Пропедевтический курс физики в 6 классе "Моделирование физических процессов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пропедевтический курс по физике для 6 класса | 155.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ автономное ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
департамент образования АДМИНИСТРАЦИИ г. пеРми
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16» Г. ПЕРМИ
Утверждаю
Директор ________________ / В.В.Филипович
« ___ » _________________________ 20___ г.
Согласовано
с методическим советом школы
Протокол № ______ от __________ 20___ г
авторизованНАЯ ПРОГРАММА
курса пропедевтики физики «моделирование физических процессов»
Класс | 6 |
Учитель | Златина Алевтина Сергеевна |
Количество часов в год | 34 |
Количество часов в неделю | 1 |
2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Авторизованная программа курса пропедевтики физики «Моделирование физических процессов» разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений по физике, рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Учебный курс ориентирован на учащихся 6 классов.
Пропедевтический курс физики обеспечит преемственность в предметной области «Естествознание»: от начальной школы к основной и старшей.
Систематическое изучение физики начинается с 7 класса средней школы. Однако существует ряд причин, которые побуждают к введению более раннего изучения физики. Бурное развитие телекоммуникаций и средств связи привело к значительному росту объема информации, которая буквально обрушивается на ребенка. С одной стороны, учащиеся получают много сведений о явлениях окружающего мира еще до изучения предмета «физика», с другой – эта информация зачастую является недостоверной, основанной на вымысле и слухах. Поэтому встает необходимость формирования адекватных представлений о мире и умений работать с информацией. Таким образом, раннее изучение физики способствует формированию универсальных учебных действий, которые позволяют ученику самостоятельно усваивать новые знания, умения, включая умение учиться.
Физика тесно связана с техникой, причем эта связь имеет двусторонний характер. Физика выросла из потребностей техники (развитие механики у древних греков, например, было вызвано запросами строительной и военной техники того времени), и техника, в свою очередь, определяет направление физических исследований (например, в свое время задача создания наиболее экономичных тепловых двигателей вызвала бурное развитие термодинамики). С другой стороны, от развития физики зависит технический уровень производства. Физика - база для создания новых отраслей техники (электронная техника, ядерная техника и др.). Бурный темп развития физики, растущие связи ее с техникой указывают на значительную роль этой науки: фактически это фундаментальная база для теоретической подготовки инженера, без которой его успешная деятельность невозможна.
Современная естественнонаучная картина мира немыслима без отражения экологических проблем. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе обучения физики связано, прежде всего, с формированием у них представлений о целостности природы, взаимосвязи протекающей в ней явлений и их причинной обусловленности, о взаимодействии человека и природы и нарушение вследствие этого некоторого баланса природных процессов.
Экологическая направленность преподавания физики усилена главным образом в результате рассмотрения природных явлений, а также влияния человеческой деятельности на окружающий мир. Это позволяет добиться того, чтобы школьники глубже, полнее и правильнее понимали всё более усложняющееся взаимодействия общества и природы, знали об опасности непродуманного вмешательства человека в её жизнь, умели ориентироваться в информации об охране и использовании природных ресурсов, которую они получают из научно-популярной литературы, радио и телепередач, могут оценить экологические последствия некоторых технических решений и использовать свои физические знания для активной защиты окружающей среды. Физика - эта наука о природе, поэтому в связи с возрастающим потенциалом технического прогресса и развитием технологий, несущих экологическую катастрофу, необходимо рассматривать проблему охраны окружающей среды на уроках именно этого по этому предмету.
Программа курса призвана содействовать формированию следующих инженерных компетенций: моделирование, конструирование, экологически ориентированное поведение учащихся, проектно-исследовательская деятельность.
Основной целью программы является введение учащихся в инженерную деятельность; развитие интереса у учащихся к предмету; создание среды богатой информацией, свободной деятельности, неформальной атмосферой, где каждый получает возможность индивидуального темпа деятельности; самостоятельное регламентирование моментов сосредоточения и релаксации.
Задачи:
показать специфику инженерии на II ступени в рамках предмета «физика»;
первоначально ознакомить учащихся с теми физическими и химическими явлениями, с которыми они непосредственно сталкиваются в окружающем мире;
научить школьников наблюдать и описывать явления окружающего их мира в их взаимосвязи с другими явлениями и объяснить наиболее распространенные и значимые для человека явления природы;
расширение кругозора учащихся; эффективная подготовка учащихся изучению физики в старших классах;
сформировать убеждение в необходимости соблюдать экологические нормы и готовность пользоваться соответствующими правилами в личном поведении и деятельности;
укрепить у школьников жизненную позицию, главным элементом которой
служит нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к окружающей среде;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей.
Проблема развития познавательной активности, творчества, одаренности существовала всегда. Однако если соотнести многогранный и познавательный материал любой познавательной области с интеллектуальными параметрами, характеризующими креативность, одну из основных компонентов модели одаренности Дж. Рензулли, то можно изменить и содержание, и психолого-педагогические условия образования и самообразования учащихся.
Особое внимание в программе уделено фронтальным экспериментальным заданиям. В процессе изучения курса учащиеся должны выполнить более 30 лабораторных работ или простых опытов, изготовить ряд самодельных приборов. Большое количество качественных вопросов, использование игровых ситуаций в процессе преподавания должно способствовать созданию интереса учащихся к предмету и стремлению к его пониманию. Важно то, что в процессе систематического и самостоятельного выполнения экспериментов учащиеся усваивают методологию экспериментального исследования – необходимость действовать в такой последовательности: постановка цели задания, выработка способа ее достижения, планирование эксперимента, его проведение, представление результатов эксперимента в виде таблиц, графиков, математических зависимостей или словесного описания, защита полученных из эксперимента знаний при обсуждении работы.
Постановка персональных опытов и конструирование приборов часто вызывает необходимость дополнительных сведений, что стимулирует учащихся к приобретению знаний через чтение книг, журналов и консультаций у учителя, родителей. Выполняя задания, ученики приобщаются к соблюдению правил эксплуатации различного рода приборов и инструментов, всевозможных механизмов. Тематика экспериментальных заданий связана с текстом учебника, по которому изучается физика в старших классах.
В этом курсе подобраны такие технологии обучения и соответствующие им формы организации деятельности учащихся, чтобы ученик а) учился работать с информацией, б) учился работать самостоятельно.
Форма и режим занятий
Занятия будут проходить один час в неделю по 45 минут. В начале года и во втором полугодии с учащимися проводится вводный и повторный инструктаж по правилам поведения в кабинете физики. Так же проводятся текущие инструктажи при проведении экспериментов.
Занятия будут проходить в форме бесед, наблюдений за происходящими явлениями, постановки эксперимента, решения экспериментальных задач, конструирования приборов, а также в форме интеллектуальных игр.
Для привития интереса к изучению явлений природы многое позволяют сделать домашние самостоятельные задания по наблюдениям различных явлений природы, проведению простых опытов, изготовлению самодельных приборов. Домашние задания преимущественно носят творческий, поисковый характер, не являются обязательными
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Учащиеся, прошедшие в конце курса обучения должны знать и уметь:
«физически» осмысливать свой личный опыт, приобретенный при обращении с бытовой техникой, с домашними инструментами и приспособлениями;
раскрывать функциональные зависимости, выраженные физическими законами;
осознать возможность управлять физическими процессами;
актуализировать физические, технические и технологические знания, важных для повседневной практики;
осознанное понимание физических явлений и законов, которые лежат в основе действия технического устройства, чтобы им пользоваться;
уметь выдвигать идеи технического воплощения физических законов;
приобрести практические умения по изучению природы, определению рационального использования природных ресурсов и способов охраны окружающей среды, чего позволяет добиться реализация в экологическом образовании принципа политехнизма.
Система оценивания
В процессе освоения программы предусмотрена система контроля за знаниями и умениями с помощью «Тетради открытий». В этой тетради учащиеся записывают план проведения и результаты своих наблюдений, экспериментов, которые они проводят как в классе, так и дома. «Тетрадь открытий» позволяет детям, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда.
Традиционная пятибалльная шкала оценки позволяет оценить продвижение ученика в когнитивной сфере, но не отражает развития эмоционально-мотивационной и поведенческой сфер личности. Мотивационное и пропедевтическое значение курса приводит к тому, что отметки «3» и ниже, фактически, должны отсутствовать. «Отрицательной» отметкой может фиксироваться лишь невыполнение работы. Ученику должна быть предоставлена возможность улучшения своего результата на разных этапах вплоть до момента выставления итоговой отметки за четверть.
Другой формой оценивания может быть диагностика учащихся. Виды осуществления диагностики результатов обучения курсу можно классифицировать по форме предъявления достижений и рассматривать:
устные ответы учащихся;
письменные работы;
практические задания;
проекты
Устные ответы учащихся – это:
рассказ о выполнении домашних заданий;
участие в диалогах-дискуссиях на занятиях;
выступление на конференции;
рецензирование ответов и работ других учащихся.
Письменные работы – это:
записи в лабораторном журнале;
отчеты о выполнении домашних заданий;
самостоятельные и контрольные работы;
тестирование;
рецензирование ответов и работ других учащихся.
Практические задания – это:
изготовление приборов;
подготовка стендовых докладов;
подготовка презентаций;
подготовка рисунков «от руки»;
подготовка рисунков на компьютере;
создание фото и видеоматериалов.
Особое место занимает такая форма предъявления достижений учащихся, как проектная работа, сочетающая элементы выполнения письменных и практических заданий и отражающая наиболее системно ученические успехи.
Многокомпонентность системы оценивания определяет целесообразность фиксации и хранения результатов деятельности учащихся в процессе обучения курсу в виде портфолио ученика. Портфолио ученика может выступать средством образовательного рейтинга ученика и позволяет:
1) Проследить индивидуальный прогресс учащегося в процессе обучения, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников.
2) Оценить образовательные достижения и дополнить результаты тестирования и других традиционных форм контроля.
Портфолио учащегося это:
коллекция работ учащегося, демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению;
выставка учебных достижений учащегося по данному предмету за данный период обучения (четверть, полугодие, год).
Формы подведения итогов
Защита проекта, на котором учащиеся представляют самостоятельно сконструированные модели, приборы или демонстрационные опыты по любой теме.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ1. Правила техники безопасности при выполнении опытов. Правила поведения в кабинете физики (1 ч)
2. ФИЗИКА в занимательных опытах, заданиях и моделях (21 ч)
Электричество
Нагрев. Картофелина-индикатор. Статическое электричество. Не прикасайтесь. Металлические частицы подпрыгивают. Тесное взаимодействие. Взаимная неприязнь.
Магниты
Правая рука. Подвеска. Плавающая иголка. Подвешенный самолет. Силовые линии. Встряхивание. Притяжение.
Выталкивающая сила
Всплывающая бутылка. Всплывающие пузырьки. Пластилиновые шарики в газированной воде.
Сила тяжести
Парашюты. Одинаковая скорость. Маятник.
Равновесие
Тяжелый воздух. Уравновешивание.
Аэродинамика
Взлет. Схлопывание.
Простые механизмы
Наклонная плоскость. Винтовой домкрат. Клин. Насос. Рычаги. Лучшее место.
Инерция
Авария. Тяжелее. Щелчок.
Движение
Разбегающиеся перчинки. Куда пойдет воздух. Выталкивание бумажного «пыжа».
Свет
Разноцветье. Смешение цветов.
Звук
Дребезжание.
3. Игры по физике (8 ч)
- Занимательные вопросы по физике
- Лабиринты и кроссворды
- Криптограммы и ребусы
- Физическая терминология
- Кто умеет хорошо считать, тому физику легче изучать
- Физические задачи – шутки
- Физика в сказках
- Физика в мультфильмах (видео – фрагменты)
- Шутливая физика для школьников
- Головоломки
- Физический японский кроссворд
- Игра-презентация «Юный эрудит»
- Игра-презентация «Физико-математический калейдоскоп»
- Архимедовы игры (биография Архимеда в презентации)
- Игра-презентация «Умники и умницы»
4. Интересные статьи (3ч)
- Об изобретении мыла
- О том, как изобрели спички
- Этапы развития космонавтики (презентация)
5. Итоговое занятие (1ч)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение физических аспектов инженерной деятельности, практико-ориентированный подход в освоении экологических знаний ведет к углублению и расширению пропедевтических умений учащихся по физике, повышает их интерес к предмету. Также формирует развивает у них ряд природоохранительных умений, убеждает в жизненно важном значении экологических способов жизнедеятельности, формирует в их сознании научную картину целостности природы, способствует осознанию места и роли человека в ней, современных и будущих задач, которые должно решать человечество по охране и рациональному использованию природных ресурсов, приумножению их.
Деятельностный компонент в системе инженерного образования при изучении физики тесно связан с научно-техническим творчеством учащихся. Привлечение их к изобретательской и рационализаторской деятельности по экологизации техники и технологии позволяет приобщать ребят к участию в развитии принципиально нового направления научно-технического прогресса, что чрезвычайно важно для их будущего.
Введение физики на ранней стадии обучения – в 6-х классах – требует изменения как формы изложения учебного материала, так и методики его преподавания. Поэтому особое внимание в программе уделено экспериментальным заданиям. Предполагается, что важное место в процессе работы над курсом займут рисунки различных явлений, опытов и измерительных приборов. Большое количество качественных вопросов, использование игровых ситуаций в процессе преподавания должно способствовать созданию интереса учащихся к предмету и стремлению к его пониманию.
Пропедевтический курс «Моделирование физических процессов» служит основой для построения единой непрерывной системы школьного физического образования. Он формирует необходимые компетенции, которые позволят активизировать изучение систематического курса физики в 7–9 классах.
Список использованных источников
Внеклассная работа по физике /Авт.- сост.: В.П.Синичкин, О.П. Синичкина. – Саратов: Лицей, 2002. – 208 с.
Дженис Ванклив Физика в занимательных опытах, заданиях и моделях/ Дженис Ванклив; пер.с англ. И.Е. Сацевича.- М.:АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.-222 с.: ил.
Кибальченко А.Я. Физика для увлеченных. Решать задачи трудНО вместе возможно / А.Я. Кибальченко, И.А. Кибальченко. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 188 с.
Интернет- ресурсы:
http://fiz.1september.ru «Экологическое воспитание на уроках физики» Г.М. Степченкова.
http://works.tarefer.ru «Активизация познавательной деятельности учащихсяпосредством физического эксперимента» А.В.Фомин. http://www.erono.ru «Формы и методы оценивания результатов обучения и аттестации учащихся»
http://rrcbalakovo.ucoz.ru «Роль раннего изучения физики в естественнонаучном образовании школьников».
http://www.dissercat.com. «Включение элементов экологии в курс физики». Парфенова Г.К.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет: Моделирование физических процессов
Класс: 6
Количество часов: 34 (1 час в неделю)
№ п\п | Тема занятия | К-во час. | Цель опытов | Форма урока | Учебная неделя | Задание на дом |
1 | Правила техники безопасности при выполнении опытов. Правила поведения в кабинете физики ИГРА «Физическая терминология» | 1 | Познакомить с правилами ТБ | Игра | 03.09 – 07.09 | Оборудование к опытам |
2 | Нагрев. Картофелина-индикатор. Статическое электричество. | 1 | Обнаружить, что поток электронов рождает тепло. Определить какой вывод батареи положительный. Зарядка тела статическим электричеством | Исследовательская работа | 10.09 – 14.09 | Оборудование к опытам |
3 | Не прикасайтесь. Металлические частицы подпрыгивают. | 1 | Демонстрация силы притяжения между заряженными частицами, действия статического электричества | Лабораторная работа | 17.09 – 21.09 | Подготовить защиту команд для игры |
4 | Игра-презентация «Физико-математический калейдоскоп» | 1 | Игра | 24.09 – 28.09 | Оборудование к опытам |
5 | Тесное взаимодействие. Взаимная неприязнь. | 1 | Демонстрация взаимного притяжения и отталкивания тел под действием их электрических зарядов. Демонстрация действия статического электричества | Лабораторная работа | 01.10 – 05.10 | Оборудование к опытам |
6 | Правая рука. Подвеска. Физика в сказках | 1 | Показать как найти северный магнитный полюс Земли. Определить, всегда ли северный полюс магнита направлен на северный полюс магнитного поля Земли | Практич. работа | 08.10 – 12.10 | Подготовить мини-проекты по биографии Архимеда |
7 | Архимедовы игры (биография Архимеда в презентации) | 1 | Защита творческих проектов | 15.10 – 19.10 | Оборудование к опытам |
8 | Плавающая иголка. Физика в мультфильмах (видеофрагменты) | 1 | Использование магнитной силы для перемещения плавающего тела | Дискуссия | 22.10 – 26.10 | Оборудование к опытам |
9 | Подвешенный самолет. Силовые линии | 1 | Использ-ние магнитной силы для удержания бумажного самолета в воздухе. Демонстрация особенностей магн. поля вокруг магнитов разной формы | Исследовательская работа | 05.11 – 09.11 | Оборудование к опытам |
10 | Встряхивание. Притяжение. | 1 | Демонстрация воздействия встряхивания на магнит. Определение того, что притягивается к магниту | Практикум | 12.11 – 16.11 | Найти загадки о физических явлениях |
11 | Занимательные вопросы по физике. Лабиринты и кроссворды | 1 | Брейн-рейнг | 19.11 – 23.11 | Оборудование к опытам |
12 | Всплывающая бутылка. Всплывающие пузырьки. | 1 | Демонстрация влияния соли на плавучесть. Установить, почему пузырьки всплывают в жидкостях | Исследовательская работа | 26.11 – 30.11 | Оборудование к опытам |
13 | Пластилиновые шарики в газированной воде. | 1 | Показать как можно изменить выталкивающую силу | Практикум | 03.12 – 07.12 | Принести логические задачи (по рядам) |
14 | Кто умеет хорошо считать, тому физику легче изучать Физические задачи – шутки | 1 | Ярмарка задач | 10.12 – 14.12 | Оборудование к опытам Подг.сообщение «История создания парашюта» |
15 | Парашюты. Шутливая физика для школьников | 1 | Определение влияния размера парашюта на скорость его снижения | Исследовательский практикум | 17.12 – 21.12 | Оборудование к опытам |
16 | Одинаковая скорость. | 1 | Демонстрация действия силы тяжести на предметы, падающие с одинаковой скоростью | Лабораторная работа | 24.12 – 28.12 | Оборудование к опытам Найти задачи-шутки по физике |
17 | Маятник. Физические задачи – шутки | 1 | Определение влияния длины маятника на продолжительность качения | Защита творческих проектов | 14.01 – 18.01 | Оборудование к опытам |
18 | Тяжелый воздух. Уравновешивание. | 1 | Демонстрация факта: воздух имеет вес. Нахождение центра тяжести | Исследование | 21.01 – 25.01 | Разделиться на команды, приготовить защиту (тема «Физика») |
19 | Игра-презентация «Юный эрудит» | 1 | Игра-шоу | 28.01 – 01.02 | Приготовить сообщения об изобретении мыла |
20 | Об изобретении мыла | 1 | Дискуссия | 04.02 – 08.02 | Оборудование к опытам Сообщение «История создания воздушного змея» |
21 | Взлет. Схлопывание | 1 | Демонстрация роли хвоста воздушного змея. Демонстрация влияния скорости на давление воздуха | Лабораторная работа | 11.02 – 15.02 | Оборудование к опытам |
22 | Наклонная плоскость. Винтовой домкрат. | 1 | Демонстрация подобия горного серпантина наклонной плоскости. Определить, как действуют винты | Исследование | 18.02 – 22.02 | Оборудование к опытам |
23 | Клин. Насос. | 1 | Демонстрация работы клина. Продемонстрировать, как колесо может служить насосом | Творчес- кий проект | 25.02 – 01.03 | Оборудование к опытам |
24 | Рычаги. Лучшее место. | 1 | Демонстрация эффективности рычага. Выяснение влияния положения точки опоры рычага на его работу | Исследовательский практикум | 04.03 – 08.03 | Подг.сообщение «Этапы развития космонавтики» Найти 5 вопросов на тему «Космос» |
25 | Этапы развития космонавтики (презентация) | 1 | Защита творческих проектов | 11.03 – 15.03 | Оборудование к опытам |
26 | Авария. Тяжелее. Щелчок. | 1 | Демонстрация инерции, влияния массы на инерцию | Исследование | 18.03 – 22.03 | Найти головоломки по физике |
27 | Головоломки. Физический японский кроссворд | 1 | Ярмарка задач | 01.04 – 05.04 | Оборудование к опытам |
28 | Разбегающиеся перчинки. Куда пойдет воздух. Выталкивание бумажного «пыжа» | 1 | Демонстрация поверхностного натяжения. Определить, как размер воздушного шарика влияет на давление воздуха внутри его. | Практическая работа | 08.04 – 12.04 | Принести (составить) физические ребусы |
29 | Криптограммы и ребусы | 1 | Час интеллекта | 15.04 – 19.04 | Оборудование к опытам |
30 | Разноцветье. Смешение цветов. | 1 | Разделить свет на цвета. Продемонстрировать получение белого света путем смешения цветов | Практическая работа | 22.04 – 26.04 | Оборудование к опытам |
31 | Дребезжание | 1 | Демонстрация влияния длины колеблющегося предмета на высоту звука | Исследовательский практикум | 29.04 – 03.05 | Сообщение «История изобретения спичек» |
32 | О том, как изобрели спички | 1 | Практическая работа | 06.05 – 10.05 | Найти логические задания со спичками |
33 | «Умники и умницы» | 1 | Электронная игра | 13.05 – 17.05 | Подготовиться к итоговой конференции по курсу |
34 | Итоговое занятие | 1 | Итоговая конференция | Защита учебно-исследовательских проектов | 20.05 – 24.05 | - |