Национально-региональный компонент в структуре содержания иноязычного образования
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nacionalno-regionalnyy_komponent_v_strukture_soderzhaniya_inoyazychnogo_obrazovaniya.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование современных педагогических технологий
в обучении английскому языку
Р.А. Степанова,
учитель АЯ МОУ «Гимназия №4» г. Елабуга
Образование на рубеже тысячелетий, как мы знаем, обновляется и изменяется. Какое образование востребовано сегодняшним и, что еще важнее завтрашним обществом? Образование сегодня, как никогда, является основой развития личности, гарантией социальной мобильности и социальной устойчивости выпускника школы.
Ориентация на личность учащегося определяет и современную концепцию языкового образования. В области изучения ИЯ главной целью является развитие деловой личности, способной эффективно осуществлять межкультурное общение. Эффективное владение ИЯ как средством, обеспечивающим потребности социально-культурной деятельности, предполагает, прежде всего умение самостоятельно, «через всю жизнь» работать над изучением языка, развивать свою коммуникативную и информационную культуру. В связи с этим широкое распространение получают новые технологии в изучении иностранных языков, помогающие реализовать реальные потребности овладения и использования изучаемого языка в информационной, образовательной и социально-культурной деятельности.
Анализ появившихся и нашедших свое применение новых технологий обучения иностранным языкам позволяет сделать вывод о том, что ведущими в настоящее время являются те из них, где удалось интенсифицировать процесс обучения и осуществить гуманистическую и коммуникативную направленность обучения, способствующую развитию личности обучаемого, раскрытию его индивидуальных способностей.
В своей педагогической практике я опираюсь на технологии, занимающие значительное место в современной методике преподавания иностранных языков:
- коммуникативная методика обучения языкам
- проектная технология
- технология «Портфолио».
Средством реализации обновленного содержания иноязычного образования являются современные отечественные и альтернативные зарубежные учебно-методические комплексы, главным принципом которых является ярко выраженная коммуникативная направленность.
В нашей гимназии мы работает по альтернативным учебникам издательства «Oxford University Press»: УМК «Zabadoo», «Hotline» и «Matrix». Обучение по данным учебникам строится на вовлечение учащихся и в устную (аудирование, говорение) и письменную (чтение и письмо) коммуникацию, т.е. общение на изучаемом языке на протяжении всего курса. Грамматика, лексика и фонетика представлены здесь в коммуникативном контексте так, что учащимся становится понятно их использование в речи. Кроме того, учащимся предлагаются приближенные к реальной жизни задания, в ходе выполнения которых систематически развиваются иноязычные речевые умения.
В атмосфере доверия и сотрудничества учащиеся включаются в познание окружающего мира, учатся выражать собственное мнение, делиться опытом, принимают участие в деятельности, имитирующей реальные ситуации, поощряется совместная деятельность учащихся.
Обучение грамматике в рамках основного курса дополнено «Видеокурсом по коммуникативной грамматике» («Video English for schools» издательства «Титул»), где учащиеся получают возможность на видеоматериале отработать различные грамматические конструкции в речевых ситуациях.
Для формирования коммуникативной компетенции вне языкового окружения необходимо предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-то проблемы, рассуждать над возможными путями решения этих проблем. Важно, чтобы в центре внимания была мысль, чтобы акцент с различного рода упражнений был перенесен на активную мыслительную деятельность учащихся. Такую возможность нам дает метод проектов.
Данная технология способствует развитию творческих способностей учащихся и развивает их воображение, любознательность, стремление и самореализации. В ходе подготовки проектов раскрывается творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Метод проектов учит вести исследовательскую работу, работать в коллективе, вести дискуссию, решать проблемы. При этом язык является средством для решения этих проблем, т.к. перекидывается мостик от изучения языка к его практическому применению.
В процессе работы по УМК «Hotline», «Matrix» учащиеся вовлекаются в создание творческих, ролевых, издательских, организационных, информационных проектов, монопроектов, а также межпредметных проектов. Так, например, в рамках темы «The Past» («Биография») («Hotline Elementary») был создан проект «Литературная гостиная «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы»» совместно с учителем литературы, по биографии Марины Цветаевой и кавалерист-девицы Надежды Дуровой, чьи судьбы связаны с историей города Елабуги. Изучение темы «News» (Hotline Starter) предполагает издание спецвыпуска газеты «YES (Young English Students»).
Работа над проектами помогает учащимся включиться в творческую и исследовательскую деятельность по предмету: это научно-практические конференции различного уровня, конкурсы творческих работ, Российский заочный конкурс «Познание и творчество».
Все достижения учащихся: проектные работы, творческие работы, свидетельства и грамоты, собираются на протяжении всех лет изучения иностранного языка в «Языковой Портфолио», цель которого выявить прогресс учащегося относительно самого себя, как развивающейся личности. Технология «Портфолио» является технологией оценочной деятельности учителя и учащегося в контексте личностно-ориентированного обучения и направлена на развитие личности учащегося, его рефлексивного мышления, умений самоконтроля и самооценки, т.е. того механизма, который осуществляет управление (самоуправление) учебной деятельностью. Она развивает умение анализировать учебную деятельность, помогает учащимся осознавать проблемы, которые возникают в учебной деятельности, находить пути их решения и ставить свои индивидуальные цели обучения. Учебная деятельность представлена в «Портфолио» в задокументированном виде, что делает ее прозрачной и доступной для постоянного анализа, как с позиции учителя, так и с позиции учащегося.
Существует три вида «Портфолио»: «Рабочий портфель», «Портфель достижений» и «Портфель-отчет». На первых этапах изучения иностранного языка – это «Рабочий портфель», где учащиеся в хронологическом порядке собирают свои работы. На средней ступени – это «Портфель достижений». Учащиеся отбирают те работы, которые считают наиболее успешными. В классах с расширенным изучением английского языка практикуется «Портфель - отчет», который содержит также материалы о прогрессе учащихся относительно стандарта, он также включает в себя «Портфель достижений».
Работа с «Portfolio» фиксирует внимание учителя и учащихся на процессе обучения и переносит акцент в оценочной деятельности учителя и учащихся с формальной оценки на наблюдение и анализ, формирует самостоятельного, независимого учащегося, ответственного за результаты своей учебы.
Итак, использование современных педагогических технологий в обучении иностранным языкам позволяет сделать следующие выводы:
Целью инновационных технологий является развитие личности, способной самостоятельно ставить и отыскивать решения новых, нестандартных проблем.
Современные педагогические технологии – это «Школа развития», для которой характерны демократичность, открытость, рефлексивность в ходе решения проблем, наличие у учащихся мотива к самосовершенствованию, интереса к деятельности.
Все это приводит к ситуации успеха и является «золотым ключиком» в повышении мотивации в изучении иностранного языка.
Литература
Коряковцева Н.Ф. «Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык». – М., 2002г.
Ксензова Г.Ю. «Оценочная деятельность учащегося» - М., 2000г.
Овчинникова Е.Н. «Портфель» как технология оценочной деятельности учителя и учащегося»,// Сб.статей «Школа, где процветает грамотность», - М, 2005г.
Сметанникова Н.Н. «Аутентичное оценивание и технология оценочной деятельности «Портфель»,// Актуальные проблемы содержания и методики обучения иностранным языкам. Сб. докладов и тезисов международной научной конференции – Владимир, 2001г.
Современные технологии обучения иностранному языку в условиях обновления содержания языкового образования (материалы научно-практической конференции), – Нижнекамск, 2003г.