«Спор рационализма и эмпиризма» в философии Нового времени
Данная работа посвящена изучению философских взглядов французского мыслителя рационалиста Декарта и английского философа эмпирика Бэкона.
Прежде чем приступить к изучению их взглядов, мы познакомились с их жизнеописанием. Далее нами были изучены последовательно взгляды Бэкона и Декарта и лишь в последнюю очередь мы провели сравнительный анализ их воззрений на методы научного познания природы.
Для работы над темой мы познакомились с произведениями следующих авторов по проблемам филисофии Нового времени: П.В. Алексеева [1], Н.В. Мироношиловой [2], И.И. Богуты [3], Ю.Б. Селецкого [4], Л.А. Никитич [5], Е.М. Евдокимова [6] , И.Т. Фролова [ 7 ]. Из представленных книг более всего заинтересовала работа Л.А. Никитич. Витиевата и менее доступна оказалась книга И.И. Богуты, видимо, в связи с переводом с чешского языка.
Содержание
Введение
1. рационализм Рене Декарта (1598-1650 гг):
1.1. Жизненный путь французского философа
Рене Декарта
1.2. Философские взгляды Р. Декарта.
II. Эмпиризм Фрэнсиса Бэкона (1561-1626 гг.):
2.1. Жизненный путь английского философа
Фрэнсиса Бэкона
2.2. Философские взгляды Ф. Бэкона
III. «Спор рационализма и эмпиризма» в философии Нового
времени: проблема метода научного познания в философии
Ф. Бэкона и Р. Декарта.
Заключение
Библиографический список
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat._spor_ratsional.i_empirizma.doc | 130 КБ |
Предварительный просмотр:
«Спор рационализма и эмпиризма»
в философии Нового времени
реферат
выполнила
Тищенко Тамара Михайловна,
учитель истории,
Содержание
Введение
I. Рационализм Рене Декарта (1598-1650 гг.):
1.1. Жизненный путь французского философа
Рене Декарта
1.2. Философские взгляды Р. Декарта.
II. Эмпиризм Фрэнсиса Бэкона (1561-1626 гг.):
2.1. Жизненный путь английского философа
Фрэнсиса Бэкона
2.2. Философские взгляды Ф. Бэкона
III. «Спор рационализма и эмпиризма» в философии Нового
времени: проблема метода научного познания в философии
Ф. Бэкона и Р. Декарта.
Заключение
Библиографический список
Введение
В последней трети XVI - начале XVII века происходит буржуазная революция в Нидерландах, а с середины XVII века буржуазная революция развертывается в Англии. Эти революции были подготовлены развитием мануфактурного производства, пришедшего на смену ремесленному труду.
Развитие нового буржуазного общества порождает изменения не только в экономике, политике, социальных отношениях, но и в общественном сознании. Важнейшим фактором такого изменения оказывается наука. Для формирования науки Нового времени, в частности естествознания, характерна ориентация на познание реальности, опирающейся на чувство [6, с. 31].
Если ориентация на чувственность и практичность познания проецируется на развитие опирающейся на науку эмпирии, то стремление к выяснению взаимосвязей и взаимодействий закономерно ведет к повышению роли рационального рассмотрения.
Социальные преобразования и развитие науки Нового времени вызвали к жизни новую ориентацию философии, которая стала опираться главным образом на науку. На первый план в философии этого периода выходят проблемы теории познания и проблема метода научного познания [3, с.146].
Поэтому с развитием чувственного, эмпирического познания мира развивается и точное, рациональное, математическое мышление. Как эмпирическое, так и рациональное познание ведут к развитию науки как целого, формируют ее характер и проецируются на складывающиеся основные направления философского мышления Нового времени (Бэкон, Декарт).
Данная работа посвящена изучению философских взглядов французского мыслителя рационалиста Декарта и английского философа эмпирика Бэкона.
Прежде чем приступить к изучению их взглядов, мы познакомились с их жизнеописанием. Далее нами были изучены последовательно взгляды Бэкона и Декарта и лишь в последнюю очередь мы провели сравнительный анализ их воззрений на методы научного познания природы.
Для работы над темой мы познакомились с произведениями следующих авторов по проблемам филисофии Нового времени: П.В. Алексеева [1], Н.В. Мироношиловой [2], И.И. Богуты [3], Ю.Б. Селецкого [4], Л.А. Никитич [5], Е.М. Евдокимова [6] , И.Т. Фролова [ 7 ].
Из представленных книг более всего заинтересовала работа Л.А. Никитич. Витиевата и менее доступна оказалась книга И.И. Богуты, видимо, в связи с переводом с чешского языка.
I. Рационализм Рене Декарта (1596-1650)
1.1. Жизненный путь французского философа Р. Декарта
Рене Декарт (1596-1650) — один из выдающихся философов нового времени. Философию в средние века называли служанкой богословия. Благодаря трудам Декарта она превратилась в самостоятельную науку.
Декарт родился во Франции в знатной дворянской семье, В восемь лет Рене отдали в школу к иезуитам. Особых успехов в учебе Декарт не достиг. После школы Декарт, как и полагалось сыну знатного дворянина, отправился в Париж, чтобы поступить на военную службу. Сначала он с головой окунулся в столичную жизнь. Но однажды он неожиданно исчез [3, с. 365.].
Декарт снял в парижском предместье домик и на два года погрузился в изучение математики. А потом определился в действующую армию и несколько лет провел в военных походах. Даже в походах все свободное время он отдавал математике. Занятия математикой привели Декарта к открытию науки аналитической геометрии. Декарт никогда не был женат.
Декарт решил создать философию, опирающуюся на достоверные знания,— в первую очередь на математику. Для этого Декарт уехал в Нидерланды. За долгие годы уединения Декарт сделал много научных открытий в математике, физике, биологии и педагогике. Самым главным его трудом стал философский трактат «Рассуждение о методе» [5, с.166.].
Декарт создал философию, основанную на способности человека мыслить и понимать окружающий мир. «Я мыслю — следовательно, существую»,— гордо провозгласил он в книге «Начала философии». И эта крылатая фраза сделала его знаменитым больше, чем научные открытия. Декарт уподобил Вселенную, движение планет и Солнца точному часовому механизму, который однажды был запущен Богом и в дальнейшем уже не нуждается ни в чьей помощи. Декарт признавал Бога и природу равнозначными началами мира. Механизмом, но биологическим, представлял он и человека. Такая философия получила название дуализм, от латинского слова «дуалис» - двойной. Создателем дуализма считают Декарта [4, с. 47.].
Когда трактаты Декарта были опубликованы, к нему пришла слава. Первый министр Франции кардинал Мазарини назначил Декарту пожизненную пенсию. Шведская королевы Христина открыть в Швеции академию наук. Написать устав Академии она и пригласила Декарта. Поездка в Швецию окончилась трагически. Философ не выдержал суровой северной зимы, заболел и умер от воспаления легких (1650 г.).
1. 2. Философские взгляды Р. Декарта.
Философские работы Декарта «Рассуждения о методе», «Начала философии» посвящены методологическим проблемам.
Декарт придерживался дуалистических взглядов:
- Он пытался создать философскую систему на основании признания двух самостоятельных начал: духа и материи.
- Мир - творение Бога, состоит из субстанций: духовной и материальной.
- Человек – механическое соединение духовной (души) и материальной (тела) субстанций
- Движения человеческого организма зависят от тела, мысли связаны лишь с душой. Обе субстанции не являются совершенными.
- Над ними обеими в качестве высшей субстанции пребывает Бог, который является совершенной субстанцией [3, с.370.].
Декарт сводил все качественные разнообразия природных явлений к следующему:
- отождествлял материю с пространством: материя беспредельна, однородна, не имеет пустот и бесконечно делима.
- к движению материи: движение возникает в результате толчка, первый толчок дает Бог.
С проблематикой познания в философии Декарта тесно связан вопрос о способе конкретного достижения истинного познания. Основным видом познания, по Декарту, является рациональное познание, источником знания является разум.
Исходной достоверностью всякого познания является мыслящее Я, то есть сознание. Декарт не отвергает чувственное познание, но считает, что его следует подвергать подробной критике. Также необходимо подвергать критике и суждения разума, которые, как показывает опыт, много раз приводили к ошибкам.
Главный принцип Декарта – можно сомневаться во всем. Что такое сомнение? Деятельность мысли. Когда я начинаю во всем сомневаться, я не могу при этом сомневаться в том, что я сомневаюсь, т.е. Декарт получил по меньшей мере одну достоверную истину: мое сомнение реально существует. Если достоверно сомнение, то также достоверно мое мышление, так как сомнение есть мыслительная деятельность. «Я мыслю, следовательно, я существую» (cogito ergo sum) [5, с. 167.].
Достоверное знание существует, так как существует сам мыслящий человек. Сомнение – признак некоторого несовершенства, поскольку я сомневаюсь, я не могу считать себя совершенным. Но понятие несовершенства производно от понятия совершенства. Когда я говорю о своем несовершенстве, я признаю, что существует совершенство более высшее, чем мое. Совершенным может быть только Бог. Декарт доказал таким образом существование Бога, а факт существования физического мира истиной
Принцип сомнения, однако, был для него лишь определенной предпосылкой для того, чтобы создать правила, гарантирующие достижение познания с высокой степенью правдоподобности. В процессе познания исключительное место отвел дедукции. Вооруженный интуицией и дедукцией разум может достичь достоверного знания в случае, если будет вооружен методом [4, с.47].
В «Рассуждении о методе» (1637 г.) Декарт сформулировал правила дедуктивного метода познания:
- не принимать никогда любую вещь за истинную, если ты ее не познал как истинную с очевидностью;
- избегать всякой поспешности и заинтересованности;
- не включать в свои суждения ничего, кроме того, что пред-
стало как ясное и не было бы необходимости сомневаться в
этом;
- разделить каждый из вопросов, которые следует изучить, на
столько частей, сколько необходимо;
- свои идеи располагать в надлежащей последовательности, начиная с предметов простых и легче познаваемых, продвигаться медленно к знанию наиболее сложных, предполагая порядок даже среди тех, которые естественно не следуют друг за другом;
- совершать везде полные расчеты и полные обзоры, чтобы
быть уверенным в том, что ты ничего не обошел [3. с. 373].
Декарт полагал, что с помощью дедуктивного метода можно логически вывести все знания о мире. Он исходил из факта существования мысли и приходил к реальности всего физического мира. Чувства и опыт - лишь дополнительный способ подтверждения знаний, полученных путем разума и дедукции.
Так же, как и Бекон, Декарт пытался убрать препятствия на пути объективно-достоверного познания. У него была своя классификация идолов- источников заблуждения:
- Первая и основная причина заблуждений - предубеждения нашего детства,
- Вторая - неспособность в зрелом возрасте освободиться от привычных мнений.
- Третья причина – трудность и утомительность интеллектуального напряжения и сосредоточения.
- Четвертая причина – дезорентирующая сила слов, часто не столько обозначающих, сколько затемняющих наши понятия [5, с. 165.].
Таким образом, Декарт пытался объяснить возможность заблуждений учением о срединном положении человека между миром бытия и миром небытия.
II. Эмпиризм Ф. Бэкона
2.1. Жизненный путь английского философа Ф. Бэкона
Фрэнсис Бэкон (1561 —1626) происходил из дворянской семьи, которая в английской политической жизни занимала видное место (его отец был лордом-хранителем печати). Учился он в Кембриджском университете. Процесс обучения, сводившийся к чтению и анализу «авторитетов» прошлого, не удовлетворял Бэкона. Это обучение не давала ничего нового в познании природы. Вскоре после окончания университета Бэкон выезжает во Францию. Годы, проведенные во Франции, были для Бэкона серьезной школой политического мышления.
После возвращения в Англию он начинает изучать право, занимается юридической практикой и участвует в политической жизни. Сравнительно в короткое время он становится лордом-хранителем большой печати, а потом и лордом-канцлером [3, с.349.].
Политическая карьера Бэкона достигла вершины в эпоху Якова – I (Шотланского). Сравнительно в короткое время он становится лордом- хранителем большой печати, а потом и лордом- канцлером. Однако в 1621 г. был обвинен парламентом в интригах и коррупции, предстал перед судом и был осужден.
Когда же приговор был отменен, а процесс аннулирован, Бэкон отходит от прежних дел и вплоть до самой смерти (1626 г.) посвящает себя научной работе.
Большая часть работ Бэкона была создана в то время, когда он был занят практической политической деятельностью, поэтому ряд из них имеет в определенном смысле слова тезисный характер. Ко многим работам, написанным до 1621 г., Бэкон возвращается в последующие годы, дополняет и поправляет их.
Одну группу работ Бэкона составляют труды, относящиеся к вопросам формирования науки и научного познания. Это прежде всего трактаты, так или иначе касающиеся его проекта «Великого Восстановления Наук» (из-за недостатка времени или по другим причинам этот проект не был закончен). Его проект был создан к 1620 г., однако полной реализации дождалась лишь вторая его часть, посвященная новому индуктивному методу, которая была написана и опубликована под названием «Новый Органон» также в 1620 г [2].
Другую группу трудов Бэкона образуют работы, которые возникают помимо проекта «Великого Восстановления». Наиболее значительные среди них — «Моральные, экономические и политические эссе», написанные в 1579 г., затем «Новая Атлантида», «История Генриха VII» и исследование (также незаконченное) «О принципах и началах».
2.2. Философские взгляды Ф. Бэкона
Английский философ Ф. Бэкон был родоначальником английского эмпиризма - учения об опыте. Под эмпиризмом понимается направление в теории познания. Источником знания в ней является чувственный опыт. Содержание знания может быть представлено в виде описания этого опыта [5, с.163].
Основной принцип философской ориентации Бэкона таков - «Нет ничего в разуме, что бы до этого не прошло через чувства». Эмпирия - опыт, опирающийся на эксперимент, является исходным пунктом нового научного метода. Сам метод опирается на чувства. Основное внимание Бэкон уделял проблематике науки, знания и познания.
Познание мира начинается с чувственного восприятия, которое нуждается в экспериментальной проверке, в подтверждении и дополнении.
Орудием познания является логика, которую Бэкон назвал органоном. Основным рабочим методом своей логики (органона) автор считал индукцию, которую понимал как форму доказательства.
Первое условие прогресса знания - усовершенствование методов обобщения, образов, понятий.
Процесс обобщения есть индукция. Индукция исходит из ощущений, отдельных фактов. Суть индукции:
1) наблюдение фактов;
2) их систематизация и классификация;
3) отсечение ненужных фактов;
4) разложение явления на составные части;
5) проверка фактов на опыте;
6) обобщение [3, с. 357].
Новый метод получил название индуктивного метода, в котором движения мысли идет от частного к общему в опоре на показания органов чувств.
Индуктивный метод Бэкона широко используется конкретными науками, опирающимися на непосредственные эмпирические исследования. Поэтому точнее будет определить философию Бэкона как эмпирическую.
Первым условием реформирования науки Бэкон считал необходимость усовершенствования методов обобщения – надо перейти от дедуктивного метода обобщения от общего к частному к индукции - от частного к общему.
Следующим шагом должно быть очищение разума от заблуждений. Бэкон считал, что основными причинами, препятствующими достижению нового знания являются «старая логика», предрассудки, врожденные представления, которые Бекон назвал идолами.
В «Новом органоне» Бэкон вводит четыре основных типа идолов: идолы рода, пещеры, рынка, театра [5, с. 164].
Идолы рода происходят от естественных недостатков человеческого разума. Идолы рода - препятствия, обусловленные природой человека. Человек судит о природе по аналогии с собственными свойствами. Отсюда возник телеологическое представление о природе, ошибки, проистекающие из несовершенства человеческих чувств, под влиянием различных желаний, влечений.
Идолы пещеры также вызваны врожденными недостатками человеческого разума, но только индивидуального характера. Идолы пещеры - ошибки, возникшие в следствии субъективных предпочтений, симпатий, антипатий ученых: одни больше видят различий между предметами, др. - их сходства. Одни склонны верить в непогрешимый авторитет древности, другие, наоборот, отдают предпочтение только новому.
Идолы рынка уходят своими корнями в социальную жизнь Идолы рынка – препятствия, возникающие в следствии общения между людьми посредством слов. Но во многих словах значения слов были установлены не на основе познания сущности предмета, а на основе случайных впечатления от этого предмета.
Идолы театра своими корнями уходят в существующие в настоящее время науку и философию. Идолы театра – препятствия, порождаемые некритически усвоенными ложными мнениями, они возникают в следствии подчинения ума ошибочным мнениям. [3, c. 360].
После рассмотрения идолов, как основных препятствий достижения подлинного знания, Бэкон приступает к позитивному изложению своего метода. Этому посвящена вторая книга афоризмов «Нового Органона». Ее он начинает с критики «старой науки», которая дала ранее такое понимание истины: чтобы познать истину, надо понять причины, которые кроются в 4 понятиях – это материя, форма, движущая сила и цель. Бекон говорит, что знание причин не приносит никакого вклада науке, только вредит ей.
Исходный пункт исследования для Бэкона заключен в «достаточном и правильном описании природы и экспериментов». Однако это описание является, согласно его взглядам, «разнообразным и таким пестрым, что приводит в смятение и рассредоточивает разум, если оно не упорядочено соответствующим образом и правильно не подготовлено.
Поэтому следует составить таблицы описания единичных случаев, причем таким образом и при соблюдении такой инструкции, чтобы разум мог с ними работать» [3, c.361]. В результате мы подходим к таблицам Бэкона, которые наиболее характерны для второй книги «Нового Органона». Он приводит три основных вида таблиц:
Первая из них — таблица позитивных инстанций, которую Бэкон назвал таблицей сущности и присутствия (наличия). В ней «следует представить разуму обзор всех известных случаев, которые в этом естественном свойстве согласны, хотя их субстанции не являются подобными. Такой обзор должен быть произведен исторически без излишних спекуляций или подробностей». Таблица дает относительно полное обозрение основных проявлений исследуемых свойств [3, с.361].
Вторая таблица негативных инстанций, которую Бэкон определяет как таблицу отклонений и отсутствия наличия. В определенном смысле она противоположна первой. Она содержит «обзор случаев, в которых данное естественное свойство не присутствует потому, что форма не может быть там, где нет естественного свойства».
Таблица сконструирована так, что каждому определенному положительному случаю соответствует хотя бы один случай отрицательный. Сравнивая эти две таблицы на эмпирическом уровне, можно определить преимущественно внешние взаимосвязи.
Третья из основных таблиц — таблица степеней, или сравнений. Ее задача — «дать разуму обзор случаев, в которых естественное свойство, подвергаемое исследованию, содержится в большей или меньшей степени в зависимости от того, убывает или прибавляется оно, и провести это сравнение на различных предметах».
Методическая ценность этой таблицы в наибольшей степени зависит от уровня чувственного познания и экспериментальных методов, поэтому здесь содержится наибольшее число неточностей.
Таблица прерогативных инстанций. Сравнение данных в этих трех таблицах, согласно Бэкону, может привести к определенным знаниям, в частности описательные случаи могут подтверждать или опровергать гипотезы, касающиеся исследуемого свойства. Эти случаи включены в таблицу прерогативных инстанций, которые выступают основой для собственно индукции [4, с. 46].
Социальные и политические воззрения Бэкона содержатся в незаконченной (как, впрочем, и большинство работ Бэкона) утопии «Новая Атлантида». Его идеальное английское общество, в котором живут богатые и бедные люди, исповедующие христианство, находится на острове Бенсалеме. Исключительное положение в обществе «Новой Атлантиды» занимает сообщество ученых («дом Соломона»), которое имеет решающее слово в делах руководства и организации населения. Советы и указания, которые «Дом Соломона» выдает, являются для граждан этого утопического государства обязательными и принимаются серьезно и с уважением.
Жителями острова осуждается легкомысленная жизнь, строго преследуются воровство и любые проступки, ведущие к нарушению закона, не существует подкупа чиновников и т. д. [3, c.364].
Заслуга Бэкона состоит:
- в его критике «старых» методов научного познания,
- в том, что его «Новый Органон» представляет первую попытку в философии Нового времени реализовать общий методический подход к получению научных знаний, которые имели практическое применение:
- в подчеркивании значения эмпирии, чувственного познания и эксперимента, которые полностью игнорировались в большинстве случаев схоластической философией предшествующей эпохи.
- хотя эмпиризм был исторически и гносеологически ограничен, а с точки зрения последующего развития познания его можно по многим направлениям критиковать, он в свое время сыграл весьма положительную роль.
Недостатки методологических подходов Бэкона были обусловлены его общей философской ориентацией:
- Так, развитие естественных наук уже в том столетии показало, что путь к действительному познанию, т. е. к раскрытию причинно-следственных отношений и взаимосвязей, идет не через эмпирическую абстракцию и сравнение.
- Конструкция его «таблиц» предполагает понимание мира как материального, но по своему существу состоящего из конечного числа основных частей, качественно и количественно ограниченных.
- Хотя в понимании отношения материи и движения Бэкон подходит к разгадке их действительной внутренней связи, материализм его представляет лишь определенную ступень, предшествующую формированию механическо-материалистической философии и естествознания Нового времени [3, с. 363].
Таким образом, Бэкон весьма радикально выступает против старой науки, старой логики и схоластической философии.
3. «Спор» рационализма и эмпиризма в философии Нового времени: проблема метода научного познания в философии Ф. Бэкона и Р. Декарта.
Бурное развитие мануфактурного производства в 17 веке породило необходимость широкого активного вовлечения природных ресурсов в процесс материального производства. Для этого требовалось научное и философское изучение природы, поэтому наиболее остро встал вопрос о методе научного познания природы. Варианты ответа на этот вопрос представлены в философских системах Ф.Бекона и Р. Декарта.
Английский философ Ф.Бэкон (1561-1626) был родоначальником английского эмпиризма – учения об опыте. Под эмпиризмом понимается направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знаний и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.
Метод Бэкона основывался на признании ведущей роли опыта в познании. Познание есть изображение внешнего мира в сознании человека, оно начинается с чувственных восприятий этого мира, которые нуждаются в экспериментальной проверке, в подтверждении и дополнении. Главным методом в системе Бэкона выступает индукция, в которой порядок движения мысли – от частного к общему. Это истинная форма доказательства, опирающаяся на показания органов чувств.
Другим путем в разработке проблем методологии научного познания пошел французский философ, математик и физик Рене Декарт (1598-1650 гг.), представитель рационалистического подхода к изучению явлений природы. Рационализм представляет собой философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей [6, с. 31].
Методом познания в системе Декарта является дедукция, в которой движение мысли происходит от общего к частному.
Суть метода Декарта сводится к двум основным положениям:
1. В познании должна лежать интеллектуальная интуиция. Первичной исходной интеллектуальной интуицией, из которой выводятся все знания о мире, является положение: "Я мыслю, следовательно, существую" [4, с. 47].
2. Из этих интуитивных воззрений разум должен на основе дедукции вывести все необходимые следствия.
Декарт так сформулировал правила дедуктивного метода:
- во всяком вопросе должно содержаться неизвестное;
- исследование должно быть направлено на постижение
особенностей этого неизвестного;
- в вопросе должно содержаться нечто известное
исследование должно касаться всех сторон вопроса [5. с.32].
Сравнив подходы к изучению природы двух философов, можно сделать следующие выводы:
- Если Ф.Бэкон знаменует начало формирования философского мышления Нового времени, то Р. Декарт представляет собой мыслителя уже этого Нового времени.
- Если философия Бэкона является предвестником нового, то в философии Декарта уже закладываются основания новой теории естествознания, в которой не только обобщены, но и философски разработаны и оценены все полученные к тому времени результаты нового естествознания.
- Если Бэкон глубину постижения природы соотносил прежде всего с умением ставить все более тщательные опыты, то Декарт центром внимания сделал человеческий ум, постигающий любую истину.
- Индуктивная методология Бэкона знала только одно направление от единичного и частного ко все более общему. Декарт же отправлялся от самых общих положений метафизики и от них переходил к более частным положениям физики. Достигая затем максимально конкретных наук.
- Как у Декарта, так и у Бэкона была своя классификация идолов –основных источников заблуждений.
- Декарт пытался объяснить возможность заблуждений учением о срединном положении человека между миром бытия и миром небытия.
Бэкон и Декарт были людьми одной эпохи, их философские системы имели много общего:
- Разработка проблем методологии научного исследования носила антисхоластический характер (стремление к достижению знаний, которые усиливали бы власть человека над природой, а не являлись бы самоцелью или средством доказательства религиозных истин.
- Оба вели критику схоластической силлогистики, как способа рассуждения и средства сообщения уже открытых истин. Оба стремились доказать, что силлогизм не является главным орудием познавательных усилий человека, как считала схоластика)
Заключение
В Новое время перед философами на одно из первых мест выдвинулась задача создания и обоснования методов научного познания. Усилия ученых концентрируются на собирании, описании и классификации фактов.
Философы пытаются найти ответ на вопросы: что представляет собой окружающий мир и каково место и предназначение человека в нём, может ли человек познать окружающий мир и что представляет собой это познание?
Философы Англии и Франции пошли разными путями в решении проблем познания природы и мира. Возникли два направления в теории познания человека и мира - рационализм и эмпиризм.
Эмпиризм – направление в теории познания, согласно которому чувственный опыт является единственным источником знаний, все знания обосновываются в опыте и посредством опыта [7].
Английский философ, основатель материализма Фрэнсис Бэкон был родоначальником английского эмпиризма – учения об опыте. Он считал, что познание начинается с чувственных данных, которые нуждаются в экспериментальной проверке и подтверждении, следовательно, судить о явлениях природы следует лишь на основе опыта.
Бэкон поставил вопрос о необходимости единства чувственного и рационального. Однако он недооценивал роль теоретического мышления, полагался на индуктивный метод (движение мысли от частного к общему).
Бэкон дал философское обоснование нового взгляда на цель и предназначение науки, разработал новые принципы индуктивного метода исследования. Бэконовский афоризм «Знание – сила» в течение трех веков является символом науки [4, с. 45.]
Рационализм – направление в теории познания, согласно которому безусловная всеобщность и необходимость, являющиеся признаками достоверного знания, не могут быть выведены из опыта и его обобщений; они могут быть почерпнуты только из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения или в виде задатков [7].
Французский философ, математик, физик, физиолог, рационалист Рене Декарт – представитель рационалистического подхода к изучению явлений природы считал, что основой познания и поведения людей является разум. В процессе познания главенствующую роль играет дедукция, в которой порядок движения мысли – от общего к частному.
Основная противоположность взглядов между рационализмом и эмпиризмом состоит не в вопросе о происхождении или об источнике знаний: рационалист Декарт был согласен с тем, что в уме нет ничего, чего раньше не было бы в ощущениях.
Главный пункт разногласия рационалистов и эмпириков состоит в том, что:
1. эмпирики (Бэкон, Гоббс, Локк):
- выводят всеобщий и необходимый характер знаний из опыта.
- преувеличивают роль чувственного опыта
- недооценивают роль научных теорий в познании,
- отрицают активную роль и относительную самостоятельность мышления.
2. рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц):
- на первый план в получении знаний выводят психические функции, врожденные задатки
- мотивы и принципы сводят к нравственной деятельности
- верят в силу разума
- отрицают опыт происхождения всеобщности и достоверности знания [4, с.46.].
Новое время считается мощным цивилизационным скачком истории. Развитие техники, естествознания, науки в целом обусловило изменение форм бытия человека и способствовало формированию новой системы ценностей, появлению новых тенденций развития. Это прежде всего – ослабление роли религии в общественной жизни и усиление роли науки, ориентация на науку как высшую ценность.
Эти процессы предопределили изменение философского знания: развитие науки и опытного знания способствовали замене схоластического метода мышления новым методом познания, обращенным к реальному миру.
Философия перестала быть «служанкой богословия», и главная заслуга в этом принадлежит англичанину Ф.Бэкону и французу Р.Декарту [5, с.162.].
Библиографический список
1. Алексеев, П.В., Панин, А.В. Философия: Учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин, - М., 1996
2. История философии: Запад – Россия – Восток. / Под
ред. Н.В. Моторошиловой, -М., 1997
3. История философии в кратком изложении // Пер. и ред. И.И.
Богута, - М.: Мысль, 1991
- История философии: Методическое пособие для аспирантов. /Под ред. Ю.Б. Селецкого, –М.: НОУ «Современный государственный институт», 2001
- Философия: Учебник для вузов / Под ред. Л.А. Никитич, -М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2000
- Философия: Что такое философия? История философии.
// Под ред. Е.М. Евдокимова. –М.: НОУ Современный гумма
нитарный институт, 2000
- Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. - 5-е изд. - М.:
Политиздат, 1986