Контрольная работа по дисциплине: «Теория и методика развития детской изобразительной деятельности» на тему: «Методика ознакомления детей дошкольного возраста с дизайном»

Гуськова Ольга Васильевна

Содержание

Введение

1. Основы дизайн – деятельности в дошкольном возрасте……………………4

2. Детский дизайн, его особенности, типы и виды……………………………..6

3. Методы обучения элементам дизайна, как условие развития художественного творчества для детей дошкольного возраста………………9

Заключение ………………………………………………………………………15

Список использованной литературы…………………………….……………..16

Приложение 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnaya_metodika_oznakomleniya_detey_s_dizaynom.docx36.44 КБ

Предварительный просмотр:

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Контрольная работа

по дисциплине: «Теория и методика развития детской изобразительной деятельности»

на тему: «Методика ознакомления детей дошкольного возраста с дизайном»  

 

                                                                             

        

Содержание

Введение

1. Основы дизайн – деятельности в дошкольном возрасте……………………4

2. Детский дизайн, его особенности, типы и виды……………………………..6

3. Методы обучения элементам дизайна, как условие развития художественного творчества для детей дошкольного возраста………………9

Заключение ………………………………………………………………………15

Список использованной литературы…………………………….……………..16

Приложение

     

 

Введение

На рубеже 20 – 21вв традиционные виды изобразительного искусства – живопись, графика, скульптура оказались в сложных условиях и для широкой публики  во многом утратили актуальность. Вместе с тем они не потеряли своего значения для эстетического развития человека, ведь то, что относится к сфере изобразительного искусства. По-прежнему окружает людей повсюду: в метро и на улице в интерьерах. Дизайн – это художественное конструирование предметного мира, разработка образцов рационального построения предметной среды. Дизайн модная. Но не имеющая однозначно положительной оценки – профессия. И зачастую объясняется это тем, что качество дизайнерских изделий оставляет желать лучшего: сплошь и рядом их просто невозможно назвать произведениями изобразительного искусства.

Воспитание к изобразительному искусству должно начинаться с детства. Отличительной особенностью пространственной сред детства является то, что ребёнок чувствует себя в этой среде своим.

В последнее время в решение этих проблем активно включаются специалисты из сфер дизайн – педагогики, которые пытаются с разных сторон осмыслить вопросы влияния дизайн – деятельности на развитие творческой личности ребёнка. Предлагаются и обсуждаются различные концепции, которые уходят корнями в психологические. Социальные проблемы и проблемы дизайн – деятельности в дошкольном возрасте.

          1. Основы дизайн деятельности в дошкольном возрасте        

В русском языке слово «дизайн» появилось относительно недавно. Пришло оно из итальянского языка и в переводе имеет множество значений. «Disegno» -  это замысел, план, намерение, цель, чертёж, эскиз, набросок, рисунок, узор, модель, шаблон, лежащая в основе схема, композиция. В связи  бурным развитием современных технологий, понятие дизайна приобрело новый, более широкий смысл и теперь обозначает не только, какой – отдельный предмет. А является целым направлением. Применимым ко всем областям современной деятельности человека.

Человек, занимающийся дизайном (дизайнер) должен обладать знаниями во многих предметных областях и умело применять их на практике, проецируя в творческом процессе создания образа. С уверенностью можно сказать, что дизайн – это современное искусство художественного конструирования, разработка образцов рационального построения предметной среды; это сознательные  и интуитивные условия по решению проблемы, которая никогда не может быть естественно правильно решена.

Детский дизайн – новая художественно – продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона. В дизайне, важны  не только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует развитие ребёнка.

Основные иди работы с дошкольниками – это создание условий для развития и реализации способностей каждого ребёнка, помощь ребёнку в индивидуальном и творческом росте, обеспечение атмосферы психологического комфорта.

 Детский дизайн – новая художественная продуктивная деятельность, которое понимается как проектное мышление самого широкого диапазона. В дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует развитию ребёнка. Введение этой деятельности в образовательный процесс обусловлено возросшими культурными потребностями людей в современном мире. Возможностями детей, а также концепцией дошкольного образования, которая заявляет в качестве важнейшей основы реализации программного содержания развивающую предметную среду детской деятельности – как систему материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребёнка.

Искусство дизайне активно входит в жизнь. Если «дизайн для детей» является одним из направлений профессиональной деятельности художников-дизайнеров, то «детский дизайн» связан с декоративной деятельностью самого ребёнка по благоустройству окружающей его предметно – пространственной среды. Дети обращают внимание на окружающие объекты среды, которые им нравятся или не нравятся, отмечают разнообразие их окраски, формы, величины, пропорций. Они могут собирать растения и минералы, использовать бумагу, ткани и синтетические материалы, создавать из них аранжировки (букеты, гербарии, гирлянды) и образные композиции для украшения своего быта.

Игры художественного содержания и сюжетно-ролевые побуждают детей к поискам гардероба для кукол (платья, шляпки, туфли), декора спектаклей, развлечений и праздничных утренников.

Что такое детский дизайн? И может ли ребёнок быть дизайнером в полном смысле этого слова? Для того чтобы разобраться в этом. Вспомним, что само слово «дизайн» подразумевает «замысел», «задумку», «композицию». А задумать, составить план, сконструировать можно всё что угодно. Говоря о ребёнке-дизайнере. Мы зачастую подразумеваем ребёнка-художника. На самом деле дизайн-это необычный взгляд на обычные вещи. Дизайн – это красота, плюс удобно. Например, дизайнерский стул не только необычен и красив по форме, на нём ещё удобно сидеть. Значит, главное для дизайнера – нестандартность мышления, фантазия, воображение, умение сочетать цвет и форму. Из этого следует, что для того, чтобы ребёнок стал дизайнером, в первую очередь нужно развивать у него пространственное воображение, поощрять нестандартное видение окружающего мира. Занятия детским дизайном развивают у ребёнка интеллект, культуру речи и общения, способности к анализу и обобщения, способности к анализу и обобщению, творческие способности, пространственное воображение, проектно – образное мышление. Дети начинают осознавать своё соавторство, участвуя в создании объектов красоты, учатся благоустраивать быт, используя опыт дизайна в детском саду. Чтобы эффективнее приобщать ребёнка к дизайну. Нужно посещать с ним выставки, музеи. На прогулках по городу следует показывать детям своеобразие оформления витрин и рекламы, интерьеров и площадей, обращать внимание на внешний облик людей, их гардероб.

2. Детский дизайн, его особенности, типы и виды        

Элементарные поделки ребёнка можно рассматривать как его проектную деятельность. Поскольку уже в несложных аранжировках он планирует определённый результат. Ребёнок знакомится с разными художественными приёмами и поделочными материалами. С доступными способами изготовления и украшения своих изделий: скручиванием, сгибанием, обрыванием и сминанием, вырезыванием, прокалыванием, пришиванием, вышиванием, нанизыванием, соединением, склеиванием, плетением и др. Потребность ребёнка в практической деятельности помогает педагогу направить его усилия на полезные занятия детским дизайном. Дети моделируют украшения и сувениры, мастерят одежду для кукол, костюмы и декорации к своим спектаклям и утренникам, обустраивают свои домики и комнаты.

Детская дизайн деятельность сходна с рукоделием. Детский дизайн может быть ориентирован, как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов, составляющих среду ребёнка. Продукты, детского-дизайн творчества, могут быть использованы сразу же в играх и в быту.

Автор единственной книги на сегодняшний день о детском дизайне Г.Н.Пантелеев выделяет типы и виды детского дизайна. Типов детского дизайна он выделяет три:

- плоскостной (аппликативно – графический);

- объёмный (предметно – декоративный);

- пространственный (архитектурно – художественный).

По каждому типу осуществляется три направления деятельности (виды детского дизайна).

Первое направление – «аранжировки» - предполагает развитие детских рукоделий с ориентацией на украшение одежды и декор интерьера. Это могут быть: композиции фитодизайна, букеты, гербарии-картин, бижутерия из искусственного и природного материала. Витражи и мозаики из цветного пластика, игровые детали и элементы сюжетно – тематических, сказочно – волшебных и орнаментальных композиций.

Второе направление – «дизайн одежды» - предполагает ознакомление детей с культурой одежды и некоторыми доступными дошкольникам способами создания рисунков – эскизов, фасонов и декоративной отделки платья. На досуге дети рисуют эскизы костюмов для персонажей литературных произведений, мультфильмов, спектаклей, а так же для себя – одежды повседневной и практичной.

Третье направление – декоративно-пространственный дизайн – ориентирует внимание детей на декоративном оформлении облика зданий и ландшафта, на эстетизацию кукольно-игрового пространства, интерьеров групповых комнат, помещений к праздничным утренникам детского сада. Дети приобретают дизайн-опыт при создании макетов комнат, домиков, используя подручные материалы.

 Таким образом, искусство дизайна активно входит в жизнь. Из занятий они черпают знания и уже по одежде и поведению они могут судить о возрасте и профессии, вкусах и образе жизни людей.

В процессе обучения детей элементам дизайна О.В.Кузнецова также советует знакомить их с особенностями, свойствами и возможностями различных художественных материалов и технологиями:

- рисование по мокрой бумаге;

- рисование зубной пастой по цветной бумаге;

- монотипии (целлофан, бумага, стекло);

- рисование через копировальную бумагу;

- рисование пластилином;

- пальцевая живопись;

- рука – трафарет;

- кляксография;

- применение приёма «набрызг»;

- коллаж;

- метод тычка;

- чеканки;

- витражи.

Ведь введение в занятия элементов дизайна, требует расширять знания детей, о свойствах различных материалов (бумаги, картона, ткани, пластмассы, природных материалов и др.), и формировать навыки и умения при работе с ними. Это позволяет детям выбрать для воплощения своих замыслов наиболее подходящую технику или материал.

Плодотворна дизайн-деятельность детей в художественно-игровых ситуациях, типа: «Театр мод», «Праздник шляп», «Бал в сказочном королевстве». Дети проявляют себя настоящими художниками-модельерами. Придуманные ими модели шляп, костюмов отличаются оригинальностью и индивидуальностью. Интересен и полезен дизайн композиций из природных и искусственных материалов (зелень, сухостой, минералы, бумага, лоскут, дерево, синтетика и др.) Занимаясь рукоделием из материалов живой и неживой природы, дети приобщаются к красоте. И вот. Уже к старшему дошкольному возрасту дети. Имея опыт изобразительной деятельности. Могут стать неплохими дизайнерами. В живом общении с искусством они учатся создавать и использовать в оформлении одежды и комнат аранжировки из природных и искусственных материалов, вместе с педагогами они благоустраивают бытовые и праздничные интерьеры. Важно, что занимаясь дизайном дети становятся не только исполнителями. Но и творцами.

3. Методы обучения элементам дизайна, как условие развития художественного творчества детей дошкольного возраста

Новая концепция детства и художественного образования повышает сегодня ответственность семьи педагога, формирующих у детей эстетическое отношение с миру. Развить эти природные задатки призван взрослый: научить ребёнка «активно» видеть красоту действительности, природного окружения и произведений искусства, научить «изображать. Украшать, строить и творить», знакомить с богатством и разнообразием произведений культуры и искусства. Поэтому одним из важнейших условий при организации знаний по обучению детей элементам дизайна является организация интересной содержательной жизни ребёнка в дошкольном учреждении и семье, обеспечение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. Здесь немаловажна работа с родителями и их активом взаимодействии их с педагогом. Также одно из важнейших условий развития детского творчества – единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребёнка и взаимодействие между ними. Освоение художественно-творческой деятельности, а соответственно и обучение детей элементам дизайна, немыслимо без общения с искусством, в данном случае – дизайн-искусством. При правильном влиянии взрослых ребёнок понимает смысл, суть искусства, изобразительно-выразительные средства и их подчиненное значение. А на этой основе он лучше понимает и собственную деятельность. Поскольку творчество – это всегда выражение индивидуальности, учёт индивидуальных особенностей ребёнка. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов, и даже настроение ребёнка в день. Когда предстоит данная творческая работа. Непременным условием при организации занятий по детскому дизайну должна быть атмосфера творчества. То есть стимулирование взрослыми такого состояния детей, когда они чувствуют себя свободно, раскрепощённо, комфортно и могут творить. Важнейшим условием развития творчества является комплексное и системное использование методов и приёмов.        Мотивация задания – существенное условие творческой активности ребёнка. Другое условие – бережное отношение к процессу и результату детской деятельности. В обучении детей дошкольного возраста элементам дизайна используется следующий художественный материал:

1. Бумага и картон: окрашивание бумаги разными способами: штампы, разные техники аппликации (мозаичная и обрывание); плетение из бумаги, бумажная пластика, оригами, создание игрушек с подвижными деталями, конструирование отдельных поделок из бумаги и картона.

2. Природный материал: аппликация из растений, соломки, тополиного пуха, ваты; аппликации из семечек, косточек; аппликация природными сыпучими материалами (толчёная скорлупа, опил, чай); мозаика из яичной скорлупы; создание объёмных поделок их шишек, соломы, мочала и другого природного материала.

3. Бросовый материал: аппликация из поливиниловых плёнок, тонких пластмасс, упаковочного картона. Изготовление поделок на основе коробок (мебель, транспорт, сказочные персонажи и т.д.), работа с проволокой и фольгой (каркасные куклы).

4. Ткань и другие волокнистые материалы: аппликация из ткани, из мелко нарезанных ниток, роспись ткани красками по трафарету и свободная роспись.

Очень важно, чтобы представляемые взрослыми творческие задания были приняты ребёнком. Поэтому все эти условия необходимо создавать в дошкольных учреждениях и по возможности в семье.

Методы обучения дизайн – деятельности те же, что и при обучении изобразительной деятельности дошкольников. Но при этом надо учитывать многообразие техник и материалов. Специфику каждого вида деятельности. Главными задачами для успешного овладения дизайн - деятельностью я считаю следующее: формирование у детей эмоциональной отзывчивости, творческого воображения, желание заниматься изобразительной деятельностью. Формирование обобщённых знаний и умений, понимание детьми характерных особенностей видов изобразительной деятельности. Умение создавать выразительные образы при работе с различным фактурным материалом; воспитание при этом чувства формы, цвета, ритма, композиции. Эти задачи решаются следующим образом: ознакомление воспитанников с различными видами изобразительной деятельности, их характеристиками, историей. С этой целью проводятся занятия, устраиваются выставки, экскурсии, обучают детей техническим приёмам. Без знания технических приёмов и неумения их применять ребёнок очень скоро потеряет интерес к художественному творчеству. Усвоив технические приёмы, он сможет воплотить в жизнь свои замыслы, а значит, познаёт радость творчества.

Внутри каждого направления дизайн-деятельности, между всеми видами и формами общевоспитательной работы также существует  тесная взаимосвязь. Каждое последующее занятие опирается на предыдущее и способствует всё большему развитию у воспитанников представлений, воображения. Эмоциональных переживаний, собственного видения окружающего мира. Знания и умения детей становятся постепенно всё более полными, разнообразными и точными. Первоначальный процесс приобщения дошкольников к  дизайн – деятельности следует строить на хорошей эмоциональной основе. Удивление, восхищение, радость от приобщения к искусству – чувства, которые необходимо вызвать у детей. Важно, чтобы педагог сам знал и чувствовал это. Сумел внешне выразить свои чувства.

 Для обеспечения единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности: самостоятельная практическая работа детей, которая является основой в учебном процессе. Её цель – творчество. Создание у детей художественных образов развивает у детей умение обобщать их, приводить к единству, целостности. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребёнку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека. Организуются сменные выставки. Планируя занятия, выбираются для каждой темы те или иные формы работы, учитываются оснащённость и специфику помещения, где оно проводится. Все занятия проводятся по единому принципу: в начале занятия несколько минут отводится организационным моментам, затем следует само занятие, в котором можно выделить четыре основных этапа работы.

1. Рассказ – показ: педагог показывает,  рассказывает детям историю. (Часто, дети отвечая на вопросы, догадываясь, придумывая, помогают эту историю создать). В процессе рассказа, показа рождается определённый образ, который остаётся с детьми до конца занятия. Всё, что делается детьми, должно быть связано с их жизнью. Это должно быть и  интересно и нужно. Желательно, чтобы в это можно было играть. Если перед дошкольниками стоит задача самостоятельно выбрать материал для работы, придумать свой образ, тогда первая часть занятия превращается в совместное обсуждение того, как решить поставленную задачу, а во второй части педагог помогает реализовать намеченное.

2. выполнение работы: дети делают свои  работы, вспоминая и обсуждая рассказ и показ педагога. Педагог помогает тем. Кто нуждается в помощи, задаёт наводящие вопросы, ставит перед ребёнком проблемную ситуацию. Дети сами любят помогать тем, у кого пока не всё получается. Выполнение работы это наиболее сложный этап и он состоит из нескольких частей:

а) выбор фона работы;

б) выбор цвета для создания своего образа, композиции;

в) изготовление своего героя, композиции;

г) работа с деталями;

При работе с пластилином или тестом удобно использовать бусины, бисер. При работе с бумагой многие детали можно дорисовать.

д) оформление работы;

Выбор рамки или выбор фона.

3. Просмотр работ, обсуждение.

Все детские работы по возможности объединяются общей идеей, превращаются в игру или общую коллективную работу. Могут быть индивидуальные работы. Хорошо когда несколько занятий подряд связаны общей темой. Результатом занятий является коллективная или индивидуальная работа. Когда готова коллективная работа, обязательно нужно собрать всех детей, привлечь их внимание, чтобы они увидели конечный результат своего труда. Вспомнить, кто что делал и показать важность вклада каждого участника творческого процесса. В каждой индивидуальной работе важно отметить что-то неповторимое, отличающее от других работ и обратить внимание на это всех детей. Все работы обязательно нужно показать другим детям, воспитателям, родителям. Для этого в каждой группе существует выставка детских работ. Научившись делать какие-то поделки хорошо, многие дети учат родителей, бабушек или своих друзей. Так идёт закрепление материала.

4. Совместная игра.

Поделки детей включаются в игры. Обычно игра начинается на занятии и продолжается в свободное время, на прогулке, дома. На своих занятиях я ориентирую детей на их собственное видение и желание, только так можно развить творческое воображение и самостоятельность. Право выбора всегда за ребёнком. В основу методики творческих заданий берётся принцип постепенности, связанный с решением детьми различных по сложности живописных, пластических т композиционных задач, в освоении ими разнообразных материалов и технических приёмов их обработки. К выполнению нового задания надо приступать только тогда, когда мы убеждаемся, что дети свободно и осознано справляются с предыдущим. Занимаясь с детьми основами дизайн – деятельности, необходимо сформировать у дошкольников художественный вкус, умение выражать свой внутренний мир. Используя различные материалы, и техники изображения, элементы дизайн – культуры; стремление создавать красивые, гармоничные работы.

Заключение

Таким образом, развитие у детей дошкольного возраста в среде дизайна рассматривается в единстве формирования его эстетического отношения к окружающему и развития художественных способностей. Исходя из этого. Работа с детьми строится таким образом, чтобы ребёнок получил яркие впечатления, стремился и мог выражать свои впечатления художественно – выразительными, приобрёл многоаспектный опыт художественно – эстетической деятельности, научился творчески применять его в своей жизни. Занимаясь  дизайн – деятельностью, дети учатся находить сходства и различия в природе, окружающих предметах; учатся бережному отношению к материалам, с которым работают. Занятия  детским дизайном развивают у детей интеллект, культуру речи и общения, способности к анализу и обобщению, творческие способности, пространственное воображение, проектно – образное мышление. Дети начинают осознавать своё соавторство, участвуя в создании объектов красоты, учатся благоустраивать быт, используя опыт дизайна в детском саду.

Список использованной литературы

1. Грибовская А.А. коллективное творчество дошкольников.- М., 2004

2. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн», М., 2006. 1,2 часть

3. Дорожкин Ю. «Искусство – детям»: Первые уроки дизайна. – 2005.№1

4. Лялина Л.А. Дизайн и дети: из опыта методической работы.- М., ТЦ Сфера, 2006.

5. Лялина Л.А. Дизайн пришёл в детский сад.// Методист дошкольного образовательного учреждения №2. 2009