Тема: «Люди и куклы по рассказу Е. И. Носова «Кукла».

Монгуш Екатерина Михайловна

Разработка урока содержит элементы проблемного изучения материала, интеграции, РКМЧП. К этому урока есть презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nosov._kukla..doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Люди и куклы по рассказу Е. И. Носову «Кукла».

Цели:

образовательные: 

познакомить учащихся с творчеством писателя, раскрыть идейно – художественные особенности рассказа е. И. Носова «Кукла»;

выяснить нравственный смысл рассказа Е.Носова «Кукла»;

показать протест писателя против равнодушия, безразличного отношения к окружающему миру;

развивающие: 

уметь самостоятельно делать выводы об авторской позиции; сравнивать эпизоды, подбирать цитатный материал, аргументировать свою точку зрения;

воспитательные:

формировать понимание поступков, мотивов поведения людей;

воспитывать у учащихся чувство сострадания, протест против эгоизма, равнодушия и зла современной жизни; бережное отношение к природе.

Здоровьесберегающая среда:

соблюдение гигиенических условий  (чистота кабинета, проветривание                               перед уроками, освещение кабинета, чистота доски).

Контроль учителя за осанкой учащихся в течение урока.

Оборудование. Презентация (приложение № 1). Рабочая тетрадь. Компьютер.

                             Мультимедийный проектор.

Ход урока.

2 слайд.

Сегодня на уроке познакомимся с творчеством Евгения Ивановича Носова.

Е. И. Носов — родом из курских мест, человек, прошедший войну, переживший ранение и другие беды военных лет, навсегда сохранивший в своей душе открытость и сочувствие к попавшим в беду.

1. Задание: прочитайте статью учебника (стр.168 – 170), найдите ответ, что питает «писательское вдохновение» и что является «неизменной темой» писателя?

Ответы учащихся.

«Просторный луг…, таинственный лес…, паровозные дымы за лесом, манившие меня в дорогу, -оказалась потом литература…».

«Моей неизменной темой остаётся по – прежнему жизнь простого человека, его нравственные истоки, отношение к земле, к природе и ко всему современному бытию».

3 слайд.

2. Что вы узнали о писатели?

Корреспондент.

Фронтовик.

Заядлый рыбак.

Любитель ночёвок у костра.

Учитель.

Признание читателей Носов завоевал «прежде всего умением рассказывать об увиденном, услышанном, пережитом. И не просто рассказать, а показать зримо, выпукло, ярко, живописно…».

4 слайд.

 Словарная работа, выявление непонятных слов. (Работа с устаревшими словами).

  1. Белокопытник – многолетнее травянистое лекарственное растение.
  2. Буравить – сверлить.
  3. Быстрина –ускоренное течение с водоворотами.
  4. Водоворотить –образовывать вращательное движение воды.
  5. Воронёная (проволока)- предохранить от ржавления.
  6. Глупиться – издеваться.
  7. Гукать – издать глухой звук.
  8. Девонская (глина) –третий по порядку период палеозойской эры.
  9. Донная (тина ) – находящаяся на дне.
  10. Дурнишник – род однолетних трав.
  11. Задубелые (пальцы) – закоченевшие.
  12. Куга – болотное растение (камыш).
  13. Меляк – нарост загрязнений на реке.
  14. Перемёт – рыболовная снасть с крючками.
  15. Сиж – шалаш на льду.
  16. Фугас – заряд взрывчатого вещества.

5 слайд.

3.Создание проблемной ситуации.

 Как вы понимаете тему урока: «Люди и куклы».

Слушаю предположения ребят. Обобщаем высказывания.

Люди противопоставлены куклам по нравственным ценностям: уважение,

сострадание, милосердие – бессердечию, душевной  глухоте, чёрствости.

Крик о помощи, сердечная боль, возмущение равнодушием людей, губящих все, что их окружает, — таков лейтмотив рассказа, который предстоит нам прочитать, пережить и обсудить.

Критик В. Чалмаев подчёркивает: «…для Носова  самые смелые представления о прекрасном – в современном человек, природе, в родной  истории …».

6 слайд.

Евгений Носов любит родную природу. В рассказе много пейзажных зарисовок.

4. С какой целью писатель создаёт эти картины? Приведите примеры из текста.

Выводы.

С одной стороны автор показывает торжество природы, подчёркивая  величие природы России. «Мы пошли мимо школьной ограды по дороге, обсаженной старыми ивами, уже охваченными осенней позолотой. В природе было ещё солнечно, тепло и даже празднично….»  С другой – последствия  безрассудной  деятельности человека к окружающей среде.( « В грязном придорожном кювете валялась кукла…»).

5. Как называется такой приём в литературе?

Контраст как основной художественный приём. (антитеза).

7 слайд.

6. Какими вы видите героев рассказа? Расскажите о них.

Рассказчик ( повествование ведётся от  1 лица) и перевозчик Акимыч. Любили рыбалку, природу. Воевали в горбатовской третьей армии. Участвовали в «Багратионе». Выбыли из войны в одном месяце. Внешне спокойные, сдержанные, неравнодушные люди.

8 слайд.

7. Рассказчик – наблюдательный человек. По какому поводу он говорит: «Зачем же далеко в историю забираться?»

О чём мы думаем, когда автор сравнивает прежнюю и нынешнюю реку? Найдите цитаты в тексте?

  1. «…денно и нощно урчат, булькают и всхлипывают страшноватые воронки, которых избегают даже гуси.   Ночью у омута и вовсе не по себе…полоснёт по воде…из ямы мотёрый хозяин – сом».
  2. «Русло сузилось, затравенело, чистые пески…затянуло дурнишником… Не стало тягунов – быстрин,…где буравили речную гладь литые…язи…горбом выпер грязный серый меляк…».

Уродливое отношение людей  к живой природе. Автор заставляет нас почувствовать вину за трагическое её состояние.

9 слайд.

8. Изменение на реке сказались на жизни героев?

«Подхожу и не верю глазам… невдомек  глупому (гусаку), что…недавно под ним было шесть-семь метров чёрной кипучей глубины».

«Глядя на зарастающую реку…И даже удочек не разматывай! Не трави душу.»

«Гляжу шалаш твой сожгли».

«В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги…светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа  зияла большая дыра…прожжённая сигаретой…».

9. Как бы вы назвали этот поступок? Баловство, шутка, бессердечность?

10 слайд.

10. Сравните рассказ Носова «Кукла» и стихотворение К. Случевского?

Куклу бросил ребёнок. Кукла быстро свалилась,

Стукнулась глухо о землю и навзничь упала…

Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала

Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась,

Руки раскинула, ясные очи закрыла…

На человека ты, кукла, вполне походила!

Учитель. Человек и кукла ПОХОЖИ!?

11.  Подумайте, о чём сказал Р. Гамзатов?

Глаза у нас намного выше ног,

В том смысл я вижу и особый знак.

Мы сотворены, чтоб каждый мог

Всё осмотреть, пред тем как сделать шаг.

11 слайд.

12. Что заставило человека поступить по - варварски?

Нравственное падение человека. Душевная неполноценность людей. Всё вспоминаем, что было раньше!? Люди утратили вечные ценности: доброта, бережное отношение ко всему живому, умение оценивать свои поступки, самое страшное, приобрели наслаждение в наглости. Как сказал Ф. Бекон: « В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорною травою; пусть он своевременно поливает первое и истребляет вторую».

12 слайд.

13. Как герои объясняют истоки зла?

«Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят. А от них дети набираются…». «Детишки бегают – привыкают к святотатству…».

Носов говорит об ответственности взрослых за судьбу детей.

13 слайд.

14.Что же  может вынести детство из тех картин жизни, которые рисует Носов? Работа с текстом.

  1. «А люди идут мимо – каждый по своим делам…».
  2. «Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают.»
  3. «Везут малышей в колясках и бровью не поведут».
  4. «Сколько мимо прошло учеников!»
  5. «А главное – учителя: ведь они тоже мимо проходят…Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха…

Писатель поднимает проблему воспитания детей в семье. Безразличие, равнодушие, пошлость взрослых  ко всему окружающему.  Рядом с этим и дети.

Задумайтесь!

Если ты думаешь на год вперёд, посади семя.

Если ты думаешь на десятилетия вперёд, посади дерево.

Если ты думаешь на век вперёд, воспитай человека.

                Восточная мудрость.

14 слайд.

15. Почему  сердце комом сжимается у Акимыча?

«…иную (куклу) так сделают, что от живого дитя не отличишь, и плачет по – людски…»

«Может, со мной с войны такое…Колотит меня всего…».

Акимыч – человек неравнодушный. Страдает: растерзанные куклы напоминают ему о войне.

15 слайд.

16. Прочитаем описание похорон куклы. Какие выводы о личности Акимыча можно сделать, прочитав данный отрывок?

Он переживает за всё.

17.Что бы вы сделали, если такой герой повстречался вам на пути?

16 слайд.

18. «Всего не закопать…». О чём это?

Акимыч не может спокойно воспринимать жестокость, равнодушие.  «Акимыч вдруг побледнел, лицо напряглось той страшной его окаменелостью…, будто в них застряло и застыло что-то невысказанное…».

 «На берегу, в тростниковом шалаше, мне не раз приходилось коротать летние ночи».

Акимыча застал  «возле шалаша за тайным рыбацким делом…».

19. Почему герои дорожат тишиной?

Уйти от суеты жизни. Забыться в уединении.

20. Вернёмся к началу урока. (Гиперссылка). Что вы можете добавить по проблеме урока. В чём убеждает нас писатель?

 Это поучительная история: для чего дана нам жизнь: способны ли молодые сохранить духовные ценности.

17 Слайд.  Многие известные люди размышляли о смысле жизни, и их мысли и размышления дошли до нас. Они вылились в афоризмы, стихотворения. Созвучны ли эти мысли нашему разговору? 

У ночи – мрак,

У листьев – шум,

У ветра свист,

У капли – дробность,

А у людей – пытливый ум

И жить упорная способность.

  1. Л.Мартынов.

  1. Смысл жизни.

В жизни по – разному можно жить.

В горе можно и в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так:  на рассвете встать

И, помышляя о чуде.

Рукой обожжённого солнца достать

И подарить людям.

Сергей Островой.

18 слайд. Рефлексия.

Продолжи…

  1. Хорошая жизнь-это…
  2. Самое главное в жизни….
  3. Нельзя прожить без…
  4. Я люблю природу…

  1. «Жить – значит действовать». А. Франс
  1. «Кто не отзывается на зов, отказывается от того, зачем его зовут». Суахали
  2. «Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений».  Гораций

Домашнее задание.

Творческая работа.

Как вы понимаете цитату

Ты понял жизни цель:

Счастливый человек,

Для жизни ты живёшь.

А. С. Пушкин.