Урок русского языка по теме" Именительный и винительный падежи множественного числа имен прилагательных" для 4 класса

Балашова Маргарита валентиновна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Урок русского языка в 4 классе

3
4
2
7
5
6
1
3
4
2
7
5
6
1
П
Р
И
Л
А
Г
А
Т
Е
Л
Ь
Н
О
Е
3
4
2
7
К
5
6
1
П
Р
И
Л
А
Г
А
Т
Е
Л
Ь
Н
О
Е
К
О
Й
3
О
4
П
Р
2
Е
7
К
5
Д
6
1
П
Р
И
Л
А
Г
А
Т
Е
Л
Ь
Н
О
Е
К
Л
О
Е
Й
Н
И
Е
3
О
4
П
К
Р
А
2
Е
7
К
К
5
Д
6
1
П
Р
И
Л
А
Г
А
Т
Е
Л
Ь
Н
О
Е
Е
К
Л
О
Е
Й
Н
И
Е
3
О
4
П
К
Р
А
2
Е
7
К
К
5
Д
6
1
П
Р
И
Л
А
Г
А
Т
Е
Л
Ь
Н
О
Е
Е
К
Я
Л
О
Е
Й
Н
И
Е
3
О
4
П
К
Р
А
2
Е
7
К
К
5
Д
6
1
П
Р
И
Л
А
Г
А
Т
Е
Л
Ь
Н
О
Е
Е
К
Я
Л
Г
О
Е
О
Й
Н
И
Е
3
О
4
П
К
Р
А
2
Е
7
К
К
5
Д
6
И
1
П
Р
И
Л
А
Г
А
Т
Е
Л
Ь
Н
О
Е
Е
К
Я
Л
Г
О
Е
О
Й
Н
И
Е
Сн..ж..нка, х..лодный, п..крылис.., м..розный, м..тет, ни..кий, пуш..стый, д..кабр.., в..юга.
Снежинка, холодный, покрылись, морозный, метет, низкий, пушистый, декабрь, вьюга.
Холодный, низкий, пушистый, морозный.
Й
Снежинка, холодный, покрылись, морозный, метет, низкий, пушистый, декабрь, вьюга.
До самых бр..вей н..хлобучили зимние д..рев..я б..лоснежн…. шапки и надели пухов…. варе..ки.
До самых бровей нахлобучили зимние деревья белоснежные шапки и надели пуховые варежки.
И.п.какие?
В.п.какие?
И.п., В.п.какие?-ые, -ие
- ые, -ие
- ые, -ие
бел
ые
тонк
ие
березки
дорожныеморозныефевральскиезаячьиберезовыегородские
деревенскиекомнатныесегодняшниеяблочныемедленныерусские
И.п.какие?-ые, -ие
дорожных рабочихзаячьих детейгородских жителейдеревенских сторожейкомнатных животныхсегодняшних детейрусских людей
И.п.какие?-ые, -ие
В.п.какие?-ые, -ие
Каких?-ых, -их
I. Списать, определить падеж прилагательных В зимн…. сумерки с..ва выл..тает на охоту.На землю спустились зимн…. сумерки.Ле..к…. сн..жинки медл..нно опускались на крышидомов. На ле..к…. снежинки упал луч со..нца.II. Образовать словосочетания. Поставить ив в И.п. и В.п.Составить с ними предложения.Зима, туман; холод, солнце.III. Прилагательные употребить в прямом и переносномзначении, подобрав к ним соответствующие именасуществительные. Записать словосочетания в И.п. и В.п. исоставьте с ними предложения.Серебряные, свинцовые, тяжелые.
В зимние сумерки сова вылетает на охоту. На землю спустились зимние сумерки. Легкие снежинки медленно опускались на крыши домов. На легкие снежинки упал луч солнца.
Выписать однокоренные слова: Проплясали по снегам снежные метелиСнегири снеговикам песню просвистелиУ заснеженной реки, в снежном переулкеЗвонко носятся снежинки, режут снег снегурки.
Литература, интернет - ресурсы
Гараева Я.Ш. «Поурочные разработки по русскому языку» М.2008г.Ракитина М.Г.»Русский язык. Дидактический материал» М.2008г.Рамзаева Т.Г. «Русский язык» 4 класс М.2008г.Семенова Е.Е. «Занимательная грамматика» М. 1997г.снегирь http://klopik.com/uploads/posts/2010-12/1292870236_16008e56.jpgкормушка http://gonzoblog.ru/image.axd?picture=2011%2f1%2fsinichki_460.jpghttp://101dizain.ru/wp-content/uploads/2012/01/0_1b2f3_45ed6477_L.jpghttp://katyaburg.ru/sites/default/files/pictures/krasota_prirody/zima_priroda_zimoy_foto_11.jpghttp://katyaburg.ru/sites/default/files/pictures/krasota_prirody/zima_priroda_zimoy_foto_02.jphttp://romantic-online.com/uploads/users_images/1/354/493b8a2036a96.jp


Подписи к слайдам:

Урок русского языка в 4 классе

3
4
2
7
5
6
1
3
4
2
7
5
6
1
П
Р
И
Л
А
Г
А
Т
Е
Л
Ь
Н
О
Е
3
4
2
7
К
5
6
1
П
Р
И
Л
А
Г
А
Т
Е
Л
Ь
Н
О
Е
К
О
Й
3
О
4
П
Р
2
Е
7
К
5
Д
6
1
П
Р
И
Л
А
Г
А
Т
Е
Л
Ь
Н
О
Е
К
Л
О
Е
Й
Н
И
Е
3
О
4
П
К
Р
А
2
Е
7
К
К
5
Д
6
1
П
Р
И
Л
А
Г
А
Т
Е
Л
Ь
Н
О
Е
Е
К
Л
О
Е
Й
Н
И
Е
3
О
4
П
К
Р
А
2
Е
7
К
К
5
Д
6
1
П
Р
И
Л
А
Г
А
Т
Е
Л
Ь
Н
О
Е
Е
К
Я
Л
О
Е
Й
Н
И
Е
3
О
4
П
К
Р
А
2
Е
7
К
К
5
Д
6
1
П
Р
И
Л
А
Г
А
Т
Е
Л
Ь
Н
О
Е
Е
К
Я
Л
Г
О
Е
О
Й
Н
И
Е
3
О
4
П
К
Р
А
2
Е
7
К
К
5
Д
6
И
1
П
Р
И
Л
А
Г
А
Т
Е
Л
Ь
Н
О
Е
Е
К
Я
Л
Г
О
Е
О
Й
Н
И
Е
Сн..ж..нка, х..лодный, п..крылис.., м..розный, м..тет, ни..кий, пуш..стый, д..кабр.., в..юга.
Снежинка, холодный, покрылись, морозный, метет, низкий, пушистый, декабрь, вьюга.
Холодный, низкий, пушистый, морозный.
Й
Снежинка, холодный, покрылись, морозный, метет, низкий, пушистый, декабрь, вьюга.
До самых бр..вей н..хлобучили зимние д..рев..я б..лоснежн…. шапки и надели пухов…. варе..ки.
До самых бровей нахлобучили зимние деревья белоснежные шапки и надели пуховые варежки.
И.п.какие?
В.п.какие?
И.п., В.п.какие?-ые, -ие
- ые, -ие
- ые, -ие
бел
ые
тонк
ие
березки
дорожныеморозныефевральскиезаячьиберезовыегородские
деревенскиекомнатныесегодняшниеяблочныемедленныерусские
И.п.какие?-ые, -ие
дорожных рабочихзаячьих детейгородских жителейдеревенских сторожейкомнатных животныхсегодняшних детейрусских людей
И.п.какие?-ые, -ие
В.п.какие?-ые, -ие
Каких?-ых, -их
I. Списать, определить падеж прилагательных В зимн…. сумерки с..ва выл..тает на охоту.На землю спустились зимн…. сумерки.Ле..к…. сн..жинки медл..нно опускались на крышидомов. На ле..к…. снежинки упал луч со..нца.II. Образовать словосочетания. Поставить ив в И.п. и В.п.Составить с ними предложения.Зима, туман; холод, солнце.III. Прилагательные употребить в прямом и переносномзначении, подобрав к ним соответствующие именасуществительные. Записать словосочетания в И.п. и В.п. исоставьте с ними предложения.Серебряные, свинцовые, тяжелые.
В зимние сумерки сова вылетает на охоту. На землю спустились зимние сумерки. Легкие снежинки медленно опускались на крыши домов. На легкие снежинки упал луч солнца.
Выписать однокоренные слова: Проплясали по снегам снежные метелиСнегири снеговикам песню просвистелиУ заснеженной реки, в снежном переулкеЗвонко носятся снежинки, режут снег снегурки.
Литература, интернет - ресурсы
Гараева Я.Ш. «Поурочные разработки по русскому языку» М.2008г.Ракитина М.Г.»Русский язык. Дидактический материал» М.2008г.Рамзаева Т.Г. «Русский язык» 4 класс М.2008г.Семенова Е.Е. «Занимательная грамматика» М. 1997г.снегирь http://klopik.com/uploads/posts/2010-12/1292870236_16008e56.jpgкормушка http://gonzoblog.ru/image.axd?picture=2011%2f1%2fsinichki_460.jpghttp://101dizain.ru/wp-content/uploads/2012/01/0_1b2f3_45ed6477_L.jpghttp://katyaburg.ru/sites/default/files/pictures/krasota_prirody/zima_priroda_zimoy_foto_11.jpghttp://katyaburg.ru/sites/default/files/pictures/krasota_prirody/zima_priroda_zimoy_foto_02.jphttp://romantic-online.com/uploads/users_images/1/354/493b8a2036a96.jp


Предварительный просмотр:

Тема урока: Л.Н.Толстой «Котенок»

Цели урока: знакомство с произведением Л.Н.Толстого «Котёнок»;                                                                                                              развивать умение анализировать текст

 Продолжить знакомство учащихся с творчеством Л.Н. Толстого; познакомить с новым произведением «Котенок»; учить делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план для пересказа. характеризовать героев на основе анализа их поступков, авторского     отношения к ним;  соотносить смысл пословицы и прозаического произведения;

Задачи: организовать деятельность обучающихся по открытию нового знания  и его применению, вызвать интерес к занятию, придать ему проблемный характер, способствовать развитию умения анализировать текст, развитию познавательного интереса к процессу чтения, совершенствовать навык чтения, развивать речь, создать ситуацию успеха для каждого ребёнка, содействовать развитию умения выдвигать гипотезы, формулировать проблему, формировать способность к рефлексии, формировать навык самоконтроля.

Планируемые результаты.

Личностные:                                                                                             -  формирование положительных качеств к учению, чтению и познавательной деятельности;                                                                                                                                                                                                         -  формирование умения осознавать и определять свои эмоции, эмоции других людей, сопереживать;                                                                                                                                                                  -   оценивание жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:                                                                                                                - формирование умения самостоятельно формулировать тему и цели урока, планировать пути решения поставленной проблемы;                                                                                               - формировать умение оценивать свою работу на уроке.

Познавательные УУД:                                                                           - формирование критического мышления ;                                                                                                                             - формирование умения извлекать информацию, представленную в разных формах, строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:                                                                                                         - формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;                                                                                                                                                                                                                                                                    - овладение диалогической и монологической речью;                                                                                     - формирование умения задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.

Предметные:                                                                                                         - развитие уровня читательской компетенции, общего речевого развития            ( чтения вслух и про себя, элементарные приёмы анализа текста);                       -  использование разных видов чтения;                                                                                                                          -  умение осознанно воспринимать и оценивать содержание текста;                                        -  участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Оборудование:   мультимедийная презентация, выставка книг Л.Н.Толстого,  портрет писателя, толковый словарь, учебники   2  класса Л.Ф.Климановой «Литературное чтение», иллюстрации к рассказу, карточки для индивидуальной и групповой работы, аудиозапись рассказа, музыкальные файлы,  лепестки для цветка.                                                  

                                                   Ход урока

I . Мотивация  к учебной деятельности

Начинается урок с притчи.

Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. “О, мои подданные!” - обратился он к ним, - у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит её. Повёл он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. “Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем”. Одни придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть её. Один за другим отходили. Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул её и - о, чудо! - она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась.

Тогда падишах сказал: “Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы”.

-Как вы понимаете основную мысль текста? ( Надо видеть ,слышать и  верить в свои силы)

-Как она нам поможет на уроке?

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

1. Игра «Вспомни и ответь»

У меня в руках волшебный сундучок, в нём находятся вопросы для нашей игры.

1.Почему Филиппок не ходил с ребятами в школу?  (Он был еще мал)

2.Что нечаянно разбил  мальчик ?                                                                                        ( Дорогую чашку)

3. Куда Филипку очень хотелось попасть? (В школу)

4.Почему заплакали муж с женою, поглядев друг на друга?                                                                      (От стыда, что обидели старика)

5.  Почему Филиппок долго стоял на крыльце школы?

   ( Боялся учителя)

6.Зачем Миша мастерил лоханку для батюшки с матушкой?                                                                                                               ( Чтобы в старости их из неё кормить)

-Какие произведения мы вспомнили?                                                                           («Филипок», «Старый дед и внучек»,  «Правда всего дороже»)

У доски двое работают индивидуально:

1.) Соединить название произведения и пословицу, подходящую к ней.

Название произведения

Пословица, подходящая к ней.

«Как мужик убрал камень»

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

«Старый дед и внучек»

Грамоте учиться всегда пригодится; Ученье – путь к уменью.

«Лгун»

Веника не сломишь, а по прутику весь переломаешь.

«Отец и сыновья»

 И сила уму уступает.

Не надейся на силу, надейся на ум. Где сила не может, там ум поможет.

«Филипок»

 Раз солгал, а навек лгуном стал.

Контролирую выполнение задания, оцениваю.

2. Проверка домашнего задания по группам.                                                                                              

1 группа:

 Расположите пункты плана в нужной последовательности. Пересказать рассказ по плану.

План.

 Встреча с учителем.

 Филиппок решает  идти  в школу.

 По дороге в школу.

 «Я смышленый!..».

2 группа:

Составить 4 вопроса по прочитанному произведению.

3 группа:

Составьте  характеристику  человеческих качеств  Филипка. Выберите нужные слова. Подготовить рассказ.

 добрый                  целеустремлённый    уважительный              умный

 храбрый                   трусливый                 ласковый                   глупый

 трудолюбивый        смышлёный              стеснительный          робкий

 решительный           хвастливый               нерешительный       любознательный

Смелый (один отправился в школу), бесстрашный (не испугался собак)   робкий (смутился перед незнакомым человеком), любознательный и смышлёный (научился складывать буквы, когда брат читал), целеустремлённый (очень хотел учиться).

 Смелый, бесстрашный,  робкий, любознательный и смышлёный, целеустремлённый

4 группа: 

Составьте описание главного персонажа с помощью опорных слов.

 нищий

 рваное пальтишко

 большие лапти

 худые штаны

 нищенская сумка

 котомка

 посох

3. Работа в парах

На карточках  таблица, в левом столбике – заголовки рассказов, в правом  – главная мысль. Найдите соответствие между данными, укажите их с помощью стрелок.

     Заголовок

 Главная мысль

« Филипок»

Не лгать

«Старый дед и внучек»

Стремление учиться

«Правда всего дороже»

Уважать старших

Самопроверка по слайду:

     Заголовок

 Главная мысль

« Филипок»

Не лгать

«Старый дед и внучек»

Стремление учиться

«Правда всего дороже»

Уважать старших

Оцените свою работу.                                                                                                                   Если вы правильно выполнили задание  - поднимите карточку с  !,                                             если допустили ошибку – +,                                                                                                                                 если ничего не угадали – ?

- Л.Н.Толстой всегда стремился своим творчеством сделать людей  лучше, благороднее, честнее. Поэтому его рассказы являются поучительными. Во всех произведениях писателя есть моменты, которые заставляют нас задуматься над собственным поведением и поступками.

-Чему  же нас научили рассказы Л.Н.Толстого?

4.  «Назови лишнее»
«Старый дед и внучек», «Отец и сыновья», «Стрекоза  и муравей», « Как мужик убрал камень», «Филиппок», «Правда всего дороже»
(Автор всех произведений Лев Николаевич Толстой, а басню «Старик годовик» написал Иван Андреевич Крылов.)

5. Вспомним факты из биографии Л.Н.Толстого

Л.Н.Толстой  родился в 1828 году в имении  ……  Ясная Поляна.

Л.Н. Толстой открыл для детей … школу

Писатель написал  для детей  учебник… «Азбука»

Толстой  учил … детей бедняков

Он сочинял … для детей: р.., с.., б.., п.., п... . (произведения)                                         Полное собрание сочинений насчитывает …90 томов

6.Узнай героя

 – Из каких рассказов Л. Н. Толстого пришли к нам эти герои?

Костюшка, Миша, учитель, мужики, муж и жена.

III. Выявление места и причины затруднения

- У кого дома есть животные?

-  Какие?

- Как вы заботитесь о них?

- Почему вы заботитесь о животных?

- Почему люди называют животных своими друзьями?
- Объясните смысл пословицы:

Плохо без друга, но, если он есть, его надо беречь.
— Эта мысль, выраженная в пословице, рожденная народной мудростью, будет проходить через все рассказы, которые будем читать по теме.

 - Куда мы дальше попадём ,узнаете вы скоро.                                                                                         В известном мультике найдём помощника весёлого.                                                                ( Слушаем музыкальное произведение) 

- Что это за произведение?                                                                                                                  ( Это песня «Дождик босиком» из мультфильма  «День рождение кота Леопольда»)  

- О чём эта песня? Назовите её главные слова?                                                                          ( Если добрый ты – то всегда легко)

-  Почему именно эту песню я предложила вам послушать?                                       ( Она связана с темой нашего урока)

 -  Попробуйте определить тему нашего урока.                                                                     Отгадайте загадку:                                                                                                                                       Этот маленький ребёнок

Спит без простынь и пелёнок.

 А под серенькие ушки

Не кладут ему подушку.

У него четыре лапки.

На них – острые царапки.

Он гуляет без пальто.

И ботинки и сапожки

Не наденет ни за что.

 Это – вовсе не ребенок. Это – маленький …(котенок.)                                       (Будем читать рассказ о котёнке) (изображение котёнка)

- Подберите родственные слова к слову котёнок (Кот,котофей,кошечка, котик, кошка, кошачий)

Игра «Найди лишнее»

 Серый, белый, оранжевый, чёрный

 (После чтения учитель закрывает слова)

- Сколько слов было записано? Какое слово было первым? Последним?

- Какое слово лишнее? Почему? (Котёнок не может быть оранжевым)

- Подберите синоним к слову оранжевый, чтобы он мог обозначать цвет шерсти котёнка. (Рыжий)

Усы, лапы, рога, хвост, уши

-  Какое слово здесь будет лишнее? Почему?

 Лев Николаевич Толстой много лет тому назад написал интересный рассказ, который так и назвал «Котёнок». Сегодня мы познакомимся с этим рассказом Л.Н.Толстого «Котёнок».

- Попробуем  на основании названия произведения предположить ,                                            о чём это произведение?                                                                                                                            (Невозможно).

- Относится ли произведение «Котёнок» к группе ранее                                           названных поучительных рассказов, где героями были люди?                                      (Непонятно).

- Точно и однозначно пока ответить не можем. Надо прочитать.                                    -Какова цель нашего урока?                                                                                                     ( Узнать о чём это произведение, определить его главную мысль).  

- Какова тема нашего урока? Какие задачи мы поставим перед собой?

( Прочитать рассказ Льва Толстого, определить главных героев, понять содержание текста, определить идею произведения)

На доске открывается запись

Задачи урока

1. Прочитать рассказ Льва Толстого

2. Определить главных героев

3. Понять содержание текста

4. Определить идею произведения

Поставим цели:

Узнаем:…

Научимся:…

Будем учиться:…

Итак, сегодня мы познакомимся с былью Л. Толстого « Котенок», будем думать, размышлять и выразительно читать. Постараемся понять основную мысль текста, поделимся своими мыслями, чувствами о прочитанном произведении.

IV. Построение проекта выхода из затруднения

1.Работа со словарём.

- Что такое быль? Найдите определение в словаре Ожегова. (Быль – рассказ о действительном происшествии, в отличие от небылицы).

2.Работа с текстом.

1.) Ознакомительное чтение.                                                                                 ЭСТАФЕТА - начинает читать текст учитель, прочитав несколько строк, он передаёт эстафету ученику. Ученик, прочитав несколько предложений, называет имя следующего ученика, который продолжить чтение.

Цель: внимательно слушаем рассказ Льва Толстого «Котёнок» и после чтения постараемся назвать всех главных героев произведения.

2.) Словарная работа.

-Какие слова вам были непонятны?

 Работа в парах по карточкам

Объясните значение слов из рассказа «Котенок». Соедините линиями слово и значение.

Амбар

Очень быстро

Солома

Строение в виде сарая для хранения зерна, муки

Что было духу

Около

Подле

Полые стебли пшеницы, ржи после обмола

Прочь

В другую сторону

Амбар – - это строение в виде сарая, в котором хранили зерно, муку.

Подле – около, возле

Пустился что было духу - очень быстро

прочь – в другую сторону;                                                                                                      Солома - полые стебли злаков, остающихся после обмолота (картинка)                                                                                                                        

3.Проверка восприятия.

- Понравился ли вам рассказ?

-Какие чувства испытывали, когда читали рассказ?

- Кто  главные герои этого рассказа? (Главные герои: Вася, Катя, котёнок, собаки)

- За кого вы переживали?

 - Какой момент был самым напряжённым?

Физкультминутка

V. Реализация построенного проекта

 1. Повторное чтение

На нити сюжета будем завязывать узелки событий, где история завязалась - завязка, как она развивается, растёт, достигает вершины - кульминация, как развязалась - развязка.
На  экране: завязка - синий кружок, вершина, кульминация - красный кружок, развязка - зелёный.

2. Анализ литературного текста (с опорой на выборочное чтение)

-Как звали брата и сестру?

- Что случилось у Кати и Васи? ( завязка.)

- Когда у детей пропала кошка?

- Почему она пропала?

- Как вёл себя мальчик, когда обнаружил котят? (Был рад и удивлён)

- Подтвердите свой ответ словами текста.

- Сколько было котят?

-  Какого котёнка выбрали себе дети? Прочитайте.

- Как относились к нему ребята?

-Почему дети оставили котёнка на дороге? (собирали щавель).

-Какая беде грозила котёнку? (его окружили охотничьи собаки)

- Как котёнок оказался один на дороге?

- Какая опасность ему угрожала? Прочитайте.

- Каким показан котёнок? (Слабый, беззащитный, беспомощный, глупый)

- Какой самый напряженный момент в рассказе? Это вершина (кульминация)

- Как поступил Вася?(Он сумел преодолеть свой страх, бросился спасать котёнка

- Каким оказался Вася? (Смелый, решительный, находчивый, отчаянный, бесстрашный)

- Как вы думаете, боялся ли мальчик незнакомых охотничьих собак? (Боялся, но думал не о себе, а о маленьком, беззащитном котёнке)

- Кто отогнал собак?

- Как называется заключительная часть? (развязка)

- Как вела себя Катя? Можно ли осуждать девочку?  (Нет, все мы можем чего-то бояться)

- Рассмотрите иллюстрацию. Какой эпизод рассказа изобразил художник?

- Прочитайте отрывок. (Вася бросается спасать котёнка, видя, что приближаются голодные охотничьи собаки)

- Какими словами автор описал котёнка?  Как будем читать? (с любовью, ласково)

 -Как дети играли с котёнком? С какой интонацией будем читать? (радостно)

 - Любили ли они его? (приведи примеры из текста) 

3. Выявление нравственной проблемы произведения

Чтение пословицы, записанной на слайде

Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу ему идёт.

- Как понимаете смысл пословицы?

- Подходит ли она к нашему тексту? Почему? (Мальчик бросился спасать беззащитного котёнка, понимая, что собаки могут опередить его, что котёнок погибнет)

- Почему же котёнок оказался в опасности? (Дети забыли про него, оказались безответственными)

- Какой же вывод мы можем сделать? (Нужно быть внимательными и  ответственными за тех, кто слабее нас )

Выявление авторского отношения к герою и его поступку

- Как вы думаете, как сам автор относится к поступку своего героя? (….)

- Как вы думаете, могла ли эта история произойти на самом деле или она выдумана автором?

- Зачем Лев Николаевич Толстой рассказал нам эту историю? Какими мыслями он хотел поделиться с нами?

Выявление позиции учащихся к поступку героя

- А как бы вы поступили на месте Васи? Оцените его поступок

VI. Первичное закрепление во внешней речи

1. Фронтальная работа                                                                                     Составление описания Васи.

-Какие черты характера проявились в поступке мальчика?

(Решительность, смелость, находчивость, отчаянье, глупость, желание защитить беспомощного, ответственность)

-Что ты можешь сказать о Васе? Какой он?

2. Работа в парах.

На карточках слова:  тихий, добрый, красивый, храбрый, отзывчивый,глупый, отчаянный, мужественный, находчивый,  решительный, смелый, ответственный,

Выберите слова, которые характеризуют Васю.

Вывод: В трудную минуту не растерялся, а нашёл единственный выход из создавшегося положения - настоящий герой.

VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

1.Работа в группах.

1.) Составление плана произведения

- Перед вами план рассказа. Последовательность пунктов плана нарушена. Восстановите план, пронумеровав пункты плана цифрами. Выделить главную мысль, озаглавить.

План

Страшные собаки.

Дети нашли котят.

Вася спасает котёнка.

Дети забыли котёнка на дороге.

Кошка пропала.

Самый лучший котёнок.

Проверка выполнения задания по эталону на экране  (фронтально)

1 часть: Кошка пропала.

2 часть: Дети нашли котят.

3 часть: Самый лучший котенок.

4 часть: Дети забыли котенка на дороге

5 часть: Страшные собаки.

6 часть: Вася спасает котенка.

- У кого получился такой же план, как на слайде?

- Кто записал по – другому ?

2.)  Рассказ о кошках

Прочитать и приготовить ответы на вопросы

1 группа

Кошки появились около 40 млн. лет назад, Кошка живёт с человеком уже более 5 тысяч лет. Её родиной считается Африка. Оттуда она попала в Египет. В городах в то время было много мышей. Их ловили домашние ужи и ласки, но переловить всех не могли. Тогда кошка стала охранять собранный урожай от грызунов. Кошку объявили священным животным, в её честь устраивали праздники. При пожаре египтянин должен был спасти в первую очередь кошку. За убийство кошки полагалась смертная казнь.

- Откуда к нам пришли кошки ?                                                                                               – Как люди относились к ним?                                                        

2 группа

      На Руси кошка тоже пользовалась уважением народа. Например, в 16 веке она стоила столько, сколько стоила корова. Она считалась признаком домашнего уюта и благополучия. Считалось, что кошки приносят счастье и достаток, не зря при въезде в новый дом первой в него пускали кошку. Эти животные — единственные, которым дозволяется находиться в православных храмах, во многих старых церквях для них даже делали лазы. Долгое время на Руси кошки были очень дороги, поэтому позволить их себе мог далеко не каждый. В Казани было принято высаживать самых холеных котов в витринах купеческих лавок: упитанность животного должна была показать, что дела у его хозяина идут наилучшим образом. Именно казанские коты были привезены по указу императрицы Елизаветы Петровны в Петербург для охраны покоев от мышей и крыс. Их потомки до сих пор состоят на службе в Эрмитаже и берегут музейное имущество от грызунов.

- Как в России относились к кошкам ?                                                                                          – Признаком чего они являлись?

3 группа                                                                                                                                                                    На свете около 60 разных пород кошек.  Сейчас в мире 400 млн. кошек. Больше всего их в Австралии. Домашняя кошка – ласковое, милое, грациозное существо. Кошки – представители семейства кошачьих, в которое входят: львы, тигры, ягуары, леопарды, рыси, гепарды, барсы. Выведением новых пород домашних кошек человек занялся сравнительно недавно — около 150 лет назад. Теперь насчитывается более 100 пород кошек. Среди них наиболее известные длинношерстные — персидские, мейн-куны; короткошерстные — сиамские, британские; лысые кошки — сфинксы и другие.

- Сколько существует пород кошек?                                                                                              – Сколько сейчас в мире их?

4 группа

Кошачьи относятся к семейству млекопитающих, отряд хищных. У всех видов кошачьих голова небольшая, а туловище очень стройное, изящное. Ноги не высокие, но мощные. Когти полностью или частично втягиваются, только гепард не может втягивать. Хвост у большинства длинный, но у рыси короткий. Размеры кошачьих от маленьких (20 см в холке, например, домашние) до больших (120 см — тигр, лев). Из органов чувств лучше всего развиты: слух и зрение. Образ жизни в большей степени ночной и сумеречный. Пищей являются рыбы, птицы, пресмыкающиеся, млекопитающие, иногда насекомые. Большинство видов охотятся в одиночку (гепарды, тигры) или целым выводком (львы в прайде).

- К какому семейству относятся кошки?                                                                                                  – Какой образ жизни ведут кошки?

5 группа

У кошек 30 зубов, 24 усика. Живут они до 20 лет. У кошек на задних лапах по четыре пальца, а на передних — пять. У кошки на 24 кости больше, чем у человека, всего их скелет состоит из 230 костей.

У кошки очень тонкий слух. Она слышит даже малейший шорох. Но в то же время может не обратить внимание на громкую музыку. Они бесшумно ходят, хорошо лазают. Лучше, чем человек , различают запахи. У кошки рисунок поверхности носа уникален, как отпечаток пальца у людей. Кошка ничего не видит прямо у себя под носом. 

-Какие  они - домашние кошки?

6 группа                                                                                                                                                               У кошек есть свой язык, состоящий из 15 слов. Есть звуки, выражающие жалобу, просьбу, зов, удовольствие, вопрос. Кошки мяукают только для людей, друг с другом они никогда этого не делают.  У кошек отличная память.                                                                                                                 Одну кошку хозяин отправил на самолёте к своему другу. Новое место кошке не понравилось, и она 11 дней возвращалась на старое место. Пробежав 400 километров, израненная, исхудавшая она вернулась домой. Частота звука, при которой кошка мурлычет, обладает целебной пользой для вашего здоровья. Любой владелец кошки знает, что звук мурлыканья часто помогает растаять чувству напряжения и беспокойства. 60 метров — это расстояние, на которое могут видеть кошки. Кошки — очень ленивые млекопитающие. Их ежедневный сон составляет 16 часов в день.

   -Какие  они - домашние кошки?                                                                                                                                                                                    7 группа                                                                                                                    Любовь к кошкам во всем мире оказалась настолько велика, что их владельцы просто не могли обойтись без специального праздника для своих любимцев. В итоге каждый год 1 марта в очень многих странах мира отмечается Всемирный день кошек, который объединяет миллионы владельцев этих животных по всему миру. Традиция празднования этого дня возникла стихийно, и хотя до сих пор Всемирный праздник кошек нигде официально не утвержден, это не мешает любителям этих животных чествовать своих питомцев. Популярность праздника объясняется прежде всего тем, что кошки испокон веков были и остаются самыми популярными домашними животными во всем мире: около 80% всех жителей Земли держат домашнее животное, и более половины из них отдали свое предпочтение именно кошкам. 1 марта - в России отмечают День кошек. Праздник был провозглашен в честь поклонения русских людей этим животным и впервые состоялся в 2004 году по инициативе журнала «Кот и Пес» и Московского музея кошки.                                                                                                                                  – Что отмечают в России 1 марта?                                                                                                                    – Когда впервые стали отмечать День кошек?                                                       Проверка: устно отвечает один из группы

VIII. Включение в систему знаний и повторение                                                                                                  1. Игра «ДА - НЕТ»

А) герои были – брат и сестра,

Б) у кошки родилось 6 котят,

В) один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котенка,

Г) дети собирали щавель и не забывали про котенка,

Д) две собаки ухватили котенка и хотели с ним поиграть,

Е) Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них,

Ж) Вася упал животом на котенка и закрыл его от себя.

2.Распределить иллюстрации в правильном порядке.

3. Выбрать пословицу

Выбрать пословицу, которая наиболее точно отображает главную мысль рассказа.

*Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

*Друг познаётся в беде.

*Один в поле не воин.

*Совесть без зубов, а гложет.

*Мал телом, да велик делом.

*Дерево познаётся в плодах, а человек в делах.

4. Обобщающая беседа

- Что испытывала Катя, раз она испугалась, закричала  и убежала? (  Страх – это эмоция, включающая там, где отсутствует информация или её слишком мало. Это среднее , между тревогой и ужасом.)                                                                                                                                                

-  А Вася испытывал страх, ведь он тоже ребёнок ?                                                                                                                                             -  О чём думал он в момент опасности?                                                                                 - Если он бросился на спасение, значит он свой страх поборол ?                                                    -  Добро помогает побороть страх?

- А Вы испытывали страх в своей жизни? Вы побороли его в себе?

- А с вами могла произойти такая история?

- Зачем  Л.Н.Толстой рассказал нам эту историю?                                                             (Чтобы предотвратить беду, заботиться о своих питомцах)                                                                        - Можно ли отнести рассказ «Котёнок» к группе поучительных рассказов?      

- Как вы думаете,  что хотел сказать нам, читателям, Л. Н. Толстой своим рассказом?( Л. Н. Толстой хотел этим рассказом показать, что мы должны заботиться о своих домашних питомцах. И если не будем делать этого, то они погибнут)

IX. Рефлексия учебной деятельности

- Жизнь нам преподносит уроки, которые учат нас правильно                        вести себя в обществе, принимать решения. Читая произведения,                         вы тоже получаете уроки, которые пригодятся вам в вашей жизни.

«Мы в ответе за тех, кого приручили»  - сказал французский                                писатель А. Сент-Экзюпери в рассказе «Маленький принц» .                                                             Это и есть ваш урок на сегодня.

- А немецкий философ Артур   Шопенгауэр сказал  «Сострадание к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными»

- А Л.Н.Толстой говорил так, «Чтобы поверить в добро, надо начать                             его делать».

- Перед вами волшебный листок. Напишите на нем кратко, какое доброе дело вы совершили за свою жизнь, от которого Вам и окружающим Вас людям стало радостно.
-
Зачитывать мы не будем, кричать о своих добрых делах не стоит, потому что, как гласит английская пословица: «Кто добр поистине, добро творит в молчании».
Чтение наизусть учеником стихотворения

Всё мяукал котёнок во дворе под кустом,

Всё хотелось котёнку, чтоб позвал кто-то в дом.

Вдруг с куста одинокий прошуршал жёлтый лист,

Показалось котёнку, что позвали “кис-кис”.

Замяукал от счастья, он помчался на зов,

Только дверь оказалась заперта на засов.

- Какие чувства вызвало стихотворение?

- Чтобы такого не случилось, никогда не забывайте кормить, поить своего маленького друга, заботиться о нём. Пусть никогда не случится так, что наш друг потеряет кров над головой.

- Какие задачи мы ставили перед собой?                                                                 - Удалось ли нам их выполнить ? (Вернуться к задачам, записанным на доске и озвученным в начале урока)

- Оцените себя, закончив предложения:

Сегодня на  уроке:

Я узнал ….

Я похвалил бы себя за ….

Я сумел …

Мне понравилось…

Мне было трудно…

X. Домашнее задание (дифференцированное):                                                         опираясь на составленный вами план, подготовить подробный пересказ текста на  стр. 117-118,

по желанию  нарисовать свои иллюстрации к тексту,

 по желанию написать мини-сочинение о своем домашнем питомце.        

Рекомендация книг с произведениями Л. Толстого

Использованная литература:

https://pristor.ru/interesnye-fakty-o-koshkax-dlya-detej/

https://vsookoshkax.ru/istoriya/istoriya.htm

http://kot-i-koshka.ru/istoriya-koshek/

https://hystory.mediasole.ru/istoriya_poyavleniya_koshek_v_rossii

Поурочные разработки по литературному чтению для 2 класса к УМК Климановой Л.Ф. и др. / Автор Кутявина С.В. – М.: ВАКО, 2015.

Технологические карты уроков по литературному чтению для 2 класса по учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, Л.А. Виноградской, М.В. Бойкиной. II полугодие. / Автор-составитель И.В. Арнгольд. – Волгоград: Учитель, 2014.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                    лицей № 6 города Данкова

Внеклассное занятие                                                                 для учащихся начальной школы

Учитель начальных классов                                                                   Балашова Рита Валентиновна

                                           

                                             

Тема занятия: «Россия – Родина моя!»

Цели занятия: воспитывать чувство любви к Родине , уважение  к истории России.

Задачи занятия: помочь детям  осознать  себя гражданами России; воспитывать чувство гордости за свою страну; расширять знания учащихся об истории страны, воспитывать уважительное отношение к символам своего государства, к историческому наследию своего народа,  патриотические чувства.                                                                                                                     Будут сформированы УУД:

Личностные:                                                                                                        самоопределение в учебной деятельности и самополагание в ней, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.                                      Коммуникативные : умение работать в паре, осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом; уметь слушать и вступать в диалог, умение выражать свои мысли.                                                                                                            Регулятивные : контролировать свою работу  и своего товарища,  планировать работу в парах, учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности класса на уроке.

Познавательные: 

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;   выявлять и корректировать причины собственного затруднения.

Оборудование: изображения флага и герба России; текст и музыка гимна; пословицы о Родине; карта России; мультимедийная презентация; аудиозаписи песен «С чего начинается Родина?» музыка В. Баснера, слова  М. Матусовского; «Гимн Российской Федерации» музыка А. Александрова, слова С. Михалкова,  «Учил Суворов в лихих боях» (А Новиков- В Левашов), О.Газманов «Генералиссимус  Суворов», « Сердце Кутузова» ( музыка: М.Фрадкин слова: Е.Долматовский)
  Оформление: плакаты с высказываниями великих людей:

«Дым отечества сладок» (Гомер)

«Отрадно и почётно умереть за отечество» (Гораций)

«Самое лучшее предназначение есть защищать своё отечество» (Державин)

«Пасть за отечество – счастливая чреда:

Умерший доблестно бессмертен навсегда» (Корнель); флаг России, герб России, портреты А. Невского,Д.Донского, А.В.Суворова,М.И.Кутузова.

                                            Ход занятия                                                                                                               1. Вступительное слово учителя:

 «Жил Человек.  Захотелось ему взглянуть на белый свет, найти райскую страну, где всем живется весело и богато.

Отправился Он за тридевять земель. Прибыл в страну, о которой мечтал, и стал там жить.

Жилось ему там не хуже, чем в родных краях, а в чем-то может и лучше. Места там были красивые, хоромы прекрасные, одежды носил он царские, за столами сиживал богатыми… 

Но для счастья ему всегда чего-то не хватало.

Просила его душа о чем-то, но понять Он ее не мог и не знал, чего же ему не достает в тридевятом царстве.

Как-то лунной ночью не спалось ему, думы думались, ответы на вопросы все искались, да в душе своей разобраться хотелось.

Вдруг, слышит Он тихий, серебристый звук колокольчика. Прислушался.

- «Ба! Да, это ж не колокольчик! Это ж голос чей-то!» - осенило Его. Еще лучше стал вслушиваться в эти звуки:

- «Где родился – там сгодился», - пел тонкий серебристый голосок.

Задумался Человек над словами этой незатейливой песенки. И понял Он, что это его Земля родная к себе зовет, души предков о себе  напоминают.

Затосковал Человек по отчей земле, но бросить свой дом, хоромы прекрасные не мог.

А тоска все дольше и больше. Хоромы стали видеться не такими прекрасными, как самый малый дом в родной сторонушке; одежды не такие царские, как обычное рубище, что носил в родной сторонке; столы не такие богатые и не такие вкусные, какие были пироги в родном доме его…

Ничего не хотелось ему с тех пор, кроме родной земли, где могилка его матушки родимой и отца его, где растет рябинка им посаженная, где стоит дом, им построенный…
         Бросил Человек тридевятое царство богатое, страну эту райскую, и отправился туда, куда звала его душа, в родную сторонушку.

И зазвенели радостным звоном голоса в душе его, и Солнце ярко освещало его путь, и дорога, словно звала за собой, а сердце радостно билось, как птица, трепеща в груди его, словно предвкушая Счастье, которое не купишь ни за какие богатства мира.

Это был путь на Родину, дорога к себе самому!»

- Почему не остановили Человека ни богатство, ни красота, ни царские покои?                                                                                                                                   Уч-ся                                                                                                                                  Холмы, перелески, луга и поля — 
Родная, зелёная наша земля. 
Земля, где я сделал свой первый шажок,
Где вышел когда-то к  развилке дорог.
И понял, что это раздолье полей — 
Частица великой отчизны моей.

Самое дорогое, что  есть у человека – это Родина. Без Родины  жить человек не может. Это слово  знакомо нам с детства. Родиной человек называет  страну, в которой он родился и живет. В большой стране у каждого человека есть своя малая Родина – место, где он родился и вырос:  город, деревня, улица, дом .  Наша  Родина – это огромная страна, которая зовется Россией.                                                                                                                                                     - Как вы думаете, от какого слова произошло слово « Родина» ?                                   Слово Родина произошло от древнего слова «род»  - группа людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас с вами является потомком какого-либо старинного древнего рода. А само слово «род» обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящен богу Роду.

РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.

Уч-ся                                                                                                                                  Великую землю,                                                                                                           Любимую землю,

Где мы родились и живем,

 Мы Родиной светлой,

 Мы Родиной нашей,

 Мы Родиной милой зовем.

Исполняется песня  « С чего  начинается Родина ? »                                                         На свете много стран . У каждой есть свои границы ,своя территория , своя столица  . Россия — самая большая страна . Ни одно государство не имеет такой огромной территории и  длинной границы. Площадь нашей страны — 17 млн. кв. км. Население — около 130 млн. человек. Болee 140 народов живут на территории России. Границы России проходят и по суше и по воде. Соседи  России - 16 разных стран-государств ! Россия —  морская держава. Это — самая лесная страна в мире: половина всей ее огромной земли покрыта лесом. Несметные  богатства находятся в  ее природных кладовых .

Уч-ся                                                                                                                                           У каждого листочка, у каждого ручья

Есть главное на свете – есть Родина своя.

Для ивушки плакучей нет реченьки милей,

Для беленькой березки опушки нет родней.

Есть ветка у листочка, овражек у ручья.

У каждого на свете есть Родина своя.

Страну, где мы родились,

Где радостно живем,

Края свои родные Россией мы зовем.

Мы о России будем говорить

Да так, чтоб вслух стихи произносили!

Да так, чтоб захотелось повторить

Сильнее всех имен сказать - Россия!

За ясные зори, умытые росами,

За русское поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали – Россия.

- Что  объединяет нас всех, присутствующих в зале?                                                                      Все мы – граждане одной страны, россияне.                                                                                                                           В каждой стране есть   Государственные символы. Символы обращаются  к гражданам своей страны: вы не одиноки в этом мире, за вами – ваша страна.  У нашей  страны многовековая и славная история. Наши  предки под этими знамѐнами, гербами выстояли в самых тяжѐлых испытаниях. А раз выстояли предки, значит, и мы  выстоим.                                                                                                                      Уч-ся

Есть у нашей любимой Отчизны,                                                                                      У России, — начну я рассказ, —                                                                                                             Символы, отражение жизни                                                                                                       Тех, кто жил задолго до нас.

 Это герб, овеянный славой:                                                                                                                       Золотой орел на щите                                                                                                                          И копьем пораженный лукавый –                                                                                                            Нет врагов у России нигде!

 Это флаг, победа с которым                                                                                                    Неизменно всегда была.                                                                                                                 Это гимн, где каждое слово                                                                                                       Помнят люди. Любима страна! 

 Три полоски флага — это неспроста:
Белая полоска — мир и чистота,
Синяя полоска — это цвет небес,
Куполов нарядных, радости, чудес,
Красная полоска — подвиги солдат,
Что свою Отчизну от врагов хранят.
Он страны великой самый главный знак —
Доблестный трехцветный наш российский флаг!

На герб посмотрим: здесь орел,                                                                               Да не простой – двуглавый,                                                                                    Символизирует страну –                                                                                            Могучий, величавый.                                                                                                          В Европе с Азией страна                                                                                                    Раскинулась широко —                                                                                                              Меж океанов и морей,                                                                                                                  От запада к востоку.                                                                                                    Вот и взирает птица-царь                                                                                                    В две стороны внимательно:                                                                                                                                     В порядке ль все, не шел чтоб враг,                                                                                                 Следит он обязательно.                                                                                                        В руках держава, скипетр есть,                                                                                         Над главами – короны.                                                                                                     И всадник на коне верхом,                                                                                                                   И змей, копьем сраженный.

На гербе - Георгий Победоносец. Он  почитаем на Руси как герой и как святой покровитель воинов, защитников Отечества.                                                                 Герб и Флаг Российского государства овеяны славой сынов Отчизны. С флагом шли в бой, умирали, заслоняя грудью.

Что такое гимн вообще?                                                                                         Песня  главная в стране!                                                                                                      В гимне российском есть такие слова:                                                                                   «Россия – любимая наша страна».                                                                                         Россией гордимся, России верны,                                                                                                      И нету на  свете лучше страны.                                                                                            Слова написал те Сергей  Михалков,                                                                                Понятен и близок  нам смысл этих слов.                                                               А Александров ноты сложил,                                                                                                  Работу над гимном  так завершил.                                                                                  Гимн слушаем стоя и молча всегда:                                                                                                     Его нам включают в момент торжества!

У каждого народа есть свои герои. Славятся они не только смелостью, решительностью  и  силой. Герои подвиги совершают с чистым сердцем, на благо своего народа и Отечества. Оберегая свою землю от врагов  и в давние времена и в наше время, люди совершили много славных подвигов. Многие враги пытались  разорять Русь. Многие русские люди отдавали свою жизнь во имя защиты Родины.                                                                                                       - Как называют таких  людей, любящих свою страну?                                                                                 Уч-ся                                                                                                                                 Отечеству любимому                                                                                           Быть патриотом…                                                                                                                                                       Что же это значит?                                                                                                                                                    А это значит Родину любить,                                                                                                                                        А это честно, бескорыстно                                                                                                                             Отечеству служить .                                                                                                                            Любить его историю седую,                                                                                                                                  Святые лики русских матерей,                                                                                                                             Которые не раз в годину злую                                                                                                         В бой провожали собственных детей.                                                                             Учить детей гордиться своим родом                                                                                        И честь его блюсти и сохранять,                                                                                              Быть лучшей частью русского народа,                                                                                          Которую не смог никто подмять.

Отечество мое! Россия!                                                                                                                      В тебе дух старины живет.                                                                                                             И ни одна еще стихия                                                                                                              Не победила твой народ.

Много патриотов в России. Русь помнит своих защитников. Вспомним русских князей.                                                                                                                      Древнерусский князь  Александр Невский ( 1221 -1263г.) прославился победой над немецкими крестоносцами в знаменитом «Ледовом побоище» в 1242 году на льду Чудского озера. Ему принадлежат слова, которые живы  и в наши дни: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и падет». Велик его вклад и в строительство Российского государства.                                                                                                                Уч-ся                                                                                                                                          “ …Его власы до стройных плеч,                                                                                                                                            Как прядь златая, упадали,                                                                                                                                                       Уста любовию дышали                                                                                                                                                               И мудростью звучала речь.                                                                                                                                          Высокой доблестью украшен                                                                                                                                                          И сердцем истинный герой-                                                                                                                                                    Врагам средь битв был грозно страшен,                                                                               Вне битв – отрадой был святой.                                                                           Всегда в сознанье долга строгом,                                                                                              Он правду всей душою чтил                                                                                                      И чувства сердца разделил.                                                                                                И поднялись русские знамена,                                                                                            На которых лик сиял Христов,                                                                                             И мечи обрушились со звоном                                                                                              На обломки рыцарских щитов.                                                                                    Битва черной бурей разразилась,                                                                                         Поубавив неба синевы,                                                                                                             И горячей кровью обагрились                                                                                           Берега красавицы Невы.                                                                                            Князь воюет, не жалея жизни,                                                                                          Всей душой за Родину стоит,                                                                                                      И любовью пламенной к Отчизне                                                                             Сердце Александрово горит!                                                                                               О победе в этой славной битве                                                                                            Не устанут песни сочинять,                                                                                                    Ну а князя Невского в молитвах                                                                                               Просят Русь Святую охранять

Русский народ любил  князя, верил ему.  26 февраля 1547 года Александр Невский  был причислен к лику святых.  21 мая 1725 года был учреждён орден святого Александра Невского. В 1942 году был учреждён советский орден Александра Невского . Его вручали защитникам Родины,  особо отличившимся в боях с врагами. До конца войны орденом было награждено 40217 офицеров Советской Армии. В 1994 году мэрия Санкт-Петербурга приняла специальное решение об установлении ежегодного Дня памяти Святого благоверного князя Александра Невского 12 сентября. 

 Московский князь Дмитрий Донской(1350-1389) возглавил вооруженную борьбу русского народа против татарского войска и разгромил его 8 сентября 1380 года в Куликовской битве на реке Дон. За это он  был прозван Донским.      

Уч-ся                                                                                                                                  Как над полем Куликовым
Зори алые встают,
Как над полем Куликовым
Даже птицы не поют!
“Помоги, земля родная,
В тяжкой битве устоять,
За тебя мы все готовы
Свою кровушку отдать!”
Скачут брошенные кони,
Ветер гривы разметал...
Вся Россия стала полем,
Только месяц то видал.
С Дона весть летит стрелою:
Бьются русские мужи,
Чтоб над Русскою землёю
Чёрный ворон не кружил.
И земля как будто слышит,
Стала жаркой, как огонь:
То подземным жаром пышет,
То опутает травой.
Как над полем Куликовым
Зори алые встают,
Как над полем Куликовым
Птицы радостно поют,
Рано солнышко садится,
Вот уж звёздочки видны,
Долго бой кровавый длится,
Много силы у Орды.
Гонит матушка Россия
Заметавшихся врагов —
У неё довольно силы
Защитить своих сынов.
Что Россия победила
В страшной схватке на Дону,
У неё достанет силы
Дать всегда отпор врагу!                                                                                                

Как же закончить эту быль                                                                                                      О поле Куликовом?                                                                                                       Кому же славу нам пропеть?                                                                                                             Кого прославить словом?                                                                                                         Руси достойных сыновей –                                                                                                 Отчизны честь и силу,                                                                                                           И наших предков-москвичей                                                                                                    Меж ними много было.                                                                                                               А князя Дмитрия Донским                                                                                                           С тех пор прозвал народ                                                                                                                         И слава добрая за ним                                                                                                                                                До наших дней живет.

За особые заслуги перед Отечеством награждают Орденом за служение отечеству и Орденом преподобного Сергия Радонежского, Орденом Дмитрия Донского.

Прославлен,честью озарён.

Коварный враг безумный,дерзкий,

Не раз разбит и усмирён.

 «Не в силе Бог,а в правде!»-Помни!

Звучит призывом его речь.

Долг перед Родиной исполнен.

Непобедим наш русский меч!

 Путь его жизни прям и ясен:

За Русь,за святость алтарей,

И зло бежало восвояси

От рук его богатырей.

 Князь благоверный,грозный воин,

Правитель мудрый и святой,

Народной памяти достоин

За подвиг праведный земной.

Самый знаменитый полководец в российской истории- Александр Васильевич Суворов ( 1730-1800). Родился он в почтенной дворянской семье потомственных военных. Назван Александром в честь Александра Невского. Велики  заслуги великого полководца. Он выиграл более 60 сражений. Как отец заботился Александр Васильевич Суворов о солдатах .Он создал  для них практичную униформу, усовершенствовал устав и правила воспитания.

  Уч-ся                                                                                                                                         Суворов  чистою  любовью                                                                                                             К  своей  Отчизне  век  пылал,                                                                                                                 И, жертвуя  именьем, кровью                                                                                                             Её  врагов  он  поражал:                                                                                                                         Его  поляки  трепетали,                                                                                                         Французы  с  турками  дрожали.                                                                                                           Повсюду  завсегда  с  тобой                                                                                                             Любовь  к  Отчизне, россиянин,                                                                                                              А  с  нею, с  ней  велик  граждАнин,                                                                                                                   Ужасный  для  врагов  герой.    

    Песня «Учил Суворов в лихих боях»

Учил Суворов в лихих боях                                                                                         Держать во славе Российский флаг.                                                                   Отцом и братом Суворов был,                                                                          Сухарь последний с бойцом делил.                                                                                    В дыму походов, в огне боёв                                                                               Ковал победу, громил врагов.                                                                                   Он на Очаков, на Измаил,                                                                                Победно войско своё водил.                                                                               Учил Суворов: «Вперёд глядеть!                                                                         Уж если встали – стоять на смерть!»                                                            Суворов, братцы, пример для нас –                                                                      Он не терялся в тяжёлый час.                                                                                  За честь Отчизны я жизнь отдам,                                                                            Не дам в России гулять врагам.                                                                                 За честь Отчизны я постою,                                                                                         "В ученье трудно – легко в бою!" ...

 В дни тяжёлых боёв 1942 года , когда советские войска отходили к Дону и Волге, а осаждённый Севастополь был уже обречён, было принято решение об учреждении Ордена Суворова трёх степеней

Указ Президиума Верхнего Совета СССР от 29 июля 1942 года «Орденом Суворова награждаются Командиры Красной Армии за выдающиеся успехи в деле управления войсками, отличную организацию боевых операций и проявленные при этом решительность и настойчивость в их проведении, в результате чего была достигнута победа в боях за родину в Отечественной войне». Орденом Суворова 2-ой степени были награждены 23 человека. Орденом Суворова I степени в январе 1943 года было награждено 23 человека. В августе 1943 года были созданы Суворовские военные училища. 1 декабря 1943 года в девяти суворовских военных училищах начались занятия.

Песня «Генералиссимус Суворов»
Он Россию свою
В самом трудном бою
Был готов защищать.
Был он дерзок и смел,
Одного не умел:
Не умел, не умел отступать.
Припев
Генералиссимус Суворов
Солдату друг, солдату брат
Генералиссимус Суворов
Да что там Альпы,
Да что там горы,
С ним для солдата нет преград.
А солдат рядовой
Дорог был для него
И роднее всего.
И хотя был он строг,
Но солдата берег,
Потому и любили его.
Он Россию любил,
Он России служил,
Ростом мал, да удал.
И никто не забыл,
Как он брал Измаил,
Как геройски всегда воевал.

Русский полководец, государственный деятель и дипломат, генерал- фельдмаршал Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов (1745 - 1813). Ученик А.В.Суворова.  Участвовал в русско-турецкой войне, в русско-польской войне.  Во время Отечественной войны 1812 года был назначен  главнокомандующим русской армии .                                                                                      Уч-ся                                                                                                                                              Он родом из дворянского сословия,
Наш Светлый князь, герой лихой войны,
За множество побед плативший кровью,
Примером личным, храбростью души.

К великой цели шёл он без притворства,
Мечту из детства в сердце нёс своём,
Два слова чтил - прилежность и упорство,
Пытливый ум, был светом и плечом!

Проворством наделён с лихвой от Бога,
Мечом надежды  -  опыт боевой,
Победами украшена дорога,
А мужество - легендою живой!

Всех тягот и лишений дерзких воин,
Прошёл от адьютанта, до вершин,
Стал полководца имени достоин,
России сыном, верным до седин! 

Бой закалял в нём мужество и волю,
Был сдержан, осторожен и сметлив,
Россию - мать свою любил до боли!
Душой и сердцем щедр и красив.

Не счесть наград и подвигов нетленных,
Штурм Измаила, Битва Аустерлиц,
Бородино, турецкий гнев военный,
Наполеон, незыблемость границ!

Когда герои по земле ходили,
И умножали подвигами рать!
Святой пример бессмертием кропили,
А Родина могла спокойно спать!

Великий русский полководец проявил себя как стратег, как государственный деятель, возглавивший народную войну против иноземных захватчиков. За пятнадцать часов Бородинского сражения русская армия показала всему миру, на что способен русский народ, отстаивающий свою независимость.                                                                Где бы ты ни был, честный русский воин,                                                                                 Помни: о тебе гремит молва,                                                                                                               Будь всегда носить в себе достоин                                                                                     Гневный жар великого родства.                                                                                                    Бейся в схватках равных и неравных                                                                                         До конца! Плати врагу сполна,                                                                                                Помни, что ты правнук и праправнук                                                                                     Доблестных солдат Бородина.

     М.В. Кутузов – великий  герой своего народа. Люди  помнят и чтят  своих героев. В 1942 году учреждены первая и вторая степень ордена Кутузова . Третья степень ордена учреждена в 1943 году. « Орденом Кутузова награждаются командиры Красной Армии за хорошо разработанный и проведенный план операции - фронтовой, армейской или отдельного соединения, в результате чего противнику нанесено тяжелое поражение, а наши войска сохранили свою боеспособность» За годы ВОВ  войны  орден Кутузова 1 -й степени вручен 669 раз ,  Орден Кутузова 2-й степени -3325 раз,  Орден Кутузова 3-й степени -3328 раз.  Награждение орденом Кутузова производится Указом Президиума Верховного Совета СССР.

Исполнение песни « Сердце Кутузова»
Музыка: М.Фрадкин Слова: Е.Долматовский

Солдатский любимец, фельдмаршал Кутузов, 
В походе умирал... 
Спаситель Москвы, победитель французов 
Друзьям своим сказал: 

"С сынами России хочу я быть вместе, 
Победы делить и тревоги. 
На родине прах мой заройте, а сердце - 
У старой саксонской дороги!" 

На тех же равнинах пришлось нам сражаться, 
Был сорок пятый год. 
Танкисты Рыбалко у стен Бориславца, - 
Тяжелый бой идет. 

Разведчики вдруг на холме по соседству 
Увидели памятник строгий - 
Могилы друзей и Кутузова сердце 
У старой саксонской дороги. 

Давно заросли блиндажи и окопы, 
Атаки далеки. 
Для мира поставлены в центре Европы 
Советские полки! 

Достойно несут свою службу гвардейцы 
На западном дальнем пороге, 
И слышно, как бьется Кутузова сердце 
У старой саксонской дороги!


Любить Родину –  жить с ней единой жизнью. Радоваться, если у Родины праздник, и страдать, когда у  Родины  беда . Главное – беречь Родину. Давать отпор врагам, которые идут на нее с оружием. Для человека все  дорого на своей Родине:  её народ,  земля, прошлое, настоящее и будущее. Будущее Родины в наших с вами  руках. Помните всегда об этом.

Уч-ся                                                                                                                                      Нет края на свете красивей,                                                                                                                 Нет Родины в мире светлей!                                                                                                                                Россия, Россия, Россия, –                                                                                                            Что может быть сердцу милей?                                                                                                   Кто был тебе равен по силе?                                                                                                  Терпел пораженья любой!                                                                                                            Россия, Россия, Россия, –                                                                                                                      Мы в горе и счастье – с тобой!                                                                                                    Россия! Как Синюю птицу,                                                                                                                       Тебя бережём мы и чтим,                                                                                                                          А если нарушат границу,                                                                                                                        Мы грудью тебя защитим!                                                                                              И если бы нас вдруг спросили:                                                                                                                     "А чем дорога вам страна?"                                                                                                         – Да тем, что для всех нас Россия,                                                                                                    Как мама родная, – одна!

 Берегите Россию — нет России другой,

 Берегите её тишину и покой,

 Это небо и солнце, этот хлеб на столе

И родное оконце в позабытом селе.

Берегите Россию, без неё нам не жить.

 Берегите её, чтобы вечно ей быть.

 Нашей правдой и силой всею нашей судьбой                                                                                                        Берегите Россию – нет России другой.

Исполнение песни «Гляжу в озера синие»

Использованные литература  и Интернет-ресурсы

  1. .Валянский, С.И. Другая история Руси. От Европы до Монголии / С.И. Валянский, Д.В. Калюжный. - М.: Вече, 2001.-496с. - («Версия мировой истории»)
  2. Гумилев, Л.Н. От Руси к России /Л.Н. Гумилев. - М.: АСТ, 2003.-392,[8](Историческая библиотека).
  3. Голубева Т.С. Государственная символика России // Начальная школа, 2001, №7 
  4. Дегтярев, А.Я. От Калки до Угры: Научно - художественная  книга/ А.Я.Дегтярев, И.В. Дубов; рис., и оформление В. Бескаравайного. - Л.: Дет. лит., 1980. - 159с.: ил.
  5. Дик Н. Ф. Веселые классные часы во 2-3 классах – Ростов – на - Дону: «Феникс», 2003.
  6. Весь мир: Страны, Флаги, Гербы ( Энциклопедический справочник)- Мн., 1999. 
  7. Мамаев К. Флаги рассказывают.- Л., 1972.
  8.  Митяев, А.В. Веры Куликова поля: Рассказы /А.В. Митяев; художник Б.Кыштымов. - М.: Дет. лит., 1984. -319с.: ил.
  9. Митяев. А.В. Героические страницы истории Родины: IX-XVIIIвв.: кн. для чтения учащихся 5-8 кл./А.В. Митяев. - М.: Просвещение, 1991. - 303с.: ил.
  10. Приображенский, А.А. История Раскрывает тайны: Рассказы / А.А. Приображенский; худож. Г.Ордынский. - М.: Дет. лит., 1991. - 143с.: ил.
  11. Сценарии классных часов (часть 2-я) /М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. 

http://detskie-stihi.com/stihi-o-gosudarstvennom-flage-rossii/ http://mshishova.ru/stixi-o-gosudarstvennyx-simvolax-rossii/

https://infourok.ru/klassniy-chas-na-temu-dmitriy-donskoy-648976.html                                          https://open-lesson.net/2767/                                                                https://открытыйурок.рф/статьи/506986/                                                                 https://24smi.org/celebrity/4248-aleksandr-suvorov.              htmlwww.ru.wikipedia.org/wiki/ Кутузов_Михаил_Илларионович.

Людмила Лидер http://chto-takoe-lyubov.net/stixi-o-mixaile-kutuzove/ http://  http://schoolguide.ru/index.php/main.html



Предварительный просмотр:

Тема урока : Сложение и вычитание в пределах 10. Урок-сказка.

Цели урока: формирование вычислительных навыков, коррекция и тренинг изученных понятий

Будут сформированы УУД:

Личностные:                                                                                                        самоопределение в учебной деятельности и самополагание в ней, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.                                      Коммуникативные : умение работать в паре, осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом; уметь слушать и вступать в диалог, умение выражать свои мысли.                                                                                                            Регулятивные : контролировать свою работу  и своего товарища,  планировать работу в парах, учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности класса на уроке.

Познавательные: 

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;   выявлять и корректировать причины собственного затруднения.

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Оборудование: презентация, сигнальные карточки с цифрами, светофоры, карточки для работы в паре, группе, для индивидуальной работы.         

Ход урока

I. Мотивирование к учебной деятельности.                                                                      Для ребят звенит звонок,

Начинается урок.

Время даром не теряйте,

На вопросы отвечайте,

Дружно тему обсуждайте.

Не пройдёт ваш даром труд,

Знанья пользу принесут.

Будем мы считать, трудиться,                                                                                                                                                    Ведь заданья нелегки.                                                                                                                                                                                     Нам, друзья, нельзя лениться:                                                                                                                                                             Так как мы-  ученики.

II. Актуализация знаний.

Сегодня мы отправимся в удивительную страну, в которой, вы были  много раз и встречались с ее необыкновенными жителями.                    

 Есть на свете страна такая, 
Где всех приключений не счесть, 
Любят эту страну все дети, 
Волшебство и загадки там есть. 
Там зло с добром не уживаются, 
И побеждает там всегда добро. 
Как же эта страна называется? 
Догадались, надеюсь, давно? (СКАЗКА)                                                                              

Двери в эту страну закрыты на замок . Надо потрудиться, чтобы они раскрылись.                                                                                                                                  Устный счет .                                                                                                                                      1. Математический диктант. ( Двое учащихся работают на переносных досках, все в тетради)                                                                                                          Записать число, следующее при счете за числом 5;                                                                        предыдущее при счете числу 9;                                                                                                      следующее за числом 2;                                                                                                                       предыдущее числу 8;                                                                                                                                 соседей числа 3;                                                                                                                          увеличить 7 на 2;                                                                                                           уменьшить 8 на 3;                                                                                                                                             первое слагаемое 5, второе слагаемое 3, найти сумму.                                                                         Найти сумму чисел 4 и 3.                                                                                                                       К 6 прибавить 3.                                                                                                                                 10 – это 3 и сколько?                                                                                                                             Проверка: самопроверка по слайду.                                                                                 Отметка на волшебной линеечке самооценки.                                                                                                     2. Игра «Молчанка» ( Дети сигнализируют цифрами на веерах)                                                         Состав чисел.                                                                                                                                           9 –это 5 и ?;     9- это 1 и ? ;     9 –это 3 и ?;     9 – это 7 и ? .                                              10 –это 5 и ?; 10 –это 6 и ?;     10-это 2 и ?;     10 –это 9 и ?;   10-это 7 и ? Оцените свои ответы с помощью жестов.                                                             III. Самоопределение к деятельности. Постановка цели урока.                                                                          Замок мы открыли, но ворота раскрыть не дает камень. На камне задание. Решаем цепочкой и составим слово, расставив цифры в порядке убывания.

7+3

8-3

4+4

6-3

4-3

3+3

9-9

5-3

9-2

2+2

7+2

з

п

к

е

и

е

е

н

р

л

а

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

0

з

а

к

р

е

п

л

е

н

и

е

-Что получили?                                                                                                                      - Что означает это слово?                                                                                                                             - Что предстоит нам на уроке математики?                                                                                          - Чему мы будем учиться на уроке?                                                                                                - Чего нам надо достичь?                                                                                                                      В какую сказку мы отправимся, вы узнаете, отгадав загадку:

Он не низок, не высок,                                                                                                              В нем для всех есть уголок.                                                                                                    А медведю нет местечка                                                                                                                           Ни в прихожей, ни у печки,                                                                                                             В спальне тоже тесновато.                                                                                                                        Убирайся, косолапый!                                                                                                                                  Но на крышу он полез,                                                                                                            Задрожал зелёный лес.                                                                                                                               Все пустились наутёк,                                                                                                           Поломался… («Теремок»)                                                                                                         IV.Работа по теме урока.                                                                                                  1. Работа с геометрическим материалом.                                                                   Стоит в поле теремок. Интересно ,кто в нем живет? Вот торопится зверек, узнаете его?                                                                                                                                   Что за серенький зверёк,
Хвостик длинный, как шнурок,
Только кошку увидал,
Сразу в норку убежал ?
(Мышка)                                                                                                                                              -Какие слова сказала мышка? ( Ответы детей)                                                                                   Сказка у нас математическая , поэтому надо мышке потрудиться- выполнить задания. Мышке нужна помощь. Поможем ей?

Математика 1 класс задачи и примеры 1 четверть Петерсон_1_3.jpg

-Какая фигура лишняя?                                                                                                                                                         Разбить фигуры на два множества.                                                                                      Оцените , как вы поняли задание с помощью светофоров.(Зеленый –все понятно, желтый – понял, но есть неясности, красный –не понял ничего)                                                                                      Помогли Мышке. Стала она в теремке поживать. Немного погодя появилась гостья.                                                                                                                                      2. Самостоятельная работа по выбору.                                                                                                                                                        В болотах она всегда проживает,
И каждый ребенок по звуку узнает.
Может мушек разных съесть,
Назовет любой уж здесь.
Небольшая и зеленая она,
Прыгать любит уж всегда.
Дети мигом называют,
И загадку отгадают.
(Лягушка)   Лягушке нужно помочь.                                                                                                                        Выберите задание по силам . Сравните:

8*9               2* 6- 3            9-3* 5+1

6*3               8* 5+4        8-2*4+3                                                                                         10*9             4* 7-3             4+3* 5+3  

 Самопроверка по слайду.                                                                                  Самооценка по волшебной  линеечке.                                                                                                             Вот  мы и помогли Лягушке-квакушке поселиться в теремке.

Стали поживать в теремке мышка-норушка да лягушка-квакушка.                                        -Как они жили? (Дружно. Что значит дружно? )  Немного времени прошло, появился новый гость перед теремком.                                                                                                         3.Работа в парах                                                                          

Угадайте, что за шапка:

Меха целая охапка.

Шапка бегает в бору,

У стволов грызет кору.

(Заяц)                                                                                                                           Наш теремок свое дело хорошо знает. Решил он проверить способности Зайчика. Надо нам приниматься за дело- помогать Зайчику.  

Вставить в пустые окошки пропущенные числа ,вместо снежинок знаки действий:

8*3=5                 □-3=6

6*2=4                 8-□=5

4*3=7                 □+2=7                                                                                                  Проверка фронтальная. Оцените свою работу , нарисовав смайлик в нижнем правом углу карточки.

                                                                                               Зайчик предлагает вам отдохнуть.                                                                                   Физкультминутка.                                                                                                                Один, два, три, четыре, пять   (хлопаем в ладоши)
Вышел зайка погулять.            (ходьба на месте)
Один, два, три, четыре, пять  (хлопаем в ладоши)
Будем с зайкой мы играть.      (руками изображаем над головой уши зайца)
Один, два, три, четыре, пять  (хлопаем в ладоши)
Любит зайка поскакать.           (прыжки на месте)
Один, два, три, четыре, пять   (хлопаем в ладоши)
Хочет лапками стучать.           (стучим ладонями по коленям)
Один, два, три, четыре, пять   (хлопаем в ладоши)
Будем головой кивать.             (киваем головой)
Один, два, три, четыре, пять    (хлопаем в ладоши)
Всем пора нам отдыхать.          (садимся на корточки)                                                         Впустил теремок Зайку-попрыгайку , и стали звери жить не тужить. А тут и новый гость пришел.                                                                                     4.Работа в группах                                                                                                                         Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост — ее краса.
Этот зверь лесной — …                                                                                         Хитрая лиса и сама умеет неплохо считать, но и ей нужна помощь ребят. Самостоятельная работа в группах 

Составить из чисел 2,4, 6- равенства и неравенства                                                            2+4=6                             6+2 > 4                                                                                                 4+2=6                             6+4 > 2                                                                                                           6-2=4                              4 - 2< 6                                                                                                            6-4=2                                                                                                                                                    Проверка устно.                                                                                                        Самооценка светофором.                                                                                                                          Впустил теремок Лису . Стали звери жить-поживать. А к ним уже стучится новый гость.                                                                                                                                                    5. Устная работа с сигнальными карточками.                                                                                                                                               Предок всех собак, поверь,
Этот серый хищный зверь.
Знает в овцах, козах толк
Страшный, хитрый, лютый… 
(Волк)                                                                                                                                                    Волк всегда был слаб в математике. Он просит у вас помощи.

  Дарит бабушка-лисица

Трем внучатам рукавицы: —

Это вам на зиму, внуки,

Рукавичек; по две штуки.

Берегите, не теряйте,

Сколько всех, пересчитайте!

Как-то вечером к медведю

На пирог пришли соседи:

Еж, барсук, енот, косой,

Волк с плутовкою-лисой.

А медведь никак не мог

Разделить на всех пирог.

От труда медведь вспотел,

Он считать ведь не умел.

Помоги ему скорей,

Посчитай-ка всех зверей.                                                                                                                       Ежик по грибы пошел,

Восемь рыжиков нашел.

Шесть грибов в корзинку,

Остальных — на спинку.

Сколько рыжиков везешь

На своих иголках, еж?

Цапля по болоту шагала,

Лягушат себе искала.

Трое спрятались в траве,

Шесть — под кочкой.

Сколько лягушат осталось?

Только точно!

Стали они жить шестеро.                                                                                                                                                              6.  Разгадывание кроссворда.                                                                                                                                                  В чаще он лесной живет,                                                                                         Сладкоежкою слывет.                                                                                                         Летом ест малину, мёд,                                                                                                     Лапу зиму всю сосёт.                                                                                                            Может громко зареветь,                                                                                                                             А зовут его…
Шел недалеко Медведь, услышал песни и постучал в теремок. Звери его пригласили. Он полез в теремок и развалил его.                        

Но друзья не стали унывать.

- Как вы, ребята, думаете, что стали делать друзья?                                                                                                   Друзья стали строить новый дом. Медведь им помогает.                                                                   Плакат-аппликация «Дом»

  • Из каких геометрических фигур состоит дом?
  • Чего в нем больше – четырехугольников или треугольников?
  • Из каких геометрических фигур состоит забор?
  • Каких геометрических фигур нет на плакате?

с

у

м

м

а

с

л

а

г

а

е

м

о

е

б

о

л

ь

ш

е

н

о

л

ь

д

е

в

я

т

ь

д

е

ц

и

м

е

т

р

в

ы

ч

и

т

а

е

м

о

е

1

2

3

4

5

6

7

 1. Результат сложения.                                                                                                                                           2. Число при сложении.                                                                                                                                             3. Знак сравнения                                                                                                                                                  4. Число, которое ничего не обозначает.                                                                                                            5. Самое большое однозначное число.                                                                                                                                         6. Десять сантиметров.                                                                                                                                                7. Число, которое вычитают.

Звери оценили вашу помощь.

Я вам тоже хочу сказать за такое удивительное общение спасибо. Спасибо что вы дружно помогали друг другу и героям сказки. Но помните:

В мире много сказок грустных и смешных

Нам нельзя без дружбы.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло.

Пусть добро навеки побеждает зло!

V.Итог урока                                                                                                                        

Соберем в волшебный мешочек что было интересного на уроке.

VI.Рефлексия

Закончи предложение:                                                                                                        Сегодня мне удалось…                                                                                                                 Я научился…                                                                                                                             Было трудно…

Использованная литература:

 https://po-ymy.ru/zagadki-iz-russkix-narodnyx-skazok.html http://1.vospitately.ru/publikacii-vospitateley/noyabr/no-1425-est-na-svete-strana-takaya-puteshestvie-po-skazkam/ 

https://po-ymy.ru/veselye-zagadki-pro-medvedya-opasnogo-lesnogo-xishhnika.html