновении минералов и металлов, усовершенствовал подзорную трубу для ночных наблюдений, обнаружил атмосферу на Венере, доказал существование материка на Южном полюсе, в ходе химических опытов разработал состав стекла, фарфора, смальты для изготовления мозаик. Он был автором многочисленных научных трудов в области химии, физики, астрономии, географии, истории, языкознания. По его проекту было создано первое высшее учебное заведение в России, где изучались все эти науки.

Вопрос седьмой печати.

Сейчас вы услышите гимн, возникший в средневековье как гимн всех обучающихся в подобных учебных заведениях. Ваша задача назвать учебное заведение, основанное по инициативе нашего героя, которое впервые давало возможность получить высшее образование всем лицам способным к наукам, а не только дворянам.

 (Команды дают ответ, жюри подводит итоги).

Ведущий показывает изображение Московского университета.

VIII. Пришло время назвать имя нашего героя. Это право предоставляется той команде, которая набрала больше печатей, чем другие.

(Команда отвечает).

Демонстрируется портрет М. В. Ломоносова. Ведущий комментирует:

М. В. Ломоносов – великий деятель русской истории и культуры XVIII века, ученый и поэт, о котором А.С. Пушкин сказал: “Он создал первый университет; он, лучше сказать, был первым нашим университетом”.

Он был мечтою окрылен, хотел всего добиться

 И вот однажды он пешком

В Москву пошел учиться.

 И все науки постигал, ему не просто было,

 И он большим ученым стал, страна его любила.

 Он всем нам дал живой пример, таким быть может каждый.

 Ведь стоит только захотеть, пройти весь путь отважно.

 И будет горд и стар и млад,

 Тобой Отечество гордится!

 В науку нашу сделал вклад

 И наставление всем учиться!

Давайте же ровняться все на гения!

 Возьмем его в пример, чтобы начать мечтать.

 Замыслим, воплотим все смелые творения,

 Чтобы вторыми      Ломоносовыми стать!!!

Список использованной литературы

1. Карпеев Э. П. М. В. Ломоносов. Краткая биография. СПб, 1993.

2. Щеблыкин И. П. Михаил Васильевич Ломоносов. Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1993.-128 с

3. Гуковский А. Русская литература 18 века. Государственное учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР. 1939

ПОСЛУЖНОЙ ЛИСТ

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.