Методическая разработка "Обобщение и повторение по разделу "Корни, степени и логарифмы"
В методической разработке изложены учебно - методические материалы по разделу 4 "Корни, степени и логарифмы" лисциплины ОУД.03 "Математика" для специальностей 26.02.03, 26.02.05 26.02.06. Методическая цель занятия - показать одну из форм повторения и обобщения материала. Учебное занятие включает в себя 2 этапа: 1. Проверка теоретических знаний. 2. Закрепление и контроль знаний при помощи выполнения учащимися контрольно - теоретического теста по изученному разделу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3._korni_stepeni_i_logarifmy._obobshchenie.doc | 958.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Государственный университет морского и речного флота
имени адмирала С.О. Макарова»
Печорское речное училище –
филиал ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»
Учебно-методический комплекс дисциплины
ОУД. 03 Математика
МАТЕМАТИКА
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА
«ОБОБЩЕНИЕ И ПОВТОРЕНИЕ ПО РАЗДЕЛУ «КОРНИ, СТЕПЕНИ И ЛОГАРИФМЫ»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 КУРСА ДНЕВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ: 26.02.03 «СУДОВОЖДЕНИЕ»
углублённой подготовки, 26.02.05 «ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК»базовой подготовки, 26.02.06 «ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И СРЕДСТВ АВТОМАТИКИ» базовой подготовки
Печора, 2017 г.
Стахиряк Е. И.
Математика: методическая разработка урока «Обобщение и повторение по разделу «Корни, степени и логарифмы» – Печора, 2017 г. – 26 с. В методической разработке изложены учебно – методические материалы по разделу IV «Корни, степени и логарифмы» программы дисциплины ОУД.03. «Математика» для специальностей: 26.02.03 «Судовождение» углублённой подготовки, 26.02.05 «Эксплуатация судовых энергетических установок» базовой подготовки, 26.02.06 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики».
Предназначено для преподавателей и обучающихся.
Рассмотрено на заседании ПЦК общетехнических дисциплин, протокол № ____ от « ___» ________2017 г.
Составитель: Стахиряк Елена Игоревна, преподаватель ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»
СОДЕРЖАНИЕ:
1. | Пояснительная записка | 4 |
2. | План урока | 5 |
3. | Приложение 1: Ответы на теоретические вопросы | 6 |
4. | Приложение 2: Контрольно-тренировочные тесты | 12 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая цель занятия – показать одну из форм повторения и обобщения материала по разделу IV «Корни, степени и логарифмы». Основными вопросами при изучении данного раздела являются:
- понятие степени с действительным показателем и ее свойства;
- определение логарифма числа;
- свойства логарифмов;
- свойства и графики показательной, логарифмической и степенной функций;
- способы решения показательных и логарифмических уравнений;
- способы решения показательных и логарифмических неравенств.
Учебное занятие «Обобщение и повторение по разделу «Корни, степени и логарифмы» включает в себя два этапа:
- Проверка теоретических знаний;
- Закрепление и контроль знаний при помощи выполнения учащимися контрольно-теоретического теста по изученному разделу.
I этап – Проверка теоретических знаний.(см. приложение 1)
II этап – Закрепление и контроль знаний при помощи выполнения контрольно-тренировочного теста по разделу «Корни, степени и логарифмы» (см. приложение2).
ПЛАН УРОКА
Эпиграф:
«Умственные занятия оказывают на человека такое же благотворное влияние, какое солнце оказывает на природу, они рассеивают мрачное настроение, постоянно облегчают, согревают, поднимают дух».
В. Гумбольдт
Тема: «Обобщение и повторение по разделу «Корни, степени и логарифмы»»
I. Цели:
1. Образовательная (познавательная):
а) повторить и обобщить материал по разделу «Корни, степени и логарифмы»;
б) развивать познавательную активность учащихся с помощью проблемных вопросов, осуществлять самоконтроль;
2. Развивающая (практическая):
а) формирование умений пользования полученными знаниями;
б) развитие логического мышления, внимания, памяти;
в) вырабатывать умения сопоставлять, сравнивать, находить оптимальные решения, анализировать, применять полученные знания в новой ситуации.
3. Воспитательная:
а) воспитание трудолюбия, математической культуры, ответственность за принятые решения;
б) стремление познания предмета.
II. Методика обучения: развивающее обучение.
III. Тип урока: урок обобщения, систематизации и контроля знаний.
IV. Межпредметные связи: информатика, физика, химия, биология.
Приложение 1
I. Теоретические вопросы:
- Определение логарифма. Виды логарифмов.
- Потенцирование. Теоремы потенцирования.
- Показательные уравнения. Способы их решения.
- Логарифмические уравнения, способы их решения.
II.Ответы:
1. < = > ; где a>0, a≠1, b>0, c k.
Логарифмы по основанию 10 называются десятичными и обозначаются lg.
Логарифмы по основанию называются натуральными и обозначаются ln.
Все остальные логарифмы называются обыкновенными.
2. Потенцирование – действие, обратное логарифмированию.
Потенцированием называется действие, позволяющее по известному логарифму выражения восстановить само выражение.
Теоремы потенцирования:
а) ;
б) ;
в) .
3. Уравнение, содержащее переменную в показателе степени, называется показательным.
Способы решения показательных уравнений:
а) способ уравнивания оснований;
б) приведение к квадратному уравнению;
в) способ группировки;
г) логарифмирование обеих частей уравнения;
д) графический.
4. Уравнение, в котором неизвестное находится после знака логарифма или в основании логарифма, называется логарифмическим.
Способы решения логарифмических уравнений:
- применение определения логарифма;
- потенцирование;
- приведение к квадратному уравнению;
- предварительная замена числа логарифмом другого числа;
- логарифмирование обеих частей уравнения;
- применение формулы перехода от логарифма с одним основанием к логарифмам с другим основанием;
- графический способ.
- Доказать первое и второе логарифмические тождества.
- Первое основное логарифмическое тождество: .
Доказательство:
Из определения логарифмов имеем ; . Подставим в последнее равенство , получим:
ч.т.д.
2. Второе основное логарифмическое тождество: .
Доказательство:
Из определения логарифма имеем ; . Подставим в подчеркнутое равенство , получим:
ч.т.д.
- Доказать свойства логарифмов.
1. Логарифм произведения двух или нескольких положительных чисел равен сумме логарифмов множителей:
.
Доказательство:
Обозначим: и .
Тогда по определению логарифма имеем: и
Перемножим подчеркнутые равенства: ; .
Тогда по определению логарифма получим: ;
ч.т.д.
2. Логарифм частного двух положительных чисел равен разности логарифмов:
.
Доказательство:
Обозначим: и .
Тогда по определению логарифма имеем: и
Разделим почленно первое подчеркнутое равенство на второе:;
Тогда по определению логарифма получим: ;
ч.т.д.
3. Логарифм степени равен произведению показателя степени на логарифм основания:
.
Доказательство:
Обозначим:.
Тогда по определению логарифма имеем: .
Возведем подчеркнутое равенство в степень : .
Тогда по определению логарифма получим:
ч.т.д.
- Доказать формулу перехода от логарифма с одним основанием к логарифмам с другим основанием:
.
Доказательство:
Из определения логарифмов имеем: ; .
Прологарифмуем подчеркнутое равенство по основанию :
по 3-му свойству логарифмов
ч.т.д.
- Показательная и логарифмическая функции, свойства, графики.
- Показательная функция:
: Функция вида называется показательной, где >0, ,.
Свойства показательной функции:
1.
2.
3. При >1 функция
4. При 0<<1 функция
5. Функция непрерывна.
6. График функции проходит через точку , т.к.
7. Для функции справедливы свойства степеней.
2. Логарифмическая функция:
: Функция вида называется логарифмической, где >0, .
Свойства логарифмической функции:
1.
2.
3. При >1 функция
4. При 0<<1 функция
5. Функция непрерывна
6. График функции проходит через точку , т.к.
7. Функции и взаимно-обратны, поэтому их графики симметричны относительно прямой (биссектрисы первой и третьей координатных четвертей).
- Схемы решения показательных и логарифмических неравенств
- Показательные неравенства:
: Неравенство вида >, <, > называются показательными, где >0, ,>0
Схемы решения показательных неравенств:
а) > б) в)
- Логарифмические неравенства:
О2: Неравенство вида >, <, > называются логарифмическими, где >0, , >0, .
Схемы решения логарифмических неравенств:
а) > б) <
в) >
Приложение 2
Тест № 1
А1. Вычислите:
|
|
|
|
А2. Упростите выражение:
|
|
А3. Найдите значение выражения
|
|
|
|
А4. Укажите промежуток, содержащий корень уравнения
|
|
|
|
А5. Какому промежутку принадлежит корень уравнения
|
|
|
|
А6. Укажите область определения функции
|
|
|
|
А7. Какое из следующих чисел входит в множество значений функции
|
|
|
|
А8. Найти значение выражения при с = 4.
|
|
А9. Упростите выражение .
А10. Найдите значение выражения , если = 3.
|
|
|
|
А11. Вычислите
|
|
|
|
А12. Упростите выражение
|
|
|
|
А13. Найдите значение выражения
|
|
|
|
А14. Укажите промежуток, содержащий корень уравнения
|
|
|
|
А15. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения
|
|
|
|
А16. Найдите область определения функции
|
|
|
|
Тест № 2
В1. Вычислите:
|
|
|
|
В2. Упростите выражение:
|
В3. Найдите значение выражения
|
|
|
|
В4. Укажите промежуток, содержащий корень уравнения
|
|
|
|
В5. Какому промежутку принадлежит корень уравнения
|
|
|
|
В6. Укажите область определения функции
|
|
|
|
В7. Какое из следующих чисел входит в множество значений функции
|
|
|
|
В8. Упростите выражение .
В9. Упростите выражение .
В10. Найдите значение выражения .
|
|
В11. Вычислите
|
|
|
|
В12. Упростите выражение
|
|
|
|
В13. Найдите значение выражения , если
|
|
|
|
В14. Какое из следующих чисел входит в множество значений функции
|
|
|
|
В15. Укажите область определения функции
|
|
|
|
В16. Решите уравнение
|
|
|
|
Тест № 3
C1. Вычислите:
|
|
|
|
C2. Упростите выражение:
|
С3. Найдите значение выражения
|
|
|
|
С4. Укажите промежуток, содержащий корень уравнения
|
|
|
|
С5. Какому промежутку принадлежит корень уравнения
|
С6. Укажите промежуток, являющийся областью определения функции
|
|
|
|
С7. Какое из следующих чисел входит в множество значений функции
|
|
|
|
С8. Упростите выражение
|
С9. Упростите выражение
|
|
С10. Найдите значение выражения
|
|
|
С11. Решите неравенство < 3
|
|
|
|
С12. Упростите выражение при а > 0
С13. Упростите выражение
С14. Найдите значение выражения
|
|
|
С15. Укажите функцию, убывающую на всей области определения
С16. Решить уравнение
|
|
|
|
Тест № 4
D1. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения
|
|
|
|
D2. Какому промежутку принадлежит корень уравнения
|
|
|
|
D3. Вычислите:
|
|
|
|
D4. Упростите выражение
D5. Найдите значение выражения
|
|
|
|
D6. Какое из следующих чисел входит в множество значений функции
|
|
|
|
D7. Укажите область определения функции
|
|
D8. Упростите выражение
|
D9. Упростите выражение
D10. Найдите значение выражения
|
|
|
D11. Укажите функцию, убывающую на всей области определения.
D12. Решите неравенство >
|
|
|
|
D13. Решите уравнение
|
|
|
|
D14. Найдите множество значений функции
|
|
|
|
D15. Решите неравенство
|
|
|
|
D16. Решите уравнение
|
|
|
|
Тест № 5
Е1. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения
|
|
|
|
Е2. Какому промежутку принадлежит корень уравнения
|
|
|
|
Е3. Вычислите:
|
|
|
|
Е4. Упростите выражение
Е5. Найдите значение выражения
|
|
|
|
Е6. Какое из следующих чисел входит в множество значений функции
|
|
|
|
Е7. Укажите область определения функции
|
|
|
|
Е8. Внесите множитель под знак корня
Е9. Найдите значение выражения , при а = 2
|
|
Е10. Найдите множество значений функции
|
|
|
|
Е11. Решить неравенство
|
|
|
|
Е12. Решите уравнение
|
|
|
|
Е13. Представьте в виде степени выражение
Е14. Найдите значение выражения
|
|
|
Е15. Решите неравенство
|
Е16. Найдите область определения функции
|
Тест № 6
F1. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения
|
|
|
|
F2. Какому промежутку принадлежит корень уравнения
|
|
|
|
F3. Вычислите:
|
|
|
|
F4. Упростите выражение
F5. Найдите значение выражения
|
|
|
|
F6. Какое из следующих чисел входит в множество значений функции
|
|
|
|
F7. Укажите область определения функции
|
|
F8. Внесите множитель под знак корня
F9. Найдите значение выражения , при с = 2
|
|
|
|
F10. Найдите значение выражения
|
|
|
|
F11. Найдите множество значений функции
|
|
|
|
F12. Решите неравенство
|
|
|
|
F13. Решите уравнение
|
|
|
|
F14. Найдите значение выражения, если
|
|
|
|
F15. Укажите множество значений функции
|
|
|
|
F16. Решите неравенство >
|
|
|
|
Тест № 7
К1. Вычислите:
|
|
|
|
К2. Упростите выражение:
|
К3. Найдите значение выражения
|
|
|
|
К4. Укажите промежуток, содержащий корень уравнения
|
|
|
|
К5. Какому промежутку принадлежит корень уравнения
|
К6. Укажите область определения функции
|
|
|
|
К7. Какое из следующих чисел входит в множество значений функции
|
|
|
|
К8. Найдите значение выражения , при n = 8
|
|
К9. Упростите выражение
К10. Вычислите значение выражения , если
|
|
|
|
К11. Решите уравнение
|
|
|
|
К12. Вычислите
|
|
|
К13. Вычислите
|
|
|
К14. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения
|
|
|
|
К15. Укажите множество значений функции
|
|
|
|
К16. Найдите количество целых решений неравенства
|
|
|
|
Ключ – ответы
Тест № 1
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 | А11 | А12 | А13 | А14 | А15 | А16 |
3 | 2 | 4 | 1 | 4 | 1 | 2 | 4 | 3 | 1 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 |
Тест № 2
В1 | В2 | В3 | В4 | В5 | В6 | В7 | В8 | В9 | В10 | В11 | В12 | В13 | В14 | В15 | В16 |
1 | 3 | 3 | 4 | 2 | 4 | 1 | 1 | 4 | 2 | 4 | 3 | 1 | 4 | 1 | 2 |
Тест № 3
С1 | С2 | С3 | С4 | С5 | С6 | С7 | С8 | С9 | С10 | С11 | С12 | С13 | С14 | С15 | С16 |
3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 3 | 3 | 4 | 2 | 3 | 1 | 1 | 2 | 3 | 2 |
Тест № 4
D1 | D2 | D3 | D4 | D5 | D6 | D7 | D8 | D9 | D10 | D11 | D12 | D13 | D14 | D15 | D16 |
3 | 2 | 3 | 4 | 4 | 3 | 1 | 1 | 1 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 1 |
Тест № 5
E1 | E2 | E3 | E4 | E5 | E6 | E7 | E8 | E9 | E10 | E11 | E12 | E13 | E14 | E15 | E16 |
4 | 4 | 1 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 4 | 4 | 3 | 1 | 4 | 2 | 1 | 3 |
Тест № 6
F1 | F2 | F3 | F4 | F5 | F6 | F7 | F8 | F9 | F10 | F11 | F12 | F13 | F14 | F15 | F16 |
3 | 2 | 4 | 2 | 1 | 4 | 4 | 4 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 |
Тест № 7
K1 | K2 | K3 | K4 | K5 | K6 | K7 | K8 | K9 | K10 | K11 | K12 | K13 | K14 | K15 | K16 |
2 | 4 | 3 | 3 | 1 | 1 | 4 | 2 | 4 | 1 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 |