Источники массовой коммуникации
Данный материал содержит документ на тему "Источники массовой коммуникации", а также сопроводительную презентацию к нему. Материал был собран студентами Омского государственного педагогического университета: Жаксылыковой А. Ж., Исак А. А., Плахиной С. А., Шелудиной А. Л., Штыковой Д. А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istochniki_mk.docx | 22.33 КБ |
istochniki_mk.pptx | 795.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Массовая коммуникация – процесс производства и передачи социальной организацией информации большим, рассредоточенным массам с помощью специальных технических средств
Массовая коммуникация подразумевает интерактивные информационные потоки между субъектами коммуникации.
Массовая коммуникация является частным случаем социальной коммуникации, под которой понимается определенная деятельность, обусловленная системой социально значимых норм и оценок, образцов и правил общения, принятых в данном обществе.
Одним из первых, кто занялся вопросом исследования современной коммуникации, был американский политолог Гарольд Лассуэлл. В 1948 году в своей статье под названием «The structure and function of communication in society» он представил совершенно новую модель коммуникации, состоящую из «5W» (пяти элементов массовой коммуникации):
- Источник информации
- Информация
- Способ передачи информации
- Получатель информации
- Эффект коммуникации
Сегодня мы хотим с вами поделиться информацией о первом элементе массовой коммуникации – источнике информации и ответить на вопрос «Кто сообщает информацию».
Источники или, как еще можно сказать коммуникаторы, – это социальные организации, способные к производству и тиражированию массовой коммуникации. Они являются создателями информационных сообщений.
Вследствие особой важности массовой информации для общества ее производством и распространением профессионально занимаются коллективы и группы людей – коммуникаторы. Они являются адресантами информационных сообщений. В их задачу входит подготовка информационных сообщений, которые должны быть доступны и понятны для потенциальных потребителей, находящихся в разных регионах страны, континента или всей планеты.
Производство информации коммуникаторами неотделимо от интересов ее потребителей. Потребители социальной информации, выступающие чаще как «массы», разнородные организованно неоформленные множества людей, называются аудиториями (адресатами).
В определенном смысле деление участников массово-коммуникационного процесса условно, поскольку профессиональные коммуникаторы нередко сами составляют часть аудитории. Например, тележурналисты одновременно могут быть зрителями других телепередач, а индивиды, не имеющие прямого отношения к созданию информации, сами производят письма, информационные сообщения, участвуют в радио- и телепередачах, выступают на митингах и собраниях.
Однако профессиональные коммуникаторы играют главенствующую роль в массовой коммуникации, так как именно они являются обладателями, распространителями и интерпретаторами большого объема информационных потоков.
Средства массовой коммуникации (СМК) — это специальные каналы и передатчики, благодаря которым происходит распространение информационных сообщений на большие территории. Технические средства в массовой коммуникации включают средства массовой информации (СМИ: пресса, радио, телевидение, сеть Интернет), средства массового воздействия (СМВ: театр, кино, цирк, зрелища, литература) и собственно технические средства (почта, телефон, телефакс, модем).
При исследовании институциональной природы социальных групп профессиональных коммуникаторов выделяются две основные группы: «редакции» и «издатели».
1. «Редакции» (коммуниканты) — это непосредственные создатели и передатчики текстов. Сами «редакции» подразделяются на:
- журналистов и пиарменов (кто собирает информацию, создает первичный текст и выступает перед аудиторией),
- «техников» (те, кто обеспечивает материализацию текста, его размножение, хранение и передачу; в эту группу включают дикторов, операторов, работников типографии, инженеров, программистов, дизайнеров, оформителей).
В группе «редакция» первое место занимают журналисты и пиармены, осуществляющие общение с аудиториями.
2. Особо важную роль в эпоху инновационных технологий играют «издатели». В данном контексте под термином «издатели» понимаются владельцы, акционеры, менеджеры, спиндокторы и другие лица, определяющие главные цели органа информации. В группу «издатели» также входят политические консультанты и представители служб исследования общественного мнения, которые оказывают огромное влияние на информационную политику СМК.
«Издатели» подразделяются на медиократов и спиндокторов. Медиократы (от французского и медиокр — посредственность) — это владельцы СМК, а спиндокторы (от англ. спин — верчение, кружение) — это, как правило, не владельцы СМК, а те люди, которые в силу личного авторитета, обладания властью, знакомств с журналистами и хорошего знания информационной инфраструктуры имеют возможность воздействовать на подготовку информационных сообщений, их отбор и способы освещения. Вместе с журналистами спиндокторы создают или преобразовывают тексты репортажей. Эти обстоятельства позволяют спиндоктору использовать, например, через знакомых журналистов «утечку информации», организовать соответствующую заказную реакцию на выступления оппонента, чтобы уменьшить его значимость, распространить созданные им слоганы, лозунги и т.п.
Необходимость профессии спиндоктора обусловлена следующими факторами:
- возрастание роли СМИ в общественной, экономической и политической жизни;
- возможность использования каналов коммуникации для манипулирования общественным мнением;
- возрастание роли общественного мнения, формируемого на основе управления информационными потоками.
Можно определить эту область деятельности как менеджмент новостей. Такой менеджмент особенно значим в кризисных ситуациях. Если целью сообщения журналиста является факт, то спиндоктор дает его интерпретацию (при этом даже утечка факта делается ради той или иной интерпретации); целевой аудиторией для журналиста является массовая аудитория, а для спиндоктора – сами журналисты (для достижения через их посредничество массовой аудитории); обычно журналист в коммуникативный процесс входит в начале его, а спиндоктор – в любой его точке.
С позиции спиндоктора главенствующим оказывается чисто коммуникативный аспект. С социально – политической точки зрения работа спиндоктора – это скрытое управление прессой.
Как правило, спиндоктор чаще всего занят исправлением разнообразных деформаций образа события в СМИ после того, как информационное развитие приняло неблагоприятный оборот.
Главным объектом деятельности спиндоктора является информационный блок. Формирование им новостной информационной сферы производится:
– путем отбора информации;
– приданием значимости «нужным» новостям;
– путем торможения и ускорения информации.
В частности, для торможения информации спиндоктор использует такие инструменты, как:
а) недопуск события в СМИ (например, Госдепартамент США попросил СМИ не давать в эфир интервью с Бен Ладеном и лидерами террористов);
б) изменение модуса информации (например, ироническое отношение на НТВ к В. Жириновскому и Г. Зюганову);
в) замена сообщения новой информацией;
г) перенос акцентов.
Для ускорения информации спиндоктором применяются другие инструменты:
а) рассказ о событиях в СМИ (например, о терракте в США 11 сентября 2002 г.);
б) акцент на важность;
в) присоединение к другому важному событию;
г) использование положительных комментариев.
Пример деятельности спиндокторов: американским общественным мнением не остался незамеченным факт появления Б. Клинтона в движущемся кресле-каталке (он повредил ногу). Это изменило новостной фон в период скандала с Левински.
Существует предположение, что идея бомбардировки лагерей террористов в апогее разбирательств с Левински подсказана спиндокторами – с целью переключения внимания общественности.
На российской политической арене классический пример «спина» – замалчивание болезни Ельцина перед президентскими выборами 1996 г. Другой пример – доверительное сообщение пресс-секретаря корреспондентам российских и зарубежных СМИ о «твердом рукопожатии президента» в период болезни последнего, которое сразу изменило ситуацию в нужном направлении.
Подготовка важнейших сообщений в СМК практически всегда является результатом совместной деятельности медиократов, журналистов и спиндокторов. Освещение какого-либо события характеризуется по следующим показателям:
- частота повторов освещения события в СМК;
- амплитуда между повторами аналогичных по структуре и содержанию сообщений, показывающая, при какой частоте упоминания схожих событий в СМК данное событие может стать новостью. Так, только при определенном уровне освещения в СМК проблема наркомании может быть воспринята аудиторией как новость;
- неоднозначности события: чем меньше неоднозначность, тем выше вероятность того, что событие будет замечено;
- релевантность события по отношению к культуре и осведомленности аудитории — общественное мнение преимущественно реагирует на событие, которое доступно его пониманию;
- соответствие произошедшего события ожиданиям: чем более данное событие ожидаемо в обществе, тем скорее оно станет актуальной новостью;
- неординарность события — новостью или сенсацией становится такое событие, которое редко случается, небанально по своей сути и выходит за рамки стандартной ситуации;
- сохранение актуальности события — наиболее яркие и громкие новости сохраняют свою злободневность в течение достаточно длительного времени.
Именно «издатели» организуют «продвижение» сообщения о событиях в СМК, схема такого «продвижения» сводится к следующим этапам:
1. первые, отрывочные сведения о событии;
2. появление полноценной (высококачественной) информации;
3. добавление первичных комментариев авторов данного сообщения;
4. новое развитие события в СМК, увеличение его значимости в глазах общественности;
5. высказывание мнений общественных авторитетов в СМК;
6. первые "попытки аналитического осмысления проблемы, затронутой в информационном сообщении;
7. разрастание и усугубление проблемы;
8. попытка выработки единого решения;
9. озвучивание единого решения признанными общественными авторитетами;
10. выработка стереотипа по решению данной проблемы в общественном сознании.
Очевидно, что «издатели» в угоду определенным социально-экономическим и политическим интересам могут либо способствовать продвижению информации о данном событии в СМК, либо умышленно препятствовать ее прохождению.
Отсюда следует, что важнейшей общественно значимой функцией «издателей» является контроль за созданием и преобразованием социальной информации.
Медиократы осуществляют контроль за информационной политикой, используя прежде всего административные ресурсы. Рассматривая механизм контроля за СМК на практике, правомерно выделить две его основные модели:
- «тоталитарную», которая налагает полный запрет на освещение определенных событий;
- «демократическую», которая предусматривает освещение «нежелательного события» в информационном потоке вместе с другими сообщениями. При такой комбинации ретушируется значимость «нежелательного события».
Контроль, осуществляемый спиндокторами в СМК, представляет собой нечто вроде фильтра, не пропускающего нежелательные факты. Существуют три типа контроля спиндокторов за информацией:
1) контроль допуска на объект (к эпицентру события журналисты вообще не допускаются или допускаются «избранные»; так, известны случаи, когда журналисты не получают аккредитации в зону боевых действий, в зал парламентских заседаний и т.д.)
2) контроль информации (вся информация поступает из пресс-центров и пресс-конференций; таким образом она приходит к журналисту через вторые руки);
3) контроль за передачей информации (цензура фото- и видеосъемок, ограничение доступа журналистов к эфиру).
Таким образом, коммуникаторы в процессе создания и преобразования социальной информации представляют собой единую институционально оформленную организацию.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Массовая коммуникация – процесс производства и передачи социальной организацией информации большим, рассредоточенным массам с помощью специальных технических средств.
5 элементов массовой коммуникации: источник информации; информация; способ передачи информации; получатель информации; эффект коммуникации.
Редакции «Редакции» ( коммуниканты ) — это непосредственные создатели и передатчики текстов. Делятся на: журналисты и пиармены (кто собирает информацию, создает первичный текст и выступает перед аудиторией), «техники» (те, кто обеспечивает материализацию текста, его размножение, хранение и передачу; в эту группу включают дикторов, операторов, работников типографии, инженеров, программистов, дизайнеров, оформителей).
Издатели «Издатели» - это владельцы, акционеры, менеджеры, спиндокторы и другие лица, определяющие главные цели органа информации. Подразделяются на медиократов и спиндокторов .
Необходимость профессии спиндоктора : возрастание роли СМИ в общественной, экономической и политической жизни; возможность использования каналов коммуникации для манипулирования общественным мнением; возрастание роли общественного мнения, формируемого на основе управления информационными потоками.
Инструменты для торможения информации спиндоктора : недопуск события в СМИ (например, Госдепартамент США попросил СМИ не давать в эфир интервью с Бен Ладеном и лидерами террористов); изменение модуса информации (например, ироническое отношение на «НТВ» к В. Жириновскому и Г. Зюганову); замена сообщения новой информацией; перенос акцентов.
Инструменты для ускорения информации спиндоктора : рассказ о событиях в СМИ (например, о терракте в США 11 сентября 2002 г.); акцент на важность; присоединение к другому важному событию; использование положительных комментариев.
Инструменты для ускорения информации спиндоктора : частота повторов освещения события в СМК, неоднозначности события (чем меньше неоднозначность, тем выше вероятность того, что событие будет замечено); соответствие произошедшего события ожиданиям (чем более данное событие ожидаемо в обществе, тем скорее оно станет актуальной новостью).
Этапы продвижения: первые, отрывочные сведения о событии; появление полноценной (высококачественной) информации; добавление первичных комментариев авторов данного сообщения; новое развитие события в СМК, увеличение его значимости в глазах общественности; высказывание мнений общественных авторитетов в СМК; первые попытки аналитического осмысления проблемы, затронутой в информационном сообщении; разрастание и усугубление проблемы; попытка выработки единого решения; озвучивание единого решения признанными общественными авторитетами; выработка стереотипа по решению данной проблемы в общественном сознании.
Медиакратия — влияние, власть СМИ. Термин означает явление, когда политические решения и дискуссии, а также политическая коммуникация в современных демократиях происходят не в первичной политической плоскости, а в интересах СМИ.
Модели контроля за СМК: «тоталитарная» налагает полный запрет на освещение определенных событий; «демократическая» предусматривает освещение «нежелательного события» в информационном потоке вместе с другими сообщениями. При такой комбинации ретушируется значимость «нежелательного события».
Реклама в СМК - неличные формы коммуникации, осуществляемые через посредство платных средств распространения информации, с четко указанным источником финансирования.
Свя́зи с обще́ственностью , PR — технологии создания и внедрения при общественно-экономических и политических системах конкуренции образа объекта в ценностный ряд социальной группы, с целью закрепления этого образа как идеального и необходимого в жизни.
Основные цели PR: позиционирование предмета PR, создание и поддержание (воспроизводство) понятного, благоприятного и управляемого имиджа; повышение имиджа (при необходимости снижение имиджа); изучение влияния внешней среды на деятельность организаций (предмета PR).
Под журналистикой понимают также практику сбора, интерпретации информации о событиях, темах и тенденциях современной жизни, её представления в различных жанрах и формах, и последующего распространения на массовую аудиторию.
Ряд функций рекламы в системе массовых коммуникаций: продвижение продаж. Она продвигает продажу товаров и услуг, информируя и убеждая людей покупать их; внедрение нового продукта. Реклама помогает внедрению новых продуктов на рынке. Коммерческое предприятие может представить себя и свой продукт публике посредством рекламы; создание хорошего общественного имиджа. Реклама позволяет коммерческой фирме сообщать о своих достижениях, чтобы удовлетворить потребности клиентов. Это повышает доброжелательность и репутацию фирмы, которая необходима для борьбы с конкуренцией на рынке.
Тема: «Источники массовой коммуникации». Выполнили: студенты ОмГПУ, филологический факультет, РиСсОвО , заочная форма Жаксылыкова А. Ж., Исак А. А., Плахина С. А., Шелудина А. Л., Штыкова Д. А. Преподаватель: Вагенляйтнер Н. В. г. Омск, 2023 год