Открытый урок-игра "Звездный час"

Артамонова  Жанна Федоровна

Урок-игра «Звёздный час» по теме «Владимирская Русь» проводится как обобщающий урок в рамках программы географии 9 класса в разделе «География своей местности» с целью обобщения, повторения, закрепления, систематизации знаний учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Открытый урок37.72 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Урок – игра «ЗВЁЗДНЫЙ ЧАС»

                           «Владимирская область»

                                          9 класс

                                                                                       Подготовила

                                                                                      учитель географии

                                                                                      I категории

                                                                                      Артамонова Ж.Ф.

Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение Владимирской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 2 г. Владимира»

                                УРОК №   14                                  

 Раздел: « География  своей местности»

Тема урока: «Владимирская Русь»

Цель: повторение, обобщение и систематизация знаний  учащихся по теме: «Владимирская область»

Задачи урока:

Образовательные:

1. Систематизировать географические знания детей  по теме «География своей местности» посредством интегрированных  (связь географии с естественными науками) и интегративных (связь географии с общественными науками) связей.

2. Обобщить знания учащихся по теме «География своей местности».

3. Показать учащимся практическую значимость  географического материала по данной теме (знание родного края и умение ориентироваться ).

3.Закреплять знания учащихся о Владимирской области и стимулировать познавательный интерес .

4. Обогащать активный словарный запас учащихся через разнообразные виды работ с географическими терминами на разных этапах урока.

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать у учащихся произвольное внимание, долговременную память, связанную речь через работу с настенными картами, с наглядными пособиями.

2. Корригировать и развивать мышление через анализ, синтез, сравнение.

3. Способствовать развитию  у школьников познавательных способностей, творческой активности в добывании и применении знаний.

4. Помогать учащимся увидеть результативность проделанной работы.

Воспитывающие:

1. Воспитывать  у детей умение работать в парах.

2. Воспитание у учащихся  самостоятельности, трудолюбия, аккуратности.

3. Способствовать формированию познавательного интереса к географии у школьников.

4. Создать  на уроке доброжелательную атмосферу, обеспечивающую творческое сотрудничество на уровне учитель-ученик, ученик-ученик.

Основные знания: учебник «География Владимирской области»

Основные термины и понятия: история, природные условия,

Оборудование и материалы: учебник «География Владимирской области» , тетради, физическая карта Владимирской области,

Тип урока:  урок-игра

Размещение оформления, наглядности на доске.

В центре - название игры «Звёздный час», «Владимирская Русь»

Горизонтально расположить звёздочки с цифрами 1-7. Под каждой звёздочкой разместить табличку с изображением задания, чистой стороной листа к зрителям. При выходе к очередному туру учитель переворачивает таблички с изображениями для осмотра участниками.Вертикально расположить номера туров I-VIII.Подобно таблице:

1

2

3

4

5

6

7

I тур

«Имена»

«Даты»

II тур

«Географическое положение»

«Климат»

III тур

«Реки»

Рельеф»

IV тур

«Растительный мир»

«Животный мир»

V тур

«Хозяйственный комплекс»

«Достопримечательности»

Ход игры.

Учитель обращается к классу, говорит:

- Сегодня, мы собрались, чтобы обобщить, закрепить наши знания о Владимирской области. Наш урок пройдёт в виде интеллектуальной игры. Эта игра называется «Звёздный час» по теме «Владимирская Русь». И сегодня звёздный час наступит для самого знающего всё о Владимирской области: и историю, и природные условия, и хозяйство,  и достопримечательности.

Условия игры «Звёздный час»: каждый участник за правильный ответ получает звёздочку. С наименьшим количеством звёздочек участник выбывает из игры:  после 3х туров и конкурса «Кубики», после V, VI туров. Победителем становится обладатель знаний о Владимирской области и большего количества звёздочек.

Чтобы дать ответ, надо поднять карточку с номером звёздочки, которые вы видите на доске и обосновать правильность ответа.

 I тур « ИМЕНА »                                      (Выбери правильный ответ)

Таблички с изображением

Устные пояснения учителя

  1. Владимир Мономах

Укрепляет г.Владимир

в 1108году

  1. Юрий Долгорукий

сын Владимира Мономаха,

князь           Ростово – Суздальского княжества

  1. Андрей Боголюбский

Князь Владимиро-Суздальского княжества, внук Владимира Мономаха.

  1. Всеволод III, Большое Гнездо.

Брат Андрея Боголюбского, княжил во Владимире после его смерти

  1. Юрий Всеволодович.

Сын Всеволода III, Большое Гнездо, погиб при  монголо-татарском захвате города Владимира

  1. Александр Невский

Был Великим Владимирским князем  11 лет

  1. Владимир I

, а так же Владимир Краснок Солнышко - основатель города Владимира.

Вопросы:                                                                                            Ответы:

1.Кто из представленных князей на месте старого поселения землевладельцев и ремесленников основал г. Владимир?                         № 7

2.При каком из этих князей город Владимир

становится столицей Северо-Восточной Руси?                                                 № 3

3.Один из этих князей был захоронен

в Богородице Рождественском монастыре г. Владимира ,

но по приказу ПетраI останки этого князя были перенесены  

в Санкт-Петербургский монастырь. Кто это?                                         № 6

«ДАТЫ»                                       (Выбери правильный ответ)

Таблички с изображением

Устные пояснения учителя

  1. 1147г.

Год основания г.Москвы

  1. 1230г.

Землетрясение во Владимире

  1. 1778г.

Образована Владимирская губерния, в составе которой 13 уездов

  1. 1238г.

Осада, штурм, взятие г.Владимира войсками хана Батыя.

  1. 1941г.

Начало Великой Отечественной войны.

  1. 1108г.

Владимир Мономах укрепляет город-крепость Владимир

  1. 990г.

Владимир красное солнышко основал г.Владимир.

Вопросы:                                                                             Ответы:

1.В каком  годуво Владимире

происходили военные действия?                                                                    №4

2.Какая из этих дат является датой основания и возведения

города-крепости Владимира-на-Клязьме?                                                        №7

3.Какой датой древние люди запечатлели

в летописи ужасные дни землетрясения?                                                         №2

II тур               (Закончи предложение, выбрав нужный ответ и поставь слова в нужном падеже)

«Географическое положение»

1.Западно - Сибирская равнина.

2.Уральские горы.

3. Прикаспийская низменность

4.Средне-сибирское плоскогорье.

5.Северный Кавказ.

6.Восточно-Европейская равнина.

7. Алтайские горы.

Вопросы:                                                                                     Ответы:

1.Владимирская область расположена в центре……                №6

«Климат» »              (Закончи предложение, выбрав нужный ответ и поставь слова в нужном падеже)

Таблички с изображением:

  1. Резко континентальный
  2. Субтропический
  3. Умеренно континентальный
  4. Арктический
  5. Морской.
  6. Экваториальный
  7. Субэкваториальный

Вопросы:                                                                                                          Ответы:

1.Владимирская область находится в ……..                                                      №3

III тур « Реки»                               (Выбери правильный ответ)

Таблички с изображением:

  1. р. Рпень
  2. р. Лыбедь
  3. р Нерль.
  4. Р. Содышка
  5. р. Клязьма
  6. р.Почайна
  7. р. Ока

Вопросы:                                                                                                             Ответы:

1.На берегах какой из этих рек до сих пор

строится город Владимир?                                                                              №5

2.Притоком какой из этих рек является

река Клязьма?                                                                                                      №7

3.На какой из данных рек образовано

 водохранилище?                                                                                                 №4 

«Рельеф» »                               (Выбери правильный ответ)

Таблички с изображением:

  1. Холмистая равнина
  2. Равнина.
  3. Горы.
  4. Низменность
  5. Плоскогорье

Вопросы:                                                                                                  Ответы:

1.Какая поверхность характерна для Владимирской области?            №1

Конкурс «КУБИКИ»

Задание:    участники составляют слова из букв, которые указаны на выброшенных кубиках.

Условие конкурса: кто составил короткое слово и набрал малое количество звёзд, тот выбывает из игры.

IV тур.  « Растительный мир»      (Правильны ли мои утверждения?)

Таблички с изображением:

  1. Берёза.
  2. Ель.
  3. Тополь.
  4. Сосна.
  5. Липа.
  6. Осина.
  7. Дуб

Вопросы:                                                                                                              Ответы:

1 Я утверждаю, что все эти породы деревьев  в равных

долях произрастают в лесах Владимирской области?             Нет, только № 4

2. Я утверждаю, что липа занимает2-е место

по распространению во Владимирской области?                    Нет, только № 1

3.Я утверждаю, что все эти породы деревьев

являются самыми «музыкальными»

во Владимирской области?                                                             Нет, только №2

«Животный мир»               (Правильны ли мои утверждения?)                               

Таблички с изображением:

  1. Бобр.
  2. Выхухоль.
  3. Медведь.
  4. Выдра.
  5. Рысь.
  6. Зубр.
  7. Заяц беляк.

Вопросы:                                                                                                       Ответы:

1.Я утверждаю, что все эти животные

подлежат охране?                                                                    Да, кроме №1, № 7

2.Я утверждаю, что все эти животные занесены

в Красную книгу. Так ли это?                                               Нет, только № 2, № 6

3.Я утверждаю, что все эти животные зимуют

 в берлоге. Так ли это?                                                                  Нет только  № 3

ФИЗМИНУТКА:

Подведение итогов:

Подсчёт количества звёзд.

Кто набрал малое количество звёзд, тот выбывает из игры.

V тур « Хозяйственный комплекс»              (Выбери правильный ответ)

Таблички с изображением:

  1.  Химическая промышленность.
  2. Транспорт и связь.
  3.  Машиностроение и металлообработка.
  4. Пищевая промышленность
  5. Выращивание кормовых культур.
  6. Выращивание зерновых культур
  7. Выращивание картофеля.

Вопросы:                                                                                                            Ответы:

1 .Какая из данных культур занимает

наибольшую посевную площадь

во Владимирской области?                                                                               №5

2. Какая из отраслей промышленности

 во Владимирской области

 является ведущей?                                                                                              №3

3.Я считаю, что выращивание картофеля

 преобладает над выращиванием

зерновых культур во Владимирской

области?                                                                                                            Нет, № 6

« Достопримечательности»                                  (Выбери правильный ответ)

Таблички с изображением

Устные пояснения учителя

  1. Золотые ворота.

 1158-1164 гг.

  1. Успенский собор.

1158-1189 гг.

  1. Дмитриевский собор.

1194-1197 гг

  1. Княжеский дворец в Боголюбово.

1190г.

  1. Церковь Покрова на Нерли.

1165г.

  1. Мемориал памяти павшим воинам в Великой Отечественной войне.

1975г

  1.  Памятник 850-летию г.Владимира.

1958г

Вопросы:                                                                                                              Ответы:

1.Какой из этих архитектурных памятников

самый древний?                                                                                                  № 1,2.

2.Я считаю, что все эти памятники истории

построены и находятся в областном центре.

Так ли это?                                                                                           Да, кроме №4,5

3.Какой из этих памятников является

 самым молодым?                                                                                                   №6

Подведение итогов:

 Подсчёт количества звёзд.

Кто набрал малое количество звёзд, тот выбывает из игры. Остаётся 2 участника и выходят в заключительный тур.

Конкурс    «Составь слово»

Задание: составить самое длинное существительное из слова «Краеведение»

Анализ и оценки результатов игры:

1)учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает допущенные ошибки, формулирует окончательный итог игры.

За количество набранных звёзд учитель выставляет оценки.

2)Самооценка учащимися своей работы:

Учащиеся рассказывают о своей работе на уроке.

Рефлексия:

При выходе из класса каждый ученик выбирает цветной     кружок и кладёт его в соответствующую ячейку в коробочку на учительском столе. ( красный – я не доволен собой на уроке, жёлтый – я работал не в полную силу и могу больше, зелёный – я доволен своей работой на уроке и своими знаниями)

***

Список используемой литературы:

Пороцкая  Т.И. Обучение географии во вспомогательной школе. М. Просвещение, 1977.

СелевкоГ.К. Современные образовательные технологии. М., 1998. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2000.

Сборник Экологическое образование в школах. Владимир, 2001.

Кульневич С.В., Лакоцетина Т.П. Нетрадиционные уроки. Воронеж,2002.

Митрофанов И.В. Тематические игры по географии. М., 2003.

Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. Санкт-Петербург, Союз, 2004.

Сальникова Т.П. автор-составитель. Педагогические технологии. М., Сфера, 2005.

Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М., НИИ школьных технологий, 2006.