К аттестации

Шефер Лилия Павловна

Выявление  и развитие способностей обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_attestatsii.docx19.43 КБ

Предварительный просмотр:

К АТТЕСТАЦИИ

Таблица 2.3.1. Выявление  и развитие способностей обучающихся

Способы выявления у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности

Способы развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности

Критерием высшей степени усвоения знаний может служить умение решать нестандартные задачи и ставить проблемы, отличающиеся новизной и оригинальностью. На своих уроках, внеклассных мероприятиях я стараюсь совершенствовать интеллектуальные умения (наблюдать, сравнивать, размышлять, применять знания, делать выводы).

Для развития у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой деятельности создаю социально-педагогические условия, способствующие эффективному выявлению и развитию одарённости, среди которых:

-использование современных педагогических технологий (исследовательских, частично-поисковых, проблемных, проектных)

-равные возможности для всех обучающихся;

- создание ситуации успешности;

- мотивация обучающихся;

- взаимодействие с семьёй.

Стратегическим принципом развивающего обучения русскому языку является принцип развития творческих лингвистических способностей.  На уроках русского языка и литературы необходимо развивать творческую активность учащихся, способствовать сознательному овладению богатством родного языка и развитию речи, а также стимулировать развитие личности ученика и неослабевающее стремление к творчеству.  Изучая русский язык и литературу, обучающиеся знакомятся  с обычаями, традициями, культурными ценностями. Такая информация обеспечивает не только познавательные, но и коммуникативные потребности учащихся, способствуя формированию коммуникативной  компетенции. На уроках русского языка мы стараемся развивать лингвистические умения: строить связные высказывания, давать логический и последовательный ответ; учиться слушать других и себя; развивать творческие способности детей. Творческие работы по можно проводить во всех классах обучения практически по всем учебным темам.

1)Виды творческих заданий:

а) языковую компетенцию (лексика, фонетика, грамматика, синтаксис);

б) речевую компетенцию (говорение, чтение);

в) социокультурную компетенцию (система ценностей, реалий жизни).

2) Игровые технологии

3) Рисование, иллюстрирование. Рисование и иллюстрирование развивает воображение, творческие способности, так как человек ощущает и воспринимает мир через органы чувств.

4) расширение словарного запаса.

5) проектная работа.

Речевая деятельность

 Овладению умением связного высказывания и ведения беседы, должна предшествовать работа над языковым и речевым материалом.  Иными словами, обучающимся нужно обеспечить достаточную тренировку в правильности фонетического, грамматического, лексического оформления высказываний.

Обучающимся необходимо овладеть

различным видам речевой деятельности:

слушание

говорение

чтение  

письмо

Обучение русскому языку и литературе – сложный процесс, требующий от учащихся и умения читать, грамотно говорить и писать, рассказывать и размышлять, овладение обще учебными навыками и умениями.
Совершенно очевидно, что нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, выбрать оптимальный ритм работы, эффективные формы, приемы и методы.

Для развития творческих способностей учащихся я использую  следующие приемы:

  • игровые приемы;
  • приемы активизации речи в ролевой игре;
  • коммуникативные задания;
  • мультимедийные презентации.

1) А) виды творческих заданий, развивающие языковую компетенцию,

- проведение уроков развития речи (сочинение, изложение подробное, сжатое, с творческим заданием, творческие диктанты);

- вовлечение учащихся во внеурочную деятельность (факультатив, предметная неделя);

- участие в предметных олимпиадах, конкурсах, чемпионатах разного уровня (предметные олимпиады разного уровня)

Б) рассказы о родном крае с использованием фотографий, портретов, иллюстраций, изготовление макетов по темам «Омск – родной  город», «Достопримечательности города», составление диалогов по пройденным темам, отзывов, аннотаций

В) иллюстрированные  рефераты, поздравительные открытки, создание  буклетов, выпуск литературных  газет, газет посвященных родному краю. 

2) На занятиях используются:

 Лексические игры; Игры на совершенствование грамматических навыков ( «Грамматическая эстафета», «Кто лучше знает правило», «найди свою пару», письмо литературному персонажу);

Игры на тренировку памяти и внимания (проговаривание, слуховые диктанты, письмо по памяти, творческая работа по карточкам, зрительные диктанты) ;

Игры-загадки для проверки прочности и глубины знаний по материалу, с их помощью можно закреплять знания литературоведческих понятий, развивать память и мышление (кроссворды, шарады, ребусы, сканворды);

 Ролевые игры ( «Буквы поссорились». Ролевая игра по повести Н.В.Гоголя  «Тарас Бульба». А.Гринёв в стане Е Пугачёва на военном совете. Ролевая игра по сказкам. Е.Л.Шварц «Два клёна»по произведению А.П.Чехова «Хамелеон»);  и другие

3) Нарисуй героев рассказа, сказки (басни),  который ты прочитал и опиши их своим одноклассникам; нарисуй город мечты; весенний пейзаж и расскажи об этом.

4) Использование Интернет-ресурсов. Обучающиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах,  олимпиадах, проводимых по сети Интернет.

5) Метод «проектов» я применяю с 5 класса. Я выделила ряд задач: поддерживать и развивать интерес к предмету; формировать приемы продуктивной деятельности; прививать навыки исследовательской и проектной работы; развивать логическое мышление, воображение учащихся; видеть роль и место русского языка в общечеловеческой культуре, его связь с другими науками. Ребята представляют результаты своей исследовательской деятельности в виде докладов, альбомов, стенгазет, презентаций по таким темам, как «Зачем нужны знаки препинания», «Волшебные слова», «Мой любимый литературный герой», «Игры со словами» и др.

Для развития речевых способностей выполняются различные упражнения:

-слушание: - повторение учащимися высказанной учителем установки - задания;

- запись во время слушания слов,

- запись всего того, что говорящий фиксирует на доске во время объяснения, и т.д.;

- составление набросков плана, более или менее развернутых услышанное и т.д.;

- конспектирование, составление тезисов;

- кодирование (символическое изображение) информации (составление таблиц, схем и т.д.);

- многократное прослушивание магнитофонной записи, предполагающее критическое осмысление услышанного, оценку как сути, так и формы изложения (в том числе его интонационного оформления).

-говорение: - пересказ, устный рассказ на основе увиденного, услышанного, пережитого и творческой фантазии учащихся весьма.

задания на описание предметов (дерева, дома), природы, интерьера и т.д.

 информация, отчет (это монологические высказывания)

 сообщение, доклад; диалог

-чтение: Поисковое (чтение с выборочным извлечением информации: даты, цифры, имена, названия)

 Просмотровое (просмотр различных текстов с целью выбрать более полезный для реализации намеченного)

 Ознакомительное (чтение с пониманием основного содержания, с извлечением основной информации — чтение с общим охватом содержания и установкой на понимание главного)

Изучающее (чтение с полным пониманием текста, с извлечением полной информации)
Чтение по ролям, комментированное чтение. Чтение вслух, про себя

-письмо: работа со словарными словами, с мини-текстами, работа над ошибками,  контроль за теоретическими знаниями учащихся, тексты с включением слов на орфоэпические нормы, различные виды диктантов : выборочные, объяснительные, распределительные и т.д.