"Перспективы экологического туризма в экологическом образовании и воспитании"

Сафина Людмила Фаридовна

Теория и знания, которые даются в школах – необходимы, но никакие знания не заставят человека полюбить природу и осознанно заботиться о ней, ибо такая любовь и осознанность появится лишь при тесном взаимодействии человека и природы, а это реализуется посредством экологического туризма. Из этого можно сделать вывод, что экологический туризм имеет огромные перспективы в экологическом образовании и воспитании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ

Л.Ф. Сафина

ГБООУ санаторная школа-интернат  №68, г. Санкт-Петербург, lusafina22@mail.ru

PERSPECTIVES OF ECOTOURISM IN THE ECOLOGICAL EDUCATION

L.F. Safina

GBOOU sanatorium boarding school № 68, St-Petersburg

    Человек на протяжении всей своей истории всегда был неразрывно связан с природой и для его гармоничного развития эта связь, на мой взгляд, необходима. Необходимо прививать людям заботу об окружающей среде, ибо она является и нашей средой обитания, и средой обитания вообще всей биомассы. В современном мире вопрос о взаимодействии человека и природы до сих пор носит проблематичный характер, поскольку человек, добывая и перерабатывая природные ресурсы, оказывает весьма негативное воздействие на окружающую среду, что приводит к ухудшению здоровья у людей, а также к сокращению некоторых видов животных. Развитые страны сейчас применяют у себя экологически чистые технологии. К сожалению, в нашей стране уровень экологического сознания еще низок, и мы пользуемся отсталыми и сильно загрязняющими технологиями. Вот именно поэтому и нужно с раннего детства прививать детям любовь к природе, стремление ее сохранить; дать понять, как сильно загрязняется природа из-за неразумного природопользования, и что они – будущее нашей страны, и все в их руках. Дети узнают минимум информации о природе через школьные учебники, телевидение и Интернет. Но такое образование сугубо теоретическое – оно вряд ли способно пробудить у подрастающего поколения  живую любовь к природе, ведь невозможно полюбить что-то, только читая об этом или смотря фильмы. Когда ребенок находится на природе, наглядно видит процессы и явления, о которых говорилось в школе, видит невероятные пейзажи – тогда он чувствует, что человек должен существовать в гармонии с окружающей средой.

   Ответственность за полноценное экологическое образование и воспитание в основном возложена на школу. Положительным моментом здесь служит то, что Концепция общего среднего экологического образования была разработана еще в 1994 г. [2], и для ее практической реализации были приняты совместные документы Минобразования РФ и Минохраны окружающей среды и природных ресурсов; разработаны Примерные программы по экологии.
   Однако, несмотря на имеющуюся обширную правовую базу, школьное экологическое образование в настоящее время не является обязательным, поскольку учебная дисциплина "Экология" не включена в федеральный компонент Базисного учебного плана Государственного общеобразовательного стандарта, а находится в региональной компетенции. Положение усугубляется тем, что до сих пор отсутствует единый подход к тому, как должно быть реализовано экологическое образование в общеобразовательных учреждениях. В целом оно носит эпизодический характер, состоит из отдельных слабо взаимосвязанных частей; экологизация учебно-воспитательного процесса осуществляется на основе разрозненных курсов, модулей, блоков; отсутствует координация и преемственность на различных уровнях.
  Важнейшей составляющей экологического образования и воспитания, на мой взгляд, является экологический туризм.

   Экологическому туризму посвящено довольно много литературы на английском языке, но до сих пор не существует единого мнения по поводу значения этого термина, благодаря многочисленности форм, в которых он преподносится.

   Одно из наиболее популярных определений гласит, что экологический туризм, это «туризм, включающий путешествия в места с относительно нетронутой природой с целью получить представление о природных и культурно-этнографических особенностях данной местности, который не нарушает при этом целостности экосистем и создает такие экономические условия, при которых охрана природы и природных ресурсов становится выгодной для местного населения»[3].  Итак, отличительные особенности экотуризма заключаются в том, что он стимулирует и удовлетворяет желание общаться с природой, предотвращает негативное воздействие на природу и культуру и побуждает туроператоров и туристов содействовать охране природы и социально-экономическому развитию.

  Чтобы лучше понять, почему экологический туризм идеально подходит для реализации экологического образования и воспитания, сравним их цели и задачи.

Соотнесение целей экологического туризма и экологического образования

Цели экологического туризма

Цели экологического образования

  1. 1). Путешествие в природу с целью знакомства туристов с живой природой и местной культурой. Появление эмоционально-позитивного переживания нравственного характера.

- развитие духовной потребности в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия, стремление к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера.

  1. 2). Содействие охране природы и местной социо-культурной среды. В процессе экологического туризма вреда окружающей среде не наносится.

- овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования, развитие способности оценить состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;

- выработка умений предвидеть возможные последствия своей деятельности в природе;

- формирование понятия о взаимосвязях в природе.

3). Экономический вклад в устойчивое развитие и экологическую сохранность часто посещаемых регионов.

- формирование стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения действия людей, наносящих вред природе.

  1. 4). Повышение осознания необходимости охраны природной и культурной среды, как местным населением, так и туристами.

Выработка умений предвидеть возможные последствия своей деятельности в природе.

- формирование стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения действия людей, наносящих вред природе.

Таблица составлена на основе источников [1],[3].

   Как мы можем видеть, к каждой цели экологического туризма соотнеслась хотя бы одна или несколько целей экологическое образования, это говорит о том, что экологическое образование можно практически в полной мере передавать посредством экологического туризма. Теория и знания, которые даются в школах – необходимы, но никакие знания не заставят человека полюбить природу и осознанно заботиться о ней, ибо такая любовь и осознанность появится лишь при тесном взаимодействии человека и природы, а это реализуется посредством экологического туризма. Из этого можно сделать вывод, что экологический туризм имеет огромные перспективы в экологическом образовании и воспитании.

Литература

[1]  Дерябо С.Д., Ясвин В.А.. Концепция общего среднего экологического образования // Зеленый мир. - 1997. - N 14. С. 2-4.

[2] Концепция общего среднего экологического образования / Под ред. Зверева И.Д., Суравегиной И.Т. – М.: Ин-т общеобразовательной школы РАО, 1994.

[3]  Ледовских Е.Ю., Моралева Н.В.,  Дроздов А.В. Экологический туризм на пути в Россию. Принципы, рекомендации, российский и зарубежный опыт. - Тула: Гриф и К, 2002. - 284с.

Summary

    Ecological tourism in environmental education students has great prospects. In school, children are mostly theoretical knowledge and eco-tourism creates in children a positive emotional attitude towards nature. Theory and knowledge that are in schools - are necessary, but no knowledge will not make a person fall in love with nature and consciously take care of her, because this love and awareness appears only in close relationship between man and nature, and this relationship is realized through eco-tourism.