Теория языка В. фон Гумбольдта
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835 гг.) был одним из величайших лингвистов-теоретиков мировой науки. Одной из самых ранних работ был его доклад «О сравнительном изучении языков применительно к разным эпохам их развития». Чуть позже появился его труд «О возникновении грамматических форм и их влиянии на развитие идей». В последние годы жизни ученый занимался работой «О языке кави на острове Ява », которую ему так и не удалось завершить. Сравнительное изучение языков было необходимо Вильгельму фон Гумбольдту не для выяснения лингвистического родства, но и не только для выявления общего и различного в языковых структурах . Для него было необходимо выявить общие закономерности исторического развития языков мира. Гумбольдт считал, что язык функционирует как обозначение объектов и как средство коммуникации, и что антиномии характеризуют сущность языка.
Назовём наиболее важные антиномии, обозначенные Гумбольдтом: Антин о́ мия неразрывного единства и внутреннего противоречия языка и мышления. Согласно Гумбольдту, язык и мышление не существуют отдельно, но составляют единство лингвистического мышления. Антиномия устойчивости и движения. Языки, как говорит Гумбольдт, являются творениями народов; и в то же время они остаются творением индивидов, потому что язык воспроизводится и живёт только в устах индивидов. Антиномия языка и речи. Гумбольдт приходит к мысли о необходимости различать язык и речь и впервые в лингвистике теоретически обосновывает их различие как объекты научного исследования. Установление антиномии языка и речи сыграло огромную роль в лингвистике. Антиномия речи и понимания. Речь и понимание, согласно Гумбольдту, - это разные формы языковой деятельности, две стороны речевой способности. Особенность общения, по Гумбольдту, состоит в том, что говорящий и слушающий воспринимают один и тот же объект с разных сторон и вкладывают в одно и то же слово разное, индивидуальное содержание.
5. Антиномия объективного и субъективного в языке. Субъективная деятельность создает объект в мышлении. Всё это может происходить только посредством языка. С его помощью духовное устремление проникает через уста во внешний мир, а затем в результате этого стремления, воплощенного в слове, слово возвращается в ухо говорящего. «Язык как деятельность» Язык не продукт деятельности (Ergon), а деятельности (Epergeia). Гумбольдт считал язык спонтанным и самодвижущимся целым - энергией. В этом самодвижении в равной степени задействованы три компонента: дух народа, внешняя форма языка и внутренняя форма языка. Единство языка и мышления - это неразрывное диалектическое единство речи и мышления, поскольку язык как общее коллективное свойство влияет на человека, и чем лучше человек владеет языком, тем сильнее язык влияет на его мышление . Он поставил вопрос о соотношении языка и национального духа, национального самосознания, поскольку национальный характер языков заключается в особом сочетании мысли со звуком.
«ЯЗЫК - ДУХ НАРОДА» Гумбольдт подчёркивал, что язык всегда развивается в сообществе людей. Но он представлял социальную природу языка как национальную природу, как идеал, который находится в умах и душах людей. Гумбольдтовская концепция национального духа народа включает в себя многое: ментальный состав людей, их образ мышления, философию, науку, искусство и литературу. Он считал, что дух народа и его язык настолько тесно связаны друг с другом, что если один существует, то другой может быть получен из него. В. фон Гумбольдт писал: «Язык есть как бы внешнее проявление духа народов: язык народа - его дух, а дух народа - его язык».
«Форма языка» Гумбольдт уделял особое внимание вопросу о форме в языке. Он определил следующие свойства формы языка: Форма языка постоянна и единообразна в этой деятельности духа, поднимая артикулируемый звук до уровня выражения мысли, взятой во всей совокупности ее связей и согласованности . Форма языка проявляется в том, что язык - это не совокупность слов, а система, поскольку каждый отдельный элемент существует только благодаря другому элементу. Форма языка - это единство двух формальных планов - материального и идеального, то есть внутренней и внешней форм. По самой своей природе форма языка представляет собой синтез отдельных, в отличие от нее, рассматриваемых как материю, элементов языка в их духовном единстве . Мы находим такое единство в каждом языке, и через это единство люди изучают язык, который он унаследовал.
«Этапы языкового развития» Гумбольдт выделил три этапа в развитии языков Первый этап - это период зарождения языков. «Язык не может возникнуть иначе, как немедленно и внезапно, или, точнее, язык в каждый момент своего существования должен иметь всё, благодаря чему он становится единым целым ». В . фон Гумбольдт Второй этап характеризуется формированием структуры языков. Третий этап языка начинается с момента достижения предела полноты организации. Язык в своих основных чертах дальше не развивается.
«Типы языков» Тип языка, согласно В. фон Гумбольдту, устанавливается путём обнаружения общего в структуре его слов и предложений. Он выделяет четыре стадии (стадии) в развитии языков , которые соответствуют четырём основным типам языков: включающий, изолирующий, агглютинативный, флективный. При этом языки флективной системы находятся на высшем уровне. Следует отметить, что изолирующий, агглютинативный и флективный типы языков уже были определены братьями Шлегель. Гумбольдт описал четвёртый тип - объединяющий. Особенность этого типа языка в том, что предложение построено как сложное слово. Позднее внимание к этому типу языка было потеряно. Лингвистическая концепция В. фон Гумбольдта оказала огромное влияние на развитие лингвистической теории. Он присутствует в учениях Г. Штейналя, А. А. Потебни, И. А. Бодуэна де Куртенэ, Ф. де Соссюра, Э. Сапира, Н. Хомского, И. И. Мещанинова, Дж. Гринберга.
Значение работ Гумбольдта для науки о языке состоит в том, что он показал, что в лингвистике должна быть своя философия - лингвистическая теория , основанная на обобщении всего фактического материала различных языков . С древних времён проблема изучения языка волновала учёных и мыслителей. Вопросы возникновения языка, его развития и распространения изучаются давно, и этот процесс продолжается по сей день. Язык принимает непосредственное участие во всех сферах жизни человека, и поэтому изучение языка, установление его места и роли в жизни человека и общества, в познании явлений неизбежно приводит к широким связям лингвистики с другими науками. Язык, как и любое другое явление или предмет человеческой жизни, должен изучаться как синхронно (изучение фактов языка, относящихся к одному и тому же времени), так и рассматриваться в диахрони́и (изучение фактов языка в их развитие). Таким образом, современная лингвистика предстаёт перед нами как разветвлённая многомерная лингвистика, имеющая широкие связи практически со всеми областями современного знания.
Спасибо !