Обобщение опыта «Активизация мыслительной деятельности на уроках физики».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta.zip | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Активизация мыслительной деятельности на уроках физики».
Из опыта работы учителя физики МКОУ «Лицей № 2» г. Михайловска
Шалаевой В. В.
Тема «Некоторые приемы, развивающие интерес к решению задач».
Цель: рассмотреть приемы, развивающие интерес к решению задач.
Задачи: 1. показать значение решения задач по физике
2. привести примеры разноуровневых контрольных работ
3. представить разработку урока решения задач
План
- Значение решения задач по физике
- Приемы для вовлечения учащихся в процесс решения задач и поддержания к нему интереса
- задачи без вопроса
- сочини сам
- задачи в виде таблиц
- гонка по кругу
- прочти пословицу
- опорные конспекты
- экспериментальные задачи
- Разноуровневые зачетные (контрольные) работы
- Урок решения задач «Количество теплоты»
- Диагностика уровня интеллектуального развития учащихся
1. Решение задач по физике в 6-9 классах - необходимый элемент учебной работы.
Решение задач способствует более глубокому и прочному усвоению физических законов, развитию логического мышления, сообразительности, инициативы, воли и настойчивости достижения поставленной цели, вызывает интерес к физике, помогает приобретению навыков самостоятельной работы и служит незаменимым средством для развития самостоятельности в суждениях.
В процессе решения задач на уроке иногда можно ввести новые понятия и формулы, выяснить изучаемые закономерности, подойти к изложению нового материала.
- Рассмотрим некоторые приемы, которые я использую для вовлечения обучающихся в процесс решения задач и поддержания к нему интереса.
Прием первый- задача без вопроса.
Я иногда даю расчетные задачи, в которых не указано, какие величины надо определить, а написано «найти все что можно». Например: «Масса кирпича 4 кг. Определите все, что можно». Семиклассники определяют объем, силу тяжести, вес кирпича, выталкивающую силу, действующую на него в оде, силу, которую нужно приложить, чтобы удержать кирпич в воде.
Прием второй – сочини сам.
обучающимся предлагаю: пользуясь справочником, составить задачу и записать ее в тетрадь, затем ученики, сидящие на одной парте меняются тетрадями и решают задачу соседа. После решения вновь обмениваются тетрадями: «сочинитель» проверяет решение своей задачи.
По каждой задаче я ставлю 3 оценки: 1-ю – за условие, 2-ю – за правильность решения и расчетов, 3-ю – за проверку решения. В журнал выставляю среднюю оценку. Такой подход открывает простор для творчества и поиска учащихся и потому, он интересен для ребят.
Прием третий – задача в виде таблицы.
При рассмотрении однотипных явлений составляю таблицу, часть «клеток» которой вписываю известные значения величин, а в другой ставлю знаки вопроса (соответствующие им величины нужно найти). Например в 9 классе по теме «Механическое движение» предлагаю следующую таблицу
Равномерное прямолинейное движение | По каждому графику скорости определите | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Время начала движения | Скорость движения | Время движения | Путь, пройденный телом за 3 с | Весь пройденный телом путь | |||||||||||||||||||||||||||||||
Методика работы с такими дидактическим материалом может быть разнообразной. В одном случае учитель подробно объясняет решение задач первой строки, а задание второй строки обсуждаю совместно с классом; решением задач третей строки руководят сильные учащиеся; четвертая строка предлагается для самостоятельной работы всем школьникам, а пятая адресуется наиболее сильным ученикам.
В другом случае достаточно разобрать с учащимися материал только по столбцам или по строкам. В третьем- можно предложить ОБУчающимся заполнить всю таблицу самостоятельно.
В седьмом классе по теме «Сила тяжести» и «Атмосферное давление» я использую задачи с рисунками на плакатах, либо использую дидактический раздаточный материал.
Прием четвертый – гонка по кругу.
Предварительно готовлю билеты с расчетными задачами по четырем направлениям. Число билетов каждого направления должно хватить на ¼ учащихся классов; задание не повторяется. Готовлю учеников консультантов для каждого варианта. Они заранее решают все задачи «своего варианта», чтобы быстро помочь одноклассникам и проверить их работу. Также заранее расчерчиваю опросный лист куда будут заноситься результаты работы по каждому направлению (см. таблицу)
Ф. И. ученика | Оценка за лот (вариант) | Оценка итоговая | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Во время урока ученики рассаживаются за столы и получают задания (каждый обучающийся сидящий на одной стороне, - один и тот же вариант). Через определенное время по команде учителя они встают, листок с выполненным заданием сдают консультанту и пересаживаются по часовой стрелке – на другое место. Там они все получают одинаковые задания из второго лота (варианта). Во время второго решения консультанты проверяют первые работы и выставляют оценки в опросный лист и на «экран». Таким образом, к окончанию урока все обучающиеся решат все типы задач по теме. Анализируя данные на «экране», можно увидеть, какой тип задач не усвоен классом в целом и какой - отдельными учениками. Такой подход позволяет выявить знания каждого ученика, освободить учителя от проверки тетрадей, привлечь к руководству ОБУЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Прием пятый – прочти пословицу.
Буква | Ответ | |
О | 80 | |
Л | 200 | |
Ь | 2 | |
Е | 0,8 | |
Н | 2000 | |
А | 0,0000001 | |
У | 0,1 | |
К | 600 | |
И | 9 | |
М | 400 | |
Р | 0,04 | |
Ш | 300 | |
Б | 1420 |
Поясню его на примере по теме «Архимедова сила». ОБУЧАЮЩИМСЯ предлагаю рассчитаться от одного до двадцати и каждому запомнить свой номер. вывешиваю на доску таблицу в которой кратко, символами записано условие 20-ти задач, и каждый ученик решает задачу, соответствующую его номеру. Вывешиваю еще одну таблицу – плакат (или открываю откидную доску, прикрывающую заранее сделанную запись) эта таблица называется «Ключ» и содержит ответы к задачам, соответствующие каждой букве.
Каждый ученик, пользуясь «Ключом», определяет какой букве соответствует полученный им числовой ответ и вписывает эту букву в 3-ю колонку этой таблицы, заполняя «свою» строку. Если все решили задачи верно, то в этой колонке можно прочесть пословицу: «Больше науки – умнее руки». Прошу ребят объяснить ее смысл.
Далее провожу проверку решения: каждый ученик объясняет как он выполнил задание, приводит формулу и комментирует ее. Остальные следят за ответом.
Таким образом удается –за короткий промежуток времени не только решить основные типы задач по теме, но и повторить большой материал – текущий и вспомогательный, привлечь к этому всех УЧЕНИКОВ.
Если в классе учеников более 20-ти, то в начале урока можно предложить желающим решать индивидуальные задачи (как правило, такими желающими оказываются хорошо подготовленные ученики), а данный прием применить к 20-ти остальным. Это позволяет дифференцировать работу на уроке.
Прием шестой – опорные конспекты.
Опорный конспект (ОК) значительно повышает учебную ценность при решении примеров наиболее типичных задач по рассматриваемой теме, причем не только тренировочных, но и логических и творческих. Я использую специальный «задачные» ОК в соответствии со следующей методикой:
1. сначала ученики знакомятся с алгоритмом решения типовых задач по данной теме, которые они записывают в тетради;
2. с опорой на алгоритм разбирается решение двух-трех задач. В результате их анализа становится понятным общий подход – алгоритм их решения, так что ДЕТИ понимают, как можно решать задачи подобного типа
3. предлагается самостоятельно с помощью алгоритма решить 2-3 задачи для закрепления полученных знаний;
4. разбираются творческие задачи, которые по общему алгоритму решить нельзя;
5. наконец, составляется ОК, который включает в себя и алгоритм решения типовых логических задач по данной теме, и примеры решения творческих задач.
Опорный конспект по решению задач (ОКРСЗ) Я составляю по таким темам, как «Законы Ньютона», «Закон сохранения импульса и механической энергии» (9 класс).
Прием седьмой – экспериментальные задачи.
Решение и оформление экспериментальной задачи расчетного характера складывается из следующих элементов: постановка задачи, анализ условия, измерения, расчеты, опытная проверка ответа. Приведу конкретный пример.
Постановка задачи. На столе имеется прямоугольная жестяная банка, весы, разновес, масштабная линейка, сосуд с водой, песок. Для обеспечения вертикального положения банки при плавании в воде ее немного нагружают песком. Определить глубину осадки банки при ее погружении в воду.
Анализ. Банка будет погружаться в воду до тех пор, пока сила тяжести, действующая на нее и песок, не уравновесится выталкивающей силой волы, действующей на банку снизу. В этом случае Fарх= Р. Но так как архимедова сила Fарх равна весу вытесненной телом жидкости, то Fарх = 9,8 рвVв, где Vв - объем погруженной части банки, рв – плотность воды. Объем погруженной части равен произведению площади основания (S) на глубину погружения в воду (h). Следовательно, Fарх = 9,8 рвhS. Откуда h = (1) . правильность найденного решения проверяют путем операций с наименованиями величин, входящих в формулу.
Из формулы (1) видно, что для решения задачи надо знать вес банки с песком, плотность воды и площадь основания банки.
Измерения. Определяют вес Р банки с песком с помощью динамометра.
Измеряют длину l и ширину а основания. Определяют площадь основания S=la.
Плотность воды рв= 1г/см3.
Вычисления. Подставляя найденные значения рв Р и S в формулу (1), определяют глубину h погружения банки, применяя при этом правила приближенных вычислений.
Опытная проверка. На вертикальной стенке банки цветной линией отмечают глубину погружения, найденную из опыта и последующих расчетов, и ставят банку в сосуд с водой. Опыт показывает, что глубина погруженная совпадает с найденным значением.
В связи с решением задачи поясняют принцип определения осадки корабля.
В экспериментальных качественных задачах опыт ставят в тот момент, когда в нем возникает потребность. Некоторые экспериментальные задачи по физике на уроке могут быть поставлены фронтально. Примеры таких задач: «Измерить давление воды на дно стакана, пользуясь линейкой» (7класс); «Определить мощность тока, потребляемого электролампочкой» (8 класс). В этом случае они выполняют роль фронтальных опытов.
- Разноуровневые зачетные (контрольные) работы.
Контрольные работы являются тематическими они рассчитаны на один урок и составленные в 4-х вариантах. Каждый вариант содержит блоки задач разных уровней сложность, которые отделены друг от друга чертой. Первый и второй уровни сложности (I и II) соответствуют требованиям обязательного стандарта физического образования в основной школе, третий уровень (III) предусматривает углубленное изучение физики. Разного уровня контрольные работы позволяют сформировать такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, самодиагностика и самооценка учебных достижений. Приведу пример разноуровневой контрольной работы по теме «Изменение агрегатных состояний вещества» (8 класс).
Вариант 1.
I |
|
II |
|
III |
|
- Урок решения задач по теме «Количество теплоты» (8 класс) (см. приложение)
- Диагностика уровня интеллектуального развития учащихся и уровня сформированности общеучебных умений и навыков. Для более глубокого изучения способностей обучающихся к физике следует определить:
- уровень обученности, которой оценивается на основе фонда знаний;
- уровень логического и творческого мышления (уровень мыслительной деятельности);
- уровень наблюдательности;
- уровень сформированности экспериментальных умений и навыков;
- уровень сформированности умений и навыков самостоятельной работы с учебником.
Обучающимся в течение некоторого времени предлагаю творческие домашние задания, разнообразные по характеру деятельности и содержанию (задания могут быть обязательными для выполнения всеми учащимися, индивидуальными или заданиями «для желающих»). Например: «Предложить способ ….», «усовершенствовать прибор или техническую установку…», «Найти и исправить ошибку ….», «Разработать проект ….», «Составить задачу…», «Исследовать зависимость…». Кроме того, на уроках решения задач на выбор предлагаются творческие задачи, а на лабораторных работах - творческие задания, которые требуют неформального подхода при проведении эксперимента. Даже в контрольных работах на ряду с традиционными заданиями я иногда включаю творческие. Как показывает опыт, уже после 6-8 творческих домашних заданий и наблюдения за деятельностью учащихся на уроке можно с уверенностью определить направленность и глубину их интересов, а также волевые качества: целеустремленность, настойчивость. Такой подход позволяет, кроме того выявить среди учащихся «теоретиков» и «экспериментаторов».
Заключение
Содержание физических задач расширяет круг знаний учащихся о явлениях природы и техники.
В процессе решения задач ученики непосредственно сталкиваются с необходимостью применять полученные знания по физике в жизни, глубже сознают связь теории с практикой.
Решение задач – одно из важных средств повторения, закрепления и проверки знаний учащихся.