Главные вкладки
Потенциал практической работы при подготовке к ОГЭ по географии
Использование практических работ при подготовке к ОГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
potentsial_prakticheskoy_raboty_pri_podgotovke_k_oge_po_geografii.docx | 53.37 КБ |
Алгоритм решения различных заданий | 32.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс педагогических достижений
Номинация «Учитель года Московского района»
Подноминация «Учитель-предметник»
Потенциал практической работы
при подготовке к ОГЭ
по географии (9 класс)
Выполнила:
Комкова
Маргарита Федотовна,
учитель географии
ГБОУ школа № 643,
высшая категория
Санкт-Петербург
2019
Содержание :
1. Цели и задачи
2. Введение
3. Система подготовки к ОГЭ
4.Методика подготовки к ОГЭ
4.1 . Особенности ОГЭ .
4.2 Структура экзаменационной работы.
4.3 Рекомендации при подготовке к ОГЭ
5.Заключение
6. Список литературы
7.Приложения
1.Цели и задачи
Цель данной работы:
- способствовать у обучающихся продуктивной работы при решении экзаменационных заданий государственной аттестации по географии.
- повышение уровня предметной и психологической подготовки к сдаче ОГЭ.
- охарактеризовать ГИА по географии в 9 классе, определить методику подготовки учащихся.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
1.Проанализировать литературные источники по проблеме исследования.
2.Рассмотреть теоретические основы проведения ГИА -9 по географии.
3.Выявить особенности ГИА выпускников 9 классов по географии.
4.Охарактеризовать структуру экзаменационной работы.
5.Описать опыт работы по подготовке учащихся 9 классов к ГИА.
6.Дать рекомендации по подготовке учащихся 9 классов к ГИА по географии
7.Способствовать развитию умений ориентироваться в различных источниках информации ( карты атласа, статистические материалы, схемы, таблицы); -продуктивной работы при решении географических задач, тестов; -познавательного интереса и творческого потенциала учащихся.
2. Введение
Актуальность данной темы заключается в том, что в данное время в системе российского образования происходят глубокие, коренные изменения. Традиционная форма итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных школ постепенно перешла в новую для участников образовательного процесса форму - Государственную итоговую аттестацию (ГИА), основной целью которого является дифференцировать выпускников общеобразовательной средней (общей) школы по уровню географической подготовки с целью итоговой аттестации и отбора наиболее талантливых учащихся , тем самым подготовить к сдаче ЕГЭ в 11 классе для дальнейшего поступления в высшие учебные заведения.
География является предметом по выбору. В современной системе образования географии отдается не самое первостепенное место, но при этом учащиеся выбирают данный предмет для аттестации в 9 классе. В задачи учителя входит правильно подготовить ученика к ГИА. В современной литературе нет четких методических рекомендаций по собственно подготовке учащихся к ГИА по географии, а так же составлению программы подготовки. Таким образом, данная тема очень актуальна
Итоговая аттестация в 9-х классах нацелена на выявление уровня знаний учащимися отдельных понятий и положений, входящих в систему географии, умений использовать эти знания при анализе и оценке реальных общественных процессов и явлений, социализацию личности.
Подготовка к сдаче ОГЭ представляет собой комплекс материалов, использование которых в образовательном процессе позволит решить задачу по достижению ими большинства требований государственных образовательных стандартов и в дальнейшем успешно сдать ОГЭ по географии. Подготовка к итоговой аттестации как элемент (часть) уроков географии должна быть направлена на каждого отдельного ученика.
При подготовке учитель помогает выявить слабые места ученика и устранить пробелы ученика по тем или иным темам, оказывает помощь при систематизации материала, готовит правильно оформлять экзаменационную работу. Ученик более осознанно подходит к материалу, который изучался в 5-9 классах, т.к. у него уже более большой опыт и богаче багаж знаний.
Географию в основном, к сожалению, сдает тот контингент детей, которым трудно будет сдавать такие предметы, которые требуют специальных способностей. Учителю необходимо умение организовать работу по подготовке к ОГЭ таким образом, чтобы обеспечить успешную сдачу экзамена для всех учеников.
3.Система подготовки к ОГЭ
В связи с этим в моей работе сформирована система подготовки к ОГЭ, включающая в себя следующие этапы:
- планирование работы по подготовке к ОГЭ на консультациях, на уроках;
- диагностика ЗУН участников ОГЭ по географии;
- повтор и структурирование школьных знаний по предмету;
- более углубленное изучение тем, по которым составлены задания КИМ ОГЭ;
- обучение навыкам работы с картографическими, графическими, статистическими материалами.
Системный подход к повторению изученного материала - вот одна из главных задач при подготовке к экзамену. Самостоятельное повторение и тренинг выполнения заданий, систематические консультации по контрольно - измерительным материалам (КИМ) способствует систематизации комплексных знаний по предмету и формированию навыков выполнения заданий.
Мониторинг динамики готовности учащихся к экзамену является важнейшим слагаемым успешной подготовки. Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ можно выделить следующие составляющие:
-информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т. д.);
-предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
-психологическая готовность
Большую помощь в подготовке учеников могут оказать родители, проявив искреннюю заинтересованность как в подготовке, в том числе и совместной, так и непосредственно в день экзамена, настроив ребенка на успех.
Работу по подготовке к ОГЭ начинаю с того что знакомлю учеников с особенностями проведения экзамена, с системой оценивания экзаменационной работы, со спецификацией и кодификатором КИМ. Учащиеся должны чётко знать, что от них требуется на экзамене , что они должны сделать, чтобы не упустить возможность получить как можно больше баллов.
Знакомлю с необходимыми учебными пособиями, а также с материалами различных сайтов для подготовки к ОГЭ (сайт ФИПИ www.fipi.ru , «Решу ОГЭ»).
Затем ученики выполняют входную работу (как правило, это пробная версия ОГЭ). Эта работа даёт возможность определить каков уровень знаний ученика, понять, что умеет учащийся, какие пробелы в знаниях есть, на какие задания обратить особенное внимание. Результаты вношу в индивидуальную карту ученика.
Первая и последующие работы позволяют проследить динамику усвоения знаний, умений и навыков учащихся. Первая работа дается в виде демо-версии ОГЭ. Как правило, ученики набирают невысокий балл. Коллективно разбирая Демо-версию, учащиеся обращают внимание на тип заданий, сколько времени необходимо уделять разным заданиям, чувствуют пробелы в знаниях и это тоже в какой-то степени стимулирует желание систематически заниматься по предмету. Как правило, последующие прохождения вариантов ГИА будут все более и более успешными.
Основной метод подготовки – решение типовых и тренировочных заданий с выявлением имеющихся пробелов в знаниях.
Подготовка к экзамену имеет место практически на каждом уроке. Включение в изучение текущего учебного материала заданий, соответствующих экзаменационным заданиям. На каждом уроке решаем и разбираем задания не только из учебника, но и задания, соответствующие теме урока из КИМов. Имеет место использование в домашних заданиях материалов КИМов.
В рамках консультаций весь учебный материал, который ученик обязан знать при сдаче государственной итоговой аттестации (уровень обязательной подготовки), разбиваю на крупные темы на основе кодификатора элементов содержания к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения ОГЭ.
Для успешного решения заданий ОГЭ необходима постоянная тренировка. Практика показывает, что задания, которые успешно решались в начале учебного года, требуют неоднократного повторения, особенно перед экзаменом, так как преобладает краткосрочная память.
Технологии ,используемые на уроках
- Технология сотрудничества
- Проблемное обучение
- ИКТ – технологии
- Игровые технологии
- Технология эвристического обучения
Фундаментом географической подготовки является работа с географической картой. При выполнении заданий разрешается пользоваться атласами. Знание номенклатуры и умение читать карты разного содержания, представление о положении на карте географических объектов – это моё главное требование к учащимся.
Успешное выполнение многих заданий зависит от умения работать с топографическими планами, картосхемами, статистическими материалами, рисунками, таблицами, диаграммами. Сначала показываю образец выполнения заданий и образец рассуждений при выполнении задания, а затем требую этого от ученика. Учимся заново пользоваться транспортирами, линейками, решать задачи на проценты, строить графики, округлять числа.
При подготовке применяю информационные технологии. Презентации обладают наглядностью и выразительностью, это прекрасное дидактическое и мотивационное средство, способствующее лучшему запоминанию учебного материала. При подготовке к ОГЭ большое значение имеет и самостоятельная подготовка учащихся дома.
Для самостоятельной работы учащихся над пробными вариантами предлагаю инструкции-алгоритмы решения типовых тестовых заданий по разным темам.
Если использовать предлагаемые алгоритмы в системе по всем разделам, то учащиеся научатся более грамотно самостоятельно находить, систематизировать и применять на практике нужный материал (См. Приложения).
4.Методика подготовки к ГИА по географии
4.1 . Особенности ОГЭ .
География - единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся целостное, комплексное, системное представление о Земле как планете людей. В сферу рассмотрения этого предмета входят естественные (природные) и общественные (население, социальные вопросы, хозяйство) объекты и явления .
Общая цель географического образования школьников - сформировать всесторонне образованную личность, в более узком смысле эта цель заключается в овладении учащимися законченной системой географических знаний и умений, а также возможностями их применения в различных жизненных ситуациях .
Выпускники при подготовке к аттестации могут использовать демоверсии экзаменационных работ по предметам. Содержание экзаменационных работ определяется обязательным минимумом содержания основного общего образования по предметам и федеральным компонентом государственного стандарта общего образования .
Экзаменационная работа состоит из 30 заданий разных типов. Продолжительность работы - 120 минут. Задания проверяют географические знания, составляющие основу географической грамотности выпускников, а также - способность применить знания и умения в различных ситуациях .
Особенностью экзаменационных работ является их направленность на проверку сформированности умений использования различных источников информации.
При разработке экзаменационных работ учитываются требования по ориентации современного образования на формирование умений применять полученные знания в самых разнообразных ситуациях. Был сделан акцент на компетентностные задания , которые проверяют возможность применить имеющиеся географические знания для анализа явлений и процессов, происходящих в современном мире. Для этого были разработаны задания, которые требуют определить из предлагаемой ситуации, какие географические знания требуются для её понимания и анализа, и затем применить их в ситуациях, близких к жизненным, проверяют умение извлекать информацию текста, статистических таблиц, карт .
При выполнении работы разрешается пользоваться атласами 7-9 классов. Но в заданиях нет прямого указания на использование карт атласа. Учащиеся сами должны определить, какие карты атласа и для выполнения каких заданий целесообразно использовать.
Наряду с проверкой сформированности предметных компетентностей, работа традиционно проверяет знание географических фактов, закономерностей, понимание сущности географических явлений и процессов, их проявления на разных территориях. Важной частью работы также является проверка пространственных представлений о мире и регионах России
4.2 Структура экзаменационной работы.
Структура экзаменационной работы полностью отражена в таком документе как спецификация. Спецификация экзаменационной работы по географии - это перечень особенностей, свойственных данной работе.
Особенности спецификации заключаются в следующем: оценить уровень общеобразовательной подготовки по географии выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы.
Содержание экзаменационной работы определяется на основе следующих документов: -Обязательный минимум содержания основного общего образования по географии
·Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по географии. Структура экзаменационной работы.
Значительная часть заданий экзаменационной работы в новой форме по типу аналогичны заданиям, использующимся в экзаменационной работе ЕГЭ. В отличие от ЕГЭ, в экзамене в новой форме большее внимание уделяется степени достижения учащимися требований, направленных на практическое применение географических знаний и умений.
4.3 Рекомендации при подготовке к ОГЭ
1.На этапе планирования результатов обучения: четко представлять, какие именно умения и навыки должны быть сформированы у учащихся в результате изучения темы. Сформированные в 6 классе умения работать с топографическим планом и картами, необходимо развивать в курсе географии 7, 8, 9 классов при решении различных географических задач и заданий на всех этапах уроках .
2.На этапе объяснения, отработки и закрепления знаний, рекомендуем использовать задания, нацеленные на применение полученных на уроках знаний и умений для объяснения событий окружающей действительности, анализа информации.
3. Этап контроля При организации этапа оценивания учебных достижений проверять соответствие достигнутых результатов обучения поставленным целям. На этом этапе рекомендуется проводить текущий, тематический и итоговый контроль достигнутых результатов обучения, используя разнообразные пособия, предназначенные для проверки учебных достижений учащихся по географии.
Рекомендуется уделять больше внимания отработке таких важных над предметных и метапредметных умений, как чтение графиков и диаграмм разных видов. Анализ типичных ошибок чтения климатограмм показывает, что значительная доля ошибок связана с тем, что учащимся трудно прочитать графики с положительными и отрицательными значениями температуры воздуха.
Следует уделять внимание формированию умений работать со статистическими таблицами, текстами, географическими рисунками, так как эти умения у многих школьников сформированы недостаточно .
Важно обучать школьников алгоритму поиска информации и критическому к ней отношению.
Перед экзаменом необходимо ознакомиться с демонстрационными вариантами ГИА, изучить все содержащиеся в них инструкции, чтобы хорошо понимать, сколько времени отведено на работу, в каком порядке выполнять задания, как записывать ответы.
Еще одной основой подготовки к ГИА может стать кодификатор проверяемых элементов содержания: он содержит перечень тем, по которым могут быть сформулированы задания. Любые сборники тренировочных заданий или вариантов могут играть в подготовке только вспомогательную роль .
Успешной сдаче ГИА помогает и правильный психологический настрой, уверенность в своих силах.
При подготовке к ГИА-9 целесообразно продолжить работу по формированию и совершенствованию у учащихся умений работать с различными источниками географической информации и применять знания и умения для решения конкретных задач.
Результаты ОГЭ по географии
В 2017-2018 учебном году экзамен сдавали 17 учащихся.
В 2018-2019 учебном году-23 учащихся.
Показатель | 2017-2018 | 2018-2019 |
Средний балл | 4 | 3.9 |
Успеваемость | 100 % | 100 % |
5.Заключение
В работе раскрыты основные особенности итоговой аттестации по географии в общеобразовательной школе в форме и по материалам ГИА. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что введение ГИА, как элемента модернизации системы российского образования, призвано обеспечить достоверную оценку качества образования, преемственность общего и профессионального образования.
Специфика ГИА заключается в том, что отбор материала, подлежащего проверке на экзамене производится в соответствии с обязательными минимумами школьного географического образования и охватывает все курсы школьной программы.
Анализ подготовки позволил выявить основные проблемные вопросы возникшие в процессе самой подготовки, своевременно отработать их по средствам повторения материала , решения тестов, и в целом снизить количество ошибок допускаемых при написании первого «пробного теста».
Предположение гипотезы о том, что если работа по подготовке учащихся к ГИА имеет целенаправленный, систематический характер, то она будет эффективной, подтвердилось в ходе изучения педагогической литературы.
Основными рекомендации по совершенствованию учебного процесса, разработанные на основе анализа результатов выполнения экзаменационной работы учеников , позволят учителю внести необходимые коррективы в свою работу: нацелят на формирование умений применять знания, использовать их для объяснения сущности конкретных географических явлений, особенностей их распространения, покажут некоторые пути предупреждения типичных недостатков географической подготовки выпускников.
6. Список используемой литературы
1. Аксакалова Г.П., Барабанов В.В., Петрова Н.Н. ЕГЭ по географии:
содержание и основные итоги//География в школе,2004,№2,с.37-41
2.Барабанов В.В. География: Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену/В.В. Барабанов, Г.П. Аксакалова, Э.М. Абрацумова, С.Е. Дюкова, О.В. Чичерина.- 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательство «Экзамен», 2008.-222с. (Серия «ЕГЭ 2008. Поурочное планирование»)
3..География. ЕГЭ: методическое пособие для подготовки/В.В. Барабанов,
Э.М. Амбрацумова, С.Е. Дюкова.-2-е изд., перераб., доп.- М: Издательство «Экзамен», 2007.-221с.
4..ЕГЭ-география: контрольно-измерительные материалы 2018-2019.М:Просвещение..
5. География. Типовые тестовые задания/В.В. Барабанов, Э.М. Амбрацумова, С.Е. Дюкова, О.В. Чичерина.-8-е изд., перераб.и доп.-М: Издательство «Экзамен»-2008.
6..ЕГЭ-2020.География. Тренировочный персональный комплект экзаменационных материалов/Авт.-сост.В.В. Барабанов.-М:АСТ:Астрель, 2019.
Приложение
Алгоритмы решения задач при подготовке к ОГЭ (9 класс)
Что можно отработать на уроках:
1. Координаты (например, определить координаты городов Федерального значения).
2.Факторы размещения промышленных предприятий.
3.Циклоны, антициклоны (при изучении природы отдельных районов).
4.Рельеф, стихийные явления (при изучении природы отдельных районов).
Алгоритм решения типовых тестовых заданий :
1.Тема «Топографическая карта»
1. Берем линейку и измеряем расстояние по прямой от А до Б – 10 см.
2. Известно, что в 1 см на карте 100 м в действительности. Значит, что бы найти расстояние надо 100 м * на 10 см. = 1000 м или 1 км. Ответ: 1км.
2.Тема «Население России». «Климат России и мира»
В заданиях КИМ есть вопросы. которые можно отрабатывать на уроках в 9 классе. Это важно, потому что некоторые учащиеся выбирают географию практически в последний момент и времени на подготовку к ОГЭ очень мало.
Задача | Карты | Алгоритм действий |
Чтение синоптической карты, определение зоны действия атмосферных вихрей | Данные задания | 1. Рассмотреть фрагмент карты и ее условных знаков. 2. Найти концентрические окружности – зоны действия циклонов (низкое давление) и антициклонов (высокое давление) 3. Найти города, расположенные в зоне их действия 4. В соответствии с условиями задания определить нужный город |
Чтение синоптической карты, диагностирование изменений погоды | Данные задания | 1.По заданию определить, какие изменения прогнозируются (похолодание или потепление) 2. Найти на карте в соответствии с заданием холодный или теплый фронт и направление его перемещения 3. Найти на карте города (варианты ответов) расположенные на пути движения фронта |
Чтение климатограммы | Карта климатических поясов мира | 1. Определите по клим-ме: температуру мах и min, прикиньте амплитуду температур, годовое количество осадков, режим их выпадения. 2. По изменению температуры определите полушарие на карте (отбросьте два неверных ответа) 3. По амплитуде, количеству осадков и их режиму определите верный ответ (вспомните о факторах климатообразования и континентальности) 4. Найдите точку на карте поясов, проверьте ход своих рассуждений. Выберите ответ. |
Определение основных занятий населения | Народы России Природные зоны России | 1.Какие условия необходимы для заданных занятий? 2. Определите район проживания народов 3. В какой природной зоне расположен район? Есть ли в ней необходимые условия? |
Динамика показателей населения | Данные задания | 1. Найти в таблице или графике временной промежуток в соответствии с заданием 2. Найти строки (столбцы или точки графика) того показателя, динамику которого необходимо проследить 3. Ответить на вопрос |
Вычисление показателей населения (естественный и миграционный прирост, плотность населения и т.д) | Данные задания | 1. Вспомнить формулы вычислений: О пр = Е пр + М пр Е пр = Р – С М пр = Им – Эм Плотность = Население/ S(площадь)
ВНИМАТЕЛЬНО выполнить подсчеты |
Численность населения городов (города- миллионеры) | Плотность населения России | Вспомнить список (11) городов-миллионеров |
3.Строение земной коры и процессы, происходящие в ней и в других оболочках Земли, рельеф
Задача | Карты | Алгоритм действий |
Установление причинно-следственных связей явлений | Карты строения земной коры (тектоническая карта) | 1. Внимательно прочтите текст к заданию 2. Определите явление, о котором идет речь, вспомните его причины и места распространения 3. Найдите на карте объект, о котором говорится в задании 4. Соотнесите ваши знания причин явления и данных карты. 5. Постройте цепочку причинно-следственных связей ( строение лит.плит - тектоническую структуру – их внешнее проявление) |
Определение районов распространения данного явления | Те же и политическая карта мира | 1. Определите по основной карте область проявления процессов, описанных в тексте 2. Найдите эти области на политической карте мира. 3. Выберите страну, которая расположена в этой области |
Чтение рельефа по карте | Физическая карта | 1. Найдите города, указанные в задании 2. По цвету и шкале высот и глубин определите высоту, на которой они расположены 3. Запишите в черновике город- его высота 4. Расположите ответы в заданном заданием порядке |
4.«План местности»
Задача | Алгоритм действий |
Определение направлений по плану |
2.От точки отправления проведите луч - направление на север 3.Соедините точки отправления и назначения 4.Определите заданное условиями задачи направление (учитывая, что запад слева) |
Умение читать план, определять и оценивать заданные условия | 1.Определите по условию задания предназначение участка 2.Составьте список необходимых условий ( особенности рельефа, растительности, освещенности и т.д) 3. Внимательно рассмотрите каждый предложенный вариант участка, оценивая их условия. 4. Сделайте вывод, в котором укажите Ваш выбор. Обоснуйте его. |
Выбор профиля местности по отрезку плана | 1. Соедините точки отрезка на плане. 2. Определите по плану абсолютную высоту точки А и точки В 3. Проверьте соответствие высот этих точек на каждом из предложенных вариантов профилей. 4. Внимательно рассмотрите горизонтали, проходящие через отрезок профиля. Определите, как меняется характер поверхности (понижается – повышается – ровная) Определите плавные и крутые склоны. 5. Соотнесите каждый участок отрезка с вариантами профилей, постепенно отклоняя лишние варианты 6. Сделайте окончательный выбор. Перепроверьте свой ответ. |
5. «Географические координаты»
Задача | Алгоритм действий |
Определение по географическим координатам объекта | 1. По наименованию долготы (восточная или западная) определите нужное полушарие. 2. По наименованию широты (северная или южная) определите нужное полушарие (четверть). 3. Найдите параллель, на которой лежит объект 4. Выберите более крупную карту (мира, материка, России) 5. Найдите меридиан, на котором лежит объект 6. Проведите одновременно по линиям параллели и меридиана до точки их пересечения. Найдите объект. |
6. «Факторы размещения промышленного производства»
Задание 1 .
АО «Тульский комбайновый завод» - одно из крупнейших в России предприятий сельскохозяйственного машиностроения. Основу современной производственной специализации составляют: комплекс зерноуборочной техники, комплексы кормоуборочной техники для заготовки силоса, сенажа и сена. Все конструкции моделей сельскохозяйственных машин разработаны с учетом современных технологий.
Задание 2 .
Картами какого географического района нужно воспользоваться для того, чтобы определить местоположение г.Тулы?
1) Европейского Севера 2) Урала 3) Центральной России 4) Северо-Запада России
Вопрос. Чем можно объяснить размещение производства комбайнов в г.Тула? Укажите две причины. Обоснованный ответ запишите на отдельном листе или бланке, указав сначала номер задания.
Задание 1 обычно затруднений не вызывает. В данном случае, проверяется знание состава экономических районов страны. Если ученик сомневается в правильности ответа, то он имеет возможность проверить свою версию ответа по атласу .
Задание 2. Основной материал, которым должен владеть учащийся – знание факторов размещения отраслей российской промышленности. Для каждого производства набор факторов будет различный. Полное, логичное, последовательное объяснение – это главное в этом ответе.
Алгоритм действий
- Задай себе вопрос: «Какую продукцию производит описываемое предприятие?»
(АО «Тульский комбайновый завод» производит сельскохозяйственную технику зерноуборочные и кормоуборочные комбайны)
- Какие условия необходимы для выпуска этой продукции? (сырье, топливо, энергия, вода, транспорт, рабочая сила и т.д.) Каковы технико-экономические особенности производства этой продукции? (материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость, использования в качестве сырья отходов других производств, водоемкость и пр.)
( При изготовлении сельскохозяйственной техники требуется достаточно много металла, следовательно, это производство материалоемкое)
- Каковы особенности конечной продукции? (компактные размеры, крупные габариты, малый срок хранения и др.).
(Сельхозтехника достаточно громоздка, а это значит, транспортные расходы по ее перевозке будут очень большие.)
- Какие факторы (причины) влияют на размещение подобных производств?
При размещении материалоемкие производства будут ориентированы на предприятия выпускающие металл – металлургические комбинаты. Предприятия, выпускающие продукцию, перевозка которой обходится очень дорого, размещаются вблизи потребителя. В данном случае потребителем является сельское хозяйство.
5. Сопоставьте эти причины с условиями, существующими в экономическом районе, указанном в задании. Для этого используется карта экономического района в атласе. В некоторых вариантах работы картосхема предлагается прямо в задании.
( В городе Тула (Центральная Россия) есть металлургические предприятия. Такие предприятия есть и в других городах Центральной России (напр. Липецк). В Тульской области развито сельское хозяйство, а следовательно, необходима и сельхоз техника).
Ошибки, допускаемые учащимися:
1) Перечисляются ВСЕ факторы, которые знает ученик.
2) Ученик называет фактор и не дает объяснение (Пример ответа: На размещение влияет сырьевой фактор)
3) Ученик называет только один фактор, а в задании просят назвать две причины. В этом случае ученик получит только один балл за правильный ответ.
Предварительный просмотр:
Приложение
Алгоритмы решения задач при подготовке к ОГЭ (9 класс)
Что можно отработать на уроках:
1. Координаты (например, определить координаты городов Федерального значения).
2.Факторы размещения промышленных предприятий.
3.Циклоны, антициклоны (при изучении природы отдельных районов).
4.Рельеф, стихийные явления (при изучении природы отдельных районов).
Алгоритм решения типовых тестовых заданий :
1.Тема «Топографическая карта»
1. Берем линейку и измеряем расстояние по прямой от А до Б – 10 см.
2. Известно, что в 1 см на карте 100 м в действительности. Значит, что бы найти расстояние надо 100 м * на 10 см. = 1000 м или 1 км. Ответ: 1км.
2.Тема «Население России». «Климат России и мира»
В заданиях КИМ есть вопросы. которые можно отрабатывать на уроках в 9 классе. Это важно, потому что некоторые учащиеся выбирают географию практически в последний момент и времени на подготовку к ОГЭ очень мало.
Задача | Карты | Алгоритм действий |
Чтение синоптической карты, определение зоны действия атмосферных вихрей | Данные задания | 1. Рассмотреть фрагмент карты и ее условных знаков. 2. Найти концентрические окружности – зоны действия циклонов (низкое давление) и антициклонов (высокое давление) 3. Найти города, расположенные в зоне их действия 4. В соответствии с условиями задания определить нужный город |
Чтение синоптической карты, диагностирование изменений погоды | Данные задания | 1.По заданию определить, какие изменения прогнозируются (похолодание или потепление) 2. Найти на карте в соответствии с заданием холодный или теплый фронт и направление его перемещения 3. Найти на карте города (варианты ответов) расположенные на пути движения фронта |
Чтение климатограммы | Карта климатических поясов мира | 1. Определите по клим-ме: температуру мах и min, прикиньте амплитуду температур, годовое количество осадков, режим их выпадения. 2. По изменению температуры определите полушарие на карте (отбросьте два неверных ответа) 3. По амплитуде, количеству осадков и их режиму определите верный ответ (вспомните о факторах климатообразования и континентальности) 4. Найдите точку на карте поясов, проверьте ход своих рассуждений. Выберите ответ. |
Определение основных занятий населения | Народы России Природные зоны России | 1.Какие условия необходимы для заданных занятий? 2. Определите район проживания народов 3. В какой природной зоне расположен район? Есть ли в ней необходимые условия? |
Динамика показателей населения | Данные задания | 1. Найти в таблице или графике временной промежуток в соответствии с заданием 2. Найти строки (столбцы или точки графика) того показателя, динамику которого необходимо проследить 3. Ответить на вопрос |
Вычисление показателей населения (естественный и миграционный прирост, плотность населения и т.д) | Данные задания | 1. Вспомнить формулы вычислений: О пр = Е пр + М пр Е пр = Р – С М пр = Им – Эм Плотность = Население/ S(площадь)
ВНИМАТЕЛЬНО выполнить подсчеты |
Численность населения городов (города- миллионеры) | Плотность населения России | Вспомнить список (11) городов-миллионеров |
3.Строение земной коры и процессы, происходящие в ней и в других оболочках Земли, рельеф
Задача | Карты | Алгоритм действий |
Установление причинно-следственных связей явлений | Карты строения земной коры (тектоническая карта) | 1. Внимательно прочтите текст к заданию 2. Определите явление, о котором идет речь, вспомните его причины и места распространения 3. Найдите на карте объект, о котором говорится в задании 4. Соотнесите ваши знания причин явления и данных карты. 5. Постройте цепочку причинно-следственных связей ( строение лит.плит - тектоническую структуру – их внешнее проявление) |
Определение районов распространения данного явления | Те же и политическая карта мира | 1. Определите по основной карте область проявления процессов, описанных в тексте 2. Найдите эти области на политической карте мира. 3. Выберите страну, которая расположена в этой области |
Чтение рельефа по карте | Физическая карта | 1. Найдите города, указанные в задании 2. По цвету и шкале высот и глубин определите высоту, на которой они расположены 3. Запишите в черновике город- его высота 4. Расположите ответы в заданном заданием порядке |
4.«План местности»
Задача | Алгоритм действий |
Определение направлений по плану |
2.От точки отправления проведите луч - направление на север 3.Соедините точки отправления и назначения 4.Определите заданное условиями задачи направление (учитывая, что запад слева) |
Умение читать план, определять и оценивать заданные условия | 1.Определите по условию задания предназначение участка 2.Составьте список необходимых условий ( особенности рельефа, растительности, освещенности и т.д) 3. Внимательно рассмотрите каждый предложенный вариант участка, оценивая их условия. 4. Сделайте вывод, в котором укажите Ваш выбор. Обоснуйте его. |
Выбор профиля местности по отрезку плана | 1. Соедините точки отрезка на плане. 2. Определите по плану абсолютную высоту точки А и точки В 3. Проверьте соответствие высот этих точек на каждом из предложенных вариантов профилей. 4. Внимательно рассмотрите горизонтали, проходящие через отрезок профиля. Определите, как меняется характер поверхности (понижается – повышается – ровная) Определите плавные и крутые склоны. 5. Соотнесите каждый участок отрезка с вариантами профилей, постепенно отклоняя лишние варианты 6. Сделайте окончательный выбор. Перепроверьте свой ответ. |
5. «Географические координаты»
Задача | Алгоритм действий |
Определение по географическим координатам объекта | 1. По наименованию долготы (восточная или западная) определите нужное полушарие. 2. По наименованию широты (северная или южная) определите нужное полушарие (четверть). 3. Найдите параллель, на которой лежит объект 4. Выберите более крупную карту (мира, материка, России) 5. Найдите меридиан, на котором лежит объект 6. Проведите одновременно по линиям параллели и меридиана до точки их пересечения. Найдите объект. |
6. «Факторы размещения промышленного производства»
Задание 1 .
АО «Тульский комбайновый завод» - одно из крупнейших в России предприятий сельскохозяйственного машиностроения. Основу современной производственной специализации составляют: комплекс зерноуборочной техники, комплексы кормоуборочной техники для заготовки силоса, сенажа и сена. Все конструкции моделей сельскохозяйственных машин разработаны с учетом современных технологий.
Задание 2 .
Картами какого географического района нужно воспользоваться для того, чтобы определить местоположение г.Тулы?
1) Европейского Севера 2) Урала 3) Центральной России 4) Северо-Запада России
Вопрос. Чем можно объяснить размещение производства комбайнов в г.Тула? Укажите две причины. Обоснованный ответ запишите на отдельном листе или бланке, указав сначала номер задания.
Задание 1 обычно затруднений не вызывает. В данном случае, проверяется знание состава экономических районов страны. Если ученик сомневается в правильности ответа, то он имеет возможность проверить свою версию ответа по атласу .
Задание 2. Основной материал, которым должен владеть учащийся – знание факторов размещения отраслей российской промышленности. Для каждого производства набор факторов будет различный. Полное, логичное, последовательное объяснение – это главное в этом ответе.
Алгоритм действий
- Задай себе вопрос: «Какую продукцию производит описываемое предприятие?»
(АО «Тульский комбайновый завод» производит сельскохозяйственную технику зерноуборочные и кормоуборочные комбайны)
- Какие условия необходимы для выпуска этой продукции? (сырье, топливо, энергия, вода, транспорт, рабочая сила и т.д.) Каковы технико-экономические особенности производства этой продукции? (материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость, использования в качестве сырья отходов других производств, водоемкость и пр.)
( При изготовлении сельскохозяйственной техники требуется достаточно много металла, следовательно, это производство материалоемкое)
- Каковы особенности конечной продукции? (компактные размеры, крупные габариты, малый срок хранения и др.).
(Сельхозтехника достаточно громоздка, а это значит, транспортные расходы по ее перевозке будут очень большие.)
- Какие факторы (причины) влияют на размещение подобных производств?
При размещении материалоемкие производства будут ориентированы на предприятия выпускающие металл – металлургические комбинаты. Предприятия, выпускающие продукцию, перевозка которой обходится очень дорого, размещаются вблизи потребителя. В данном случае потребителем является сельское хозяйство.
5. Сопоставьте эти причины с условиями, существующими в экономическом районе, указанном в задании. Для этого используется карта экономического района в атласе. В некоторых вариантах работы картосхема предлагается прямо в задании.
( В городе Тула (Центральная Россия) есть металлургические предприятия. Такие предприятия есть и в других городах Центральной России (напр. Липецк). В Тульской области развито сельское хозяйство, а следовательно, необходима и сельхоз техника).
Ошибки, допускаемые учащимися:
1) Перечисляются ВСЕ факторы, которые знает ученик.
2) Ученик называет фактор и не дает объяснение (Пример ответа: На размещение влияет сырьевой фактор)
3) Ученик называет только один фактор, а в задании просят назвать две причины. В этом случае ученик получит только один балл за правильный ответ.