ПРОБЛЕМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Ириолова Алина Дмитриевна

В настоящее время в России происходят масштабные преобразования, затронувшие практически все области экономического развития государства. Направлены они на совершенствование различных отраслей промышленности, хозяйства, социальной сферы, приведение их в соответствие потребностям государства, общества, каждого гражданина нашей страны, а также на формирование активно развивающегося во всем мире рынка новых инновационных технологий.

Ни у кого сейчас не вызывает сомнений, что новый импульс должны получить восстановление, модернизация и дальнейшее эффективное использование научно-технического и интеллектуального потенциала России, широкомасштабные инвестиции не только в добывающую промышленность, но и в современные технологии, науку и образование. Это и есть наиболее актуальные сегодня задачи, эффективное решение которых будет способствовать скорейшему вхождению России в единое экономическое и образовательное пространство Европы и всего мира. В связи с этим новое тысячелетие ознаменовалось конструктивным началом: утверждением концепции модернизации российского образования. Стало очевидным, что обновлённое образование должно сыграть ключевую роль в обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества.

(Материалы статьи были опубликованы на сайте: http://econf.rae.ru/article/5608 в рамках III Всероссийской научно-практической Интернет-конференции «Инновационные направления в педагогическом образовании», 2010 г.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iriolova_a.d._problema_soversh.docx29.4 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

А. Д. Ириолова — к.ф.н., г. Краснодар

В настоящее время в России происходят масштабные преобразования, затронувшие практически все области экономического развития государства. Направлены они на совершенствование различных отраслей промышленности, хозяйства, социальной сферы, приведение их в соответствие потребностям государства, общества, каждого гражданина нашей страны, а также на формирование активно развивающегося во всем мире рынка новых инновационных технологий.

Ни у кого сейчас не вызывает сомнений, что новый импульс должны получить восстановление, модернизация и дальнейшее эффективное использование научно-технического и интеллектуального потенциала России, широкомасштабные инвестиции не только в добывающую промышленность, но и в современные технологии, науку и образование. Это и есть наиболее актуальные сегодня задачи, эффективное решение которых будет способствовать скорейшему вхождению России в единое экономическое и образовательное пространство Европы и всего мира. В связи с этим новое тысячелетие ознаменовалось конструктивным началом: утверждением концепции модернизации российского образования. Стало очевидным, что обновлённое образование должно сыграть ключевую роль в обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества.

Стержнем образовательной политики была признана стратегия на формирование интеллектуальной, высоконравственной, профессионально компетентной личности.

Проблемы и задачи высшего и послевузовского профессионального образования в стране стали определяться государственной политикой подготовки высококвалифицированных специалистов.

Подписание Болонской декларации и вхождение России в мировое образовательное пространство определили дальнейшую перспективу по реализации мероприятий, связанных с модернизацией российского образования. В связи с этим первостепенное значение приобрела проблема кадрового обеспечения системы российского образования, поскольку от ее решения зависят темпы преобразований во всех сферах деятельности страны. Профессиональная подготовка предстаёт как сложный комплексный процесс.

В эпоху гласности и демократизации, в новых экономических условиях российское общество предъявляет высокие требования к профессиональной компетентности любого специалиста, в том числе и преподавателя. В какой бы области знаний ни преподавал педагог, он должен быть эрудированным человеком, свободно ориентирующимся в быстро меняющемся информационном пространстве. И непременной составляющей его профессионализма является речь – интегративный показатель общей культуры человека. В процессе преподавания педагог, как коммуникативный лидер, организует обмен информацией, управляет познавательно-практической деятельностью, регулирует взаимоотношения между обучаемыми.

Образование, само являющееся феноменом культуры, не может состояться без опоры на культуру личности педагога. Именно учителю, преподавателю принадлежит важнейшая роль в развитии и совершенствовании речевой культуры общества. Исследуя проблемы нормализации языка, лингвисты отмечают уникальные возможности высшего учебного заведения, признавая его огромный потенциал в этом отношении. Вуз обладает способностью противостоять негативному влиянию окружающей речевой среды и приобщить студенчество к ценностям высокой культуры, включающим и литературный язык. В настоящее время эта задача чрезвычайно актуальна.

Владение профессионально грамотной речью является условием эффективности обучения и воспитания, а также обеспечивает выполнение педагогом такой важной социальной функции, как сохранение и развитие языка, посредством которого создаются ценностные ориентации студента. Вот почему для преподавателя принципиально важно свободное владение терминологией предмета.

Многие педагоги понимают важность и необходимость речевого самосовершенствования. Однако они не всегда придерживаются языковых норм, не исправляют ошибки студентов, а если исправляют, то эпизодически, нерегулярно. Однако общеизвестно, что педагогическая деятельность преподавателя имеет важную особенность: творческий педагог должен постоянно самосовершенствоваться.

В силу этого актуальной становится задача совершенствования речевой культуры преподавателя высшего учебного заведения.

Понятие «культура речи преподавателя» рассматривается с точки зрения педагогики (В.А. Кан-Калик, А.В. Фомин, Л.П. Якубинский); психологии (А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Н.В. Кузьмина, Н.Ф. Талызина); лингвистики (Н.С. Поспелов, В. Одинцов, О.А. Нечаева, Р.Л. Смулаковская, А. Стельмашук); методики (М.Р. Львов, Н.Г. Грудцына, Л.Е.Тумина, З.С. Смелкова, О.М. Казарцева). Выдвижение данной проблемы требует соотнесения понятия "профессиональная культура преподавателя" с такими наиболее значимыми категориями для современной системы образования, как общение, педагогическое общение, профессиональное мастерство. Современная теория качеств речи наиболее полно отражена в трудах Б.Н. Головина и существенно дополнения другими лингвистами.

Профессиональная культура включает владение специальными умениями и навыками профессиональной деятельности, культуру поведения, эмоциональную культуру, общую культуру речи и культуру профессионального общения [1]. Специальные навыки приобретаются в процессе профессиональной подготовки. Культура поведения формируется личностью в соответствии с этическими нормами общества. Эмоциональная культура включает умение регулировать свое психическое состояние, понимать эмоциональное состояние собеседника, управлять своими эмоциями, снимать волнение, преодолевать нерешительность, устанавливать эмоциональный контакт.

Культура профессиональной речи включает:

- владение терминологией специальности;

- умение строить выступление на профессиональную тему;

- умение организовать профессиональный диалог и управлять им;

- умение общаться с неспециалистами по вопросам профессиональной деятельности.

Умение контролировать эмоции, направлять диалог в соответствии с потребностями профессиональной деятельности, соблюдение этических норм и требований этикета составляют поведенческую компетенцию. Коммуникативное поведение подразумевает такую организацию речи и соответствующего ей речевого поведения, которые влияют на создание и поддержание эмоционально-психологической атмосферы общения с коллегами и учащимися.

Стратегия деятельности по совершенствованию профессионально-речевой культуры преподавателя будет эффективной, если используемые методы и формы работы будут способствовать овладению нормами литературного языка и формированию умения работать со справочной лингвистической литературой. Реализация данного подхода к совершенствованию профессионально-речевой культуры преподавателя требует отбора дидактического материала для практических работ с учетом наиболее типичных нарушений норм современного литературного языка, а также затруднений преподавателя в речевом оформлении высказываний.

Стихийный процесс совершенствования профессиональной речи преподавателя препятствует успешному решению задач повышения его общей культуры.

Совершенствование профессионально-речевой культуры преподавателя будет осуществляться более эффективно, если:

- разработано содержание профессионально-ориентированного курса, базирующегося на психолого-педагогических, лингвистических и методических основах речевой деятельности;

- определен подход к процессу совершенствования профессиональной речи преподавателя на основе выявления уровня его речевой культуры;

- реализуется профессионально-речевая модель преподавателя с учетом фонетических, лексических и грамматических норм современного русского литературного языка и особенностей конструирования связной речи;

- осуществляется широкое ознакомление с лингвистической справочной литературой;

- проводится многоаспектная работа над терминологией с учетом орфоэпических, акцентологических требований и норм словоупотребления;

- развивается интерес преподавателя к состоянию речевой атмосферы в учебном заведении.

Влияние языка на общество усиливается вместе с развитием самого общества – это влияние возрастает по мере развития производства, техники, науки, культуры и государства. Язык участвует в организации труда, в управлении общественным производством, деятельностью учреждении, в осуществлении процесса образования и воспитания членов общества, в развитии литературы и науки.

Общество влияет на язык, но и язык, в свою очередь, влияет на общество, участвуя в различных областях жизни и деятельности людей. Овладение искусством общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься, так как от уровня и качества его общения зависят успехи в личной, производственной и общественной сферах жизни.

Совершенствование уровня профессионально-речевой культуры – неотъемлемая составляющая работы квалифицированного специалиста. Каждый преподаватель должен постоянно обогащать свой словарь с помощью широкого ознакомления с лингвистической справочной литературой, уметь отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова и конструкции и постоянно контролировать свое речевое поведение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бенедиктова В.И. О деловой этике и этикете. - М.: Дрофа, 1994.

2. Лунева, Л.П. Совершенствование профессионально-речевой культуры преподавателя в

системе повышения квалификации: Дис. д-ра пед. наук. -Самара, 2004. – [Электронный

ресурс]. – (Рус.) – Режим доступа: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/111635.html