Урок русского языка в 5 классе "Правописание И-Ы после Ц"

Урок русского языка в 5 классе с использованием интерактивной доски.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_i-y_posle_c.docx25.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. Буквы  И– Ы  после Ц.

Цель урока. Познакомить с новым опознавательным признаком – наличием звука Ц перед гласным, с правописанием  Ы –И после Ц; развивать внимание, память, умение сравнивать, обобщать, воспитывать интерес к урокам русского языка.

 Оборудование:   карточки, компьютер, электронная доска

                                                            Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас и наших гостей в этот  зимний морозный день. Я надеюсь на сотрудничество, взаимопонимание. И тогда у нас все получится. Займите свои рабочие места.

Итак, начнем урок с фонетической зарядки.

  1. Работа над темой урока.
  1. Фонетическая зарядка. (Слайд 1)

Отгадайте звук по «паспорту»: [?]- согласный глухой непарный, твердый непарный. [ц]

Этот звук особый, он будет сегодня гостем нашего урока.

  1. Проблемная ситуация.

- Произнесите слова вслух и определите, какой звук вы слышите после твердого Ц? [цы]    Слайд 2

Ц…рк

Улиц…

Ц…пленок

Акац…я

-   Посмотрите, какие буквы пишутся в наших словах. Спишите.  

 – Почему же так? Наша задача –разобраться , когда после ц нужно писать Ы, а когда—И .

- Помогите мне сформулировать тему нашего урока?  Слайд 3

Слайд 4  Правописание ы-и после ц 

 Чтобы узнать, когда после Ц пишется Ы, а когда – И, отправимся на веселый урок. (Звенит звонок) песня из радионяни

  1. Заглянем в учебник. Изучите параграф 43 на стр. 54  
  2. Проверим, как вы усвоили материал учебника (Сценка) (Слайд 5 – схема)

Учитель.      - По правилам грамматики в именах существительных после Ц  пишется И…  Кроме тех случаев, когда пишется Ы. Первое: в окончаниях слов. Например: синицы, птицы, молодцы.

Ученик.           - И огурцы!

Учитель.      - Верно, везде Ы, потому что это окончания слов. Второй случай, когда пишется Ы – в суффиксе ЫН. Например: сестрицын, курицын.

Ученик.      - Значит, и цыпленок через Ы?

Учитель.      -Почему?

Ученик.      -Потому что цыпленок – курицын сын.

Учитель.      - Цыпленок действительно пишется через Ы, но совсем не потому. Просто цыпленок одно из пяти слов, которые надо запомнить. Посмотрите на слова – исключения.

                  Цыган на цыпочках цыкнул цыпленку: «Цыц»!

  1. Я.       Во всех этих словах пишется: Ы после Ц. Запомнили?

А чтобы вы не забыли, я прочитаю вам ещё одно стихотворение, в которое входят все эти слова.  (На слайде 6 появляются слова)

Цыган цыплёнка увидал,

Заиграл на скрипочке,

А цыплёнок услыхал—

Станцевал на цыпочках.

Цыц, ребята, не шуметь,

А то цыган собьётся,

Перестанет скрипка петь,

Наш урок сорвётся.

 Или запомнить фразу, которую вы видите на слайде

Цыган на цыпочках цыкнул цыпленку: «Цыц»!

 – Ну что, цыплята, вам всё понятно?( Да

       

  1. Итак, диктант в стихах. Приготовьтесь писать и будьте внимательны: в диктанте много слов с буквой ц, и вы должны определить, что писать цы или ци. Готовы?  

Цыплёнок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал,

И цифр он знал немало.

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы

И только одного не знал,

Где пишут ЦИ, где ЦЫ.

- А теперь проверим, правильно ли вы записали слова из диктанта, при этом немного отдохнем. Встаньте.

Звучит музыка.

Я читаю еще раз стихотворение, а вы, если слышите слово с Ы после Ц – делаете хлопок над головой, если слышите слово с И после Ц – приседаете.

Цыплёнок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал,

И цифр он знал немало.

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы

И только одного не знал,

Где пишут ЦИ, где ЦЫ.

  1. Закрепление.
  1. Осложнённое списывание. ( записать на электронной доске). Слайд 7 

Отгадайте загадки Олейникова Ира

Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, обозначьте морфему, в которой пропущена орфограмма.  Один у доски- Олейникова

Сели птиц.. на страниц..

знают быль и  небылиц... (буквы)

Поселились мудрец..      (Свист Наташа)

в застеклённые  дворцы... (глаза)

- Какой вывод мы можем сделать?

( В окончаниях существительных множественного числа после Ц пишется буква Ы).

2. Творческий диктант.

Узнайте слово по лексическому значению. Бакусев работает  у доски (Слайд 8)

Ревкат, прочитай значение слова и запиши слово с И-Ы после Ц. Ребята, вы записываете только одно слово.

  1. Точная выдержка из произведения (цитата).

     •        Коренной переворот в жизни общества (революция).

  1. Встать на кончики пальцев (на цыпочки).
  2. Род перчаток с отделением только для большого пальца (рукавицы).
  3. Систематизированное собрание каких-либо предметов (коллекция).
  4. Переносная станция (рация).
  5. Вихревое движение атмосферы с осадками (Циклон)

3. Игра «Передай мелок другому» (Слайд 9) на электронной доске

          Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически покажите, в какой части слова пропущена буква. Затем передайте мел и вызовите к доске своего друга.

                        Н-р, цыган

       Ц…рк, медиц…на, порц…я, ц…ган, молодц.., рукавиц…, ц…фра, модниц…, ц…почки,  операц…я,  лисиц…н хвост,  ц…пленок.

  1. +1Контроль по теме. ( Для слабоуспевающих – самоконтроль. Работа с тестом на ноутбуках)

Давайте послушаем с вами текст, в котором описываются впечатления вашего ровесника Вовы Синицына о посещение цирка. Читает Борисов М.

В ц…рк.

Сегодня мы идем в ц…рк. Мы - это папа, мама, моя сестренка и я, Вова Синиц…н. Папа сказал, что сегодня будут выступать борц…, гимнасты, акробаты, наездниц…, мотоц…клисты, веселый зверинец.

Весь день я смотрел на часы. Наконец, маленькая стрелка остановилась на ц…фре "три". Отец скомандовал нам, что пора собираться, но мы давно уже были готовы.

По дороге в ц…рк, на углу одной улиц…, папа купил букет душистой белой акац…и для артистов, а нам вкусные леденц…. Сестрёнка приподнялась на ц…почки и понюхала цветы. Ах, как они пахнут! А нес их я.

Вот и цирк. Круглолиц…й контролер с улыбкой пригласил нас в зал.

Подпишите листочки и заполните пробелы на месте пропусков. На выполнение задания вам 5 минут.

  1. Рефлексия Слайд 11

- С какой орфограммой познакомились на уроке?

- Что нужно знать, чтобы правильно писать Ы или И после Ц?

Оценки за урок.

За высокий темп работы –

За глубину знаний –

За аккуратность и чистоту исполнения –

За умение сосредоточиться –

За активность –

 (Слайд 12) Домашнее задание : параграф 43, составить алгоритм,

упр. 431

(Слайд 13)Прозвучал для вас, ребята,

                    Наш урок про ЦЫ и ЦИ.

                    Кто не понял, те цыплята,

                    Кто запомнил, молодцы!