Историческая игра "С русским воином через века"
Предварительный просмотр:
«С русским воином через века…»
Мы приветствуем всех собравшихся здесь на историческую игру «С русским воином через века…» Мне очень хочется, ребята, чтобы сегодняшняя игра пробудила ваш интерес и любовь к нашему Отечеству.
Сегодня в игре участвуют…
Представляем жюри, которое сегодня мы будем величать «Боярской Думой». Несколько слов об условиях игры: награда за полный и правильный ответ «Орден Ивана-царевича», персональное и командное первенство определяется по количеству полученный орденов. Мы предлагаем Боярской Думе оценивать не только игру команд, но и поведение, участие болельщиков. В конце игры мы предлагаем Боярской Думе определить самого лучшего игрока в каждой команде.
Итак, мы начинаем.
- Посвящение в воины.
Место, где человек родился, он называет своей Родиной. Землю, на которой издревле жили отцы и деды, именуют Отечеством, Отчизной, отчим краем.
Но живя на русской земле, считая её своей по праву, часто ли мы вспоминаем тех, кто обитал на ней раньше нас и для кого она тоже была родной?
Наши предки прорубали путь сквозь дремучие леса, перебирались через топкие болота, по течению малого лесного ручейка шли к руслам больших рек и там, выдолбив из стволов узкие длинные челны, плыли дальше с северо-запада на юго-восток. Движение это продолжалось целое тысячелетие. Так заселялась Среднерусская равнина, на которой и теперь живём мы с вами.
Всё может родная земля! Может накормить тебя тёплым и вкусным хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой. И только защитить сама себя она не может… Поэтому защита Отечества и родной земли – долг тех, кто ест её хлеб, пьёт её воду, любуется её красотой.
Уже древние летописцы отмечали, что наши предки – русы, хлебопашцы и земледельцы, очень любили свою землю. Как только на их территорию вступал враг, на борьбу с ним поднимались и стар, и млад. В такие суровые годы и дети взрослели раньше. С раннего детства их приучали к работе. Но не только пахать или знать ремесло должен был мальчик, но и уметь защитить себя и своих сородичей от иноземных захватчиков. А потому на Руси был обычай сажать на коня 3-4-летнего мальчика и посвящать его в воины.
В 946 году дружина киевского князя Святослава Игоревича выступила против племени древлян. Святославу было всего 4 года, но уже в столь раннем возрасте он был князем и должен был первым начать битву. И Святослав бросил копьё. Юный князь рос мужественным воином. Его учили владеть оружием, скакать на коне, управлять ладьёй, охотиться, ловить рыбу, бегать и плавать, не снимая кольчуги, легко переносить голод и стужу, как выбирать путь в походах, вести разведку, готовить воинов к битве, штурмовать и защищать крепости. А ещё молодой князь учился прятать следы, не шуметь и не галдеть со своими друзьями – сорванцами, прислушивался к советам своих наставников.
А вот как складывалась судьба мальчика Званки, который жил в то же время, что и князь Святослав. Ему ещё не было 10. С малых лет любил родную землю, и знал, что совсем недалеко кочуют племена кочевников, которые набегают на славянские земли и принуждают платить дань. И, возможно, стал бы Званка пахарем как его отец, но погибли родители. Верный конь спас жизнь мальчику, вынес его в Киев, где мальчик попал в дружину князя Олега. Со временем Званка стал храбрым ратником и верным помощником князя.
Мальчик Андрейка жил в XIV веке. Военному делу его обучал дядя. Неспокойное это было время, всё ещё продолжалось иго монголо-татарских ханов. Брат Андрейки, Игорь, был одним из дружинников князя. Он часто советовал мальчику: «Учись, браток, военному ремеслу, будем с тобой плечом к плечу в дружине землю русскую защищать». Брат и дядя рассказывали Андрейке о дружине, о том, что состоит она из опытных, закалённых воинов. Узнал мальчик , как делаются кольчуга, копьё, рогатины, что меч – чисто русское оружие; как использовать в бою топор, чтобы оглушить и столкнуть с коня противника. Много нужно знать, чтобы стать дружинником. «Сможешь, сможешь, - смеялись дядя и брат, – только учись!»
Давайте будем учиться и мы.
II. Чтобы молодцы призадумались. Викторина
1. Кто основатель Москвы? (Юрий Долгорукий)
2. Когда впервые упомянуто слово о Москве? (1147 год)
3. Почему в старину Москва называлась белокаменной? (При Дмитрии Донском построен Кремль из белого камня)
4. Сильные и могучие богатыри были на славной Руси! Каких былинных богатырей вы знаете? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Микула Селянинович, Алёша Попович, Святогор-богатырь, Садко, Василий Буслаев)
5. Как Илья Муромец Богатырём стал?
6. «…Подъезжает Илья к трём дороженькам, на перекрёстке камень лежит». Что написано на нём? («Кто вправо поедет – тому убитым быть, кто влево поедет – тому богатырём быть, а кто прямо поедет – тому женатым быть»)
III. «Он не силой возьмёт, так мудростью».
(историческое лото)
Картинки и ответы к ним вырезаются отдельно и наклеиваются на картон. Одной команде вручаются картинки, другой – описания к ним. Команды по очереди задают друг другу вопросы: одна показывает картинку и просит найти соответствующее описание, другая, в свою очередь, зачитывает описание и просит найти соответствующую картинку.
III. Театр – экспромт.
«Голос за кадром» - ведущий
Тексты ролей написаны на карточках, которые распределяются среди детей. По ходу звучания текста, актёры появляются на сцене и исполняют всё, о чём сообщает «Голос за кадром». Действующими лицами интермедии являются и люди, и звери, и растения, и вещи, и природные явления.
Тревожная ночь. Интермедия.
Роли: 1. Ветер 2. Деревья (2) 3. Дозорные (2) 4. Пёс 5. Ворон 6. Окно (2) 7. Девица-красавица 8. Лазутчик 9. Луна
(поднимается занавес)
Ночь. Завывает Ветер. Раскачиваются Деревья. Спит русский город. Только по крепостной стене ходят туда-сюда Дозорные. Не спят, всматриваются в темноту, чутко прислушиваются к вою Ветра. На привязи спит Пёс, ему что-то снится, он слегка перебирает лапами и тихонько скулит. Недалеко от него пристроился на жёрдочке старый Ворон, он дремлет, иногда открывает то один, то другой глаз.
А в высоком тереме у окна сидит Девица-красавица. Скрипят и хлопают ставни окна. Не спится Девице, ушёл её милый в ополчение сражаться за свободу родной земли. Она все глаза просмотрела и проплакала, милого дожидаясь.
Ветер всё воет, Деревья раскачиваются, Дозорные не спят. Из-за шума не слышно , как пробирается между Деревьями вражеский Лазутчик; прячется, перебегает от Дерева к Дереву. Он хочет незаметно пробраться в город и похитить Девицу-красавицу.
Но тут из-за туч вышла Луна, большая и яркая. Она осветила всё вокруг, проснулся и отчаянно залаял Пёс, старый Ворон встрепенулся и тревожно закаркал. Девица-красавица испугалась, перестала плакать и захлопнула своё окно.
Лазутчик убегает.
Деревья шумят, Ветер продолжает завывать, Дозорные стреляют из луков в след Лазутчику. Ворон каркает, лает Пёс… Но постепенно всё успокаивается. Засыпает Пёс, вздрагивая во сне, дремлет Ворон, открывая то один, то другой глаз…
Только Дозорные не спят и продолжают нести службу…
(занавес опускается)
Спасибо артистам за великолепное исполнение.
Вот и закончилась наша игра. Боярская Дума, вам слово об общих итогах игры, ваши замечания и пожелания.
Приступаем к самому приятному моменту…
Награждается команда «…», занявшая I первое место в сегодняшней игре.(Называть поимённо) Всем вам присуждаются звания Ивана-царевича и Василисы Премудрой. (Награждение лучших игроков.)
К О Н Е Ц
Комментарии
Спасибо!