.Презентация к уроку в 5 классе "Род имён существительных."

Монгуш Екатерина Михайловна

В презентации использованы элементы современных педтехнологий по теме урока. РКМЧП,

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon rod_imyon_sushchestvitelnyhurok_v_5_klasse.ppt206 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок в 5 классе. Род имён существительных. Подготовила: учитель русского языка и литературы Монгуш Е. М.

Слайд 2

Актуализация знаний. «Знаю» «Умею» Женский род Мужской род Средний род Относится к постоянным признакам. Определять род существительных, подставляю слова - помощники: моя, мой, моё.

Слайд 3

Повторим определение рода имён существительных. Род имён существительных Женский род На -а(-я) и мягкий согласный Мужской род На согласный, редко на –а(-я) Средний род На –о(-е) Запишите существительные, укажите, к какому роду они относятся. Лебедь, мышь, картофель, бандероль, тюль, фасоль, рояль, шампунь, овощ.

Слайд 4

Решите «уравнения», подобрав вместо Х однокоренные существительные женского рода. Пианист: пианистка = солист - х_______ Грек: гречанка = турок - х__________ Купец: купчиха = пловец – х________ Артист: артистка = машинист – х____ Обозначьте суффикс, образующий новое слово. В каком случае «уравнение» решить нельзя и почему? В разговорной речи имеется устойчивая тенденция к образованию парных существительных женского рода по продуктивным моделям: геолог -- геологиня, врач – врачиха. Все они нарушают нормы современного русского литературного языка и употребляются лишь в исключительных случаях. солистка турчанка пловчиха – разгов. машинистка

Слайд 5

Определите род данных имён существительных? Он или она? Мой или моя? Неясно . Эти слова называются словами общего рода , и «приобретают» они мужской или женский род только в контексте. Какой мальчик злюка! Какая девочка злюка!

Слайд 6

Всегда ли легко определить род? Женский род Мужской род Средний род Мозоль вуаль туфля Тюль лебедь шампунь Какао повидло Запомните! Два французских слова: какао и кофе – употребляются как слова двух родов: ароматное какао – среднего рода; терпкий кофе – мужского рода. В современном русском языке слово кофе мужского рода , но «допустимо употребление этого слова и в среднем роде : сгущённое кофе с молоком».

Слайд 7

«Третий лишний». Молодёжь, картофель, путь. Неряха, туфля, ветчина. Самостоятельно составьте цепочку слов на изучаемое правило.

Слайд 8

Упражнение № 500, 501.

Слайд 9

Род склоняемых имен существительных. Как мы определяем и выражаем род существительного? На род имени существительного (кроме его падежного окончания) указывают: а) формы прилагательного: большой стол , красная ручка , широкое окно ; б) формы глагола: мальчик читал книгу ; девочка изучала язык. У многих слов трудно определить род. К ним относятся существительные: а) мужского рода: толь, тюль, ботинок, табель, занавес, комментарий, корректив, овощ, погон, рельс, рояль, санаторий, профилакторий, зал, сленг ; б) женского рода: бандероль, бакенбарда, туфля, тапка, простыня, мозоль, просека, расценка ; в) среднего рода: полотенце, повидло, чучело, щупальце . Запомните данные слова! Употребление их в другом роде является грубым нарушением нормы! вывод

Слайд 10

Исправьте ошибки. Подберите пару. Мужской род Женский род Бык Бычиха Петух Петушиха Баран Баранка Слон Слоныня Волк Волкушка Стул Стулка корова курица овца слониха волчица Табуретка Род и пол животных сводится к замене имеющегося существительного мужского рода существительным женского рода иного корня: бык – корова .

Слайд 11

Оцените свою работу на уроке. Поставьте на полях тетради +, если отвечаете «ДА», если «НЕТ» , то - 1. Сможешь ли ты безошибочно найти в тексте имя существительное? 2. Сможешь ли ты определить род имен существительных? 3. Согласен ли ты, что в русском языке только два рода имен существительных? 4. Можешь ли при определении рода пользоваться словами- подсказками? 5. Сможешь ли ты определить род имен существительных во множественном числе? - У кого 4 +? Молодцы. У кого нет, не огорчайтесь, время для исправления ещё есть.

Слайд 12

Параграф-94, упражнение № 505. Спасибо за урок! Домашнее задание.

Слайд 13

Использованные материалы. Влодавская Е. А. Дидактические материалы. 5 класс. 2011 http://www.tsengtours.com/files/rod-nesklonyaemyih-suschestvitelnyih-v-6-klasse.html http://www.dofa.ru/open/book/1_russ/u12.htm http://900igr.net/kartinki/russkij-jazyk/Urok-Rod-imjon-suschestvitelnykh/023-Molodtsy.html


 

Комментарии

Борисова Наталья Ивановна

Спасибо большое. Замечательная работа!