Формирование общеучебных компетенций на уроках физики и математики

В данной научной статье на основе исследования определена роль общеучебных компетенций в системе образования. Основные группы компетенций, их роль и виды представлены в статье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование общеучебных компетенций на уроках физики, математики.

В основу обновлённого содержания общего образования положена ориентация на создание у учащихся компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и прочих сферах. В связи с этим, можно выделить следующие группы компетенций, которые целесообразно развивать у учеников нашей школы:

  1. Информационные (владение информационными технологиями, понимание их применения, сбор и обработка необходимой информации).
  2. Личностное самосовершенствование (способность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни).
  3. Учебно-познавательные (целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка).
  4. Коммуникативные (умение общаться, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков и религий).
  5. Социально-трудовые (профессиональное самоопределение).

Каждая учебная дисциплина должна создавать предпосылки, которые при условии их обобщения превращаются в основу формирования ключевых компетенций. Предметы физико-математического цикла зачастую являются для учеников наиболее сложными, но и имеют большое значение в развитии их способностей. Рассмотрим формирование ключевых компетенций на примере математики, физики.

Среди всего многообразия информационных компетенций в первую очередь остановимся на таких из них, как умения анализировать информацию и синтезировать полученные знания.

К сожалению, вместо развития навыков анализа и применения их в самостоятельной работе, школьники в последние годы все больше склонны полагаться на ресурсы сети Интернет, рассчитывая найти там готовые ответы на все вопросы. Чтобы избегать такой ситуации, необходимо уделять особое внимание постановке учебных задач в форме, требующей самостоятельного мышления без готовых рецептов. В старших классах это могут быть дискуссии, диспуты, доклады на темы, не предполагающие однозначной позиции исследователей, а также вопросы на понимание причин того или иного явления. Разумеется, подобные вопросы имеются в тексте учебников и учебных пособий, но для полноты раскрытия темы целесообразно расширять кругозор учащихся актуальными темами, связанными с изучаемым курсом.

Традиционно ученикам старшего звена раз в год предлагается нестандартная тема рефератов, где требуется провести небольшое исследование и выразить свою точку зрения на актуальную проблему. Таким образом, при написании работы ученикам приходится использовать имеющиеся или получать самостоятельно дополнительные знания из смежных областей, происходит синтез знаний.

Формирование учебно-познавательных компетенций – еще один ключевой момент преподавания любого предмета. Мы определили место физики как учебного предмета в этом процессе. Физика как учебная дисциплина объективно обладает потенциальными возможностями организации процесса обучения, обеспечивающего развитие научного мышления и творческих способностей учащихся. Курс физики – это уникальная школьная дисциплина, единственный школьный предмет, в ходе усвоения которого ученики вовлекаются во все этапы научного познания.

Модель формирования учебно-познавательной компетенции можно представить как целостный комплекс, основанный на согласовании нескольких компонентов.

  1. Целевой компонент (ученик не усваивает отдельные друг от друга знания и умения, а овладевает комплексной процедурой, совокупностью образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер).
  2. Операционный компонент (отбор форм и методов передачи учебной информации в оптимальном соответствии с целями и содержанием учебной программы и отыскание рациональных путей и средств организации учебного процесса).
  3. Содержательный компонент (подбор учебного материала к разработанной системе занятий и разработка системы дидактических материалов по формированию УПК учащихся в процессе обучения).

В курсе основной школы уделяется большое внимание обучению физическим приёмам мышления, способам и методам постижения истины в ходе экспериментальной деятельности. Ученикам даётся возможность самостоятельно делать выводы при проведении опытов. Получая задания, они проверяют гипотезу, выдвинутую в начале урока.

В этом случае идёт отработка умений ставить физический опыт, проводить наблюдение, организовывать анализ, делать публичное сообщение о проделанной работе. Общение в группах позволяет развивать необходимые качества личности.

Также используется составление кроссвордов, сообщений, сочинений к изученной теме. Данная форма обучения предполагает нестандартное использование полученных знаний, позволяет ученикам проявить свои творческие способности.

Следующий важный момент – вывод учащихся на новое понятие. Исследовательская деятельность позволяет сформировать такие ключевые компетенции, как умение творческой работы, самостоятельность при принятии решений, развивает наблюдательность, воображение, умение нестандартно мыслить, диалектически воспринимать явления и закономерности окружающего мира, выражать и отстаивать свою или групповую точку зрения.

Успех деятельности школьника во многом зависит от того, способен ли ребенок к общению, умеет ли он смотреть и увидеть главное, слушать и услышать важное, читать и выделить значимое.

Реализовать себя каждый человек может только через взаимодействие, поэтому одной из важных педагогический целей является развитие коммуникативных компетенций у обучающихся в урочное и внеурочное время. Для достижения этой цели на уроках математики целесообразно использовать деятельностную форму организации занятий, которая позволяет искать, думать, сотрудничать, реализовать себя и помочь адаптироваться.

Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способы взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Коммуникативная компетенция детей во многом формируется, когда они учатся задавать вопросы учителю и сверстникам; во время групповых работ – обсуждая совместные действия, распределяя роли, выполняя контроль, оценивая и подводя, т.е. выполняя рефлексию. Для этого необходима хорошо развитая монологическая и диалогическая речь. Для создания ситуации диалогового взаимодействия на уроках удобно применять такую интерактивную форму организации урока, как урок-игра.

Еще одной важной компетенцией является развитие алгоритмического мышления школьников. Достаточно большое поле для развития данной компетенции имеется во всех предметах технического и физико-математического циклов, но наиболее наглядно это можно продемонстрировать на примере уроков математики.

В заключение можно отметить, что, несмотря на разнообразие общеучебных компетенций и предметов, позволяющих их развивать, наибольший эффект достигается лишь при совместных и согласованных действиях учителей разных предметов, реализующих комплексное развитие таких компетенций путем реализации межпредметных связей и установления единых требований друг к другу и к ученикам.