«Кто знает одну религию, не знает ни одной»
Один из основателей современного религиоведения Макс Мюллер как-то сказал фразу, ставшую крылатой: «Кто знает одну религию, не знает ни одной». В данной работе, руководствуясь стремлением совершить для себя как можно больше открытий в мире религиозных верований и обрядов, мы решили совершить «паломничество» в мир религиозных традиций.
Погружаясь в атмосферу священных преданий и легенд, диковинных ритуалов и обычаев, вместе с авторами словарей по исламу, католицизму, протестантизму, христианству, буддизму, книг М.Е Жданова, А.Е. Кулакова, а также изучив энциклопедии для детей «Религии мира», мы заглянули под своды величественных храмов и под сень священных деревьев древних святилищ разных народов, узнали, какие религии они исповедуют, какой жизнью живут, как воспринимают мир и самих себя, чему и как поклоняются.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat._kto_znaet_odnu_religiyu_ne_znaet_ni_odnoy.doc | 239.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Кто знает одну религию, не знает ни одной» Макс Мюллер |
реферат |
Погружаясь в атмосферу священных преданий и легенд, диковинных ритуалов и обычаев, вместе с авторами словарей по исламу, католицизму, протестантизму, христианств, буддизму, книг М.Е Жданова, А.Е. Кулакова, а также изучив энциклопедии для детей «Религии мира», мы заглянули под своды величественных храмов и под сень священных деревьев древних святилищ разных народов, узнали, какие религии они исповедуют, какой жизнью живут, как воспринимают мир и самих себя, чему и как поклоняются. |
Тищенко Т.М., учитель истории |
19.04.2014 |
Содержание
Введение
Глава I. Понятие и сущность мировых религий
1.1. Понятие «религиозная вера»
1.2. Религиозные концепции
1.3. Типы религий
1.4. Функции религии
1.5. Компоненты (структура) религии
1.6. География современных религий
Глава II. Бесценный опыт и глубинная мудрость человечества в канонах основных мировых религий
2.1. Религиозный опыт и поведение людей (традиции, ритуалы, обряды)
2.2. Сравнительная таблица вероучительных, организационных и
обрядовых различий православия, католичества, протестанства
Заключение
Литература
Введение
Данная работа на тему «Кто знает одну религию, не знает ни одной» посвящена изучению основных типов мировых религий, стереотипов и форм поведения людей с разными религиозными позициями.
Религии считаются драгоценнейшим достоянием человечества, так как содержат бесценный опыт и глубинную мудрость многих поколений. Во всех уголках земного шара с доисторических времён и до наших дней религии являются подлинным украшением человеческой истории и культуры.
Актуальность данной темы связана с тем, что в той или иной степени религии продолжают оказывать влияние даже на обычную жизнь вовсе нерелигиозных людей. Немало религиозных этических норм прочно вошло в повседневную жизнь каждого народа. Они образовали то, что сейчас называют этнокультурными традициями, и продолжают, таким образом, влиять на жизнь и поведение людей. И потому по праву мир религий заслуживает самого пристального внимания и изучения. Ведь религии являются своего рода ключом к постижению мировой культуры, познанию особенностей и мировосприятия народов, населяющих земной шар, и лучшему пониманию собственного исторического наследия.
Один из основателей современного религиоведения Макс Мюллер как-то сказал фразу, ставшую крылатой: «Кто знает одну религию, не знает ни одной» [1]. В данной работе, руководствуясь стремлением совершить для себя как можно больше открытий в мире религиозных верований и обрядов, мы решили совершить «паломничество» в мир религиозных традиций.
Погружаясь в атмосферу священных преданий и легенд, диковинных ритуалов и обычаев, вместе с авторами словарей по исламу, католицизму, протестантизму, христианств, буддизму, книг М.Е Жданова, А.Е. Кулакова, а также изучив энциклопедии для детей «Религии мира», мы заглянули под своды величественных храмов и под сень священных деревьев древних святилищ разных народов, узнали, какие религии они исповедуют, какой жизнью живут, как воспринимают мир и самих себя, чему и как поклоняются.
К сожалению, в рамках данной небольшой работы невозможно ознакомиться со всеми религиями и полностью раскрыть внутреннюю их сущность. В нашей работе мы попытались рассказать о религиях как формах веры человека.
Глава I. Понятие и сущность мировых религий
- Понятие «религиозная вера»
Проявления религии встречаются повсюду. Это — устремлённые в небо купола церквей, малиновый перезвон колоколов, торжественные духовные песнопения, немеркнущая красота икон. Религиозное восприятие мира основано на вере. Религиозная вера — это вера в сверхъестественные силы (духов, богов, Бога).
Поклонение богам (или богу) предполагает следующее:
- посредников между богом и человеком (колдуны, жрецы, шаманы, священнослужители);
- места для поклонений (рощи, ручьи, идолы, храмы);
- обряды (молитвы, иногда жертвы и т.д.), в которых используются различные священные предметы.
Религиозная вера характеризуется тремя основными особенностями:
- она предполагает не просто наличие в сознании представлений о сверхъестественном, а слепую, т.е. бездоказательную веру в реальное существование сверхъестественного. Там, где нет такой веры, не может быть и речи о религии.
- религиозная вера в сверхъестественное включает в себя как необходимый компонент эмоциональное отношение к сверхъестественному. Религиозный человек не просто верит, не просто представляет себе сверхъестественное — он всегда эмоционально переживает свое отношение к этому.
- вера в сверхъестественное включает в себя убеждение в том, что сверхъестественное может определять судьбы людей и что человек, в свою очередь, может определенным способом воздействовать на сверхъестественное, задобрить его, вызвать на доброжелательное отношение и т.д. Между верующим и воображаемым объектом его веры возникают особые иллюзорно-практические отношения, т.е. то, что мы называем религиозными отношениями [2].
Итак, один из признаков религии — это наличие веры. Раскрыть же внутреннюю суть той или иной религии может только душа, живущая именно этой верой. Мы не пытались найти аргументы в пользу той или иной религии. Мы лишь сделали попытку представить себе огромное полотно духовных поисков человечества на всём протяжении его существования.
И если бы наука нашла решение всех рассматриваемых религией проблем, ответила на все возникающие в связи с этим вопросы, религии пришел бы конец. Но если бы наука знала все, для религии бы не осталось больше места. Однако это означало бы и конец самой науки, ибо ей ничего больше не нужно было бы изучать.
1.2. Религиозные концепции
Поразительное изобилие верований, существовавших на протяжении всей истории человечества, не позволяет воочию увидеть все ритуалы и обряды, храмы и древние святилища.
Но современная эпоха даёт возможность познакомиться с религиозными традициями разных времён и народов, не покидая дома. Как же не потеряться в этом мире новых понятий, представлений и образов? Профессиональным гидом в таком путешествии может стать наука, изучающая религиозные традиции мира - религиоведение.
Эта наука начала формироваться ещё в древности, однако сформировалась лишь во второй половине XIX в., и с этого времени начались увлекательное изучение религий и удивительное «приключение идей», результатом которых стали возникновение и развитие многочисленных концепций религии. Вот некоторые из них:
- Теологическая концепция признаёт источником религии сверхъестественное — Бога или просто некое духовное начало.
- Субъективистская (У.Ажеймс, 1842—1910), рассматривает религию как порождение индивидуального сознания, субъективных переживаний человека.
- Антропологическая концепция религии (Л.Фейербах, 1804—1872), видит религию как продукт человеческого сознания, фантазии, воображения. Человек в процессе познания отделяет от себя свои собственные качества (страх, любовь, эгоизм) и переносит их на Бога или какое-то сверхъестественное существо, реально не существующее в мире.
- Биологизаторская концепция (З.Фрейд, 1856—1939) полагала, что религия есть порождение человеческих инстинктов, особая форма реагирования человека на окружающую среду.
- Марксистская концепция (К.Маркс, 1818—1883) рассматривала религию как сложнейшее социально-психологическое явление, порождённое определёнными общественными отношениями. Именно общество, считал Карл Маркс, рождает у людей потребность в религии.
- Типологическая концепция религии Э.Дюркгейма (1857—1917), согласно которой, религия имеет социальную основу и обеспечивает целостность любого общества — от древнейшего до современного.
Все перечисленные концепции имеют последователей и сейчас.
1.3. Типы религий
1.3.1. Национальные религии
Национальные религии складывались на ранних этапах развития классового общества в рамках определенного этноса (народности). Исторические, бытовые и культурные условия развития той или иной народности определяют особенности национальных религий. Верования и культовая система национальных религий отражали и закрепляли специфику культуры и быта определенной этнической общности. Поэтому, как правило, национальные религии не выходили за рамки той или иной народности.
Национальные религии существуют и в современную эпоху. К числу их относятся: индуизм (Индия Израйль, конфуцианство (Китай), синтоизм (Япония), иудаизм (Израиль) и некоторые другие.
1.3.2. Мировые религии
Буддизм — наиболее древняя из мировых религий. Возник в VI в. до н. э. в Индии. Основой буддизма, как и любых других религий, является вера в сверхъестественное. Основы буддизма записаны в священном писании «Трипитака» - в нем 10 тыс. страниц. Буддизм объявил, что все люди могут спастись, следуя по пути, указанному буддийским вероучением. Главное содержание вероучения:
1. Отождествление жизни со страданием. Эта идея конкретизируется в четырех так называемых благородных истинах:
- Жизнь — есть страдание.
- Причиной страданий являются желания и страсти людей.
- Избавиться от страданий можно, лишь подавив в себе все земные желания и страсти.
- Для подавления желаний и избавления от страданий человек должен следовать путем спасения, который указан Буддой.
2. После смерти любое живое существо, включая человека, снова возрождается в виде нового живого существа. Жизнь каждого человека определяется якобы не только его собственным поведением, но и поведением «предшественников» по перерождениям. Это так называемый закон Кармы.
3. Выход из цепи страданий раскрывается в учении буддизма о Нирване. Нирвана - есть отрицание реального земного бытия, есть высшее бытие, есть прекращение перерождений, угасание страданий. Именно на пути к Нирване человек обретает, по учению буддизма, подлинное спасение. Только став монахом, человек может обрести спасение, приблизиться к Нирване.
В Индии буддизм был в VI—VII вв. н. э. почти вытеснен индуизмом. Буддизм перешагнул границы Индии распространился в страны Юго-Восточной Азии, Китай, Корею, Японию, Комбоджу, Вьетнам, Монголию, Сибирь России. Наиболее поздней формой буддизма являлся ламаизм, возникший в Тибете в XIV—XV вв. Ламаизм придавал первостепенное значение духовному наставнику – монаху (Ламе). В ламаизме изображают богов, духов в виде масок и скульптур. Из Тибета ламаизм проник в Монголию, а затем в Бурятию, Туву и Калмыкию.
Ислам. Возник ислам в VII в. н. э. среди арабов Аравийского полуострова. Человек, который боролся за объединение всех арабских племен в одну веру, был купец из Мекки Муххамед. Он объявил себя пророком – посланником единого бога Аллаха. 622 год считается началом мусульманского летоисчисления. Мекка - центр религии. В настоящее время ислам распространен в Африке, Индии,Китае, Афганистане, Египте, Ливии, Тунисе, Алжире, Морокко, Йемене, Средней Азии, Казахстане, Зап. Кавказе, Запорожье, Среднем Поволжье.
Основой мусульманского вероучения является «священная книга» Коран, состоящий из 114 глав - записей высказываний Муххамеда. В вероучении мусульман большую роль играет также сборник назидательных рассказов о жизни Мухаммеда - Сунна
Особенностью ислама является монотеизм — учение о едином и единственном Аллахе, создавшем мир и управляющем им. Высказывания Мухаммеда о сотворении мира и человека очень близки библейским мифам. Не отличается особым своеобразием и учение ислама о бессмертии души, страшном суде, аде и рае.
Мусульмане верят в воскрешение мертвых, в ангелов, которые бестелесны и выполняют желания Аллаха. Дьяволом является ангел, не покорившийся Аллаху. За ним следом последовали другие ангелы, ставшие демонами. У каждого есть свой ангел-хранитель. Святыми у мусульман являются Муххамед, Авраам, Давид, Соломон, Иисус Христос.
Муллой (священником) может стать любой мусульманин, хорошо знающий Коран, мусульманские законы (Шариат) и правила богослужения. Благодаря нормам Шариата ислам проникает глубоко в быт народов, становится важной составной частью их образа жизни.
Христианство возникло в Римской империи. В течение II—III вв. складывается церковная организация, во главе которой - папой Римский. Основу христианского учения составляет учение об искупительной жертве сына божьего Иисуса Христа. В 988 г. христианство пришло из Византии на Русь. В 1054 г. произошел разрыв между западной (католической церковью с центром в г. Риме) и восточной (православной с центром в г. Константинополе). В 16 в. в результате широкого реформационного движения в Германии, выступившего против католицизма, возникли протестантские церкви. В процессе своего развития христианство распадается на три основные ветви: католицизм, протестантизм и православие, которые также образуют ряд ответвлений и сект. Все направления признают, что начало этой религии положили проповеди Иисуса Христа, «сына божьего», который «сошел на землю», претерпел многочисленные страдания, принял мученическую смерть ради избавления людей от «первородного греха». Верующим христианам внушается, что они должны выполнять заповеди Христа, безропотно переносить тяготы жизни, как это делал сам Христос, а воздаяние за это они получат в будущем, в загробном мире.
Живут православные христиане в Болгарии, Румынии, Югославии,Греции, Кипре, Зап. Европе, Турции, России, Сев. и Юж. Америке, Африке, Азии.
Общее в католицизме и православии:
1). Догматы и праздники
2). Семь таинств (крещение, миропомазание, исповедь,
причащение, брак, священство, соборование)
3). Источники вероучения:
а) Библия, т. е. «Священное Писание»
б) «Священное предание», т. е. Постановления церковных соборов и
сочинения богословов.
Различия между католицизмом и православием. В отличие от православных, католики считают, что дух святой исходит не только от бога-отца, но и от бога-сына. У католиков есть догмат о непогрешимости папы римского в делах веры и морали, о чистилище, где душа находится после смерти до наступления страшного суда. У православных таких догматов нет. У католиков духовенству запрещено вступать в брак, у православных — только монахам. Причащение хлебом и вином всех верующих в православии было всегда, а в католицизме только после II Ватиканского собора (1962—1965 г. г.).
В православии миропомазание совершается во время крещения младенца, а в католицизме в возрасте 7— 8 лет. Богослужение в православных храмах идет под хоровое пение без музыки, верующие стоят, Христос и святые изображены на иконах. У католиков в костелах — органная музыка, верующие сидят, вместо икон — скульптура. Католические церкви подчиняются Ватикану во главе с папой римским. В православии нет мирового центра. В мире 15 самостоятельных православных церквей. Высоким моральным авторитетом пользуется Константинопольская и Русская Православная Церковь.
Особенности протестантизма, как третьей ветви христианства. Протестанты выступали против претензий папства и католического духовенства на роль посредников между богом и людьми, отвергали католическую иерархию, а также авторитет папских посланий, решений соборов. Единственным источником новой веры для них стало «священное писание» — Библия.
Протестантизм утверждал, что каждый может спасти свою душу путем непосредственного общения с богом через личную веру. Этот догмат стал центральным в протестантском вероучении. В связи с этим была упрощена христианская обрядность, отрицалось чистилище, святые угодники, монашество, культ богородицы, ангелов, мощей, икон и т. д., почитание которых, по мнению протестантов, представляет внешнюю религиозность и не спасает души верующего.
Догмат о спасении личной верой, общение с богом без посредников означает, что каждый верующий может сам толковать Библию по вразумлению свыше. И, в принципе, каждый может совершать богослужение, быть священником (принцип «всеобщего священства»).
Это обстоятельство объясняет тот факт, что протестанство с самого начала оказалось раздробленным. В раннем протестанстве сложились три основных направления: лютеранство, кальвинизм, англиканство. Кроме названных направлений протестантизма сюда относятся многочисленные религиозные объединения евангельских христиан — баптистов, адвентистов — седьмого дня, пятидесятников и др.
1.3.3. Другие типы религий
С православием в России связано появление ряда христианских сект: субботников и христоверов («хлыстов») в конце 17 века, духоборов и молокан в 60-е годы 18 в., а также движение старообрядцев в 60 г. 17 в. Православный собор в 1971 г. снял со старообрядцев проклятие, которое было наложено на них еще в 17 в.
В настоящее время активизировали свою деятельность евангельские христиане — баптисты, адвентисты — седьмого дня, пятидесятники. Буквально нахлынули на всю страну многочисленные мировые секты нетрадиционного для нас характера. К таким сектам относятся: американская религиозная организация «Свидетели Иеговы», «Семья» («Дети Божьи»), «Церковь Христа» (Международные или Бостонские Церкви Христа); южнокорейская — «Церковь Объединения» («Вузовская ассоциация по изучению Принципа», «Мунисты»); индийская — «Общество Сознания Кришны»); японская — «АУМ Синрике»; шведская — «Слово жизни»; российские — «Последователи Виссариона», «Богородичный Центр», «Великое Белое братство» и другие. Тоталитарные секты имеют ряд отличительных особенностей:
- Они отличаются не только убежденностью в том, что все, кроме них, неизбежно погибнут, но и выражают радость по этому поводу.
- Каждая секта считает, что только она нашла единственно правильный путь Богопознания, и что Бог поручил ей поведать о Нем всему миру.
- Как правило, секта оперирует неким тайным учением, которое скрывается от непосвященных, а главные моменты его сообщаются только после обращения человека в веру, когда обратного пути уже нет. Это, в основном, отречение в какой-то форме от Христа и ограничения в образе жизни членов секты.
- По мере вовлечения человека в деятельность секты собственно религиозное вытесняется служением не Богу, а интересам организации, которые всецело определяются интересами ее лидеров. Вера в Бога подменяется преданностью человеку-учителю или группе лидеров, которые действуют от его имени.
В целом тоталитарные секты оказывают на человека негативное воздействие, направленное на разрушение личности:
а) в физическом плане — неполноценное питание, недостаточный сон, напряженная ежедневная работа по служению и изучению материалов секты;
б) в психическом плане — человек теряет способность к критическому суждению об окружающей действительности, искажается сознание человека по отношению к труду, семейным обязанностям, защите интересов народа, государства;
в) в умственном плане — происходит обеднение всех областей знаний, что приводит к разрушению интеллекта человека;
г) в социальном плане — появляется враждебность к лицам не из секты.
На территории России сейчас действуют свыше 40 различных религиозных направлений (конфессий). Происходят постоянные изменения в деятельности различных религий, но все это убедительно говорит о том, что религии изменяются вслед за изменением земных условий жизни людей [3].
1.4. Функции религии
Вместе с тем можно говорить, что религии обычно свойственно выполнять по отношению к обществу и отдельным личностям определенные функции: [4]
- религия, являясь мировоззрением, т.е. системой принципов, взглядов, идеалов и убеждений, объясняет человеку устройство мира, определяет его место в этом мире, указывает ему, в чем состоит смысл жизни.
- религия дает людям утешение, надежду, духовное удовлетворение, опору. Неслучайно люди чаще всего обращаются к религии в тяжелые моменты жизни.
- человек, имея перед собой религиозный идеал, внутренне меняется и становится способен нести идеи своей религии, утверждать добро и справедливость, смиряясь с лишениями, не обращая внимания на тех, кто осмеивает или оскорбляет его.
- религия управляет поведением человека через свою систему ценностей, моральных установок и запретов. Она может существенно влиять на большие сообщества и целые государства, живущие по законам данной религии.
- религии способствуют объединению людей, помогают складыванию наций, образованию и укреплению государств. Но религиозный фактор может приводить к разделению, распаду государств, когда массы людей начинают противостоять друг другу по религиозному принципу.
- религия является вдохновляющим и сохраняющим фактором духовной жизни общества. Она сберегает общественное культурное наследие, подчас буквально преграждая дорогу всякого рода вандалам. Хотя церковь чрезвычайно неверно воспринимать как музей, выставку или концертный зал; приезжая в любой город или в чужую страну, вы наверняка одним из первых мест посетите храм, который вам с гордостью покажут местные жители. Цивилизация подобна мощному орудию, которое можно употребить во благо, а можно превратить в средство убийства: в зависимости от того, в чьих руках оно находится. Культура, как медленная, но могучая река, вытекающая из древнего истока, весьма консервативна и часто вступает в конфликт с цивилизацией. А религия, составляющая основу и стержень культуры, — один из главных факторов, который предохраняет человека и человечество от распада, деградации и даже, возможно, от нравственной и физической гибели — то есть всех угроз, которые может нести с собой цивилизация.
- религия способствует упрочению и закреплению определенных общественных порядков, традиций и законов жизни. Так как религия более консервативна, чем любой другой общественный институт, она в большинстве случаев стремится к сохранению устоев, к стабильности и покою. (Хотя, безусловно, и это правило не обходится без исключений.) Если вы помните из новой истории, когда в Европе зарождалось политическое течение консерватизма, у его истоков стояли деятели церкви. Религиозные партии находятся, как правило, в правой охранительной части политического спектра. Их роль в качестве противовеса бесконечным радикальным и подчас неразумным преобразованиям, переворотам и революциям очень важна.
1.5. Компоненты (структура) религии
Религия — очень сложное и многоплановое явление. Попытаемся выделить ее главные элементы:
1. вера предполагает в первую очередь религиозное чувство, настроение, эмоции. Вера наполняется содержанием и питается от религиозных текстов, изображений, богослужений. Подлинная вера всегда проста, чиста и обязательно наивна. Вера вечно пребывает с человеком, но в процессе общения верующих людей между собой она конкретизируется: возникает образ бога или богов, имеющих конкретные имена, появляется возможность общения с ним (с ними), утверждается истинность священных текстов и догматов, авторитет пророков, основателей церкви.
2. учение может быть о богах (Боге), о правилах жизни и поведения в обществе (этики и морали), о церковном искусстве и т.п. Религиозное вероучение создается философами и теологами. Если философы занимаются наиболее общими вопросами устройства и функционирования божьего мира, то теологи (богословы) изучают и толкуют священные тексты.
3. религиозная деятельность: миссионеры проповедуют и распространяют свою веру, теологи сочиняют научные труды, преподаватели преподают основы своей религии. Но стержень религиозной деятельности — это культ (совокупность действии, которые совершают верующие с целью поклонения Богу, богам или каким-либо сверхъестественным силам: обряды, богослужения, молитвы, проповеди, религиозные праздники. Для того, чтобы осуществлять культ, необходимы церковное здание, храм, церковное искусство, предметы культа (утварь, облачения священства). Для совершения культовых действий в большинстве религий требуются специально подготовленные священнослужители. Каждая религия разрабатывает свои правила отправления культа. Разновидности культовых действий:
а) магические действия (чародейство, колдовство, волшебство), т.е. такие, с помощью которых служители культа пытаются таинственным способом воздействовать на окружающий мир, на других людей.
б) символические обряды (условный вещественный опознавательный знак), которые только изображают или имитируют действия какого-либо божества с целью напоминания о нем.
в) мистические действия. Мистические обряды могут воздействовать не на всех, а только на посвященных во внутренний смысл данного религиозного учения. Элементы мистики присутствуют во многих религиях, в том числе и мировых.
4. религиозные объединения (общины) имеют организационную структуру: органы управления, объединительный центр, монашество; иерархия (соподчинение) духовенства. Существуют религиозные учебные заведения, готовящие священников. Течение внутри какой-либо церкви, которое может превратиться в господствующее, а может бесследно исчезнуть, называют сектой. Они отличаются замкнутостью, изолированностью, строгим контролем за своими членами. Вопрос об оценке каждого религиозного объединения должен решаться индивидуально: все зависит от того, с какими целями создана данную секту, какие силы стоят за спиной ее лидеров.
1.6. География современных религий
Какова же картина распространения религий в современном мире?
Европа. В древности народы, населяющие Европу, поклонялись своим прекрасным и могущественным богам, почитали священные деревья, камни, огонь, животных. Ныне религиозный климат Европы стал другим, а отголоски древних религиозных традиций и верований можно найти лишь в народных поверьях, сказках и песнях. География современных религий Европы представлена преимущественно различными направлениями христианства.
Во многих европейских странах широко распространён католицизм. В Австрии, Франции, Бельгии, Испании, Италии, Португалии, Польше, Венгрии и некоторых других странах католицизм исповедует большинство верующих. Другое популярное в Европе направление христианства — протестантизм. Приверженцы протестантизма преобладают в североевропейских странах — Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии и некоторых других. Православие исповедуют в основном в Юго-Восточной Европе — в Греции, Болгарии, Румынии.
Помимо христианства в Европе распространён ислам. В отдельных европейских странах — Албании, европейской части Турции — ислам исповедует большая часть верующих (см. статью «Ислам»). Кроме христиан и мусульман в Европе встречаются последователи иудаизма, буддизма, индуизма и других религий.
Благодаря этому картина религиозной жизни современной Европы выглядит достаточно пёстрой. К тому же в крупных городах Европы часто можно встретить и приверженцев других, порой весьма экзотических и мало распространённых верований и культов.
Хотя несомненно, что большинство верующих в Европе придерживаются традиционных религий, растёт число тех, кто отдает своё предпочтение нетрадиционным, внеконфессиональным религиям. Ныне около 28 700 новых, нетрадиционных учений и культов прочно соседствуют с давно известными религиями.
Азия. Когда-то в Азии возникли все самые известные и распространённые ныне религии. Именно Азия некогда явилась родиной зороастризма, индуизма, иудаизма, христианства, ислама, буддизма, конфуцианства, даосизма, синтоизма, джайнизма, сикхизма и других религий. Некоторые из них — иудаизм, христианство, ислам, индуизм, буддизм — сегодня широко распространились по всему миру, другие — конфуцианство, синтоизм, джайнизм, сикхизм — так и остались преимущественно азиатскими религиями. Соотношение современных религий в Азии сильно меняется в зависимости от конкретного региона.
Так, в Юго-Западной Азии она представлена в основном исламом. Ислам широко распространён почти во всех странах этой части Азии — в Турции, Иордании, Саудовской Аравии, Сирии, Йемене, Объединённых Арабских Эмиратах, Ираке, Иране, Афганистане и др. Исключение составляют только Кипр и Ливан, где большая часть верующих исповедует христианство, а также Израиль, где преобладает иудаизм.
В некоторых странах Юго-Западной Азии — Иране, Афганистане, Йемене — имеет распространение одна из древнейших, уцелевших до нашего времени религий — зороастризм.
В Южной и Юго-Восточной Азии наряду с исламом (Пакистан, Бангладеш, Малайзия, Индонезия, Брунея) широко распространены индуизм (Индия, Камбоджа, Непал, Мьянма), буддизм (Шри-Ланка, Непал, Бутан, Таиланд, Мьянма, Лаос, Кампучия, Вьетнам), христианство (Филиппины). В некоторых странах встречаются и приверженцы зороастризма (Пакистан, Индия).
В Восточной и Центральной Азии популярны буддизм (Китай, Монголия, Корея, Япония), конфуцианство (Китай, Корея), даосизм (Китай), синтоизм (Япония). Для этого региона характерно также причудливое смешение религиозных учений. В результате появляются новые учения и культы, сочетающие в себе элементы различных традиций. Иногда поклонение может осуществляться одновременно и Мухаммеду, и Христу, и Конфуцию, и Будде, и местным богам.
В Средней Азии (Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Туркмения) преимущественно распространён ислам, хотя в XX веке в этом регионе появилось много христиан.
Америка. Сегодняшняя Америка — в прошлом колыбель загадочных цивилизаций майя, ацтеков и инков — сохранила лишь величественные руины древнеиндейских культур и отдельные представления о религиозных обрядах и верованиях своих древних жителей. Ныне религиозная жизнь этого континента приобрела совершенно иной колорит. Большинство жителей Америки являются христианами.
В Южной Америке преобладают католики. Они составляют большинство населения во всех странах, кроме Гайаны, Суринама и Фолклендских островов. Католицизм является господствующей религией также в Центральной Америке и Мексике. В Северной Америке (США, Канада) преобладают последователи протестантизма. Традиционные индейские верования в чистом виде сохранились в основном только в изолированных, глухих районах Южной Америки — в Бразилии, Боливии, Венесуэле, Колумбии. На основе смешения, переплетения христианства и местных верований во многих местах Америки сложились синкретические культы.
В Северной Америке, особенно в США, религиозная жизнь выглядит, пожалуй, наиболее пёстро. Помимо различных направлений христианства здесь представлены все азиатские религии, попавшие сюда вместе с волнами иммигрантов, — буддизм, иудаизм, ислам, индуизм, конфуцианство и др. А в период активного ввоза в США африканских рабов в эти места были завезены традиционные африканские верования и культы. Кроме того, здесь, так же как в Европе, весьма популярны новые, нетрадиционные учения и культы. По степени распространения новых, альтернативных религий США выходят на первое место в мире.
Африка. В отличие от других континентов, где широкое распространение получили так называемые мировые религии — ислам, христианство или буддизм, — в Африке преобладают традиционные африканские верования и культы. Особенно популярны они в странах Тропической и Южной Африки, где их придерживается более половины местного населения. В Африке представлены и другие религиозные традиции: в странах Северной и Западной Африки, на Восточно-Африканском побережье распространён ислам, во многих странах активно расширяются христианские миссии. Распространение получили также иудаизм (Северная Африка), индуизм (страны Восточной Африки и острова Индийского океана). Нередко встречаются и смешанные христианско-африканские церкви и группы.
Австралия и Океания. Многие современные религии представлены в Австралии и Океании. В большей части Австралии и Океании ныне широко распространено христианство, принесённое монахами-миссионерами во второй половине XVII в. Вместе с тем некоторая часть местного населения лишь формально относит себя к христианам, соблюдая традиции и ритуалы далёких предков. В некоторых районах Австралии и Океании очень хорошо сохранились давние местные традиционные верования и ритуалы. Кроме различных направлений и течений христианства в эту часть света попали и другие религии Азии, такие, как индуизм, буддизм, ислам, синтоизм. В некоторых местах Австралии и Океании они видоизменились, слившись с местными верованиями.
Россия. География современных религий в России традиционно представлена в основном православием, исламом и буддизмом. Православие исповедует большая часть верующих во многих регионах страны. Ислам широко распространён в основном в Поволжье, Татарстане, Башкортостане, на Урале и Северном Кавказе. В европейской части России также встречаются последователи ислама. Буддизм преимущественно распространён в Бурятии, Калмыкии, Туве. Буддийские общины есть и в различных городах и районах европейской части России, в Сибири. Помимо перечисленных вероисповеданий в России представлены такие христианские направления, как католицизм, протестантизм. Распространение имеют также иудаизм и в некоторых местах — традиционные местные верования (чаще всего в виде шаманства). России появляются новые, внеконфессиональные религии и культы [5].
Глава II. Бесценный опыт и глубинная мудрость человечества
в канонах основных мировых религий
2.1. Религиозный опыт и поведение: традиции, ритуалы, обряды
Первое, что бросается в глаза при знакомстве с той или иной религией, — это её традиции, ритуалы и обряды. Эта сторона религий в религиоведении называется культом (лат. «почитание», «поклонение»). Каждая религия создала свою оригинальную систему богопочитания. Здесь могут иметь место возвышенные молитвы и дикие жертвоприношения, в том числе человеческие, таинственные, известные только посвященным мистерии и грандиозные всенародные празднества, неистовые шаманские камлания (общения с духами) и уединённые аскетические практики. Но во всём этом многообразии прослеживается единое стремление — желание ощутить связь с божественным, соединить свою обычную жизнь и священное.
Религиозный культ может представлять собой коллективное богослужение, индивидуальную молитву или медитацию. Его формы иногда приобретают характер ритуальных песнопений, танцев и трапезы, паломничества к святым местам, особых таинств и церемоний, обрядов посвящения, отмечающих все важнейшие вехи в жизни человека. Культ включает в себя множество предписаний, относящихся к устройству храмов и одеянию священнослужителей (служителей культа), проведению священных церемоний, поведению последователей и многое другое.
Религиозные ритуалы и обряды пронизывают все сферы жизни человека. Так, в некоторых религиях, считающих, что жизнь человека не заканчивается со смертью его тела, разработаны особые ритуалы, сопровождающие душу умершего на протяжении её пребывания в ином мире вплоть до её воплощения в новое тело (реинкарнация). Определённые дни года посвящаются особым, значимым событиям или каким-либо богам. В такие дни совершаются богослужения и особые церемонии. Очень интересны ритуалы — игры, которые утратили сегодня свой смысл, но присутствуют в нашей жизни в виде игр и развлечений (например, олимпийские игры).
БУДДИЗМ. Четыре великих истины буддизма определяют поведение человека в обществе и семье:
- Всякое существование есть страдание
- Причина страданий заложена в самом человеке – это жажда жизни, жажда наслаждений, жажда власти и богатства
- Прекратить страдания возможно, но для этого надо освободиться от жажды жизни и достигнуть такого состояния, при котором всякое желание подавлено и всякое чувство отступает
- Поведение правоверного буддиста должно состоять из праведного воззрения, праведного стремления, праведного поведения, праведной речи, праведного учения, каким признается только буддизм.
Буддизм отражает положение человека в обществе. Он вводит страдания человека в абсолют, объявляет нормой жизни и законом бытия. Безропотное повиновение страданиям уводит человека от необходимости бороться за земную жизнь, приучает к пассивности.
У каждого семьи в доме есть семейный алтарь – шкафчик, в котором стоит скульптурка Будды, а рядом - чашечки для жертвоприношений, свечи, цветы. Миряне молятся только дома у своего алтаря, читая молитвы и заклинания, которые оберегают всю семью от несчастий. В дом, где умер человек, приглашают священника, который провожает умершего в последний путь, рассказывая умершему о том, что встретит его душа после того, как покинет тело. После этого умершему зашивают веки глаз, тело кладут на поле, в степи, где его съедают животные.
Праздников у буддистов мало, но они отмечаются пышно. Еженедельный праздник – суббота. Самый пышный из них – «Круговращение Майдари» празднуется летом. Майдари – это будущий Будда, который явится на землю наказать грешников и наградить достойных. Грехами в буддизме считается плохое содержание животных, к числу которого относят побои животных, плохой уход, плохое кормление, непосильная для них работа. Миряне верят в переселение душ умерших людей в животных, и этим объясняется их ревностное отношение к ним.
ИСЛАМ. Культ ислама отличается сравнительной простотой: мусульманин должен выполнять основные требования, обряды:
- Произнесение формулы исповедания веры («Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед его пророк»)
- Обязательная молитва (намаз) 5 раз в день
- Соблюдение поста в месяц рамазан (в течение этого месяца нельзя есть и пить от восхода до захода солнца)
- Раздача милостыни в пользу мечети, бедным (таким образом освобождаешься от грехов)
- Паломничество в Мекку (хаджж) хотя бы 1 раз в жизни
- Чтение Корана всеми членами семьи (Коран обязателен в каждой семье)
- Обрезание крайней плоти на пенисе (сунет) родившемуся мальчику
- Соблюдение культа мазаров – святых мест (почитание кладбища, могилы, деревьев, камней, о которых сложены легенды)
Свод законов и правил для семейной жизни называется Шариатом. В нем около 600 правил, касающихся молитв, ритуальных моновений. Запомнить их все трудно. В настоящее время не все правила шариата выполняются, хотя духовные власти продолжают карают мусульман за их нарушение. Мусульмане требуют реформирования ислама, отмены части правил шариата и замены их нормами современного права. Они высказываются за смягчения постов, за отмену бесконтрольного права мужа над женой и детьми, за запрет многоженства, характерного для этой религии, за запрет паранджи для женщин.
В праздники молятся, много едят, ходят на кладбище. Еженедельный праздничный день у мусульман — пятница. Посты и праздники ислама:
1). Пост рамазан (1 месяц нельзя есть, пить, курить от восхода до заката)
2). Праздник ураза ( в течение 3 дней идет разговение – люди угощаются, платят подати, идущие на благотворительные нужды)
3). Праздник Курбан – байрам (на 70-ый день после уразы каждая семья должна принести жертвоприношение: зарезать барана, или верблюда, или корову)
ХРИСТИАНСТВО. К христианским культам относятся молитвы, обряды, посты. Самая первая молитва- Отче наш, потом стали создаваться другие. Моления сопровождаются жестами, позами, осенением себя крестным знамением, коленопреклонением, наклонами, поклонами. Еженедельный праздничный день у христиан – воскресенье. Религиозных праздников много, они посвящены Богу, характерным моментам его жизни, а также людям, которых церковь за их деяния причислила к лику святых. Во время Великого поста перед Пасхой (7 недель), Рождественского, Успенского, Петровского постов христиане предавались молитвам, покаяниям, воздерживались во всем. Церковь указывала, когда нельзя есть скоромную пищу (мясо, молоко, яйца). Во время поста запрещается веселиться, развлекаться, ходить в гости.
Христиане должны слепо следовать канонам религиозной морали, которая включала в себя 2 группы заповедей, определяющих отношение человека к Богу и религии, а также отношения человека с обществом, с государством, с другими людьми.
1 группа заповедей предопределяет отношения христианина к Богу, к религии:
- Верить в Бога, любить его, бояться его, надеяться на него
- Молиться дома, в храме, посещать богослужения
- Праздновать религиозные праздники, соблюдать посты
- Материально поддерживать духовенство
- Постоянно думать о смерти, о загробном мире, о страшно суде
- умертвлять в себе плоть различными подвигами
- вести борьбу с гордостью, самолюбием, тщеславием, чувством собственного достоинства
- презирать и ненавидеть все земные блага, земные радости и удовольствия, руководствуясь принципом: чем хуже живется на земле, тем лучше будет на небе
2 группа заповедей регламентирует отношения христианина с государством с обществом, с другими людьми:
- Раболепно подчиняться государственной власти, повиноваться господам, работать на них в поте лица
- Почитать и уважать всех, кто выше тебя на общественной лестнице
- Попытка свержения власти - великий грех, т.к. это бунт против Бога
- Быть покорным, кротким, тихим, безропотно выносить все, что выпадает на долю христианина
- Довольствоваться своим общественным положением
- Благодарить Бога за все беды и несчастья человек должен
- Прощать обиды, терпеливо переносить унижения и оскорбления
- Любить врагов своих, благословлять ненавидящих его и молиться за убивающих его
- Не имеет право никого и ни за что осуждать
- Не должен лгать, красть, завидовать, убивать
- Почитать родителей своих и всех старших, слепо им повиноваться
- Вести целомудренный образ жизни, соблюдать супружескую верность
- Думать о себе как о ничтожнейшем из людей, помня слова из Библии: я – червь, а не человек
Религиозная мораль воспитывает эгоизм, пассивность, покорность, неверие в свои силы, отсутствие чувства собственного достоинства.
2.2. Сравнительная таблица вероучительных, организационных и обрядовых различий православия, католичества, протестантства [6]
ПРАВОСЛАВИЕ | КАТОЛИЧЕСТВО | ПРОТЕСТАНТСТВО | |
I. ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕРКВИ | |||
Отношение к другим христианским конфессиям | Считает себя единственной истинной Церковью. | Считает себя единственной истинной Церковью. Однако после II Ватиканского собора (1962—1965 гг.) принято говорить о православных церквях как о «сестрах-церквях», а о протестантах — как о «церковных объединениях». | Разнообразие взглядов вплоть до отказа считать обязательной для христианина принадлежность к какой-либо конкретной конфессии. |
Внутренняя организация Церкви | Сохраняется разделение на поместные церкви. Существуют многочисленные различия по обрядовым и каноническим вопросам (например, по поводу признания или непризнания григорианского календаря). В России насчитывается несколько различных православных церквей; под эгидой Московской Патриархии находятся 95% верующих, а наиболее древней из альтернативных конфессий является старообрядчество. | Организационное единство, скрепляемое авторитетом папы (главы Церкви), при значительной автономии монашеских орденов. Существуют немногочисленные группы старокатоликов и католиков-лефевристов (традиционалистов), не признающих догмат о безошибочности папы. | В Зап. Европе распространены лютеранство и англиканство, в которых преобладает централизация. В США и ряде других стран наиболее активен баптизм, организованный по федеративному принципу: баптистская община автономна и суверенна, подчиняется только Иисусу Христу. Союзы общин решают только административные проблемы. В СССР большинство протестантов в 1944 г. были принудительно объединены в Союз евангельских христиан-баптистов. До середины 80-х гг. общины, отвергавшие регистрацию, преследовались. |
Отношения со светскими властями | В разные эпохи и в различных странах православные церкви то находились в союзе («симфонии») с властями, то подчинялись им в гражданском отношении. | Вплоть до начала нового времени по своему влиянию церковные власти конкурировали со светскими, а папа располагал светской властью на обширных территориях. | Разнообразные модели отношений с государством: в одних европейских странах (например, в Великобритании) — государственная религия, в других — полное отделение от государства. |
Отношение к браку духовенства | Белое духовенство (т. е. всё духовенство, кроме монахов) имеет право вступать в брак один раз. | Духовенство даёт обет безбрачия (целибат), за исключением священников церквей восточного обряда, основанных на союзе с Католической Церковью, признающих главенство папы Римского и католические догматы, но сохраняющих при этом традиционный культ и использование местного языка для богослужения. | Брак возможен для всех верующих. Кроме того, в ряде направлений женщин могут рукополагать в священники и епископы. |
Монашество | Существует монашество, духовным отцом которого считается св. Василий Великий. Монастыри подразделяются на общежительные (киновиальные) с общим имуществом и общим духовным наставничеством и особножительные, в которых нет правил киновии. | Существует монашество, которое окончательно приобрело орденский характер в XI—XII вв. Наибольшее влияние имел орден св. Бенедикта. Позже возникли другие ордена: монашеские (цис-терцианский, доминиканский, францисканский и др.) и духовно-рыцарские (тамплиеры, иоанниты, госпитальеры св. Антония, Тевтонский орден). | Отвергает монашество. |
Высший авторитет в делах веры | Высшими авторитетами являются Священное Писание и Священное Предание, включающие в себя труды отцов и учителей Церкви; символы веры древнейших поместных церквей; вероопределения и правила Вселенских и тех поместных соборов, авторитет которых признан VI Вселенским собором; древняя практика Церкви. В XIX — XX вв. высказывалось мнение о том, что допустимо развитие догматов церковными соборами при наличии благодати Божьей. | Высшим авторитетом является папа, когда он высказывает свою позицию по вопросам веры (догмат о безошибочности папы). Также признаётся авторитет Священного Писания и Священного Предания. Католики считают соборы своей Церкви Вселенскими (последний состоялся в 1962— 1965 гг.). | Высшим авторитетом является Библия. Существуют разнообразные взгляды на то, кто обладает авторитетом в толковании Библии. В одних направлениях сохраняется близкий к католическому взгляд на церковную иерархию как на авторитет в толковании Библии или же совокупность верующих признаётся источником авторитетного толкования Священного Писания. В других направлениях возможен крайний индивидуализм («каждый читает собственную Библию») |
II. ДОГМАТЫ | |||
Догмат об исхождении Духа Святого | Считается, что Дух Святой исходит только от Отца через Сына. | Считается, что Дух Святой исходит и от Отца, и от Сына Католикам восточного обряда разрешается иметь иное мнение по этому вопросу. | Конфессии, входящие во Всемирный Совет Церквей, принимают краткий, общехристианский (апостольский) Символ веры, не затрагивающий этого вопроса. |
Учение о Деве Марии | Богоматерь не имела личного гpexa, но несла последствия первородного греха, как все люди. Православные верят в вознесение Богоматери после успения (кончины), догмата об этом нет. | Существует догмат о непорочном зачатии Девы Марии, что подразумевает отсутствие не только личного, но и первородного греха. | Мария воспринимается как образ совершенной женщины, однако католические догматы о ней отвергаются. |
Отношение к чистилищу и учению о «мытарствах» | Существует учение о «мытарствах» («частный суд») — об испытаниях души умершего после смерти. | Существует вера в «частный суд» над умершим (предваряющий последний, Страшный Суд) и в чистилище — преддверие рая, где умершие освобождаются от грехов и их последствий. | Отвергается учение о чистилище и «мытарствах». |
III. БИБЛИЯ | |||
Соотношение авторитетов Священного Писания и Священного Предания | Священное Писание рассматривается как часть Священного Предания. | Священное Писание уравнено со Священным Преданием. | Священное Писание выше Священного Предания. |
IV. ЦЕРКОВНАЯ ПРАКТИКА | |||
Таинства | Приняты семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние, евхаристия, брак, священство, елеосвящение. | Приняты семь таинств: Крещение, миропомазание, покаяние, евхаристия, брак, священство, елеосвящение. | Разнообразное отношение к таинствам. В большинстве направлений признают два из них — причащение и крещение; несколько направлений (главным образом анабаптисты и квакеры) не признают таинств. |
Принятие новых членов в лоно Церкви | Совершается крещение детей; желательно крещение в три погружения. Миропомазание и первое причащение совершаются сразу после крещения. | Совершается крещение детей (через окропление и обливание). Конфирмация (миропомазание) и первое причащение совершаются, как правило, в сознательном возрасте (от 7 до 12 лет); при этом ребёнок обязан знать основы веры. | Как правило, через крещение в сознательном возрасте с обязательным научением основам веры. |
Особенности причащения | Евхаристия совершается на квасном хлебе (хлеб, приготовленный на дрожжах); причащение для духовенства и мирян «под двумя видами»: Телом Христовым под видом хлеба и Его Кровью — под видом вина. | Евхаристия совершается на опресноках (пресный хлеб, приготовленный без дрожжей); обычно причащение «под двумя видами» для духовенства, для мирян — «под одним видом» (только хлеба). | В разных направлениях употребляются различные виды хлеба для причащения. |
Отношение к исповели | Исповедь в присутствии священника считается обязательной; принято исповедоваться перед каждым причащением. В исключительных случаях возможно и прямое покаяние перед Богом. | Исповедь в присутствии священника считается желательной хотя бы раз в год. В исключительных случаях возможно и прямое покаяние перед Богом. | Не признаётся роль посредников между человеком и Богом. Никто не имеет права исповедовать и отпускать грехи. |
Богослужение | Главным богослужением является литургия по восточному обряду. | Главным богослужением является литургия (месса) по латинскому и восточному обрядам. | Разнообразные формы богослужения. |
Язык богослужения | В большинстве стран богослужение на национальных языках; в России, как правило, на церковнославянском языке. | Богослужение на национальных языках, а также на латыни. | Богослужение на национальных языках. |
V. БЛАГОЧЕСТИЕ | |||
Почитание икон и креста | Весьма развито почитание креста, икон. Иконопись православные отделяют от живописи как вида искусства, не обязательного для спасения. | Почитаются изображения Иисуса Христа, креста и святых. Считается необходимым строго отличать молитву перед иконой от молитвы иконе; допускается лишь первая. | Иконы не почитаются. В храмах и молитвенных домах присутствуют изображения креста, а в областях, где распространено православие, —православные иконы. |
Отношение к культу Девы Марии | Приняты молитвы Деве Марии как Богородице, Матери Божией, заступнице. | Приняты молитвы Деве Марии как Пресвятой Деве, Матери Божией, заступнице. | Культ Девы Марии отсутствует. |
Почитание святых | Почитаются святые, им молятся как заступникам перед Богом. | Почитаются святые, им молятся как заступникам перед Богом. | Не почитаются святые. |
Молитвы об умерших | Приняты молитвы об умерших. | Приняты молитвы об умерших. | Не приняты молитвы об умерших. |
Заключение
Вероятно, никто не будет спорить, что религия — это один из важнейших факторов человеческой истории. Как звёзды, рождаются и уходят из мира религии. За многие тысячелетия существования человечества множество религий и верований возникало и навсегда исчезало с лица Земли. Издавна с неумолимым течением времени в разных уголках земного шара расцветали и приходили в упадок древние царства, рождались и гибли целые цивилизации. Часто вместе с ними всходило и заходило солнце древних верований, несущих свет озарения и надежды людям. Так случилось с религиями древних египтян, шумеров, греков, римлян, индейцев. Появляются и новые религии. Особенно много религий возникло в ХХ веке. Своего рода «взрыв» новых, или, как их ещё называют, нетрадиционных, альтернативных, внеконфессионалъных религий стал одной из особенностей XX века.
Роль религии в жизни конкретных людей, обществ и государств неодинакова. Одни живут по строгим законам религии, другие предлагают полную свободу в вопросах веры своим гражданам и вообще не вмешиваются в религиозную сферу, а в третьих религия может находиться под запретом. В ходе истории положение с религией в одной и той же стране может меняться. Яркий пример того — Россия. Да и конфессии отнюдь не одинаковы в тех требованиях, которые они предъявляют к человеку в своих правилах поведения и кодексах морали.
Религии могут объединять людей либо разъединять их, вдохновлять на созидательный труд, на подвиги, призывать к бездействию, покою и созерцанию, способствовать распространению книжности и развитию искусства и в то же время ограничивать какие-либо сферы культуры, накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки и т.д.
На «религиозном глобусе» особенно выделяются религии, имеющие многочисленных последователей в различных регионах мира: христианство, ислам и буддизм.
В середине 80-х гг. число последователей этих самых представительных религий составляли: 1 млрд 400 млн — христиане, около 800 млн — мусульмане, около 300 млн — буддисты.
И это далеко не все из числа известных и достаточно распространённых религий. Помимо них существуют сотни других, не столь популярных, иногда даже не выходящих за пределы своего племени или деревни культов и религий. По расчётам профессора Роберто Чиприано, общее число приверженцев тех или иных верований на 1992 г. составило 5 млрд 87 млн человек, в то время как население Земли на тот год равнялось 5 млрд 240 млн. [7].
Таким образом, религии, как и много веков назад, продолжают играть роль путеводных звёзд в жизни многих, многих людей.
Библиографический список
- Буддизм: Словарь. -М., 1992.
- Жданов, М.Е. Религии и современные проблемы воспитания школьников. Учебно-методическое пособие / М.Е Жданов, под ред.И.П. Прокопьева. – Белгород. 1997.
- Ислам: Словарь. -М., 1988.
- Католицизм: Словарь. -М., 1991.
- Кулаков, А.Е. Религии мира / А.Е. Кулаков.— М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1998.
- Мифы народов мира: в 2 ч. -М., МИРОС, 1996.
- Протестантизм: Словарь. -М., 1990.
- Христианство. Словарь. М., 1994.
- Энциклопедия для детей. Религии мира. Т. 6. Ч. 1.—3-е изд., перераб. и доп.
/ Гл. ред. М. Д. Аксёнова. — М.: Аванта +, 1997.
- Энциклопедия для детей: Религии мира. Т. 6. Ч. 2. — 3-е изд., перераб. и доп.
/ Гл. ред. М. Д Аксёнова. — М.: Аванта +, 1998.
[1] Энциклопедия для детей. Т. 6. Ч. 1. Религии мира. — 3-е Э 68 изд., перераб. и доп./ Гл. ред. М. Д Аксёнова. — М.: Аванта+, 1997. - С. 12.
[2] А. Тришин. Мировые религии и религиозные памятники. С. 276 - 279; 282 - 283.
[3] Жданов М.Е. Религии и современные проблемы воспитания школьников. Учебно-методическое пособие
/ Под ред.И.П. Прокопьева. – Белгород. 1997. С. 35-42.
[4] Кулаков А.Е. Религии мира: 10—11 класс. Учебное пособие для общеобраэовательных учреждений.— М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1998. – С 28.
[5] Энциклопедия для детей. Т. 6. Ч. 2. Религии мира. — 3-е изд., испр. и доп./ Гл. ред. М. Д. Аксёнова. — М.: Аванта+, 1998. — 656 с.: ил.
[6] «Энциклопедии для детей», Т. 6. Ч. 2. Религии мира. — 3-е изд.,спр. и доп./ Гл. ред. М. Д. Аксёнова. — М.: Аванта+. 1998.
[7] Энциклопедия для детей. Т. 6. Ч. 1. Религии мира. — 3-е Э 68 изд., перераб. и доп./ Гл. ред. М. Д Аксёнова. — М.: Аванта+, 1997. - С. 10.