Смена ценностных доминант в философии культуры: от этизма к эстетизму

Тарновская Елена Олеговна

Вопрос о ценностях в настоящее время очень актуален. В переломные эпохи происходит смена ценностных доминант, и эстетическая позиция, существующая в качестве альтернативы этической в эпоху стабильной государственности, становится доминирующей. В статье приведена параллель между ситуацией духовного кризиса конца XIX - начала XX века, охватившего всю Европу и ставшего важнейшей причиной социалистической революции в России, и современным кризисом, связанным прежде всего с отказом от прежних ценностей и отсутствием новых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon smena_tsennostnyh_dominant.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Е.О. ТАРНОВСКАЯ

СМЕНА ЦЕННОСТНЫХ ДОМИНАНТ В ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ:

ОТ ЭТИЗМА К ЭСТЕТИЗМУ

В последние десятилетия XX столетия нашу страну охватил очередной кризис, глубоко поразивший все стороны духовной деятельности человека: науку, искусство, мораль, образование. Разрушение старых оснований общественного устройства, вопреки ожиданиям реформаторов, не привело к созиданию «нового мира», и прежде всего потому, что у них не было и до сих пор не сложилось четкого представления о том, каким должен быть этот самый «новый мир». Западная модель развития капитализма для России оказалась неприемлемой по той причине, что она не имеет под собой ценностного основания, аналогичного протестантизму, органично зародившемуся в недрах европейской культуры еще в XVI веке. Победа протестантской этики обеспечила «воцарение» капиталистических отношений в Европе, протестантизм стал идейной основой капитализма. Россия же попыталась использовать несвойственную ей форму экономических отношений, изъяв чуждое ей содержание и не наполнив его своим. Она пошла по чужому пути и заблудилась, утратила прежние идеалы и ценности и не обрела новые.

С распадом Советского Союза произошло разрушение привычной для большинства людей системы ценностей, сложившейся при социализме, бывшей в течение многих лет формирующей основой для воспитания советских граждан, и унаследовавшей, несмотря на разницу в идеологии, главный принцип православной общины в дореволюционной России. И в крестьянской общине, и в социалистическом обществе интересы большинства ставились выше личных, мерилом ценностей было общественное благо, основными ценностями считались патриотизм и духовность. Именно с этими качествами русского и советского народа связана его национальная самоидентификация, они помогли ему отстоять свою независимость и победить во всех войнах, пришедшихся на его долю.

На фоне приоритета общественных ценностей нередко возникали конфликты между творческой неординарной личностью и консервативным большинством, однако именно в борьбе интересов, в преодолении косной среды и черпал художник свое вдохновение и силы. Вспомним, сколько замечательных мыслителей, поэтов, музыкантов, художников, театральных и кинорежиссеров породил советский строй, и сопоставим их достижения с произведениями искусства постсоветской эпохи. Торжество индивидуализма привело отечественную культуру к утрате ценностного содержания, а абсолютная свобода самовыражения – к состоянию творческого бессилия. Российской культура, когда-то наполненная высокими идеалами, постепенно утрачивает свою самобытность, и все более и более интегрируется в единое общеевропейское пространство массовой бездуховной культуры – культуры потребления.

Пространство культуры потребления, словно черная дыра, поглощает в себя все продукты творческой и мыслительной деятельности человечества, наделяя их, независимо от воли породившего их автора, свойствами вещи, товара. Основной чертой культуры потребления является ее сугубо материальный характер. Ценность любого произведения искусства, так же как и научного достижения, перестает быть абсолютной и определяется не содержательным наполнением, а стоимостью. То, что не имеет спроса на потребительском рынке, не имеет и ценности.

Однако, несмотря на то, что в обществе потребительские ценности явно преобладают над ценностями духовными, природа человека устроена так, что для ощущения счастья и полноты жизни ему недостаточно лишь одного обладания материальными предметами. Бесконечная жажда к накоплению материальных благ не приносит удовлетворения, при этом всегда остается риск остаться у разбитого корыта, как это произошло с героиней «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Счастье человека заключается в гармонии материального и духовного начал, в понимании смысла жизни и следовании ему. Вопросы о целях и ценностях: «Кто я?», «Зачем и во имя чего живу?», «Что останется после меня?», пожалуй, задает себе каждый на протяжении всей жизни. Найти ответ на них – задача нелегкая, и удается это далеко не всем, особенно сейчас, в эпоху затянувшегося перехода от социалистического общества к потребительскому рынку, когда прежние ценности разрушены, а новых не появилось.

Отчасти этот вопрос пытается решить Русская православная церковь, но лишь отчасти, и вряд ли ей удастся занять вновь ту же монопольную позицию духовной власти и иметь такое же влияние на массы, что и в дореволюционной России. За время советской власти религиозность русского народа существенно снизилась, в массовом сознании преобладают атеизм и скептицизм. Бесспорно, за последние двадцать лет количество прихожан в православных храмах увеличилось, так же как и возросло число представителей других конфессий. Однако вряд ли можно говорить о возросшей духовности россиян, скорее, это дань моде и заполнение идеологической пустоты, ведь многие нынешние прихожане – вчерашние коммунисты и комсомольцы, в основном, это люди старшего и среднего возраста.

Что касается молодежи, то она относится к РПЦ примерно так же, как в свое время предыдущее поколение – к комсомолу. Лишь немногие свято верили в коммунистические идеалы и были активистами в своем деле, подавляющее большинство молодых людей состояло в комсомольской организации лишь формально, часто удовлетворяя свои нематериальные (поскольку духовными их не всегда можно было назвать) потребности в неформальной среде. И, нужно заметить, противостояние официальной идеологии породило в молодежной среде такое явление, как контр-культура, одно из направлений которой – рок-культура 1980-х – начала 1990 гг. – в лучших своих образцах достойно продолжило традиции русской поэзии, а по силе воздействия на массовое молодежное сознание превзошло любую идеологию. Современные же неформальные группы и течения имеют случайный характер и не обладают авторитетом ни с точки зрения идеологии, ни с точки зрения культурного воздействия на молодежь.

В настоящее время молодежь – наиболее потерянная социальная группа, которая более всего нуждается в ценностных ориентирах и нравственных идеалах. Бездуховность современной жизни, зацикленность на материальном, сужение многогранной человеческой личности до роли потребителя всевозможных благ тяжелейшим образом сказывается на состоянии психики сегодняшних подростков, приводит к массовому потреблению алкоголя и наркотиков, к уходу в виртуальное пространство и самоубийствам.

Поскольку процесс воспитания молодого поколения непрерывен и его нельзя отложить на потом, когда уже может быть поздно, вопрос о ценностях сейчас не только актуален, он требует скорейшего решения и является важнейшим для любой из наук, занимающихся человеком и обществом. Ценности выступают интегративной основой, нормой деятельности и поведения как для отдельно взятого индивида, так и для любой социальной группы, культуры, нации, наконец, для человечества в целом.

Вопрос о ценностях связан с человеком, его внутренним миром, а также с его отношением к миру внешнему, его местом среди других людей и его предназначением. В античной и средневековой философии, вплоть до Канта, вопрос о ценностях был составной частью онтологии: полнота бытия, выражавшая одновременно этические и эстетические идеалы, воспринималась человеком как абсолютная ценность. С расщеплением понятия бытия на составляющие – реальность и ценность как возможность практической реализации – возникла потребность в аксиологии как особом разделе философии.

Предмет аксиологии – учение о природе ценностей, их соотношении с реальностью, о структуре ценностного мира, т. е. о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности [1].

Сами по себе ценности универсальны, однако данный человек или данное общество в данную эпоху всегда ориентированы на ту или иную систему ценностей, выбор которой определяется социокультурными факторами, а также личностными качествами и предпочтениями, характерными для индивида. Поэтому, основываясь на кантовском различии вещей самих по себе и явлений, будем различать универсальные ценности как некие идеалы и ценности, проявленные в их практическом применении.

Ценностная установка человеческого мышления – это форма разума, которая определяет отношение человека к миру природы и социуму в соответствии с системой ценностей, характерной для данного индивида. Она характеризуется единой картиной мира в философском осмыслении естественной, социальной и духовной сфер человеческого бытия. Исследованием ценностных установок личности занимается психология личности, философская антропология, аксиология.

Ценностная доминанта культуры – предмет анализа таких смежных областей философии, как аксиология и философия культуры. Ценностная доминанта культуры представляет собой форму коллективного разума, которая наполняет модель мира ценностным содержанием. Понятие «ценностная доминанта» соотносится с понятием «парадигма» как содержательная ее часть. В настоящее время понятие «парадигма», введенное в научный обиход Т. Куном [2], получило широкое распространение в философии как теория, объясняющая действительность, и как способ действия, образец решения практических задач. Смена парадигм мышления обусловлена сменой ценностных доминант, что обычно происходит на переломе общественных отношений. Так, например, М. Вебер [3] показал взаимосвязь между сменой религиозных предпочтений общества от католичества к протестантизму, основанному на идее выполнения личного долга, и переходом от феодального хозяйствования к капиталистической экономике.

Современная эпоха – эпоха смены парадигм мышления, которая слишком затянулась, и поскольку новая картина мира, наполненная новыми ценностями, сама по себе никак не может возникнуть, а старая давно себя исчерпала, человечество стимулирует свой творческий потенциал страхом перед объявленным концом света и с надеждой ждет грядущее обновления.

Но если оставить необоснованные страхи и оглянуться назад, в историю, где все повторяется, можно заметить, что подобная ситуация была в начале XX столетия, когда весь мир, испытывая в первую очередь кризис духовный и как следствие, кризис экономический и политический, вступил в мировую войну, закончившуюся для России революцией, гражданской войной и становлением новой системы ценностей, основанной на социалистической теории. Попробуем сопоставить опыт прошлого столетия с современным состоянием культуры и порассуждать о ценностных ориентирах настоящего.

Здесь уже упоминалось, что социализм и православная ветвь христианства имеют общие ценностные основания: преобладание этического и общественного над эстетическим и личным. Но в русской культуре всегда присутствовала иная, субдоминантная система ценностей, отчасти заимствованная у западно-европейской культуры (романтизм, символизм), отчасти самобытная (скоморошество), в которой как раз эстетическое и личное преобладают. Существуя в качестве альтернативной системы ценностей в период стабильной государственности, эстетическая позиция становится доминирующей в переломные эпохи, когда рушатся общественные отношения и происходит смена парадигм мышления.

На рубеже XIX и XX веков эстетическая система ценностей взяла верх над этической. Ключевой фигурой, на долгие годы определившей пути развития как русской, так и европейской культуры, стал немецкий философ Фридрих Ницше, чутко уловивший и зафиксировавший в знаменитом афоризме «Бог умер!» конец христианства и наступление новой эпохи. Его учение имело в России огромную популярность, в особенности, книги «Рождение трагедии из духа музыки» и «Так говорил Заратустра». Обе они приобрели значение культурно-духовных ориентиров для российской интеллигенции. В первой книге содержится ключ ко всем будущим темам немецкого мыслителя: «Существование мира может быть оправдано только как эстетический феномен» [4]. Иначе говоря, учение Ницше – это теория эстетизма, и относиться к нему нужно не с точки зрения морали, а с точки зрения эстетики.

Ницше верит в возможность изменения социальной действительности с помощью искусства. Но преобразование жизни искусством должно, по Ницше, осуществляться не этизацией последнего, а возрождением целостного, эстетического чувства, основывающегося на глубинном проникновении в «материю жизни». Позднее его герой Заратустра будет проповедовать сверхчеловека как творца и теурга.

В России рубежа XIX-XX веков идеи Ницше были чрезвычайно популярны, особенно в среде творческой интеллигенции, усвоившей не букву, но дух учения великого философа. В. Соловьев считал Ницше своим оппонентом и неоднократно полемизировал с ним в своих статьях. Теоретики русского символизма А. Белый и В. Иванов, считавшие обоих мыслителей своими духовными наставниками, создали «теорию жизнетворчества», в соответствии с которой искусство призвано изменить действительную жизнь. Идея о творческой личности, способной воздействовать на массовое сознание и преобразовывать реальность по своему усмотрению, господствовала в культуре на протяжении всего XX века.

Таким образом, можно говорить о том, что на рубеже XIX-XX веков в европейской культуре произошла смена ценностной доминанты от этизма к эстетизму. Однако в России в период социалистического государства доминировали официально утвержденные нравственные ценности «строителя коммунизма», а эстетизм был ценностной субдоминантой. В настоящее время этические ценности разрушены, а эстетические себя исчерпали, и для дальнейшего существования нашего общество необходимо обновление системы ценностей, которая, скорее всего, должна быть основана на синтезе доброго и прекрасного.

Литература

  1. http://ru.wikipedia.org
  2. Кун Т. Структура научных революций.- М., 1978.
  3. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма - М., 2003.
  4. Ницше Ф. Сочинения в 2 т., - М.: Мысль, 1990.