Доклад “Современных технологий на уроках башкирского языка и литературы”.

Кәбиров Рәил Рәмил улы

Доклад “Современных технологий на уроках башкирского языка и литературы”.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

“Современных технологий на уроках башкирского языка и литературы”.

Кабиров Раиль Рамилевич, учитель

г. Уфа  ГБОУ ВСОШ филиал №1

Rail.kabirov.88@mail.ru 

    Язык – душа народа, это не просто крылатое выражение. С помощью языка любой народ из поколения в поколение передает свое мировоззрение, свое восприятие окружающей действительности, ценностные ориентиры. С помощью языка мы не только общаемся, передаем свои мысли, но и выражаем образовательный, духовный и культурный уровень. И если сегодня говорят о необходимости гуманизации образования, то речь идет прежде всего о языковой культуре в самом широком смысле этого слова.

   Языковая культура базируется на знании и сыновьем отношении к языку своей матери. В условиях Башкортостана необходимо знать два государственных языка: русский и башкирский. Без знания языка коренного населения, исторического прошлого этого края, без уважительного отношения к духовным ценностям, созданным в течении тысячелетий, невозможно формировать личность гражданина многонационального государства.

    Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Умение пользоваться компьютером в повседневной жизни – неотъемлемая часть “интеллектуального багажа” современного человека. Если овладение учащимися компьютерной грамотностью является первым направлением компьютеризации обучения, то второе направление предполагает компьютерные технологии как мощное средство обучения.

   Новые информационные технологии открывают большие возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету, и башкирский язык не является исключением.

   Практическое владение языком является одним из главных задач обучения башкирскому языку. Использование компьютерных средств обучения и интернет-технологии позволяет более оперативно и более эффективно решать эти задачи.

   Новые технологии, оборудования и технические средства стремительно ворвались в нашу жизнь, и перед учителями родных языков встала задача использования современных информационных технологий в качестве своих помощников в работе. Считаю, что использование компьютерных технологий позволяет совершенствовать методику преподавания башкирского языка, вносить элементы разнообразия в различные типы занятий, способствует развитию интереса к языку.

    Поэтому стараюсь использовать возможности компьютера в учебном процессе: провожу уроки с использованием компьютера и уроки компьютерной поддержки (электронные учебники, тренажеры, Интернет). Все это позволяет не только развивать, но и совершенствовать творческий потенциал каждого ученика, добиваться более высокого уровня знаний, умений, навыков учащихся по предмету, прививать интерес к башкирскому языку.

   Введение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий также стало в настоящее время жизненной необходимостью, и поэтому требует к себе особого внимания. Уроки стараюсь проводить с музыкальным сопровождением. В начальных классах провожу физминутки. Это способствует плодотворной работе на уроке. Здоровьесберегающие технологии помогают сделать урок легким и способствуют формированию здорового образа жизни. Эти же цели достигаются при применении игровых технологий на уроках. Такие формы урока, как урок-КВН, викторина, урок-путешествие повышают интерес к изучению самого предмета. Использую кроссворды, чайнворды, загадки. Считаю, что все это тренирует память, логическое мышление.

   Уверена, что успешное овладение башкирским языком возможно при речевой направленности уроков. Поэтому использую технологию коммуникативного обучения. Обучение языку через общение  означает практическую ориентацию урока. Научить говорить можно только говоря, слушать – слушая, читать – читая. Прежде всего это касается упражнений: чем упражнение больше подобно реальному общению, тем оно эффективнее. В речевых упражнениях происходит плавное, дозированное и вместе с тем стремительное накопление большого объема лексики и грамматики с немедленной реализацией. Речевая деятельность имеет три стороны: лексическую, грамматическую, фонетическую. Они неразрывно связаны в процессе говорения. Отсюда следует, что слова нельзя усваивать в отрыве от их форм существования. Считаю, что важным является отбор и организация материала на основе ситуаций и проблем общения, которые интересуют учащихся каждого возраста. Чтобы усвоить язык, необходимо изучать не язык, а окружающий мир с его помощью. Желание говорить появляется у ученика только в реальной или воссозданной ситуации, затрагивающей говорящих.  Безликой речи не бывает, речь всегда индиаидуальна. Коммуникативное обучение предполагает учет всех личностных характеристик, ибо только таким путем могут быть созданы условия общения.

   Основная цель моей педагогической деятельности – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся  умение и желание самосовершенствования и самообразования. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных технологий обучения, учитывающих разноуровневую подготовку учащихся; через привлечение школьников к участию в различного рода конкурсах и олимпиадах.

  Как учитель башкирского языка и литературы, считаю, что главная задача моей педагогической деятельности – не только дать определенную сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, показать богатства башкирской речи), но и, что не менее важно и ценно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни, воспитание и обучение детей на народных традициях, воспитание патриотов, любящих свой язык и край, уважающих язык, культуру других народов.