Разработка урока по теме: «Род имён существительных». 5 класс
Цель урока: формирование учебной компетенции определения рода имён существительных;
уметь согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с именами существительными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 650 КБ |
Предварительный просмотр:
- Слайд 1
Урок русского языка в 5 классе.
Тема: «Род имён существительных».
Тип урока: комбинированный.
Цель: Образовательные:
формирование учебной компетенции определения рода имён существительных;
уметь согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с именами существительными.
Развивающие:
Развивать умения самостоятельной работы с учебником и дополнительным материалом.
Воспитательные:
Воспитание внимательного отношения к слову.
Здоровьесберегающая среда:
соблюдение гигиенических условий (чистота кабинета, проветривание перед уроками, освещение кабинета, чистота доски).
Контроль учителя за осанкой учащихся в течение урока.
Оборудование. Презентация (приложение № 1). Рабочая тетрадь. Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Ход урока.
- Слайд 2 . Актуализация знаний.
«Знаю» | «Умею» |
Три рода имён существительных: Женский род, мужской род, средний род. | Определять род существительных, подставляю слова - помощники: моя, мой, моё. |
Род относится к самостоятельным морфологическим признакам. |
Средний род
На –о(-е)
Мужской род
На согласный,
редко на –а(-я)
Женский род
На -а(-я) и
мягкий
Род
Слайд 3. Повторим определение рода имён существительных.
Задание1. Распределительный диктант. (письменно).
Запишите существительные, укажите, к какому роду они относятся.
Лебедь, мышь, картофель, бандероль, тюль, фасоль, рояль, шампунь, овощ.
- Слайд 4. Решите «уравнения», подобрав вместо Х однокоренные существительные женского рода. (Устно).
- Пианист: пианистка = солист - х_______(солистка)
- Грек: гречанка = турок - х__________(турчанка)
- Купец: купчиха = пловец – х________(пловчиха – разговорное слово)- ответ.
- Артист: артистка = машинист – х____(машинистка)
- Обозначьте суффикс, образующий новое слово.
- В каком случае «уравнение» решить нельзя и почему?
Вывод по заданию:
В разговорной речи имеется устойчивая тенденция к образованию парных существительных женского рода по продуктивным моделям: геолог - геологиня, врач – врачиха. Все они нарушают нормы современного русского литературного языка и употребляются лишь в исключительных случаях.
- Слайд 5. Проблемная ситуация. (устно)
Даны слова: забияка, рёва, обжора, работяга, злюка, подлиза, непоседа, егоза, задира, засоня.
- Опережающее задание: Определите род данных имён существительных? Он или она? Мой или моя?
- Неясно?
Вывод по заданию.
Эти слова называются словами общего рода, и «приобретают» они мужской или женский род только в контексте.
Какой мальчик злюка!
Какая девочка злюка!
- Слайд 6. Создание проблемной ситуации. Всегда ли легко определить род?
Работа с таблицей. (устно).
Определить род имён существительных сложно. Есть слова, которые нужно запомнить, сверять по орфографическому словарю. В этом и заключается богатство русского языка.
Женский род | Мужской род | Средний род |
Мозоль вуаль туфля | Тюль Лебедь шампунь | Какао повидло |
Вывод по заданию.
Два французских слова: какао и кофе – употребляются как слова двух родов: ароматное какао – среднего рода; терпкий кофе – мужского рода. В современном русском языке слово кофе мужского рода, но «допустимо употребление этого слова и в среднем роде: сгущённое кофе с молоком».
- Слайд 7. Устали: отдохнём, поиграем! Игра «Третий лишний».
Ответ обоснуйте. Какой тип речи будете использовать при ответе? (рассуждение)
- Молодёжь, картофель, путь.
- Неряха, туфля, ветчина.
Самостоятельно составьте цепочку слов на изучаемое правило?
- Слайд 8. Работа с упражнениями № 500 (устно), 501(письменно). (заданию учебника).
Вывод по заданию. Не допускайте грамматических ошибок!
- Слайд 9. Обобщим изученное на уроке. «Знаю».
Сформулируйте вопросы по теме. Ответьте на вопросы учителя.
- Как определяем род склоняемых имён существительных?
На род имени существительного (кроме его падежного окончания) указывают:
а) формы прилагательного: большой стол, красная ручка, широкое окно;
б) формы глагола: мальчик читал книгу; девочка изучала язык.
- У многих слов трудно определить род. К ним относятся существительные:
а) мужского рода: толь, тюль, ботинок, табель, занавес, комментарий, корректив, овощ, погон, рельс, рояль, санаторий, профилакторий, зал, сленг;
б) женского рода: бандероль, бакенбарда, туфля, тапка, простыня, мозоль, просека, расценка;
в) среднего рода: полотенце, повидло, чучело, щупальце.
- Запомните данные слова! Употребление их в другом роде является грубым нарушением нормы!
- Слайд 10. Исправьте ошибки. Подберите пару. (устно).
Мужской род | Женский род (ответы) |
Бык | Бычиха (корова) |
Петух | Петушиха (курица) |
Баран | Баранка (овца) |
Слон | Слоныня (слониха) |
Волк | Волкушка (волчица) |
Стул | Стулка (табуретка) |
Вывод по заданию. Род и пол животных сводится к замене имеющегося существительного мужского рода существительным женского рода иного корня: бык – корова.
- Слайд 11. Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке. Поставьте на полях тетради +, если отвечаете «ДА», если «НЕТ» , то -.
1. Сможешь ли ты безошибочно найти в тексте имя существительное?
2. Сможешь ли ты определить род имен существительных?
3. Согласен ли ты, что в русском языке только два рода имен существительных?
4. Можешь ли при определении рода пользоваться словами- подсказками?
5. Сможешь ли ты определить род имен существительных во множественном числе?
- - У кого 4 +? Молодцы.
- У кого нет, не огорчайтесь, время для исправления ещё есть.
- Слайд 12. Домашнее задание.
Параграф-94,
упражнение № 505.
- Слайд 13. Использованные материалы.
Влодавская Е. А. Дидактические материалы. 5 класс. 2011
http://www.tsengtours.com/files/rod-nesklonyaemyih-suschestvitelnyih-v-6-klasse.html
http://www.dofa.ru/open/book/1_russ/u12.htm
http://900igr.net/kartinki/russkij-jazyk/Urok-Rod-imjon-suschestvitelnykh/023-Molodtsy.html
Урок русского языка в 5 классе.
Тема: «Род имён существительных».
род
Род
род
Разработала: Монгуш Е. М.
2012 год