К аттестации
Предварительный просмотр:
К АТТЕСТАЦИИ
Таблица 2.3.1. Выявление и развитие способностей обучающихся
Способы выявления у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности | Способы развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности |
Критерием высшей степени усвоения знаний может служить умение решать нестандартные задачи и ставить проблемы, отличающиеся новизной и оригинальностью. На своих уроках, внеклассных мероприятиях я стараюсь совершенствовать интеллектуальные умения (наблюдать, сравнивать, размышлять, применять знания, делать выводы). Для развития у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой деятельности создаю социально-педагогические условия, способствующие эффективному выявлению и развитию одарённости, среди которых: -использование современных педагогических технологий (исследовательских, частично-поисковых, проблемных, проектных) -равные возможности для всех обучающихся; - создание ситуации успешности; - мотивация обучающихся; - взаимодействие с семьёй. Стратегическим принципом развивающего обучения русскому языку является принцип развития творческих лингвистических способностей. На уроках русского языка и литературы необходимо развивать творческую активность учащихся, способствовать сознательному овладению богатством родного языка и развитию речи, а также стимулировать развитие личности ученика и неослабевающее стремление к творчеству. Изучая русский язык и литературу, обучающиеся знакомятся с обычаями, традициями, культурными ценностями. Такая информация обеспечивает не только познавательные, но и коммуникативные потребности учащихся, способствуя формированию коммуникативной компетенции. На уроках русского языка мы стараемся развивать лингвистические умения: строить связные высказывания, давать логический и последовательный ответ; учиться слушать других и себя; развивать творческие способности детей. Творческие работы по можно проводить во всех классах обучения практически по всем учебным темам. 1)Виды творческих заданий: а) языковую компетенцию (лексика, фонетика, грамматика, синтаксис); б) речевую компетенцию (говорение, чтение); в) социокультурную компетенцию (система ценностей, реалий жизни). 2) Игровые технологии 3) Рисование, иллюстрирование. Рисование и иллюстрирование развивает воображение, творческие способности, так как человек ощущает и воспринимает мир через органы чувств. 4) расширение словарного запаса. 5) проектная работа. Речевая деятельность Овладению умением связного высказывания и ведения беседы, должна предшествовать работа над языковым и речевым материалом. Иными словами, обучающимся нужно обеспечить достаточную тренировку в правильности фонетического, грамматического, лексического оформления высказываний. Обучающимся необходимо овладеть различным видам речевой деятельности: слушание говорение чтение письмо | Обучение русскому языку и литературе – сложный процесс, требующий от учащихся и умения читать, грамотно говорить и писать, рассказывать и размышлять, овладение обще учебными навыками и умениями. Для развития творческих способностей учащихся я использую следующие приемы:
1) А) виды творческих заданий, развивающие языковую компетенцию, - проведение уроков развития речи (сочинение, изложение подробное, сжатое, с творческим заданием, творческие диктанты); - вовлечение учащихся во внеурочную деятельность (факультатив, предметная неделя); - участие в предметных олимпиадах, конкурсах, чемпионатах разного уровня (предметные олимпиады разного уровня) Б) рассказы о родном крае с использованием фотографий, портретов, иллюстраций, изготовление макетов по темам «Омск – родной город», «Достопримечательности города», составление диалогов по пройденным темам, отзывов, аннотаций В) иллюстрированные рефераты, поздравительные открытки, создание буклетов, выпуск литературных газет, газет посвященных родному краю. 2) На занятиях используются: Лексические игры; Игры на совершенствование грамматических навыков ( «Грамматическая эстафета», «Кто лучше знает правило», «найди свою пару», письмо литературному персонажу); Игры на тренировку памяти и внимания (проговаривание, слуховые диктанты, письмо по памяти, творческая работа по карточкам, зрительные диктанты) ; Игры-загадки для проверки прочности и глубины знаний по материалу, с их помощью можно закреплять знания литературоведческих понятий, развивать память и мышление (кроссворды, шарады, ребусы, сканворды); Ролевые игры ( «Буквы поссорились». Ролевая игра по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». А.Гринёв в стане Е Пугачёва на военном совете. Ролевая игра по сказкам. Е.Л.Шварц «Два клёна»по произведению А.П.Чехова «Хамелеон»); и другие 3) Нарисуй героев рассказа, сказки (басни), который ты прочитал и опиши их своим одноклассникам; нарисуй город мечты; весенний пейзаж и расскажи об этом. 4) Использование Интернет-ресурсов. Обучающиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет. 5) Метод «проектов» я применяю с 5 класса. Я выделила ряд задач: поддерживать и развивать интерес к предмету; формировать приемы продуктивной деятельности; прививать навыки исследовательской и проектной работы; развивать логическое мышление, воображение учащихся; видеть роль и место русского языка в общечеловеческой культуре, его связь с другими науками. Ребята представляют результаты своей исследовательской деятельности в виде докладов, альбомов, стенгазет, презентаций по таким темам, как «Зачем нужны знаки препинания», «Волшебные слова», «Мой любимый литературный герой», «Игры со словами» и др. Для развития речевых способностей выполняются различные упражнения: -слушание: - повторение учащимися высказанной учителем установки - задания; - запись во время слушания слов, - запись всего того, что говорящий фиксирует на доске во время объяснения, и т.д.; - составление набросков плана, более или менее развернутых услышанное и т.д.; - конспектирование, составление тезисов; - кодирование (символическое изображение) информации (составление таблиц, схем и т.д.); - многократное прослушивание магнитофонной записи, предполагающее критическое осмысление услышанного, оценку как сути, так и формы изложения (в том числе его интонационного оформления). -говорение: - пересказ, устный рассказ на основе увиденного, услышанного, пережитого и творческой фантазии учащихся весьма. задания на описание предметов (дерева, дома), природы, интерьера и т.д. информация, отчет (это монологические высказывания) сообщение, доклад; диалог -чтение: Поисковое (чтение с выборочным извлечением информации: даты, цифры, имена, названия) Просмотровое (просмотр различных текстов с целью выбрать более полезный для реализации намеченного) Ознакомительное (чтение с пониманием основного содержания, с извлечением основной информации — чтение с общим охватом содержания и установкой на понимание главного) Изучающее (чтение с полным пониманием текста, с извлечением полной информации) -письмо: работа со словарными словами, с мини-текстами, работа над ошибками, контроль за теоретическими знаниями учащихся, тексты с включением слов на орфоэпические нормы, различные виды диктантов : выборочные, объяснительные, распределительные и т.д. |