Главные вкладки
программа элективного курса по русскому языку, 8 класс
Курс в 8 классе рассчитан на 35 часов лекционно-практических занятий и проводится в течение учебного года по 1 часу в неделю, предполагая обобщение, систематизацию и углубление материала по основным разделам курса русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa_po_russkomu_yazyku_8_klass.doc | 169.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Салымская средняя общеобразовательная школа № 1»
Приложение к основной образовательной программе
основного общего образования,
реализующей Федеральный компонент ГОС
основного общего образования,
утверждённой
приказом директора НРМОБУ «Салымская СОШ № 1»
№ 597-О от «26» августа 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
русский язык: практикум
______________________________________________________________________
(наименование учебного предмета (курса)
основное общее образование
______________________________________________________________________
(уровень образования)
8 класс
(классная параллель)
Составлена на основе программы основного общего образования по русскому языку, с учётом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. Авторы-составители: М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2013.
_____________________________________________________________________________________
(наименование программы, автор программы)
Учебник: Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др.- М.: Просвещение, 2010.
_____________________________________________________________________________________
(название, автор, издательство, год издания)
Количество часов всего: 35 ч., в неделю 1 час
Лавриненко Анна Петровна, учитель русского языка и литературы,
высшая категория
(ФИО, квалификационная категория)
п. Салым
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Основная задача обучения русскому языку в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения обучающимися лингвистических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества. Поэтому наряду с решением основной задачи расширенное изучение русского языка предусматривает формирование у обучающихся устойчивого интереса к предмету. Курс «Русский язык: практикум» входит в образовательную область «Филология» и представляет изучение теоретического и в большей степени практического материала.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся и ориентирована на развитие предметных умений и творческих способностей учащихся.
Настоящая программа создана на основе следующих нормативно – правовых документов:
• федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего и среднего общего образования;
• основной образовательной программы НРМОБУ «Салымская средняя общеобразовательная школа № 1».
• программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. Авторы- составители: М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. - М.: Просвещение, 2013
Цель изучения курса:
обобщение и систематизация материала, изучаемого в 8 классе
- формирование языковой и лингвистической компетенции, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-8 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
- овладение основными нормами русского литературного языка;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике;
- умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Основными задачами являются следующие:
- Учить умению осознанно подходить к поиску верного варианта ответа, используя всю систему знаний, полученных в курсе изучения русского языка.
- Через систему практических заданий повторить, расширить и углубить знания учащихся по грамматике, орфографии и пунктуации.
- Развивать речевые возможности учащихся
Курс в 8 классе рассчитан на 35 часов лекционно-практических занятий и проводится в течение учебного года по 1 часу в неделю, предполагая обобщение, систематизацию и углубление материала по основным разделам курса русского языка.
Это позволит учащимся сформировать положительное отношение к урокам русского языка, выявить темы для дополнительного повторения, почувствовать уверенность в своих силах.
Содержание программы учебного курса
Повторение пройденного в V-VII классах (3 ч.)
Синтаксис и пунктуация.
Словосочетание (1ч.)
Повторение пройденного материала о словосочетании в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
Простое предложение (4 ч.)
Повторение пройденного материала о предложении. Грамматическая основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого.
Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения.
Двусоставные предложения (2 ч.)
Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Второстепенные члены предложения (3 ч.)
Дополнение. Прямое и косвенное дополнение.
Определение. Согласованное и несогласованное определение.
Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении.
Обстоятельство. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).
Односоставные предложения (4 ч.)
Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Неполное предложение (1 ч.)
Однородные члены предложения (3 ч.)
Повторение изученного материала об однородных членах предложения.
Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией.
Однородные и неоднородные определения.
Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами.
Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Обособленные члены предложения (4 ч.)
Обособленные определения и обособленные приложения.
Обособленные обстоятельства.
Уточнение как вид обособленного члена предложения.
Слова, грамматически не связанные с членами предложения (3 ч.)
Обращение.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях.
Вводные слова.
Вводные предложения. (3 ч.)
Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Формы организации учебных занятий:
Формы проведения занятий включают в себя практические работы, работу с текстом, тренинги в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка, разного рода конструирование, фронтальный опрос, грамматические разборы, разнообразные диктанты (схематический, распределительный, выборочный, объяснительный, цифровой…), тест, комментирование орфограмм и пунктограмм, обобщающую беседу по изученному материалу, опрос с помощью перфокарт. Основной тип занятий - комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки практической задачи. Теоретический материал излагается в форме мини- лекции. После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления. Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала. В ходе обучения периодически проводятся непродолжительные, рассчитанные на 5-10 минут, практические работы и тестовые испытания для определения глубины знаний и скорости выполнения заданий. Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.
Результаты обучения
представлены в требованиях к уровню подготовки учащихся основной школы, которые содержат следующие компоненты:
знать, понимать – перечень, необходимый для усвоения каждым учащимся знаний;
уметь – перечень конкретных умений по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделены группы знаний и умений, востребованных в практической деятельности учащегося.
Контроль и система оценивания
Количественная оценка предназначена для снабжения учащихся объективной информацией об овладении ими учебным материалом и производится по системе: зачёт/незачёт.
Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка – основной результат изучения данного курса. Оценивание реализуется в форме зачет\незачет по полугодиям.
Устный ответ
оценивание | характеристика |
«Зачёт» (соответствие «5») выставляется, если: |
|
«Зачёт» (соответствие «4») выставляется, если: |
|
«Зачёт» (соответствие «3») выставляется, если: |
выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки;
|
«Незачёт» (соответствие «2») выставляется, если: |
|
Письменные работы
оценивание | характеристика |
«зачёт», если (соответствует «5») |
|
«зачёт», соответствует «4», если: |
|
«зачёт», соответствует «3», если: | выполнил не менее половины работы, допустив при этом:
|
«незачёт», соответствует «2», если: | выполнил менее половины работы;
|
Учебно-тематический план
Наименование разделов | Количество часов на раздел | |
1. | Повторение изученного в 5-7 классах | 3 |
2. | Синтаксис и пунктуация. Словосочетание | 1 |
3. | Простое предложение | 4 |
4. | Простое двусоставное предложение. Главные члены предложения | 6 |
5. | Второстепенные члены предложения | 3 |
6. | Простые односоставные предложения | 4 |
7. | Неполные предложения | 1 |
8 | Однородные члены предложения | 3 |
9 | Обособленные члены предложения | 6 |
10 | Обращения, вводные слова, междометия | 4 |
Итого | 35 |
Распределение часов по четвертям
Четверть | Кол-во часов | Кол-во часов и причины опережения или отставания | |
по КТП | факт | ||
1 | 9 |
| |
2 | 6 |
| |
3 | 11 | ||
4 | 9 | ||
Итого | 35 |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения | Тема занятия | Коррекция | |
план | факт | |||
1 | 06.09 | Единицы языка. Практикум. | ||
2 | 13.09 | Орфографический разбор слова | ||
3 | 20.09 | Знаки препинания в простых и сложных предложениях. Синтаксический и пунктуационный разборы | ||
4 | 27.09 | Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Синтаксический разбор словосочетаний. Практикум | ||
5 | 04.10 | Повторение пройденного о предложении. Строение и грамматическое значение предложений. | ||
6 | 11.10 | Особенности связи подлежащего и сказуемого. Практикум | ||
7 | 18.10 | Порядок слов в предложении. Синтаксический разбор предложения. | ||
8 | 25.10 | Практическая работа по теме «Словосочетание и предложение» | ||
9 | 01.11 | Подлежащее. Способы выражения подлежащего. | ||
10 | 15.11 | Сказуемое. Виды сказуемого (простое глагольное, составное глагольное, составное именное). | ||
11 | 22.11 | Выражение именной части составного именного сказуемого. | ||
12 | 29.11 | Тире между подлежащим и сказуемым. Практикум | ||
13 | 06.12 | Комплексная работа с текстом. Определение грамматической основы предложения | ||
14 | 13.12 | Практическая работа по теме «Главные члены предложения». | ||
15 | 20.12 | Дополнение. Прямое и косвенное дополнение. Способы выражения дополнений | ||
16 | 27.12 | Определения. Согласованные и несогласованные определения. Способы выражения определения | ||
17 | 10.01 | Обстоятельство. Виды обстоятельств по значению | ||
18 | 17.01 | Основные группы односоставных предложений. Определённо-личные предложения. | ||
19 | 24.01 | Неопределённо-личные предложения. | ||
20 | 31.01 | Безличные предложения. Особенности безличных предложений | ||
21 | 07.02 | Односоставные предложения с главным членом – подлежащим. Назывные предложения. | ||
22 | 14.02 | Практическая работа по теме «Односоставные предложения». | ||
23 | 21.02 | Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении | ||
24 | 28.02 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами. | ||
25 | 07.03 | Ряды однородных членов предложения. | ||
26 | 14.03 | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них | ||
27 | 21.03 | Обособленные определения. Условия обособления | ||
28 | 04.04 | Обособление согласованных приложений | ||
29 | 11.04 | Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом и одиночным деепричастием | ||
30 | 18.04 | Запятая и её отсутствие перед союзом КАК. Сравнительный оборот | ||
31 | 25.04 | Обособление обстоятельств, выраженных существительным с предлогом | ||
32 | 02.05 | Обособление уточняющих членов предложения. | ||
33 | 09.05 | Знаки препинания при обращении | ||
34 | 16.05 | Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них. Пунктуационный разбор | ||
35 | 23.05 | Вводные слова, словосочетания и вводные предложения. Знаки препинания при них. |
Перечень учебно-методического обеспечения
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. – М.:ВАКО, 2006.
- Кузьмина Н.А. Интенсивный курс русского языка: Пособие для подготовки к тестированию и сочинению в правилах, алгоритмах и шпаргалках. – Москва, Центр тестирования, 2002
- Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 8 класс. М.:ТЦ Сфера, 2006
- Николина Н.А. Обучение русскому языку в 8 классе: Метод. рекомендации к учеб. Для 8 кл. общеобразоват. Учреждений. М.: Просвещение, 2003
- Тесты по русскому языку: 8 класс: к учебнику Л.А.Тростенцовой, Т.А. Ладыженской и др. "Русский язык. 8 класс" / Е.В. Селезнёва. - М.: Издательсьво "Экзамен", 2013
- Шипачева Л.А. Синтаксис и пунктуация русского языка в таблицах и схемах:8-9 классы/Л.А.Шипачева – М.: АСТ, Астрель: 2007.
Список использованной литературы
№ | Наименование | Автор | Издательство и год издания | |
Литература для учащихся | ||||
1 | Справочник по орфографии и пунктуации | Петрова Е.В. | М.: Издательство «Экзамен», 2008 | |
3 | Синтаксис и пунктуация русского языка в таблицах и схемах:8-9 классы | Шипачева Л.А. | М.: АСТ, Астрель: 2007 | |
Литература для учителя | ||||
1 | Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс | Егорова Н.В. | М.:ВАКО, 2006. | |
2 | Тесты. Русский язык: Синтаксис и пунктуация. 8-9 кл | Иссерс О.С., Н.А.Кузьмина. | М.:Дрофа, 2007 | |
3 | Тесты. Русский язык: Синтаксис. Текст.8-9 классы | Капинос В.И. | М.:Дрофа, 2007 | |
4 | Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 8 класс. | Малюшкин А.Б. | М.:ТЦ Сфера, 2006 | |
5 | Русский язык. 8 класс. Тесты. Дидактические материалы | Л.Н.Федосеева | М.: Айрис-пресс, 2008 | |
6 | Синтаксис и пунктуация русского языка в таблицах и схемах:8-9 классы/Л.А.Шипачева | Шипачева Л.А. | М.: АСТ, Астрель: 2007. |
Перечень учебно-технического обеспечения
№ п.п. | Средства | Перечень средств |
1 | учебно-лабораторное оборудование и приборы | Печатные пособия. Учебные таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 7 – 9 класса. Интерактивный многофункциональный комплекс «Дидактика»: интерактивная доска, ноутбук, проектор. Система контроля и мониторинга знаний |
2 | технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся | Мультимедийные пособия.
|
3 | цифровые образовательные ресурсы | Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово» http//www.ropryal.ru www/uchitel-izd.ru www.edu.ru – сайт Министерства образования РФ ресурс сетевых сообществ Открытый класс http://www.openclass.ru/ |