эш программаһы
Башҡорт дәүләт теленән 2-4 кластар өсөн эш программаһы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
эш программаһы | 81.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА №37 ГОРОДСКОГО ОКРУГА Г.УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Рассмотрена на заседании ШМО учителей башкирского языка и литературы Руководитель ШМО __________/Хусаинова Г.Х. /
Протокол №___________ «___»___________2019г. | Согласовано Заместитель директора по УВР _________ /_______________/
«___» ____________ 2019г. | Утверждаю Директор МАОУ Школа № 37 ___________ / Андреева Т.А./
Приказ №__________ «____»_____________2019г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету Башкирский язык как государственный язык Республики Башкортостан
2-4 классы
уровень реализации программы: начальное общее образование
срок реализации программы: 3 года
Составители: Ахметова Регина Ильфатовна, учитель высшей категории
Хусаинова Гузель Хамидулловна, учитель первой категории
Яхина Люция Раисовна, учитель высшей категории
Содержание
- Планируемые результаты освоения учебного предмета………………………………………………………………………………………3
- Содержание учебного предмета………………………………………………………………………………………………………………...15
- Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы……………………………………..19
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
- учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
- установка на здоровый образ жизни;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
- устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне
произвольного внимания;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть рядом общих приемов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнера;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты
Говорение
Выпускник научится:
– вести элементарный диалог, расспрашивая собеседника и отвечая на его вопросы;
– составлять небольшое описание предмета, картинки, персонажа;
– рассказывать о себе, своей семье, Республике Башкортостан, России, друзьях, школе, любимых животных, каникулах и т.д.;
Выпускник получит возможность научиться:
– участвовать в диалоге (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение), соблюдая нормы речевого этикета;
– кратко излагать содержание прочитанного (услышанного) текста, выражать свое отношение к прочитанному (услышанному);
– составлять краткую характеристику персонажей.
Аудирование
Выпускник научится:
– понимать на слух речь учителя и одноклассников;
–воспринимать на слух аудиотекст, построенный на знакомом языковом материале;
Выпускник получит возможность научиться:
– воспринимать на слух аудиотекст и полностью понимать содержащуюся в нём информацию;
– использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова.
Чтение
Выпускник научится:
– читать вслух небольшой текст, построенный на изученном языковом материале с соблюдением правил произношения и интонирования;
– читать про себя и понимать основное содержание небольшого текста, построенного на знакомом языковом материале;
– находить в тексте нужную информацию.
Выпускник получит возможность научиться:
– читать про себя и полностью понимать содержание небольших текстов;
– догадываться о значении незнакомых слов по контексту;
– устанавливать последовательность событий;
– выражать свое мнение о прочитанном;
– составлять план прочитанного текста.
Письмо
Выпускник научится:
– списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, предложения;
– составлять текст по опорным словам;
– писать поздравительную открытку с опорой на образец;
– писать по образцу краткое письмо.
Выпускник получит возможность научиться:
– в письменной форме кратко отвечать на вопросы;
– составлять текст в письменной форме по плану ключевым словам;
– осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность.
Языковая компетенция
Выпускник научится:
– пользоваться башкирским алфавитом, знать последовательность букв в нём;
– применять основные правила чтения и орфографии;
– произносить и различать на слух все звуки башкирского языка; соблюдать нормы произношения звуков; соблюдать правильное ударение в словах и фразах; соблюдать особенности интонации основных типов предложений; соблюдать интонацию при чтении;
– распознавать и употреблять в речи изученные в пределах тематики лексические единицы (слова, словосочетания, речевые клише), соблюдая лексические нормы;
– сравнивать языковые явления русского и башкирского языков на уровне отдельных звуков, слов, словосочетаний и простых предложений;
– распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений, утвердительные и отрицательные предложения;
– распознавать и употреблять в речи основные морфологические формы слов;
– знать основные способы словообразования;
– распознавать в речи синонимы, антонимы;
Выпускник получит возможность научиться:
– группировать слова в соответствии с изученными правилами;
– опознавать грамматические явления, отсутствующие в русском языке (например, послелоги).
– осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.
2 класс
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- установка на здоровый образ жизни.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Обучающийся получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск и фиксацию информации;
- ставить, формулировать и решать проблемы;
- понимать и преобразовывать информацию;
- осуществлять сравнение и выделять общее и различное.
Обучающийся получит возможность научиться:
- работать с разными видами информации;
- подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
- устанавливать причинно-следственные связи.
- ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить нужную дидактическую иллюстрацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- работать с соседом по парте: договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом;
Обучающийся получит возможность научиться:
- выполнять работу по цепочке; в рамках коммуникации как взаимодействия.
- видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и понимать необходимость присоединиться к одной из них.
Предметные результаты
Говорение
Обучающийся 2 класса научится:
– вести элементарный диалог, расспрашивая собеседника и отвечая на его вопросы;
Обучающийся 2 класса получит возможность научиться:
– составлять краткую характеристику персонажей.
Аудирование
Обучающийся 2 класса научится:
– понимать на слух речь учителя и одноклассников;
–воспринимать на слух аудиотекст, построенный на знакомом языковом материале;
Обучающийся 2 класса получит возможность научиться:
– воспринимать на слух аудиотекст и понимать содержащуюся в нём информацию;
– использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова.
Чтение
Обучающийся 2 класса научится:
– читать вслух небольшой текст, построенный на изученном языковом материале с соблюдением правил произношения и интонирования;
– находить в тексте нужную информацию.
Обучающийся 2 класса получит возможность научиться:
– читать про себя и понимать содержание небольших текстов;
– догадываться о значении незнакомых слов по контексту;
Письмо
Обучающийся 2 класса научится:
– списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, предложения;
Обучающийся 2 класса получит возможность научиться:
– составлять текст в письменной форме по плану ключевым словам;
– осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность.
Языковая компетенция
Обучающийся 2 класса научится:
– пользоваться башкирским алфавитом, знать последовательность букв в нём;
– применять основные правила чтения и орфографии;
– произносить и различать на слух все звуки башкирского языка; соблюдать нормы произношения звуков; соблюдать правильное ударение в словах и фразах; соблюдать особенности интонации основных типов предложений; соблюдать интонацию при чтении;
– распознавать и употреблять в речи изученные в пределах тематики лексические единицы (слова, словосочетания, речевые клише), соблюдая лексические нормы;
Обучающийся 2 класса получит возможность научиться:
– группировать слова в соответствии с изученными правилами;
– осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.
3 класс
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- установка на здоровый образ жизни.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Обучающийся получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск и фиксацию информации;
- ставить, формулировать и решать проблемы;
- понимать и преобразовывать информацию;
- осуществлять сравнение и выделять общее и различное.
Обучающийся получит возможность научиться:
- работать с разными видами информации;
- подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
- устанавливать причинно-следственные связи.
- ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить нужную дидактическую иллюстрацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- работать с соседом по парте: договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом;
Обучающийся получит возможность научиться:
- выполнять работу по цепочке; в рамках коммуникации как взаимодействия.
- видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и понимать необходимость присоединиться к одной из них.
Предметные результаты
Говорение
Обучающийся 3 класса научится:
– вести элементарный диалог, расспрашивая собеседника и отвечая на его вопросы;
– составлять небольшое описание предмета, картинки, персонажа;
– рассказывать о себе, своей семье, Республике Башкортостан, России, друзьях, школе, любимых животных, каникулах и т.д.;
Обучающийся 3 класса получит возможность научиться:
– участвовать в диалоге (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение), соблюдая нормы речевого этикета;
– кратко излагать содержание прочитанного (услышанного) текста, выражать свое отношение к прочитанному (услышанному);
– составлять краткую характеристику персонажей.
Аудирование
Обучающийся 3 класса научится:
– понимать на слух речь учителя и одноклассников;
–воспринимать на слух аудиотекст, построенный на знакомом языковом материале;
Обучающийся 3 класса получит возможность научиться:
– воспринимать на слух аудиотекст и понимать содержащуюся в нём информацию;
– использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова.
Чтение
Обучающийся 3 класса научится:
– читать вслух небольшой текст, построенный на изученном языковом материале с соблюдением правил произношения и интонирования;
– читать про себя и понимать основное содержание небольшого текста, построенного на знакомом языковом материале;
– находить в тексте нужную информацию.
Обучающийся3 класса получит возможность научиться:
– читать про себя и понимать содержание небольших текстов;
– догадываться о значении незнакомых слов по контексту;
– устанавливать последовательность событий;
– выражать свое мнение о прочитанном;
Письмо
Обучающийся 3 класса научится:
– списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, предложения;
– составлять текст по опорным словам;
– писать поздравительную открытку с опорой на образец;
– писать по образцу краткое письмо.
Обучающийся 3 класса получит возможность научиться:
– в письменной форме кратко отвечать на вопросы;
– осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность.
Языковая компетенция
Обучающийся 3 класса научится:
– пользоваться башкирским алфавитом, знать последовательность букв в нём;
– применять основные правила чтения и орфографии;
– произносить и различать на слух все звуки башкирского языка; соблюдать нормы произношения звуков; соблюдать правильное ударение в словах и фразах; соблюдать особенности интонации основных типов предложений; соблюдать интонацию при чтении;
Обучающийся 3 класса получит возможность научиться:
– группировать слова в соответствии с изученными правилами;
– опознавать грамматические явления, отсутствующие в русском языке (например, послелоги).
4 класс
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- установка на здоровый образ жизни.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Обучающийся получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск и фиксацию информации;
- ставить, формулировать и решать проблемы;
- понимать и преобразовывать информацию;
- осуществлять сравнение и выделять общее и различное.
Обучающийся получит возможность научиться:
- работать с разными видами информации;
- подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
- устанавливать причинно-следственные связи.
- ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить нужную дидактическую иллюстрацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- работать с соседом по парте: договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом;
Обучающийся получит возможность научиться:
- выполнять работу по цепочке; в рамках коммуникации как взаимодействия.
- видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и понимать необходимость присоединиться к одной из них.
Предметные результаты
Говорение
Выпускник научится:
– вести элементарный диалог, расспрашивая собеседника и отвечая на его вопросы;
– составлять небольшое описание предмета, картинки, персонажа;
– рассказывать о себе, своей семье, Республике Башкортостан, России, друзьях, школе, любимых животных, каникулах и т.д.;
Выпускник получит возможность научиться:
– участвовать в диалоге (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение), соблюдая нормы речевого этикета;
– кратко излагать содержание прочитанного (услышанного) текста, выражать свое отношение к прочитанному (услышанному);
– составлять краткую характеристику персонажей.
Аудирование
Выпускник научится:
– понимать на слух речь учителя и одноклассников;
–воспринимать на слух аудиотекст, построенный на знакомом языковом материале;
Выпускник получит возможность научиться:
– воспринимать на слух аудиотекст и полностью понимать содержащуюся в нём информацию;
– использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова.
Чтение
Выпускник научится:
– читать вслух небольшой текст, построенный на изученном языковом материале с соблюдением правил произношения и интонирования;
– читать про себя и понимать основное содержание небольшого текста, построенного на знакомом языковом материале;
– находить в тексте нужную информацию.
Выпускник получит возможность научиться:
– читать про себя и полностью понимать содержание небольших текстов;
– догадываться о значении незнакомых слов по контексту;
– устанавливать последовательность событий;
– выражать свое мнение о прочитанном;
– составлять план прочитанного текста.
Письмо
Выпускник научится:
– списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, предложения;
– составлять текст по опорным словам;
– писать поздравительную открытку с опорой на образец;
– писать по образцу краткое письмо.
Выпускник получит возможность научиться:
– в письменной форме кратко отвечать на вопросы;
– составлять текст в письменной форме по плану ключевым словам;
– осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность.
Языковая компетенция
Выпускник научится:
– пользоваться башкирским алфавитом, знать последовательность букв в нём;
– применять основные правила чтения и орфографии;
– произносить и различать на слух все звуки башкирского языка; соблюдать нормы произношения звуков; соблюдать правильное ударение в словах и фразах; соблюдать особенности интонации основных типов предложений; соблюдать интонацию при чтении;
– распознавать и употреблять в речи изученные в пределах тематики лексические единицы (слова, словосочетания, речевые клише), соблюдая лексические нормы;
– сравнивать языковые явления русского и башкирского языков на уровне отдельных звуков, слов, словосочетаний и простых предложений;
– распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений, утвердительные и отрицательные предложения;
– распознавать и употреблять в речи основные морфологические формы слов;
– знать основные способы словообразования;
– распознавать в речи синонимы, антонимы;
Выпускник получит возможность научиться:
– группировать слова в соответствии с изученными правилами;
– опознавать грамматические явления, отсутствующие в русском языке (например, послелоги).
– осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.
- Содержание учебного предмета
На уроках башкирского языка как государственного языка Республики Башкортостан уделяется большое внимание развитию всех четырех видов речевой деятельности. На каждом уроке на примере предложенных в учебнике лексических тем происходит развития диалогических и монологических видов речи.
Содержание устной и письменной речи формируется из целей обучения и воспитания, также в этой связи следует учитывать возрастные особенности и интересы учащихся. Лексические темы даны в учебнике на основе концентрического принципа: темы повторяются каждый год, только словарный запас учащихся продолжает пополняться новыми словами это положительно влияет на появление реплик в диалогах и увеличению предложений в монологах.
Основное внимание уделяется правильному произношению башкирских звуков, умению ловить их на слух в словосочетаниях и предложениях. Так же имеет значение образцово и правильно читать слова, предложения, будет правильным составление из кратких реплик образцов речи. Темы в учебнике представлены на основе ситуативного принципа, потому что ученик прежде всего сам начинает учиться говорить на примере окружающего его мира, используя новые средства языка. Поэтому в предложенных ситуациях ученик знакомит с собой, семьей, одноклассниками, школьными друзьями, учиться рассказывать о своей проделанной работе.
Во втором классе все темы о самом учащемся и об окружающем его мире. Ученик учится рассказывать о себе. Знакомит окружающих с собой, знакомится, потом знакомит со своей семьей. Когда рассказывает о том, что любит/не любит, усваивает названия продуктов. Учиться планировать и строить разговор о башкирских национальных блюдах. Используя слова, обозначающие столовые приборы, строит предложения.
Учится рассказывать о своей школе, классных комнатах, уроках, об учащихся в классе, их делах, о любимых/нелюбимых уроках. В учебнике также дается тема игрушках, потому что учащиеся любят обмениваться мнениями о своих игрушках, своих играх. Затем учащиеся учатся описывать своих младших друзей. В этом случае ими усваиваются названия животных, дается краткая информация о них. В конце учебника предлагается материал для подготовки разговора о летнем отдыхе, путешествиях. Затем эта тема будет полезна и в начале следующего года для организации разговора о летнем отдыхе.
Уроки в третьем классе начинаются с повторения пройденного материала: этот процесс происходит на основе лексического материала, что позволяет провести работу со специфическими звуками башкирского языка, буквами, основными орфоэпическими и орфографическими правилами. Затем учащиеся продолжают знакомство, взяв за основу изученный во втором классе диалог – образец, учатся готовить ответ на вопрос: « Ты откуда?».
В блоге «Я получаю знания» слова, относящиеся к этой теме, активизируются, ведется работа по развитию диалогической и монологической речи. Учатся отвечать на вопросы «Бармы? - Имеется ли?; Нимәһеҙ? – Без чего?», пробуют использовать образец речи. Одновременно выполняются имеющиеся в рабочих тетрадях упражнения.
В блоге «Я и моя семья» усваиваются новые слова, т. е. они дополняют ранее пройденную лексику. Учащиеся учатся отвечать на вопрос: «Что должен делать?». Далее в блоге «Я выбираю профессию» усваиваются названия профессий. Отвечая на вопрос: « Кто где работает?», учатся применять его в речи.
Блог «Я люблю природу» знакомит с растениями, миром животных, природой Башкортостана. Планируется изучение названий деревьев, трав, насекомых, птиц на башкирском языке, их усвоение может стать возможным только сравнения с названиями на русском языке. Предложенный в учебнике интересный материал может развить у учащихся заинтересованность, познавательную деятельность. Ученики учатся отвечать на вопрос: «Что? Что делают?».
Материалы, представленные в блоге « Мое любимое время года», направление на наблюдение за всеми явлениями всех четырех времен года, усвоению их названий и применению в речи. Все темы в учебнике собраны по принципу функциональности. Вот поэтому их нужно рассматривать как средство развития речи. Грамматический материал берется нами только с расчетом на усвоение лексики и организации разговора. Усваиваются вопросы «Кем – Кто?», « Нимә – Что?», « Нимә эшләй – Что делает?», названия овощей, явлений природы.
В блоге «Мой гардероб» усваиваются названия одежды, вопрос « Ниндәй-Какой?», активизируются образцы диалога. Учащиеся в ходе описания одежды усваивают прилагательных.
В блоге «Мой день рождения» изучаются правила этикета, усваивается лексика по этой теме. В учебнике даются диалоги с образцами поздравлений, праздничные пожелания. Учащиеся, опираясь на готовые образцы, учатся составлять новый диалог, отвечать на вопрос «Ҡасан-Когда?».
Последний блок называется «Я – путешественник (путешественница)» и связан с названиями видов мест отдыха, летнего отдыха, транспорта. В этом блоке планируется ответ вопросы « Нимә менән?- С чем?», «Нисек?-Как?», в диалогах активизируются вопросы-ответы. Здесь также обращается внимание на правила дорожного движения, потому что учащиеся во время летнего отдыха должны быть внимательными и строго соблюдать их.
Материал 4-го класса предлагается в формате 8 блоков. В блоках ранее пройденный материал повторяется на новом уровне, также для учащихся предусмотрены интересные темы для разговора.
В блоках « Каждый день прихожу в школу», « Я люблю свою школу» наряду с пройденными ранее словами изучаются новые слова, которые затем применяются в речевой практике. В блоках « Рассказываю о месте, где живу», « Живу в деревне, в городе», « Говорим о разных случаях», « Учусь покупать» усваивается новая лексика, которая поможет составлению образцов речи в разных ситуациях в качестве богатого словарного запаса. Все это поможет учащимся формированию речевой, разговорной компетенции. Учащиеся, опираясь уже на готовые образцы речи, учатся без подготовки составлять речь.
Слова активного словаря повторяются на каждом уроке в разных ситуациях. Во время выполнения работ, предложенных в рабочей тетради, формируется языковая компетенция. В конце каждой темы для повторения лексики, ее закрепления представлены сюжетные рисунки. Учитель, ориентируясь на уровень подготовленности учащихся, может организовывать работу по разному.
2 класс
Знакомство.
«Знакомство.Кто ты? Кто вы?», «Как тебя зовут? Где ты живешь?».
Это я.
«Это я. Части тела», «Болит/не болит. Число от 1 до 10».
Моя семья.
«Моя семья. Мой, твой, его(ее)», «Моя семья.Что делает?», «Что я люблю? Списывание .Моя семья».
Что я люблю?
«С чем? Повторить пройденное».
Моя школа. Мой класс.
«Моя школа», «Мой класс», «Я собираюсь в школу», «Я ученик. Я на уроке. Где?», «Я вышел с урока. Что делаю?».
Мои игрушки.
«Мои игрушки. Что?», «Скоро новый год. Что делаем?», «Работа по пройденному материалу», «Я люблю играть», «В магазине игрушек. Цвета».
Я люблю играть. Я выхожу играть.
«Я люблю играть. Что делаем?», «В зимнем лесу», «Катаемся на катке. Что делаем?», «Я выхожу гулять. Что мне необходимо?», «Мы играем. Что мне необходимо?», «Я вышел гулять. Какой?».
Мои маленькие друзья.
«Мои питомцы», «Мои питомцы. Что это?», «Моя собака. Что делает?».
Я отдыхаю.
«Я отдыхаю. Где? Откуда? Когда?”, “В лесу. Где? Откуда?”, “В мире птиц. Где? Когда?”, “Домашние животные. Что это?”, “Мой режим дня. Когда?”, “Впереди лето. Что делаем?”, “Работа по пройденному материалу. Урок закрепления и повторения”.
3 класс
Здравствуй, школа! Я знакомлюсь.
«Знакомство. Кто ты? Где ты живешь?”, “Родной Башкортостан. Откуда ты?”.
Я получаю знания.
«Я получаю знания. Что это?”, “Я получаю знания. Без чего? Списывание”.
Я и моя семья.
«Я и моя семья. Кто? Что делает?”, “Я и моя семья. Что должен делать?”.
Я выбираю профессию.
«Я выбираю профессию. Кто где работает?”, “Я выбираю профессию. Кто где работает?”.
Я люблю природу.
«Я люблю природу. Что делают?Множественное число”, “Я люблю природу. Деревья. Что? Что делают? “, “Я люблю природу. Цветы. Что? Что делают?”, “Я люблю природу.Лекарственные растения. Что? Что делают?”, “Я люблю природу. Насекомые. Что? Что делают?”, “Я люблю природу. Птицы. Что? Что делают?”, “Я люблю природу. Птицы. Что? Что делают?”, “Я люблю природу. Зимующие птицы. Что? Что делают?”, “Работа по пройденному материалу.”.
Мое любимое время года.
«Мое любимое время года. Что ? Что делает?”, “Мое любимое время года. Что ? Что делает?”, “Мое любимое время года. В лесу. Что ? Что делает?”, “Мое любимое время года. Ягоды. Что ? Что делает?”, “Мое любимое время года. Овощи. Что ? Что делает?”.
Мой гардероб.
«Мой гардероб. Какой?”, “Мой гардероб. Какой?”, “Мой гардероб. Зимняя одежда. Какой?”, “Мой гардероб. Летняя одежда. Какой?”.
Мой день рождения.
«Мое день рождение. Когда?”, “Мое день рождение. Когда?”, “Мое день рождение. Игра “Каравай”. Когда?”.
Я путешественник.
“Я путешественник. На чем? Как?”, “Я путешественник. На чем? Как?”, “Я путешественник. На чем? Как?”, “Правила дорожного движения”, “Пословицы и поговорки. Работа по пройденному материалу. Повторение за год”.
4 класс
Каждый день иду в школу.
«Первое сентября – день Знаний. Повторение пройденного», «Почему я хожу в школу?”, “Какой урок мне нравится/не нравится?”, “Что я люблю читать?”, “Мои школьные друзья”, “О чем мы говорим в школе?”.
Я люблю свою семью.
«Я люблю свою семью. Я воспитанный ребенок. Списывание”, “Мое любимое хобби”, “Комната, в которой я живу”, “Мои младшие друзья”.
Расскажу про Родину.
«Моя Земля и дом”, “Мои соседи. Местоимение”, “Игры, которые я люблю”, “Наши игры”, “Мой родной город”, “Проверочная работа по пройденному материалу”.
Живу в городе, деревне.
«Жизнь в городе и деревне”, “Работа в городе и деревне”, “Города и деревни Башкортостана”, “Чудеса родной земли”, “Урок развития речи. Карта Башкортостана”.
Говорим про времена года.
«Почему меняются времена года?”, “Как живут животные и насекомые?”, “Проверочная работа по пройденному материалу”, “Для чего надо знать прогноз погоды?”.
Разговариваем про разные ситуации.
«Интересные случаи из моей жизни”, “В стране приключений”, “Мое самое заветное желание”, “Мои кумиры”.
Учусь покупать.
«Мой бюджет”, “Моя одежда”, “Виды одежды”, “Выбор подарка”, “Проверочная работа по пройденному материалу. Повторение пройденного материала”.
- 3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
2 класс – 35 часа
№ | Название разделов и тем | Количество часов |
Знакомство | 2 | |
1 | Знакомство. Кто ты? Кто вы? | 1 |
2 | Как тебя зовут? Где ты живешь? | 1 |
Это я | 2 | |
3 | Это я. Части тела. | 1 |
4 | Болит / не болит. Число от 1 до 10. | 1 |
Моя семья | 3 | |
5 | Моя семья. Мой, твой, его(ее) | 1 |
6 | Моя семья. Что делает? | 1 |
7 | Что я люблю? Списывание. Моя семья. | 1 |
Что я люблю? | 1 | |
8 | С чем? Повторить пройденное. | 1 |
Моя школа | 5 | |
9 | Моя школа. | 1 |
10 | Мой класс. | 1 |
11 | Я собираюсь в школу. | 1 |
12 | Я ученик. Я на уроке. Где? | 1 |
13 | Я вышел с урока. Что делаю? | 1 |
Мои игрушки | 5 | |
14 | Мои игрушки. Что? | 1 |
15 | Скоро новый год. Что делаем? | 1 |
16 | Работа по пройденному материалу. | 1 |
17 | Я люблю играть. | 1 |
18 | В магазине игрушек. Цвета. | 1 |
Я люблю играть | 6 | |
19 | Я люблю играть. Что делаем? | 1 |
20 | В зимнем лесу. | 1 |
21 | Катаемся на катке. Что делаем? | 1 |
22 | Я выхожу гулять. Что мне необходимо? | 1 |
23 | Мы играем. Что мне необходимо? | 1 |
24 | Я вышел гулять. Какой? | 1 |
Мои маленькие друзья | 3 | |
25 | Мои питомцы. | 1 |
26 | Мои питомцы. Что это? | 1 |
27 | Моя собака. Что делает? | 1 |
Я отдыхаю | 8 | |
28 | Я отдыхаю. Где? Откуда? Когда? | 1 |
29 | В лесу. Где? Откуда? | 1 |
30 | В мире птиц. Где? Когда? | 1 |
31 | Домашние животные. Что это? | 1 |
32 | Мой режим дня. Когда? | 1 |
33 | Впереди лето. Что делаем? | 1 |
34 | Работа по пройденному материалу. Урок закрепления и повторения. | 1 |
35 | Урок закрепления и повторения. | 1 |
3 класс – 35 часа
№ | Название разделов и тем | Количество часов |
Здравствуй, школа! Я знакомлюсь. | 2 | |
1 | Знакомство. Кто ты? Где ты живешь? | 1 |
2 | Родной Башкортостан. Откуда ты? | 1 |
Я получаю знания. | 2 | |
3 | Я получаю знания. Что это? | 1 |
4 | Я получаю знания. Без чего? Списывание | 1 |
Я и моя семья | 2 | |
5 | Я и моя семья. Кто? Что делает? | 1 |
6 | Я и моя семья. Что должен делать? | 1 |
Я выбираю профессию | 2 | |
7 | Я выбираю профессию. Кто где работает? | 1 |
8 | Я выбираю профессию. Кто где работает? | 1 |
Я люблю природу | 9 | |
9 | Я люблю природу. Что делают?Множественное число | 1 |
10 | Я люблю природу. Деревья. Что? Что делают? | 1 |
11 | Я люблю природу. Цветы. Что? Что делают? | 1 |
12 | Я люблю природу.Лекарственные растения. Что? Что делают? | 1 |
13 | Я люблю природу. Насекомые. Что? Что делают? | 1 |
14 | Я люблю природу. Птицы. Что? Что делают? | 1 |
15 | Я люблю природу. Птицы. Что? Что делают? | 1 |
16 | Я люблю природу. Зимующие птицы. Что? Что делают? | 1 |
17 | Работа по пройденному материалу. | 1 |
Мое любимое время года | 5 | |
18 | Мое любимое время года. Что ? Что делает? | 1 |
19 | Мое любимое время года. Что ? Что делает? | 1 |
20 | Мое любимое время года. В лесу. Что ? Что делает? | 1 |
21 | Мое любимое время года. Ягоды. Что ? Что делает? | 1 |
22 | Мое любимое время года. Овощи. Что ? Что делает? | 1 |
Мой гардероб | 4 | |
23 | Мой гардероб. Какой? | 1 |
24 | Мой гардероб. Какой? | 1 |
25 | Мой гардероб. Зимняя одежда. Какой? | 1 |
26 | Мой гардероб. Летняя одежда. Какой? | 1 |
Мой день рождения | 3 | |
27 | Мое день рождение. Когда? | 1 |
28 | Мое день рождение. Когда? | 1 |
29 | Мое день рождение. Игра “Каравай”. Когда? | 1 |
Я путешественник | 6 | |
30 | Я путешественник. На чем? Как? | 1 |
31 | Я путешественник. На чем? Как? | 1 |
32 | Я путешественник. На чем? Как? | 1 |
33 | Правила дорожного движения | 1 |
34 | Пословицы и поговорки. Работа по пройденному материалу. Повторение за год | 1 |
35 | Работа по пройденному материалу. Повторение за год | 1 |
4 класс – 35часа
№ | Название разделов и тем | Количество часов |
Каждый день иду в школу | 6 | |
1 | Первое сентября – день Знаний. Повторение пройденного | 1 |
2 | Почему я хожу в школу? | 1 |
3 | Какой урок мне нравится/не нравится? | 1 |
4 | Что я люблю читать? | 1 |
5 | Мои школьные друзья | 1 |
6 | О чем мы говорим в школе? | 1 |
Я люблю свою семью | 4 | |
7 | Я люблю свою семью. Я воспитанный ребенок. Списывание. | 1 |
8 | Мое любимое хобби. | 1 |
9 | Комната, в которой я живу. | 1 |
10 | Мои младшие друзья. | 1 |
Расскажу про Родину | 6 | |
11 | Моя Земля и дом. | 1 |
12 | Мои соседи.Местоимение. | 1 |
13 | Игры, которые я люблю. | 1 |
14 | Наши игры. | 1 |
15 | Мой родной город. | 1 |
16 | Проверочная работа по пройденному материалу. | 1 |
Живу в городе, деревне | 5 | |
17 | Жизнь в городе и деревне. | 1 |
18 | Работа в городе и деревне. | 1 |
19 | Города и деревни Башкортостана. | 1 |
20 | Чудеса родной земли. | 1 |
21 | Урок развития речи. Карта Башкортостана. | 1 |
Говорим про времена года | 4 | |
22 | Почему меняются времена года? | 1 |
23 | Как живут животные и насекомые? | 1 |
24 | Проверочная работа по пройденному материалу. | 1 |
25 | Для чего надо знать прогноз погоды? | 1 |
Разговариваем про разные ситуации | 4 | |
26 | Интересные случаи из моей жизни. | 1 |
27 | В стране приключений. | 1 |
28 | Мое самое заветное желание. | 1 |
29 | Мои кумиры. | 1 |
Учусь покупать | 6 | |
30 | Мой бюджет. | 1 |
31 | Моя одежда. | 1 |
32 | Виды одежды | 1 |
33 | Выбор подарка. | 1 |
34 | Проверочная работа по пройденному материалу. Повторение пройденного материала. | 1 |
35 | Повторение пройденного материала. | 1 |