Внеклассная работа по литературе: "Мы в мире пословиц".

Монгуш Екатерина Михайловна

Раскрыть связь культуры русского народа и его языка;

анализ источника и пути высказывания пословиц и поговорок;

 пополнить словарный запас пословицами и поговорками, использовать их в речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_po_literature.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по литературе.

Тема: «Мы в зеркале пословиц».

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Цель: раскрыть связь культуры русского народа и его языка;

анализ источника и пути высказывания пословиц и поговорок;

 пополнить словарный запас пословицами и поговорками, использовать их в речи.

Оборудование: изречения, карточки, сообщения учащихся. Презентация.

Ход. Слово учителя.

Мы войдем в такой знакомый и такой удивительный мир - мир русской литературы, сегодняшней и древней, мир нашего языка, в котором , как в зеркале, отражается эта культура- все, чего достиг наш народ в своем развитии, из чего складывается облик его бытия. Пословицы говорят: «Что край, то обычай; что народ, то и вера», «Что город, то норов, что деревня, то обрядня; что двор, то говор», т.е. каждый народ живет по- своему и имеет свою, в отличную от других народов психологию, мораль, философию.

В сокровищницу языка, а точнее, в одну из его богатейших кладовых- фонд русских пословиц и поговорок- мы и войдем с вами вместе, чтобы увидеть здесь свою историю и культуру, чтобы, прикоснувшись к богатствам родной речи, не просто полюбоваться ими, а научиться пользоваться тем, что порой оказывается скрытым от нас завесой времен, народной мудростью.

1-ое сообщение. Знаем ли мы, что такое пословица?

В нашей повседневной жизни нас сопровождают слова, которые мы употребляем не задумываясь, настолько хорошо известны нам их значения. Они называют те предметы, которые мы видим часто, используем в своем быту постоянно. Среди этих «хороших знакомцев», однако встречаются такие, которые за известной маской скрывают трудно определимое лицо. Речь идет о тех словах, которые называют отвлеченные понятия, являются плодом мышления. К ним относятся пословицы и поговорки. Слова эти существуют в нашем языке с древности, но все же продолжают оставаться достаточно неясно определенными. Стоит сказать, что на протяжении веков их значения менялись. 11-12 вв пословица «словесный договор», «соглашение», притча. Красна речь с притчею.

Поговорка - переговоры и разговор, (словарь И.И. Срезневского).

В древности на Руси пословица означала только условие, помолвку, совещание, согласие, (в простонародье- пословный).

У писателя середины 16 века Максима Грека пословица- любое выражение, оно может быть и поговоркой, и присловьем.

  1. Способность выразить завершенную мысль;
  2. Использование в ходе речи, «к слову»;
  3. Общеизвестность, т.е. воспроизводимость в речи в готовом виде»;
  4. Общепризнанность выражаемой в пословице истины»;
  5. Употребление в качестве средства повышения изобразительности и
    выразительности речи;
  6. Иносказательность (переносность значения);
  7. Поучительность.

Вот и готов портрет пословицы. Сложнее обстоит с поговоркой.

С 19 века согласно с В. Далем, который говорил: «поговорка- окольное выражение, переносная речь, простое иносказание, обиняк, способ выражения, но без притчи, без суждения, заключения, применения. Поговорка близка к пословице. Стоит прибавить лишь одно слово и ни сделать перестановку, и из поговорки вышла пословица. «Он сваливает с больной головы на здоровую». «Он чужими руками жар загребает»- поговорки (т.е. заботится о себе не щадя других). Но «свалить с больной головы на здоровую», «чужими руками жар загребать»- это уже пословицы.

Отличие пословицы от поговорки может быть сведено к разнице между словосочетанием и предложением. Но в современном языке есть устойчивые обороты речи- фразеологизмы «свалить с больной головы на здоровую» (перекладывать вину с виноватого на невинного). Как же быть ? Не создавать путаницы ?! Условимся: пословицы и поговорки близки, (наличие переносности значения у первой и отсутствия у второй). Пословицы и поговорки являются законченными предложениями, а фразеологизмы только сочетаниями слов.

Задание 1. Распределите по группам:

  1. пословицы
  2. поговорки
  3. фразеологизмы.

  1. Всяк сверчок знай свой шесток.
  2. Всякой вещи время.
  3. За двумя зайцами погонишься ни одного не поймаешь.
  4. Убить двух зайцев.
  5. Снявши голову, по волосам не плачут.
  6. Легок на помине.
  7. Пришел к шапочному разбору.
  8. Люди с базара, а Назар на базар.
  9. Пустив козла в огород, страхом яблонь не огородишь.
  10. Пустить козла в огород.
  11. Всяк себе хорош.

Учитель: Пословицы и поговорки законченные предложения.

Фразеологизмы   только   сочетания   слов.   В   пословицах   выражены   суждения   или

побуждения. Пословицы- переносное значение обязательно.

В поговорках каждое слово выступает в прямом значении.

Ответ пословицы (1,3,5,8,9), поговорки (2,11), фразеологизмы (4,6,7,10).

2-ое сообщение. Откуда берутся пословицы ?

Вопрос о происхождении пословиц, напрямую связан с обращением к материальной и культурной культуре народа. Дело в том, что пословицы представляют собой результата общения различных жизненных ситуаций, а эти ситуации могут создаваться в ходе исторических событий, возникать в повседневном быту,

  1. в профессиональной деятельности;
  2. в свободном времяпровождении;
  3. быть итогом наблюдения за явлениями природы:
  4. порождаться попытками осмыслить неизвестное и непонятное в действительности;
  5. отражать народную психологию, этику, мораль;

- оказывать ситуации общения, взаимодействия разных территориальных и социальных групп населения одной страны, а иногда и контактов различных этносов.

Задание 2. Проанализируйте пословицы с точки зрения источника происхождения.

  1. Без закваски хлеба не месят.
  2. Без клиньев кафтана не сошьешь.
  3. Бог даст день, даст и пищу.
  4. Всяк пляшет, да не как скоморох.
  5. Гром не грянет- мужик не перекрестится.
  6. На брюхе шелк, а брюхе щелк.
  7. Незваный гость хуже татарина.
  8. Не красна изба углами- красна пирогами.
  9. Сколько волка, не корми, он все в лес смотрит.
  1. Яблочко от яблоньки недалеко падает.
    Ответ:

  1. наблюдения за природой- 9,10
  2. трудовая деятельность- 1,2,4 (скоморох пляской зарабатывает деньги)
  3. атрибут праздничного стола- 8 (русский обычай- встреча пирогами)
  4. имущественное и социально расслоение общества- 6
  5. религиозное представление- 3,5
  6. времена татаро-монгольского ига- 7.

3-е сообщение. Вся семья вместе, так и душа на месте.

В разные времена существования цивилизации на Земле человек по -разному видел свое место в мире. Чем беззащитнее он был перед окружающей природой, чем меньше средств обезопасить свою жизнь у него было, тем в более крупных, многочисленных сообществах ему легче было существовать. Поэтому в первобытном обществе основной формой трудовой и бытовой общности был род. Семья, как свидетельствуют социологи, обрела вид устойчивого объединения с разложением родового строя и появления частной собственности. На протяжении столетий семья меняла свою сущность. В русских пословицах семья предстает как кровнородственное объединение патриархального типа. Однако главенство мужчины в семье порою оспаривается со стороны женской половины. Да и вообще пословицы о семье предстают как две противоречащие друг другу группы изречений. В одной создается образ идеальной патриархальной семьи, показано, какой она должна быть. Вторая же подсказывает, что происходит в жизни семьи в действительности, как складываются отношения между ее членами. Чтобы увидеть этот раскол между желаемым и существующим, обратимся к самим пословицам.

Итак, семья- это прежде всего союз мужчины и женщины. Какие требования предъявляли наши предки к тем, кто создает семью ? Каким должен быть жених, а какой-невеста ?

Задание   3.   Попробуйте  заполнить  «анкету»   на  жениха,  воспользовавшись  русскими пословицами.

  1. Горе, горе, что муж Григории, хоть бы болван, да Иван;
  2. Для щеп люди женятся, для мяса- замуж  идут;
  3. Добьет нужда до худого мужа;
  4. Достался гадине виноградная ягода;
  5. Жених весел, всему браку радость;
  6. Жених что лошадь; товар темный;

  1. Заглазного купца кнутом бьют;
  2. За молодым жить весело, за старым- хорошо;
  1. За старым, жить- только век должитъ; за малым жить- только маяться; за
    ровней жить- тешиться;
  1. Коли суженый урод, так будет у ворот;
  2. Невеста родится, жених на коня садится;
  3. Не за отца отдать, за молодца;
  4. Не молодца любят, денежку;
  5. Не найдешь паренька- выйдешь и за пенька;
  6. Не ту леи, красава, что за пьяницу попала (побьет, не воз навьет, а волюшка своя);
  7. Нету такого, выйдешь и за сякого;
  8. Сладко, сладко жених прислал, а слаще того сам привезет;
  9. Стар муж, так удушлив, молод, так не сдружлив;
  10. Суженого и конем (и кривыми оглоблями) не объедешь;
  11. За молодым жить весело, а за старым хорошо;
  12. Хоть за вола, только б в дому не была;
  13. Хоть за лыску, да близко;
  14. Хоть за нищего, да в Татищево;
  15. Худ мой Устим, да лучше с ним;
  16. Человек по сердцу- половина венца.

Задание 4. Составьте по приведенным ниже пословицам портрет идеальной невесты и отметьте, всегда ли она в жизни ему соответствовала, отмечали ли пословицы оборотную сторону медали, когда требуемое качество вело к нежелательным последствиям.

  1. Бери, чтоб не каяться, эюить в любви да не маяться;
  2. Бесприданница- безответница;
  3. Ближняя хаянка (5) лучше дальней хваленки;
  4. Брагу сливай, не доквашивай; девку отдай не доращивай;
  5. Будь жена хоть коза, лишь бы золотые рога;        
  6. Была бы кость да тело, а платье сам делай;
  7. В клетках птицы, а в термах девицы;
  8. Выбирай корову по рогам, а девку по родам (по родителям);
  9. Держи деньги в темноте, а девку- в тесноте;
  10. Дочку в колыбельку- приданое в коробейку;
  11. Женино добро колом в горле стоит;
  12. Жену выбирай не глазами, а ушами;
  13. И большое приданое не сделает мужа;
  14. Кабы всякому по нраву, так бы и царства небесного не надо;
  15. Красна пава перъем, а жена нравом;
  16. Красную (6) жену не в стенку врезать;
  17. Лучше на убогой жениться, чем с богатой браниться;
  18. Много выбирать - женатым не бывать;
  19. Не заламывай рябинку не вызревгиу; не сватай (не бери) девку не вызнавши;
  20. Платье на грядке (7), а дурак на руке;
  21. Приданое в сундуке, а урод на руке;
  22. Сиди, девица, за тремя порогами (запорами);
  23. С лица не воду пить, умела, бы пироги печь;
  24. Смиренье- девичье ожерелье;
  25. У цыгана не бери лошади, у попа не бери дочери;

26.        Чего девушка не знает, то ее и красит.

Итак, жених и невеста входили в новую, вроде бы знакомую, как у всех, но в то же время и совершенно неизведанную до этого жизнь- жизнь семейных людей. О том, как происходил этот переход, мы поговорим попозже, отдельно, когда обратимся к славянской обрядности. Пока же мы продолжим наблюдение за нашими двумя героями «пословичного романа». Теперь они становились мужем и женой. Как отмечает пословица, сталась двойчка, так будет и тропика. Постепенно семья увеличивалась: появлялись дети. Какими были отношения в этом кругу близких людей? Чувствовали ли они себя в нем на равных? Конечно, нет. Иначе какая же это патриархальная семья!

4-ое сообщение. Безобычному человеку с людьми не жить.

Мы уже выяснили, что русский человек на протяжении многих столетий ощущал себя частицей семьи и знал в нем свое место, свои права и обязанности. Но ведь жизнь его не сводилась только к соблюдению правил поведения в семье. Семья жила, существовала день за днем, год за годом. Это был повседневный быт, сплетавшийся из будней и праздников. Многое о русском быте можно узнать из пословиц. Например, каким трудом занимались наши прадеды, какими ремеслами владели, к каким промыслам обращались ? Как проводили свой досуг ? Как отмечали важные события в своей жизни, да и что считалось важным в жизни русских людей в прошлые времена ?

Попробуем и мы отыскать ответы на все эти вопросы в пословицах. Конечно, не стоит ждать, что они расскажут нам обо всем досконально. Однако многое станет для нас ближе. Открытое ключом пословичной мудрости. Главное же, что даст знакомство с пословицами и поговорками,- мы узнаем не только что делали, но и как оценивали свою жизнь и свой быт наши предки, на какие размышления наводили их разнообразные занятия, какие закономерности и логические взаимосвязи открывались наблюдательным людям.

Главным занятием значительной части населения Руси было хлебопашество. Именно хлеб издавна был таким продуктом, без которого не мылился обед. А у бедняка он зачастую оказывался единственным видом пищи, поскольку выращивался самим крестьянином и храниться мог в течение всего года.

Задание 5. Вспомните пословицы и поговорки, упоминающие о хлебе. Скажите, всегда ли слово  хлеб   в   них   означает  исключительно   вид   пищи,   приготовленной   из   муки   с

добавлением некоторых других продуктов ?

i

Вспомнить без обращения к сборникам пословиц мы можем немного устойчивых фраз о хлебе. Другое дело- устойчивые словосочетания- фразеологизмы. Они у нас на слуху, и тут, как говорится, за словом (точнее, за фразеологизмом) в карман лезть не надо. Кто не помнит такие обороты, как ради куска хлеба, зарабатывать на хлеб, потчевать хлебом-солью, помнить хлеб-соль чью-либо, жить на хлебах у кого-либо, сидеть на хлебе и воде, посадить на хлеб и воду кого-либо, есть свой хлеб, перебиваться с хлеба на квас ?

Само собою напрашивается вывод: в наше время пословицы в значительной своей массе вышли из широкого употребления. Но все же большую из часть, даже никогда не слышав, мы понимаем. Поэтому попробуем разобраться с значениями и других пословиц о хлебе, тем более что многие из них по смыслу перекликаются с упомянутыми фразеологизмами.

Задание 6. Ориентируясь на итоги предыдущего задания, попробуйте объяснить, каковы значения следующих пословиц, в каких ситуациях их могли употреблять:

/.   Всякая погудка (17) по хлебу добра;

  1. Голодной куме хлеб на уме;
  2. Дожили до мату (18): нет ни хлеба, ни табаку;
  3. Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою;

5. От хлеба хлеба не ищут;

6. Свой хлеб дороже (слаще) чужих пирогов;

7.Только ангелы с неба не просят хлеба;

  1. Хлеб хлебу брат;
  2. Хлеба нет, так и друзей не бывало;
  3. Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай

.

Да, для каждого народа можно, наверно, назвать такой самый главный продукт, каким для русского был и остается хлеб. Для японца это, конечно, рис, для молдаванина-кукуруза, мамалыга и т.д. Но ведь не только хлеб мы едим, и отнюдь не только им питались наши предки. А что еще было на их столе ?

Всего, видно не перечислить, но что-то припомнить можно.

Слово учителя.

Для каждого времени и каждого возраста актуальны и важны свои пословицы -главное, вовремя узнать и понять. Пословицы - достояние народа, предмет национальной гордости. Несколько столетий назад их начали бережно собирать и записывать по всему миру. Они кочевали из одной страны в другую, но сути своей не теряли. Наблюдая за своей и чужой жизнью, анализируя ее, люди делали выводы, фиксировали их в метких образных выражениях, которые старались запомнить, сберечь, передавали из уст в уста, чтобы человек приобретал жизненный опыт, а вместе с ним и мудрость.

*

Используемая литература.

  1. Савенкова Л. Б. Мы в зеркале пословиц. Ростов – на –Дону. 2006 год
  2. Ресурсы Интернета.

МОУ ХОВУ - АКСЫНСКАЯ ОСШ

Внеклассное мероприятие по литературе.

: 

Разработала: Монгуш ЕМ

2011 год