Русский язык с методикой преподавания с учетом требований ФГОС НОО
Даные материалы для учащихся вузов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Московский институт современного академического образования
Программа профессиональной переподготовки
Педагогика и методика начального образования в рамках реализации ФГОС
Дисциплина: Русский язык с методикой преподавания с учетом требований ФГОС НОО
Практическое задание 1, модуль 1
Выполнил:
слушатель Макеева Н.А
Преподаватель:
Гладнева С.Г
г.Москва 2017г.
Выполните на материале данного предложения различные виды языкового анализа:
... эта звёздная1 ночь2 казалась2 мне2 глухой2, неприветливой1 и темнее2, чем она была на самом деле. (А.П. Чехов)
1. Написать транскрипцию выделенных слов1.
2. Используя толковые словари, определить лексическое и грамматическое значение выделенных слов2.
3. Выделить графически все члены предложения.
1, Звездная- 8 букв,8 звуков.
з — [з] — согласный, парный звонкий, парный твёрдый
в— [в'] — согласный, парный звонкий, сонорный, парный мягкий
е — [о] — гласный, ударный.
з — [з] — согласный, парный звонкий, парный твёрдый
д — —
н — [н] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый
а— [а] — гласный
я — [й'] — согласный, непарный звонкий, сонорный, непарный мягкий
[а] ---гласный.
Неприветливой- 13 букв,13звуков.
н — [н'] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий
е— [и] — гласный
п — [п] — согласный, парный глухой, парный твёрдый
р — [р'] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий
и— [и] — гласный
в — [в'] — согласный, парный звонкий, сонорный, парный мягкий
е — [э] — гласный, ударный.
т — [т] — согласный, парный глухой, парный твёрдый
л— [л'] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий
и — [и] — гласный
в — [в] — согласный, парный звонкий, сонорный, парный твёрдый
ы — [а] — гласный
й— [й'] — согласный, непарный звонкий, сонорный, непарный мягкий.
2.Ночь ( существительное) - НОЧЬ, и, о ночи, в ночи, мн. и, ей, ж., часть суток от захода до востока солнца, между вечером и утром.
( Толковый словарь С.И Ожегов, Н.Ю Шведова).
Ночь-сущ, ж.р, И.п, ед.ч, нарицат, неодуш. 3скл.
Казалась( глагол) - толковый словарь С.И Ожегова и Н.Ю Шведовой толкуют слово
" кажущийся"-такой, который только представляется в воображении, нереальный.
Казалась -глаг.,Н.ф-казаться, 1 спр, непереходный, несове. вида, изъявит. накл, ед. ч, прошед. время, ж.р.
Мне ( местоимения личное) -личное местоимение "Я", 1 лицо, ед. число. Служит для обозначения говорящим самого себя.
Мне - Н.ф лич. мест.-Я, по тексту 3 лицо, ед.ч, Д.п
Глухой ( прилагательное)- лишенный слуха, способности слышать, по тексту это обозначает тихая, без проявления жизни.
Глухой- Н.ф- глухая, ед. ч, И.п, кач. прилаг., Ж. р, неодушевленное.
Темнее( прилагательное) - наступление темноты, сумерек.
Темнее- Н.ф- темный, кач. прилаг., неодуш., сравнительная степень .
3. Предложение повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространенное, полное, сложное, осложненное однородными определениями.
Эта(местоим. прилаг, в предложении выражено определением и подчеркивается волнистой линией) звёздная ( прилаг, в предложении выражено определением и подчеркивается волнистой линией) ночь( сущ, подчеркивается одной сплошной линией, как подлежащее) казалась ( глаг, выраженный сказуемым, двумя чертами) мне ( местоим, подчеркивается прерывистой линией, выраженное дополнением) глухой ( прилаг, выражено определением- волнистая линия), неприветливой (прилаг, выражено определением- волнистая линия) и темнее (прилаг, выражено определением- волнистая линия), чем( союз) она(местоим. в роли подлежащего- одной чертой) была(глагол, выраженный сказуемым, двумя чертами) на самом( местоим. прилаг, выраженное опред.-волнистой линией) деле( сущ, выраженное дополнением подчеркивается - прерывистой линией).
Предварительный просмотр:
Московский институт современного академического образования
Программа профессиональной переподготовки
Педагогика и методика начального образования в рамках реализации ФГОС
Дисциплина: Русский язык с методикой преподавания с учетом требований ФГОС НОО
Практическое задание 2, модуль 2
Выполнил:
слушатель Макеева Н.А
Преподаватель:
Гладнева С.Г
г.Москва 2017г.
Задание 1. Составьте конспект урока чтения для основного периода обучения грамоте. Тип урока - урок изучения нового звука (новых звуков) и новой буквы.
Задание 2. Составьте конспект урока письма для основного периода обучения грамоте. Тип урока - урок изучения написания новой буквы.
1 Урок чтения в основной период обучения грамоте
Тема урока: Звуки [б], [б,] .
Цель: научить учащихся характеризовать звуки [б], [б,] и букву б Планируемые результаты:
Предметные результаты:
Учащиеся владеют навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами; чтение предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания, составление рассказа, работа с загадками. Дифференцирование парных звонких и глухих согласных звуков, подбор слов для проверки звонких и глухих согласных в корне.
Метапредметные результаты:
Учащиеся контролируют выполнение учебной задачи урока под руководством учителя; используют в работе понятие «прямая речь», сравнивают, обобщают, корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечают пути их устранения ,оценивают свою работу и работу товарища.
Познавательные:
Общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в учебнике;
Логические - характеризуют звуки [б], [б,] и букву б, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают соответствие между словами и рисунками, составляют схемы слов.
Коммуникативные: уметь осуществлять кооперативно - соревновательное общение со сверстниками.
Слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей. Уметь формулировать своё мнение и позицию. Обосновывать и доказывать собственное мнение. Уметь работать в паре.
Личностные результаты: проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству.
Ожидаемый результат: дети должны усвоить, что звуки бывают гласные и согласные, научиться различать их, обозначать звуки красным, синим и зелёным цветом в слого – звуковых схемах слов; писать строчную букву б.
Оборудование: мультимедийная презентация, предметные картинки для групповой работы, модели звуков, карточки схем предложения, слова, сказочный «Теремок», Солнышко, музыкальные фрагменты, слоговые таблицы, столбики слов.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1этап Организационный Цель: создание благоприятной обстановки, положительного настроя 2 этап Мотивационный | Ребята, послушаем песню и посмотрим надо ли кому-то из нас обратиться в «Бюро находок». Молодцы, все готовы к уроку. - Глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают. Ушки ваши пусть не просто слушают, а всё слышат. И не допускайте, чтобы язычки ваши забегали вперёд ума. Представьте, что к вам на ладошки опустилось Солнышко, какое оно? Верно, оно теплое, желтое, веселое, доброе… Скажите, а у вас хорошее настроение? (Солнышко-игрушка смеётся) Давайте поделимся своей улыбкой и хорошим настроением друг с другом, с гостями и с Солнышком. А теперь, давайте поднимем ручки вверх и отпустим Солнышко – пусть оно посмотрит, как мы будем работать на уроке. | Слушают песню и проверяют готовность к уроку соседа по парте Вытягивают руки и поворачивают их ладонями вверх. Ответы учащихся Улыбаются друг другу Поднимают руки вверх и подбрасывают солнышко | Регулятивные: волевая саморегуляция Познавательные: логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт |
3 этап Подготовительный Цель: подготовить речевой аппарат к работе Дыхательная гимнастика Фонетическая зарядка | Подготовим артикуляционный аппарат к работе. - Выполним дыхательную гимнастику. - Задуйте свечу. -Задуйте много свечей. - Как жужжит муха? -Как рычит собака? Игра «Доскажи словечко» Ра-ра-ра-начинается ….. Ры-ры-ры – у мальчиков… Ро-ро-ро- у нас новое… Ру-ру-ру- продолжаем мы … Ре-ре-ре- стоит домик на… Ри-ри-ри- на ветках… Ар-ар-ар – кипит наш … Ор-ор-ор-созрел красный… Ир-ир-ир- мой папа… Арь-арь-арь- на стене висит… | Выполняют дыхательную гимнастику Дети хором досказывают словечко: - игра - шары - ведро - игру - горе - снегири - самовар - помидор - командир - фонарь | Коммуникативные: -умение общаться , прислушиваться к высказываниям других Познавательные: Логические (подбор рифм) |
4 этап Актуализация ранее полученных знаний. Цель: выявление затруднений в умении называть буквы, обозначающие гласные звуки. Делить их на группы: -буквы, обозначающие твёрдость согласных звуков; - буквы, обозначающие мягкость согласных звуков; -буквы, обозначающие глухие согласные звуки; - буквы, обозначающие звонкие согласные звуки. 5 этап. Формулирование темы урока 6 этап. Постановка учебной задачи. Цель: создать условия для частично-поискового метода. 7 этап. Работа над новым материалом. Цель: знакомство со звуками [б], [б,] Постановка проблемного вопроса, лингвистический эксперимент Формулировка правила Усвоение новых знаний и способов деятельности. Закрепление Физкультминутка Цель: Смена деятельности Работа в прописи Цель: отработка техники написания элементов букв Развитие речевого аппарата Работа в парах Работа по учебнику Физкультминутка Коллективная работа Работа в парах Коллективная работа | Повторение изученных знаний о предложении, слове, слоге и звуках. Игра «Теремок». На доске висит красочный теремок, вырезанный из картона. Внизу справа наклеивается длинный карманчик, куда вставляются изученные схемы предложения, слова, слога и звука. К доске выходят четверо учеников (по количеству схем), выстраиваются друг за другом Учитель начинает игру. - Стоит в поле теремок-теремок, он не низок, не высок, не высок. Бежала мимо мышка (Ученик берет в руки карточки звукового анализа слова мышка и выкладывает схему). - Смотрит: никого нет в теремке. Вошла мышка в теремок и стала там жить. На следующий день шла мимо лягушка. (Второй ученик берет карточки звукового анализа слова лягушка и выкладывает схему слова … и продолжает). - Тук-тук-тук (стучит пальчиком по доске.) Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет? Первый ученик отвечает: - Это я, схема мышка. - Это я, схема лягушка. А ты кто? - А я схема слова, состою из трёх слогов. Пустите меня к себе жить!. Сказка-игра продолжается, пока все схемы не познакомятся друг с другом. Затем учитель говорит: "Чтобы схемы в теремке жили дружно, они должны постараться составить по своим схемам предложение. Дети составляют. Определение темы урока учащимися Учитель предлагает детям отгадать загадки: 1.С ветки на ветку, Быстрый, как мяч, Скачет по лесу Рыжий циркач. Вот на лету он шишку сорвал, Прыгнул на ствол И в дупло убежал. (Белка) 2.Русская красавица Роет землю, словно плуг -Какой одинаковый звук встретился вам в словах – отгадках? -Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? -Давайте попробуем поставить перед собой цели, чему мы должны научиться на уроке? 1) Познакомимся со звуками [б], [б,] 2) Познакомимся с буквами Б, б, обозначающими их на письме. 3) Научимся писать буквы Б, б. 4) Научимся внимательно слушать звуки [б], [б,] и различать их. 5) Составлять звуковые схемы слов. Наблюдение над произношением согласных звуков [б], [б,]. Игра «Угадай звук». -Ребята, скажите, как бьют часы на кремлевской башне ? (Бом-бим-бом-бим). -Какие новые звуки вы услышали в словах «белка», «барсук»? -Охарактеризуйте их. Слого – звуковой анализ слов береза, барс (Азбука с.91). -Ребята, сейчас мы отправляемся в нашу мастерскую. Работа в мастерской требует много сил, да и наше Солнышко заскучало. Задание: Из пластилина вам необходимо смастерить схемы слого-слияния твёрдого согласного звука б и мягкого согласного звука б,. Составляем план работы по конструированию схем звуков. Демонстрация своих работ. На доске предметные картинки, изображающие бинокль и бочка. - Что изображено на картинках? Выполнение слого-звукового анализа слов бинокль и бочка.. - Выделите согласные звуки [б], [б,]. Игра: Волшебный сундучок. -Учитель достает картинки на которых изображены -береза, бабочка, барабан, белка, буратино, рыба, арбуз. Если в названии картинки услышите твердый звук б-хлопаете в ладоши, если мягкий- топаете ногами. Раз – подняться, подтянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на стульчик сесть опять. Работа в прописи. Письмо строчной буквы б под руководством учителя (прописи часть 3, стр.9). Пальчиковая гимнастика. Повторение правил посадки за столом во время письма. На что похожа буква б? Сравнение письменной и печатной буквы б. Запись строчной буквы б, слогов, слов, предложений с буквой б. Дыхательная гимнастика Упражнения «Колесо спустило», « Часы». Артикуляционная разминка Упражнения «Губы». Работа над дикцией Скороговорка: Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка была тупа губа. Работа по учебнику (с.91) -Прочитайте слоги. -В каких слогах звук [б,] мягкий, а в каких слогах [б] твёрдый? -Разделите слоги на две группы. -Прочитайте слова. Дидактическая игра «Составь слова» Детям предлагаются слоги, кто больше составит слов с данными слогами (бусы, банк, кубик, батон, банан колбаса, бюро, бисер, бинт). Работа с иллюстрацией, чтение стихотворения (учебник с.90). Чтение текстов с буквами Б, б по учебнику (с.90-91). Работа с текстом Выполнение движений под музыку. Картинный диктант. На экране по предметным картинкам (баран, барсук, балерина) выделить первый звук и дать ему характеристику. -Составить из пластилиновых знаков звуковую схему одного из этих слов на парте. Упражнения в звуковом анализе слов. Соотнести картинки и схемы слов Составить предложение с одним из слов Разгадывание ребуса ба н | Участие в ролевой игре «Теремок» Коллективная работа у доски Дети отвечают хором Ответы детей Попытки назвать тему урока. Определение целей урока Дети отвечают хором. Дети высказывают предположение: Звук б согласный, звонкий, может быть мягким и твёрдым. Индивидуальные ответы детей Творческая работа –конструирование слоговых схем звуков из пластилина Индивидуальные ответы детей. -Звуки [б] - твердый в словах бабочка, барабан, буратино, рыба, арбуз; в словах береза,белка звук [б,] мягкий. Индивидуальные ответы детей. Дети выполняют соответствующие движения. Дети называют правила, используя плакат на доске. Работа в тетрадях. Хоровые и индивидуальные ответы детей Коллективная работа Работа в парах Составление слов из слогов Дети составляют рассказ по рисунку , выразительно читают стихотворение, понимают смысл прочитанного, формулируют ответ на вопрос. Дают название рассказу – Бор. Коллективная работа Дети называют слова, в которых встретились звуки [б,],[б]. Задают вопросы по тексту. Дети выполняют движения. Индивидуальные ответы детей Составление схемы слова. Коллективно разгадывают ребус, характеризуют первый звук в слове-разгадке Баранка. | Личностные: перенос на свой жизненный опыт Познавательные: анализ ситуации; Регулятивные: умение работать по предложенному алгоритму Коммуникативные: слушать и понимать речь других; принимать позиции других людей Личностные: установка на здоровый образ жизни Личностные: -самостоятельное формулирование темы урока; -принятие целей урока Регулятивные: -умение работать по предложенному алгоритму Коммуникативные: -слушать и понимать речь других; -принимать позиции других людей Регулятивные: - умение работать по предложенному алгоритму Личностные: - самопроверка - развитие мелкой моторики - сотрудничество Коммуникативные: -хоровое произношение -работа в парах - творческая работа Личностные: -установка на здоровый образ жизни Личностные: -развитие мелкой моторики Коммуникативные: - хоровое произношение УУД:- слушать и понимать речь других -принимать позиции других людей - соблюдение логики изложения |
8 этап Итог урока РЕФЛЕКСИЯ. Цель: помочь осмыслить оценить личную деятельность ребенка. Вызвать положи тельные эмоции. | - Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока. - Что нового вы узнали? - Чему научились? Рефлексия. У каждого из вас на столе лежат лучики нашего Солнышка трёх цветов: жёлтый, красный, белый. Если вы считаете, что у вас на уроке все получилось, понравился урок, вы много узнали нового, цель, которую вы ставили перед собой, достигнута – прикрепите к Солнышку жёлтый лепесток, если считаете, что вам не всё удалось – красный, а если вы считаете, что вам ещё надо многому учиться -белый Давайте посмотрим, каких лучей у нашего Солнышка больше? Мне сегодня было очень приятно с вами работать, все вы очень старались, наше Солнышко радуется вам. (Включаю игрушку Солнышко, которое смеётся.) Спасибо вам за урок. | Ответы на вопросы, оценивание своей работы на уроке | Личностные: - самостоятельное определение качества своей работы на уроке; - принятие целей урока Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - принимать позиции других людей |
2.Тема: Заглавная буква Б.
Цель: Формирование навыка письма заглавной буквы «Б».
Задачи:
1. Образовательные:
- формировать навык каллиграфически правильного письма данной буквы;
- тренировать в списывании с печатного и рукописного текста;
2. Развивающие:
- развивать у детей умение наблюдать, делать выводы;
- развивать познавательный интерес путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
3. Воспитательные:
- воспитывать у учащихся положительное отношение к учебному труду;
- поддерживать желание учиться и делать новые открытия;
Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование: пропись №3 В.Г. Горецкий, Н. А. Федосова, иллюстрации с изображением Буратино, летающей тарелки, Солнца, Белки и Стрелки, планет Солнечной системы, книга о космосе, звезды со слогами, звезды желтого, зеленого и красного цвета для учеников, презентация (гимнастика для глаз «Космос»).
Структура урока:
I. Орг. момент.
II. Сообщение темы и постановка цели урока.
III. Работа по теме урока
Гимнастика для пальцев.
- Физминутка
- Гимнастика для глаз
- Физминутка
IV. Итог .
V. Рефлексия .
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания |
I. Организационный момент | - Прозвенел и смолк звонок. - Составьте слово из слогов узнаете, какой герой сказки к нам пришёл? - Что-то не идет к нам Буратино. Кто знает почему? - Правильно! Давайте исправим! Умеем ли писать заглавную букву? | Составляют слово буратино. Буратино – это имя пишется с заглавной буквы. Нет. | Иллюстрация с изображением Буратино. |
II. Сообщение темы и постановка цели урока | - Чему будем учиться? - Зачем она нам нужна? Мы ведь научились уже писать строчную букву б. Разве этого недостаточно? - Оказывается, Буратино тоже не умеет писать заглавную букву Б. Наша задача научить Буратино всему тому, что мы умеем и показать так, чтобы он тоже захотел учиться в школе. | Будем учиться писать заглавную букву Б. Нет. Так как имена пишутся заглавной буквы, начало предложения тоже, поэтому, чтобы писать грамотно, нужно уметь писать заглавные буквы. | |
III. Работа по теме урока | - Откройте прописи на с. 13. - Посмотрите из скольких элементов состоит заглавная буква Б? - Прочитайте буквы, которые написаны на доске. В, Е, З, С, П, Т - Назовите буквы, в которых есть полуовалы. - На какую заглавную букву похожа заглавная буква Б? - Второй элемент заглавной буквы Б, в каких буквах встречается? - Прежде, чем начнем писать, разомнем пальчики. Гимнастика для пальцев. - С какого элемента начнем писать? - Откуда начинаем писать первый элемент, куда ведем руку? Второй? - Посмотрите, какую книгу принес Буратино? - Да, Буратино увлекается космосом, космическими кораблями, он любит рассматривать звезды в телескоп. И сегодня он за то, что вы научите его всему, что умеете, приглашает в небольшое космическое путешествие. - А полетим мы не на обычной ракете, а на летающей тарелке! - Итак сели ровно, ножки вместе, правая рука на месте, левая рука на месте. Начинаем отсчет: 10, 9, 8, … - Взлетели! Тарелка летит необычно вверх по спирали, вот так. Попробуем показать на бумаге. Показ учителя. Пока мы с вами летим, попробуем написать заглавную букву Б. Показ на доске. Прописываем в воздухе. Пробуем в тетради. Анализ ошибок. Прописываем до конца. Подчеркиваем лучшую. Физминутка. «Космонавты» Будем очень мы стараться, (дети делают рывки согнутыми руками перед грудью) Дружно спортом заниматься: Бегать быстро, словно ветер, (Бегут на носочках) Плавать лучше всех на свете. (Делают гребки руками) Приседать и вновь вставать (Приседают) И гантели поднимать. (Выпрямляют согнутые руки вверх) Станем сильными, и завтра Всех возьмут нас в космонавты! (Руки на поясе) Пропишем слоги. Прочитайте слоги. - Какие соединения встречаются? Показ на доске. Пропись в тетради. - Посмотрите, что мы видим впереди? - Буратино недавно узнал, что звезда – это излучающий свет большой газовый шар. Ближайшей к Земле звездой является Солнце. - Составьте слова из слогов, которые написаны на звездах. - Ребята, помните, как зовут кота, который старался обмануть Буратино? - На нашем космическом корабле оказался кот. Но он не такой, а зовут его… Кто догадался? - Почему пишем с заглавной буквы? - Сколько слогов? - Какой первый слог? - Второй? - Поставьте ударение. - Пропишем это слово. Показ на доске. Пропись в тетрадях. Диктуем себе по слогам. - Проверяем. - Буратино недавно узнал, что первыми космонавтами были животные: собаки-космонавты – Белка и Стрелка. Запишем о них предложение: Белка и Стрелка – космонавты. Подчеркните заглавные буквы. Гимнастика для глаз. (презентация) - У Барсика есть друг. Имя его начинается на букву Б. Кто догадался, как его зовут? Допишем предложение. - Ребята, а вы знаете, сколько планет в нашей солнечной системе? - Их 8. Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. - Но жизнь существует только на планете Земля! Как прекрасна наша планета! Здесь и реки, и озера, и разнообразные растения и животные! - Предлагаю отправиться обратно! Физминутка. - Для того, чтобы вернуться обратно, необходимо ввести пароль в наш космический компьютер. - Составьте предложение. Реке, бобры, на. Допишите в прописях. - чтобы посадка была мягкой, введем ещё один пароль, но его нужно ввести письменными буквами. Один человек у доски, остальные в тетради. - Молодцы! Вот мы и на планете Земля! | Из двух. Похожа на заглавную букву В. Встречается в буквах П, Т. С первого. Обводят. О космосе. Прописывают узор. Нижние. Звезды. Составляют слова. Кот Базилио. Барсик. Это кличка животного. Два. Бар. Сик. Делят на слоги. Ставят ударение. Прописывают по слогам. Проверяют. Борис. Дописывают предложение. На реке бобры. Списывают предложение с печатного текста. | Учитель показывает книгу о космосе. Иллюстрация солнца. На доске звезды со слогами. Иллюстрация кота. Иллюстрация Белки и Стрелки. Иллюстрации планет. |
IV. Итог | - Какую букву учились писать? - Какие звуки обозначает буква б? - Что нового узнали? | Заглавную букву «Б». Обозначает согласные звуки [б], [б‘]. | |
V. Рефлексия | - Встаньте как человечки. Если вы сегодня справились с заданиями, поднимите руки вверх. Если, что-то не получилось нужна помощь – руки в стороны. Если совсем ничего не получилось – руки вниз. - Давайте прикрепим к доске звездочку того цвета, какое у вас настроение. Желтый – все отлично! Зеленый – как обычно. Красный – грустно. | Дети оценивают свою деятельность и свое эмоциональное состояние. | У каждого ребенка звезды желтого, красного, зеленого цвета. |
Предварительный просмотр:
Московский институт современного академического образования
Программа профессиональной переподготовки
Педагогика и методика начального образования в рамках реализации ФГОС
Дисциплина: Методика изучения языковой теории и правописания в начальной школе.
Практическое задание 3, модуль 3
Выполнил:
слушатель Макеева Н.А
Преподаватель:
Гладнева С.Г
г.Москва 2017г.
Задание 1.
Разработайте урок изучения грамматики
Тема урока: Правописание слов с сочетаниями ЖИ-ШИ.
Цель урока:
Систематизировать сведения по правописанию буквосочетаний ЖИ-ШИ
Развивать память, внимание, ассоциативное мышление, образную речь.
Дать ориентир на познавательный интерес и творческую активность. Воспитывать желание учиться и делать открытия ;воспитывать умение слушать других.
Необходимое оборудование:
Карточки со слогами;
плакат с правилом;
картинки ваз и цветов.
компьютер, проектор, экран
интернет-ресурсы(презентация к уроку), электронное приложение к учебнику русского языка ( "Школа России"), аудиозапись.
Организационный момент.
Ну – ка, проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
А ещё проверьте, дети
Есть линейка? Карандаш
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
(Проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой на урок).
Учитель: А зачем нам нужен порядок на рабочем месте? Зачем нужно правильно сидеть?
(Ответы учащихся).
Ход урока:
Учитель: Я хочу вам показать сегодня необычный цветок. Он похож на волшебный цветик-семицветик: у него 7 разноцветных лепестков. Кто из вас знает сказку про этот цветик-семицветик? Как звали девочку, у которой появился этот цветик?А какие слова произносила девочка Женя?
(Дети вспоминают сказку В. Катаева и называют имя героини сказки.
Вспоминают волшебные слова про цветик).
Учитель: КРАСНЫЙ: Определи тему урока.
( Работа в группах).
Для этого каждая группа прочитает слова на карточке, постарается найти лишнее слово и объяснить .
1 КРЫШИ, СТРИЖИ, КУЧА, ЕЖИ
2 ЖИЗНЬ, ЩАВЕЛЬ, КАМЫШИ, ЭТАЖИ
3.ГРУЩУ, ЖИВЁТ, ЖИРАФ, СНЕЖИНКИ
4. МАЛЫШИ, УЖИ, ОЧКИ, МОРЖИ
5. ЖИТЬ, МЫШИ, СОБАКА, МАШИНЫ
6. ШИЛО, ЖИРАФ, РАБОТА, ШИПОВНИК
Учитель: Молодцы! Значит написание каких орфограмм мы будем сегодня закреплять? Какова тема нашего урока?
( Учащиеся произносят тему урока).
Учитель: ОРАНЖЕВЫЙ: Минутка чистописания
Я тетрадь свою открою
И как надо положу
Я, друзья от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь
За работу я примусь.
Запишите число, классная работа.
Посмотрите внимательно на доску. Что вы видите? (буквы)
Назовите эти буквы:
Ж А И Ш У Ы
На какие две группы можно разделить эти буквы? (гласные и согласные)
Какое задание можно предложить, используя эти буквы? (составить слоги)
Девочки пишут слоги с буквой Ж, а мальчики с буквой Ш.
жа жу жи
ша шу ши
Что заметили?
Какая гласная оказалась лишней? Почему?
(Ответы учащихся- Буква ы лишняя, потому что жи и ши пишем с буквой и)
Учитель: ЖЁЛТЫЙ: Творческая работа в парах
А теперь давайте поработаем парами. Перед вами конвертики , в которых лежат слоги, ваша задача: составить слова из слогов.
МА | ЛЫ | ЖИ | ПРУ | НА | ШИ | НА | КА | ШИ | ЛЫ |
НИК | КРЫ | МЫ | ШИ | ПОВ | ШИ | ЖИ | МЫ | МА | ШИ |
Каждая пара при проверке называет 1 слово.
Учитель: Молодцы. А сейчас запишите в тетрадь 3 понравившиеся слова и подчеркните в них орфограмму.
(Из разрезанных слогов составляют слова, записывают по три слова, подчёркивают орфограмму).
Физкультминутка
Вы наверное устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Учитель: ЗЕЛЁНЫЙ: Задание на внимательность
Найдите и исправьте ошибки
Жизнь, грушы, пружына, шить, жыраф, ошыбка, вершина, чижы, моржи, крышы, камышы, этажи, снежынка, пушынка, лужи, ножы.
(По одному выходят к доске, исправляют ошибки).
Учитель: ГОЛУБОЙ: Дифференцированная работа. - Выберите задание, с которым вы справитесь. Работу выполняем в тетради .
1 вариант: Спишите слова, вставляя орфограммы.Подчеркните их.
Пруж..на, ош..бка, маш..на, кувш..н, ёж..к, ж..лище, нож..к.
2 вариант :Запишите словосочетания, изменяя по смыслу. Подчеркните орфограмму.
Прилетели(чиж), шуршат (мышь), играют(малыш), появились(лужа), зацвели (ландыш), ползут(уж).
3 вариант : Спишите текст ,определив границы предложения. Подчеркните орфограммы.
В саду зацвёл ш.повник будь осторожен на нём есть ш.пы осенью бабушка соберёт плоды ш.повника.
_ Как вы думаете, если среди слов с сочетаниями жи-ши , которые нельзя переносить?
-Объясните, какой знак вы поставили во 2 предл.
(Учащиеся выбирают задание и выполняют в тетрадях , подчёркивают орфограммы. Проверка на доске.
Дети называют слова.
Дети объясняют постановку выбранного знака препинания ).
Учитель: СИНИЙ Орфографическая пятиминутка
Ответьте на мой вопрос одним словом и его запишите
-КАК НАЗЫВАЕТСЯ АФРИКАНСКОЕ ЖИВОТНОЕ С ДЛИННОЙ ШЕЕЙ? (жираф)
-КАК НАЗЫВАЕТСЯ ДИКАЯ РОЗА? (шиповник)
-КАКОЙ ТЫ ЗНАЕШЬ СЪЕДОБНЫЙ ГРИБ С РЫЖЕЙ ШЛЯПКОЙ? (рыжик)
- КАКОЙ ИНСТРУМЕНТ ИСПОЛЬЗУЮТ, ЧТОБЫ ПРОКОЛОТЬ ОТВЕРСТИЕ? (шило)
_Маленькие, серенькие, с длинными хвостиками(мыши)
-Какую орфограмму мы подчеркнём в словах?объясните
- Как вы думаете на какие две группы можно разделить эти слова?
(Дети записывают слова и объясняют).
Учитель: ФИОЛЕТОВЫЙ: Собери предложения.
Вот остался последний лепесток. С какой целью использовала его девочка?
Ребята, помогите составить предложения из слов.
1) В, расцвели, лесу, ландыши, душистые. 2) Падают, неба, снежинки, с, пушистые. 3) С, и, жи, буквой, и, ши, пиши !
- Какое предложение не похоже на другие? Что напоминает это предложение?
(Из слов составляют предложения. А правило зачитывают).
Запишите правило в тетрадь.
Вот мы и повторили орфограмму жи-ши .
Ребята, если вы желаете, то можете на следующий урок принести загадки, в отгадках которых будут слова с ЖИ-ШИ.
А сейчас я хотела бы. чтобы вы оценили свою работу на уроке. Перед вами лежат маленькие цветики-семицветики и вазы зелёного, жёлтого и красного цвета. Приклёйте свой цветочек к зелёной вазе, если урок прошёл отлично и вы справились со всеми заданиями, к жёлтой, если у вас возникали небольшие трудности, к красной, если вам было скучно и ничего не получалось.
Я благодарю вас за урок, МОЛОДЦЫ!!
Задание 2. Конспект урока развития речи: работа над изложением .
Тема: Обучающее изложение «Утренние лучи» (По К. Д. Ушинскому)
Цель: развитие умения письменной речи – письменный пересказ прослушанного и зрительно воспринятого текста, включающего слова с изученными орфограммами .
Оборудование к уроку:
технические средства для демонстрации презентации;
модель солнышка и горной вершины, изображения четырех камней с записанными на них вопросами;
плакат с ключевыми словами;
карточки с текстом изложения (по количеству учащихся);
карточки разных цветов с тестами для работы в группах (по количеству учащихся);
таблица условных обозначений;
диск с мелодией для динамической паузы;
у обучающихся - разноцветные ручки.
1. Организационный момент и планирование деятельности учащимися с помощью учителя.
Придумано кем-то просто и мудро
С улыбкой здороваться: «Доброе утро!»
- Доброе утро! – солнцу и птицам.
- Доброе утро! – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
Доброе утро пусть длится до вечера!
- С предвкушения доброго дня, приятного общения друг с другом, успехов в совместной работе начнем наш трудовой день. С нами учиться пожелал новый необычный ученик. Кто это? (. Без крыльев летаю, без ног хожу, без огня горю.)
- Почему про солнышко сказано, что оно летает, ходит? ( Модель солнышка помещается на доске у основания нарисованной горной вершины.)
- Сегодня нам предстоит написать изложение. (. Обучающее изложение.)
- Что значит написать изложение? ( Написать изложение – это письменно пересказать текст, который услышали или прочитали сами.)
- Порассуждаем, в каких жизненных ситуациях может пригодиться вам умение письменно излагать услышанный или увиденный текст.
- Кто готов сформулировать цель нашей работы на этом уроке?
- В чем еще будем себя тренировать во время работы над изложением?
Дети озвучивают задачи, учитель делает пометки на доске с помощью набора условных знаков, принятых для работы на каждом уроке. Их найти можно в учебнике русского языка для 2 класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина) на стр.4-7). Таким образом, обучающиеся спланировали свою деятельность. Наглядный графический план – перед глазами, и к нему будем обращаться на протяжении всего урока, а в конце урока по нему же все вместе подведем итог.
2. Актуализация полученных ранее знаний о тексте.
- Загрустило наше солнышко у подножия горы, хочет подняться на вершину, огромные валуны преградили путь. Мы можем убрать их с пути, выполнив начертанные на обратной стороне валунов следующие задания. Что такое текст? Что такое тема текста? Что такое главная, основная мысль? Что такое ключевые, опорные слова? ( Солнышко перемещаем на вершину горы). - Молодцы! И пословица гласит: «Хорош тот, кто сам вверх шагает и другим помогает».
- Мы вспомнили, что ключевые (или опорные ) слова – это самые важные слова, основные для понимания содержания текста. Благодарное солнышко подготовило для нас опорные слова из текста нашего изложения. Прочитаем их и попытаемся предположить, о чем будет текст?
Вывешивается плакат с опорными словами.
Выплыло, стало рассыпать, жаворонок, выпорхнул, поднялся, побежал, добывать, захлопал, разбудил, зажужжала, выползла, полетела, собирать.
- Есть еще одна подсказка. Вот автор текста.
- Кто узнал писателя? О чем же писал Константин Дмитриевич Ушинский?
Дети читают на слайдах названия книг; одним предложением говорят, о чем она. В том случае, если книга ученику знакома, он встает. Этим компенсируется двигательный режим. - Проверим наши предположения.
4. Работа с текстом изложения.
Чтение текста учителем. Учитель наизусть читает текст:
Выплыло на небо солнышко. Стало рассыпать свои золотые лучи.
Первый луч попал в гнездо жаворонка. Он выпорхнул из гнезда, поднялся в небо и запел веселую песенку.
Второй луч попал на зайчика. Побежал зайчик добывать на завтрак росистой травки.
Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и разбудил кур. Стали они червяков искать.
Четвертый луч попал в улей. Зажужжала пчёлка. Она выползла из улья и полетела собирать медок с душистых цветов.
(По К. Ушинскому)
- Наши предположения оказались верными. Какие чувства пробудил текст?
– Какое явление природы наблюдал Константин Дмитриевич?
- Куда попал первый луч? Второй? Третий? Четвертый?
Самостоятельное чтение детьми и работа по выявлению признаков текста.
Текст изложения предложен детям на индивидуальных карточках. Дается установка на чтение - читать внимательно, т.к. предстоит работа по определению темы, цели, типа и стиля текста (эти четыре слова появляются на доске).
Работа в группах. У каждого ребенка на парте – карточка определенного цвета с тестом. Дети знакомятся с содержанием карточки. Затем по команде учителя организуются в группы для обсуждения проблемы, заданной тестом. Группы мобильные; дети собираются «в кучки» и работают стоя. (Помним, что очень важна смена поз во время работы учащихся с точки зрения охраны их здоровья.) Состав каждой группы определяется цветовой гаммой карточек. При подготовке к уроку учитель продумывает комплектацию групп с учетом уровня подготовки каждого ребенка. В каждую отдельно взятую группу входят учащиеся равные «по силам». Задания так же дифференцированы по сложности. Крайне важно, чтобы дети обо всем этом не догадывались.
Карточка розового цвета. Определи тему текста. А. Текст о жизни животных.
Б. Текст о любви автора к животным.
В. Текст об утренних лучах солнца.
Карточка зеленого цвета. Какова идея произведения?
А. Ранним утром животные приступают к работе.
Б. Всходит солнце, и просыпается все живое на земле (взаимосвязь явлений в природе).
В. Солнышко дает задания своим лучам.
Карточка голубого цвета. Назови тип речи текста
А.Текст -рассуждение.
Б.Текст-повествование.
В.Текст -описание.
Карточка сиреневого цвета. Определи стиль текста.
А. Художественный.
Б. Научный.
В.Разговорный.
Карточка серого цвета. Выбери наиболее точный заголовок для текста.
А. Животные просыпаются. Б.Солнышко выплыло на небо.
В.Утренние лучи.
После обсуждения в группах школьники садятся за парты, а представители от каждой группы поочередно дают аргументированные ответы на свои вопросы. Класс поправляет, дополняет. По ходу работы с экрана демонстрируются верные ответы .
Деление текста на части и составление плана самостоятельно с последующей проверкой.
- Просмотрите текст изложения еще раз. Сколько в нем частей?
- Почему вы так думаете? (Необходимо обратить внимание на то, что каждая часть начинается с красной строки.)
Учащиеся самостоятельно составляют план и сравнивают с планом на экране, который «записало солнышко»
Этот план остается на экране.
Пересказ текста по плану и опорным словам.
- Вернемся к опорным словам. Прочитайте их еще раз.
- Что заметили интересного? Какое слово можно назвать «лишним»? Почему? Что обозначают остальные слова? Почему так много в тексте слов, обозначающих действия предметов (глаголов)?
Игра «День – ночь». По команде «ночь», дети закрывают глаза. Учитель переворачивает на доске плакат другой стороной, где опорные слова уже сгруппированы в соответствии с частями текста, но преднамеренно допущены неточности. Звучит команда «день», и ребята отвечают на вопрос: «Что изменилось?» Затем уточняют ключевые слова для каждой из частей.
- Подберите синонимы к слову «выплыло».
- Почему автор использует выражение «выпорхнул из гнезда», а не «вылетел из гнезда», «поднялся с гнезда»? (Выражение легкости движения и одновременно стремительности, ведь жаворонок прячет свое гнездышко от посторонних наблюдателей.)
- Как это характеризует Константина Дмитриевича Ушинского? (Он – наблюдательный человек, знает и любит родную природу и ее явления. Ушинский прекрасно владеет русским языком, умело и точно использует слова в письменной речи…)
- Обратимся к тексту. В каких словах выражается любовь автора к родной природе?
- Ребята, мы постоянно «боремся» в своих сочинениях, изложениях с повторами. Обратите внимание – как начинается каждая часть текста у Константина Дмитриевича? Почему знаменитый писатель допускает в своем тексте один за другим сразу четыре повтора? (Этим автор передает пунктуальность в «работе» лучиков, подчеркивает, что их «работа» совершается по строгим законам природы…)
Учитель принимает все ответы детей, хвалит за активность и желание участвовать в дискуссии.
Пересказ текста по плану и ключевым словам в парах. А затем 1-2 ученика пересказывают весь текст у доски.
5. Орфографическая подготовка.
Дается задание самостоятельно найти и подчеркнуть в тексте на карточке ручками разных цветов слова с изученными орфограммами:
а) буквы безударных гласных в корне, проверяемые ударением (использовать, например, розовую пасту);
б) буквы парных по глухости – звонкости согласных (использовать синюю пасту);
в) разные орфограммы (использовать зеленую пасту).
Фронтальная проверка самостоятельной работы.
6. Хоровое орфографическое чтение текста изложения.
7. Написание изложения.
8. Самопроверка.
9. Итог урока, эмоциональная рефлексия.
Чтение 2 – 3 работ вслух. Учителем совместно с детьми дается краткая словесная оценка работ. Ученик получает за удачную работу на память от солнышка «фотографию». Такой же подарок учитель обещает остальным ребятам по результатам проверенных работ. Все вместе по плану анализируем результаты работы на уроке. Установка на успех. (Что у вас получалось особенно хорошо?) Дети рефлексируют, выбирая соответствующий значок-солнышко.
Предварительный просмотр:
Московский институт современного академического образования
Программа профессиональной переподготовки
Педагогика и методика начального образования в рамках реализации ФГОС
Дисциплина: Детская литература с практикумом по выразительному чтению с учетом требований ФГОС НОО
Практическое задание 1, модуль 1
Выполнил:
слушатель Макеева Н.А
Преподаватель:
Ледовская И. В
г.Москва 2017г.
Задание №1.
№ п/п | Формируемое умение | Задание | Название литературного произведения, при работе с которым можно применить данное задание | |
1. | Формировать умение сравнительного анализа текста. (Дать начальное представление о басне: наличие иносказания, морали; дать начальное представление о пословице как изречении, содержащем народную мудрость; подготовить учащихся к выразительному чтению басни; учить сравнивать сюжеты басен, персонажей басен, учить сравнивать смысл басен и пословиц; развитие речи, логического мышления, внимания; развитие умения работать с иллюстрацией к тексту. | Анализ басни " муравей и голубка" Рассмотри картинки и определи порядок событий. Мораль басни. Чтение новой басни " Лев и мышь". Разбор значение слов " отмаливать", " милость". Сравнительный анализ басен- общее и различие. Работа с пословицами, которые иллюстрируют данную мысль двух басен. | Басня Л.Н Толстой " Муравей и голубка" и " Лев и мышь". | |
2.... | Формирование критического мышления (отработка полноценного навыка чтения с присущими ему качествами – правильностью, беглостью, выразительностью и, главное, осознанностью, высоким уровнем понимания читаемого; развивать языковые способности ребёнка, его мыслительную и эмоциональную сферы, речевое общение, которое устанавливается между читателем и автором текста; развивать эстетическую функцию чтения, которая проявляется в том, что побуждает читателя воспринимать произведения как явления словесного искусства, возможно, наиболее трудного и сложного из всех видов искусства). | 1.Учащимся предлагаются пословицы для обсуждения в группах: Шило в мешке не утаишь. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Лучше синица в руках, чем журавль в небе. 2.Обсудить пословицы и решить, какая из них больше всего подходит к данному рассказу. 3.Составление синквейна со словами: ложь, правда, тайна. 4.Составление рассказов со словами: тайна, мама, Кремль, явное, нечестно, милиционер, окно, становится, каша на шляпе, дядя. 5.Метод. прием " чтение с остановкой"( а что было дальше?). 6.Выяснение значений непонятных значений слов для детей. 7.Найти главную мысль в тексте. | В.Ю Драгунский " Тайное становится явным". | |
3. | Работа над пониманием слов, словосочетаний, фразеологических оборотов | Найдите знакомые слова в новом, непривычном употреблении. | Стихотворения А.С Пушкина, Н.А Некрасова и др. | |
4. | Работа с заголовком | Предположите, о чем пойдет речь в тексте, имеющем следующий заголовок. Поставьте вопросы, на которые будут даны ответы в тексте. | Л.Степанова " В лесу". | |
5. | Нахождение в тексте главной мысли | Найдите в тексте слова, выражающие главную мысль, и объясните их значение | В.Осеева " Синие листья". | |
6. | Составление плана | 1) проведи диалог с текстом; 2) выдели существенные мысли; 3) выдели главную мысль; 4) раздели текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей; 5) озаглавь каждую часть. | Н.Носов " Живая шляпа". | |
7. |
| Чтение вслух по цепочки. Выборочное чтение. Ответы на вопросы. Пересказ текста. | Н.Носов " На горке". |
Предварительный просмотр:
Московский институт современного академического образования
Программа профессиональной переподготовки
Педагогика и методика начального образования в рамках реализации ФГОС
Дисциплина: Детская литература с практикумом по выразительному чтению с учетом требований ФГОС НОО
Практическое задание 2, модуль 2
Выполнил:
слушатель Макеева Н.А
Преподаватель:
Ледовская И. В
г.Москва 2017г.
Цели:
•Знать:
- категориальный аппарат детской литературы, активно использовать его в профессионально-педагогической деятельности;
- основные закономерности поэтики произведений детской литературы, методы, стили, бытующие в детской литературе;
- детскую литературу как вполне самостоятельное историко-литературное явление, отражающее общие тенденции развития отечественной и мировой культуры, литературы;
- основные этапы историко-литературного процесса формирования детской литературы и книги; разделы детской литературы и тематику детского чтения;
- книги и произведения ведущих писателей - русских, зарубежных; детскую периодическую печать.
•Уметь:
- демонстрировать на практике владение ключевыми литературно-критическими письменными жанрами: аннотация, рецензия, обзор детского литературного издания;
- самостоятельно, исходя из имеющихся теоретико-литературных знаний, анализировать произведения детской литературы разных видов и жанров;
- выразительно читать произведения (в том числе и незнакомые) после непродолжительной предварительной подготовки, следить за своей речью;
- подбирать материал по теме, составлять рекомендательный список книг, воспользовавшись общепринятыми средствами библиотечно-библиографической помощи;
- самостоятельно подготовить краткое сообщение о писателе, привлекая его книги и книги о нем, уметь составить книжную выставку - авторскую, тематическую.
Задание:
Изучите в документах «Литературное развитие младших школьников» и «О работе с художественным произведением» (см. Библиотеку) особенности деятельности учащихся, связанной с определением особенностей художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития событий, характеризовать героя произведения. На примере работы со сказкой А.Погорельского «Черная курица...» покажите реализацию этой деятельности.
Оформите свой ответ следующим образом:
№ п/п | Направления деятельности учащихся, формируемые умения | Содержание работы с худ. произведением (конкретные задания и речь учителя) |
1. | Знакомство с творчеством А. Погорельского и его произведением " Черная курица..." преследует цель- определить жанр произведения, выявить особенности этого жанра, проанализировать сказку, обучение приемам анализа характера главного героя, обогащение речи детей оценочной лексикой нравственного аспекта. | Дома вы прочитали сказку Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Она написана почти двести лет назад, но до сих пор ее с удовольствием читают дети, а родители находят, что в ней заключено очень много полезных мыслей. Постараемся и мы усвоить урок, который преподаст нам сказка. Перед вами хаотичное изложение основных событий сказки. Приведите их в порядок, используя нумерацию. При проверке цепочку событий проговаривайте. 1. Алеша проявляет необыкновенные способности. 2. Король награждает героя конопляным зернышком, обещая исполнить желание. 3. Алеша в подземном королевстве. 4.Спасение Чернушки. 5. Прощание с министром. 6. Предательство. 7. Жизнь Алеши в пансионате. 8. Болезнь и выздоровление. Упорядоченный ход событий. 1. Жизнь Алеши в пансионате. 2. Спасение Чернушки. 3. Алеша в подземном королевстве. 4. Король награждает героя конопляным зернышком, обещая исполнить желание. 5. Алеша проявляет необыкновенные способности. 6. Предательство. 7. Прощание с министром. 8. Болезнь и выздоровление. Беседа по вопросам: А) Прочитаем начало. Васильевский остров – район Петербурга. Линия – название каждой улицы на Васильевском острове. Пансион – школа с общежитием для учеников. Это все правда. А что же здесь сказочного: только «жил-был». Описание старого Петербурга. - Кто главный герой сказки? - Кто его родители? - Почему ему часто бывает скучно, грустно? - Что помогает Алеше? Что скрашивает его одиночество? Книги, рыцарские романы, волшебные повести Дырочки в заборе, а особенно куры, в частности Чернушка, черная, хохлатая курица. - Как Алеша спас курицу от неминуемой смерти? - Описание праздничного обеда Что вас поразило? Какие особенности жизни и быта связаны с ушедшей эпохой? Описание одежды и причесок Убранство стола, но Алеше все это неинтересно. Ему казалось, что черная курочка звала его человеческим голосом. Весь вечер просидел в классной комнате, а ночью… Б) Расскажите о путешествии Алеши с Чернушкой в подземное царство и об условии, которое ставит Чернушка: Быть скромным, иначе погубит и Чернушку, и всех подземных жителей. Скромность – умение хранить тайну. Алеша перед подземным королем. - Какое желание он просит исполнить? В чем неправ Алеша? Приносят ли ему радость успехи, к достижению которых он не прикладывает усилий? Он забыл о самом главном: все на свете дается человеку трудом. Вывод: Нужен труд, чтобы сделать одежду, приготовить пищу, построить дом, нужен труд, чтобы получить знания. Только те знания, которые даются трудом, остаются крепко в голове, только их никто не может отнять у человека, только они ему на пользу! Почему стал изменяться характер Алеши? Он становится плохим товарищем, капризничает, бездельничает, когда другие учатся. Он присваивает себе то, что ему не принадлежит. Все похвалы, успехи – не его, а волшебного семечка. Что случилось с Алешей, когда он потерял волшебное семечко? Он оказался в дураках. Нарушил ли Алеша условие, поставленное Черной курицей в начале сказки? Предал ли он подземных жителей? Да, иначе он ничего не мог объяснить учителю? Но когда он стал объяснять, ему все равно никто не поверил. Почему пострадал именно министр Черная Курица? Упрекает ли, обвиняет, ругает Алешу Черная курица? - Нет. Он плачет, прощает Алешу и уходит навсегда. Единственное, о чем просит, чтобы Алеша исправился и стал опять добрым мальчиком. - Как заканчивается сказка? Болезнью Алеши, выздоровлением, возвращением к жизни, к себе самому, прежнему. В чем мудрость этой сказки? Все достается только собственным трудом. Тогда это ценится, приносит счастье и радость. Какие законы волшебной сказки соблюдены здесь? Волшебный помощник – семечко, помощник даритель – Черная курица, подземное царство, жители. А какие не сказочные законы? Безделье, гордыня, предательство, мудрость Черной курицы в том, что он (министр) умеет быть благодарным, умеет прощать. И это для Алеши оказывается самым сильным и мудрым уроком. Работа над лексическим значением некоторых слов. Добродетель, предательство. В словаре В.И. Даля дается такое определение: добродетель – всякое похвальное качество души, деятельное стремление к добру, к избежанию зла. Мы сейчас выполним очень важную работу. Попробуем найти в тексте слова, которые помогут нам назвать, оценить, понять человека и его поступки. Сделать выводы и для себя. |
2.... |
Предварительный просмотр:
Московский институт современного академического образования
Программа профессиональной переподготовки
Педагогика и методика начального образования в рамках реализации ФГОС
Дисциплина: Детская литература с практикумом по выразительному чтению с учетом требований ФГОС НОО
Практическое задание 3, модуль 3
Выполнил:
слушатель Макеева Н.А
Преподаватель:
Ледовская И. В
г.Москва 2017г.
Цели:
•Знать:
- категориальный аппарат детской литературы, активно использовать его в профессионально-педагогической деятельности;
- основные закономерности поэтики произведений детской литературы, методы, стили, бытующие в детской литературе;
- детскую литературу как вполне самостоятельное историко-литературное явление, отражающее общие тенденции развития отечественной и мировой культуры, литературы;
- основные этапы историко-литературного процесса формирования детской литературы и книги; разделы детской литературы и тематику детского чтения;
- книги и произведения ведущих писателей - русских, зарубежных; детскую периодическую печать.
•Уметь:
- демонстрировать на практике владение ключевыми литературно-критическими письменными жанрами: аннотация, рецензия, обзор детского литературного издания;
- самостоятельно, исходя из имеющихся теоретико-литературных знаний, анализировать произведения детской литературы разных видов и жанров;
- выразительно читать произведения (в том числе и незнакомые) после непродолжительной предварительной подготовки, следить за своей речью;
- подбирать материал по теме, составлять рекомендательный список книг, воспользовавшись общепринятыми средствами библиотечно-библиографической помощи;
- самостоятельно подготовить краткое сообщение о писателе, привлекая его книги и книги о нем, уметь составить книжную выставку - авторскую, тематическую.
Задание:
Познакомьтесь с выступлением Л. А. Ломовой на курсах повышения квалификации по теме «Современные педагогические технологии обучения литературному чтению в начальной школе» (см. Библиотеку, документ «Соврем. техн. обуч. лит. чтению). Подумайте, какие методы и приемы может использовать учитель для организации работы с учащимися младших классов по изучению художественных произведений. Разработайте фрагмент занятия по литературному чтению для начальных классов, на котором будет организовано изучение учащимися произведений зарубежной литературы с использованием подобранных вами методов и приемов.
Изучение зарубежной литературы представляет собой обширный материал для духовного обогащения учащихся. Каждый век заново прочитывает, истолковывает, приспосабливает к своим потребностям литературную классику. Ее изучение в школе—нетленный источник познания, воспитания гражданских, нравственных и этических норм. Поэтому всячески следует приветствовать расширение школьных программ по русской литературе, а также дополнительное введение произведений зарубежных писателей.
Задача учителя — вернуть классической литературе ее юных читателей, воз будить на уроках литературы интерес именно к текстам произведений, чтобы они способствовали воспитанию учеников, чтобы слово писателя осталось в их памяти «а всю жизнь. Произведения зарубежных авторов оказываются в этом отношении в силу меньшей известности в наиболее выигрышном положении. Перед учителями-словесниками встает задача не только познакомить с ними учащихся; нужно извлечь из них все, что будет способствовать обогащению духовного мира детей и подростков, их знаний и речь. Поэтому предлагаются различные варианты работы над текстами: заучивание наизусть, литературные монтажы, словарные конкурсы, цитирование в расчете на свободную ориентацию в тексте, составление карточек, запоминание афоризмов и т. д.
Необходимо уделить внимание анализу произведений с точки зрения метода писателя. Вопросы, поставленные в ходе анализа, носят проблемный характер, направленный на понимание идейного содержания и художественного материала. В арсенале учителя представлены разнообразные методы ведения урока: лекция учителя, доклады учащихся, комментированное чтение, диспуты, беседа, инсценирование.
В младших классах основу анализа произведений зарубежных писателей составляют беседа и комментированное чтение. Поэтому лучшим вариантом, путь от анализа к тексту, а не от текста к анализу, так как это требует от учащихся уже выработанного литературоведческого подхода. В младших классах дети нередко из-за невысокой техники чтения не могут самостоятельно усвоить содержание не известных им книг. Поэтому сначала рекомендуется анализ идейно-тематического содержания произведения, а затем уже рассмотрение его художественных особенностей. От младших классов к старшим усложняется методика проведения уроков: от беседы после прочитанного в классе произведения к синтезу комментированного чтения и беседы по предварительно прочитанному учащимися тексту и, наконец, к лекций учителя, основанной на конкретном литературоведческом анализе.
Изучение зарубежной литературы в школе сопровождается различными письменными работами: изложением, сочинением-миниатюрой, написанием рецензий и статей в классные литературные газеты и т. п. Для развития воссоздающего воображения учащихся на уроках предлагаются всевозможные виды наглядных пособий и оборудования: рисунки детей, иллюстрации и картины художников, различные издания книг авторов, их портреты, записи, грамзаписи. Большое внимание уделяется словарной работе и методике ее проведения. После каждого заключительного урока по теме рекомендован словарь, из которого можно почерпнуть необходимый материал.
Изучение зарубежной литературы, способствует расширению и углублению гуманитарных знаний школьников, открывая перспективы более ясного представления о мировом процессе и роли в нем отечественной литературы.
В науке существует несколько методов: метод творческого чтения. Целью его является активизация художественного восприятия и в начале изучения произведения, и после анализа. Методические приемы, обеспечивающие реализацию метода творческого чтения: выразительное чтение, комментированное чтение, беседа, творческие задания по личным впечатлениям, постановка на уроке учебной проблемы. Виды учебной деятельности школьников: чтение, заучивание, слушание, составление планов, рассказывание, создание отзывов, рассматривание иллюстраций. В целом речь идет о первой ступени в логике познания литературы.
- Эвристический метод. Более углубленный анализ текста неизбежно связывается с и изучением элементов науки о литературе. Расширяется содержание изучаемого материала, идет поиск разрешения проблем. Данный метод чаще всего осуществляется в эвристической беседе. Приемы: построение логически четкой системы вопросов, что поможет осуществить самостоятельное добывание знаний, построение системы заданий по тексту, постановка проблем. Виды деятельности: подбор материала из художественного произведения, пересказ с элементами анализа текста, анализ эпизода, анализ образа-персонажа, составление плана к выступлению, к сочинению, постановка проблемы.
Исследовательский метод заключается в развитии умения самостоятельного анализа литературного произведения. Приемы: постановка проблемных вопросов, исследовательских заданий. Исследовательский метод имеет много обшего с эвристическим. Виды деятельности: самостоятельный анализ части и целого художественного произведения, сопоставление, оценка спектакля или кинофильма.
При репродуктивном методе учащиеся получают знания как бы в готовом виде, но не догматически. Развитию мысли учащихся способствует проблемное изложение материала. Важно не само по себе репродуцирование готового материала, но и обобщение, суммирование знаний. Виды деятельности: запись плана или конспекта лекции учителя, работа по учебнику, подготовка доклада по готовым материалам.
Урок внеклассного чтения после изучения темы Сказки Г. Х Андерсена. Тема: Путешествие к Андерсену.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Цели урока:
- Формировать умение давать полный связный ответ,
четко формулировать свою мысль. - Развивать умение мыслить логически,
анализировать, сравнивать, обобщать, делать
выводы; развивать творческие способности,
фантазию, воображение, память. - Воспитывать сознание ответственности за свои
поступки; мысль о могуществе добра, любви,
верности, силы дружбы.
Оформление:
- Стенд “Х.К. Андерсен и его герои”.
- Иллюстрации к сказкам Х. К. Андерсена.
- Выставка книг Х. К. Андерсена.
- Выставка рисунков детей к сказкам Х. К.
Андерсена. - “Добро побеждает зло”, “Сила любви”.
Приступая к изучению темы “Сказки Х.К.
Андерсена” учитель предупреждает детей о
предстоящей игре, дает опережающее задание:
перечитать наиболее известные сказки Андерсена,
подобрать эпизоды для инсценирования,
нарисовать иллюстрации к любимым сказкам,
сочинить стихи. Класс делится на несколько групп.
Остальное зависит от самих ребят: от знания ими
текста, от их находчивости и сообразительности.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Наверное, нет в мире человека, которому бы не
было известно имя замечательного датского
сказочника Х.К. Андерсена. Волшебный мир
андерсеновских сказок покорял и покоряет своей
добротой и поэтичностью.
“Там сверкали бенгальскими огнями стены
снежных дворцов, дикие лебеди летели над морем, в
котором, как лепестки цветов, отражались розовые
облака, и оловянные солдатики стояли на часах на
одной ноге, сжимая длинные ружья”. (К.Г.
Паустовский).
Сегодня у нас особенный урок: мы отправимся в
путешествие в Сказочную страну и встретимся с
героями Андерсена. Вам сегодня предстоит
доказать не только то, что вы любите сказки
Андерсена, но и то, что вы их хорошо знаете.
II. Итак, путешествие начинается.
- Поэтическая страница. В атмосферу
андерсеновских сказок нас перенесут наши поэты.
Они прочитают свои стихи - Театр сказок. А сейчас мы перелистаем сказки
Андерсена, и некоторые страницы их оживут. (Дети
показывают сценки из сказок “Гадкий утенок”,
“Свинопас”, “Снежная королева”, или другие по
выбору.)
III. Проблемные задания.
- Чтобы это значило. Группам даются предметы, они
должны ответить на вопрос:
Какую роль в повествовании играют эти предметы?
Как они повлияли на ход событий? (предметы:
Осколок зеркала, горошина, грецкий
орех).Обсуждение в группах. - Следующее задание – теоретическое. Нам сегодня
предстоит работать с нравственными понятиями,
поэтому вам такое задание.
Дать определение следующим понятиям:
сострадание, благодарность, самоотверженность.
Пояснить примерами из сказок. Работа в группах.
IV. Эвристическая беседа.
А теперь нам предстоит решить один вопрос.
Когда мы работали над темой “Маленькая девочка с
большим сердцем”, мы составили этот кластер.
(Один из учащихся отвечает по кластеру).
Маленькая хрупкая девочка преодолевает все
препятствия и добивается счастья. А силу ей дает
любовь. Мы с вами вывели тезис: “Добро побеждает
зло”. А всегда ли он верен? А как же Русалочка? Она
ведь погибла. Давайте вместе подумаем над этим
вопросом.
В ходе эвристической беседы дети должны прийти
к выводу, что добро побеждает. Русалочка погибла
не потому, что победило зло, а потому, что она не
может совершить зло ради своего спасения.
Русалочка жертвует собой ради любимого. Счастье
– в стремлении к добру, в самоотверженности ради
счастья принца!
Схема на доске:
Выводы:
Добро побеждает зло.
Любовь сильнее смерти.
Выбор между добром и злом человек делает сам.
Добро побуждает к действию, а слова так и
останутся словами.
Добро нужно делать своими руками!
V. Инверсия.
Дети получают задание составить кластер или
рисунок – схему на тему: “Чему учат сказки Х.К.
Андерсена”, в основе должен лежать один из
тезисов .
VI. Домашнее задание.
В сказках Андерсена живут разные вещи: фонарь,
игольное ушко, штопальная игла. Попробуйте и вы в
обыденной вещи увидеть сказку и записать ее.
VII. Дети в оценочном листе выставляют
оценки в соответствии с участием каждого ученика
в работе группы.
“Любовь побеждает зло”.