Эссе

Бокша Марина Вячеславовна

Тема: «В чём беда и в чём вина Обломова?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnaya_rabot_esse_po_irl.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Московский педагогический государственный университет»

Кафедра русской классической литературы

Дисциплина «Методика преподавания русского языка»

Эссе

Тема: «В чём беда и в чём вина Обломова?»

Бокша Марина Вячеславовна

Институт филологии,

специальность педагогическое образование с двумя профилями подготовки: русский язык и литература, заочная форма обучения, 301 группа

Преподаватель

доцент кафедры русской классической литературы

Смыслова Ольга Николаевна

Москва, 2019

План

Введение………………………………………………………………...…....3

Основная часть. В чём беда и в чём вина Обломова?……………………………....…………..……………………......4

Заключение……………………………………………………………..….....7

Список литературы…………………………………………………………..8

Введение

Илья Ильич Обломов – помещик, дворянин, живший в Петербурге. Вёл праздный образ жизни. Основным и любимым времяпровождением Обломова было лежание на диване и размышления об устройстве жизни.

Автор говорит о том, что лежание на диване не было ни необходимостью, ни случайностью, ни состоянием. Для Обломова это было нормой: лежать и думать.

Дом, в котором проживал Обломов, на первый взгляд был прибран и ухожен. Сначала, кажется, что в доме чисто, много, как выразился Гончаров И.А., «красивых мелочей». Одновременно, автор даёт понять, что Обломову всё равно как выглядит его дом. Об этом говорит тарелка у кровати, выкуренная трубка. Квартира Обломова вызывает чувство запустения. Читая описание жилища, создаётся впечатление, что здесь никто не живёт.

Чтобы понять, в чем беда и вина Обломова, нужно несколько слов сказать о его характере. Автор показал, что у Обломова, как и у каждого человека, есть свои недостатки и достоинства.

Несомненно, его главными отрицательными чертами характера стали: неуверенность в себе, боязнь жизни и людей, никчемность и лень, безынициативность, неспособность принять решения. А есть у него положительные качества?

        

В чем беда и в чём вина Обломова?

В романе «Обломов» - сложный и противоречивый образ помещика Ильи Ильича Обломова.

Лень и бездеятельность Обломова  вызваны его отрицательным отношением к жизни и к интересам современных ему людей.  На его характер и мышление повлияла та среда, в которой он воспитывался и прожил детство. А это не малозначимый фактор в формировании и развитии личности. В этом и состоит беда Обломова.

Возможно, если бы детство Илья Ильича было иным, он вырос бы совершенно другим человеком. С  самого детства родители любили, опекали, не давали делать ребёнку то чего он так хотел, бегать, резвиться и много двигаться. Именно поэтому вокруг него была всегда много слуг, которые готовы были выполнить любое его пожелание, одеться, умыться, причесаться, принести, поесть. Всё, чего бы он ни захотел, у него было, именно поэтому он вырос таким ленивым.

Время шло, и те положительные черты, качества которые имел ребёнок, с годами исчезли, на их место пришла лень и желание отдохнуть. Из-за его бездействия, его жизнь изменилась до неузнаваемости, он стал отрицательно относиться к людям и любому движению, которое ему необходимо было сделать. То, что являлось обычным для каждого человека: убраться дома приготовить еду, для него, это были слишком тяжёлые дела.

Ведь ему становится всё равно, как он будет выглядеть со стороны, лёжа на диване, тем самым не притворяясь и не строя из себя особу увлечённую и интересующуюся всем вокруг. Он честен, в первую очередь, по отношению к себе.

Но становится жаль героя романа, потому что сердце у него верное и честное. По своей природе он не был дурным человеком. Несмотря на разочарования, постигшие его в жизни, он сохранил в себе искренность и доброту. Женщина, которую Обломов когда-то любил, оставила о нём только хорошие воспоминания. Она говорила о том, что он пронес чистоту своего сердца через всю жизнь и не запачкал его дурными помыслами.

Обломов ценил в людях отсутствие фальши и искусственных эмоций. Может быть, поэтому он сторонился света, не любил общаться с людьми. Видимо он боялся столкнуться с ложью, поддельными чувствами, обманом и неискренностью. В этом была вся его трагедия.

Иногда Илье Ильичу хочется отбросить «обломовские» привычки. Он порывается к делу, но эти желания быстро гаснут. И перед нами снова зевающий от скуки и лежащий на диване лежебока. Апатия и лень гасят все его благородные порывы. Почему? Обломов ценит больше всего покой, не имея сил и желания бороться с бытовыми жизненными ситуациями. Апатия героя – это результат его скучного и неинтересного окружения. Но я не считаю Обломова слабым, он человек, который не видит смысла в растрате своих физических и моральных сил на поступки, которые общество никак не оценит. Возможно, его вина заключается именно в этом.

Очень часто герой задается вопросом, в чём причина именно таких его жизненных позиций. На этот вопрос автор даёт ответ сном главного героя, который ярко рисует картины детства, в «благословенном уголке земли», где нет «моря, нет высоких гор, скал, пропастей, ни дремучих лесов – нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого». Нет, там совсем иной мир! «Глубокая тишина лежит на полях. Тишина и жизненное спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю!» Лишь забота о пище становится первой и главной заботой жителей Обломовки, а всё остальное время занимает «всепоглощающий, ничем непобедимый сон».
    Можно с уверенностью говорить о том, что характер Ильи Ильича намного богаче его судьбы. Он полностью не вписывается в современное ему общество, поскольку в Обломове отсутствует самодовольство – основа духовной ограниченности.

По мнению главного героя, в обществе нет «интересов ума, сердца, нет всеобщей симпатии». Я думаю, что именно в этих словах выражена основная жизненная позиция Обломова. Симпатия в его понимании – это чувствование, сочувствие, сопереживание. Кроме того, симпатия – любовь к другому человеку, чувства искреннее и всепоглощающее.
    Таким образом, можно говорить о нравственном и моральном богатстве героя. Он считает самым главным в жизни не преуспевание в каком-то деле, а внутреннюю красоту. И именно душевное богатство способно изменить мир и сделать его богаче.
    С первого взгляда кажется, что понятие счастья у Обломова связано с лежанием на диване, и ещё,  чтобы кто-нибудь за него всё делал. На самом же деле, он просто не видел смысла в светской суете: «Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?». А на диване он мечтал.

Таким образом, Гончаров изображает борьбу хороших задатков в Обломове с барскими привычками и ленью. Герой не стремится изменить свою жизнь, так как не видит в этом смысла и характерных предпосылок к этому. Так может, он не виноват в том, какой статус он получил среди людей, может он человек, который должен показать нам то, как общество и воспитание влияют на нас? Ведь не всегда, чтобы чему-то научиться, мы должны видеть перед собой только положительные примеры.
Писатель показал путь Обломова к осознанию своей несостоятельности, а в конечно итоге - к распаду личности. Разрушению сущности человеческой натуры.

Это явление не индивидуальная особенность Обломова, а, по выражению Добролюбова, «оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни». Критик заключает: «В каждом из нас сидит значительная часть Обломова, и еще рано писать нам надгробное слово». И в этих словах определённо есть философская направленность.

Заключение

Роман Гончарова И.А. заканчивается трагически. Илья Ильич, так и не поняв, что его образ жизни губителен, умирает, оставляя после себя сына. Окончание произведения наводит на грустные размышления. Рядом с Обломовым не оказалось спутника жизни, который постоянно бы его вдохновлял и двигал вперед.

Иногда мне кажется, что обломовщина не исчезла и в 21 веке. Многие люди боятся будущего, боятся деятельности, боятся быть незамеченными и непринятыми обществом, а корень всего зла и нашей неуверенности в нашем воспитании, в неспособности бороться с неприятными жизненными обстоятельствами.

    Я думаю, что изначально Обломову было свойственно духовное развитие. Но постепенно, с его физическим «замиранием», Илья Ильич останавливался и в своём духовном движении. Но, в любом случае, герой не использовал все свои возможности из-за привычки праздного образа жизни и отсутствии желания нравиться обществу, которые воспитала в нём Обломовка.

Список литературы:

  1. Произведение в оценке критики (статьи Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина?»);
  2. Д.И. Писарева «Обломов»;
  3. https://ilibrary.ru/text/475/index.html