Научная статья. Уроки географии с использованием информационных и коммуникационных технологий при изучении региональной части в курсе «География России»
В связи с новыми тенденциями в развитии географической науки открываются большие возможности для совершенствования методических условий преподавания географии на основе информационных и коммуникативных технологий. А при улучшении условий происходят положительные сдвиги в знаниях, умениях и развиваются творческие способности учеников.
Образованный и культурный человек должен хорошо знать особенности природы своей Родины, представлять, как повлияла природная среда на характер, быт, хозяйственную деятельность человека. Курсу «География России» принадлежит важнейшая роль для решения этой задачи. Для глубокого познания природы и хозяйства такой большой территории, как наша страна необходимо подробное изучение отдельных её частей – регионов. [1]
Практика преподавания региональной части курса «География России» показывает, что учащимся тяжело сформировать представление о родном регионе, не говоря уже обо всех остальных, где школьник никогда не был. Поэтому необходим принцип наглядности. В учебниках не всегда достаточно информации для полноценного изучения регионов России. Поэтому для создания образов территорий нужно включать в уроки стихи, рассказы, картины, национальные костюмы, видеоматериалы. И здесь в наш современный век инноваций на помощь приходят информационные технологии.
Внедрение информационных технологий в школе позволяет изменять традиционную систему образования. Это помогает повысить интерес изучения предмета у учащихся. Ведь главная проблема у многих современных детей – отсутствие желания и стремления учиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 39.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Уроки географии с использованием информационных и коммуникационных технологий при изучении региональной части в курсе «География России»
В связи с новыми тенденциями в развитии географической науки открываются большие возможности для совершенствования методических условий преподавания географии на основе информационных и коммуникативных технологий. А при улучшении условий происходят положительные сдвиги в знаниях, умениях и развиваются творческие способности учеников.
Образованный и культурный человек должен хорошо знать особенности природы своей Родины, представлять, как повлияла природная среда на характер, быт, хозяйственную деятельность человека. Курсу «География России» принадлежит важнейшая роль для решения этой задачи. Для глубокого познания природы и хозяйства такой большой территории, как наша страна необходимо подробное изучение отдельных её частей – регионов. [1]
Практика преподавания региональной части курса «География России» показывает, что учащимся тяжело сформировать представление о родном регионе, не говоря уже обо всех остальных, где школьник никогда не был. Поэтому необходим принцип наглядности. В учебниках не всегда достаточно информации для полноценного изучения регионов России. Поэтому для создания образов территорий нужно включать в уроки стихи, рассказы, картины, национальные костюмы, видеоматериалы. И здесь в наш современный век инноваций на помощь приходят информационные технологии.
Внедрение информационных технологий в школе позволяет изменять традиционную систему образования. Это помогает повысить интерес изучения предмета у учащихся. Ведь главная проблема у многих современных детей – отсутствие желания и стремления учиться.
- Информационная технология – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединённых в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоёмкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надёжности и оперативности. В таблице 1 представлены некоторые информационные технологии, применяемые в системе образования России.
Название информационной технологии | Англоязычное название | Сокращённое название |
Электронный учебник | Electronic textbook | e-tbook |
Мультимедиа система | Multimedia system | CD-sys |
Экспертная система | Experts system | ex.sys |
Система автоматизированного проектирования | Computer aided design system | CAD |
Электронный библиотечный каталог | Electronic library | e-libr |
Банк данных, база данных | Database | Db |
Локальные и распределенные (глобальные) компьютерные системы | Local and Wide area networks | LAN/WAN |
Электронная почта | Electronic mail |
Таблица 1. Информационные технологии, применяемые в системе образования России [3]
Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:
- повышает мотивацию учащихся к учению;
- активизирует познавательную деятельность;
- развивает мышление и творческие способности ребёнка;
- формирует активную жизненную позицию в современном обществе.
В зависимости от дидактических целей можно выделить виды компьютерных программ:
- - учебные
- - тренажеры
- - контролирующие
- - демонстрационные
- - справочно-информационные
- - мультимедиа-учебники
- - интерактивные карты
2) В основе коммуникационных технологий лежит обмен информации. Обмен информацией производится по каналам передачи информации.
Общая схема передачи информации включает в себя отправителя информации, канал передачи информации и получателя информации (cм. схему 1).
Схема 1. Общая схема передачи информации [4]
Отправитель информации Канал передачи Получатель информации
Основные составляющие коммуникационных технологий:
- Локальная компьютерная сеть
- Интернет
- Электронная почта
- Телеконференции
В наше время в образовании постоянно работают над внедрением коммуникационных технологий. Во многих школах страны проведён интернет, локальные сети. Всё чаще идут разговоры о дистанционном обучении.
Информационные и коммуникационные технологии постоянно между собой взаимосвязаны, поэтому целесообразнее говорить о информационно-коммуникационных технологиях – ИКТ. Использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности - это не дань моде, а необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи.
Примеры уроков географии с применением информационных технологий представлены в пособии серии «Современная школа». Изучение региона «Дальний Восток» представлено в таблице 2.
Таблица 2. Урок с использованием информационных технологий в 8 классе на тему «Дальний Восток – край контрастов» [2]
Для развития интереса к географии, для расширения кругозора учеников можно предложить учащимся творческие, самостоятельные домашние задания с использованием компьютерных технологий: создание презентаций, веб-страниц. Например, в 8 классе при изучении природы отдельных природно-территориальных комплексов можно создавать презентации, используя Интернет-ресурсы. Это значительно повышает интерес к урокам географии и улучшает представление о регионах нашей страны, расширяя кругозор. При помощи компьютерных технологий на уроках можно проводить проверку знаний учащихся, закреплять изученный материал. Для этого могут быть использованы компьютерные тесты, тренажёры.
Современные информационно-коммуникационные технологии открывают учителям и учащимся большие возможности для эффективного использования обширной информации, которая все более доступна.
Выпускник должен обладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях. В формировании этих умений в региональной части курса «География России» существенный вклад могут внести ИКТ технологии. Проникновение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс создаёт предпосылки для кардинального обновления как содержательно-целевых, так и технологических сторон обучения. Это проявляется в том, что существенно обогащается система дидактических средств и формируется нетрадиционные ИКТ обучения. Образовательная практика порождает сложное, противоречивое многообразие методов, методик, технологий обучения [3].
Изучение регионов нашей Родины является важной составляющей географической науки, так как даёт представление, как о своём родном крае, так и об отдалённых уголках нашей страны. В наш современный век необходимо повышать у школьников интерес к региональному курсу «География России» на основе информационных и коммуникационных технологий.
Литература:
- Баринова И.И. География. Природа России. 8 класс. Учебник. – М.: Дрофа, 2009.
- Долгорукова С.В., Елисеева Л.И., Кугут И.А., Федорова О.П. Уроки географии. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением. – М.: Глобус, 2010.
- Федотов А.А., Федотова Е.А. Информационные технологии в науке и образовании. – М.: ИД «Форум»: Инфра-М, 2010.
- Интернет-ресурсы:
На уроках я использую технические средства обучения: интерактивные доску (электронные пособия и карты, электронные тренажёры), интернет, видео, презентации. Увеличение представления у учащихся о регионах России можно достигать разными видами деятельности. Примеры: путешествие в интернете по России в программе «Google Earth»; обозначение объектов на интерактивных картах; просмотр видеороликов, репортажей, картин; создание презентаций. Безусловно, при этом у детей растёт познавательный интерес. Пятый год я увлекаюсь созданием видеорепортажей. Об уголках нашей Родины у меня пока только 3 репортажа: Московская область, озеро Байкал, Черное море. Дети с удовольствием смотрят эти видеоролики и интересуются после просмотра об особенностях природы, местных жителях и т.п. Исходя из этого, я считаю, учителю географии постоянно нужно накапливать методический материал для уроков изучения регионов.